Повышаем самооценку! Почему это важно? Или что такое уверенность в себе? Враг самому себе.

Вопрос психологу

Добрый вечер! У меня такая проблема: я очень зажатая и стеснительная! Меня сильно волнует чужое мнение, реакция людей. Порою доходит до того, что я не могу нормально ходить, не знаю, куда деть руки, горбачусь.. Вроде бы симпатичная и учусь хорошо, но с собой поделать ничего не могу. Много раз пробовала внушить себе, что надо быть спокойнее, что я такая как и все окружающие люди и что они не могут обсуждать одну лишь меня... Но не помогает. Как мне поступать? Что делать?? Татьяна.

Ответы психологов

Здравствуйте,Татьяна.Ваша стеснительность происходит от жестких правил,по которым Вас воспитывали в детстве.Вас,вероятно,часто сравнивали,высмеивали,унижали,обвиняли,из за чего породили сильное,невротическое чувство стыда.Зависимость от чужого мнения.Вы должны зависеть только от своего мнения и своих оценок.А они должны быть самые хорошие,так как Вы самая хорошая и есть.Как только Вы себя переоцените,так станете легко себя чувствовать при скоплении людей.Их мнение Вас перестанет интересовать.И Вы станете уверенной.И тогда изменится вообще качество Вашей жизни.Если не знаете,с чего начать-обращайтесь.Окажу помощь.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Доброе время, Татьяна. За стеснительностью и зажатостью, как правило, прячется много страхов , заниженная самооценка. Стеснительными не рождаются, стеснительными становятся. Необходимо разобраться - чего Вы боитесь? Что запускает этот страх ?. Очень часто эти чувства приходят из детства...Кто-то, когда-то очень нехорошо реагировал на Ваши слова или действия, кто-то унизил, и с тех пор возникает желание прежде, чем что-то сказать - сжаться, подавить себя, сказать так, чтобы не услышали. Но это привносит в жизнь огромные ограничения! Особенно, если богатый внутренний мир, и есть чем делиться с окружающими и близкими, но страхи мешают...Легко сказать - внуши себе спокойствие, откуда ему взяться, если в глубине живет так много опасений, да ещё непонятных. В таких ситуациях необходимо потрудиться. Во-первых, не спеша разобраться в чем причина этих страхов , кто их автор? Потом стараться работать над собой- чаще проявляться в общении, поддерживать разговоры и т.д. Лучше будет, если Вы обратитесь за помощью и поддержкой к значимым для Вас людям или психологам . С уважением Марина Силина.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

... я очень зажатая и стеснительная! ..

Работайте над собой. Как? Загляните

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Татьяна.

Ваша стеснительность очень похожа на скованность и нерешительность. Вам бы очень хотелось свободно двигаться, но вы зажимаетесь. Вам бы хотелось свободно общаться, но вас что-то или кто-то сдерживает, и вы не решаетесь. Что происходит? Очень часто бывает, что люди хотят соответствовать каким- то внутренним идеалам: вот это я должен сделать очень хорошо, я должен выглядеть идеально всегда, а иначе я не понравлюсь,или того хуже будут смеяться надо мной или осуждать. Часто такие люди сомневаются или бояться ошибиться: а вдруг это неправильно, а я скажу. Так приходит чувство неестественности. А окружающие его люди ничего не знают про эти внутренние идеалы, и воспринимают человека таким, как он себя ведет.И если человек чувствует свою скованность и нерешительность, или стеснительность - окружающие именно так его и воспринимают.Поэтому, Татьяна, очень понятно ваше желание быть самой собой: двигаться, как вам хочется, общаться как вам хочется, не боясь реакции окружающих и их оценки. Для того, чтобы почувствовать и встретиться со своими возможностями быть самой собой попробуйте проанализировать: в каких ситуациях вы больше всего испытываете это чувство стеснительности, с какими людьми вы чувствуете это. Часто мы сдерживаемся и нерешительны бываем с тем людьми, от которых каким то образом зависимы (от начальников, например) . Стесняемся часто проявляться при авторитетных людях, лидерах. Также стеснительность может проявляться в отношениях с противоположным полом. Полезно подумать,а с кем вы бываете естественны и свободны? Все ответы на вопросы помогут вам поближе познакомиться со своей стеснительностью. И может тогда, вы дадите себе внутреннюю свободу быть так, как хочется.

Иногда стоит обратиться к психологу . Тогда избавление от внутренней несвободы может продвигаться быстрее. А решение пойти к психологу на очный прием может быть первым шагом на этом пути.

С уважением, Оксана Парюгина.

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Руководитель проекта И. Гусинская

Корректор С. Мозалёва

Компьютерная верстка К. Свищёв

Арт-директор С. Тимонов

© Philip G. Zimbardo, 1977

First published by Jossey-Bass. All rights reserved. Перевод публикуется по соглашению с литературным агентством Doris S. Michaels, Inc., New York, USA

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

* * *

Прочитав эту книгу, вы:

Определите природу своей застенчивости, которая вовсе не обязательно идет из детства;

Узнаете, чем опасна застенчивость не только для страдающего ею человека, но и для окружающих;

Получите поэтапную методику борьбы с излишней скромностью.

Эта книга посвящается Маргарет – моей матери, Кристине – моей жене, Адаму – моему сыну и Саре Марии – моей дочери, – всем тем, кто одарил меня доверием, любовью и нежностью и научил все это ценить

Предисловие

Психологи редко становятся знаменитостями. Филип Зимбардо – один из немногих, кому это удалось. Однажды прославившись на весь мир, он по сей день пребывает в статусе живой легенды психологии и сполна собирает все полагающиеся звезде овации и упреки. Книгу, которую вы держите в руках, он написал в зените славы. Но написал совсем не о том, что ему эту славу принесло. Чем же знаменит этот психолог, заслуживший зваться «лицом и голосом современной психологии», и какие уроки может извлечь читатель из его сочинений?

Филип Джордж Зимбардо появился на свет в пору Великой депрессии – 23 марта 1933 г. – в Южном Бронксе, захудалом районе Нью-Йорка, населенном преимущественно нищими иммигрантами. Таковыми были и его родители – выходцы с Сицилии, приехавшие в Новый Свет в поисках лучшей доли. Поиски, увы, не увенчались успехом. Семья перебивалась с хлеба на воду. Не раз и не два приходилось менять место жительства из-за непосильной арендной платы. Бывало, семья тайком покидала квартиру среди ночи, дабы скрыться от домовладельца. Первенец в многодетной семье, Филип с малолетства научился успокаивать младших сестер и братьев, напуганных перспективой ночевки на улице. Не в эти ли лихие годы закладывался его талант увещевателя и мотиватора?

Достаток пришел к ученому лишь в зрелые годы. Свой первый дешевенький автомобиль он купил, уже будучи в профессорском звании, путь к которому был долгим и тернистым.

В 1968 г. Зимбардо пригласили в Стэнфордский университет (который он считал лучшим в мире) на престижную должность профессора. Избавленный здесь от борьбы за финансовое выживание, психолог получил наконец возможность полностью погрузиться в науку.

В раю Стэнфорда он стал искать середину между экспериментальным исследованием и игрой. Одним из блестящих результатов этого поиска стал так называемый тюремный эксперимент, который вошел во все учебники по социальной психологии. Тюремный эксперимент Зимбардо – классическая демонстрация силы влияния ситуации на обычных людей, влияния исполняемой роли на то, как возникает зло. Игра быстро вышла из-под контроля, и эксперимент был прерван, потому что становился непредсказуемым и опасным. Именно этот опыт сделал Зимбардо всемирно известным. Его прекратила Кристина Маслач, будущая жена Филипа Зимбардо. Она была потрясена тем, как развивался сценарий «игры», и расплакалась от жалости к испытуемым.

Скептики, правда, не устают указывать на то, что тюремный эксперимент Зимбардо совсем не безупречен как с научной, так и с этической точки зрения.

Вершина академической карьеры Зимбардо – избрание президентом Американской психологической ассоциации в 2002 г. Ложкой дегтя стало присуждение ему в 2003-м Игнобелевской премии, которую вручают за самые бестолковые и бесполезные «научные» работы. Зимбардо удостоился такой «чести» за исследование того, как простые обыватели воспринимают политических деятелей. Неоднозначное впечатление оставляет и его книга «Эффект Люцифера» (2007) – парафраз давней тюремной истории.

Книга Зимбардо «Парадокс времени» (2008) стала весьма заметным событием в мире психологии. Она повествует о нашей склонности жить прошлым, настоящим или будущим. Какой вариант предпочтительней? Со времен Карнеги психологи повторяют на все лады мантру «здесь и теперь». А как же позитивный прошлый опыт? Отвергнуть его вместе со старыми обидами и огорчениями? А мечты, планы на будущее? Зимбардо предлагает свою гармоничную схему, позволяющую обратить временную ретроспективу и перспективу в инструмент полнокровной, счастливой жизни. Представленная им концепция не имеет отношения к столь популярному ныне тайм-менеджменту – системе рационального и максимально эффективного использования личного времени. Научиться извлекать максимум выгоды из каждой секунды эта книга не поможет. Она вообще не об этом. Эта книга о содержании и ритме нашей жизни, хоть и вынуждена притворяться книгой о выгоде.

На девятом десятке классик еще бодр и активен. Он по-прежнему один из лучших в мире популяризаторов психологической науки: в 2010 г. увидело свет уже девятнадцатое издание его бестселлера «Психология и жизнь» .

«Застенчивость» – одна из наиболее известных работ Зимбардо. Она была написана еще в 1970-е, но не утратила актуальности доныне.

Проблемой застенчивости Зимбардо заинтересовался, наблюдая за поведением своих студентов. Всем нам порой приходится общаться с незнакомыми или малознакомыми людьми, проявлять инициативу, отстаивать свое мнение. Одного это воодушевляет, мобилизует, заставляет активизировать все свои способности и обаяние, и понятно, что такому человеку скорее всего удастся достичь поставленных целей и успеха. Другого подобные ситуации, наоборот, повергают в трепет: учащается сердцебиение, затрудняется дыхание, выступает пот, язык буквально отказывается произносить нужные слова. Такой человек скорее предпочтет уклониться от свидания или публичного выступления. Тем самым он отрезает себе путь к успеху. Замечено, что застенчивые люди немногого добиваются в жизни: их карьера складывается не очень удачно, деловые и личные отношения непродуктивны.

От застенчивости страдает гораздо больше людей, чем может показаться на первый взгляд (ведь она нередко прячется за показной агрессивностью или угрюмой нелюдимостью). В чем же причина застенчивости и можно ли с ней бороться?

Можно, отвечает Филип Зимбардо. Главное в его сочинении – не рассуждения, а конкретные рекомендации тем, кто хочет обрести уверенность в себе; доступные упражнения, многократно опробованные в основанной им клинике застенчивости. Вот уже более четверти века эта клиника успешно функционирует в далекой Калифорнии, а применяемая в ней методика становится достоянием психологов и застенчивых людей во всем мире, в том числе в России. А значит, есть надежда на избавление от внутренних оков и обретение внутренней свободы.

психолог, доцент МГППУ

Вступление

За прошедшие четыре года я провел психологическое исследование с целью расширить наше понимание одного из удивительных аспектов человеческой натуры – застенчивости. Как педагог и как отец, я давно почувствовал, какое сковывающее действие застенчивость оказывает на детей и подростков. Но потребовалось несколько любопытных событий, дабы я начал заниматься систематическим анализом застенчивости в качестве ученого-социолога.

Однажды перед большой аудиторией в Стэнфордском университете я читал лекцию о том, как под влиянием определенной социальной ситуации резко меняются наши мысли, чувства и поведение. Чтобы проиллюстрировать свой рассказ, я описал недавно проведенный эксперимент, в котором испытуемые студенты играли роли надзирателей и заключенных в условиях, воспроизводивших тюремную обстановку. Для участия в эксперименте были отобраны психически здоровые, судя по результатам тестов, люди, однако, проведя всего несколько дней «в тюрьме», они начали вести себя странным, ненормальным образом.

«Надзиратели», поначалу просто властные, в конце концов стали относиться к «своим заключенным» жестоко, порой садистски. «Заключенные» реагировали на эту демонстрацию власти эмоциональным расстройством, ощущением беспомощности и в итоге – тупой покорностью всем требованиям. Эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось прервать уже через шесть дней ввиду того, что личности и ценности испытуемых претерпели в «тюремных» условиях серьезные изменения.

Как же стало возможным, что эти люди так легко вжились в роли «надзирателей» и «заключенных» – роли, доставшиеся им по жребию, в результате подбрасывания монетки? Их к этому никто не готовил. Но они уже имели некоторое представление о том, что значит быть надзирателем или заключенным, поскольку сталкивались в семье и школе с разнообразными проявлениями властности и несправедливости и знали о них из средств массовой информации. Надзиратели поддерживают свою власть, требуя соблюдения правил, которые главным образом ограничивают свободу действий. Эти правила устанавливают, что заключенные могут делать из того, что им захочется, и что они должны делать вопреки своему желанию. На такого рода принуждение заключенные могут реагировать либо бунтом, либо покорностью. Бунт влечет за собой наказание, так что большинство сдается и делает все, что от них ожидает стража.

Обсуждая со своими студентами психический склад надзирателей и заключенных, я провел параллели между взаимосвязями обитателей тюрьмы и отношениями мужья – жены, родители – дети, педагоги – учащиеся, доктора – пациенты и т. д. Я спросил: «А можете ли вы представить эти два способа мышления в одной голове, два психологических типа – в одной личности?» Яркий пример тому – очень застенчивый человек.

Я продолжал: «Встречаются люди, которые имеют некоторую потребность и знают, как ее удовлетворить, однако воздерживаются от конкретных шагов. Они отправляются на танцы, умея танцевать, но что-то внутри мешает им пригласить кого-нибудь на танец или принять такое приглашение. Точно так же встречаются учащиеся, которые знают нужный ответ и хотели бы произвести хорошее впечатление на учителя, но что-то мешает им поднять руку и заставляет прикусить язык. Они воздерживаются от действий, потому что слышат голос внутреннего надзирателя: “Здесь не место так себя вести; ты неуклюж; над тобой будут смеяться; я не позволяю тебе быть самим собой, приказываю не поднимать руку, не танцевать, не петь, вообще никак не проявлять себя: ты будешь в безопасности, только если тебя никто не увидит и не услышит”. И внутренний заключенный отказывается от риска, с которым связано спонтанное поведение, и тихо подчиняется».

После занятия ко мне подошли двое студентов, чтобы получить дополнительную информацию в связи со своей «проблемой». Проблема заключалась в застенчивости – столь болезненной, что оба большую часть своей жизни проводили в стараниях избежать неловких ситуаций. Мы вместе задумались, насколько необычно было их поведение и вообще в какой степени застенчивость распространена среди молодежи. Я мог быть заинтересованным слушателем, но, увы, не был искушен по части проявления, последствий и «лечения» застенчивости. Следуя лучшим академическим традициям, я порекомендовал им пойти в библиотеку и выяснить, что же известно о застенчивости.

Тем временем распространился слух, что я веду неформальные обсуждения проблемы застенчивости, и вскоре набралась уже дюжина студентов, посещавших регулярный семинар по психологии застенчивости. Поначалу, правда, это был самый необычный семинар, который мне когда-либо доводилось вести. Двенадцать застенчивых людей не склонны к живой дискуссии, за исключением тех случаев, когда речь заходит о главной для них теме – теме, в которой они специалисты: об их собственной застенчивости.

Покончив с обсуждением личного опыта, мы стали выяснять, что же известно науке о застенчивости, и, к общему удивлению, обнаружили, что исследований такого рода очень мало. Имелось несколько работ, в которых застенчивость рассматривалась как личностная черта, а также изучались различные проявления застенчивости – смущение, прятанье лица, страх публичных выступлений, речевые затруднения и т. д., однако отсутствовали систематические исследования, непосредственно направленные на изучение динамики застенчивости. Нам требовалось исследование того, что застенчивость значит для застенчивого человека, для тех, кто с ним сталкивается, для общества в целом. Поставив перед собой эту цель, наша группа подготовила опросник, в котором людям предлагалось ответить, считают ли они себя застенчивыми или нет. Другие вопросы касались мыслей, чувств, действий и физических симптомов, связанных с застенчивостью. Мы также старались выявить типы людей и ситуаций, повергающих в застенчивость тех, кто отвечал на наши вопросы. Первоначальный вариант опросника был опробован примерно на 400 студентах, а затем тщательно переработан с целью повышения его эффективности.

К настоящему времени так называемый Стэнфордский опросник застенчивости заполнили уже около 5000 человек, и мы таким образом накопили значительный объем информации. Кроме того, изучая поведение застенчивых и незастенчивых людей в различной обстановке, наша исследовательская группа провела сотни наблюдений и углубленных интервью. Дабы проанализировать определенные специфические взаимосвязи застенчивости с другими реакциями, были проведены эксперименты в контролируемых лабораторных условиях. Дискуссии с родителями и учителями позволили восполнить пробелы в нашем понимании всех аспектов застенчивости.

Хотя большую часть информации мы получили в ходе работы со студентами американских колледжей, мы несколько расширили область исследования, включив в нее представителей и различных сфер деятельности, и других культур. Опросы проводились среди новобранцев военно-морского флота, бизнесменов, пациентов клиники питания, участников психотерапевтических групп, а также учащихся разных типов школ. Предоставили нам ценную информацию о природе застенчивости коллеги из Японии, Китайской Народной Республики, Мексики, Индии, Германии, Израиля, а также с Тайваня и Гавайев.

Многие из заполнявших опросник хотели знать, как им преодолеть свою застенчивость. Чтобы создать для этого эффективные методики, мы открыли в Стэнфордском университете клинику застенчивости. Там мы разрабатываем упражнения, способные облегчить жизнь застенчивым людям. Мы надеемся, что клиника поможет застенчивым избавиться от своего недостатка, а нам – больше узнать о природе этого широко распространенного явления.

Сегодня мы знаем немножко больше, нежели тогда, когда задали первые «отчего?» и «почему?» по поводу застенчивости. Однако многие вопросы пока остаются без ответа. Наша исследовательская программа предполагает длительное изучение многих граней этого трудноуловимого и порой загадочного феномена. Обычно исследователи, прежде чем писать книгу вроде этой, стараются накопить побольше информации. Однако такая предусмотрительность уступила место настоятельным просьбам посоветовать, проконсультировать, информировать немедленно. Эти просьбы содержатся в сотнях писем, телефонных звонков и личных обращений людей, которые испытывают каждодневные страдания от непереносимого бремени застенчивости. Надеюсь, эта книга предоставит им полезную информацию и практические советы насчет того, как начать бороться с застенчивостью.

Книга состоит из двух частей. Первая часть преимущественно посвящена тому, что такое застенчивость. Вы узнаете о том, что значит испытывать различные виды застенчивости, о необычных проблемах, встающих перед застенчивыми людьми, происхождении застенчивости и путях ее изучения. Вы осознаете, какую роль семья, школа и общество играют в формировании застенчивости. И вы поймете, как застенчивость затрудняет интимное общение и подчас делает невозможными полноценные сексуальные контакты. Застенчивость – часть личного опыта, но ее влияние ощущает на себе все общество. Первая часть книги заканчивается рассмотрением того, как застенчивость создает социальные проблемы, будучи связана, хотя и не прямо, с насилием, алкоголизмом, формированием общественных движений, обезличенным сексом и вандализмом.

Во второй части рассматриваются практические вопросы борьбы с застенчивостью. Вы найдете конструктивные советы, как изменить свое мнение о застенчивости и о самом себе. Часто застенчивость есть не просто следствие либо недостаточной уверенности в себе, либо скрытых страхов перед некими социальными ситуациями; она может проистекать из отсутствия или недостаточного освоения определенных социальных навыков. Вы найдете простые тактические и стратегические советы по развитию этих навыков, что поможет повысить вашу социальную активность.

Но даже если существует волшебное средство для тех, кто застенчив сегодня, то как можно уберечь грядущие поколения от тех неприятностей, которые несет им застенчивость? Последняя глава посвящена самой интересной теме – терапии общества, порождающего застенчивость. Ретроспективной терапии, созданной, чтобы помочь людям, когда они уже страдают, недостаточно. Мы в первую очередь должны сделать все возможное для перестройки нашего общества, чтобы предотвратить страдания.

Застенчивость – скрытая личная проблема, которая приобретает такие эпидемические масштабы, что справедливо говорить о ней как о социальной болезни. Тенденции к росту в нашем обществе изоляции, конкуренции и одиночества заставляют признать, что в ближайшие годы положение еще более ухудшится. Хотя мы и начнем что-то предпринимать, многие наши дети и внуки окажутся заложниками собственной застенчивости. Чтобы это предотвратить, мы должны понять, что такое застенчивость, и тем самым обеспечить такие благоприятные условия, в которых застенчивые люди смогут разрушить свою внутреннюю тюрьму и вернуть себе свободу речи, действия, человеческих контактов.

Наверное, Готорн имел в виду застенчивого человека, когда писал: «Какая тюрьма темнее, чем сердце? Какой тюремщик строже, чем ты сам?»

Мы можем научиться создавать рай даже из ада застенчивости. Это нелегко, но возможно. Давайте попробуем.

Часть I
Что такое застенчивость?

1. Настоящая проблема

* * *

Хуже? Трудно удержаться, чтобы не захихикать над этим рассказом, напоминающим начало какого-нибудь из анекдотов Вуди Аллена. Но наш смех будет лишь способом защиты от собственных болезненных воспоминаний. Нам хотелось бы думать, что девушка преувеличивает: жизнь не может быть такой плохой. Но многим застенчивым людям жить действительно очень несладко.

У моего брата, вынужденного носить на ногах распорки для коррекции последствий младенческого паралича, развился такой же болезненный страх перед людьми. Стоило раздаться стуку в дверь, Джордж тотчас оглядывался, чтобы сосчитать, все ли члены семьи находятся рядом. Если они все были тут, он скрывался под кроватью или в еще более надежном убежище – за запертой дверью ванной. И лишь после долгих просьб и увещеваний он смягчался и соизволял явиться, чтобы поздороваться с гостем.

Моя мать, которой были свойственны сострадание и глубокое понимание человеческой натуры, решила, что она должна помочь Джорджу, прежде чем его застенчивость станет непреодолимой. Его причуды продолжались и после того, как с ног были сняты распорки. Убежденная, что сын должен общаться со сверстниками, мать настояла на том, чтобы Джорджа приняли в школу, хотя ему исполнилось всего четыре с половиной года и была как раз середина семестра.

Мать вспоминает:

«Он вопил и рыдал беспрерывно почти весь первый день, в ужасе вцепившись в подол моего платья. Стоило учительнице или кому-то из детей посмотреть на него, он утыкался головой мне в подол или закатывал глаза к потолку. Но когда в классе рассказывали интересную историю или начинали играть в музыкальные игрушки, любопытство брало верх, и он не мог удержаться, чтобы не смотреть и не слушать.

Мне пришла в голову мысль, что Джордж не был бы так сосредоточен на себе, будь он невидим, имей он возможность участвовать в совместных действиях и наблюдать, в то время как другие дети не могли бы его видеть. Естественно, раствориться в воздухе он был не в состоянии, но он мог проделать нечто подобное – стать человеком в маске вроде Одинокого Ковбоя из радиопьесы.

После обеда мне удалось убедить Джорджа помочь мне смастерить маску из плотного бумажного пакета для продуктов. Мы вырезали в маске отверстия для глаз, носа и рта и слегка раскрасили ее, чтобы она стала более симпатичной. Он померил маску, и она ему понравилась. Снова и снова он заставлял меня повторять вопрос: “Кто этот мальчик в маске?” На это он с ликованием отвечал: “Одинокий Ковбой”, или “Мистер Никто”, или “Не ваше дело”, или просто по-львиному рычал. Иногда он снимал маску, чтобы убедить меня, что это был все-таки он сам.

Учительница согласилась принять мою игру. По сути, она сделала даже больше – привела игру в действие. Она объявила детям, что новенький будет носить маску и не надо пытаться ее сорвать, лучше просто играть с мальчиком в маске. Неожиданно этот подход сработал. Джордж смог стать частью класса, хотя и несколько отстраненной частью. Если ему не хотелось прятаться, он мог вообразить, что его никто не узнает. Постепенно он сблизился с другими детьми и в конце концов через несколько недель увлекся общей игрой.

Он остался в группе еще на год, и, по мере того как он привыкал к школьным порядкам, росла его уверенность в себе. Однако он продолжал каждое утро надевать маску и снимал ее только после занятий, когда брат приходил забрать его домой.

Великий день настал в конце года, когда должно было состояться детское цирковое представление. Джордж за год набрался опыта в таких делах, и учительница предложила ему: “А не хотел бы ты быть распорядителем цирка?” Он запрыгал от радости. Но учительница продолжала: “Джордж, ты же знаешь – распорядитель носит маскарадный костюм и высокий колпак, но никак не маску. Если ты хочешь играть эту роль, давай заменим маску таким костюмом. Хорошо?”

Так Джордж не просто стал членом труппы, а возглавил ее – отныне он являлся руководителем, которого видят и слышат все! Не нуждаясь больше в маске, мальчик ступил на путь, приведший его к превращению в здорового, счастливого ребенка. И хотя мой сын не стал выдающимся учеником, он крепко подружился с ребятами, а потом его даже избирали в актив класса».

Ношение маски в течение полутора лет может показаться эксцентричным. Но это простое решение позволило Джорджу постепенно войти в успешный контакт с другими детьми и приблизило тот день, когда он смог стать самим собой уже без маски. Бумажная маска оказалась наилучшим выходом для крайне застенчивого ребенка. Другим детям везет меньше. Они вырастают и становятся взрослыми, так и не научившись справляться со своей мучительной проблемой.

Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от потенциально приятного опыта;

Она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права;

Ваша застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценить ваши личные достоинства;

Она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями, такими как чувство одиночества, тревоги или тоски.


Быть застенчивым значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза. Незнакомцы пугают застенчивых своей неизвестностью и неопределенностью, начальство – тем, что оно наделено властью, представители другого пола – в силу потенциальной возможности интимного контакта. Джордж и та девушка, с чьего рассказа началась эта глава, – оба ощущали угрозу практически от каждого встречного. И тот и другая – крайне драматичные примеры застенчивой личности. Но в каком-то из своих многообразных проявлений проблема застенчивости может тихо вторгаться в жизнь каждого из нас.

Случалось ли вам однажды прийти в гости в разгар вечеринки и обнаружить, что единственный знакомый вам человек – хозяйка, да и той нет поблизости? «Кто вы?» – интересуются окружающие, но в ответ вы бормочите нечто невразумительное… Или приходилось ли вам оказаться в незнакомой компании тогда, когда кто-то, самый активный, весело предлагает: «Пусть каждый представится и расскажет немного о себе, чтобы мы могли лучше узнать друг друга»? Вы тут же начинаете генеральную репетицию: «Меня зовут … (черт побери, как это сказать?)… Фил Зимбардо. Я… я… человек… (и почему я не пошел сегодня в кино?)». Еще раз, без эмоций: «Меня зовут, уф!..» Такого рода обычные ситуации могут дать людям, не страдающим застенчивостью, представление о том, какие мучения претерпевает застенчивый человек.

Несмотря на то, что застенчивость может быть довольно сильной и иметь негативные последствия, ее можно победить. Но для этого необходимо понять, что лежит в основе данного явления, а затем выбрать соответствующую программу изменения этих основ.

Филип Зимбардо - американский социальный психолог, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента . Профессор Стэнфордского университета.

Зимбардо предложил методы, которые помогут преодолеть низкую самооценку и сформировать ощущение уверенности в себе .

Постарайтесь выполнить все предложенные действия. Каждое поможет Вам приблизиться к достижению положительного самовосприятия.

Описанные ниже 15 шагов помогут Вам в организации Ваших усилий.

Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах, и соответственно сформулируйте свои цели.

Решите, что для Вас ценно, во что Вы верите, какой Вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, чтобы воспользоваться этим, когда наметится прогресс.

Докопайтесь до корней. Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело Вас к нынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил Вас страдать и не оказал помощь, хотя и мог бы. Простите себе самому, прошлые ошибки, заблуждения и грехи. После того, как Вы извлекли из тяжелых воспоминаний хоть какую-то пользу, похороните их, и не возвращайтесь к ним. Дурное прошлое живет в Вашей памяти лишь до той поры, пока Вы его не изгоните. Освободите лучше место для воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.

Чувство вины и стыда не помогут Вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.

Ищите причины своего поведения и в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, и в чертах собственной личности.

Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность – это не то, что каждый по отдельности видит, это не более чем результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Такой взгляд позволяет Вам терпимее и более великодушно относиться к людям и к себе.

Никогда не говорите о себе плохо, особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты – глупый, уродливый, неспособный, невезучий, неисправимый и т.д. и т.п.

Ваши действия могут подлежать любой критике, если она конструктивна – воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим оценивать Вас как личность.

Помните, что иное поражение – это удача. Из него Вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.

Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют Вас чувствовать свою неполноценность. Если Вам не удается изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность, лучше просто отойдите от них. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.

Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что Вам по душе наедине с самим собой. Так Вы сможете лучше себя понять.

Практикуйтесь в общении, наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди – такие непохожие и своеобразные, ваши братья и сестры. Представьте себе, что и они могут испытывать страх и неуверенность, и постарайтесь им помочь. Решите, чего Вы хотите от них, и что можете им дать, а затем дайте им понять, что Вы открыты для такого обмена.

Перестаньте чрезмерно охранять свое «Я» – оно гораздо крепче и пластичнее чем нам кажется. Оно гнется, но не ломается. Пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.

Выберете для себя несколько серьезных, отдаленных целей, на пути к которым, необходимо достижение целей более мелких, промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства необходимы для того, чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг, и не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь оказаться нескромным, ведь Вас никто не услышит.

Вы не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы – вершина эволюционной пирамиды. Вы образ и подобие Господа. Вы неповторимая личность, активный творец своей жизни. Вы повелеваете событиями. Если Вы уверенны в себе – то препятствия становятся для Вас вызовом – а вызов побуждает к свершениям. И страх отступит, потому что Вы, вместо того чтобы беспокоиться, как Вам жить, погружаетесь в самую гущу жизни.

Как преодолеть низкую самооценку: советы Филипа Зимбардо

Филип Зимбардо - американский социальный психолог, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента. Профессор Стэнфордского университета.

Зимбардо предложил методы, которые помогут преодолеть низкую самооценку и сформировать ощущение уверенности в себе.

Постарайтесь выполнить все предложенные действия. Каждое поможет Вам приблизиться к достижению положительного самовосприятия.

Описанные ниже 15 шагов помогут Вам в организации Ваших усилий.

Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах, и соответственно сформулируйте свои цели.

Решите, что для Вас ценно, во что Вы верите, какой Вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, чтобы воспользоваться этим, когда наметится прогресс.

Докопайтесь до корней. Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело Вас к нынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил Вас страдать и не оказал помощь, хотя и мог бы. Простите себе самому, прошлые ошибки, заблуждения и грехи. После того, как Вы извлекли из тяжелых воспоминаний хоть какую-то пользу, похороните их, и не возвращайтесь к ним. Дурное прошлое живет в Вашей памяти лишь до той поры, пока Вы его не изгоните. Освободите лучше место для воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.

Чувство вины и стыда не помогут Вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.

Ищите причины своего поведения и в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, и в чертах собственной личности.

Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность – это не то, что каждый по отдельности видит, это не более чем результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Такой взгляд позволяет Вам терпимее и более великодушно относиться к людям и к себе.

Никогда не говорите о себе плохо, особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты – глупый, уродливый, неспособный, невезучий, неисправимый и т. д. и т. п.

Ваши действия могут подлежать любой критике, если она конструктивна – воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим оценивать Вас как личность.

Помните, что иное поражение – это удача. Из него Вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.

Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют Вас чувствовать свою неполноценность. Если Вам не удается изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность, лучше просто отойдите от них. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.

Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что Вам по душе наедине с самим собой. Так Вы сможете лучше себя понять.

Практикуйтесь в общении, наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди – такие непохожие и своеобразные, ваши братья и сестры. Представьте себе, что и они могут испытывать страх и неуверенность, и постарайтесь им помочь. Решите, чего Вы хотите от них, и что можете им дать, а затем дайте им понять, что Вы открыты для такого обмена.

Перестаньте чрезмерно охранять свое «Я» – оно гораздо крепче и пластичнее чем нам кажется. Оно гнется, но не ломается. Пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.

Выберете для себя несколько серьезных, отдаленных целей, на пути к которым, необходимо достижение целей более мелких, промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства необходимы для того, чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг, и не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь оказаться нескромным, ведь Вас никто не услышит.

Вы не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы – вершина эволюционной пирамиды. Вы образ и подобие Господа. Вы неповторимая личность, активный творец своей жизни. Вы повелеваете событиями. Если Вы уверенны в себе – то препятствия становятся для Вас вызовом – а вызов побуждает к свершениям. И страх отступит, потому что Вы, вместо того чтобы беспокоиться, как Вам жить, погружаетесь в самую гущу жизни.

Экология жизни. Психология: Это факт, что заниженная самооценка вредна для человека, так как приводит к различным неприятным последствиям, и в этой публикации мы рассмотрим эффективные способы, позволяющие повысить самооценку

Это факт, что заниженная самооценка вредна для человека, так как приводит к различным неприятным последствиям, и в этой публикации мы рассмотрим эффективные способы, позволяющие повысить самооценку. Статья будет интересна широкому кругу читателей, так как содержит мудрые советы, которые принесут пользу каждому человеку. Перечисленные ниже способы также помогут обрести уверенность в себе и сделать свою жизнь более позитивной и гармоничной.

© Victoria Ivanova

Почему самооценка бывает занижена?

Потому что мы живем в эгоистическом обществе, где каждый, стремясь быть лучше другого (или, по крайней мере, выглядеть таким – в глазах других людей или же в своих собственных), склонен «опускать» других.

Человек понижает самооценку другого только потому, что у него самого она занижена – и он пытается компенсировать это путем подавления других, используя всевозможные доступные способы, прямые или косвенные. Люди с нормальной самооценкой не станут делать других «ниже» или «хуже»; они понимают, что все мы разные и каждый уникален по-своему, и у каждого свое место и роль в жизни. Идея «я лучше другого» - это признак раздутого эго и невежества, не более того.

Как правильно оценить себя?

Прежде чем мы рассмотрим, как повысить самооценку, следует сказать несколько слов о правильной самооценке в общем. Чтобы правильно себя оценить, нужно отбросить эмоции и посмотреть на ситуацию здраво, подключив разум. А то бывает так, что человек, начитавшись «умных» статей о повышении самооценки с помощью различных способов самовнушения, начинает мнить себя чуть ли не Богом, что, естественно, со стороны выглядит в лучшем случае смешно, а в худшем – создает человеку еще больше проблем.

Оценивайте себя здраво. Не думайте, что самовнушением можно обмануть жизнь: хитрость может сработать, но, в конце концов, всё будет сбалансировано – каждый получит по заслугам. Неудачники – это те люди, которые в прошлой жизни оторвали себе жирный кусок пирога, но ведь оторвали они его из своего же будущего, поэтому теперь, когда будущее стало настоящим, остались ни с чем. В народе правильно говорят: на каждую хитрую гайку найдется хитрый болт.

Поэтому лучшим способом повышения самооценки, безотказным и надежным средством, является работа над собой: улучшая свои качества характера, совершенствуясь в той или иной деятельности и делая добрые дела, человек реально оценивает себя выше, чем когда говорит и делает всякие глупости, а потому и получает больше, по заслугам. Вывод простой: нужно быть хорошим человеком и творить больше добра, тогда проблем с самооценкой возникать не будет. Идея, что жизнь можно обмануть – совершенно бредовая, и от нее лучше отказаться сразу.

Методы, которые перечислены ниже - это крупицы мудрости, собранные в интернете.

Как повысить самооценку: 20 способов

1. Отказаться от любой деструктивной критики и самокритики . Деструктивная критика – это негативная оценка человека, действий или событий, что подразумевает попытку навязать миру свою точку зрения. Навязывание - это насилие, а жизнь не любит насилия, поэтому не тратьте свою энергию на то, что обернется против вас же. Если вы не можете без критики, измените ее с деструктивной на конструктивную, способствующую исправлению ситуации.

2. Отказаться от негативных мыслей, перестать терроризировать себя разрушительными установками . Мысли творят наше будущее – о чем думаем постоянно, то и притягиваем. Думаем о плохом – притягиваем плохое, думаем о хорошем – притягиваем хорошее. Подпитывайтесь позитивом и распространяйте его вокруг – это эффективный способ повысить самооценку.

3. Перестать винить себя и оправдываться. Если вы сделали что-то неправильно, и вас в этом обвиняют, просто признайте это, как факт. К чему лишние эмоции и оправдания? Да, виноват, да, исправлюсь. Не загоняйте себя в чувство вины и не ищите оправданий – это всё в прошлом. Будьте в настоящем и думайте о будущем творчески и позитивно – такой способ мышления наиболее оптимален для человека.

4. Больше общаться с позитивно настроенными и уверенными в себе людьми, которые не пытаются на вас давить или делать «ниже». Выберите или перестройте свой круг общения, так как от этого напрямую зависит ваша самооценка и уверенность в себе. Говорят «С кем поведешься – от того и наберешься».

5. Заниматься любимой деятельностью, которая приносит настоящую радость или удовлетворение. Если это не про вашу работу, значит нужно найти хобби, которое будет давать вам ощущение, что жизнь проживается не зря. Делая то, что вам по-настоящему нравится делать, вы обретаете уверенность в себе и, возможно даже, смысл жизни, а это значительно поднимает самооценку. Вы можете пройти бесплатный тест на предназначение, чтобы понять, какая деятельность принесет вам успех и настоящее счастье, и начать заниматься ею. Когда человек знает свое предназначение и занимается любимым делом, он живет счастливо, задействуя свои способности и таланты, и у него просто не возникает проблем с самооценкой.

6. Быть терпеливым с самим собой. Меняя себя и внедряя в свою жизнь новую позитивную модель поведения, нам хочется немедленного вознаграждения за свои действия, но следует учитывать, что в материальном мире следствие отделено от причины каким-то количеством времени, и не всегда воздаяние приходит сразу.

7. Планировать свое будущее. Поставьте себе реальные (вполне достижимые) цели, распишите реальные шаги по их достижению и регулярно воплощайте их в жизнь – это эффективный способ достижения успеха и обретения уверенности в себе. Не откладывайте на завтра и не позволяйте уму обдумывать больше, чем реально необходимо, так как уму свойственно думать много лишнего, сомневаться и находить оправдания, «почему бы этого не сделать». Если разум (а у женщин - интуиция) говорит «надо» и «лучше вот так», значит надо, и именно так.

8. Прекратить жалеть себя и других . Если мы жалеем, значит, соглашаемся, что человек не может справиться с проблемой, что жизнь несправедлива, и что в следующий раз жертвой могу стать я. Если можете помочь человеку – помогите, но не настраивайтесь на негативную волну сочувствия и жалости, потому что сделаете хуже и себе, и другим. Попытки получить жалость и сочувствие (вместо реальной помощи) – это проявление подсознательного желания, «чтобы другим было не лучше, чем мне».

9. С благодарностью принимать подарки судьбы. Очень часто люди думают, что слепая судьба посылает блага таким как я - недостойным. Судьба никогда не ошибается – просто существует задержка во времени, и мы не всегда можем отследить, за что нам пришло то или иное благо. Принимая подарки судьбы, продолжайте делать добрые дела, делитесь позитивом с другими, и вам по закону кармы будет возвращаться все больше и больше добра. Такой способ взаимодействия с миром наиболее разумен.

10. Не быть самонадеянным: «один в поле не воин». Просить о помощи - это не признак слабости, а свидетельство мудрости. Слабый стесняется и проигрывает, а сильный, когда ощущает, что нуждается в опоре, просит о поддержке, потому что он сам никогда не отказывает в помощи, если это в его силах и не противоречит здравому смыслу. Мы можем решать задачи, которые жизнь ставит перед нами, но никто не говорит, что это нужно делать в одиночку. Наоборот, взаимодействие с окружающим нас миром - это залог успеха. Найдите свою опору - и вы станете во много раз сильнее, обретете уверенность в себе и научитесь доверять окружающему миру.

11. Любить свои недостатки и беды. Любые трудности и проблемы делают нас сильнее, если мы их преодолеваем, а не сопротивляемся. Сопротивление ситуации лишь усиливает ее, потому что мы не пытаемся принять её, а отталкиваем. Следовательно, решения нет, а скорректировать ситуацию можно, только приняв её. Справляйтесь с возникающими проблемами и ситуациями, это здорово повысит вашу самооценку.

12. Заботиться о своём теле, ведь это не одежда, которую вы можете сменить по желанию в любой момент. Содержите тело в чистоте, лечите и предупреждайте болезни. Больной человек всегда слабее здорового. Зачем создавать самому себе лишние трудности? Устраняйте причины болезней как только их обнаруживаете, не откладывая на потом.

13. Доводить все дела до конца, так как незаконченные дела снижают самооценку и уверенность в себе, напоминают нам о поражении и слабости. Никогда не бросайте дела на полпути - тогда вам будет не в чем себя упрекнуть. Это замечательный способ постепенного повышения уверенности в себе.

14. Не зацикливаться на обладании. Любая принадлежащая вам вещь, может внезапно исчезнуть или сломаться. И чем она была дороже, тем тяжелее её потеря, и тем больше эта утрата вас ослабит. Также и люди, которых мы пытаемся себе присвоить, в любой момент могут от нас уйти, а зависимость остается. В конечном счете, всё принадлежит Богу, а в нашем пользовании находится только временно, не забывайте об этом. Поэтому будьте благодарны за то, что у вас есть, но не привязывайтесь к этим временным вещам.

15. Перестать показывать свою значимость и делать вид, что вы лучше других. Если вы не соответствуете образу, который демонстрируете, окружающие будут ставить вас на место, и вы будете выглядеть смешно. Кроме того, таким поведением вы будете притягивать того, кто захочет помериться с вами тем, чем обычно меряются, и вы можете позорно проиграть, что никак не поспособствует повышению самооценки.

16. Преодолеть свои страхи. Страхи - это самый главный разрушитель вашей уверенности в себе. Старайтесь чаще делать поступки, которые боялись делать, но обходитесь без глупостей, никому не нужного геройства и неоправданного риска. Может оказаться, что преодоление страхов – это наилучший способ добиться успеха.

17. Помогать людям, приносить пользу обществу и настраивать других на позитивную волну. Это придаст вам уверенности в себе; а когда вы поймете, что приносите людям пользу, уже не будете считать себя неудачником.

18. Действовать решительно и целенаправленно, не оглядываясь назад и не переживая о прошлых неудачах . Сконцентрируйтесь на цели и смело идите к ней; и когда вы её достигните, уже не будет необходимости поднимать самооценку.

19. Изучать мудрость, пытаясь проникнуть в самые важные тайны жизни («кто я?», «что я здесь делаю?», «как это все устроено?») и получить ответы на эти вопросы. По мере самопознания и духовного роста исчезают комплексы, неуверенность в себе и другие проблемы материального существования.

20. Любить себя сейчас и всегда. Вы – уникальный человек, с неповторимым набором качеств и способностей, вы – неотъемлемая часть жизни, у вас уникальная роль и место в жизни. Бог создал вас именно таким; если бы он хотел вас другого – сделал бы другим. Творец принимает вас именно таким, какой вы есть в каждый момент времени, поэтому нет смысла не принимать себя и не любить. Понимание этого сильно улучшает самооценку, не так ли? Поэтому никогда не ждите, что придет тот светлый миг, когда вы заслужите свою же собственную любовь, а то эта минута просто никогда не наступит.