По тайным тропам робинзона. игра-путешествие мбудо цдт «содружество

Спортивный праздник

« Остров Робинзонов »

В. – Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня нам выпала возможность побывать на необитаемом острове!

I ребенок – Снятся усталым спортсменам

Победа за нами не просто слова

Это не сказка, это не выдумки-

Необитаемые острова.

II ребенок – Всё здесь простое, все самое первое

Ровная, медленная река,

Тонкие-тонкие, белые – белые

Длинные- длинные облака.

III ребенок- Ветры, которым под небом не тесно.

Птицы, поющие нараспев.

Море бездонное, словно сердце,

Горы, уверенные в себе.

Ведущий - Наши юные Робинзоны готовы к испытаниям на необитаемом острове.

Осталось найти им помощников. И это будут их родители.

Сегодня на остров отправляются….

(звучит музыка, команды проходят круг почета и выстраиваются на местах)

Ведущий – Представим себе, что мы с вами попали на необитаемый остров.

Приближается вечер, и нужно разжечь костер. Для этого нам понадобятся

Эстафета « Сбор дров для костра »

Ведущий – Все ниже опускается солнце над горизонтом. Пора подумать и о ночлеге.

Вокруг много различного материала для постройки хижины. Нужно только

Приложить усилия и ночлег будет готов.

Эстафета « Построй хижину »

(из строй материала)

Ведущий- Прошла ночь. На небе вновь сияет солнце. Робинзон проснулись и отправились

в поисках пищи. Нелегким оказался путь. Они встретили серьезную преграду –

впереди протекла река.

Эстафета « Переход через реку »

Ведущий- Река позади и Робинзоны увидели высокие пальмы с кокосовыми орехами.

Питьевой воды на острове не было и путники решили утолить жажду

кокосовым молоком.

Эстафета « Сбор орехов»

Ведущий- Завтрак получился замечательный, но не мешало бы подумать и об обеде.

И теперь мы все отправимся к морю за рыбой.

Эстафета « Поймай рыбу»

Ведущий- Хижина построена, обед готов и наши Робинзоны отправляются на прогулку

По острову. Они увидели много разных зверей.

«Эстафета зверей »

(каждому члену команды выдаются эмблема с изображением животных.

Каждый бежит имитируя данное животное(паук, лягушка, кенгуру),

(мяч между ногами, гуськом)).

Звучит музыка, выбегает Пятница.

Пятница- Танцуем все со мной (танец).

Ведущий- Кто ты такой?

Пятница- Неужели вы не догадываетесь, я Пятница!

Ведущий- А что ты здесь делаешь?

Пятница- Я прилетел на воздушно шаре, чтобы поздравить ваших Робинзонов с победой.

Они такие ловкие, смелые, находчивые. Ничего не испугались.

Ведущий- У нас все ребята такие!

Пятница- Тогда я хочу поздравить всех. Приз в студию! (Выходит ребенок и заносит

приз )

Пятница - Ну, а теперь мне пора, дорогая детвора. До свидания. До новых встреч.

Ведущий - До свидания, Пятница! Вот и подошел к концу наш праздник.

Пора возвращаться.

Анастасия Саввина
Сценарий праздника «Приключения на необитаемом острове»

«Приключения на необитаемом острове »

Летний праздник для старших дошкольников

(Звучит «Дорога к солнцу» - гр. Волшебники двора, выходит Ведущий)

Ведущий :

Чем больше детского смеха,

Тем меньше детского плача.

Улыбок задора успеха!

Смешинок в сердцах горячих!

Пусть солнце для вас смеется

И птицы для вас поют.

Ведь дети наши знают :

В обиду их не дадут!

Лето к нам друзья, идет,

Дружно встанем в хоровод!

(Звучит музыка «Песенка о капитане» - слова В. Лебедев-Кумач, музыка И. Дунаевского. Выходит Капитан)

Ведущий :

Итак, внимание, друзья, Капитан идёт сюда. Поприветствуем его.

(Дети хлопают)

Капитан :

Здравствуйте, уважаемые гости. Мой корабль готов к отплытию.

Ведущий :

Товарищ капитан, а где же ваша команда?

Капитан :

Свистать всех наверх! Общее построение .

(Под маршевую музыку, строевым шагом дети встают в колонны)

Товарищ капитан! Экипаж корабля «Ручеёк» для отплытия готов!

Капитан :

Вьются чайки на просторе,

Поплывем, ребята, в море.

Матросы, слушай мою команду, убрать канаты, поднять якорь!

Наш корабль «Ручеёк» отправляется в кругосветное путешествие! Полный

(Звучит музыка из к/ф «Пираты Карибского моря» )

(Звучит музыка, выбегают Папуасы)

1 Папуас :

(Всматривается вдаль)

Кто-то видно к нам плывёт,

Неизвестный пароход.

2 Папуас :

Опять экскурсантов на остров притащили . Срочно меняю табличку названия острова .

(Переворачивает табличку «Остров сокровищ » на «Остров невезения » )

3 Папуас :

Так и норовят сокровища прибрать к рукам. Главное чтобы никто не посягнул на нашу землю.

(Прячутся за деревьями)

Капитан :

(Смотрит в бинокль)

Внимание, земля!

Вижу джунгли! Матросы, слушай мою команду! Причаливаем к берегу!

Отдать якорь!

(Бросают якорь)

Шлюпки на воду! Матросам занять свои места, согласно расписанию!

(Команда рассаживается в шлюпки, и «гребут» к берегу)

Капитан :

Привал! Посмотрим не сбились ли мы с курса?

(Разглядывает карту)

Так-так, мы идём в правильном направлении. Это остров Сокровищ !

1 Папуас :

Здесь кто-то произнес слово «сокровище» ? Но это земля наших предков. А всё, что находится на земле предков, принадлежит нам!

Папуасы :

(Появляется Робинзон)

Робинзон :

Что за шум на моём острове ? Кто здесь так громко кричит? Кто вы такие?

Капитан :

Здравствуй, Робинзон Крузо! Я – Капитан, а это моя команда. Мы совершаем кругосветное путешествие и никак не могли проплыть мимо вашего острова !

Робинзон :

Очень хорошо, что вы к нам заглянули.

Папуасы :

Мы жители Африки, охраняем сокровища этого острова !

Робинзон :

О великое солнце!

Творец дней и правитель мира!

Дай нам силы для победы!

Робинзон :

Молодцы! Готовы отправиться за кладом?

(Дети отвечают)

Робинзон :

Но сначала мы должны поприветствовать друг друга.

Игра «Приветствие»

Играть интереснее в большой компании. Каждый из участников получает записку, в которой написано только одно слово : «европеец» , «японец» или «африканец» . Никто не должен говорить, какое слово у него написано. Далее ведущий объявляет, что все эти три группы различаются способами приветствия : «европейцы» пожимают друг другу руки, «японцы» кланяются, а «африканцы» трутся ногами. Цель участников игры – найти «своих» и собраться вместе. Говорить ничего нельзя, можно только приветствовать друг друга. Побеждает та группа, которая соберется первой.

Капитан :

Друзья, не будем задерживаться, отправимся путешествовать по острову .

Нам нужно добраться до пещеры на мустанге. Итак, мои юные, отважные братья, выбирайте себе лошадей.

1 испытание «Мустанг»

Участники скачут на лошади-палке, оббегают препятствие и возвращаются обратно, передавая эстафету.

Робинзон :

Вот мы и добрались. Теперь нужно пройти через пещеру. Перед вами две тропинки, по которым может проползти только настоящая змея. Они так и называются – «Змеиные тропы» . Нужно пройти, не задев ядовитые растения, разбудить змею звонким хлопком и вернуться обратно, передав эстафету.

2 испытание «Змеиные тропы»

Робинзон :

Вот мы и вышли к реке. Предлагаю сделать небольшую остановку и немного позагорать.

Игра «Загар»

Участники танцуют под музыку, встав в кружок, а Ведущий периодически произносит фразы-команды. Те из участников, кто отказывается выполнять то, что произносит ведущий, выбывают.

Подставили солнышку :

1. Ладошки

4. Коленки

7. Животик

Робинзон :

А мы с вами так громко смеялись, веселились, что разбудили рыбок.

Игра «Рыбки»

Дети встают в пары, договариваясь, кто из них будет «Рыбак» , а кто «Рыбка» . Под слова Капитана играют в «ладушки» . На последнее слово «Рыбка» прячет ладоши за спину, а «Рыбак» пытается её поймать.

Капитан :

Рыбки плавают, резвятся,

Рыбки любят поиграть.

Рыбки быстро уплывают,

Ты попробуй их поймать.

Рыбка, плыви!

Скорее лови!

(Папуасы плачут)

Робинзон :

Что случилось? Почему вы плачете?

2 Папуас :

На той стороне реки растут бананы. Мы хотим их съесть, но очень боимся воды. Помогите нам, пожалуйста.

Робинзон :

Поможем, ребята?

Дети :

3 испытание «Банан»

Дети выстраиваются в две цепочки, передают бананы с одного конца цепочки на другой. Кто быстрее.

Робинзон :

Пришло время немного развлечься!

Танец-игра «Соку Бачи Виру»

Робинзон :

Нам с вами пора продолжать путь. А впереди нас ждет пропасть Раздора. Мост сломался. Как же нам перебраться?

Папуасы :

Знаем! Знаем! Мы с друзами перебираемся через обрыв по лианам. Сейчас мы вам покажем. И у вас, думаю, тоже получится. Давайте построим мост Дружбы и переберемся на другую сторону.

4 испытание «Мост»

Ходьба по канату, держась парами за руки.

5 испытание Загадки

По синей скатерке

Плывет Егорка –

Рубашка полотняная,

Обувка деревянная (кораблик) .

Когда он нужен

Его бросают,

Когда не нужен – поднимают (якорь) .

В море белый дом плывет,

Из него дымок идет.

Вот и берег на виду,

Дом как крикнет :

«Ду – Ду – Ду!» (пароход) .

Я от ветра надуваюсь,

Но ничуть не обижаюсь.

Пусть меня он надувает,

Яхте скорость прибавляет (парус) .

Шторм на море иль туман,

Но где краешек земли

Знает каждый капитан,

Что горит для них вдали (маяк) .

В тихую погоду

Нет нас нигде.

Как ветер подует –

Бежим по воде (волны) .

Робинзон :

А теперь настало время поиграть.

Игра «Лимбо»

Вместо специальной планки для «Лимбо» , можно использовать канат или длинную ленту, которую будут держать в руках два человека. Остальные под музыку проходят под канатом или лентой, не наклоняясь вперед. С каждым разом планка опускается все ниже и ниже. Те, кто не смог пройти, не наклонившись вперед и не коснувшись пола рукой, выбывают.

Робинзон :

Ребята, вы очень постарались : сумели укротить мустангов, проползти по змеиной тропе, накормили папуасов, подружились с рыбками, преодолели пропасть раздора, построив мост Дружбы , отгадали загадки. Ребята, вы просто молодцы! Вот ваш клад.

(Робинзон выносит сундук с шоколадными монетами)

Капитан :

Ребята, посмотрите, здесь настоящие золотые монеты.

Робинзон :

Спасибо, что посетили мой остров !

Капитан :

Нам очень понравилось на вашем острове , уважаемый Робинзон, но нам пора отправляться в путь.

Папуасы :

И нам пора. Давайте на прощание все вместе потанцуем!

Танец «Ламбада»

Капитан :

Матросы, слушай мою команду! Поднять якорь! Отплываем!

(Звучит музыка, дети расходятся на площадки)

Ведущий: Когда-то очень давно герой книги Даниеля Дефо попал на необитаемый остров. Звали этого героя Робинзон. Неутомимый труд и несокрушимая решительность при самых безнадежных условиях помогли ему выжить. Другой бы на его месте пропал. Но только, увы, не наши сегодняшние герои. Впрочем, сейчас мы это все с вами увидим.

(Звучит музыка. На сцену выходят робинзоны.)

Ведущий: Командовать парадом буду я! Поднять якоря! Спустить грот-брамсель! Поворот на полрумба! Так держать! Внимание! Слева по борту неприятельское судно! Судно пиратов! Я думаю, мы их победим. Поможет нам в этом храбрость, человеческий труд и сильная воля! Но сначала давайте познакомимся с нашими робинзонами.

(1-ый конкурс "Визитка". Знакомство с участниками.)

Ведущий : Как попали наши герои на необитаемый остров? Конечно же на корабле. Что же это были за корабли?

(2-ой конкурс "Рисунок корабля".)

Ведущий: Наши робинзоны должны быть сильными и ловкими, поэтому мы предлагаем физическую разминку.

(3-ий конкурс "Физическая разминка". Участники "драят палубу на скорость и качество. Реквизит: швабры, ведра с водой.)

Ведущий: 8 дней тому назад о киль моего корабля ударился вот этот странный предмет. Внутри него оказалась записка, в содержании которой я до сих пор не могу разобраться. Интуиция и многолетний опыт бывалого путешественника подсказывают мне, что в ней заключается просьба о помощи. К счастью, я вовремя вспомнил, что у нас сегодня конкурс робинзонов. И они, наверняка, мне помогут.

(4-ый конкурс "Составить письмо". Каждый участник составляет письмо из списка предложенных в записке слов. Например: корабль, шторм, акула, товарищ, нога, голова, кровь, сундук, мешок золота, лопата, людоед.)

Ведущий : Чтобы не остаться голодными, наши робинзоны должны обладать меткостью.

(5-ый конкурс "Попади в цель". Участники бросают мячики в корзину с изображением льва.)

Ведущий: Иногда спасение Робинзона зависело от быстроты действий и ловкости рук. Конечно, вашей жизни не угрожает опасность, но, я думаю, надо все равно постараться.

(6-ой конкурс "Сплети веревку".)

Ведущий : Чего только не ел на необитаемом острове Робинзон: экзотические фрукты, мясо черепах, яйца. Но всегда не хватало каких-то продуктов, чтобы приготовить блюдо, к которым Робинзон привык дома.

(7-ой конкурс "Блюдо". Участники дома заранее готовят блюдо, используя наименьшее количество продуктов.)

Ведущий: Ну что за путешествие без поиска клада. Вперед! На сокровища капитана Кида или пирата Вильяма Роджерса. Наши робинзоны хорошо разбираются в картах, планах. Ну вот, например, 10 футов от левой ноги скелета.

(8-ой конкурс "Клад". В зале висит изображение скелета и рядом с ним спрятан "клад".)

Ведущий: На песчаном берегу Робинзон обрел своего друга Пятницу. Когда все дневные дела были закончены, Пятница учил Робинзона своим веселым танцам.

(9-ый конкурс "Танец". Участники изображают, как по их мнению мог танцевать Пятница.)

Ведущий: Наше путешествие завершается. Слово жюри.

(Подведение итогов. Награждение.)

Ведущий: Мы надеемся, что если наши участники попадут на необитаемый остров, они не пропадут, благодаря их сообразительности, силе, умению и неистощимой фантазии.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ленинского комсомола»

Сценарий мероприятия

«Робинзонада»
Игра - путешествие
5-6 классы

Старшая вожатая: Королёва Ольга Николаевна

2013 год

Цель - развивать интерес к географии; проверить знания, полученные самостоятельно при подготовке к игре; формировать чувство ответственности за общее дело.
Подготовка . Команды выбирают название, девиз, рисуют эмблемы, распределяют роли в команде - капитан, штурман, боцман, канонир, охотник- следопыт и матрос, собирают информацию о знаменитых путешественниками-первооткрывателями, знакомятся с флагами разных стран и следами животных.

Игра проводится в актовом зале, украшенном изображениями пальм, острова, попугаев и т.п., праздничными плакатами, высказываниями о приключениях. Заранее мелом на полу отчерчены квадраты 2м на 2 м, отмечены линии старта и финиша для эстафет и места установки кеглей.


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, музыкальное оборудование фонограммы, микрофоны, лист жюри, грамоты, призы.
Материалы для конкурсов: мел, 4 столика, листы бумаги, авторучки, швабры, 24 кегли, 20 мячей, 2 корзины или коробки, секундомер, жетоны для жеребьёвки, предметы-приметы для «робинзонов», 4 конверта с описанием особой приметы «робинзона», лист жюри, грамоты, призы.
Ход мероприятия.
Слайд №1 «Игра «Робинзонада»

Добрый день, ребята, а вы любите путешествия и приключения? Значит вы сегодня не зря пришли в наш зал, итак, сегодня 4 дружные команды мальчишек отправятся в морское путешествие –робинзонаду. Друзья, а знаете ли вы, кто такой Робинзон?

А еще робинзоном называют человека, который по своей или не своей воле долго живет вдали от людей.

Перед нашим командами стоит задача- отыскать необитаемый остров, спасти робинзона и вернуться без потерь, а путь будет не простым. Наша игра для смелых, дружных, быстрых, ловких, находчивых, эрудированных и наблюдательных. Вы готовы побороться за победу?

Тогда вперёд, приключения вас ждут!! Удачи вам!

Слайд №2. Море

Оценивать игру наших команд будет жюри в составе


  1. __________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________
За нарушение корабельного порядка командам будут начислены штрафные баллы.

А помогут мне провести испытания команд ребята-затейники из 7 класса.

Итак, прежде чем наши команды отправятся навстречу приключениям, им надо представиться, а значит, начинаем наш первый конкурс «Знакомство».
Конкурс № 1 « Знакомство».

Вам необходимо представиться- название вашей команды, её девиз и эмблема. /Эмблему показать залу, расшифровать и передать на стол жюри/.

Оценивается, дружность и слаженность команды, четкость объяснения, аккуратность и яркость эмблемы. Максимальная оценка 10 баллов.

Молодцы, первый конкурс успешно пройден, оценки жюри.


Слайд №3 - Корабль. фонограмма «Шум моря»

Ну что ж, вот мы и отправляемся в плавание. На каждом корабле у нас команда из 6 человек- это капитан, штурман, боцман, канонир, охотник- следопыт и матрос.


Слайд №4- капитан за штурвалом. Конкурс №2 – «Знаменитые путешественники»

И первыми к выполнению задания приступят наши капитаны. Наверное, каждый капитан мечтает совершить какое-нибудь открытие. Проверим, а знают ли наши капитаны имена знаменитых путешественников. Капитанам необходимо пройти в свои каюты /сесть за столик, где приготовлены листок и ручка/ и за 3 минуты вспомнить и записать имена выдающихся путешественников –первооткрывателей, российских и зарубежных. По 1 баллу за каждое имя.

Итак, капитаны на месте, время пошло! /за временем следит помощник./

А пока капитаны работают в своих каютах, необходимо навести порядок на палубе, да сделать это весело, с задором. А значит, мы приглашаем на палубы наших матросов /4 одинаковых квадрата, нарисованные на полу, внутри которых рисунки мелом/.

Задача наших матросов в течение минуты пока звучит музыка станцевать танец яблочко, при этом надраить палубу до блеска.

В ходе конкурса будет оцениваться артистизм, быстрота, ловкость, задор и качество уборки. Максимальное кол-во баллов-10 баллов

Получите швабры. Приготовились, начали! /фонограмма «Яблочко»/
Слайд №5 Матрос. Конкурс №3 «Ловкий матрос»

Стоп! Оценки жюри!

А теперь слово капитанам. Зачитайте список первооткрывателей, в который, возможно, в будущем добавится и ваше имя.

Уважаемое жюри, огласите итоги капитанского конкурса.


Слайд №6 «Флаги и страны»

А теперь приглашаем боцманов. Задача боцмана следить за порядком, чтобы корабельное имущество было в сохранности, в том числе и корабельный флаг. И сейчас нашим участникам необходимо определить суда каких стран им встретятся во время плавания. За каждый правильный ответ -2 балла, если ответ дан с помощью команды-1 балл, если правильного ответа нет, то ответить может боцман другой команды и получить 1 балл /при неверном ответе- 1штрафной балл/

Жеребьёвка.
Слайд №7. Конкурс №4 «Опытный боцман»

Первым определяет страны по флагу боцман команды __________________


Слайды № 8, 9, 10

вторым к испытанию приступает боцман _________________________


Слайды № 11, 12, 13

третьим _____________________________________ слайды №14, 15, 16

четвертым ____________________________________ слайды №17, 18, 19

Слово нашему жюри. Итог четвертого конкурса.


Слайд №20 Изображение пиратского корабля.

Ребята, а что за корабль показался на горизонте? Чтобы наших мореплавателей не захватили пираты, необходимо приготовить орудия к бою. А значит, наши канониры, к орудиям. От вашей меткости будет зависеть, с каким результатом ваша команда сможете продолжить своё путешествие. Ваша задача. сделав 10 залпов, поразить пиратский корабль, т.е. попасть мячами в корзину, стоящую на расстоянии 5-6 метров. Каждое удачное попадание- 1 балл.


Конкурс №5 «меткий канонир»

Итог конкурса.


Слайд № 21 . Изображение острова

Поздравляю, атака отбита и мы продолжаем наше путешествие. Посмотрите На горизонте показался неизвестный остров, а значит настала пора штурману разузнать фарватер и провести корабль в бухту.

А для этого необходимо пройти эстафету. Кегли расставлены в 2 ряда змейкой, проход между ними 70-80 см. Первым дистанцию между расставленных кеглей проходит штурман, затем он по прямой возвращается за капитаном и они проходят между расставленных кеглей вдвоем, возвращаются за следующим членом команды и т.д..

Оценивается время и аккуратность прохождения дистанции.

Лучшее время-10 баллов, второй результат-9баллов, третий-8 баллов и четвертый- 7баллов, каждая сбитая кегля-1 штрафной балл.
Конкурс №6 «Умелый штурман» /фонограмма Бен Афлик «Ха-фа-на-на» /

Первым и эстафету проходит________________________________________-

Внимание,на старт! Марш! Ваше время _____________, штрафные ____________

Вторые- На старт! , марш! Ваше время ____________, штрафные ____________

Третьи- На старт! марш! Ваше время ___________, штрафные ____________

Четвертые – На старт! марш! Ваше время ____________, штрафные ____________

Итог конкурса мы просим озвучить наше жюри.
Слайд № 22. Морской берег.

Ну что ж, вот мы и на острове. А теперь нашим охотникам-следопытам предстоит определить по следам, какие звери недавно выходили на морской берег.

Правильный ответ следопыта - 2 балла, с помощью команды- 1 балл-, при отсутствии верного ответа, может ответить следопыт другой команды, заработав 1 балл, если же дан неверный ответ- 1 штрафной балл.

По жребию первым на охоту идет ________________________________


Слайды №23, 24

Вторым -_____________________________________ Слайды №25, 26

Третьим _________________________________ Слайды №27, 28

Четвертым ________________________________ Слайды № 29, 30

Итог конкурса.
Слайд № 30. Джунгли . Конкурс «Найди Робинзона».

Вот мы и на острове, и теперь нам осталось отыскать и спасти Робинзона, но вот беда, он нас не знает и поэтому прячется. Вот в этих конвертах описание его особых примет. Команды выбирают конверт с описанием 1 из 4 «робинзонов», сидящих в зрительном зале. По сигналу открывают конверт, читают описание и ищут своего робинзона в зале. Капитан остается у столика жюри. Команда первая нашедшая робинзона и доставившая его к капитану зарабатывает- 10 баллов, вторая-9 баллов, третья-8 баллов, четвертая-7 баллов.

Приготовились! Вскрыть конверт!
Конкурс №8 Найди Робинзона /фонограмма песни «Робинзон»/

Итог конкурса.

Поздравляю! Робинзоны найдены, а что кричат, когда какое-то дело успешно завершено? Правильно – УРА! Пока команды отправляются в обратный путь, а жюри подводит итоги, мы проведём игру для болельщиков. Вам, уважаемые зрители, надо назвать как можно больше слов, где встречается это сочетание звуков, например, чебУРАшка.
Игра «Ура!» с болельщиками

По традиции, прибывших мореплавателей торжественно встречают, Музыкальный номер.


Ученик школы исполняет песню «Что тебе снится крейсер «Аврора»
Вот и настал торжественный момент, пора узнать окончательные итоги нашей «Робинзонады».
А сейчас слово жюри. Подведение итогов игры, награждение /можно провести по номинациям: «Самая весёлая команда», «Самая упорная команда», «Самая дружная команда», Победитель иргы «Робинзонада».

Поздравляю наших мальчишек с праздником, еще раз в их честь звучат аплодисменты. Сегодня все наши команды стали победителями, ведь вы нашли и подарили всем зрителям главное сокровище – интересную игру и хорошее настроение.


Экологическая игра «Робинзонада» для учащихся 5 -6 классов.
Цель: продолжить формирование экологических знаний обучающихся, расширить знания о пользе и ценности лесных растений, формировать у школьников правила поведения в лесу, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование: презентация по материалам сценария, учебный кинофильм «Тайны заветных трав», таблички с названиями лекарственных трав, магниты и магнитные доски, декорации к пантомиме, спортинвентарь для спортивной эстафеты.
Ведущий 1.
Вот уже около 300 лет живёт на свете, любимый для многих поколений ребят, герой книги Даниэля Дефо Робинзон Крузо. Судьба сыграла с ним злую шутку, выбросив одного на необитаемом острове, где он прожил долгих 28 лет. Этот мужественный, изобретательный человек, нашёл в себе силы не пасть духом в трудных обстоятельствах. Он выжил…
А помогли ему знания, трудолюбие, физическая подготовка, надежда. Имя Робинзона Крузо стало нарицательным. Так называют людей, оказавшихся с природой один на один. Во все времена находились смельчаки, стремившиеся проверить себя в самых сложных испытаниях. Кто знает, что ждёт нас впереди? Основные правила выживания должны быть известны всем! Итак, мы начинаем.

Ведущий 2. Ребята, внимательно посмотрите пантомиму и расскажите, какие события произошли с отрядом Робинзонов в лесу. Засчитываются все правильные ответы, которые вы не только назвали, но и записали на листе.
Под музыку через весь зал бодро шагает отряд Робинзонов. Они собрались в поход и экипированы соответственно. Отряд поднимается на сцену. Характер музыки меняется. Отряд заблудился. Робинзоны пытаются ориентироваться по пням, веткам, мхам на деревьях. Один из них вспоминает, что у него есть компас и карта. Все радостно начинают собираться вокруг карты, неумело ее крутят, рассматривают компас и дружно показывают в разные стороны!
Очень хочется кушать! Один из Робинзонов достаёт из кармана печенье и отправляет его в рот, другой находит грибы и пробует их - не съедобные, кто-то находит листья и ягоды и начинает их жевать - очень горько!
Двое Робинзонов пытаются развести костёр под кронами деревьев - их останавливают. В довершение всех бед один из Робинзонов повреждает ногу; ему пытаются помочь, прикладывая к ране первое попавшееся растение, от чего страдания больного еще больше усиливаются. Спасают Робинзонов люди, которые указывают им дорогу. Под бодрую музыку ребята спускаются в зал и хором произносят: «Ура! Наконец-то мы вышли к людям!»
Ведущий раздаёт командам листы для записей, объявляет время для совещания – 2 минуты, после чего по одному члену команды дают свои ответы. Жюри присуждает за каждый элемент пантомимы по 1 баллу.

Лесные тайны.
Звучит стихотворение Р. Рождественского «Лес».
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос.
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.
То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня.
Зальётся пеночка короткой, чёткой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести и всё в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком.
Берёт он для себя от щедрости твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жильё, и мачты кораблей.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах пленительная сила
Для всех, умеющих их тайны разгадать!
Ведущий 1.
Некоторые тайны леса вам откроют наши эксперты.
Эксперт 1. Ребята, а вы знаете, как можно испечь хлеб в лесу? Нет? Это совсем несложно.
У топкого берега озера видна стройная заросль растений с черными, бархатными шишками и длинными, линейными, как у злаков, листьями.
Часто это растение называют камышом, правильное его название - рогоз и относится оно к семейству рогозовых. Черный початок - это соцветие пестичных цветков. Семян образуется великое множество, все они с пушинками, и поэтому ветер их переносит из одного водоема в другой. Поплавав два-три дня, семена тонут и на следующий год прорастают.
Растение это очень полезное! Стебли и листья можно использовать на корм скоту, из них плетут циновки и корзины, покрывают в деревнях крыши сараев. Но самое ценное у рогоза - корневище. В нем содержится сахар, крахмал, белок. Из него можно приготовить муку. Для этого корневище разрезают на кусочки длиной примерно в 1 см и высушивают над огнем до тех пор, пока они не будут разламываться с сухим треском. Затем их измельчают. Из муки, приготовленной таким способом, в Астрахани еще в прошлом веке пекли хлебцы, бисквиты и пряники!
А еще можно приготовить муку и испечь хлеб из корневищ тростника. Растет он вместе с рогозом по берегам рек, болот и озер. Тростник такой же высокий, как и рогоз, но стебель его - соломина, листья тонкие и длинные, сине-зеленого цвета, на верху стебля густая метелка темно-фиолетовых колосков. Над озером часто бывает ветер, но стебель тростника не ломается. Это потому, что листья растений поворачиваются ребром к ветру, а гибкая соломина не ломается, а гнётся.
Корневища тростника опутывают влажную почву. Они нежны и сладки, раньше их ели сырыми, варенными и печеными. В них содержится до 50% сахара. И немудрено. Ведь наш тростник - родственник знаменитого сахарного тростника!
Можно приготовить муку и испечь хлеб и из корневищ сусака.
Эксперт 2. А я расскажу вам, как приготовить настоящий лесной чай!
Вам приходилось видеть лесные розовые поляны? С таких полян доносится запах меда. Это цветет с июня до сентября иван-чай (кипрей). Растения высокие, больше метра.
Цветки собраны в заостренную кверху кисть. Раскрываются они от 6 до 7 ч утра.
Очень полезное это растение. Корневища сладкие, их едят сырыми и вареными Можно их высушить и приготовить муку. Молодые листья кладут в салаты, а из высушенных заваривают вкусный лесной чай. Растения являются прекрасными медоносами и их охотно посещают пчелы.
Лесной чай можно приготовить также из листьев земляники, малины, черники, брусники. Правда, есть одна хитрость. Если бросить в котелок горсть сухих листьев, то чай получается невкусный: напиток пахнет веником. Для получения настоящего чай листья земляники и других лесных растений следует обработать. Сначала листья рассыпают тонким слоем в тени и оставляют на день. Затем подвяленные листья скручивают между ладонями до тех пор, пока не появится сок. После этого скрученные листья накрывают мокрой чистой марлей и выдерживают 10 часов при температуре 26 С (можно на солнце). Завершают обработку листьев сушкой в хорошо протопленной печи. Заварка готова! А к такому чайку не помешало бы и душистое лесное варенье! Только очень я сомневаюсь, хорошо ли вы знаете, какие ягоды съедобны, а какие ядовиты? Это мы сейчас проверим. На выданных вам листах запишите названия ягодных растений, которые увидите в презентации, в два столбика. Жюри оценивает правильные ответы.
1.шиповник коричный
2.калина
3.крушина ломкая
4.боярышник
5.черника
6.брусника
7.вороний глаз
8.ландыш майский
9.ежевика
10. земляника
11.волчье лыко
12. воронец колосистый
Эксперт 1. Да, жаль, что ребята не все растения знают. Вот, например, не назвали…(перечисляет и показывает эти растения). Может грибы, вы – ребята, знаете лучше?
Также в два столбика запишите на листах съедобные и ядовитые грибы (показ слайдов).1.подберёзовик
2.бледная поганка
3.опята
4.ложные опята
5.лисичка
6.ложная лисичка
7.белый гриб
8.свинух
9.сатанинский гриб
10.сыроежка
11.подосиновик
12.мухомор
Подведение итогов.
3.Лесные целители.
Ведущий 2. Издавна лес называли люди «зелёной аптекой». Оглянись вокруг – повсюду лекарства. Чудодейственные силы растений помогут и человеку и животным.
Вашему вниманию мы предлагаем кинофрагмент «Тайны заветных трав».
После просмотра ведущий предлагает членам команд по очереди выходить и крепить к стенду таблички с названиями лекарственных растений, которые встречались в кинофрагменте. Хитрость состоит в том, что на табличках есть надписи растений, не встречавшихся в фильме. Это задание на внимательность, хотя необходимо сказать учащимся, что все растения обладают целебными свойствами. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
1.крапива двудомная
2. ятрышник
3.венерин башмачок
4. адонис весенний
5. ландыш майский
6. подорожник
7. коровяк (медвежье ухо)
8. зверобой продырявленный
9. чистотел
10. ромашка аптечная
11. мать-и-мачеха
12. одуванчик
13. хвощ полевой
14. иван-чай
15. пастушья сумка

Ведущий 1.А знаете ли вы, где найти в лесу вату? За ней надо пойти на болото, где растёт в изобилии мох сфагнум. Во время войны он не раз выручал партизан и бойцов, попавших в окружение. Листья сфагнума обладают удивительным свойством – они могут впитывать жидкость в 24 раза больше собственного веса. Приложенный к ране слегка отжатый сфагнум заменит и вату, и йод, так как содержит в своих клетках вещество сфагнол, способное убивать бактерии гниения.
4.У костра.
Ведущий 1. Настоящим туристам необходимо знать ещё одну хитрость.
Встречается в лесу на влажной земле маленькая травка с овальными листочками, влажными на ощупь даже в сухую погоду. Это звездчатка средняя, или, как её ещё называют, мокрица. Маленькие белые цветочки имеют вид изящных звёздочек. После дождя мокрица становится, как хрустальная: волоски на стеблях удерживают воду, капельки блестят на солнце и всё растение кажется сделанным из стекла. По этим цветочкам можно предсказать погоду. Запомните: если до 7 часов утра венчик не раскроется, днём будет дождь. А это значит – ставь турист палатку или готовься разводить костёр.
Представителям от каждой команды предлагается разложить из брёвнышек и веток костёр и по очереди называть правила разведения костра в лесу. Жюри оценивает правильность ответов и качество сборки костра.



5.Спортивно – туристическая эстафета.
Ведущий 1. Лесным Робинзонам в походе надо уметь преодолевать по кочкам топкое болото, пролезать через лесные завалы, проникать в пещеры, влезать на деревья. Как подготовились ребята к походу, покажут соревнования. Судить соревнования будут лучшие спортсмены школы.
Участвуют все члены команды.
На каждом этапе эстафеты – старшеклассники (подстраховывают, следят за выполнением).

6. Заключительное слово жюри. Церемония награждения. Финальная музыка.
Пантомима «Отряд Робинзонов в лесу». Основные события.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ягодные растения.
съедобные ядовитые
Грибы.
съедобные ядовитые
Материалы для жюри.
Пантомима «Отряд заблудился в лесу».
Элементы ответов: 1. заблудились, 2. пытаются ориентироваться по пням, 3. -веткам, 5. –мхам, 6. – компасу и карте, 7. хочется кушать, но грибы несъедобные, 8. ягоды – горькие, 9. костёр под деревьями разжигать нельзя, 10. не знают лекарственных растений, к ране приложили не то растение.
Лесные тайны.
Ягодные растения.
1.шиповник коричный 2.калина
3.крушина ломкая 4.боярышник
5.черника 6.брусника
7.вороний глаз 8.ландыш майский
9.ежевика 10. земляника
11.волчье лыко 12. воронец колосистый
Грибы.
1.подберёзовик 2.бледная поганка
3.опята 4.ложные опята
5.лисичка 6.ложная лисичка
7.белый гриб 8.свинух
9.сатанинский гриб 10.сыроежка
11.подосиновик 12.мухомор
Лесные целители.
1.крапива двудомная
2. ятрышник
3.венерин башмачок
4. адонис весенний
5. ландыш майский
6. подорожник
7. коровяк (медвежье ухо)
8. зверобой продырявленный
9. чистотел
10. ромашка аптечная
11. мать-и-мачеха
12. одуванчик
13. хвощ полевой
14. иван-чай
15. пастушья сумка
Растения, не встречавшиеся в кинофрагменте (лопух большой, лапчатка прямостоячая, валериана, кувшинка белая, полынь горькая).
У костра.
Элементы ответов: 1. место для костра должно быть в 2-3 метрах от деревьев.
2.снять дёрн. 3.использовать сухие ветви и т.д. 4.должен быть доступ воздуха, поэтому существуют разные способы укладки брёвен 5.уходя, залить кострище. 6.на место костра уложить дёрн.
Возможны и другие варианты ответов.
Спортивно – туристическая эстафета.
Главный судья отмечает по секундомеру время прохождения эстафеты. Разница во времени – количество очков, которое жюри добавит к набранным баллам.