Парк Царицыно. История усадьбы Царицыно

Село Царицыно всегда поражало своей потрясающей природой, однако всем своим обитателям оно приносило беды и горе. Не суждено было стать такой красоте доступной только одному владельцу.

Поначалу в данных окрестностях проживали славяне-вятичи, оставившие после себя курганы. Затем здесь появилось село Черное грязь, купленное женой российского царя Федора Иоанновича, Ириной Годуновой, в 16 веке. Она построила тут усадьбу, которая в период польско-литовской интервенции сгорела полностью. В дальнейшем эти земли доставались боярам Стрешиевым и князьям Голицыным, тут были построены прекрасные дома, находились чудесные сады. Однако получилось так, что затухает род Стрешиевых, Голицыны были сосланы в Сибирь, и Черная Грязь передаётся Кантемиру, молдавскому князю.

Через некоторое время имение приобретает Екатерина Великая по цене 25 тысяч рублей. Чёрную грязь переименовывают в Царицыно село. Начинается масштабное строительство, порученное архитектору В.И. Баженову. Здесь возводятся дворец, примыкающие к нему трапезная, беседки, театр, сооружаются гроты и пещеры. Несмотря на то, что все работы проводились с личного одобрения императрицы, по окончании строительства Екатерина Великая неожиданно приказывает снести дворец и все постройки. Что именно не понравилось царице и какая была причина этого недовольства – неизвестно.

Несколько позже вновь начинаются работы по строительству дворца, уже под руководством архитектора М.Ф. Казакова. Дворец был уже практически достроен, когда Екатерина II умирает. Наследник императрицы Павел I останавливает строительство, и на долгое время про дворец забывают. Два века дворец ветшал и пустовал. Про него ходили нехорошие слухи и истории про привидений. Здесь размещались в своё время ночлежка и трактир, а в послереволюционные годы сельский совет и клуб.

В 80 годах 20 века начинается постепенное восстановление Царицынских объектов. С особой активностью работы по реставрации ведутся в период 2005-2007 годов. 2 сентября 2007 года происходит открытие Государственного музея-заповедника под названием Царицыно.

В ходе реставрационных работ удалось восстановить многие дворцовые постройки и большинство парковых сооружений. Восстановили и Большой дворец. Был перекинут прекрасный ажурный мост через Средний царицынский пруд, который опирается на искусственный остров. На этом острове воздвигли светомузыкальный фонтан, в репертуаре которого имеются композиции Чайковского, 30 композиций Поля Мориа. В два раза увеличили размеры парка за счёт вхождения в его состав новых территорий. Сейчас в парке всегда многолюдно, ведь парк имеет особую ауру спокойствия, здесь нет суеты и криков, тут хорошо в любую пору года.

Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь свыше 100 гектаров, хотя и считается важнейшим памятником так называемой "русской готики", но в оригинале завершён не был. Над созданием загородной резиденции для Екатерины Великой в течение двадцати лет работали выдающиеся архитекторы XVIII века - сначала Василий Баженов, затем Матвей Казаков, но не сложился у мастеров "каменный цветок". Что-то пошло не так, то императрица капризничала, то финансы пели романсы. Двухсотлетние руины ждали своего часа и вот столичный мэр Юрий Лужков всего за пару лет завершил имперский долгострой и в 2007 году открыл возрождённый парк для горожан.



Эта местность известна с конца XVI века как село Богородское, принадлежавшее сестре Бориса Годунова Ирине. Никаких документальных свидетельств о постройках того времени не сохранилось, однако в 1982 году при проведении археологических работ были обнаружены части ведущей к Верхнему Царицынскому пруду пандусной лестницы, которая с большой долей вероятности относится к остаткам усадьбы или охотничьего двора Годуновых. В период Смутного времени постройки были уничтожены, местность пришла в запустение, однако сохранился каскад прудов, обустроенный при Годуновых.

С 1633 по 1712 год пустошь Чёрная Грязь (бывшее село Богородское) несколько раз поменяла именитых хозяев (бояре Стрешневы, Алексей Голицын), пока Пётр I не пожаловал эти земли князю Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю, союзнику России в противостоянии с Турцией. Новый владелец построил на холме дворец в восточном стиле и из просторных галерей любовался панорамой фруктовых садов, "геометрического сада" и парковыми рощами вокруг прудов. В 1722 году в поместье на месте старой деревянной церкви сооружён каменный однокупольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

В 1775 году императрица Екатерина II решила устроить здесь свою подмосковную резиденцию и немедленно выкупила поместье у Кантемиров: "Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет! Ещё не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье." В июне для неё был построен небольшой дворец на шесть комнат и остаток лета императрица провела в Царицыне как в государственных заботах, так и в нескучных променадах.

В том же 1775 году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции (в письмах того времени Екатерина называла зодчего «мой Баженов», что указывает на её особое к нему расположение). Государыня высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе», и чтобы парк обустраивался как пейзажный - оба пожелания соответствовали установившейся тогда моде. Архитектурные фантазии Баженова оформились в проектный чертёж «Вид Царицына села». Баженов избрал в качестве основных строительных материалов для царицынских построек красный кирпич и белый камень без отделки фасадов штукатуркой. Он отказался от монументальности, зато использовал естественную красоту природы, поделив усадьбу на дворцовую, садовую и парковую зоны.

Екатерине II понравился представленный проект, и в мае 1776 года началось строительство. Довольно быстро был возведён Фигурный мост, заложены Малый и Средний дворцы, Третий кавалерский корпус, но, как ни странно, на столь важном строительном объекте возникли проблемы с финансированием. Доходило до того, что Баженов брал кредиты на своё имя, продал дом в Москве и строил Царицыно на свои деньги. Зодчий бил челом властям: "Бедные плотники, кузнецы, печники, столяры, и всякие другие мастеровые все терпят. Но и я принуждён занять на себя ещё пять тысяч рублей и те все истратил на крайние надобности по строению. Со всем тем ещё приступают, просят и мучить будут поставщики, да и всё не отступают и не дают нигде мне прохода. Моего терпения более нету: я принуждён буду бежать из Москвы..."

Екатерина Великая поначалу очарованная царицынскими пейзажами, к проекту изрядно охладела и лишь в июне 1785 года посетила Москву и осмотрела готовые постройки. Вердикт государыни после беглого осмотра Главного дворца шокировал архитектора: деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, залы, комнаты и будуары тесны. Екатерина потребовала всё поменять и представить новый проект, что довольно странно: ведь она сама утверждала баженовский вариант. По конспирологической теории, гнев государыни был вызван принадлежностью Василия Баженова к масонской ложе, что нашло отражение в царицынском декоре, даже саму планировку некоторые исследователи посчитали масонским шифром, хотя и не смогли его разгадать.

Вверху - проект Баженова, внизу - проект Казакова, завершённый в наши дни

Так или иначе, но дворец, в который вложено столько сил и средств, со временем был разобран, но Екатерина не бросила свою царицынскую затею: "Стройка - дело дьявольское: она пожирает деньги, и чем больше строишь, тем больше хочется строить." Место опального Баженова, уволенного на год "для поправления здоровья", занял его ученик Матвей Казаков.

Матвей Казаков в своём проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века, но тем не менее новый дворец входил в противоречие с существующей застройкой. Классицизм уже набрал силу, стал ведущим направлением развития русской архитектуры. Впрочем заказчицу проект уже не слишком интересовал - очередная русско-турецкая война и последовавшее присоединение Крыма были обременительны для государственной казны. В 1791 году умер князь Потёмкин-Таврический, который поддерживал проект материально, а в 1796 году скончалась и сама Екатерина Великая. Ну, зато Крым стал - наш.

К этому времени строительство Большого царицынского дворца практически завершилось, здание было покрыто временной крышей, велись внутренние отделочные работы. А в сохранившихся баженовских постройках к отделке интерьеров даже не приступали. Новый император Павел I после коронации в марте 1797 года посетил Царицыно и постановил прекратить работы. Недостроенная царская резиденция довольно быстро пришла в запустение, уже в начале XIX века постройки стали разрушаться и зарастать зеленью, превращаясь в руины. Ничего не изменилось и при Александре I, и при Николае I, которые заглядывали в усадьбу, но градостроительных планов не вынашивали.

А вот живописный пейзаж по-прежнему манил москвичей на загородные гуляния. Под руководством архитектора Ивана Еготова завершилось формирование пейзажного парка: на месте нескольких деревянных баженовских были построены каменные парковые павильоны и беседки («Миловида», «Нерастанкино», «Храм Цереры»), обустроены аллеи, дорожки и мостики, на царицынских прудах созданы искусственные острова.

Начальник «Кремлёвской экспедиции строений» Пётр Валуев уделял особое внимание развитию царицынских фруктовых садов и оранжерей. Оранжереи, заложенные ещё в первые годы строительства, к 1820-м годам стали высокодоходной частью царицынского хозяйства, а экзотические фрукты и декоративные растения, выращенные в Царицыне, славились на всю Москву.

В 1856 году, в начале царствования Александра II, вышел указ о дозволении гуляющей в Царицыне публике пить чай и некоторые баженовские постройки, кажется, впервые нашли хоть какое-то применение - как чайные домики. Вскоре Царицыно перешло от императорской фамилии в собственность госказны и стало приносить доход от аренды дачных участков. Открытие в 1865 году железнодорожной станции Царицыно-Дачное мотивировало столичную публику проводить лето в живописных местах в окрестностях дворцовых руин. В качестве дачников или гостей здесь бывали литераторы Ф.М.Достоевский, Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев, А.П.Чехов, И.А.Бунин, Леонид Андреев, Андрей Белый, Н.Д.Телешов, композиторы М.А.Балакирев и П.И.Чайковский, историки И.Е.Забелин и В.О.Ключевский, естествоиспытатель К.А.Тимирязев, председатель первой Государственной Думы С.А.Муромцев.

Однако дворцовый ансамбль оставался в запустении, да и оранжерейное хозяйство к концу XIX века пришло в упадок и было снесено. И только при советской власти началось исследование и реставрация екатерининского архкаприза. Царицыно вошло в состав посёлка Ленино. В 1926 году дворцово-парковый ансамбль был передан в ведение Главнауки, а оттуда - в Московский отдел народного образования, спустя год в здании Третьего кавалерского корпуса открылся музей Царицына. К 1927 году относятся и первые ремонтно-реставрационные работы в Царицыне: группа реставраторов во главе с архитектором Н.А.Пустархановым в течение двух лет провела реставрацию Фигурных ворот, павильонов «Миловида» и «Нерастанкино», беседки «Золотой сноп» («Храм Цереры»), осуществлена консервация и укрепление некоторых дворцовых построек. В то же время проводилась очистка прудов и благоустройство парка. Начало Великой Отечественной войны помешало превращению Царицыно в дом отдыха и лишь в 1970-х годах власти вновь обратили внимание на этот райский уголок (в 1960 году посёлок Ленино уже вошёл в состав Москвы).


Царицыно до реконструкции. 2000 год: https://pastvu.com/p/40266

Территория дворцово-паркового ансамбля была признана природоохранной зоной и постепенно освобождалась от жилой деревянной застройки. С середины 1980-х годов проводилась научная реставрация царицынских объектов, почти все они к 2004 году были отреставрированы. А вот по вопросу реставрации Большого дворца единодушия не было: нельзя достраивать то, что не было достроено в силу исторических обстоятельств. "Полуразрушенный дворец был важной составляющей пейзажного парка, формируя вокруг себя особую эмоциональную атмосферу,"- считает историк архитектуры Григорий Ревзин.

Однако проект реконструкции был всё-таки разработан в архитектурной мастерской № 13 Моспроект-2 (авторы проекта О.Е.Галаничева, Н.Г.Мухин) под руководством мэра Москвы Ю.М.Лужкова и руководителя Моспроекта-2 М.М.Посохина. Критики проекта, среди которых видные искусствоведы, реставраторы и архитекторы, отмечали, что новое царицынское строительство велось с нарушениями законодательства в области охраны памятников культуры и с недопустимыми искажениями исторического облика Царицына. Но "Остапа понесло" и всего за пару лет столичный мэр совершил то, что не смогла дюжина императоров и генсеков - Лужков достроил дворец Матвея Казакова. "Прощай, печальная руина! Здравствуй, возрождённое Царицыно!" - воскликнул Юрий Лужков, глядя на творение Моспроекта. 2 сентября 2007 года архитектурная диковина открылась для посетителей.


Большой дворец. 1870-1900 гг.: https://pastvu.com/p/205467

Зайдём на территорию со стороны станции метро "Царицыно", через нынешний парадный вход. Все административные и служебные постройки стилизованы под Баженова-Казакова.


Так выглядели эти места сто лет назад, в центре снимка - остров-подкова. 1905-1915 гг.: https://pastvu.com/p/1400


После реконструкции на острове оборудовали фонтан, в холодное время года его закрывают куполом.

Фигурный мост (1776-1778 гг., архитектор Василий Баженов)

Фигурный мост, расположенный на крутом склоне холма, скрывает панораму центральной части дворцового комплекса. Такое расположение обеспечивает эффект внезапности раскрытия дворцовой панорамы перед взором посетителя, проходящего под мостом. Краснокирпичный мост, возведённый по принципу виадука, декорирован богато и разнообразно: необычная кирпичная кладка образует геометрические рельефы, по бокам - белокаменные георгиевские кресты. Высокий парапет в обрамлении узких стрельчатых проёмов соединяет полукруглые башенки, которые завершаются декором «ласточкин хвост» на мотив стен Московского Кремля.


1926 год: https://pastvu.com/p/154519

Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» возведена в 1722 году, это старейшая постройка Царицыно.

Церковь иконы Животворный источник построена в 1722 году, это один из немногих сохранившихся в Москве памятников архитектуры первой трети XVIII века. Происхождение образа "Животворный источник" связывают с событиями V века и далёким Константинополем, близ Золотых ворот которого находился целебный источник. Император Лев Маркел, страдавший мучительной болезнью глаз, омывшись в водах источника, обрел ясное зрение и уверенность, что помощь оказана Божьей Матерью. Когда-то рядом с храмом в Царицыно был ключ, вода которого считалась целебной.

Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко. После создания дворцового ансамбля храм перестраивался в 1883-1885 годах под руководством архитектора П.Н.Лавина: появился южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери, трапезная была расширена. Колокольня подверглась существенным изменениям: на баженовских планах она зафиксирована небольшой двухъярусной, но была перестроена в три яруса, став вертикальной доминантой застройки.

В 1932 году на волне антиклерикальной кампании храм закрыли, церковную утварь разграбили, в 1939-м в здании была оборудована трансформаторная подстанция (позднее - типография и деревообделочный цех). На закате советской эпохи храм передан Русской православной церкви и освящён в октябре 1990 года. "Пока храм похож на производственный цех, полтора десятка лет здесь располагалась деревообрабатывающая мастерская. Следы её пребывания повсюду - трубы вытяжной вентиляции, осыпающиеся закопчённые фрески XVIII века, грубейшая перепланировка здания... Чтобы можно было начать богослужение, члены церковной общины собственными руками вытащили пять станков, каждый весом несколько сот килограммов, металлические балки, рельсы..." - писала тогда газета "Неделя", №3, 14-20 января 1991.

Большой (Готический) мост. (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов)

Большой мост через овраг (Готический мост) строился в 1778-1784 годах с перерывами. При возведении моста пришлось забить более двух тысяч свай для укрепления грунта, оказавшегося слишком зыбким. В 1784 году мост был закончен, недоставало только парапета. Баженову не удалось здесь полностью воплотить свой авторский замысел: парапет у моста появился лишь в начале XIX века и отличался от задуманного архитектором.

Здесь в полной мере представлен баженовский "театр архитектуры": утилитарное сооружение оформлено "не по статусу" богато. Стрельчатые арки центральной части моста имитируют порталы готических соборов. Некоторые декоративные детали моста образно выражают масонские идеи Баженова: к символике масонов относятся солнечные лучи, обрамляющие полукруглые арки и скрещённые мечи в квадратах, символизирующие верность масонскому братству и справедливость. Мост эксплуатировался по прямому назначению до 1975 года.


1900-1950 гг.: https://pastvu.com/p/167955

Три постройки царицынского ансамбля называются Кавалерскими корпусами, однако названия эти появились в XIX веке, когда первоначальное назначение этих зданий уже никто не помнил. Подразумевается, что здания предназначались для кавалеров и дам свиты Екатерины Великой, хотя, возможно, для дворцовой прислуги. У наших современников баженовские кирпичики почему-то ассоциируются с конюшней, - в интернете Кавалерские корпуса то и дело называют Кавалерийскими. Сейчас в них располагаются административные и культурно-образовательные службы музея-заповедника «Царицыно».


Первый Кавалерский корпус (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов). 1983 год: https://pastvu.com/p/99547
Сдавался под дачи, с первых лет советской власти в сильно перестроенном корпусе разместился Ленинский райисполком, а, впоследствии, и музыкальное училище.


Второй Кавалерский корпус (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов). 1929 год: https://pastvu.com/p/235650
Никогда не использовался.


Третий Кавалерский корпус (1776-1779 гг., архитектор Василий Баженов). 1960-1980 гг.: https://pastvu.com/p/167957
С 1918 году здание использовалось как клуб молодёжного политическо-спортивного союза. 21 июля 1927 года в Третьем Кавалерском корпусе открылся музей Царицына. Основу экспозиции составили ценнейшие коллекции баженовских чертежей и документы по истории и строительству дворцового комплекса, в музее демонстрировались находки из раскопок царицынских курганов. В летние месяцы его посещало более 15 000 человек. Однако в 1930 году в связи с кампанией по коллективизации музей перепрофилировали, выставив муляжи сельхозпродукции и диаграммы развития Ленинского района; сам музей стал называться «Ленинским краеведческим музеем садово-огородного района». В 1937 году музей был закрыт, а в здании устроен сельский клуб с кинотеатром.

Здесь уместно вспомнить о нескольких постройках Василия Баженова, вызвавших гнев царственной особы и посему уничтоженных. От них сохранились фундаменты. В первую очередь это ещё один Кавалерский корпус (1770-1980 годы) для свиты - кавалеров и "дамских персон". Как ни странно, это здание доминировало в ансамбле, заслоняя собой дворец императрицы, и конспирологи выдвинули версию, что оно предназначалось для тайного супруга царицы князя Потемкина.


Камер-юнфарский корпус строился в 1776-1778 годах для горничных в непосредственной близости от Большого дворца.

Ещё две баженовских постройки за ненадобностью были разобраны в 1804 году, их называли "Крестообразный корпус" и "Шестиугольный корпус". Здание возле Фигурного моста могло предназначаться для офицеров караульной службы, а то, что рядом с храмом - для священника.

Управительский дом, располагавшийся между Большим дворцом и Кухонным корпусом, предназначался для смотрителя за усадьбой. На его месте построен стеклянный павильон входа в музейные залы музея «Царицыно» с эскалаторами, ведущими в подземный вестибюль; павильон в общих чертах повторяет контуры Управительского дома.

Хлебный дом (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов)

Кухонный корпус представляет собой в плане квадрат со скруглёнными углами и имеет внутренний двор, ныне превращённый в атриум. На дворцовую площадь ансамбля он выходит под углом, замыкая собой перспективу площади. Крупное здание должно было стать наряду с непостроенным Конюшенным корпусом ведущим элементом дальнего плана парадных царицынских фасадов. Фасады украшены горельефами в виде каравая с солонкой, отсюда название - Хлебный дом.

С 1787 года, когда Матвей Казаков строил Большой дворец, Кухонный корпус использовался по назначению, позднее для хозяйственных нужд усадьбы. Была здесь и больница, а в начале 1920-х годов в Хлебном доме стихийно возникли коммуналки, которые просуществовали вплоть до 1970-х годов. Хлебный дом открылся после реконструкции в 2006 году, здесь размещены основные экспозиции музея-заповедника «Царицыно», а атриум используется как концертный и выставочный зал.

Галерея с фигурной аркой (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов)

Декоративное сооружение между Большим дворцом и Кухонным корпусом не несёт никакой функциональной нагрузки. Возможно, галерея должна была служить для связи Кухонного корпуса и дворца (например, для подачи блюд к столу), но в итоговом варианте отсутствуют выходы из этих зданий непосредственно в галерею. Её праздничный ритм контрастирует с более спокойными соседними зданиями. Общий силуэт арки-галереи напоминает сказочную декорацию.


1950-1970 гг.: https://pastvu.com/p/167956

Минеева К.И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. - М.: Искусство, 1988
Сергеев И.Н. Царицыно. Страницы истории. - М.: Мир книги, 1993
Сергеев И.Н. Царицыно. Суханово: Люди, события, факты. - М.: Голос, 1998
Хачатуров С.В. Готический вкус в русской художественной культуре XVIII века. - М.: Прогресс-Традиция, 1999
Наумкин Г.И. Архитектурная иконография Царицынского ансамбля В. И. Баженова. - М.: Компания Спутник+, 2004
Нащокина М.В. Русские сады. XVIII - первая половина XIX века. - М.: Арт-Родник, 2007. - (Сады мира)
Греч А.Н. Царицыно // Венок усадьбам. - М.: АСТ-Пресс, 2007
Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно». - М.: Трэвел-Дизайн/ГМЗ «Царицыно», 2008

Пруд в Царицыно

В старину Царицыно называлось Черной Грязью и принадлежало племени вятичей: здесь они устраивали святилища, воздвигали жертвенники и хоронили своих вождей. Потом две женщины - княгиня Соломония и княжна Мария (дочь Кантемира) - прокляли эти земли за то, что мужчины испортили им жизни.

В XVIII веке территория перешла к Димитрию Кантемиру, сподвижнику Петра I. Его потомок продал имение Екатерине II, давшей ему новое название в соответствии со своей «должностью». Императрица увлеченно принялась за обустройство объекта, привлекла к проекту Василия Баженова и Матвея Казакова, крупнейших архитекторов своего времени. Денег на воплощение задуманного, как это часто случается с мегапроектами, не хватило, и ансамбль был полностью приведен в порядок только в XXI веке. Музей-заповедник был основан в 1984 году, в 2007 году были завершены основные реставрационные работы.

Василий Баженов. «Вид Царицына села». Проектный чертёж. 1776
Фигурный мост в Царицыно

Архитектурные особенности комплекса


Хотя подлинно готических памятников архитектуры в России считанные единицы, неоготика XVIII века нашла отклик в душе отечественных мастеров, совмещавших стрельчатые арки, башни, резные фасады с элементами барокко и классицизма. Краснокирпичный, белокаменный дворцовый ансамбль в Царицыно признается самым ярким воплощением «русской готики» в стране.

Творения Баженова

Покрытый невысоким куполом двухэтажный Кухонный корпус, или Хлебный дом, представляющий собой в плане квадрат со скругленными углами, был предназначен для обслуживания аппетитов императорского двора. Здесь должно было разместиться более 80 кухонь и кладовых. Название зданию дала эмблема в виде хлеба с солью. Василий Баженов подготовил проект, но заканчивали строительство через много лет после его смерти, в XIX веке. Полностью завершены компактные Малый и Средний дворец, или Оперный дом, где проводили время императрица, ее сын и узкий круг их ближайших друзей. Большая часть построек для свиты была безвозвратно утрачена, за исключением трех Кавалерийских корпусов, стилистически гармонирующих с дворцами. Декоративные мосты и ворота, по замыслу архитектора, указывают на границы комплекса, но при отсутствии стен не несут функциональной нагрузки.



Наследие Казакова

Центральное здание ансамбля первоначально проектировал и строил Баженов, но Екатерине почти завершенное сооружение показалось слишком мрачным. Исполнять волю императрицы пришлось Матвею Казакову, который спроектировал гигантский дворец с величественной центральной галереей и множеством башен. Идущее полным ходом строительство прервали из-за проблем с финансированием, а затем и вовсе заморозили. Весь XIX и большую часть XX века гости Царицыно любовались на все более ветшавшие руины, пока не было принято решение восстановить здание по сохранившимся документам. Новый Большой дворец построен из современных материалов, но соответствует общему духу и стилю Царицынского ансамбля.

Зима в Царицыно

Постоянная экспозиция музея

Большинство гостей приезжают в Царицыно побродить по парку и полюбоваться красочными ажурными стенами дворцов, но и внутри зданий есть немало интересного. В просторных залах представлено более 40000 произведений декоративно-прикладного искусства народов, когда-то входивших в состав СССР, и предметы, имевшие отношение к императорской семье. Среди наиболее необычных экспонатов украшения XII века, чудом уцелевшие сервизы-современники дворца, и портреты владелицы всей этой роскоши. Фотосъемка экспонатов разрешается, но без применения вспышки.



Временные выставки

В Царицыно привозят ценные экспонаты из музеев Москвы и регионов, интересные тематические коллекции составляются из предметов, входящих в фонды музея. В 2015 году здесь проходят выставки фарфора на военную тематику, скульптуры усадьбы-музея Останкино, шпалер французских мастеров. Уточнять возможность фотосъемки следует у сотрудников музея.

Музейный комплекс как концертная площадка

Музей-заповедник «Царицыно» стал центром притяжения любителей классической музыки и литературы. В Атриуме Хлебного дома устраивают органные концерты, выступления чтецов, в Музыкальной гостиной звучат камерные произведения. Баженовский зал рассчитан на 100 гостей, здесь проходят наиболее заметные мероприятия.

Царицынский парк и оранжереи


Пейзажный парк, так популярный в ландшафтной архитектуре XVIII века, стал одним из первых в России, разбитым вне петербургских дворцов мастерами, специально приглашенными из Англии. При первой хозяйке и в начале XIX века три огромных оранжереи не только радовали глаз посетителей, но и приносили немалый доход. Отсюда поставляли экзотические фрукты, овощи и зелень к столам аристократии. Затем интерес к элитным сельскохозяйственным проектам пропал, восстановили постройки менее 10 лет назад. Просторные оранжереи по-прежнему используются по назначению: в них выращиваются экзотические растения из разных уголков мира, причем ассортимент видов воспроизведен в точности как при Екатерине. По оранжереям и парку водят тематические экскурсии для взрослых и детей: в Первом корпусе гостей ждет встреча с вечноцветущим Зимним садом, Второй и Виноградный отданы под плодовые, ягодные и овощные культуры.

Осень в Царицыно

Информация для посетителей

Осмотру оранжерей в Царицыно можно посвятить целый день, поэтому и билеты в них продаются отдельно и стоят 250 рублей. Льготники: школьники и студенты, пенсионеры, инвалиды – приобретают льготные билеты за 80 рублей. Доступ в парк свободный с 6 утра до полуночи, но по историческим газонам и клумбам ходить запрещено. Оранжереи открываются в 11 утра и принимают посетителей до 18-20 часов вечера со среды по воскресенье, понедельник и вторник – выходные дни. Гостям предложат экскурсии и образовательные программы, об участии в которых нужно позаботиться при планировании визита. Опытные гиды расскажут туристам о языке цветов в XVIII веке, о роли растений в христианских обрядах, об истории садово-паркового искусства и даже научат правильно сажать семена и ухаживать за экзотическими видами фруктовых деревьев.

Вид на Верхний пруд

Царицынские пруды

Появившиеся задолго до строительства екатерининской усадьбы пруды пришли в упадок после смерти Екатерины, их привели в порядок уже в нашем столетии, обустроили искусственные острова и пристани. Сегодня это старейшие и самые крупные из сохранившихся в столице искусственных водных сооружений. Пруды закрыты для купания, но здесь можно кататься на катамаранах и лодках.

Легенды Царицыно

Московские диггеры рассказывают, что в Царицыно есть подземные ходы, связывающие Малый и Большой дворцы, и что там собираются сектанты. Ученые нашли в феврале 1993 года крупную геопатогенную зону под главным дворцом ансамбля. Старожилы вспоминают легенды о проклятиях и размышляют, долго ли простоит новое сооружение.

Информация для гостей музея-заповедника «Царицыно»

Башня-руина

Царицыно - одно из самых больших музейно-выставочных учреждений Москвы и крупнейший музей-заповедник в городе.

Пересеченный рельеф, речки и ручьи, живописнейшие пруды составляют особую примету усадьбы Царицыно . В давние времена, правда, прудов еще не было, а у подножия высокого берега сливались полноводная речка Городенка и текущая с востока речка Язвенка. Чуть ниже по течению в Городенку под углом врезался глубокий овраг.


В ХI – XIII веках здесь жили вятичи – потомки одного из славянских племен, пришедших на свою новую родину еще в VI столетии. Вдоль Язвенки сохранились следы их поселений, а в парке – их захоронения-курганы.


Долгие столетия царицынские окрестности представляли собой сухие леса, прерывавшиеся пустошами, которые возникали при попытке людей расчищать (вплоть до XVI века – подсечно-огневым способом) участки земли под новые, более урожайные пашни.


Ядром будущей усадьбы стала пустошь Черная Грязь. Первые упоминания о ней встречаются в Писцовых книгах 1589 года. Тогда она относилась к землям царского села Коломенское. Места эти были мало заселены.


Только в начале следующего, XVII столетия в окружении черногрязской пустоши появляются «владельцы», которым земли были пожалованы за службу. В 1633 году, 26 января, именным царским указом окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу было «продано в вотчину…в Московском уезде села Коломенского пустошь Бабынина, да пустошь Черногряская, да пустошь Арехово да пустошь Коржавино». Первый владелец и определил место для главного двора своей вотчины – на мысу между рекой и оврагом, на пустоши Черная Грязь.


С этой даты и этого имени начинается история усадьбы Черная Грязь, на месте которой впоследствии будет воздвигнуто Царицыно.


Царицыно - дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.


Это исторически сложившаяся, наиболее известная и благоустроенная часть особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Царицыно», расположенной между московскими районами Царицыно, Бирюлёво Восточное, Орехово-Борисово Южное и Орехово-Борисово Северное.


Царицынский дворцово-парковый ансамбль , занимающий площадь более 100 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Территория ансамбля и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада - Царицынскими прудами, с востока - комплексом оранжерей.


Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики»; над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи - Василий Баженов и Матвей Казаков. Царицыно - самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.


Самозабвенная работа над царицынским ансамблем, ставшим одной из вершин творчества яркого и неординарного зодчего В. И. Баженова, обернулась для него в то же время тяжёлой жизненной драмой.


Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей.


###Страница 2

Первое известие о нынешнем Царицыне встречается в писцовой книге 1589 г., когда это была пустошь Черногрязская, входившая в состав владений дворцового села Коломенского. Место, где теперь находится Царицыно, в 1712 г. было отдано Петром I бывшему молдавскому князю Д. К. Кантемиру. Издревле его населяли славянские племена Вятичей – об этом свидетельствуют курганы XI-XIII веков. Эти земли принадлежали селу Коломенское, были великокняжескими и царскими.


Парк был заложен в начале XVIII в. Тогда же была сооружена церковь Троицы; перестроена в 1765 году, трапезная и колокольня - в 1883 году. В 1775 году село купила императрица Екатерина II для постройки своей новой резиденции, тогда же оно и было названо «Царицыно» . Под руководством архитектора В. И. Баженова в 1776 году началось строительство дворцового комплекса, который должен был стать памятником победы России над Турцией в 1774 году.

Усадьба расположена на пересечённом оврагами участке, круто обрывающемся к прудам, что обусловило свободную планировку дворцового парка и живописный характер архитектурного ансамбля, усиленный ярким сочетанием краснокирпичной кладки стен и белокаменных деталей. Центр композиции, развёрнутой к прудам, образовали два дворца, соединённые между собой галереей с ажурной аркой ворот, и Большой кавалерский корпус; позади них расположен Хлебный дом. Однако законченные к 1785 г. сооружения не понравились императрице и в 1786 г. были по её приказу частично разобраны. Позднее дворцовый комплекс достраивался архитектором М. Ф. Казаковым до 1797 года, им был возведен Большой Дворец и разбит парк. После смерти Екатерины II строительство было прервано, царская резиденция так и не была достроена до конца.


В первые годы Советской власти Царицыно с ближайшими деревнями вошли в посёлок Ленино.


Созданный в марте 1918 года революционный орган местной власти - Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов - расположился в Первом кавалерском корпусе. В 1932 году это здание было перестроено и стало 3-этажным; в нём разместился исполком Ленинского района Московской области.


В 1926 году дворцово-парковый ансамбль был передан в ведение Главнауки, а оттуда - в Московский отдел народного образования, в его музейный подотдел. 21 июля 1927 года в здании Третьего кавалерского корпуса открылся музей Царицына; через год музей обрёл статус историко-краеведческого. Первым директором и создателем музея был В. В. Казанцев. Основой экспозиции музея стали ценнейшие коллекции баженовских чертежей и документы по истории и строительству дворцового комплекса; демонстрировались также предметы из раскопок царицынских курганов. Музей пользовался известностью; в летние месяцы его посещало более 15 000 человек. Однако в таком виде музей просуществовал недолго: в 1930 году в связи с кампанией по коллективизации основу экспозиции составили муляжи сельхозпродукции и диаграммы развития Ленинского района; сам музей стал называться «Ленинским краеведческим музеем садово-огородного района». Наконец, в 1937 году музей был закрыт, а в здании устроен сельский клуб с кинотеатром.


К 1927 году относятся и первые ремонтно-реставрационные работы в Царицыне: группа реставраторов во главе с архитектором Н. А. Пустархановым в течение двух лет провела реставрацию Фигурных ворот, павильонов «Миловида» и «Нерастанкино», беседки «Золотой сноп» («Храм Цереры»); проводилась также консервация и укрепление некоторых руинированных дворцовых построек. В то же время проводилась очистка прудов и благоустройство парка.


Новую жизнь получил Хлебный дом: в начале 1920-х годов здесь стихийно возникли коммуналки, которые просуществовали вплоть до 1970-х годов. В 1939 году был закрыт храм на территории дворцово-паркового ансамбля; в здании была оборудована трансформаторная подстанция.


В 1936 году по заданию Моссовета архитекторы М. О. Барщ и Г. А. Зундблат разработали проект приспособления царицынского ансамбля под дом отдыха. Реализации этих планов помешала Великая Отечественная война.


В конце 1950-х годов вновь потребовалась реставрация павильонам «Миловида» и «Нерастанкино», беседке «Золотой сноп» и ряду парковых мостиков.


Работы осуществлялись в 1958-1961 годы по проекту реставратора М. В. Дьяконова; тогда же под руководством архитектора В. И. Долганова и инженера-лесовода Е. С. Панфёровой были проведены лесоустроительные работы в левобережном парке.

###Страница 3

В 1960 году Ленино стало частью Москвы. В 1970-е в связи с застройкой жилого района Орехово-Борисово вокруг Царицына и каскада Цареборисовских прудов была установлена охранная зона площадью более 1000 гектар. Зона дворцово-паркового ансамбля была постепенно освобождена от хаотичной застройки.


К концу 1960-х годов относится первый проект научной реставрации царицынских архитектурных и ландшафтных памятников; он был разработан в «Моспроекте-3» под руководством архитектора В. Я. Либсона. Однако масштабность реставрационных работ стала препятствием для их осуществления. В начале 1980-х годов была образована «Высшая школа живописи, ваяния и зодчества» во главе с Ильёй Глазуновым; первоначально планировалось, что она будет базироваться в отреставрированных зданиях царицынского ансамбля.

С середины 1980-х годов проводилась научная реставрация царицынских объектов; почти все они к 2004 году были отреставрированы. Оставалось завершить реставрационные работы в Хлебном доме, благоустроить парк, восстановить парковые павильоны; предстояло также восстановление Большого дворца.


Северную часть дворцовой площади замыкает храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенный между Вторым Кавалерским корпусом и Фигурным мостом. Это единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль. Храм построен на месте деревянной церкви усадьбы Голицыных в 1722 году по повелению Дмитрия Кантемира.


В 1759-1765 годах по воле Матвея Дмитриевича Кантемира храм был полностью перестроен (архитектор неизвестен), и у него появился северный придел во имя великомученика Димитрия Солунского, созданный в память отца. Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко: восьмигранный центральный объём, устроенный по принципу «восьмерик на четверике» увенчан гранёным куполом; сдвоенные пилястры, волюты, оконные наличники акцентированы окраской в белый цвет.

После создания дворцового ансамбля храм перестраивался в 1883-1885 годах под руководством архитектора П. Н. Лавина: появился южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери, трапезная была расширена. Колокольня подверглась существенным изменениям: на баженовских планах она зафиксирована небольшой двухъярусной, не выше купола самого храма (тем самым не выделявшаяся по высоте среди окружающих дворцовых построек), но была перестроена в три яруса, став вертикальной доминантой застройки.


В годы Советской власти здание использовалось для размещения трансформаторной подстанции; церковные реликвии были в основном разграблены. В 1990 году храм передан Русской православной церкви и началась его реставрация; работы завершились в 1998 году.


В 2004 году музей-заповедник был передан в ведение города, а в сентябре 2005 года в Царицыне развернулись масштабные работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции дворцового ансамбля и парка. Проект реконструкции был разработан в «Моспроекте-2» под руководством мэра Москвы Ю. М. Лужкова и руководителя «Моспроекта-2» М. М. Посохина.


Несмотря на жёсткую критику ряда специалистов, проект восстановления Большого Царицынского дворца в 2005-2007 годах осуществился полностью. В короткие сроки был проведён большой объём строительных, восстановительных и реставрационных работ; многие из них носили уникальный характер. Своеобразным девизом строительства стали слова мэра Москвы Ю. М. Лужкова: “Прощай, печальная руина! Здравствуй, возрождённое Царицыно!”


2 сентября 2007 года, в День города Москвы, состоялось официальное открытие реконструированного дворцового комплекса, в том числе восстановленного Большого Царицынского дворца. В торжественных мероприятиях принял участие Президент РФ В. В. Путин. Восстановленный царицынский дворцово-парковый ансамбль вызвал неподдельный интерес у москвичей; парк, сразу же ставший популярным местом прогулок, по просьбам горожан с ноября 2007 года работает круглосуточно.


Тогда же, в 2007 году, на серповидном острове Средне-Царицынского пруда был сооружён фонтан, к которому с противоположных сторон пруда ведут два ажурных стальных моста. Водяные струи бьют в небо с переменной силой, строго синхронно исполняемой здесь музыке.


В 2008 году проект реставрации и реконструкции царицынского ансамбля был признан абсолютным победителем конкурса «Лучший реализованный проект 2007 года в области инвестиций и строительства», который проводится правительством Москвы, а коллективу реставраторов, работавших над воссозданием Царицына , была присуждена международная премия имени Бернхарда Реммерса «За выдающиеся заслуги в реставрации и сохранении памятников архитектуры». Специалисты, критиковавшие «фантазийную реставрацию» Царицына, с сожалением отмечали, что данный подход лежит в русле современных мировых тенденций в реставрационном деле.


История местности, где суждено было возникнуть Царицынскому ансамблю, уходит в глубину веков. В X-XI веках здесь жили племена вятичей. Свидетельство тому курганы, которые и сейчас можно увидеть в царицынском парке. Раньше это место называлось Черная Грязь, поскольку издавна славились здешние окрестности святыми ключами и лечебными грязями.

Владельцами Черной Грязи были и бояре Стрешневы, и их родственники Голицыны, и молдавский господарь Дмитрий Кантемир, которому сельцо было пожаловано самим Петром I. В 1775 году у сына Кантемира – Сергея – его покупает сама императрица Екатерина II. Своему личному архитектору Василию Баженову она заказывает построить летнюю увеселительную императорскую резиденцию "в готическом вкусе".

Целых десять лет продолжалось строительство (1775-1785 гг.). На небольшой территории встали дворцы, павильоны, беседки, ротонды, мосты, фигурная арка. Была даже задумана высокая башня с часами, но ее проект не успели воплотить. На центральной площади стояли два дворца – для Екатерины и ее сына Павла, в плане зеркально отражающие друг друга. Перед ними было возведено самое большое по размерам здание – дворец-храм.

Приезд императрицы летним днем 1785 года стал для Царицына роковым. Едва осмотрев все постройки, она, не прощаясь с архитектором, уехала. Через несколько дней было отдано распоряжение о сносе трех центральных дворцов. Сейчас на этом месте стоит так и не достроенный дворец по проекту ученика Баженова Матвея Казакова, а на месте большого дворца – зеленая лужайка.

Сотни исследователей ломают голову над причиной гнева великой императрицы. Дворец оказался недостоин ее – маленький, тесный, да еще равный зданию, предназначенному нелюбимому сыну Павлу? Но она сама утверждала весь проект ансамбля. Интриги завистников? Близость Баженова к наследнику и связь обоих со столь противным сердцу государыни масонством? Последнее предположение считают наиболее вероятным.

Возможно и другое. Тот мир, который создал Баженов, – не для зевак и наблюдателей. Он будоражит воображение, заставляет искать ответы на свои вопросы и – если повезет – открывает какие-то тайны. Но открывает он эти тайны тому, кто способен их понять. Или хотя бы пытается. Пытается увидеть за затейливыми декорациями – мечту о Красоте, за прихотливым расположением зданий – мечту о справедливом устройстве общества, за интерьерами необычной формы – овальными, восьмигранными, круглыми – мечту о том, чтобы человек, попадая в них, удивлялся, искал, менялся…

Ансамбль до недавнего времени был заброшен и ветшал в запустении. За последние семь лет были восстановлены сохранившиеся павильоны, кроме так называемого Хлебного дома и казаковского дворца. Сотрудники созданного в Царицыно музея (есть несколько экспозиций) бережно хранят память о его создателе, изучают его историю. В Оперном доме проводятся концерты классической музыки, музыкальные вечера.