Перспективы развития вооруженных сил российской федерации. Основные направления совершенствования системы стимулирования военной службы в российской федерации Стратегия социального развития вс рф до

«Стратегия социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 года» (далее - Стратегия) была разработана в целях удовлетворения социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, военных пенсионеров и членов их семей и утверждена 28 марта 2008 г. решением Коллегии Минобороны РФ. Намечалось реализовать Стратегию в три этапа, первый этап охватывает 2008-2012 гг.

Руководство РФ уделяет особое внимание социальному развитию Вооруженных Сил (ВС) РФ. Поэтому, казалось бы, все, что делается в рамках Стратегии, должно быть известно не только всем военнослужащим, но и всему обществу. Тем не менее, текст Стратегии был опубликован во второстепенном издании (см. Военный железнодорожник. - 2008. - № 19 и № 20 ). На сайте Минобороны указано только название документа. Гражданские специалисты могут найти его на специализированном сайте либо на сайте КонсультантПлюс, где размещен приказ Минобороны РФ от 28.04.2008 г. № 241.

При этом в Стратегии предусмотрено решение ряда важнейших задач в различных областях социальной политики в следующем порядке:
1) культура и досуг, физкультура и спорт, информационное и торгово-бытовое обслуживание;
2) военное образование;
3) здравоохранение;
4) повышение безопасности военной службы;
5) решение жилищной проблемы;
6) увеличение денежного довольствия (ДД) и пенсий;
7) обеспечение социальной защиты.

Как нам представляется, порядок решения проблем в перечисленных областях должен быть иным, поскольку размер ДД имеет наибольшее значение в улучшении материального обеспечения военнослужащих. Однако подготовка управленческих решений по ДД затягивается. Увеличение размеров ДД должно было повлечь за собой повышение военных пенсий, но изменения в этой сфере еще более проблематичны, а потому откладываются.

Основные выводы по проблемам совершенствования ДД военнослужащих и военных пенсий сводятся к следующему:

  • в настоящее время проблема достойного ДД решена только для военнослужащих Центрального аппарата Минобороны и, выборочно, для меньшей части офицеров регулярных войск;
  • проблема повышения ДД основной массы военнослужащих до сих пор не решена, и в период, оставшийся до обещанного срока ее решения, может остаться нерешенной;
  • в отношении военных пенсий просматриваются тенденции как неуклонного снижения ее уровня по сравнению с ДД военнослужащих, так и сближения с нормативами пенсионного обеспечения большинства населения РФ.
Вторая по значимости социальная проблема военнослужащих - обеспечение их жильем. Здесь очевидны следующие результаты:
  • за последние годы семьям военнослужащих и военных пенсионеров предоставлено беспрецедентно большое количество квартир в собственность (до 100 тыс. ежегодно);
  • на официальном сайте Минобороны появился раздел «Жилье военнослужащим» , в котором содержится информация о готовом и строящемся жилье с привязкой к регионам, законодательные и нормативные акты, касающиеся обеспечения жильем. Важным новшеством раздела стало создание Единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилья;
  • обеспечение военнослужащих и их семей квартирами должно рассматриваться как важнейшее действие государства, имеющее «двойное (военное и гражданское)» назначение, способствующее росту благосостояния всего народа;
  • жилищное обеспечение военнослужащих, притягательное для коррупционеров, может стать областью для отработки ряда эффективных механизмов внедрения общественного контроля для борьбы с коррупцией.
Для других сфер социальных проблем военнослужащих также характерны определенные достижения и проблемы, но по сравнению с двумя рассмотренными они уходят на второй план.

Е.В. Трофимова - к.и.н., с.н.с. лаборатории военной экономики

Екатерина Геннадьевна, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации к числу важнейших стратегических приоритетов на период до 2020 г. отнесен переход страны на инновационный путь, ставящий в качестве основной цели достижение лидерских позиций в экономике, социальной сфере, обеспечении безопасности страны. Как я понимаю, эти планы будут учитываться и в военном ведомстве?

Чтобы эффективно противостоять современным вызовам и угрозам, нам нужна мобильная, компактная и высокопрофессиональная армия. Иными словами, нам необходима инновационная армия - армия, входящая в пятерку лучших армий мира, в том числе по основным социально-экономическим показателям.

Что стало основными приоритетами этой стратегии?

В центре Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ находится человек и удовлетворение его потребностей в наиболее важных областях социального развития. Среди них культура и спорт, образование, медицина, безопасность прохождения воинской службы, жилищный вопрос, денежное довольствие, заработная плата и пенсии, социальная защита.

У нас есть четкое понимание того, что мы хотим достигнуть в каждом из этих направлений и каким образом это сделать.

Насколько трудно шла работа над разработкой стратегии?

Поработать пришлось основательно. На системном уровне были изучены принятые национальные и отраслевые концепции и стратегии, федеральные целевые программы и национальные проекты, проанализирован опыт стратегического управления социальной сферой в оборонных ведомствах стран НАТО, а также подготовленные за последние 10 лет диссертации, связанные с социальным развитием Вооруженных Сил.

По заказу министерства проводилось масштабное социологическое исследование, позволившее комплексно оценить современное состояние военно-социальной сферы и определить ключевые направления ее реформирования. Очень помогло нам и анкетирование военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

На этапе разработки материалы стратегии открыто обсуждались и нашли поддержку не только внутри Министерства обороны РФ, но и у большинства государственных и общественных организаций, отстаивающих интересы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В том числе в Комитете по обороне Государственной Думы, Комитете по обороне и безопасности Совета Федерации, Общественной палате РФ, Общественном совете при Министерстве обороны, в ветеранских организациях, Комитете солдатских матерей.

В стратегии определены не только генеральная цель, задачи, ожидаемые результаты, но и принципы, этапы, комплекс основных мероприятий, необходимые условия, риски и механизм контроля реализации стратегии.

Екатерина Геннадьевна, а кто выиграет от реализации этой стратегии?

В стратегии четко выделены основные категории, на которые нацелены социальные преобразования, - военнослужащие (проходящие военную службу по призыву и контракту), гражданский персонал, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, в том числе самые социально незащищенные категории - дети, ветераны, семьи, потерявшие кормильца.

Стратегия не только задает вектор социального развития Вооруженных Сил, но и определяет, что конкретно получит каждая из этих категорий в наиболее важных областях социального развития.

Очень конкретно с учетом российского и зарубежного опыта определены критерии достижения генеральной цели и задач, а также оценочные показатели и алгоритм их расчета.

Определялись они на основе аналогичных целевых ориентиров ведущих иностранных оборонных ведомств (например, показатель "доля здоровых военнослужащих" 90% соответствует показателю армий НАТО), требований законодательства (например, обучение государственных гражданских служащих 30%); лучшей мировой практики (например, уровень удовлетворенности качеством социальных услуг 90%).

За каждым показателем стоит программа или комплекс программных мероприятий, обеспечивающих достижение указанных целевых значений.

Эти программы, как я понимаю, разбиты на временные этапы?

Совершенно верно. Реализация стратегии предполагается в три этапа, которые соответствуют этапам реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ: 2008-2012 годы; 2013-2017 годы; 2018-2020 годы.

Екатерина Геннадьевна, а какие гарантии выполнения таких грандиозных планов?

Еще на стадии разработки в социальную стратегию был заложен принципиально важный компонент, от которого в значительной степени зависит успешность реализации разработанной стратегии - четкий механизм контроля за ее реализацией.

В числе прочих контрольных мероприятий предполагается организовать систему мониторинга, позволяющую отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение генеральной цели и решение задач стратегии.

Также мы планируем создание специального рабочего органа - Комиссии по реализации стратегии, куда войдут представители основных заинтересованных сторон, в том числе органов государственной власти Российской Федерации, общественных и научных организаций.

Гражданское общество впервые сможет принять участие в контроле за ходом выполнения мероприятий и программ, обеспечивающих реализацию стратегии. Армия становится по-настоящему открытой.

Очевидно, что принятие данной стратегии - это только начало большой и сложной работы по реализации конкретных программ, направленных на достижение поставленных целей:

Уже сегодня Минобороны приступило к формированию первой очереди ведомственных целевых программ, направленных на реализацию стратегии. Эти программы в дальнейшем будут включены в Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства обороны на 2009-2011 годы.

Мы понимаем, что еще многое предстоит сделать для того, чтобы вывести Вооруженные Силы на принципиально новый уровень социального развития, отвечающий новым задачам, поставленным перед Минобороны России. Но мы готовы к такой масштабной работе.

Для кардинального улучшения состояния военно-социальной сферы необходима реализация системы государственных мер долгосрочного характера которая опиралась бы на отечественный и зарубежный опыт и такая программа развития существует. В этих целях разработана Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года.

К числу важнейших стратегических приоритетов на период до 2020 года отнесен переход страны на инновационный путь, ставящий в качестве основной цели достижение лидерских позиций в экономике, социальной сфере, в обеспечении безопасности страны. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации абсолютным национальным приоритетом названо развитие человека-военнослужащего, чему будут способствовать повышение благосостояния людей, постоянная забота общества об их образовании, здоровье, создании достойных условий для жизни и работы, реализации способностей и профессиональных навыков. Все это имеет самое непосредственное отношение к формированию и социальному развитию Вооруженных Сил Российской Федерации.

Обеспечение безопасности и обороноспособности страны невозможно как без своевременного технического перевооружения и использования новейших технологий в строительстве Вооруженных Сил России, так и без соответствующего им развития военно-социальной сферы, требующего повышения престижа военной службы, увеличения денежного довольствия и пенсий военнослужащих, решения проблем с жильем, достижения качественно иного уровня социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Превращение Вооруженных Сил в армию, отвечающую самым современным требованиям по важнейшим социально-экономическим показателям, потребует значительного роста инвестиций в человеческий капитал и достижения соответствующих стандартов благосостояния военнослужащих.

Стратегия ориентирована на существенное повышение уровня удовлетворения социальных потребностей военнослужащих, гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Достижение определенных в стратегии целей и задач позволит значительно улучшить качество и повысить уровень их жизни, достичь оптимального соотношения между уровнем и качеством жизни данных категорий российских граждан и населения России в целом. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации содержит систему мер долгосрочного характера, направленных на улучшение состояния военно-социальной сферы по ряду важнейших направлений:

Улучшение культуры и досуга, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

Пропаганда физкультуры и спорта;

Совершенствование профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих;

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

Повышение безопасности военной службы;

Улучшение жилищных условий семей военнослужащих;

Повышение размеров денежного довольствия военнослужащих, заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил и пенсий граждан, уволенных с военной службы;

Обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Реализацию Стратегии предполагается осуществлять в три этапа.

первый этап - 2008 - 2012 годы;

второй этап - 2013 - 2017 годы;

третий этап - 2018 - 2020 годы.

Приоритеты социального развития Вооруженных Сил включают:

На первом этапе (до 2012 года):

Ш повышение денежного довольствия военнослужащих до уровня 95процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны;

Ш обеспечение постоянным и служебным жильем всех военнослужащих, имеющих право и нуждающихся в его получении;

Ш оптимизация военно-социальной инфраструктуры и приведение ее в соответствие с государственными стандартами, нормами и требованиями, установленными в соответствующей сфере;

Ш повышение удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством услуг в военно-социальной сфере до уровня 50процентов и более.

На втором этапе (2013 - 2017 годы):

Ш повышение денежного довольствия военнослужащих до уровня 110 процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны;

Ш обеспечение жильем военнослужащих посредством накопительно-ипотечной системы (до 100 процентов изъявивших желание получить ипотечный кредит на получение квартиры или 80процентов от имеющих право на получение целевого жилищного займа);

Ш обеспечение жильем всех военнослужащих, приобретающих право на получение жилья в году увольнения;

Ш повышение качества и эффективности деятельности организаций социальной сферы Вооруженных Сил до уровня, превышающего соответствующие параметры функционирования организаций социальной сферы гражданского сектора;

Ш повышение удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством услуг в военно-социальной сфере до уровня 70процентов и более.

На третьем этапе (2018 - 2020 годы):

Ш повышение денежного довольствия военнослужащих до уровня 125 процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны;

Ш сокращение срока обеспечения жильем военнослужащих, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, до трех лет;

Ш завершение перехода на обеспечение военнослужащих жильем по служебно-должностным нормам (от 60 до 250 квадратных метров на семью) с учетом воинского звания и занимаемой воинской должности;

Ш повышение качества и эффективности деятельности организаций социальной сферы Вооруженных Сил до уровня лучших мировых стандартов;

Ш повышение удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством услуг в военно-социальной сфере до уровня 90процентов и более. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена решением Коллегии Министерства обороны РФ от 28.03.2008г

Любые инвестиции, в том числе и в человека, предполагают, что инвестор (в данном случае государство) рассчитывает на отдачу. Конечный результат рассчитывают разработчики стратегии - это повышение роли человеческого фактора в условиях перехода на новую стратегию строительства Вооруженных Сил потребует соответствия самым современным требованиям к уровню профессионализма, компетентности и подготовленности к выполнению служебных обязанностей всех военнослужащих. Этому уровню должны отвечать и социальные условия прохождения ими военной службы в любом регионе нашей огромной страны и за ее пределами. Укрепление национальной безопасности и успешная реализация новой стратегии строительства Вооруженных Сил до 2020 года вряд ли выполнимы без формирования высокопрофессионального офицерского корпуса, получающего достойное денежное содержание, обеспеченного жильем и социальным пакетом на уровне современных стандартов благосостояния. Также важно, чтобы сложился физически и морально здоровый контингент военнослужащих (срочников и контрактников), для которых служба в Российской армии престижна и позволяет реализовать свои насущные и перспективные потребности, как материальные, так и социальные. И, конечно же, должны быть созданы достойные условия жизни, сохранения здоровья, получения образования для членов семей военнослужащих и военных пенсионеров. Положения стратегии опираются на комплексную оценку нынешнего состояния военно-социальной сферы, прогноз ее развития, определение объективных потребностей и возможностей реализации выбранных направлений социального развития Вооруженных Сил, изучение отечественного и зарубежного опыта военного социального строительства, в том числе и опыта Соединенных Штатов Америки. Перейдем к более детальному изучению будущей структуры денежного довольствия военнослужащих для оценки ее реальной эффективности.

Таким образом, реформирование обеспечения и реформирование Вооружённых Сил в целом планируется осуществить в три этапа до 2020 года. Однако это сопровождается значительным сокращением численности Вооружённых Сил, что приведёт к волнениям и недовольствам военнослужащих и военных пенсионеров.

Утверждена решением Коллегии

Министерства обороны РФ

от 01.01.2001

http://www. *****/849/11876/41276/index. shtml

I. Общие положения

Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - Стратегия) представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального развития Вооруженных Сил.

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации , федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности и социального развития.

Стратегия является составной частью системы национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию преобразований в указанных сферах, осуществляемых в Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия развивает соответствующие положения Военной доктрины, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года, конкретизирует применительно к военно-социальной сфере установки Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации с учетом национальных интересов в области обороны и социального развития.

Положения Стратегии опираются на комплексную оценку состояния военно-социальной сферы и прогноз ее развития, на научно обоснованное определение объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения социального развития Вооруженных Сил, а также на системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем, отечественного и зарубежного опыта военного социального строительства.

Положения Стратегии являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем социального развития Вооруженных Сил.

Стратегией определяются генеральная цель, задачи, ожидаемые результаты, принципы реализации, этапы и приоритеты, комплекс основных мероприятий, необходимые условия, риски и механизм контроля социального развития Вооруженных Сил.

Положения Стратегии могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической и социально-экономической обстановки, характера, масштаба и содержания социальных проблем, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в указаниях по социальному развитию Вооруженных Сил и в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности и социального развития Российской Федерации.

II. Основные проблемы военно-социальной сферы

Строительство и развитие Вооруженных Сил на современном этапе нацелено на достижение новых качественных показателей в области повышения боевой готовности и обеспечения обороноспособности страны, защиты ее политических и экономических интересов, а также социальной защищенности самих военнослужащих и членов их семей.

Модернизация ключевых компонентов формирования и функционирования Вооруженных Сил, включая комплектование, профессиональную подготовку личного состава, техническое оснащение и материальное обеспечение, предъявляет новые требования ко всей военно-социальной сфере и направленности социального развития Вооруженных Сил.

В последнее время государством уделяется все большее внимание вопросам социального развития Вооруженных Сил, повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в военно-социальной сфере, в том числе вытекающие из новых задач военного строительства.

Так, размеры денежного довольствия военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и тенденции их изменения обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации к военной службе, отток кадров, особенно молодых специалистов. Средние темпы роста денежных доходов семей военнослужащих в 1,2 раза ниже, а доля семей военнослужащих, имеющих денежные доходы на одного члена семьи менее прожиточного минимума, в 1,6 раза выше, чем в целом по Российской Федерации. Вследствие этого не удовлетворены своим материальным положением свыше 60процентов военнослужащих.

Несовершенство существующей системы исчисления военных пенсий ведет к увеличению разрыва между темпами роста пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и денежного довольствия военнослужащих.

Остро стоит жилищная проблема. Свыше 122 тысяч военнослужащих и членов их семей нуждаются в жилье. Почти тридцать процентов семей офицеров и прапорщиков не обеспечены служебным жильем. Около 40процентов военнослужащих не удовлетворены своими жилищными условиями. Главная причина этого – отсутствие собственного жилья. Семьи военнослужащих находятся в очереди на получение жилья пять - шесть лет. Денежная компенсация за поднаем (найм) жилья военнослужащим не покрывает в полном объеме их фактические затраты на эти цели по всей территории дислокации воинских частей и учреждений Министерства обороны. Нерешенность жилищной проблемы военнослужащих приводит к их досрочному увольнению с военной службы и снижает привлекательность военной профессии.

Более половины военнослужащих не удовлетворены доступностью, полнотой и качеством медицинских услуг и медицинского обеспечения в целом. Свыше четверти военнослужащих отмечают изношенность материально-технической базы военно-медицинских учреждений, нехватку современного медицинского оборудования . Треть военнослужащих и более 40 процентов лиц гражданского персонала сталкиваются с отсутствием нужных медикаментов и лекарств, а также завышенными ценами на них. До сих пор не сформирована и не функционирует система медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими сложных и опасных учебных и боевых задач. Менее половины военнослужащих, оценивают свое здоровье как удовлетворительное, что свидетельствует о недостаточности мер по профилактике заболеваний и охране здоровья военнослужащих.

Условия прохождения военной службы не соответствуют государственным стандартам , нормам и требованиям безопасности , вследствие чего ежегодно в Вооруженных Силах отмечается высокий уровень гибели и травматизма военнослужащих при исполнении ими обязанностей воинской службы.

Продолжает снижаться уровень военно-профессиональной подготовки военнослужащих. Система военно-профессиональной ориентации молодежи является неэффективной, а сеть военно-учебных заведений - неоптимальной и высоко затратной. Устаревшая учебно-материальная база и недостаточный уровень научно-педагогического потенциала большинства военных ВУЗов снижают качество подготовки выпускников. Более 45процентов из них завершают обучение на «удовлетворительно», а около 15процентов отчисляются в процессе учебы или в первые годы военной службы.

Не отвечает современным требованиям и система дополнительного профессионального образования . Отсутствие заинтересованности военнослужащих в повышении своей квалификации привели к тому, что более 30процентов офицеров не соответствуют требованиям к занимаемой воинской должности. Стабильно низкой остается доля военнослужащих, имеющих повышенную классную квалификацию.

В Вооруженных Силах отмечается низкий уровень удовлетворенности качеством и доступностью предоставляемых культурно-досуговых и информационных услуг. Многие услуги сферы культуры остаются недоступными в отдаленных и закрытых военных городках. При этом недостаточно эффективно используются возможности, предоставляемые глобальной информационной сетью Интернет. На чрезвычайно низком уровне находится материально-техническая обеспеченность культурно-досуговых учреждений. Только 8процентов из них оснащены современными техническими средствами (кинопроката, звуковещания и др.), около половины учреждений находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта . В войсковых библиотеках до 80процентов книжного фонда устарело. Как следствие сложившейся ситуации, оказываемые культурно-досуговые и информационные услуги не отвечают возрастающим потребностям военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, а у значительной части военнослужащих практически отсутствует возможность заполнения своего свободного времени культурным досугом.

Результаты проверок воинских частей и военно-учебных заведений Министерства обороны свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и по контракту. Так, средний уровень физической подготовленности военнослужащих в 12процентах управлений и воинских частей, участвовавших в данных проверках, оценивается как «неудовлетворительный», в 65,5процентах – лишь как «удовлетворительный». Среди выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования в 2007г. каждый пятый получил неудовлетворительные оценки, почти каждый второй был оценен лишь на «удовлетворительно». Молодые офицеры имеют не только слабые методические навыки в проведении учебных занятий, но и сами недостаточно физически подготовлены.

На предприятиях военной торговли во многих случаях отмечаются как недостаточный ассортимент реализуемых товаров и услуг, так и превышение цен на отдельные их виды в сравнении с иными торговыми организациями. Это приводит к неудовлетворенности военнослужащих и членов их семей качеством предоставляемого торгово-бытового обслуживания.

Граждане, уволенные с военной службы, а также члены их семей испытывают трудности в социальной адаптации к условиям гражданской жизни. Не в полной мере удовлетворяется постоянно растущая потребность увольняемых военнослужащих в переподготовке по гражданским специальностям и содействии в трудоустройстве.

Сохранение негативных тенденций , сложившихсяв социальной сфере Вооруженных Сил,может повлечь за собой :

в ближайшей перспективе – ухудшение морально-психологического состояния военнослужащих, снижение уровня воинской дисциплины, значительное снижение престижа и привлекательности военного образования, рост социальной напряженности в семьях военнослужащих, увеличение числа чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью военнослужащих в мирное время;

в среднесрочной перспективе – рост численности увольняемых до истечения срока службы (контракта), отсутствие желающих заключать контракты, поступать в военно-учебные заведения, суворовские и нахимовское военные училища и кадетские корпуса, снижение укомплектованности воинских частей и учреждений до критического уровня;

в долгосрочной перспективе – снижение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил ниже критического уровня, усиление угрозы потери суверенитета и территориальной целостности России.

Для кардинального улучшения состояния военно-социальной сферы необходима реализация системы государственных мер долгосрочного характера. В этих целях разработана Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года.

III. Генеральная цель и задачи

Генеральной целью Стратегии является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого капитала.

В рамках достижения генеральной цели Стратегии планируется решение следующих задач :

повышение удовлетворенности военнослужащих решением жилищной проблемы и оказанием услуг в жилищно-коммунальной сфере до уровня 90процентов и более;

6) в части денежного довольствия военнослужащих, заработной платы гражданского персонала и пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:

превышение размеров денежного довольствия военнослужащих на 25 процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны;

достижение 80-ти процентного размера пенсий граждан, уволенных с военной службы, от объема денежного довольствия военнослужащих;

обеспечение равенства средней заработной платы лиц гражданского персонала воинских частей и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета , и средней заработной платы работников отраслей экономики страны;

увеличение доли выплат денежного довольствия военнослужащим, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100процентов;

увеличение доли выплат заработной платы лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100процентов;

увеличение доли выплат пенсий гражданам, уволенным с военной службы, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100процентов;

увеличение доли страховых выплат и единовременных пособий членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100процентов;

7) в части обеспечения социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:

повышение полноты и доступности информации о социальных гарантиях и компенсациях (вся информация о социальных гарантиях и компенсациях должна быть размещена на сайте Министерства обороны в течение 10 рабочих дней с момента принятия/изменения соответствующих нормативных правовых актов);

повышение удовлетворенности военнослужащих предоставлением социальных гарантий и компенсаций до уровня 90процентов и более;

в том числе по приоритетным социально значимым категориям:

дети:

ликвидация бедности семей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, имеющих детей;

охват воспитанников воинских частей и детей военнослужащих различными формами отдыха и оздоровления на уровне 75процентов и более;

увеличение доли поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования среди воспитанников воинских частей и детей военнослужащих, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, до уровня 60процентов и более;

повышение удовлетворенности доступностью и качеством услуг (медицинских, санаторно-курортных, культурно-досуговых и др.), предоставляемых детям военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также воспитанникам воинских частей, до уровня 90процентов и более;

увеличение доли выпускников суворовских военных, Нахимовского военно-морского, Московского военно-музыкального училищ и кадетских корпусов Министерства обороны, поступивших в военно-учебные заведения, до уровня 90процентов и более;

оборудование общежитий, казарм, библиотек культурно-досуговых центров (Домов офицеров) абонентскими пунктами доступа в Интернет;

обеспечение воинских частей периодическими печатными изданиями;

оборудование общежитий (казарм) для личного состава спутниковыми приемными комплексами и кабельной сетью для качественного приема телевизионного и радио сигнала;

обеспечение воинских частей устойчивым эфирным сигналом;

переход газет Министерства обороны на 8-полосный формат и цветную печать.

торгово-бытовое обслуживание:

организация торгового обеспечения, общественного питания и бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей в местах исполнения обязанностей военной службы (работы), проживания и в полевых условиях;

развитие системы военной торговли, в т. ч.:

улучшение качества и расширение ассортимента товаров и услуг;

повышение профессионального уровня работников торговли, общественного питания, сферы бытовых услуг;

развитие материально-технической базы военной торговли путем создания предприятий нового типа (торгово-досуговых центров, минимаркетов, кафе с комплексом досуговых услуг, комбинатов бытового обслуживания с комплексом услуг), проведения капитальных и текущих ремонтов имеющихся объектов, замены и обновления устаревшего торгово-технологического и холодильного оборудования ;

проведение ценовой политики по сдерживанию роста цен на предприятиях военной торговли путем проведения мониторинга цен, анализа их соотношения с коммерческим сектором, а также устранения возникающих ценовых перекосов;

оказание адресной поддержки лучшим преподавателям, докторантам, адъюнктам, слушателям и курсантам военных вузов;

лицензирование и аккредитация учебных воинских частей для обучения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по программам начального профессионального образования;

совершенствование программ, курсов боевой подготовки и иных нормативных правовых документов по присвоению классной квалификации;

создание системы дистанционного обучения во всех гарнизонах и местах компактного проживания военнослужащих;

государственные гражданские служащие:

повышение квалификации и профессиональная переподготовка федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны.

3) Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала:

профилактика, диагностика, лечение актуальных классов заболеваний: ВИЧ-инфекция, туберкулез, сердечно-сосудистые, стоматологические заболевания и др.;

развитие системы диспансеризации и пропаганды здорового образа жизни в Вооруженных Силах;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил;

оказание высокотехнологичной медицинской помощи;

обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом лиц, нуждающихся в нем по медицинским показаниям;

обеспечение льготным санаторно-курортным лечением гражданского персонала;

развитие системы медико-психологической реабилитации и организованного отдыха отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на их здоровье (летный состав, дежурные силы ВМФ, РВСН, КВ, ВДВ и т. д.);

обеспечение бесплатным санаторно-курортным лечением многодетных семей;

организация оздоровительного отдыха детей военнослужащих;

IX. Риски

Существенные риски достижения генеральной цели Стратегии, решения ее задач и получения запланированных результатов обусловлены возможным негативным влиянием ряда факторов военного, политического, социального, экономического и операционного характера.

К числу частично управляемых рисков относятся:

возможное существенное увеличение планируемых сроков согласования и утверждения Правительством Российской Федерации разработанных Министерством обороны проектов нормативных правовых актов, требуемых для реализации Стратегии, а также сроков рассмотрения их Государственной Думой. Для минимизации воздействия данного риска планируется на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;

недостижение синхронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими заинтересованными сторонами. Для предотвращения воздействия данного риска планируется осуществление работы по заключению и контролю реализации соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими заинтересованными сторонами.

Неуправляемыми рисками являются:

опережающий рост средней заработной платы в стране по сравнению с ростом денежного довольствия военнослужащих, заработной платы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и уровнем пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу;

недостаток производственных и строительных мощностей для обеспечения выполнения мероприятий Стратегии, связанных со строительством жилья для военнослужащих, объектов культуры и спорта и др.;

резкий рост цен на жилье;

возможность участия Вооруженных Сил в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта;

законодательное изменение численности Вооруженных Сил.

В случае воздействия каких-либо из указанных выше факторов планируется осуществление оценки масштабов и последствий действия данных факторов, их влияния на достижение генеральной цели, решение задач Стратегии и получение запланированных результатов, проведение соответствующей корректировки Стратегии.

X. Механизм контроля

В целях обеспечения реализации Стратегии, достижения ее генеральной цели и решения задач формируется соответствующий механизм контроля, включающий следующие элементы:

закрепление ответственности за достижение генеральной цели, решение задач и выполнение плановых показателей реализации Стратегии за соответствующими главными и центральными управлениями Министерства обороны, а также другими органами военного управления;

создание в Министерстве обороны рабочего органа (Комиссии по реализации Стратегии), основной задачей которого будет являться принятие ключевых решений, связанных с контролем реализации Стратегии. В состав указанного органа предполагается включить представителей всех основных заинтересованных сторон, в том числе органов государственной власти Российской Федерации, общественных и научных организаций;

создание системы мониторингов, позволяющих отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение генеральной цели и решение задач Стратегии;

ежегодное рассмотрение результатов реализации Стратегии на заседаниях Коллегии Министерства обороны.

Министерство обороны осуществляет управление реализацией Стратегии и несет ответственность за достигнутые результаты, координирует действия всех участников выполнения Стратегии, подготавливает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Стратегии, формирует отчетность о реализации Стратегии, осуществляет контроль за ходом ее реализации и его корректировку.

Министерство обороны обеспечивает общественное обсуждение результатов Стратегии и представление их в средствах массовой информации.

Комиссия по реализации Стратегии осуществляет координацию и принятие решений, связанных с контролем реализации Стратегии, требующих согласования с представителями всех заинтересованных сторон, а также обеспечивает эффективное взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами в рамках достижения генеральной цели и решения задач Стратегии.

Центральные органы, другие органы военного управления несут ответственность и осуществляют контроль за решением соответствующих задач и реализацией мероприятий Стратегии, формируют и представляют отчетность о достигнутых результатах.

Ежегодно отчет о результатах реализации Стратегии будет представляться Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Общественную Палату Российской Федерации.

Обозначения и сокращения

БВС - безопасность военной службы

ВДВ - Воздушно-десантные войска

ВМФ - Военно-Морской Флот

Вооруженные Силы - Вооруженные Силы Российской Федерации

ВС РФ – Вооруженные Силы Российской Федерации

ВПО – высшее профессиональное образование

ВУЗ - высшее учебное заведение

КВ - Космические войска

Министерство обороны -

НПО – начальное профессиональное образование

Подпрограмма ГЖС - подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты »

РВСН - Ракетные войска стратегического назначения

СМИ - средства массовой информации

СПО – среднее профессиональное образование

Стратегия - Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года

Определения

Военно-социальная инфраструктура - сеть подведомственных Министерству обороны организаций, предоставляющих услуги в сфере культуры и досуга, массовых коммуникаций, физкультуры и спорта, здравоохранения, образования, торгово-бытового обслуживания.

Военные потребители - военнослужащие, члены их семей и население в местах службы и проживания.

Генеральная цель (долгосрочная стратегическая цель) - желаемое для Министерства обороны конкретное состояние отдельных характеристик социальной сферы Вооруженных Сил в долгосрочной перспективе, на достижение которого направлена его деятельность.

Государственная социальная политика – совокупность конкретных мер и мероприятий государства по созданию наиболее благоприятных условий для реализации социальных потребностей приоритетных социальных групп и всего населения страны, поддержания их доходов, уровня образования, здравоохранения, культуры, обеспечения занятости, безопасности и т. п.

Задача (долгосрочная стратегическая задача) – конкретная, измеримая, привязанная к определенным срокам деятельность Министерства обороны, направленная на достижение общественно значимых результатов, требуемых для успешной реализации поставленной генеральной (долгосрочной стратегической) цели.

Заинтересованные стороны - федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, организации, граждане, имеющие в соответствии с законодательством интерес к результатам деятельности в сфере социального развития Вооруженных Сил и которые могут оказывать влияние на развитие указанной сферы.

Индекс социального развития Вооруженных Сил - один из главных индикаторов, характеризующий успешность реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил и определяемый как доля индикаторов задач, по которым достигнуты целевые значения, среди всех индикаторов задач.

Результаты реализации Стратегии, характеризующие решение поставленных задач и достижение установленной цели, в т. ч. эффекты от реализации Стратегии для основных заинтересованных сторон (социальные, экономические, политические, военные и др.).

Контроль за реализацией Стратегии – процесс мониторинга, анализа и оценки реализации Стратегии в рамках имеющихся ресурсов, оценки достижения генеральной цели и задач, выработки и принятия корректирующих управленческих решений.

Мониторинг - непрерывный процесс наблюдения за реализацией Стратегии.

Многодетная семья – семья, имеющая трех и более детей.

Непосредственные результаты - результаты реализации мероприятий Стратегии, характеризующие в том числе количество (объем) и качество предоставленных услуг, выплат.

Программа - комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи и описываемый измеряемыми целевыми индикаторами.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимально необходимого человеку набора продуктов питания, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи.

Реестр социальных показателей - структурированная совокупность данных о показателях, характеризующих достижение генеральной цели, решение задач и результаты программ по реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил. Реестр содержит ключевую информацию о социальных показателях, в том числе: наименование показателя, данные об ответственных за достижение показателя, наименования соответствующих цели, задачи, программы, методику расчета показателя (методику расчета, исходные данные и источники исходных данных), целевое значение показателя, основание для его установления и т. д. Реестр предназначен для обеспечения проведения регулярных оценок социального развития Вооруженных Сил, в том числе степени реализации Стратегии, и принятия своевременных корректирующих мер.

Реестр социальных программ - структурированная совокупность данных о программах реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил. Реестр отражает обобщенные данные о результатах программ, составляющих их социальных расходных обязательствах, заказчиках, исполнителях программ, сроках действия, нормативно-правовых актах, утвердивших программы, виде программ (федеральная целевая программа, аналитическая программа ведомства, целевая программа ведомства). Создание данного инструмента позволит получать полную и целостную информацию о выполнении программ, обоснованно корректировать состав, структуру и содержание программ в соответствии с генеральной целью, задачами Стратегии, повышать результативность и эффективность их реализации.

Реестр социальных расходных обязательств - структурированная совокупность данных о социальных расходных обязательствах, закрепленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, полномочия по исполнению которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации , возложены на Министерство обороны.

Результативность - тип измерения результатов деятельности, отражающий степень достижения целей и задач.

Риск - вероятность наступления обстоятельств, препятствующих достижению генеральной цели и решению задач Стратегии, получению запланированных результатов.

Социальные расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления средства соответствующего бюджета на реализацию социальных гарантий.

Социальная защита военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - деятельность органов государственной власти, военного управления и местного самоуправления по созданию условий для реализации прав и законных интересов, свобод и обязанностей указанных категорий, а также социальных гарантий и компенсаций, вытекающих из особенностей военной службы.

Стратегия социального развития Вооруженных Сил - совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Министерства обороны, других федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере социального развития Вооруженных Сил.

Уровень бедности – нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи (домохозяйства) за определенный период, обеспечивающий прожиточный минимум.

Уровень удовлетворенности – показатель, позволяющий оценить удовлетворенность потребителей качеством и доступностью каких-либо услуг с учетом значимости факторов, влияющих на качество и доступность указанных услуг. Значение показателя выражается в процентах.

Целевое значение показателя – желаемое значение показателя достижения генеральной цели, задачи; значение показателя, к достижению которого следует стремиться.

Экономичность - тип измерения результатов деятельности, отражающий стоимость приобретения входных ресурсов.

Эффективность - тип измерения результатов деятельности, отражающий преобразование входных ресурсов в выходные результаты.

Паспорт Стратегии

Наименование

Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года

Основание для разработки

Указание Министра обороны Российской Федерации от 5 июля 2007 г. № 000/2/184

Государственный заказчик координатор

Министерство обороны Российской Федерации

Основные разработчики

Министерство обороны Российской Федерации

Фонд «Институт экономики и социальной политики»

Генеральная цель

Удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого капитала

Основные задачи

1. Улучшение культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

2. Совершенствование профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих;

3. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

4. Повышение безопасности военной службы;

5. Улучшение жилищных условий семей военнослужащих;

6. Повышение размеров и улучшение качества предоставления денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил и пенсий гражданам, уволенным с военной службы;

7. Обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Срок реализации

Исполнители основных программных мероприятий

Министерство обороны Российской Федерации

Конечные общественно значимые результаты

Повышение денежного довольствия военнослужащих до уровня 125процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны;

Достижение 80-ти процентного размера пенсий граждан, уволенных с военной службы, от объема денежного довольствия военнослужащих;

Обеспечение равенства средней заработной платы лиц гражданского персонала воинских частей и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и средней заработной платы работников отраслей экономики страны;

Обеспечение семей всех военнослужащих, имеющих право на получение жилья, соответствующими жилыми помещениями;

Снижение гибели военнослужащих более чем в 3,8 раза;

Увеличение доли военнослужащих, у которых отсутствуют заболевания или имеются некоторые отклонения в состоянии здоровья, до уровня 90процентов и более;

Достижение соответствия уровня профессионального образования и квалификации квалификационным требованиям к занимаемой воинской должности для 100процентов офицерского состава;

Увеличение доли военнослужащих, сдавших нормативы по физической подготовке на «хорошо» и «отлично», до уровня 90процентов и более;

Увеличение доли свободного времени военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, занятого потреблением услуг культуры, до 30процентов и более;

Повышение качества и эффективности деятельности организаций социальной сферы Вооруженных Сил до уровня лучших мировых стандартов;

Повышение удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством услуг в военно-социальной сфере до уровня 90процентов и более;

Повышение удовлетворенности военнослужащих профессиональной служебной деятельностью до уровня 90процентов и более;

Повышение удовлетворенности лиц гражданского персонала Вооруженных Сил профессиональной служебной деятельностью и трудом до уровня 90процентов и более;

Выход Вооруженных Сил на новый качественный уровень социального развития, отвечающий повышенным требованиям как к личному составу (к уровню его профессиональной, физической, психологической и интеллектуальной подготовки), так и к эффективности исполнения военнослужащими своих профессиональных задач по обеспечению безопасности и защите политических и экономических интересов Российской Федерации;

Достижение уровня социального развития Вооруженных Сил, идентичного социально-экономическим показателям, установленным в вооруженных силах наиболее экономически развитых стран мира.

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 20/2008

ВЕКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ЗАДАН

Геннадий ПУЛИН

В ЦЕНТРЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВС РФ НАХОДИТСЯ ЧЕЛОВЕК

Планомерная работа руководства страны и военного ведомства по повышению социального статуса военнослужащих стала неотъемлемой частью реформирования армии и флота нашей страны. Не так давно в Минобороны в дополнение к ранее принятым программам утверждена Стратегия социального развития Вооруженных Сил до 2020 года, которая существенным образом должна изменить качественный уровень жизни военнослужащих и членов их семей, в целом повысить привлекательность военной службы. Об основных положениях социальной стратегии наш корреспондент беседует с советником министра обороны РФ Екатериной ПРИЕЗЖЕВОЙ.

Екатерина Приезжева.

Фото Алексея МУХИНА

Екатерина Геннадьевна, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации к числу важнейших стратегических приоритетов на период до 2020 г. отнесен переход страны на инновационный путь, ставящий в качестве основной цели достижение лидерских позиций в экономике, социальной сфере, обеспечении безопасности страны. Как я понимаю, эти планы будут учитываться и в военном ведомстве?

Чтобы эффективно противостоять современным вызовам и угрозам, нам нужна мобильная, компактная и высокопрофессиональная армия. Иными словами, нам необходима инновационная армия - армия, входящая в пятерку лучших армий мира, в том числе по основным социально-экономическим показателям.

Что стало основными приоритетами этой стратегии?

В центре Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ находится человек и удовлетворение его потребностей в наиболее важных областях социального развития. Среди них культура и спорт, образование, медицина, безопасность прохождения воинской службы, жилищный вопрос, денежное довольствие, заработная плата и пенсии, социальная защита.

У нас есть четкое понимание того, что мы хотим достигнуть в каждом из этих направлений и каким образом это сделать.

Насколько трудно шла работа над разработкой стратегии?

Поработать пришлось основательно. На системном уровне были изучены принятые национальные и отраслевые концепции и стратегии, федеральные целевые программы и национальные проекты, проанализирован опыт стратегического управления социальной сферой в оборонных ведомствах стран НАТО, а также подготовленные за последние 10 лет диссертации, связанные с социальным развитием Вооруженных Сил.

По заказу министерства проводилось масштабное социологическое исследование, позволившее комплексно оценить современное состояние военно-социальной сферы и определить ключевые направления ее реформирования. Очень помогло нам и анкетирование военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

На этапе разработки материалы стратегии открыто обсуждались и нашли поддержку не только внутри Министерства обороны РФ, но и у большинства государственных и общественных организаций, отстаивающих интересы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В том числе в Комитете по обороне Государственной Думы, Комитете по обороне и безопасности Совета Федерации, Общественной палате РФ, Общественном совете при Министерстве обороны, в ветеранских организациях, Комитете солдатских матерей.

В стратегии определены не только генеральная цель, задачи, ожидаемые результаты, но и принципы, этапы, комплекс основных мероприятий, необходимые условия, риски и механизм контроля реализации стратегии.

Екатерина Геннадьевна, а кто выиграет от реализации этой стратегии?

Цель стратегии - улучшить жизнь семей военнослужащих.

Фото Леонида ЯКУТИНА

В стратегии четко выделены основные категории, на которые нацелены социальные преобразования, - военнослужащие (проходящие военную службу по призыву и контракту), гражданский персонал, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, в том числе самые социально незащищенные категории - дети, ветераны, семьи, потерявшие кормильца.

Стратегия не только задает вектор социального развития Вооруженных Сил, но и определяет, что конкретно получит каждая из этих категорий в наиболее важных областях социального развития.

Очень конкретно с учетом российского и зарубежного опыта определены критерии достижения генеральной цели и задач, а также оценочные показатели и алгоритм их расчета.

Определялись они на основе аналогичных целевых ориентиров ведущих иностранных оборонных ведомств (например, показатель "доля здоровых военнослужащих" 90% соответствует показателю армий НАТО), требований законодательства (например, обучение государственных гражданских служащих 30%); лучшей мировой практики (например, уровень удовлетворенности качеством социальных услуг 90%).

За каждым показателем стоит программа или комплекс программных мероприятий, обеспечивающих достижение указанных целевых значений.

Эти программы, как я понимаю, разбиты на временные этапы?

Совершенно верно. Реализация стратегии предполагается в три этапа, которые соответствуют этапам реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ: 2008-2012 годы; 2013-2017 годы; 2018-2020 годы.

Екатерина Геннадьевна, а какие гарантии выполнения таких грандиозных планов?

Еще на стадии разработки в социальную стратегию был заложен принципиально важный компонент, от которого в значительной степени зависит успешность реализации разработанной стратегии - четкий механизм контроля за ее реализацией.

В числе прочих контрольных мероприятий предполагается организовать систему мониторинга, позволяющую отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение генеральной цели и решение задач стратегии.

Также мы планируем создание специального рабочего органа - Комиссии по реализации стратегии, куда войдут представители основных заинтересованных сторон, в том числе органов государственной власти Российской Федерации, общественных и научных организаций.

Гражданское общество впервые сможет принять участие в контроле за ходом выполнения мероприятий и программ, обеспечивающих реализацию стратегии. Армия становится по-настоящему открытой.

Очевидно, что принятие данной стратегии - это только начало большой и сложной работы по реализации конкретных программ, направленных на достижение поставленных целей:

Уже сегодня Минобороны приступило к формированию первой очереди ведомственных целевых программ, направленных на реализацию стратегии. Эти программы в дальнейшем будут включены в Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства обороны на 2009-2011 годы.

Мы понимаем, что еще многое предстоит сделать для того, чтобы вывести Вооруженные Силы на принципиально новый уровень социального развития, отвечающий новым задачам, поставленным перед Минобороны России. Но мы готовы к такой масштабной работе.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте