Понятие карты. Географическая карта — особый источник информации

Лекция 1

  1. География как наука. Предмет, объект географии
  2. Методы географических исследований
  3. Источники географической информации. Географическая карта
  4. Великие исследователи географических открытий

1. География - наука (точнее, система естественных и общественных наук), изучающая функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействие и распределение в пространстве её отдельных частей и компонентов - в целях научного обоснования территориальной организации общества, размещения населения и производства, эффективного использования природных ресурсов, сохранения среды обитания человека, создания основ стратегии экологически безопасного устойчивого развития общества. Слово «география» произошло от греч. ge - м - «земля» и «grapho» - пишу.

Собственно, география как наука начинается с «литературы путешествий»: попадая в иные, незнакомые места, умный наблюдатель фиксировал все непривычное для себя: как выглядят люди этой страны, во что они одеваются, какой у них государственный строй, какие растения и животные в этой стране и многое другое. Это и были зачатки страноведения, когда описывается страна в целом, «от геологии до идеологии», причем упоминается именно то, что отличает данную страну от всех остальных.

Эту особенность науки знаменитый русский географ Николай Баранский сформулировал так: «То, что есть везде (как воздух), в географии не должно быть нигде». Другими словами, не надо писать, что в данной стране есть воздух, почвы, растительность - это есть везде; надо обращать внимание на то, чем воздух этой страны (например, ее климат) своеобразен, чем он отличается от соседних стран.

Важнейший предмет географического изучения - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, нац. (государственном), континентальном, океаническом, глобальном уровнях.

Задача географии - выявить специфику взаимодействия всех этих разнородных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места - то есть решить вначале задачу описания территории (и частично - объяснения происходящих на ней процессов).



Гораздо сложнее задача географического прогноза: какое будущее (или какие варианты будущего) возможно для этой территории. Часто приходится ограничиваться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону рекреации (от латинского «recreatio» - буквально «восстановление» сил и здоровья человека), поскольку она далека от места жительства потенциальных отдыхающих.

Объект изучения географии - земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением.

Сложность объекта исследования обусловила дифференциацию единой географии на ряд специализированных научных дисциплин, что даёт основание рассматривать современную географию как сложную систему наук, в которой выделяются естественные (физико-географические), общественные (социально-географические и экономико-географические) науки, прикладные географические науки и географические науки, носящие интегральный (пограничный) характер. Физическая география включает комплексные науки о географической оболочке в целом: землеведение (общую физическую географию), ландшафтоведение (региональную физическую географию), палеогеографию(эволюционную географию). В процессе длительного развития географии сформировались частные науки о компонентах географической оболочки - геоморфология, геокриология, климатология и метеорология, гидрология (с подразделением на гидрологию суши, океанологию, лимнологию),гляциология, география почв, биогеография.

В социально-экономическую географию входят общие науки: социальная география и экономическая география, а также география мирового хозяйства, региональная социально-экономическая география, политическая география. Частные социально-географические науки: география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география населения, география сферы услуг. К интегральным географическим наукам относятся картография, страноведение, историческая география. Развитие системы географических наук привело к формированию прикладных географических наук и направлений - медицинской географии, рекреационной географии, военной географии и др. Они также выполняют связующие функции между географией и другими научными дисциплинами. Стремление выявить общегеографические закономерности в развитии всех или многих компонентов географической оболочки, смоделировать их привело к становлению теоретического направления в географии.

География как система наук сформировалась не сближением изолированно возникших географических наук, а путём автономного развития некогда единой географии и её расчленения на специализированные научные дисциплины - по компонентам, их сочетаниям, уровням исследования и степени обобщения, целевым установкам и практическим потребностям. Поэтому все частные географические науки, как бы далеко они ни разошлись друг от друга, сохранили общие черты географического подхода (территориальность, комплексность, конкретность, глобальность) и общий специфический язык науки - карту.

2. Методика географических исследований -это сложная система, включающая: общенаучные подходы иметоды (математические, исторический, экологический, моделирования, системный и др.); конкретно-научныеподходы и методы (геохимические, геофизические, палеогеографические, технико-экономические, экономико-статистические, социологические и др.); рабочие приёмы и операции получения информации (балансовыйметод; дистанционные методы, в т. ч. авиакосмические; лабораторные методы, напр. спорово-пыльцевойанализ, радиоуглеродный метод; анкетирование; выборочный метод и др.); методы эмпирического итеоретического обобщения информации (индикационный, оценочный, аналогов, классификации и др.); методыи приёмы хранения и обработки информации (на электронных носителях, перфокартах и др.).
Особая функция географии -получение, обобщение и распространение знаний о нашей планете изакономерностях её естественно-исторического развития, о странах, регионах, городах, местностях и населяющих их народах, об истории открытия и освоения мира, о познании его с помощью космическихсредств. Важным аспектом общечеловеческой культуры на протяжении веков были географические открытия,которые не прекращаются до сих пор.

3. Различают следующие источники географической информации.
1. Географические информационные системы (ГИС). ГИС - это созданные с помощью ЭВМ «архивы» географических знаний о территориальной организации и взаимодействие общества и природы. В состав ГИС входят:

ЭВМ;
программное обеспечение;
пространственная информация в виде картографических данных о природных компонентов, хозяйство, угодья, дороги и т.п..
Функционирования ГИС осуществляется в следующей последовательности:
сбор и автоматизированную обработку географической информации;
пространственная привязка географической информации и ее представление в виде электронной карты на экране дисплея;
перевод этой карты в случае необходимости в бумажную форму (например, создание атласов).
Важной составляющей ГИС являются аэрокосмическая информация, данные аэровизуальных наблюдений, наземных датчиков и т.п..

2. Географические исследования:
полевые исследования;
путешествия;
краеведческие экскурсии
занятия туризмом, альпинизмом.
Полевые исследования бывают экспедиционными и стационарными. В экспедиционных относятся изучение отдельных природных компонентов, отраслей хозяйства и т.д.. Природные и хозяйственные комплексы познаются в процессе комплексных географических исследований (природно-географических, ландшафтоведческой, экономико-географических и т.д.). Экспедиционные исследования разделяют на три периода:
подготовительный;
полевой экспедиционный;
камеральный (обработки собранных материалов, написания отчета, составление карт).
Во время экспедиционных исследований используются аэрокосмические снимки земной поверхности. Их дешифрируются, т.е. распознают отражены на них объекты по их форме, цвету, тону изображения.
Искусственные спутники обеспечивают возможность исследования динамики и периодичности природных процессов, уникальных явлений и объектов (извержений вулканов, пожаров, схода снежных лавин, оползней, разломов земной коры, загрязнение атмосферы и т.д.).

3. Источниками географической информации является краеведческие исследования и описания родного края, городов и других населенных пунктов. К ним также относятся описания путешествий, туристических и альпинистских маршрутов, экскурсий.

4. Важными источниками географической информации являются карты и атласы. Картографические изображения воспроизводят размеры и свойства географических объектов с помощью географических средств и знаков (линий, фигур), а также цветового тона. Комбинации географических знаков и фона являются средствами картографического моделирования, создания картографических образов (геоизображений). Для понимания отображенных на карте природных и хозяйственных объектов, компонентов природных условий, процессов, а также закономерностей их распространения к картам прилагаются легенды. Текст легенды, географические названия, термины и понятия позволяют «читать» карту, пользоваться ею.
Карты являются важнейшими составляющими информационных структурных блоков географических атласов.
5. Разнообразную географическую информацию хранят областные, районные, городские краеведческие музеи.
6. Разнообразная географические информация имеется в учебниках, пособиях, статистических справочниках, словарях, энциклопедиях, научных журналах, периодических изданиях. Географической информацией наполнены средства массовой информации: газеты, передачи радио и телевидения. Создаются географические научно-популярные, документальные, учебные фильмы. Географическую информацию можно найти в художественной литературе, произведениях живописи, ландшафтной архитектуре и т.д.. Большие возможности для получения и использования актуальной географической информации предоставляет Интернет.

Карта – уменьшенное обобщенное условно-знаковое изображение поверхности Земли (ее части), других планет или небесной сферы, построенное в масштабе и проекции (т.е. по математическому закону).

Географическая карта - изображение модели земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде.

Имеющие общий замысел карты могут объединяться в атлас.

1. С какими источниками географических знаний вы познакомились при изучении начального курса географии? Каковы их особенности?

Учебники, географические справочники и энциклопедии, карты и атласы.

2. Что такое план и географическая карта?

План – чертёж, изображающий в условных знаках на плоскости часть земной поверхности. Карта – особый источник географических знаний, это изображение модели земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде. Карта – обобщенное изображение земной поверхности, в то время как план – просто чертеж на бумаге, там все при помощи условных знаков, а на карте все как фото с космоса.

3. Что такое масштаб.

Масштаб – отношение длины линии на чертеже, плане или карте на к длине соответствующей линии в натуре.

4. Какие условные знаки на картах вам уже известны?

Масштабные и внемасштабные условные знаки.

Вопросы и задания

1. На какие группы делятся карты по охвату территории?

Мелкомасштабные, среднемасштабные и крупномасштабные.

2. Каковы особенности каждой из этих групп?

К первой группе относятся карты, на которых изображена вся земная поверхность целиком. Во вторую группу включены карты, изображающие, как правило, более крупные части земной поверхности, а в третью – менее крупные.

3. По каким ещё признакам даётся деление карт в учебнике?

По масштабу: Крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные. По содержанию: Общегеографические и тематические. По охвату территории: Мира и полушарий, материков и их частей, океанов и их частей. По назначению: Научно-справочные, туристические, технические, учебные.

4. По каждой группе карт приведите по два примера (кроме крупномасштабных).

Среднемасштабные – международная карта мира и аэронавигационные карты США. Мелкомасштабные – карта погоды, карта распространения религий.

5. Какие различия в масштабе существуют в группе мелкомасштабных карт? Подтвердите свой ответ примерами.

Карты имеют разную точность и детальность. Мелкомасштабные карты создаются для охвата больших территорий – от крупных регионов до всего мира. Но для того, чтобы создать карту Восточной Сибири, масштаб должен быть крупнее, чем у карты полушарий. Второй пример: настенная карта полушарий имеет масштаб в 1 см 100 км или 1:10000000, но в атласе такая же карта будет иметь другой масштаб (иначе не вместится в атлас), скажем, 1:50000000 (в 1 см 50 км), а если эту же карту помещают в учебник географии, то масштаб будет еще мельче.

6. Подумайте, где люди применяют географические карты?

В первую очередь люди используют карты в качестве надежного путеводителя, как по суше, так и по воде для прокладывания верных маршрутов при осуществлении туристических походов. Использование карт в военном деле очень важно: они играют роль главного источника информации о местности. Карты используются в качестве учебного пособия для школьного обучения. Они служат основой для составления программ навигации для авиационного транспорта. Используют для прокладывания сухопутных и морских маршрутов. Исследователи и путешественники используют карты для путешествий. В метеорологии. Мы используем карты для определения своего местоположения.

7. Назовите методы географических исследований.

Путешествие, наблюдение, описание, характеристика, картографирование, сравнение, статистика, исторический и космический метод, аэрофотосъемка.

8. В каких профессиях необходимы знания географии?

Геолог, сейсмолог, моряк, астроном, туроператор, геофизик, геодезист, переводчик, гид, учитель, метеоролог.

Раньше, во времена моей школьной юности, я думал, что географическими источниками являются только учебник, карта и учитель географии. Но, с развитием технологий и стремлением оставить Землю без «белых пятен», человек создал множество быстрых и легких способов изучать планету. Многие источники информации имеют свойство устаревать, и людям необходимо заботиться об их обновлении.

Основные географические источники

География, как наука единая для всего человечества, предполагает и стандартный набор источников:

  • Карта - древнейший источник геоинформации.
  • Опытные исследования - практическое изучения планеты человеком путем путешествий и экспедиций.
  • Геоинформатика - использование высоких технологий (снимки со спутника, создание компьютерных моделей).
  • Музеи и хранилища - способ сохранения и пополнения полученной геоинформации и объектов.

Тенденция развития компьютерных технологий предполагает постепенный отход от карт на материальных (бумажных) носителях из-за их свойства постоянного устаревания. Например, карту бассейна реки Амазонки можно смело выбрасывать по истечении 50 лет - настолько быстро она меняет рельеф территорий, по которым протекает.


Роль географических источников

Основная их роль состоит в сохранении и приумножении географических знаний, а также информировании о них человека. Наука не может обходится без накопления источников, которые позволят людям использовать приобретенные знания как в экономическом плане (строительство, добыча полезных ископаемых), так и для личных нужд (организация путешествий). Как ни странно, мы используем источники геоинформации практически ежедневно. Самым простым примером можно назвать навигатор GPS.


Именно он помогает нам найти в крупном городе улицу и построить путь следования к ней. Другим часто используемым источником будут космические спутники погоды. Если раньше, чтобы узнать погоду, мы смотрели на термометр за окном, то теперь получаем эту информацию из сети Интернет, куда она попадает с погодных спутников, естественно, после её обработки в Гидрометцентре.

1. Назовите первые способы познания людьми окружающего их мира.

Ответ :

Путешествия по новым землям, наблюдение.

2. Какие источники географической информации вам известны?

Ответы :

Сведения Интернета, энциклопедии, географические карты и т.д.

3. Какие методы использует географическая наука?

Ответ :

Путешествие, наблюдение, описание и характеристика, картографирование, сравнительный, статический, аэрофотосъемка, космический.

4. Какие экспедиции, в какие районы Земли организовали российские географы в наши дни?

Ответ :

Обследование места захоронения радиоактивных отходов в Японском и Охотском морях.

5. Какие методы изучения географии вы применяли в 6 классе?

Ответ :

сравнительный, описание, характеристика.

6. Рассмотрите карты атласа. Определите, какие карты преобладают.

а) по охвату территории.

Ответ: Материков и океанов.

Ответ: общегеографическая (физическая).

Почему?

Ответ: Они несут больше информации.

7. Определите по карте полушарий, а затем по глобусу расстояния:

Ответ :

Сравните результаты и сделайте вывод.

Ответ :

Данные различны, так как на карте существуют погрешности, которые появляются при проецировании изображения поверхности на плоскость. Также карту как бы склеивают заполняя пустые пространства водами океанами или материковыми частями. Эта погрешность увеличивается при движении по полюсам, на экваторе она минимальна, так как только длина экватора сохраняется наиболее точно при проецировании на плоскость карты.

8. Напишите, что изображено на карте условными знаками.

Ответ :

9. Опишите одну из карт атласа (по вашему выбору).

Название карты.

Ответ: Физическая карта мира.

Вид карты по охвату территории.

Ответ: Мировая.

Ответ: Общегеографическая.

Что изображено на карте и какими способами?

Ответ: Рельеф, реки, озера, крупные города (надпись и условные знаки).

10. Какие сведения можно получить из физической карты?

Ответ :

Названия объектов, рельеф, координаты объектов.

11. Как вы понимаете слова известного географа о том, что, в отличие от книги и других источников информации, карта «рассказывает» быстрее, точнее, нагляднее и лаконичнее?

Ответ :

Карта показывает только то, что необходимо.

12. Известный картограф наших дней утверждает, что вскоре знание карты будет так же важно, как знание грамматики и математики. Выразите свое отношение к этому утверждению.

Ответ :

Карты стали часто появляться в СМИ. Умение понять содержание карты важно для каждого человека.

13. Как вы думаете, что появилось раньше - письменность или карта? Обоснуйте свой ответ.

Ответ :

Карта, так как раньше расположение объектов было проще нарисовать, письменностью пользоваться мог не каждый человек.

Экономическая и социальная география мира - это общественно-географическая наука, предметом изучения которой являются общие закономерности развития и размещения населения и хозяйства на земном шаре, а также в отдельных регионах и странах. Важнейшими целями ее исследования является поиск рационального расселения и размещения хозяйства и оптимизация отношений между развитием общества и природы.

Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообес-печенности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико- географических (природных) и экономических районов — один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.