Почему в чуму были маски ворона. Делаем маску «Чумной Доктор

Можно легко вспомнить приметы, связанные с пернатыми, да простят нас орнитологи. Ласточки низко летают, голубь сидит на подоконнике, но когда птичий клюв появлялся на пороге дома, в средневековой Европы было не до шуток.

Подобный образ принадлежит «чумным докторам», врачевателям, которые специализировались на борьбе с бактерией чумной палочки Yersinia pestis. Напомним, что инфекция попала в Европу по Великому шелковому пути из Китая в XIV веке. Первый случай в Европе относится к осени 1347 года, когда несколько торговых судов пришвартовались в сицилийском порту Мессина. На палубе уже были зараженные, в том числе и со смертельным исходом, но основная опасность заключалась, что вместе с членами экипажа на сушу ступили и главные носители инфекции – крысы. Человечеству предстояло пережить вторую эпидемию чумы, до этого была «юстинианова» 551–580 гг, «черная чума» 1346-1353 г.г., а впереди ждала пандемия конца XIX - начала XX века.

Медицина в средние века

Качество медицины в то время наглядно демонстрирует количество жертв — 25 миллионов человек на первую половину 1348 года, к середине столетия около 75 миллионов человек на трех континентах. Основной ошибкой была уверенность в том, что бубонная чума передается от одного человека другому в результате физического контакта, отсюда способы лечения и костюм «черного доктора». На самом деле инфицирование происходило через укусы блох, крыс, контакты с открытой раной и воздушно-капельным путем. Болезнь протекала достаточно быстро, без медицинского вмешательства начиналась лихорадка, сепсис, заканчивалось все в большинстве случаев смертью пациента.

Медицина была очень тесно связана с религией, в Испании Папа Климент VI разрешал сбрасывать тела умерших в реку, предварительно ее освятив. Были и героические истории, в 1665 году портной из села Иям в Дербишире (Англия) заказал ткань из Лондона. Эпидемия уже распространилась в столице, поэтому вместе с сырьем портной получил и инфекцию в свое родное село. Жители стали умирать один за другим, при этом они располагали информацией, что до ближайших селений чума еще не добралась. Летом 1966 года в селе Иям был объявлен добровольный карантин. В период блокады в деревне вели учет, к началу эпидемии число жертв составляло 78 человек, а к концу выросло до 256 человек. Главное, что все было не напрасно, в соседних деревнях не зафиксировано случаев «черной чумы».

Эскулапы Средневековья

Портрет эскулапа того времени выглядел так: широкополая черная шляпа была узнаваема и со временем превратилась в символ смерти; бесформенное, кожаное пальто черного цвета от шеи до пола, под которым искало защиты тело врача, при этом обильно вымазанное воском или жиром; плотные, кожаные брюки защищали конечности врачевателей также в сочетании с обильным слоем воска и жира; деревянная трость служила средством самообороны для отчаявшихся пациентов или для того, чтобы передвигать мертвые тела.

Образ и наш рассказ был бы неполным без французского врача Шарля де Лорма, это он в 1619 году завершил работу над созданием универсального средства защиты.

Маска с клювом птицы напоминала древнеегипетское божество. Возможно, это обстоятельство должно было наводить ужас на болезнь. Одним внушением дело не обошлось, клюв маски заполняли целебными травами, мятой, гвоздикой, чтобы предотвратить заражение. Кроме того, доктор помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы обеспечить циркуляцию воздуха, в клюве имелись два небольших отверстия. Стеклянные вставки из красного стекла защищали глаза. Конструкция действовала как респиратор и защищала врача от смертельного вируса, передающегося воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже не догадывались (считалось, что болезнь вызывают “миазмы”).

Эффективным лечением бубонной чумы в разгар эпидемии было прижигании чумных бубонов или их удаление хирургическим путем. В качестве крайней меры врачи сжигали на кострах трупы умерших или целые дома, наполненные ими, для предотвращения распространения болезни. Специалисты, работавшие в «масках», очень ценились и пользовались определенными преференциями, оплата их работы была в четыре раза выше обычного, они и обладали исключительным право на эксгумацию и исследование трупов, умерших от чумы.

10 января 1897 года человеку впервые была введена вакцина от чумы. Создатель этой вакцины, русский микробиолог Владимир Хавкин, сделал инъекцию самому себе.

Кто же не в курсе, что это маска чумного доктора. Чумные доктора на самом деле никогда так не назывались. Данный термин появился много позже и используется для обозначения средневековых врачей, а также врачей эпохи Ренессанса, которые занимались реализацией комплекса мер по противодействию чуме.

Она всегда меня удивляла. Выглядит жутко и человек похож на какую то птицу. Ну вот при чем тут клюв вороны и чума! Никогда этим не интересовался, но оказалось, что ответ на вопрос совершенно банальный и маска носила вполне себе утилитарный смысл.



Понятно, что на самом деле она является лишь частью защитного костюма, который использовали врачи, чтобы не подхватить чуму. Бытует мнение, что дизайн маски был вдохновлен изображениями египетского бога Тота с птичьей головой. Считалось, что птичья голова защищает от болезней.

Необычная маска была прообразом современного респиратора и должна была защищать дыхательные пути врача от «болезнетворного запаха». Для этого в клюв маски набивались многочисленные хорошо пахнущие травы, которые в том числе помогали человеку дышать в условиях смрада от мертвых тел. Но самое главное в том, что в кончик носа забивался фильтр, который делался из тампона пропитанного уксусом.

Интересный факт: чумные доктора постоянно жевали чеснок, считалось, что он повышает защиту от чумы


Сам же защитный костюм с маской появился благодаря усилиям французского врача Шарля де Лорма в 1619 году. Его разработка стала первым в истории человечества защитным костюмом для работы в опасных условиях. В последствии костюм докторов оказал влияние на мировую культуру. Образ мрачных «птичьих целителей» люди далеки от науки и врачевания сразу же окружили мистическим ореолом. Благодаря ему появилась характерная птичья венецианская маска.

И хотя в то время вряд ли догадывались, что заболевание передавалось и воздушно-капельным путем, обязательным атрибутом всех чумных докторов была маска.

Первая эпидемия чумы разразилась в VI веке, а самая масштабная. которую назвали «великий мор» или «черная смерть», была завезена в Европу моряками с Востока. Точнее не морякам, а блохастыми крысами, которыми кишели средневековые корабли. За 200 лет бушевавшая по средневековой Европе чума унесла жизни 80 миллионов человек. Практически ни одно государство здесь не избежало повального мора. Чумой могли заразиться все: и простые горожане, и короли. Это заболевание прозвали «бубонная чума» по форме увеличенных лимфатических узлов или бубонов. У всех больных они были твердыми, заполненными гноем и, вскрываясь, они жутко болели.

Самым узнаваемым символом того жуткого времени до сих пор считается костюм чумного доктора с невероятной маской, похожей на голову птицы. Придуман он был французом Шарлем де Лормом в 1619 году. Костюм состоял из брюк, длинного плаща, шляпы и перчаток из вощеной кожи. Костюм защищал от физического контакта с зараженными. Часто его пропитывали смесью камфары, масла и воска. Это позволяло избежать укуса истинного переносчика чумы – блохи. У каждого чумного доктора обязательно при себе имелась длинная трость. При помощи нее он ощупывал больных, измерял пульс, исследовал кожу, а так же отмахивался от крыс и заболевших несчастных на улицах, подбегавших к нему с просьбами снять нестерпимую боль.

И хотя в то время вряд ли догадывались, что заболевание передавалось и воздушно-капельным путем, обязательным атрибутом всех чумных докторов была маска. Выглядела она довольно устрашающе. Почему именно в форме головы птицы? В те времена верили, что чума переносится птицами. Маска имела стеклянные вставки, защищающие глаза. А у клюва было практическое назначение. В него доктора вкладывали лекарственные сильно пахнущие травы, перебивающие вонь гниющих тел больных. При этом они постоянно жевали чеснок, а в уши и ноздри вкладывали губки, пропитанные ладаном. Считалось, что это защищало от заражения чумой. Что бы было чем дышать от такого обилия ароматов, в клюве проделывали две дырки.

Костюм чумного доктора имел множество вариаций. Все зависело от престижности и финансового положения врачевателя. Более состоятельные доктора носили клювы из бронзы. Помимо них на улицах и в домах зараженных находились «мортусы». Это были особые служащие из числа осужденных или тех, кто переболел чумой и выжил. Они собирали тела умерших и везли их на места захоронений, чаще всего специальных жаровень, где эти тела сжигали. В Средние века огонь считали очищающим. Поэтому дымящиеся костры можно было встретить на улицах городов, где разразилась эпидемия чумы везде и всегда, в любое время суток.

В то время, что бы обеззаразить помещение, врачи рекомендовали ставить в него блюдце с молоком, которое якобы абсорбирует отравленный воздух. При расчетах на рынках с продавцом покупатели опускали деньги в сосуд с уксусом. К бубонным нарывам прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц. А открытые раны мазали салом и маслом. Иногда бубоны вскрывали и прижигали их железом. Болезнь пытались лечить и кровопусканием. Смертность зараженных чумой людей при таком лечении составляла 77-97%. И даже не смотря на свои защитные костюмы, чумой нередко заражались и сами доктора.

Благодаря фильмам и историческим книгам известно, какой ужас на людей в средние века наводил костюм палача – балахон и маска, скрывающая лицо. Не меньший ужас наводил и костюм так называемого Чумного доктора, говорившего о том, что рядом поселилась Черная Смерть — чума. Кстати, чумой в исторических источниках называли не только случаи бубонной или легочной чумы, но и моровую язву и прочие эпидемии со смертельным исходом.

Сведения о первой эпидемии чумы относятся к VI веку: она разразилась в Восточно-Римской империи во время правления императора Юстиниана, самого погибшего от этой болезни. В его честь чума и была названа «юстиниановской». Но самая крупная пандемия – «великий мор» (она же – черная смерть) (1348 – 1351) была завезена в Европу генуэзскими моряками с Востока. Сложно было придумать более эффективное средство распространения чумы, чем средневековые корабли. Трюмы кишели крысами, разносчиками инфекции, оставляющими блох на всех палубах.

Цикл распространения инфекции от блохи к крысе и от крысы к блохе мог продолжаться до тех пор, пока крысы не вымирали. Голодные блохи в поисках нового хозяина переносили заболевание на человека. В результате ни одно государство Западной Европы не избежало повального мора, даже Гренландия. Считается, что почти незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли, но география распространения чумы до сих пор еще полностью не изучена. Чума передвигалась со скоростью лошади — основного транспорта того времени. Во время пандемии погибло, по разным данным, от 25 до 40 миллионов человек. Количество жертв в разных регионах колебалось от 1/8 до 2/3 общего числа жителей.

От чумы не был застрахован никто, ни простой горожанин, ни король. Среди умерших — французский король Людовик Святой (Людовик IX0, супруга Филиппа Валуа — Жанна Бурбонская, дочь Людовика X — Жанна Наваррская, Альфонс Испанский, император Германский Гюнтер, братья короля Швеции, художник Тициан.

Врачи того времени не могли сразу распознать заболевание: предполагалось, что передача болезни происходит во время физического контакта, через одежду и постельное белье. На основании этих представлений и возник самый инфернальный костюм средневековья — костюм Чумного доктора. Чтобы посещать больных во время чумы, врачи обязаны были носить эту специальную одежду, оказавшуюся сочетанием предрассудков и здравых с точки зрении эпидемиологии соображений.

Считалось, что маска с клювом, придающая доктору вид древнеегипетского божества, отпугивает болезнь. Но у клюва была и функциональная нагрузка: он защищал врача от «болезнетворного запаха». Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами, которые упрощали дыхание при постоянном чумном смраде. А поскольку Чумной доктор для профилактики постоянно жевал чеснок, клюв защищал окружающих от чесночного аромата. Кроме того, доктор помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы он сам не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия. Маска имела также стеклянные вставки, защищающие глаза. Длинный, пропитанный воском плащ и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны во избежание контакта с зараженными. Часто одежду пропитывали смесью камфары, масла и воска. В реальности это позволяло в какой-то мере избежать укуса переносчика чумы — блохи, и защищало от болезни, передающейся воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже и не подозревали. Завершала костюм доктора кожаная шляпа, под которую надевали капюшон с пелериной, закрывающий стык между маской и одеждой.

Вариации костюма зависели от местности и финансовых возможностей врача. Например, в музее таллинской башни Кик-ин-де-Кёк представлен облик доктора без шляпы, но зато с капюшоном, обтягивающим клюв. Более состоятельные врачи носили клювы из бронзы. Облаченные в перчатки руки врача зачастую сжимали два необходимых в его практике предмета: палку, чтобы отгонять безнадежно заразившихся, и скальпель для вскрытия бубонов. В палке-жезле помещался ладан, который должен был защищать от нечистой силы. Кроме того в арсенале врача имелся поммандер - шкатулочка для ароматических трав и веществ, которые должны были «отпугнуть» чуму.

Помимо врачей, на улицах и в домах зараженных орудовали Мортусы: их набирали из осужденных преступников или их тех, кто переболел чумой и сумел выжить. Это специальные служащие, чьей обязанностью, было собирать тела умерших и свозить их к месту захоронения.

На гравюрах того времени можно заметить горящие жаровни. Тогда считалось, что огонь и дым очищают зараженный воздух, поэтому огни горели повсюду, не потухая даже в ночное время, курились благовония, призванные помочь очистить воздух от заразы. Жителей Лондона в 17 веке, например, убеждали курить табак, приравнивая его к исцеляющим благовониям. Практиковалось окуривание помещений смолистыми веществами, обмывание пахучими составами, вдыхание паров сжигаемой селитры или пороха.

Для обеззараживания помещений, где скончались больные, врачи рекомендовали, в частности, ставить блюдце с молоком, которое якобы абсорбирует отравленный воздух. При торговых расчетах во время чумы и других эпидемий покупатели опускали деньги на рынке в сосуд с оксимелем (медовым уксусом) или просто уксусом, который был у каждого продавца — считалось, что тогда зараза не могла передаваться с деньгами.

К нарывам прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц. В открытые раны вкладывали свиное сало и масло. Применялось вскрытие бубонов и прижигание открытых ран раскалённым железом. Неудивительно, что при таком лечении смертность среди заболевших нередко даже и в более позднее время составляла 77-97%. Испытанным рецептом, которого придерживались в народе, было, вплоть до XVII в. да и позже, был «cito, longe, tarde», то есть, бежать из зараженной местности скорее, как можно дальше и возвращаться как можно позже.

Чумно́й до́ктор , или врачева́тель чумы́ (англ. plague doctor , нем. Pestarzt , итал. physici epidemeie ) - устоявшееся в средневековой и ренессансной Европе определение врача, основной обязанностью которого являлось лечение больных бубонной чумой, или «чёрной смертью», в особенности во время эпидемий. Отличительной особенностью чумных докторов являлся особый защитный костюм с оригинальной «носатой» маской, напоминающей клюв птицы. Из-за специфического внешнего вида, а также придаваемого им мистического ореола, чумные доктора оказали заметное влияние на европейскую культуру, выразившееся, в частности, в появлении соответствующего персонажа в итальянской «Комедия дель арте» и знаменитой венецианской маски, напоминающей маску доктора.

В первой половине XIV века Европа переживала не самый простой период своего существования. Вот уже сорок лет почти все её регионы то и дело страдали от неурожаев и неизвестной причины природных катаклизмов. Кроме того, бушевали войны - помимо Столетней, почти во всех странах шли те или иные гражданские войны, зачастую весьма кровопролитные. Кроме того, сдерживаемый крепостными стенами рост городов приводил к перенаселению, что вкупе с фактическим отсутствием представлений о гигиене продуцировало невероятную антисанитарию. Всё это привело к тому, что занесённая в конце 1340-х годов с территории современной Монголии через Крым и Византию бубонная чума быстро разрослась до масштабов ужасающей пандемии, получившей, как и сама болезнь, зловещее имя «Чёрная смерть».

И, наконец, последним фактором, рушившим возможности Европы хоть как-то противостоять пандемии, являлось крайне скверное состояние медицины того времени, фактически не располагавшей никакими сколько-нибудь эффективными методами лечения. Даже представления о большинстве болезней зачастую имели крайне мало общего с реальностью. В большинстве случаев медицина представляла собой некий сплав теологических идей с откровенно шарлатанскими практиками. Тем не менее, профессия врача существовала, хотя отношение общества к ней было весьма неоднозначным.

С началом пандемии «Чёрной смерти» начались и попытки медиков противостоять опасному заболеванию, однако до поры неких специализированных «чумных докторов» не существовало. Считается, что прецедент найма докторов специально для врачевания чумы создал Папа Римский Климент VI, пригласивший в 1348 году несколько докторов для лечения поражённых «чёрной смертью» жителей Авиньона . После этого примеру Папы начали следовать сюзерены или городские советы страдавших от чумы крупных городов, и на последующие четыре столетия чумные доктора стали неотъемлемой частью жизни Европы.

Довольно быстро врачеватели чумы заняли особое место в тогдашнем обществе. Экономический эффект пандемии был налицо, наравне с прямой угрозой жизни не только простому населению, но и власть имущим. Кроме того, доктора, видимо, всё же смогли добиться некоторых успехов или хотя бы видимости таковых. Как бы то ни было, чумные доктора вскоре стали рассматриваться, как весьма ценные специалисты, и во многих городах получили дополнительные привилегии - к примеру, разрешение вскрывать трупы умерших от чумы. Кроме того, чумные доктора весьма высоко оплачивались. Известно, что в том же 1348 году итальянский город Орвието нанял чумного доктора Маттео Анджело с годовым жалованием в 200 флоринов, что в 4 раза превышало годовой гонорар обычного доктора. В 1645 году месячное жалование чумного доктора города Эдинбурга Джорджа Рэя составляло 110 скоттов, в то время, как первоначально городской совет планировал нанять его лишь за 40 скоттов в месяц. Ещё одной наглядной иллюстрацией высокой ценности чумных докторов является эпизод, имевший место в 1650 году в Испании, когда Барселона послала двух докторов в поражённый чумой город Тортоса. В пути докторов захватили бандиты, и Барселона была вынуждена заплатить немалый выкуп за их освобождение.

Некоторые врачеватели чумы носили характерный защитный костюм. Важно, однако, иметь в виду, что костюм чумного доктора в своём окончательном виде появился только в 1619 году, когда французский медик Шарль де Лорм (фр. Charles de Lorme ) предложил полный комплект защитной одежды для врачей, имеющих дело с больными чумой. До этого времени единого защитного костюма не существовало, и чумные доктора носили разнообразную одежду, что подтверждается графическими источниками.

Костюм, предложенный де Лормом, был сделан с оглядкой на кожаный доспех лёгкой пехоты. Помимо характерной «клювастой» маски, он включал в себя длинный, от шеи до лодыжек, плащ, узкие брюки, перчатки, ботинки, и шляпу. Все элементы костюма выполнялись из вощёной кожи или, на худой конец, из грубого холста, также пропитанного воском.

Известные чумные доктора

Мишель де Нотр-Дам, более известный как предсказатель Нострадамус

Какие секреты хранит средневековая чума? Можно ли вылечиться от черной смерти? Болеют ли сегодня этой заразой? И зачем средневековым врачам маска с длинным носом?

О чуме

Середина XIV века вошла в историю как время черной смерти. Это не метафора. Нет. Чума – заболевание, при котором чернеют и разлагаются еще при жизни части тела. Европейские города кишели черными как уголь трупами.

В Средневековье чума разнеслась эпидемией, выкосив четверть населения планеты. Спастись от нее было сложно, а исцеление считали религиозным чудом. И не мудрено – смертность доходила до 95%. Лечить заразу научились только в XIX веке. С тех пор чуму победили, но все еще встречаются случаи заражения.

Из последних выделяют историю Пола Гэйлорда, проживающего в штате Орегон, США. Настоящий любитель животных, он ухаживал не только за своими тремя собаками, но и подбирал бродячую живность. Принеся однажды домой грязного кота, 59-летний Пол выходил нового питомца. Чарли, так назвали бродяжку, тут же поймал громадную крысу и подавился ею. Когда хозяин попытался разнять Чарли с его добычей, кот укусил Пола. Кота спасти не удалось – он задохнулся. А через пару дней и сам Пол почувствовал неладное – высокая температура, увеличение лимфатических узлов.



Заражение разнеслось молниеносно, через месяц мужчину держали на искусственной вентиляции легких. Врачи его спасли, правда, Пол Гэйлорд остался без пальцев ног и рук. Но жив и был тому рад.

Жителям Европы XIV века так не повезло. Медицине еще только предстояло развиваться, но и сам люд провоцировал болезни. Почитайте, . Разносчики инфекций в такой среде прижились быстро. И настало время чумы. Хотя не только ее, были болезни и менее известные, но .

Об одежде врачевателей

Венецианский маскарад прославил маску с клювообразным носом. Образ подхватили ценители стимпанка и комиксов.


Хотя на деле все выглядело немного иначе. Это реальная сохранившаяся до наших дней маска врачевателя чумы.

Врачи в Средневековье мало что могли сделать с эпидемией, но им предстояло изучать, анализировать, ставить диагнозы, вскрывать трупы. Они вырезали и прижигали чумные бубоны на тех, кто еще надеялся спастись.

Чумным докторам или врачевателям чумы платили в 4 раза больше по сравнению с обычными медиками. Опасно и сложно – потому дороже и ценнее.

Поскольку чума — болезнь заразная, лекарям нужна была защита. И они ее придумали. То, что мы видим сейчас как защитный костюм чумного доктора, окончательно сформировалось в 1619 году. Обмундирование разработал Шарль де Лорм, французский врач. Он позаимствовал идею у пехоты, которая тоже в то время использовала кожаные доспехи. До тех пор врачи работали в чем приходилось.

Пальто до пят, сапоги, штаны, перчатки – все выполнялось из вощеной кожи, хорошо сдобренной воском. Так клещи и блохи не могли попасть на кожу. Голову защищала широкополая шляпа, типичная для того времени. Широкие поля обеспечивали защиту не только от вредных носителей заразы, но и от нечистот, которые то и дело выливали из окон узких мощеных камнем улочек.

Лицо надежно защищала кожаная маска с круглыми окулярами для глаз и длинным носом. В этом клюве хранились сильные по запаху травы, сладкое масло и уксус. Так врачеватели маскировали жуткий запах от разлагающихся трупов. Такое спецснаряжение позволяло им сохранять себе жизнь и продолжать работать.

Кстати, Мишель де Нострадам тоже был таким врачевателем чумы.