Осознание эмоций. Практикуйте любопытство и самосострадание

Осознание эмоций

Способы управления эмоциями и чувствами

Управление эмоциями и чувствами в первую очередь предполагает их осознание и контроль за формой проявления. В межличностном общении речь идет как о контроле за собственными переживаниями, так и о способности распознавать, верно интерпретировать и воздействовать на переживания партнеров по общению.

Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду, что:

1) некоторое состояние зафиксировано у человека настолько отчетливо, что появляется возможность управления и контроля за этим состоянием;

2) человек способен выразить это состояние в знаковой форме.

1) отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; 2) способность выразить это состояние в знаковой форме.

При этом степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он переживает нечто и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить).

Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен знание о своем состоянии выразить в словесных (вербальных) категориях («Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем»). Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, то есть:

  • способность предвидеть их развитие;
  • понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.

Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом, а позднее подтвержденных многочисленными экспериментальными исследованиям, заключается в том, что эмоциональные процессы осознаются не полностью и не всегда. Не осознаются, прежде всего, те процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве. Поэтому многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека. Не осознаются и ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется наиболее тесная связь. Пока чувства формируются, существует высокая степень осознания: различные черты новых товарищей или соперников замечаются и обдумываются. Но по мере того как взаимоотношения устанавливаются, осознание соответственно уменьшается, пока происходящее не начинает восприниматься как само собой разумеющееся.

Основной показатель зрелой нормальной эмоции – ее произвольный характер. Произвольность при этом понимается как возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.



Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, измененной или подавленной реакции – все это результат формирования произвольности. Эмоция приобретает произвольность не напрямую, а посредством знаково-символических операций, к которым относятся вербализация и владение предметной областью эмоций.

Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в изначально не дифференцированной массе переживаний некоторые специфические переживания, связанные, например, с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Этот процесс осуществляется при активном содействии других людей, приобретая тем самым сугубо социальный характер.

Общаясь с ребенком, мать проводит его через такие этапы, как дифференциация своих и чужих чувств, их название, установление связи с предметом, обучение формам выражения. Ребенок учится не только узнавать, например, что эмоция, которую он переживает, называется злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он злится, какие у него возникают при этом мысли и образы и т. д.

ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Вопрос о месте социальных факторов в формировании и проявлении эмоций давно и серьезно изучается психологами. Если Ч. Дарвин в своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) утверждал, что мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных, то последующие исследования показали, что идея Дарвина верна лишь отчасти. Социальные детерминанты также играют существенную роль в эмоциональном поведении людей.

К числу наиболее известных экспериментов, подтвердивших этот вывод, относятся эксперименты Лэндиса, которые проводились в 20-е годы XX в. (результаты были опубликованы в 1924 г.). Это были довольно жестокие эксперименты. Так, для того чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; или испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока и т. д. Таким образом Лэндису удавалось вызывать подлинные эмоции. На протяжении всего эксперимента испытуемых фотографировали, причем основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии с помощью фотографий измерять смещения, происходившие при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц. Вопреки ожиданиям, оказалось невозможным выявить мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: человек закрывал или широко раскрывал глаза, морщил лоб, открывал рот и т. д. Далее Лэндис провел дополнительные опыты с некоторыми испытуемыми, которым предлагалось изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (отвращение, страх и т. д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.

Таким образом, эксперименты Лэндиса указывают на необходимость различать общепринятую, конвенциональную мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное, непроизвольное проявление эмоций (По: Рейковский, 1979).

Важным моментом в осознании собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие их в данной культуре. Затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием. Например, запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении любых проявлений сексуальности, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, особенно на рубеже XIX и XX вв. Не удивительно, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью.

Другой пример отрицательно подкрепляемой эмоции – эмоция страха у мужчин. Если «настоящий мужчина» не должен бояться, то проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки.

Осознанность и эмоциональная устойчивость

Доказано, что практика осознанности существенно повышает эмоциональную устойчивость, то есть способность человека противостоять разнообразным ударам судьбы. Изначально устойчивость у всех разная. В ситуациях, которые пугают одних, будь то выполнение плана по работе, покорение Южного полюса или совмещение ухода за тремя детьми, стрессовая работа и выплата ипотеки, другие чувствуют себя как рыба в воде.

Что же позволяет этим непробиваемым справляться с ситуациями, от которых обычные люди хватаются за голову? Доктор Сюзан Кобаса из Нью-Йоркского университета смогла сузить психологические особенности таких людей до трех характеристик:контроль, целеустремленность ивызов . Еще один знаменитый израильский психолог, доктор Аарон Антоновски, который занимается социологией медицины, тоже попытался определить ключевые психологические черты, позволяющие некоторым людям справляться с особо стрессовыми ситуациями, непосильными для других. Он посвятил свое исследование пережившим холокост и свел поиск к трем чертам, которые вместе даютчувство согласованности : понятность, выполнимость и осмысленность. То есть стойкие люди уверены, что их ситуация имеет внутренний смысл, за который они могут поручиться, они могут управлять своей жизнью и их текущая ситуацияпонятна , иными словами ее можно постичь, даже если она кажется хаотичной и бесконтрольной. В значительной степени все эти черты, выявленные Сюзан Кобаса и Аароном Антоновски, определяют нашу эмоциональную устойчивость. Как правило, чем выше показатели по каждому из этих аспектов, тем проще человеку справляться с превратностями судьбы.

Команда Джона Кабат-Зинна с факультета медицины Массачусетского университета ведет постоянный мониторинг эффективности восьминедельного курса осознанной медитации, в рамках которого было решено проверить, способна ли медитация повысить эти показатели и сделать человека эмоционально более устойчивым. Результаты были совершенно однозначными. После выполнения программы участники не только стали счастливее, энергичнее и меньше подверженными стрессу, но также почувствовали, что получили больший контроль над собственной жизнью. Они осознали, что их жизнь наполнена большим смыслом, а к проблемам стоит относиться как к новым возможностям, а не угрозам. Другие исследования лишь подтвердили эти выводы. Однако самым интересным, пожалуй, был вывод о том, что эти «фундаментальные» черты характера отнюдь не неизменны и улучшить их можно всего за восемь недель тренировки осознанности. Такие трансформации не стоит недооценивать, поскольку они могут иметь огромное значение в нашей повседневной жизни. Хотя сопереживание, сострадание и душевное равновесие необходимы для общего благосостояния, в жизни требуется и некоторая выносливость, и тренировка осознанности может оказать огромное влияние на важнейшие аспекты нашей жизни.

Результаты научных исследований, с таким трудом полученные в лабораториях и клиниках по всему миру, имеют далекоидущие последствия. Они изменяют представления ученых о сознании и позволяют нам доверять опыту тысяч людей, которые на себе проверили преимущества осознанной медитации. Снова и снова мы получаем от них подтверждения того, что осознанный подход позволяет гораздо больше ценить жизнь. Многие внезапно обнаруживают, насколько удивительными снова становятся самые незначительные детали. По этой причине одной из наших любимых практик стала «шоколадная медитация», о которой мы подробно расскажем ниже. Ваша задача состоит в том, чтобы смаковать кусочек шоколада, сосредоточив на нем все свое внимание. Почему бы не попробовать это упражнение прямо сейчас, до того, как вы начнете восьминедельную программу? Результат вас поразит.

Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

«Шоколадная медитация»

Для этой медитации выберите шоколад, который вы никогда не пробовали. Это может быть насыщенный темный шоколад или же простой батончик.

Итак, приступим.

Разверните обертку. Вдохните аромат шоколада, полностью окунитесь в него.

Отломите кусочек и посмотрите на него. Внимательно исследуйте форму и очертания.

Положите кусочек на язык, чтобы он начал таять, и обратите внимание, хочется ли вам прижать его к небу. В одной плитке шоколада сконцентрировано больше 300 различных вкусов. Попробуйте почувствовать хотя бы некоторые из них.

Если вы заметили, что отвлеклись, просто отметьте, на что именно, а потом снова вернитесь к дегустации.

Когда шоколад полностью растает, медленно проглотите его. Почувствуйте, как он стекает по пищеводу.

Проделайте то же самое со следующим кусочком. Что вы чувствуете? Изменилось ли что-то? Показался ли вам шоколад в этот раз вкуснее, чем если бы вы ели его с обычной скоростью?

Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

Глава 4 Восьминедельная программа

осознанной медитации

В следующих главах книги вы узнаете, как при помощи осознанной медитации научиться укрощать собственное сознание, стать счастливее и получить удовольствие от жизни. Вы пойдете по пути, который когда-то прошли многие философы и адепты медитации и который, согласно научным открытиям, действительно помогает избавиться от тревоги, перенапряжения, морального и физического истощения.

Каждая из глав, которую вам предстоит прочитать, состоит из двух элементов: первый – это медитация или серия из коротких медитаций, которые в общей сложности занимают от 20 до 30 минут в день; второй – приемы избавления от старых привычек. Они довольно занимательны, и задача их состоит в том, чтобы возродить любознательность. Например, вам будет предложено пойти в кино и выбрать там любой фильм наугад или, придя на совещание, сесть не на то место, где вы привыкли сидеть, а на другое. Эти действия нужно будет проделать осознанно, максимально на них сосредоточившись. Приемы, о которых пойдет речь, могут показаться несерьезными, но они очень эффективно разрушают те самые привычки, которые вызывают в нас в негативные мысли. Они помогут победить рутину и подтолкнут к исследованию чего-то нового. Каждую неделю вам будет предложено попробовать новый прием.

В идеале каждую медитацию необходимо выполнять шесть дней из семи. Если по какой-то причине у вас не получается уложиться в этот график, вы можете просто перенести текущую медитацию на следующую неделю. Если вы пропустили всего несколько медитаций, можете переходить к следующей. Выбор за вами.

Не столь важно пройти весь курс за восемь недель, но нужно обязательно пройти его полностью, если вы хотите извлечь максимум пользы и в полной мере почувствовать, что может дать вам осознанность.

В каждой главе мы поместили практики недели, чтобы вам было легче искать нужную информацию, если вы захотите прочитать всю книгу, а потом начать выполнение программы. Если вы выберете этот способ, то лучше перед началом каждой недели перечитывать соответствующую главу, чтобы освежить в памяти цели и смысл каждой практики.

В течение первых четырех недель программы упор делается на то, чтобы стать открытым и внимательным по отношению к различным элементам внутреннего и внешнего мира.

Вы также научитесь использовать «трехминутную дыхательную медитацию» , которая помогает перезагрузить мозг или притормозить, когда вы чувствуете, что жизнь слишком ускоряется. Она объединяет те приемы, которым вы научитесь во время более продолжительных практик. Многие из тех, кто прошел наш курс осознанной медитации (а это люди со всего мира), утверждают, что «трехминутная дыхательная медитация» – самый важный навык, который они вынесли из всего курса и который помогает им вновь обрести контроль над своей жизнью.

Вторая половина программы основана на проделанной в течение первых четырех недель работе и учит рассматривать мысли как происходящие в сознании события – подобно облакам на небе, – а также развивает умение принимать, сострадать и сопереживать себе и другим. На этом состоянии ума построено все остальное.

Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

Описание программы по неделям

На первой неделе вы увидите собственный автопилот в действии и поймете, что происходит, если его отключить. На этой неделе основной будет медитация «дыхание и тело », которая успокаивает сознание и помогает проследить, что в нем происходит, когда оно на чем-то сосредоточено. Еще одна, более короткая медитация помогает восстановить связь со своими органами чувств за счет осознанного отношения к еде. И хотя обе практики предельно просты, они являются важной основой, на которой построены все другие медитации.

На второй неделе используется простая медитация «сканирование тела », которая помогает понять различия между собственно ощущением и нашим восприятием этого ощущения. Многие из нас столько времени проводят в собственных мыслях, что часто забывают ощущать мир через органы чувств, напрямую. Медитация «сканирование тела» помогает натренировать сознание, чтобы фокусироваться непосредственно на телесных ощущениях, не оценивая и не анализируя их. Это позволяет отследить момент, когда сознание пускается в размышления, и научиться чувствовать разницу между сознанием думающим и сознанием чувствующим.

Третья неделя отталкивается от первых двух и включает практику осознанного движения, основанную на йоге. Эти совсем не сложные движения позволяют яснее увидеть и почувствовать ограничения нашего тела и разума, а также научиться правильно реагировать на ситуации, когда мы достигаем этих ограничений. Они помогают разуму продолжить воссоединение с телом. Постепенно вы начнете замечать, что ваше тело становится очень чувствительным по отношению к эмоциям, которые нарушают ваше спокойствие, когда вы зацикливаетесь на определенных целях. Это позволяет понять, насколько мы можем быть напряжены, раздражены или недовольны, когда что-то происходит не так, как хочется. Это своеобразная «система раннего предупреждения», очень важная и мощная, которая позволяет остановить проблемы, прежде чем они разрастутся.

На четвертой неделе вы познакомитесь с медитацией «звуки и мысли », которая помогает понять, что вы, сами того не желая, слишком много думаете над чем-то. Вы научитесь рассматривать свои мысли как происходящие в сознании события, которые проявляются и уходят, подобно звукам, и ничего более. Прислушиваясь во время медитации к окружающим звукам, вы поймете, что сознание для мыслей – то же, что ухо для звуков. Вы научитесь видеть свои мысли и чувства со стороны и отслеживать, как они приходят в пространстве осознанного внимания. Вам будет легче фокусироваться на конкретных вещах и ситуациях, и вы сможете по-новому посмотреть на свою загруженность и проблемы.

Медитация пятой недели – « исследование сложной ситуации» –

помогает без страха реагировать на подобные ситуации, которые время от времени возникают в жизни, а не избегать их. Многие проблемы решаются сами собой, но к некоторым нужно подходить открыто, с интересом,

Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

любопытством и состраданием, а если их игнорировать, они будут только отравлять вам жизнь.

На шестой неделе у вас будет возможность развить это умение и почувствовать, как негативные мыслительные процессы постепенно исчезают, когда вы активно практикуете милосердие и сострадание через «дружественную медитацию» и добрые поступки. Налаживание дружбы с самим собой, и в том числе с тем, что мы считаем неудачами и несовершенствами, – необходимое условие для того, чтобы найти гармонию в безумном мире.

На седьмой неделе вам предстоит исследовать тесные связи между повседневными делами, занятиями, поведением и настроением. Испытывая стресс и упадок сил, мы часто отказываемся от занятий, которые питают нас, чтобы найти время на более «срочные» и «важные» дела. Мы пытаемся «разгрести завалы». Поэтому на предпоследней неделе мы будем практиковать медитацию, которая помогает делать правильный выбор. Так вы сможете чаще делать то, что вас заряжает, и ограничить негативное воздействие тех занятий, которые истощают ваши внутренние ресурсы. Это, в свою очередь, повысит вашу креативность, эмоциональную устойчивость и поможет наслаждаться жизнью спонтанно и в таком виде, в каком она есть, а не в каком вы хотите ее видеть. Конечно, это не избавит вас от тревог, беспокойства и стресса, но эти негативные эмоции будут рассеиваться быстрее, если вы научитесь реагировать на них по-доброму.

Практика восьмой недели поможет вам внедрить осознанность в ваши повседневные занятия, чтобы вы могли воспользоваться ею тогда, когда это больше всего нужно.

В течение каждой недели мы специально концентрируемся на одном аспекте режима осознания, описанного в главе 3 , чтобы вы постепенно и на самом глубинном уровне понимали, что происходит, когда вы отключаете автопилот и живете настоящим.

Несмотря на то что каждая новая медитация учит новому аспекту осознанности, на самом деле они все взаимосвязаны. Как мы отметили ранее, изменение одного из этих параметров автоматически приводит к изменению других. Именно поэтому вам предлагается несколько практик, и каждую из них нужно выполнять на протяжении недели. Все они помогают достичь осознанности разными путями, и нельзя заведомо знать, какой из них в этот момент жизни лучше всего поможет вам воссоединиться с самой глубокой и мудрой стороной вашей личности.

1) отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; 2) способность выразить это состояние в знаковой форме.

При этом степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он переживает нечто и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить).

Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен знание о своем состоянии выразить в словесных (вербальных) категориях («Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем»). Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, то есть:

  • способность предвидеть их развитие;
  • понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.

Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом, а позднее подтвержденных многочисленными экспериментальными исследованиям, заключается в том, что эмоциональные процессы осознаются не полностью и не всегда. Не осознаются, прежде всего, те процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве. Поэтому многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека. Не осознаются и ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется наиболее тесная связь. Пока чувства формируются, существует высокая степень осознания: различные черты новых товарищей или соперников замечаются и обдумываются. Но по мере того как взаимоотношения устанавливаются, осознание соответственно уменьшается, пока происходящее не начинает восприниматься как само собой разумеющееся.

Основной показатель зрелой нормальной эмоции – ее произвольный характер. Произвольность при этом понимается как возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.

Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, измененной или подавленной реакции – все это результат формирования произвольности. Эмоция приобретает произвольность не напрямую, а посредством знаково-символических операций, к которым относятся вербализация и владение предметной областью эмоций.

Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в изначально не дифференцированной массе переживаний некоторые специфические переживания, связанные, например, с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Этот процесс осуществляется при активном содействии других людей, приобретая тем самым сугубо социальный характер.

Общаясь с ребенком, мать проводит его через такие этапы, как дифференциация своих и чужих чувств, их название, установление связи с предметом, обучение формам выражения. Ребенок учится не только узнавать, например, что эмоция, которую он переживает, называется злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он злится, какие у него возникают при этом мысли и образы и т. д.

ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Вопрос о месте социальных факторов в формировании и проявлении эмоций давно и серьезно изучается психологами. Если Ч. Дарвин в своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) утверждал, что мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных, то последующие исследования показали, что идея Дарвина верна лишь отчасти. Социальные детерминанты также играют существенную роль в эмоциональном поведении людей.

К числу наиболее известных экспериментов, подтвердивших этот вывод, относятся эксперименты Лэндиса, которые проводились в 20-е годы XX в. (результаты были опубликованы в 1924 г.). Это были довольно жестокие эксперименты. Так, для того чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; или испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока и т. д. Таким образом Лэндису удавалось вызывать подлинные эмоции. На протяжении всего эксперимента испытуемых фотографировали, причем основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии с помощью фотографий измерять смещения, происходившие при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц. Вопреки ожиданиям, оказалось невозможным выявить мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: человек закрывал или широко раскрывал глаза, морщил лоб, открывал рот и т. д. Далее Лэндис провел дополнительные опыты с некоторыми испытуемыми, которым предлагалось изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (отвращение, страх и т. д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.

Таким образом, эксперименты Лэндиса указывают на необходимость различать общепринятую, конвенциональную мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное, непроизвольное проявление эмоций (По: Рейковский, 1979).

Важным моментом в осознании собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие их в данной культуре. Затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием. Например, запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении любых проявлений сексуальности, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, особенно на рубеже XIX и XX вв. Не удивительно, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью.

Другой пример отрицательно подкрепляемой эмоции – эмоция страха у мужчин. Если «настоящий мужчина» не должен бояться, то проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки.

Трудно переоценить значение эмоций в человеческой жизни, они придают нашей жизни смысл, объединяют с другими людьми, а также являются основой для понимания самих себя и своего отношения к другим людям. Эмоции, в буквальном смысле, определяют образ нашего бытия, благодаря эмоциям, мы имеем возможность грустить и плакать, когда нам плохо, радоваться и смеяться, когда мы находимся в отличном настроении. Без них мы не были бы такими, какими мы являемся, не были бы людьми, в полном смысле этого слова. Без эмоций мы превратились бы в некое подобие роботов, наделённых разумом, но лишённых души. Однако, не смотря на столь огромное значение, которое мы придаём эмоциям, мы должны помнить, что мы являемся хозяевами своих эмоций, а не их марионетками. Человек, как «венец творения», находится на одну ступень выше всего животного царства. Это обязывает нас с ранних лет учиться осознавать и контролировать свои эмоции, быть выше их и уметь действовать вопреки эмоциональным порывам, когда это необходимо.

Человек, который умеет осознавать и контролировать свои эмоции, способен мыслить ясно и творчески, более эффективно справляться со стрессом и тревогой, общаться с другими людьми на равных, выражать любовь, доверие и сочувствие. Проблемы и неприятности не затуманивают ему голову, но воспринимаются им как вызов. Он готов принять этот вызов и с лёгкостью направляет свои усилия на преодоление встающих перед ним препятствий. С другой стороны, теряя контроль над своими эмоциями, человек перестаёт в полной мере управлять собой и своей жизнью. Он действует вопреки здравому смыслу, вспыльчив, чрезмерно эмоционален, часто находится в плохом настроении и старается изолировать себя от внешнего мира. В результате, жизнь просто проходит мимо. Преимущества контроля над своими эмоциями очевидны, вряд ли кто-то откажется от возможности этому научиться. В этой статье мы покажем вам, как совершить один не очень сложный, но бесконечно важный шаг к контролю над своими эмоциями, речь пойдёт о развитии эмоциональной осознанности.

Что такое эмоциональная осознанность?

Всем нам, в силу своей природы, свойственно испытывать эмоции. Хорошие и плохие, они появляются в нас в ответ на внешние раздражители и оказывают влияние наш способ мышления и действий. Фактически, они руководят нами, особенно, если мы не осознаём их и не противостоим оказываемому ими влиянию. Ну а делаем мы это крайне редко. Мы наблюдаем появление той или иной эмоции, но не придаём этому значение – просто действуем, как действовали всегда. Лишь изредка задаёмся вопросами:

  • «Что послужило причиной появления этой эмоции?»
  • «Соответствует ли она реальному положению вещей или разрослась на фоне излишней впечатлительности?»
  • «Правильно ли я поступлю, если сделаю так, как хочу сделать в данный момент?»

В эти редкие мгновения мы можем обнаружить, что наше поведение продиктовано нам сиюминутными потребностями и разнится с основной жизненной линией, которую мы для себя выбрали. Но, к большому сожалению, этих проблесков сознания бывает недостаточно для того, чтобы направить свою жизнь в нужное русло. Будучи же эмоционально осознанными, мы обладаем полной осведомлённостью о своих чувствах и эмоциях, а также о чувствах других людей и причинах их возникновения. Таким образом, эмоциональная осознанность предполагает способность к определению и выражению возникающих эмоций. Это понимание связей между нашими чувствами и действиями и способность предсказать и предупредить нежелательное поведение.

Преимущества эмоциональной осознанности.

Одно из основных преимуществ эмоциональной осознанности состоит в том, что вы получаете больше контроля над своими собственными эмоциями, следовательно, и над всей своей жизнью. Гнев, депрессия, тревога и беспокойство, излишняя импульсивность, эмоциональная неустойчивость и чувство изоляции лишаются власти над вами. Приходит понимание, что это наши эмоции, а не мысли подталкивают нас и определяют наше поведение. Эмоциональная осознанность даёт нам множество рычагов управления над собой и обстоятельствами, чего не могут обеспечить большинство существующих техник саморазвития. Особо следует отметить такие преимущества эмоциональной осознанности:

  • Знание самого себя, своих симпатий и антипатий.
  • Понимание и сопереживание другим людям.
  • Открытое и эффективное общение.
  • Принятие мудрых решений, способствующих достижению долгосрочных целей.
  • Мотивация и высокая активность на пути к целям.
  • Построение крепких, здоровых и ценных отношений.
  • Создание эмоционального равновесия, без резких скачков настроения.
  • Способность отдавать отчёт своим действиям и словам.
  • Высокий уровень внутренней энергии, которая более не растрачивается попусту.
  • Устойчивость к стрессовым ситуациям.
  • Высокий уровень личной эффективности.
  • Здоровое выражение эмоций.

Список можно продолжать ещё и ещё, поскольку вместе с основными преимуществами вы получаете массу других, прямо или косвенно связанных с ними, преимуществ. Возможно, мы посвятим преимуществам эмоциональной осознанности отдельную статью, их перечисление в этой статье не входило в наши планы. Да и, в процессе повышения уровня эмоциональной осознанности, вы сами сумеете обнаружить в себе позитивные изменения.

Каков ваш уровень эмоциональной осознанности?

Каждый из нас в той или иной степени обладает способностью осознания своих эмоций. Кто-то больше, кто-то меньше, но наверняка этого умения вам недостаёт, если вы целенаправленно не занимались его развитием. Время и жизненный опыт лишь отчасти увеличивает эту способность, и далеко не всегда и не у всех. Поэтому так важно взять инициативу в свои руки. Только, прежде чем вступить на путь развития эмоциональной осознанности, желательно определить, насколько этот навык у вас развит. Для этой цели вам следует присмотреться к себе лучше и задать себе несколько несложных вопросов:

  • Можете ли вы оставаться спокойными, испытывая такие сильные эмоции как гнев, печаль, страх, отвращение и радость?
  • Чувствуете ли вы присутствие эмоций в своём теле?
  • Умеете ли вы прислушиваться к голосу своего разума, не смотря на то, что вы чувствуете?
  • Доверяете ли вы сигналам своего тела, вызванным эмоциями?
  • Позволяете ли вы себе испытывать негативные эмоции?
  • Обращаете ли вы внимание на изменение эмоционального фона?
  • Меняются ли ваши эмоции в течение дня?
  • Считаете ли вы, что другие люди в целом с пониманием и сопереживанием относятся к вашим эмоциям?
  • Комфортно ли вам, когда другие люди знают о том, что вы чувствуете?
  • Чувствуете ли вы наличие эмоций у других людей и можете ли поставить себя на место этих людей?

Если на все вопросы вы честно можете ответить «да», ваш уровень эмоциональной осознанности довольно высок, вы вполне можете обойтись без его дальнейшего развития. Если же «да» вы можете ответить не на все вопросы или, «да» справедливо для всех вопросов, но не для всех ситуаций, вам следует над собой поработать. И, наконец, если на большинство вопросов вы отвечаете «нет», что же, вы далеко не одиноки, и вам непременно следует задуматься о развитии своей эмоциональной осознанности.

Следует иметь в виду, что ответы на перечисленные вопросы не могут с точностью предсказать, каков ваш уровень эмоциональной осознанности, поэтому вам будет полезно прочесть о существующих классификациях этих уровней. Так, довольно интересно об уровнях эмоциональной осознанности поведали доктора Ричард Д. Лэйн и Шварц. В своей работе они отразили спектр способностей человека осознавать свои эмоции в шести уровнях. Вкратце эти шесть уровней сознания выглядят так:

  • 1. Отсутствие эмоциональной осознанности.
  • 2. Осознанность телесных ощущений.
  • 3. Осознанность поведения.
  • 4. Осознанность текущего эмоционального состояния.
  • 5. Дифференцированная эмоциональная осознанность.
  • 6. Смешанная эмоциональная осознанность.

Существует и другая версия классификации уровней эмоциональной осознанности, найденная на сайте одной из миссионерских организации Испании. Знание этих уровней поможет вам определиться с тем, на каком уровне находитесь вы, и послужит неплохой отправной точкой для вашего дальнейшего развития.

Развитие эмоциональной осознанности.

Первое что вам следует понять, это то, что развитие эмоциональной осознанности это долгий процесс, требующий немало времени и усилий. Люди годами приручают свои эмоции, и не всегда справляются с этой задачей, особенно, если не знают, в каком направлении двигаться. У вас этот процесс может занять чуть меньше времени, но для этого вам нужно следовать рекомендациям, приведённым далее.

1. Научитесь снимать стресс.

Многие знают, что стресс это естественное состояние нашего организма, находящегося в неблагоприятных условиях. Он может быть столь же вреден, как и полезен. К примеру, людям каменного века и чуть более поздних периодов истории он помогал - активизировать внутренние резервы организма, чтобы справляться с врагами или убегать от них, быстро принимать решения и ловить добычу. Большинству же из нас, в условиях цивилизованного мира, он только вредит, поскольку нам некуда девать избыток энергии. Стресс затмевает наше сознание и мешает нам действовать адекватно, и, уж тем более, при возникновении стресса мы меньше всего способны распознать наличие в себе эмоций. О том, как правильно и быстро снимать стресс вы можете узнать из статей нашего сайта в разделе «Стресс».

2. Получите знания о человеческих эмоциях.

Изучите вопросы о том, какие существуют эмоции, как они создаются в нашем организме и какое влияние на него оказывают. Узнайте, как наше окружение становится причиной для возникновения тех или иных эмоций, какое влияние они оказывают на наше восприятие окружающей действительности, на наши мысли и действия. Чем больше знаний о своём организме вы получите, тем проще вам будет собой управлять, и тем выше будет ваша способность к осознанию своих эмоций. И нет, вам не обязательно получать дополнительное образование, или штудировать гору литературы по психологии и физиологии человека, достаточно будет поверхностных знаний – основных идей, имеющих наибольшее значение.

3. Наблюдайте за собой.

Отслеживайте присутствие эмоций и постарайтесь определить для себя, что вы чувствуете. Каково это, пребывать в гневе? Что вы чувствуете, когда злитесь на кого-то или что-то? Что для вас испытывать печаль? Как действует на вас страх? Как проявляется ваша грусть? Как вы радуетесь и смеётесь? Какими физическими ощущениями сопровождаются ваши эмоции? Насколько вы продуктивны, когда испытываете те или иные эмоции? Сколько по времени может длиться пребывание в вас эмоции? Прислушивайтесь к себе и постарайтесь развить способность к определению эмоций, которые вы испытываете. Узнайте, насколько велик и разнообразен спектр ваших эмоций? Сколько видов эмоций вы обнаруживаете в себе? Вместе с наблюдением эмоций к вам придёт понимание самих себя, а также увеличится уровень вашей эмоциональной осознанности.

4. Научитесь принимать свои эмоции.

Не нужно избегать или подавлять свои эмоции, это может негативно сказаться на всех областях вашей жизни. Так, избегание эмоций лишает вас возможности понять себя. Подавляя негативные эмоции, вы блокируете позитивные эмоции, ну и, помимо всего прочего, эта деятельность требует слишком много энергии и мешает вам развивать отношения с другими людьми. Но, позвольте себе испытывать эмоции любого характера и ситуация изменится в лучшую сторону. Просто примите свои эмоции, пусть эмоции наполнят ваше тело. Не задерживайте своё внимание на них слишком долго, не придавайте им значения, дабы не продлевать их существование. Они сами покинут вас, так же быстро, как и пришли. Их место вскоре займут другие эмоции, потом ещё и ещё.

5. Проследите путь своих эмоций.

Обнаружив в себе какую-либо эмоцию, будь то гнев, страх или радость, постарайтесь выявить причину её появления, не пропуская при этом ни одной мелочи. Что в вашем окружении стало причиной для возникновения этой эмоции? Какие мысли в своей голове вы обнаруживаете, когда испытываете эти эмоции? Какими способами вы обычно выражаете эти эмоции? Проследите за своей мимикой, жестами, голосом, интонацией и словами. Какие сознательные или бессознательные действия вы можете выявить? Что вы обычно делаете, чтобы избавиться или, наоборот, продлить пребывание в вас какой-либо эмоции. Насколько результативны ваши действия по устранению или продлению эмоций? На начальных этапах развития эмоциональной осознанности будет полезным ведение записей, это позволит вам проводить более качественный самоанализ.

Развитие эмоциональной осознанности, это один из важнейших шагов к управлению собой и своей собственной жизнью. С улучшением этого навыка вы научитесь выявлять в себе нежелательное поведение и движущие вами мотивы, вы придёте к пониманию самих себя, получите полное представление о том, что в вашем окружении вызывает вас радость, грусть, страх, гнев и другие эмоции. В дальнейшем, эмоциональная осознанность позволит вам корректировать своё поведение, использовать свои эмоции и их энергию в качестве источника сил для преодоления препятствий, управлять другими людьми, если это необходимо, а также многое - многое другое. Станьте единственными и полноправными хозяевами своей жизни и сделайте её такой, какой хотите видеть, успехов вам и всех благ!

© Олег Акван
metodorf.ru

Запрос на осознанную жизнь рождается только у развитого человека, который начинает чувствовать свой внутренний мир и обращать внимание на свои переживания, эмоции, мысли, желания и начинает прослеживать необъяснимую взаимосвязь между своим внутренним состоянием и своими результатами во внешнем мире. Это запрос человека, который не просто хочет удовлетворить свои базовые потребности выживания, но и хочет развиваться и получать истинную радость и удовольствие от жизни, от реализации себя, от взаимодействия с другими людьми.

Осознанность позволяет действовать эффективно и при этом получать удовольствие от жизни, реализуя свой потенциал, замечая проблемы на стадии их возникновения и быстро и эффективно разрешая. Управлять можно только тем, что осознаешь. Поэтому осознанность - это ключ к управлению своей жизнью! Осознанность позволяет управлять своим телом, эмоциями, мыслями, своим отношением к людям и своей жизнью.

Что это такое осознанность?

Осознанность - это тотальное и безоценочное погружение внимания в процессы, происходящие в нашей жизни (физические, ментальные и психологические) и их осознание. Осознание - это прожектор внимания, направленный внутрь себя, который освещает проблему или какой-то процесс, делает его ясным, видимым и понятным. В этот момент мы не осуждаем и не даем оценки явлению, человеку, чувству, действию, а просто наблюдаем. Осознанная жизнь - это настоящая жизнь, жизнь вне условностей, навязанных ценностей, желаний и образов поведения. Быть осознанным - это значить видеть себя и окружающий мир такими, какие они есть в действительности.

Что вы получаете, практикуя осознанность в жизни:

  • Оздоровление. Осознанное отношение к телу поможет предотвратить болезни и прийти к оздоровлению, т.к слушая свое тело, мы начинаем давать ему именно то, что для него необходимо.
  • Внутренний баланс и гармония. Осознанное отношение к своим эмоциям позволяет ими управлять.
  • Реализация своего потенциала. Осознавая свои желания, со временем мы учимся различать истинные желания от навязанных. А реализуя истинные желания, мы начинаем раскрывать свою суть и свою уникальность.
  • Свобода быть собой. Осознавая свои мысли, желания, чувства и поступки, со временем мы становимся свободными от вложенных программ, шаблонов, негативных установок и становимся успешнее и счастливее.
  • Улучшение отношений с окружающими. Осознанность позволяет видеть человека таким, какой он есть, а не взаимодействовать с придуманным образом.
  • Открытие интуиции. Осознанное отношение к своему внутреннему миру открывает интуицию. Часто тело и нервная система дают нам сигналы, предупреждая нас о возможных последствиях.
  • Улучшение уровня жизни. Осознанное отношение к своим мыслям поможет сформировать позитивные изменения в жизни, поскольку осознанные мысли рождают осознанные действия.
  • Яркость и интерес к жизни. Осознанность делает жизнь интересной, а не скучной и обыденной. Ведь каждое мгновение уникально и красиво, но не замечая красоты вокруг, мы погружаемся в череду бесконечно тянущихся серых будней с мечтами об отпуске.
  • Повышение уровня энергии. Возвращая свое внимание в настоящий момент, мы возвращаем себе свою энергию, которую раньше растрачивали на прокручивание мыслей, ситуаций и переживаний из прошлого или страхов за будущее.

Таким образом, осознанность позволяет стать человеку живым и настоящим, делать то, что идет из души, а не навязано кем-либо, следовательно, реализовывать себя и испытывать от этого подлинную радость и счастье.

Как же развивать осознанность?

На этом пути можно совершенствоваться постоянно, собирая нити внимания и со временем осознавая все больше и больше. Начать можно с самого простого, но ведь именно из маленьких, но постоянных усилий складывается большой результат.

Самые простые практики повышения осознанности

  1. Практика дыхания. Сосредоточьте внимание на вдохе и выдохе, не вмешиваясь, просто наблюдая. Эта практика успокаивает, погружает в настоящий момент, расслабляет.
  2. Осознанное принятие пищи. Принимая пищу, сосредоточьтесь на ее вкусе. Держа в руках кусочек хлеба, попробуйте осознать как он попал к вам, сколько сил и времени ушло, чтобы его приготовить, вырастить пшеницу, собрать, смолоть муку, расфасовать, выпечь, сколько сил и труда вложено в этот маленький кусочек. И какова его ценность.
  3. Сосредоточение на своих чувствах. Чтобы успеть проживать свою жизнь, а не делать все на автомате, можно каждый час или два делать погружение в настоящий момент. Можно поставить таймер на часах. И когда прозвенит звонок, оставить свои дела и погрузиться в настоящий момент, спросив себя “Что я сейчас чувствую?”, пройтись внимание по телу, расслабить напряжение, последить за дыханием 5-10 минут. Эта практика не занимает много времени и отлично восстанавливает силы среди напряженного рабочего дня, освежает.
  4. Шар осознанности. Представьте в районе груди прозрачную сферу и сосредоточьтесь на ней и спросите себя: «Что я сейчас действительно хочу и что меня порадует?». Затем начните заполнять это шар приятными образами. Это открывает доступ к истинным желаниям нашей Души. Эту же практику можно использовать, чтобы определить истинное желание или навязанное. Поместите образ желания в этот шар Души и прислушайтесь к ощущениям. Если они приятные и радостные, то исполнение желания принесет вам радость, если нет, то вероятнее всего, желание навязано кем-либо.
  5. Осознанная работа с негативными эмоциями. Если вами овладели негативные чувства, переведите свое внимание внутрь и спросите себя «Что я чувствую, где в теле я это чувствую?». Затем сконцентрируйте там свое внимание и начинайте осознанно выдыхать, пока эмоция не раствориться. Со временем вы сможете быстро растворять негативные эмоции своим осознанием.
  6. Осознание своих мыслей. Если вы склонны вовлекаться в негативные мысли и прокручивать их часами, то попробуйте простое, но эффективное упражнение «Резиночка». Оденьте на руку резиночку и как только ловите себя на том, что вовлеклись в негативные мысли, не сильно, но ощутимо оттягиваете резиночку и щелкаете себя по руке. Осознанно переключайте свое внимание с плохих мыслей, как говорила известная Скарлетт О"Хара «Я подумаю об этом завтра», но не сейчас. Помните, что мысли - это вибрации, которые формируют вокруг вас поле и то, о чем думаете, то и притягиваете к себе.
  7. Если вас раздражает какой-либо человек. Любой человек откликается внутри нас каким-то чувством или состоянием. Например, мы читаем или слушаем кого-то и ощущаем, как что-то внутри нас резонирует и находит отклик. Мы испытываем приятные чувства по отношению к человеку. Но бывает и так, что смотришь на человека, а внутри рождается что-то неприятное, раздражающее, что не находит резонанса внтури. Осознанно идя по этому ощущению, найдите и локализуйте место в теле и затем начните расслаблять это напряжение, пока оно не уйдет. В результате практики вы заметите, что отношение изменилось на нейтральное и больше вас никак не задевает. Это работает очень эффективно, а с практикой еще и очень быстро.
  8. Осознание тела. Тело всегда начинает сигналить нам о нарушениях, но мы настолько поглощены своими делами или мыслями, что часто этого не замечаем. Пока не включается самый сильный сигнал - боль, которая говорит о том, что разрушение уже серьезное. Основная причина разрушений и болезней - это сжатие пространств тела, которое чаще всего происходит во время стресса. Сжатие не позволяет энергии течь спокойно и расслабленно. Это то же самое, что постоянно ходить со сжатыми кулаками. Кровь и энергия застаивается и со временем начинаются проблемы. Очень простую практику работы с телом можно выполнять перед сном. Нужно удобно лечь и начать скользить вниманием по своему телу, находить зоны напряжения и осознанно расслаблять их, если напряжение очень сильное, то можно его продышать, представляя, как вы с дыханием наполняете эту зону светом. Это способствует хорошему сну и оздоровлению.

Совершенствуясь в практике осознанности, можно выйти на новый уровень жизни. Когда осознаешь свое тело и его ощущения, понимаешь, что ты не есть тело. Когда ты осознаешь свои мысли, то понимаешь, что ты не есть мысли. Когда осознаешь свои чувства, то понимаешь, что ты не есть чувства. Когда осознанно относишься к желаниям, то начинаешь различать истинные желания Души от навязанных социумом. Когда входишь в состояние наблюдателя и начинаешь жить в настоящем, тогда ты становишься хозяином своей жизни, ума, тела, мыслей и чувств.

Вопрос повышения личной эффективности всегда является актуальным. В этот раз давайте исследуем методы увеличения личной эффективности через призму эмоционального интеллекта и умение работать со своими эмоциями .

На самом деле рассуждений на эту тему и определений личной эффективности множество. При таком многообразии определений и подходов все они так или иначе основаны, во-первых, на осознании своих личных жизненных целей, создании осознанного видения своего будущего, и, во-вторых, призывают к осознанному действию в направлении реализации этих самых целей.

Вообще идея осознания и осознанного подхода в любых диалогах о личной эффективности есть и будет центральной, что и логично, и пугающе одновременно.

Возможно ли всегда и везде на 100% осознанно действовать?

Вопрос о стопроцентном осознании каждого действия останется открытым еще долгое время. Убеждена, что идеальный результат не достижим, и нет необходимости его достигать. Осознанный процесс - это процесс, который находится все время под контролем. Исходя из этой идеи, вряд ли кто стремится все время держать на контроле абсолютно все действия и процессы, например - свое дыхание, перемещение ног при ходьбе, или процесс катания на карусели. При этом ключ к личной эффективности именно в повышении осознанности не во всех, но в нужных процессах. И первая задача - это как раз определить области осознанности.

Для повышения своей личной эффективности человеку необходимо, во-первых, определиться с личными целями, затем со способами их достижения и с необходимыми ресурсами (знание, время, деньги и т.д.), и только после этого выбрать и совершить (а если цель глобальная, то совершать на протяженном отрезке времени) необходимые осознанные действия, направленные на достижение цели.

Какие сложности возникают на каждом из этих этапов, как повысить осознанность для эффективного прохождения всех этапов?

Для того чтобы получить ответ, выясним три ключевых вопроса:

  1. Что мешает осознанным действиям?
  2. Что помогает осознавать?
  3. И основной вопрос: что делать для развития осознанности?

Итак, по порядку.

Что может помешать процессу осознания личных целей?

Одно время ко мне на консультации приходил молодой человек, который никак не мог решить задачу, как лучше построить свой бизнес. На протяжении нескольких наших встреч он настойчиво повторял, что то мероприятие, которое он планировал и готовил для пиара своей компании, не принесет нужных результатов, что сотрудники плохо собирают информацию, отвратительно обзванивают и еще хуже верят в результат, что скорей всего они просто не хотят, чтобы мероприятие прошло успешно и бизнес развивался.

На мой вопрос, а в какой результат верит он сам, клиент удивился и тут же рассеянно ответил, что такой вопрос себе даже не задавал. Так же, как и не задавал себе вопрос, почему и для чего вообще он сейчас делает то, что делает. Не было ответа и на вопрос, не как он будет делать бизнес, а какой он будет делать бизнес!

Позже мы выяснили, что сама идея делать именно этот бизнес была вовсе не его, а скорее - некоторое ожидание ближайшего окружения, и что вообще-то сделать бизнес для мужчины - это просто «очень круто», а дальше от страха, что уже пора (время-то идет), бизнес начали выстраивать исходя из тех ресурсов, что уже были. Но сам бизнес не приносил удовольствия, не заражал энергией и где-то подспудно, как говорится, «душа стремилась к другому». И действительно, после долгих, в чем-то трудных размышлений и осознаний, удалось определить направление желаемого развития, ту область деятельности, в которой хотелось достигать успеха. На тот момент необходимые ресурсы для создания уже нового бизнеса были не в зоне ближайшего доступа, и для того, чтобы решиться на новый путь, для начала пришлось проработать страхи и сомнения по поводу возможности получения этих ресурсов. Молодой человек начал долгую и трудную работу по поиску и привлечению ресурсов: он пошел учиться, нашел и привлек партнера, сейчас набирает новую команду, теперь уже понимая, что будет им говорить, что от них требовать и во что верить - потому как четко определил результат и действительно хочет его достичь. Результат, который манит и заражает энергией, свой личный результат - он делает СВОЕ дело.

При всей поэтичности данного примера, ситуация, к сожалению, частая: из-за страха, что ничего не получится или не успеется, или из идеи «просто уже пора, надо бы» люди начинают делать «уже хоть что-нибудь», и на это «что-нибудь» иногда уходят годы и даже десятилетия.

Что помешало в данном примере осознать свою цель и осознанно выбрать ресурсы? Безусловно, некоторые внутренние установки, эмоциональное состояние (страх, неуверенность) и, как следствие, отсутствие своей цели.

Стереотипы, установки, которые влекут сильные и неосознаваемые эмоции, часто начинают руководить нашими действиями, «пряча» и «скрывая» истинные мотивы и желания, т. к. «вытаскивать» их страшно и иногда мучительно. У кого-то может возникнуть вопрос: «А что же мешает, если цель определена, проверена и осознанна?». И все равно что-то мешает - время идет, а движение в направлении цели происходит медленно и сложно.

Тогда имеет смысл анализировать действия - насколько они осознаны?

Например, популярный вопрос руководителей и собственников бизнеса, - как начать делегировать свои обязанности и полномочия? - чаще всего трудно разрешим не на уровне развития компетенции, а на эмоциональном уровне.

Чаще всего на уровне логики руководители принимают решение делегировать часть своих задач, для того чтобы высвободить время и силы для стратегически важных вопросов, для задач собственного развития, которые в конечном итоге будут влиять на развитие бизнеса и дадут большие результаты, нежели оперативное управление, внимательный контроль и т.д.

Но когда дело доходит до постановки задачи, находятся причины не доверять, сомневаться в компетентности сотрудника, по привычке делать все самому, забывая про другие свои важные задачи, цели, планы. На тренингах и консультациях часто можно услышать фразы: «некому поручить», «я ему дольше объяснять буду», «они не понимают специфики», «ну это же мое» и т. д.

На первый взгляд отказ от делегирования - это осознанное действие. При этом то, что влияет на принятие решения об этом - чаще всего неосознанные эмоции.

Когда мы говорим об осознанном действии, мы говорим о действии, которое я выбираю как средство достижения определенной цели. Принятие решения о действии, которое сейчас необходимо совершить, часто очень быстрый процесс, происходящий у нас в мозгу, и не всегда определен логикой. Иногда это импульсивное решение, продиктованное нашим организмом (защитной реакцией; «инстинктом справедливости», который не имеет логических обоснований, а является зачастую величиной субъективной). Подробнее этот механизм можно изучить в трудах нейроэкономики. И чтобы не вносить сложность в наш диалог, просто возьмем лишь вывод: часто на принятие сиюминутных решений о том, как действовать, влияют неосознанные эмоции. Именно они чаще всего и провоцируют неосознанные действия, цели которых если и определены, то не осознаваемы человеком.

Итак, основной помехой для осознания целей и осознанных действий являются возможные неосознанные стереотипы и эмоции.

Что помогает осознавать эмоции?

Мы определили: чтобы действовать осознанно и быть эффективным - важно осознавать эмоции (при постановке целей, при выборе методов достижения и при принятии решений о необходимом действии).

Итак, что помогает осознавать эмоции:

1. Признание наличия эмоций

Первое, что поможет работать над осознанием эмоций - это принятие самой идеи о том, что они есть, и о том, что они влияют на наше поведение.

С природой спорить тяжело, при этом многие пытаются утверждать, что эмоции - дело лишнее, особенно в бизнесе, а потому их лучше оставлять вне. Прежде всего это утверждение свойственно людям потому, что часто эмоции ассоциируются с чем-то неуправляемым, мешающим, сложным и т. д.

Вот задумайтесь, что в первую очередь придет на ум, если вас попросят представить эмоционального человека? Скорей всего, это прилагательные: нервный, истеричный, некомпетентный и т. д. Да, люди, активно проявляющие свои эмоции вовне (по разным причинам, чаще всего это связано с неумением управлять ими), вызывают опасения, а страх стать таким же заставляет людей вообще отказаться от мысли, что эмоции необходимо учитывать в деловой жизни.Для людей деловых, а особенно когда мы заводим речь об личной эффективности, эта идея кажется во многом сомнительной.

Однако эмоции - это неотъемлемая часть нашей жизни. Так уж устроен наш организм, что способен испытывать эмоции. Мало того, способность испытывать эмоции - это важнейшая функция организма, прежде всего отвечающая за сохранность организма. Если организм не способен, например, испытать эмоцию страха, то в опасной ситуации он скорей всего просто погибнет, т. к. для того чтобы спастись, нужен выброс адреналина в кровь, т. е. организму необходимо реагировать. Если дать простое определение, то эмоция - это реакция организма на окружающие события.

При этом, если вспомнить примеры, которые рассматривали, мы выяснили, что чаще всего осознанно действовать мешают именно неосознанные эмоции, а потому отказаться от идеи, что они есть, и никак их не учитывать, значит так и оставить эмоции в неосознанной области, т. е. отказаться от задачи повышения личной эффективности.

2. Идентификация (определение) эмоций

Для того чтобы научиться осознавать свои эмоции, необходимо научиться их определять, т. е. называть свои эмоции словами. Одним из важнейших инструментов осознания, помимо мозга (аппарата нашего мышления), является слово. Все предметы, явления, события в этом мире мы называем какими-либо словами. Когда речь заходит про эмоции, какая классификация прежде всего приходит на ум? В 95% случаев люди отвечают: положительные и отрицательные. Но для определения способа работы с эмоцией (т. е. управления) недостаточно такого бинарного деления. Нужен более широкий словарь. Поэтому для осознания эмоций имеет смысл определить некоторый словарь эмоций.

3. Наработка навыка осознания своих эмоций

Чтобы научиться осознавать свои эмоции, важно выработать привычку анализировать свое эмоциональное состояние и его влияние на действия.

Что делать для развития осознанности?

Навык осознания своих эмоций - не только один из базовых навыков эмоциональной компетентности (в понятие «эмоциональная компетентность» входят четыре навыка: умения осознавать свои эмоции и осознавать эмоции других людей; умения управлять своими эмоциями и управлять эмоциями других людей), но и первичный.

Трудно научиться управлять своими эмоциями, если я их не осознаю, и еще труднее научиться осознанно управлять эмоциями других людей, если я еще не управляю своими эмоциями. Кроме того, осознание своих эмоций - это очень трудный навык, во-первых, потому что сложно подбирать слова, во-вторых, потому что нет привычки это делать.

Когда мы работаем над развитием этого навыка на тренингах и в программах развития управленческих навыков, мы используем и рекомендуем для самостоятельной тренировки несколько приемов:

  • Задавать себе вопрос «Что я сейчас чувствую?» или «Какую эмоцию я сейчас испытываю?». Ответ помогает сформировать привычку осознавать (для того, чтобы осознать, необходимо назвать слово, причем четко обозначающее название эмоции, слова «нормально», «хорошо» и т. д. не являются названиями эмоций) и анализировать эмоции;
  • Для того чтобы первое время помнить, что необходимо задавать себе этот вопрос, можно завести напоминание в телефоне, чтобы несколько раз в день сигнал напоминал вам о необходимости проанализировать свои эмоции;
  • Можно вести дневник наблюдений, например, вечером вспоминать события дня и эмоции, с ними связанные.

Таким образом, ряд несложных, и при этом, что очень важно, ежедневных действий, поможет вам развить навык осознания эмоций. Я уверена: начав осознавать свои эмоции и анализировать их влияние на ваши действия, вы сделаете ряд интересных открытий.