Осторожно - фанфик, или как не увязнуть в болоте графомании. Можно ли считать фанфики литературным жанром

Фанфик (Fanfic) – литературное произведение, порожденное заинтересованностью автора каноном. Автор фанфика не выдумывает для своего произведения мир и персонажей, а берет готовых из какого-либо произведения.

Канон - оригинальное произведение (книга, фильм, сериал, комикс, телешоу), мир и герои которого используются для написания фанфика.

Ориджинал - оригинальное произведение, которое автор написал из своего воображения или на основе своего (чужого) жизненного опыта. Любое художественное литературное произведение, не являющееся фанфиком, является ориджиналом. В отличие от фанфика, авторские права на ориджинал принадлежат автору в полной мере.

Поля шапки фанфика

Персонажи - перечисляются главные персонажи произведения. Можно указать отдельных персонажей (заполняется одна запись на строку, вторая и третья оставляются пустыми), а можно указать пейринг (Pairing) - позволяет определить, отношения каких персонажей оказываются в центре повествования, если два или три персонажа записаны через слэш (косую черту), это обозначает, что в произведении они находятся в романических/сексуальных отношениях.

Рейтинг (Rating) – неформальная система определений, принятая для того, чтобы дать читателю представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика пригодно для определенных возрастных групп. Рейтинги берут начало в американской системе кинематографических рейтингов.

Размер - размер фанфика.

Жанр - жанр фанфика.

События - основные события или сюжетообразующие приемы фанфика. Ключевые слова.

Саммари - краткое описание фанфика. Некоторые авторы пишут саммари в стиле аннотаций к книгам - рассказывают кратко завязку фанфика, пытаясь завлечь читателя в стиле "прочитайте фанфик, чтобы узнать, что было дальше". Другие же авторы пишут в саммари своеобразный эпиграф, подчас используя для этого цитаты из песен или произведений других авторов. Хорошее саммари крайне важно - очень многие читатели пропускают произведения с невнятными, "не цепляющими" саммари.

Предупреждение - список особенностей фанфика, которые могут быть неприятны некоторым читателям.

Рейтинги

G (General) – безобидные фанфики, которые можно читать кому угодно.

R (Restricted) – фанфики, в которых присутствуют: ругательства, секс и/или насилие без графических описаний.

NC-17 (No Children) – самый высокий рейтинг. Обычно подразумевает, что в фанфике присутствуют графические описания секса и/или насилия. Эквивалентен обозначению Х в кино. На некоторых сайтах встречается рейтинг NC-21, но сложно придумать вещи, которые не стоит читать в 17, а только лишь после 21.

Размеры

Мини - до 50 килобайт

Миди - от 50 до 200 килобайт

Макси - свыше 200 килобайт

На нашем сайте установлено автоматическое ограничение на минимальный размер текста для миди и макси фанфиков. Так, при при изменении статуса фанфика на "Закончен", сайт проверяет размер текста. В случае, если фактический размер фанфика не соответствует установленному автором размеру (50 Кб для миди и 200 Кб для макси), размер меняется на меньший.
Килобайт = 1024 символа. Иными словами, 1 килобайт - это примерно одна тысяча знаков с пробелами.

Слэш (Slash) – фанфик, в котором присутствуют романтические и/или сексуальные отношения между мужчинами.

Фемслэш (Femslash) – фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женщинами.

Джен (Gen) – фанфик, не являющийся ни гетом, ни слэшем, ни фемслэшем, другими словами, тот, в котором не описываются и не упоминаются сексуальные взаимоотношения. Термин появился из сокращенного general audience, "любая аудитория", и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.

Категория определяется по романтическим/сексуальным отношениями, которым в повествовании уделено больше времени и внимания. Если в произведении присутствуют в виде небольшого упоминания отношения из другой категории, может быть полезно указать соответствующее предупреждение.

Жанры

Action – фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.

Adventure - в фанфике много приключений.

Angst - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

AU

Comedy - комедия, все происходящее в фанфике от начала и до самого конца, надо воспринимать как шутку.

Crossover – смешение двух и более фандомов. Обычно герой(герои) одного фандома переносятся в мир другого фандома и там уже разворачивается сюжет фанфика (например, Гарри Поттер переносится в академию джедаев). Либо в мире какого-то фандома проявляются особенности мира другого фандома (в Хогвартс приезжает Антон Городецкий для инспекции и ознакомления с магическим миром Британии).

Darkfic - фанфик с огромным количеством смертей и жестокостей.

Deathfic - Фанфик, в котором один или несколько героев умирают.

Detective - детектив.

Drabble - отрывок, который может стать настоящим фанфиком, а может и не стать. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа.

Drama – романтическая история с печальным финалом. Часто добавляют в описание фанфика, только из-за того, что конец фанфика «плохой».

Fairy-tale - сказка.

Fantasy - фэнтези, в мир канона фанфика примешиваются явления и персонажи из классического фэнтези.

First time - существует два определения данного жанра. Первый вариант - фанфик с упоминанием первого сексуального опыта персонажа. Второй вариант - описание событий, которые происходили до событий канона.

Fluff - это теплые отношения между персонажами, приятный, ни к чему не обязывающий, фанфик. Свет, радость и все такое.

General - общий жанр, предназначен для авторов, которые не знают к какому жанру отнести свой фанфик.

History - история, в фанфике играют значительную роль исторические факты, либо фанфик представляет из себя чью-то историю - "Послушайте, дети, сегодня я расскажу вам свою историю".

Horror - ужасы.

Humor – юмор, всем понятные шутки, а также то, над чем могут похихикать только фанаты, как правило, не понятное никому кроме них самих.

Hurt/comfort – фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь. Как и следует ожидать, этот тип фанфика тяготеет к ангсту.

Missing scene - потерянная сцена, фанфик заполняет какой-то пробел (по мнению автора) в сюжете канона.

Mysticism (мистика) - в фанфике важное значение имеют сверхъестественные происшествия или силы, не имеющие четкого определения/описания/обоснования.

Parody - юмор с изрядной долей иронии.

POV - повествование от первого лица одним из героев.

Pre-Slash - описание мужской дружбы, которая немного более тесная, чем просто дружба и автор предлагает читателю рассматривать эти отношения, как прелюдию к полноценному слэшу.

PWP - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.

Romance – фанфик о нежных и романтических отношениях.

Science Fiction - научная фантастика.

Sidestory - фанфик, раскрывающий какой-то момент в каноне, который автором канона описан парой предложений, а автор фанфика увидел там целую историю. Часто так называется фанфик с описанием приключений второстепенного персонажа, которые происходили параллельно событиям канона. Иногда сайдстори пишут уже даже не к канону, а к другим фанфикам.

Songfic – фанфик, в который вплетены слова песни. Стихи вводятся затем, чтобы создать особую атмосферу или подчеркнуть то, что находится между строк в самом рассказе. Неоднозначное произведение, так как выставляет читателю слишком много условий разом. Для адекватного восприятия сонгфика читатель, во-первых, должен знать использованную песню, во-вторых, проникаться от нее такими же чувствами, что и автор, и, в-третьих, не раздражаться от, то и дело мелькающих в тексте, стихотворных отрывков. Однако, как и любое другое произведение, хорошо написанный сонгфик может доставить немало удовольствия.

Thriller - триллер.

ЛитРПГ - мир живет по игровым законам, у персонажей (хотя бы у одного) есть виртуальный интерфейс, уровни развития, характеристики, умения. Часто присутствуют квесты, данжи, возрождение в случае смерти и другие артибуры ММОРПГ.

Омегаверс - специфическая реальность, в которой все люди делятся на три типа: альф, омег и бет. Альфа - это ярко выраженный доминирующий самец. Омега - пассивный персонаж, обладающий специфическими особенностями, одной из которых является "течка" - период сексуальной активности, когда омеге физически необходимо заниматься сексом с альфами, сопровождается выделением организмом омеги ферромона, притягивающего альф. Бета - просто человек, определение нужно только для того, чтобы не интересующие автора фанфика персонажи не вмешивались в отношения альф и омег. Так как данный жанр произошел из среды любителей слэша, женщины в фанфике могут вообще не упоминаться или просто быть, но не принимать никакого участия в повествовании. В данном жанре используется огромное количество физиологических и других допущений, невозможных в реальном мире и в мире канона, например, в подавляющем большинстве фанфиков упоминается мужская беременность.

События

Описание событий смотрите на странице "Энциклопедия" в каждом конкретном фандоме.

Предупреждения

AU - альтернативная реальность, обозначает, что мир фанфика серьезно отличается от канона.

UST (Unresolved Sexual Tension) - дословно переводится как "Нерешенная Сексуальная Напряженность". Герои произведения испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.

БДСМ BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sadism, Masochism) – сексуальная практика, включающая в себя принуждение, сексуальное рабство, садомазохизм и иные действия, связанные с сознательным причинением боли или ограничением свободы с целью получения сексуального удовлетворения.

Гет - в виде предупреждения в произведении с основной категорией слэш/фемслэш/джен обозначает, что в произведении присутствуют описания гетеросексуальных отношений.

Групповой секс - в произведении присутствуют описания группового секса.

Изнасилование - в произведении присутствует описание принуждения к сексу с нанесением телесных повреждений.

Инцест - Incest - сексуальное взаимодействие между членами семьи.

Мужская беременность оно же MPREG (Male pregnancy) – слэш-рассказ, в котором, вопреки законам природы, один из героев беременеет.

Мэри Сью - в произведении присутствует идеальный герой, чаще всего в главной роли, которому всё даётся слишком просто. Обычно такой герой имеет яркие идеализированные черты внешности, уникальную нереалистичную биографию и потрясающие способности. Основная черта Мери Сью (персонаж может быть любого пола) - герой лучше всех во всём разбирается, ему всё удаётся, его все слушаются и он вообще не испытывает никаких проблем, только лишь сплошные приключения.

Насилие - в произведении присутствуют сцены насилия.

Нецензурная лексика - в произведении персонажи ругаются матом.

OOC Out Of Character (Вне характера) - автор осознаёт и сразу предупреждает, что характер персонажа не соответствует канону (или многих персонажей).

Принуждение к сексу - не изнасилование, а принуждение к сексу, психологическое или под угрозой расправы.

Пытки - в произведении описывается процесс пыток, взаправду, со всеми нелицеприятными подробностями.

Слэш - в виде предупреждения в произведении с основной категорией гет/фемслэш/джен обозначает, что в произведении присутствуют описания гомосексуальных отношений.

Смерть персонажа - кто-то из главных/второстепенных персонажей не доживёт о конца произведения.

Сомнительное согласие - в произведении играет важную роль (но не обязательно подробно описывается) сексуальный контакт, который произошел без явно выраженного согласия всех участников. Чаще всего подразумеваются сцены из разряда "так получилось" или "под давлением объстоятельств", но не переходящие черту принуждения к сексу.

Фемслэш - в виде предупреждения в произведении с основной категорией гет/слэш/джен обозначает, что в произведении присутствуют описания интимных отношений между девушками.

Другие сокращения и обозначения

Бета, Бета-ридер (Beta, Beta-reader) – человек, который читает фанфик перед публикацией и помогает сделать его лучше. Предложения беты могут касаться как простых вещей, вроде орфографии и пунктуации, так и более сложных – характеристик героев, удаления или добавления отдельных сцен, и так далее.

Дисклеймер (Disclaimer) – фраза в начале фанфика либо на первой странице сайта, посредством которой автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик или сайт, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей. На нашем сайте дисклеймер указан в самом низу каждой страницы.

Feedback/Reviews – отзывы, комментарии читателей.

Корректор/редактор - человек, в основном, отвечает только за исправление знаков препинания.

Сиквел (Sequel) - продолжение фанфика/рассказа и т.п.

Приквел - описание событий, которые случились с героями ДО фанфика. К примеру, книга, описывающая жизнь маленького Снейпа и времена мародёров, считалась бы приквелом к "Гарри Поттеру". Если бы Роулинг сочла нужным её написать

Round robin – фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Удачные round robins - большая редкость. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля, впрочем, некоторые умудряются извлечь художественную пользу даже из этого. Обычно round robin не представляет интереса ни для кого, кроме самих участников и их ближайших друзей.

Смарм (Smarm) – слегка пренебрежительное определение фанфика, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него его (разумеется, платоническая) дружба с другим персонажем. Такие фанфики – довольно редкое явление.

Сквик (Squick) – происходит от выражений "someone else"s kink" (“со странностями”) и “icky” (“неприятный”). Другими словами, это то, что может нравиться одним, но вызывает тошноту у других. В эту категорию входят и слэш, и BDSM, и некоторые отдельные пейринги, и многое другое. По большому счету термин напоминает нам о взаимной вежливости и необходимости уважать чужое мнение.

OC (НП - новый персонаж, НМП - новый мужской персонаж) - сокращение от Original Character, "Оригинальный персонаж".

OFC (НЖП - новый женский персонаж) – сокращенное Original Female Character, “Оригинальный женский персонаж”. Как правило, появляется в фанфике для романтических отношений с каноническим персонажем. Часто, но не всегда, превращается в Мэри Сью.

Spoiler (спойлер) - факты, упоминающиеся в каноне.

Ещё полезные материалы:

Фанфик (fan fiction , в переводе с англ. «фанатская беллетристика») - литературные произведения, в которых действуют герои, созданные другим автором, обычно в созданном им же сеттинге . (В широком смысле фанфиками называют фанское творчество в целом, хотя это и некорректно).

История явления

Современные массовые фандомы со своим творчеством возникли в 1960-е в основном вокруг сериала Star Trek , из которого пошёл троп Мэри Сью . Именно с этой вселенной ассоциируют зарождение явления фанфиков. Но на самом деле явление куда древнее.

Со стороны фанатов : Корейцы любят StarCraft Любовь к черновику Разрыв канвы фанатами (Мелькор был хорошим Профессор был неправ)… Прочее Whump Каноническая сила (Презумпция достоверности) Не знает сеттинга Необузданные догадки Непонятки Полемизирующее произведение Поменять имена СПГС Фанатская кнопка берсерка Фанатский обоснуй Фанатское утрирование Фанон (слово святого Павла слово Данте хэдканон) Фанская кличка … Вымышленные фанаты Канонический фан-клуб Канонический шиппер Сумасшедший фанат Фанат пришёл к успеху Чудаковатый фанат Яойщица /Юрийщик Книги про игроков Сказки тёмного леса Фильмы про игроков The Gamers Knights of Badassdom Rise of the Fellowship Рыцари Суперменеджер, или Мотыга Судьбы Аниме про игроков Accel World Btoom! Log Horizon Sword Art Online Произведения-фанфики Машинима : The Leet World (Counter-Strike ) ← Основы Производное творчество

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Спасибо, что заглянули на огонёк. Разговор о фанфиках в мировой литературе хотелось бы начать с вопроса: Знаете ли вы, кто такой Луиджи Да Порто? Да-да, если мы с вами начнём говорить о фанфиках, то это очень важный вопрос, и в конце статьи вы обязательно узнаете ответ на него.

Итак начнём.

Давайте заглянем в мир классической художественной литературы и посмотрим, встречается ли там такое явление как фанфик. И возможно, он не такая уж мелочь? Копать слишком глубоко мы не станем. Ограничимся лишь несколькими весьма интересными примерами.

Как известно, для каждого человека знакомство с литературой начинается со сказок: все мы были маленькими, всем нам их читали в огромном количестве. И всех нас, разумеется, знакомили с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Помните ли вы сказку "О мёртвой царевне и семи богатырях"? Так вот, ничего вам эта сказка не напоминает? Ну разумеется, классическую "Белоснежку и семь гномов". Совпадений так много, что, как не крути, а это фанфик чистой воды. Очень красиво положенный на стихи фанфик от Пушкина. Да-да, автор этой статьи прекрасно помнит, что ещё в школьной программе говорится о том, что некоторые свои поэмы Александр Сергеевич писал по воспоминаниям сказок, рассказанных в ему в раннем детстве няней Ариной Родионовной. Но что есть переписывание сказки, рассказа или любой другой истории если не фанфик?

Пушкин - наш великий и любимый поэт, о нём одном можно говорить бесконечно, но мы о фанфиках. Так давайте вспомним замечательнейшего автора Сергея Тимофеевича Аксакова и его бессмертную сказку "Аленький цветочек". Наверное, нет из нас тех, кто в детстве бы не зачитывался этой великолепной сказкой и не смотрел яркого, потрясающе красивого мультфильма. А теперь задумайтесь, какую знаменитую французскую сказку он напоминает? Ну разумеется, "Красавицу и чудовище". И опять же в предисловии автор говорит нам о том, что сказку эту написал по детским воспоминаниям. Сергей Тимофеевич был очень болезненным мальчиком, часто простужался морозными зимами, и родители приводили к нему няньку - деревенскую женщину, которая и рассказала в один из вечеров эту сказку. Как принято называть "Аленький цветочек" Аксакова? Авторская сказка. Фанфик ли это? Да, безусловно.

Пользуясь случаем, не могу обойти вниманием Шарля Перро с его "Золушкой". Уж сколько старинных и современных интерпретаций у этой сказки! Перечислять можно бесконечно. Произведение это поистине волшебное, ибо с завидной регулярностью воплощается в повседневной жизни, а само имя Золушка уже давно стало нарицательным.

А теперь, дорогие мои, давайте вспомним роман американской писательницы Маргарет Митчелл "Унесённые ветром". Сам по себе роман, конечно, не фанфик, но давайте не забывать, сколько продолжений по нему было написано, и вот это уже чистой воды фанфики, а ведь они изданы огромными тиражами, их читают, и никто мелочью не называет. По самому известному из них, а именно "Скарлетт" Александры Рипли, даже был снят английский сериал, в котором играет Шон Бин, актёр, блистательно исполнивший роль Боромира во "Властелине Колец" Питера Джексона. Также есть "Люди Ретта Батлера" Дональда Маккейга: история "Унесённых ветром" глазами Ретта. Есть ещё "Ветра Тары" Кэтрин Пинотти, ну и, разумеется, - на постсоветском пространстве "Ретт Батлер" и "Последняя любовь Скарлетт", вышедшие под псевдонимом Джулия Хиллпатрик. Видите, сколько известных фанфиков по одному роману? И это при том, что названы не все, есть и ещё.

И вот теперь, поняв, что даже при поверхностном просмотре мы находим фанфики в художественной литературе, давайте вспомним о Луиджи да Порто. Так кто же он такой? Это итальянский писатель эпохи Возрождения. Чем же он должен быть нам интересен? - спросите вы. Ну подумаешь, жил какой-то итальянец пятьсот лет назад.

Итак: в 1524 году итальянский писатель Луиджи да Порто в новелле "История двух благородных влюблённых" развивает тему, начало которой было положено Овидием в истории Пирама и Фисбы. Луиджи да Порто перемещает действие в Верону, где влюбляются друг в друга Ромео и Джульетта, принадлежащие к враждующим домам - Монтекки и Каппеллетти. Новелла Луиджи да Порто несколько раз перерабатывалась в Италии, а потом этот сюжет попал и в Англию - в 1562 году Артур Брук написал поэму "Ромео и Джульетта". А в период между 1591 и 1595 годами была написана знаменитая трагедия Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта".

Господа, аплодисменты! Ведь "Ромео и Джульетта" это фанфик, переписанный несколькими авторами друг у друга. И да, таки Шекспир тоже написал фанфик. Ну и, разумеется, мы видим, что фанфики писали и пятьсот лет назад, только называлось это по-другому - переработка.

За сим достаточно. При определённом желании вы и сами без труда сможете найти многочисленные примеры фанфиков в художественной литературе, в статье же приведены лишь самые очевидные из них.

Пожалуй, из примеров, которые приведены выше, можно сделать вполне однозначный вывод о том, что если в прошлые века такое явление как фанфик имело место в художественной литературе, то и современные авторы при наличии желания и таланта могут создавать нечто подобное, показывая нам новые события в интересном им произведении и рассматривая героев в разных, возможно, непривычных ситуациях. Коли никто не осудил Шекспира, то в праве ли мы судить фикрайтеров теперь? Со всей определённостью можно говорить о том, что читательский спрос на фанфики есть, а коли есть спрос, то он рождает и предложение.

Относительно недавно до России добрался некий псевдолитературный жанр, получивший нелепое название фанфик . Данному англицизму (от англ. fan - поклонник и fiction - художественная литература) можно подобрать куда более привычный, хорошо знакомый всем синоним - плагиат. Кстати, замечу, что этот жанр является прямым нарушением авторского права и авторов, грешащих фанфиками вполне можно привлечь к суду, однако сейчас я не хочу затрагивать юридические аспекты проблемы и акцентирую внимание на том, какой вред может принести увлечении фанфиками самим начинающим литераторам. Возможно, у кого-то из читателей сразу возникнет вопрос: "Неужели безобидные литературные переделки так опасны? Неужели они могут как-то навредить своим создателям?" Боюсь, что да.

Кто же и почему пишет фанфики? Происходит это в двух случаях:

1. В состоянии юношеской влюбленности

2. В состоянии творческого бесплодия

Первое, как правило, быстро проходит, второе остается на всю жизнь. Я хорошо понимаю молоденьких девушек, очарованных литературными и киногероями, витающих в облаках и грезящих о возвышенной любви. Им так хочется продлить волшебную сказку, вновь встретить своего виртуального возлюбленного, что они, не в силах больше сдерживать эмоции, хватаются за перо и на одном дыхании создают самодельное продолжение полюбившейся книги.

Плохо ли это? Если рассматривать написание фанфиков, как одну из ступеней ученичества, не так уж и скверно. Начинающий автор учится работать со словом, выстраивать сюжетные линии по заданному образцу. Отнесемся снисходительно к этим литературным потугам, учитывая юный возраст их создателей.

Иное дело, когда написание фанфиков входит в привычку, и человек, почему-то считающий себя писателем, продолжает строчить тексты, основанные на чужих сюжетах и идеях. Это прямой путь в болото графомании. В чем же состоит разница между писателем и графоманом?

Писатель является творцом миров, создает новые вселенные, ему всегда есть, что сказать своим читателям. Писатель обладает даром Божьим - талантом. А талант, замечу, это отнюдь не способность генерировать гладкие, красивые фразы, легко стекающие на бумагу. Талант - это огонь, горящий в душе и воспламеняющий души тех, кто соприкасается с ним.

Графоманы, они же - авторы фанфиков, питаются объедками с чужого стола, заглатывая и переваривая отработанный материал. Со стороны, если не приглядываться внимательно, подобные творения могут даже показаться красивыми и занимательными, но присмотревшись, мы увидим, что фанфики отличаются от оригинальных произведений, как бумажный цветок от живой розы. Впрочем, некоторые любят и бумажные цветы…

Еще один "неотразимый" аргумент воинствующих графоманов сводился к следующему: многие известные фильмы являются ремейками старых кинолент и, зачастую оказываются лучше оригинальной версии. Однако ремейк кинофильма и фанфик похожи друг на друга примерно так, как походит чистокровный скакун на замученную жизнью рабочую клячу. Принципиальные различия между фанфиком и ремейком состоит в том, что фанфики (исходя из определения этого термина) пишут непрофессиональные поклонники литературы, а ремейки доверяют делать высококлассным профессионалам-сценаристам. С юридической точки зрения, разница тоже очевидна. Произведение, написанное в жанре фанфика - это очевидный плагиат и нарушение авторских прав, а при создании ремейка, компания, взявшаяся за повторную экранизацию, покупает права на произведение у правообладателя, действуя в строгом соответствии с законодательством. К тому же, не стоит забывать, что в киноиндустрии, как и в любом другом виде бизнеса все зависит от того, сколько прибыли дает тот или иной продукт. Если фильм получил популярность, то продолжения будут снимать до тех пор, пока идея не исчерпает себя полностью. К подлинному творчеству этот процесс никакого отношения не имеет. То же самое можно сказать и о литературных произведениях некоторых российских авторов, по сути являющихся, мягко выражаясь, фанфиками, созданными по мотивам известных зарубежных книг. Ход нехитрый, но эффективный - достаточно назвать персонаж сходным именем, и уже можно незаметно примазаться к иноземной рекламной кампании, экономя деньги на раскрутке и вводя в заблуждение читателей. Однако не следует забывать, что успешный автор, это далеко не всегда талантливый автор. Успешный, это значит - востребованный, дающий хорошую прибыль издательству. Не более того…

Однако вернемся к непрофессиональным литераторам-графоманам, с упоением продолжающим производить на свет никому не нужные, вторичные произведения. Может быть, имеет смысл оставить их в покое, пусть себе пишут, что захотят, ведь Интернет и не такое стерпит? Беда в том, что они втягивают в порочный круг молодежь, юных девчонок и мальчишек, только-только ощутивших в себе завораживающее, всепоглощающее желание творить, делиться со всем миром огнем своей души. И происходит непоправимое - молодой человек, находящийся в процессе своего творческого становления, увязает в фанфиках, впустую растрачивая талант. У него постепенно атрофируется способность творить, создавать собственные, оригинальные идеи и изначально талантливый автор незаметно превращается в убогого графомана.

Именно поэтому, некоторое время назад я затронула проблему фанфиков на своем форуме, а теперь вернулась к ней в "Вольной теме". Увы, фанфики достаточно популярны среди начинающих литераторов, и мне хочется предостеречь тех, кто невольно вступил на этот скользкий путь. У Владимира Высоцкого есть песня "Чужая колея", в конце которой он, по сути, обращается к своим фанатам, пытающимся подражать своему обожаемому кумиру:


Яснее не скажешь, ищите свою колею, друзья, и оставьте графоманов-фанфикоманов в грязи наезженной чужой колеи.

На этом ресурсе реально много работ. «Книга фанфиков» предоставляет такой выбор, что, наверное, прочесть всё за целую жизнь просто невозможно (да и не нужно). Но среди этого многообразия всегда есть полтинник, который заслуживает особенного внимания, хотя давно ни для кого не секрет, что «популярное» не является гарантированным знаком качества. В погоне за тем, чтобы проникнуть в заветный список, фикрайтеры слишком часто пишут на потребу читателю, что уже делает процесс творчества менее приятным и душевным. Не усложняйте собственную жизнь, не тратьте драгоценное свободное время и работайте на самого себя. А читатель для любого фанфика найдется в любом случае. Уж поверьте.

Не заставляйте себя писать насильно

Пытаться что-то делать из-под палки - прямая дорога к провалу. Читатели - люди разборчивые и внимательные. Они всегда способны отличить годную работу, написанную в порыве вдохновения, от той, которая стала сухой и безжизненной от безразличия к ней автора. Не старайтесь уложиться в сроки, если понимаете, что просто не можете - вы работаете не на издателя, который ждет от вас сдачи материала в определенный день. И уж тем более назойливое «проду» не является причиной бросаться к клавишам, чтобы через силу выдавливать из себя слова. Вспомните, что фанфикшен - всего лишь хобби. Ведь никто не пытается заставить себя вышивать крестиком или покупать марки, если этого не хочется.

Изучайте тему, по которой вы пишете

Становится жутко, когда читаешь фанфик, где действие разворачивается в раннем средневековье, и внезапно натыкаешься на наручные часы, которые главный герой гордо носит на запястье. Или забавны моменты, в которых девушка, ждущая ребенка, на сроке восьми недель начинает ощущать, как в ее утробе шевелится ребенок. К сожалению, отсутствие обоснуя сильно портит впечатление от работы, поэтому, пожалуйста, читайте статьи на соответствующие темы, чтобы не заставлять читателя в очередной раз прикладывать руку к лицу. Не жалейте минуту на справочку из Википедии, ибо фактические ошибки зачастую говорят о некомпетентности автора.

Пользуйтесь программой «Word»

А лучше анализируйте текст с помощью собственной головы, так как машины тоже могут ошибаться (и нередко). Прежде чем залить фанфик на сайт, обязательно перечитайте его: исправьте все огрехи, верно оформите прямую речь, уберите тавтологию, проставьте пробелы и разделите текст на абзацы. Если вам сложно заниматься подобной рутинной работой, то попытайтесь договориться с человеком, который согласится выручить вас и стать бетой для фанфика. Но наличие корректора не снимает с вас ответственности за грамотное написание текста в любом случае, ведь даже самый терпеливый grammar nazi, в конце концов, устанет исправлять слово «молоко», написанное через «а».

Следите за деталями

В начале главы свитер героя был синим, а в конце стал черным. Первоначально героиня пила чай, а на дне кружки остался кофе. Цвет глаз персонажей меняется от абзаца к абзацу, а терпение читателя медленно заканчивается. Такие упущения встречаются в фанфиках, на мой взгляд, наиболее часто, и даже довольно опытные авторы этим грешат. Чтобы не было подобных казусов, внимательно перечитывайте свою работу с точки зрения будущего читателя, а также обратите внимание на правило №8. Как человек не без изъяна, покаюсь, часто я сам совершаю такого рода ошибки.

Внимайте конструктивной критике

По факту, многие пользователи ресурса пытаются, так или иначе, выступить в роли критика к прочитанной работе. Мы очень ценим этих немолчаливых и небезразличных людей, но, увы, не все они стремятся похвалить или восторженно попросить продолжение. И это очень важно. К наставлениям нужно относиться с особым вниманием, ведь не всегда ваша работа действительно хороша во всех смыслах и со всех сторон, даже если вы сами в этом уверены. Поэтому постарайтесь проглотить обиду и последовать разумным советам, которыми с вами радушно поделились более опытные пользователи ресурса.

Не подписывайтесь ради взаимного добавления или в знак благодарности

И на фикбуке, кхм, не без урода. Не все авторы добывают своих подписчиков честным путем. Схема таких «популярных» творцов проста: найти на ресурсе рандомного пользователя, щелкнуть кнопочку «добавить в избранное» и ждать, когда тот добавит в ответ в знак благодарности. Так вот, если вам совсем не хочется заслужить звание почетной подписной шлюхи, то следовать этой незамысловатой цепочке совсем не следует. Как и подписываться лишь в знак благодарности за то, что на вас обратили внимание подобным образом. Поверьте, преданных и заинтересованных читателей это не прибавит, зато многие мысленно повесят на ваш профиль срамную табличку «ПШ».

Не засоряйте текст лишними деталями

Конечно, всем авторам хочется, чтобы читатель представлял созданный в фанфике мир и персонажей (особенно ОМП и ОЖП) так, как он этого хочет. Но фактически и практически это просто невозможно, ибо воображение у всех людей разнится в силу множества всяких особенностей. И, увы, даже если вы попытаетесь детально описать ту или иную ситуацию, сцену, внешность, характер, это не поможет. Поверьте, никому не интересно зацикливаться на пуговицах героини или цвете шнурков героя. Старайтесь вводить детали в произведение, только если они являются неотъемлемой частью повествования. Иначе мозг читающего просто взорвется от переизбытка лишней информации. Ну, или не взорвется. Только вкладка с вашим творением все равно будет закрыта.

Пытайтесь избежать создания образа Мэри Сью

Естественно, многие из нас хотели бы оказаться на месте героев полюбившихся фандомов. Или если уж не на месте, то хотя бы рядышком. Имхо, многие только поэтому и начинают писать фанфики, что просто страстно желают вовлечь себя в мир канона. Но быть последним среди лучших не хочется, поэтому (иногда даже неосознанно) авторы наделяют свою героиню или героя гипертрофированными положительными качествами. Не буду вдаваться вглубь сего феномена (о нем и так много написано в свое время), и скажу одно - как бы вам ни хотелось создать Марисью - не пытайтесь. Пожалуйста.

Читайте правила сайта

Предупрежден - значит вооружен. Всегда старайтесь пользоваться этой емкой крылатой фразой, особенно, когда удивляетесь, почему ваша работа или комментарий были удалены. Конечно, администрация не всегда поступает честно и справедливо, и, если вы сомневаетесь в ее правоте, просто напишите в техническую поддержку. Возможно, ваш фанфик или оридж были выпилены случайно, ибо в администрации сидят тоже живые люди, как это ни удивительно. В случае ошибки вашу работу, скорее всего, восстановят. А если нет, то перечитываем заглавие текущего совета.

Старайтесь разбираться в особой терминологии фанфикшена

Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Википедия предоставляет отличную статью, в которой довольно подробно описана структура оформления шапки фанфика (дефиниции прилагаются), поясняются жанры, описывается история появления самого феномена. Также не ленитесь листать фикрайтерские сообщества в бело-голубой социальной сети, ведь именно там без проблем можно понять, что такое ЙА, ПШ и ФБ. А это весьма может пригодиться в дальнейшем освоении сабжа и участия в дискуссиях с «коллегами». Вот и подошли к концу одиннадцать небольших советов, которые, как автору, продолжительно обитающему на «Книге Фанфиков», хотелось бы дать начинающим пользователям сайта. Надеюсь, что все пункты пригодятся, и ваш творческий путь будет освещен вдохновением и искренним удовольствием от процесса творчества. Спасибо.