Основы внутреннего и внешнего финансирования бизнеса. Источники финансирования малого бизнеса в россии

3. Источники финансирования малых предприятий

Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/3 предпринимателей в нашей стране.

Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства на 1998-1999 годы финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании - долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах. Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие: предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал.

Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в пределах средств кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать 5%.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более 70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных проектов - до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных ресурсов, Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур, заинтересованных министерств и ведомств.

Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг. Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности.

Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев платежеспособности заемщика, а с другой -проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования. Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:

Составление досье клиента;

Разработка плана финансирования;

Сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% его расходов;

Определение класса кредитоспособности предприятия;

Выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или переменной);

Расчет срока окупаемости кредита;

Принятие решения о сроке кредитования;

Определение регулярности возмещения кредита;

Составление контракта (договора о возврате);

Проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;

В случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта - совместные действия по исправлению ситуации.

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно Указу президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого бизнеса.

Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ценных бумаг. Несмотря на то, что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в российской предпринимательской практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие и капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной предварительной оплаты (финансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.

Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.

Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.

Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1998-1998 гг. доходы от деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, преобразованного из Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции и находящегося в ведении Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных федеральным законом.

Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объединение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.

III. Заключение: Перспективы малого бизнеса в России

Одно из решающих направлений развития российской экономики - структурная перестройка индустрии, призванная обеспечивать, в частности, развертывание сети малых промышленных предприятий. Роль этого сектора действительно велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров, восстановлению технологических кооперационных “цепочек”, стимулирует дух предпринимательства, инновационную активность, а в конечном счете обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других социально-экономических проблем. В регионы с благоприятными условиями для развития малых предприятий, например, в Москве, структурная перестройка уже принесла положительные результаты.

Развитие российских малых промышленных предприятий (в том числе исследовательских и конструкторских, нацеленных на технологические инновации) имеет некоторые особенности. В числе последних обычно называют вынужденную диверсификацию деятельности, стремление к максимальной самостоятельности (включая пассивное отношение к участию в союзы, ассоциациях, объединениях, обществах взаимного кредитования и в других формы предпринимательской самоорганизации), ориентацию на производство конечного продукта, слабость менеджмента, неразвитость инфраструктуры поддержки, и др. Со всем этим нельзя не согласиться, однако не менее специфичен и вопрос о том, кто именно в условиях России является или в ближайшем будущем сумеет выступить в качестве инициатора, организатора и инвестора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства. Думается, на эти роли могут в принципе претендовать три основные категории физических или юридических лиц.

Речь идет, во-первых, о носителях тех научно-технических знаний, которые имеют перспективу реализации в продукции высокого рыночного спроса. Как правило, это работники научно-технических организаций и промышленных предприятий (иногда и коллективы отдельных их подразделений), обладающие “ноу-хау”, научно-техническими заделами и т.п., приобретенными в предшествующий период. Подобного рода “итээровские” специалисты обладают, конечно, неким потенциалом осуществления инновационных промышленных проектов, однако на практике он реализуется далеко не всегда в связи с хорошо известными финансовыми, организационными, маркетинговыми, юридическими н иными многочисленными проблемами, с преодолением которых сопряжено открытие в России малого предприятия.

Реальной помощью со стороны федеральных и местных органов в реализации промышленных проектов для этой группы лиц способно выступить развертывание системы бизнес-инкубаторов, предоставляющих лабораторно-производственные площади и оказывающих технические, организационные, информационные и прочие необходимые услуги начинающим предпринимателям. Однако в условиях острейшего дефицита бюджетного финансирования нужд развития малого предпринимательства соответствующие надежды весьма слабы. Ныне бездействуют даже многие из уже созданных бизнес-инкубаторов (в Зеленограде – 70 %).

Во-вторых, инициаторами создания малых промышленных предприятий могут выступать крупные производственные организации, а также финансово-кредитные институты. Однако многие из первых ныне сами испытывают весьма серьезные финансовые затруднения, и их интересы подчас вынужденно лежат совсем в других сферы. Кроме того, в отличие от ситуации в странах с развитой рыночной экономикой (особенно в Японии, где корпорации, как известно, оказывают весьма ощутимую поддержку малому бизнесу, причем не только финансовую, но и в части технологии менеджмента, маркетинга, контроля качества и т.п.) российские крупные производства склонны к поглощению, инкорпорированию малых предприятий в свои структуры. Положению, характерна для второй половины 80-х годов, когда крупные предприятия создавали малые “при себе), зачастую (извлекая при этом нелегальные доходы, ныне в корне изменилось. Даже сравнительно успешно работающие предприятия не проводят и, по-видимому, еще долго не будут проводить политику “отпочкования” своих структурных подразделений в самостоятельные производственные единицы (исключая, конечно, посреднические организации или хотя бы линию на поощрение подобных инициатив со стороны. Действительная поддержка малого промышленного предпринимательства со стороны крупных производств, как известно, базируется на реальных связях по кооперации (поставках комплектующих, нестандартного технологического оборудования и т.п.); между тем многолетняя ориентация отечественных крупных предприятий на собственные силы, а не на межпроизводственную кооперацию, можно полагать, сохраняются в течение длительного времени.

Для коммерческих банков в настоящее время характерны процессы укрупнения капиталов путем слияний, поглощений и т.п. Опыт показывает, что кредитование малых предприятий не входит в круг интересов мощных коммерческо-банковских структур; еще менее склонны они заниматься самостоятельным поиском и отбором инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства (то же можно сказать и о других финансово-кредитных институтах). Что касается выдачи малым предприятиям кредитов на реализацию промышленных проектов под гарантии правительственных органов, то подобного рода механизмы пока еще совершенно не отработаны.

В-третьих, в контингент потенциальных организаторов и инвесторов малого промышленного предпринимательства входят, думается, сами малые и средние предприятия, функционирующие как в сферах торговли и посреднических услуг, так и непосредственно в производстве. В силу интенсификации конкуренции и естественного ужесточения внешних условий функционирования малые предприятия в этих сферы обнаруживают стремление к диверсификации, расширению профильности, переводу инвестиционных потоков в новые отрасли. В этом плане производственная сфера начинает представлять для рассматриваемых потенциальных инвесторов существенный интерес.

Основания для подобного вывода таковы.

Во-первых, торговые и посреднические предприятия могут быть заинтересованы в том, чтобы самостоятельно производить профильную для своей деятельности продукцию (или непосредственно контролировать производство), экономя тем самым на трансакционных операциях, определяя номенклатуру и качество, а в известном смысле и монополизируя сети распределения данного товара.

Во-вторых, наличие в промышленности незагруженных или недогруженных производственных мощностей, причем зачастую вполне современных по своим технологическим возможностям и характеристикам, позволяет достаточно выгодно использовать их либо на правы аренды, либо выкупая у собственника.

В-третьих, производство той или иной продукции может быть обеспечено необходимыми материалами и комплектующими изделиями при весьма благоприятных договорных условиях, если производители этих материалов испытывают трудности со сбытом. В-четвертых, не единичны случаи, когда некоторые ресурсы, прежде всего природные (продукция первичных отраслей), непосредственно реализуемые на внутренних или внешних рынках, даже при неглубокой степени переработки могут иметь существенно более высокую цену. В-пятых, малый бизнес, как известно, особо адаптирован к регионами, где он функционирует. В связи с этим большое влияние на его развитие оказывает политика местных администраций, которая, как и предусматривает госпрограмма поддержки и развития малого предпринимательства, адаптирует задаваемые федеральными законами параметры к условиям соответствующих регионов. Так, в 1997 г. более чем в 40 регионах России созданы соответствующие фонды поддержки, развивается инфраструктура, реализуются поддерживающие программы и т.д. Для многих региональных администраций активизация малого промышленного производства является предпочтительной, позволяя прежде всего решать проблемы занятости квалифицированных работников, высвобожденных в связи с остановкой крупных индустриальных предприятий. Надо иметь в виду: малые промышленные предприятия контролируются значительно легче, чем организации, скажем, торговли и общественного питания, что упрощает сбор налогов и других платежей.

Рассматриваемая третья группа потенциальных организаторов является и наиболее состоятельной в инвестиционном плане. Малые предпринимательские структуры располагают реальными средствами для создания основных и оборотных фондов, обеспечивающих стартовые условия маломасштабного промышленного производства. Наличие таких средств позволяет структурам, о которых идет речь, перераспределять потоки финансовых ресурсов между сферами деятельности, что способствует эффективности реализация промышленных проектов. Существенно, далее, следящее: действующие малые предприятия имеют устоявшиеся схемы взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями, а также собственность в виде объектов недвижимости и запасов товарно-материальных ценностей, что облегчает получение ими кредитов, необходимых для выполнения инвестиционных промышленных проектов. Наконец, важнейшим преимуществом данной группы инвесторов, готовых диверсифицировать свою предпринимательскую активность, является тот опыт практического менеджмента, которого обычно столь недостает в начальный период бизнес-деятельности.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в обозримой перспективе инициативы по созданию и инвестированию малых промышленных предприятий будут исходить прежде всего от небольших организаций непроизводственной и производственной сфер. Из этого утверждения следует минимум два основных вывода относительно содержания действий, направленных на поддержку подобных инициатив.

Первый состоит в том, что государству в лице его федеральных и региональных органов власти и управления, следует создать условия для перелива частных капиталов в реализацию малых промышленных проектов. Здесь существует ряд возможностей, таких, в частности, как приоритетное гарантирование кредитов под эти программы и введение налоговых каникул на период их осуществления, снижение или отмена налогов на часть прибыли, направляемой на инвестиционные цели. Перечень мер подобной политики может быть продолжен на основе обобщения и первого отечественного опыта, и богатой зарубежной практики поддержки малого предпринимательства со стороны государственных органов (Администрации малого бизнеса и ее региональных органов США, Агентства малого и среднего предпринимательства Министерства внешней торговли и промышленности Японии, палат ремесел Германии и Франции, и т.д.).

Второй вывод касается выбора промышленных проектов, т.е. вопроса о том, каким образом инициаторы создания малых промышленных предприятий могут определять оптимальные сферы приложения их предпринимательских усилий, места размещения, масштабы деятельности и т.п. Решению этой проблемы вряд ли может помочь изучение зарубежного опыта, хотя данные об отраслевой специализации малого бизнеса регулярно публикуются соответствующими национальными и международными организациями (слишком уж существенны различия экономики России и стран с развитыми рыночными системами). Малые предпринимательские структуры не имеют ни организационных, ни финансовых возможностей для формирования экспертных комиссий, способных (по численности и уровню квалификации своих членов) оценить приоритеты проектов по необходимому набору критериев. Хуже того, задача подчас заключается не столько в выборе лучшего проекта из имеющихся альтернатив, сколько в поиске самих альтернативных проектов.

Каким же может быть адаптированный к российским реальностям алгоритм поиска промышленных проектов, посильных малым предпринимательским структурам. Исходным пунктом должно стать определение основных факторов, ограничивающих зоны возможных решений: ресурсный потенции, приоритеты, риски, рынки. В состав фактора “ресурсный потенциал” входят возможности: использования собственных средств, получения кредита и льгот, долевого участия других инвесторов. Фактор “приоритеты” раскрывается следующим образом: наличие платежеспособного спроса, высокая доходность, короткие сроки реализации, высокая ликвидность, вхождение в состав приоритетов промышленной политики. Фактор “риски” охватывает политические, экономические, конкурентные и технологические риски, а фактор “рынки” - внутренний монопольный, региональный монопольный и экспортный монопольный рынки, рынки импортозамещающие и свободные. Определение факторов и их состава позволяет построить двухмерную матрицу решений и субъективно оценить важность значений ее строк и столбцов. Выявленные таким образом приоритеты инвестирования указывают на зоны поиска потенциальных проектов.

Предлагаемый подход к решению задачи выбора инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства основан на субъективной оценке факторов и их состава. Однако эту оценку можно было бы существенно объективировать при определенных организационных усилиях госорганов поддержки предпринимательства. Они могли бы, во-первых, разрабатывать перечни приоритетных проблем отраслевого или регионального характера. Во-вторых, определение состава факторов и раскрытие содержания их элементов, необходимые для выбора промышленных проектов, можно было бы организовать путем проведения представительных опросов (на добровольной основе) - руководителей предпринимательских структур и публикаций соответствующих усредненных значений. Тем самым потенциальные инвесторы имели бы возможность получать достоверные исходные данные для выбора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства.

Зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия. Поэтому рассмотрение региональных особенностей развития малого предпринимательства в России на сегодняшний день представляется актуальным. В каждом регионе предпринимательство развивается по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры...

Малого предпринимательства участников конференции ознакомил заместитель губернатора Краснодарского края Александр Ремезков: в целом Краснодарский край по показателям развития малого бизнеса входит в двадцатку по России и лидирует по югу России. Было сказано об основных проблемах тормозящих развитие предпринимательства и конкретных мероприятиях, призванных устранить их. Во-первых, необходимо...

Быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса. В пользу акцента на...

Любое малое предприятие для осуществления своей хозяйственной деятельности нуждается в финансовых средствах либо в виде заемного, либо в виде собственного капитала. В зависимости от источника выделяют внешнее и внутреннее финансирование (рис. 1).

Рис. 1.

Источниками собственных средств являются:

· уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);

· резервы, накопленные предприятием;

· прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).

К основным источникам привлеченных средств относятся:

· ссуды банков;

· заемные средства;

· средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

· кредиторская задолженность.

Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине -- в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.

Основными источниками финансирования являются собственные средства. Приведем краткую характеристику этих источников.

Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Содержание категории “уставный капитал” зависит от организационно-правовой формы предприятия:

· для государственного предприятия -- стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;

· для товарищества с ограниченной ответственностью -- сумма долей собственников;

· для акционерного общества -- совокупная номинальная стоимость акций всех типов;

· для производственного кооператива -- стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности;

· для арендного предприятия -- сумма вкладов работников предприятия;

· для предприятия иной формы, выделенного на самостоятельный баланс, -- стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами.

Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.

Формирование уставного капитала может сопровождаться образованием дополнительного источника средств -- эмиссионного дохода. Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.

Прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как нераспределенная прибыль, а также в завуалированном виде -- как созданное за счет прибыли фонды и резервы. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия. К числу таких регулирующих процедур относятся:

· варьирование границей отнесения активов к основным средствам;

· ускоренная амортизация основных средств;

· применяемая методика амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

· порядок оценки и амортизации нематериальных активов;

· порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;

· выбор метода оценки производственных запасов;

· порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;

· порядок создания резерва по сомнительным долгам;

· порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов;

· состав накладных расходов и способ их распределения.

Прибыль -- основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.

Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование его на цели потребления.

Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др.

Сравнение различных методов финансирования позволяет предприятию выбрать наиболее оптимальный вариант финансового обеспечения операционной деятельности и расходов капитального характера. Необходимо также отметить, что развитие рынка долгосрочного кредита в России возможно только при условии стабилизации хозяйственной системы, т.е. преодоления спада производства, снижения темпов роста инфляции (до 3-5% в год), уменьшения учетной ставки банковского процента до 15-20% годовых, ликвидации значительного бюджетного дефицита .

Самым распространенным из внешних источников финансирования являются кредиты, выдаваемые малому бизнесу.

Кредитованием малого бизнеса, как правило, занимаются кредитные организации -- банки, а также специализированные финансовые организации. Понятно, что кредит под малый бизнес является доминирующим среди всех источников финансирования, так как основными держателями денежных средств являются банки. У предприятий же, или как говорят, у предприятий реального сектора экономики, деньги являются исключительно средством предпринимательского процесса и постоянно находятся в движении. Банки же наоборот консолидируют денежные средства, поэтому банк -- это один из основных финансовых институтов, где можно взять деньги на организацию и развитие своего бизнеса много и надолго. предпринимательство финансовый бизнес кредит

Хотя кредитование малого бизнеса и является доминирующим среди всех источников внешнего финансирования, реально же получить кредит под малый бизнес очень непросто. Несмотря на то, что в последнее время появились предложения для малого бизнеса -- кредит за один день, реальное состояние дел с кредитованием малого бизнеса оставляет желать лучшего.

Основная причина этого в том, что банки рассматривают малый бизнес как самый рискованный и незащищенный. Более того, малый бизнес, как правило, не спешит показывать свою капитализацию, поэтому и банки понимая это, считают, что малый бизнес недолговечен, и соответственно не надежен в качестве клиента для кредитования. Из-за этого банки предъявляют особые требования для получения кредита под малый бизнес .

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

Фармацевтический факультет

Кафедра управления и экономики фармации


на тему: Основные источники финансирования деятельности малого (индивидуального) предпринимательства


Еремеева М.Н.


Томск - 2014

Введение


Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ) .

Можно выделить следующие его признаки:

Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.

Следующий бесспорный признак предпринимательской деятельности - ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях .

Малое предпринимательство (малый бизнес) - предпринимательство , опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения .

Финансирование деятельности малого предпринимательства представляет собой обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами на их становление и развитие. Объем финансирования определяется на основе запланированных расходов и источников их обеспечения. Финансирование осуществляется из разных источников на разных этапах своего стратегического развития .

1. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства


Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 05.07.2010 г.) «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты - индивидуальные предприниматели, малые предприятия, в том числе и микропредприятия и средние предприятия (ст. 4 указанного Закона).

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства .


2. Источник финансирования деятельности малого предпринимательства


Любое малое предприятие для осуществления своей хозяйственной деятельности нуждается в финансовых средствах либо в виде заемного, либо в виде собственного капитала. В зависимости от источника выделяют внешнее и внутреннее финансирование (рис. 1).


Рис. 1. Источники финансирования малых предприятий .


Источниками собственных средств являются:

·уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);

·резервы, накопленные предприятием;

·прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).

К основным источникам привлеченных средств относятся:

·ссуды банков;

·заемные средства;

·средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

·кредиторская задолженность.

Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине - в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.

Основными источниками финансирования являются собственные средства. Приведем краткую характеристику этих источников.

Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Содержание категории уставный капитал зависит от организационно-правовой формы предприятия:

·для государственного предприятия - стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;

·для товарищества с ограниченной ответственностью - сумма долей собственников;

·для акционерного общества - совокупная номинальная стоимость акций всех типов;

·для производственного кооператива - стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности;

·для арендного предприятия - сумма вкладов работников предприятия;

·для предприятия иной формы, выделенного на самостоятельный баланс, - стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами.

Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.

Формирование уставного капитала может сопровождаться образованием дополнительного источника средств - эмиссионного дохода. Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.

Прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как нераспределенная прибыль, а также в завуалированном виде - как созданное за счет прибыли фонды и резервы. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия. К числу таких регулирующих процедур относятся:

·варьирование границей отнесения активов к основным средствам;

·ускоренная амортизация основных средств;

·применяемая методика амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

·порядок оценки и амортизации нематериальных активов;

·порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;

·выбор метода оценки производственных запасов;

·порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;

·порядок создания резерва по сомнительным долгам;

·порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов;

·состав накладных расходов и способ их распределения.

Прибыль - основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.

Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование его на цели потребления.

Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др.

Сравнение различных методов финансирования позволяет предприятию выбрать наиболее оптимальный вариант финансового обеспечения операционной деятельности и расходов капитального характера. Необходимо также отметить, что развитие рынка долгосрочного кредита в России возможно только при условии стабилизации хозяйственной системы, т.е. преодоления спада производства, снижения темпов роста инфляции (до 3-5% в год), уменьшения учетной ставки банковского процента до 15-20% годовых, ликвидации значительного бюджетного дефицита .

Самым распространенным из внешних источников финансирования являются кредиты, выдаваемые малому бизнесу.

Кредитованием малого бизнеса, как правило, занимаются кредитные организации - банки, а также специализированные финансовые организации. Понятно, что кредит под малый бизнес является доминирующим среди всех источников финансирования, так как основными держателями денежных средств являются банки. У предприятий же, или как говорят, у предприятий реального сектора экономики, деньги являются исключительно средством предпринимательского процесса и постоянно находятся в движении. Банки же наоборот консолидируют денежные средства, поэтому банк - это один из основных финансовых институтов, где можно взять деньги на организацию и развитие своего бизнеса много и надолго. предпринимательство финансовый бизнес кредит

Хотя кредитование малого бизнеса и является доминирующим среди всех источников внешнего финансирования, реально же получить кредит под малый бизнес очень непросто. Несмотря на то, что в последнее время появились предложения для малого бизнеса - кредит за один день <#"justify">3. Финансовые проблемы малого бизнеса и микрофинансирование


Основные проблемы в развитии малых предприятий носят также финансовый характер, что проявляется: - в сокращении платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий;

отсутствии оборотных средств в связи со значительным сокращением оборотов (объемов производства и продаж) у малых предприятий (особенно в строительстве, производстве стройматериалов, грузоперевозках, торговле непродовольственными товарами);

росте просроченной кредиторской задолженности фирм перед банками, лизинговыми компаниями и контрагентами при отсутствии системы ее реструктуризации;

разворачивании системы неплатежей;

отсутствии доступа к банковскому кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам).

На сегодняшний день финансирование малого бизнеса осуществляется за счет трех основных источников: собственный капитал, бюджетные средства и кредитование. При этом структура распределения выглядит следующим образом: бюджетные средства и кредиты составляют не более 10%, притом, что основная часть этих источников приходится на собственный капитал. Такая диспропорция отражается на структуре оборота малых предприятий. Имея значительный объем оборота (за первое полугодие 2010 года он составил 4 454 481,9 млн. руб.) малый бизнес демонстрирует прибыль не более 1%. Данная тенденция свидетельствует об отсутствии у малого бизнеса средств на его расширенное воспроизводство. Эта же тенденция обуславливает высокую долю теневого наличного оборота. Преодоление данной проблемы возможно на основе расширения доступа малого бизнеса к «дешевым» ресурсам. Значительную роль в этом могло бы сыграть микрофинансирование. Под микрофинансовой деятельностью понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование) .


Краткие анализы малого предпринимательства


Таблица 1. Сравнительный анализ преимуществ и недостатков малого предпринимательства


Роль малого предпринимательства в экономике страны


Таблица 2. Анализ малого бизнеса как модели экономической деятельности


Рисунок 2. Укрупненное «дерево» проблем российского малого предпринимательства


5. Причины несовершенства финансовых рынков по отношению к мелким предприятиям


Рисунок 3


Финансовые инструменты, используемые для увеличения притока различных видов финансирования в малые предприятия


Рисунок 4


Заключение


В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна.

В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой малое предпринимательство пользуется государственной поддержкой, поскольку оно обеспечивает необходимую для нормального функционирования народного хозяйства конкурентную среду, способствует росту промышленной продукции, совершенствованию технологических процессов, снижению безработицы. Государственная поддержка особенно нужна малому предпринимательству в условиях перехода плановой экономики к рыночной, когда предприниматели вступают в конкурентную борьбу со сложившимися за долгие годы монопольными структурами, главенствующими на внутреннем и внешнем рынке, обладающими большими финансовыми, материальными и людскими ресурсами и, как правило, базирующихся на наиболее эффективных источниках сырья.


Список литературы


1.Батычко, В.Т. Предпринимательское право / В.Т. Батычко // Административно - управленческий портал [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Таганрог, 2011.

Буев, В. Малый бизнес: текущее состояние и проблемы финансирования / В. Буев, А. Шамрай, А. Шестоперов // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Москва, 2010

Бурлуткин, Т.В. Анализ источников финансирования малых предприятий / Т.В. Бурлуткин // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, - 2012. - № 3 (20). - С. 243

Источники финансирования предприятий [Электронный ресурс] / СТАРТАП - 2012.

Кошелева Т.Н. Финансирование деятельности малого предпринимательства в процессе его стратегического развития / Т.Н. Кошелева // Институт бизнеса и права [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - СПб, 2010

Михайлов А. Финансирование малого бизнеса - кредиты под малый бизнес

Малое предпринимательство [Электронный ресурс] / Википедия - свободная энциклопедия. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Малое_предпринимательство. - Загл. с экр.

Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы: учебное пособие / сост. В.П. Попков, Е.В. Евстафьева. - СПб, 2007. - 67 - 70 с., 202- 203 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Многие начинающие предприниматели для открытия своего дела ищут источники финансирования бизнеса. Это может быть кредит, инвестирование или получение гранда. В статье мы расскажем об особенностях, преимуществах и недостатках этих видов инвестирования.

Сегодня предостаточно способов найти денег на создание своего дела, что позволяет начинающему предпринимателю организовать малый, средний или крупный бизнес.

Основные источники финансирования

Различают внешнее и внутреннее финансирование. Внутреннее заключается в использовании собственного капитала (чистая прибыль, отчисления), а внешнее – в использовании заемного и привлеченного капитала.

Для организации предпринимательства зачастую требуются внешние инвестиции. Это может быть кредит в банке, сторонние инвестиции и грант. Особенности этих видов рассмотрим позже. В случае организации можно использовать самофинансирование. Естественно, это наилучший вариант, ведь вам не придется выплачивать процентную ставку или «делится» с кем-то своим новым источником доходоа.

Прямое и долговое финансирование

Сегодня долговое финансирование считается основным источником привлечения денег. Оно выгодно тем, что не подразумевает частичную продажу бизнеса другому человеку. Зачастую привлечения заемного капитала приносят хорошие плоды. Основная цель таких инвестиций заключается не в получении полного контроля, а в фиксации доходов сроком 1-3 года.

Прямые инвестиции представляют собой капиталовложения в акционерный капитал, чтобы извлечь доход и получить право на участие в управлении компанией. Инвестор вправе участвовать в совете директоров, он влияет на формирование и изменение команды управления бизнесом, предлагает стратегии развития предприятия. Как показывает мировая практика, прямые инвестиции – это покупка более 10% уставного капитала предприятия.

Способ инвестирования выбирается в зависимости от ваших целей. Если вы собираетесь открыть крупное производство, намного эффективней взять .

Как получить финансирование?

Как получить финансирование – важный вопрос, который беспокоит не только начинающих, но и более опытных предпринимателей. Искать варианты финансирования нужно после того, когда составлен бизнес-план проекта. Это крайне важный документ, без которого можно и надеяться на внешние инвестиции. Банкам и инвесторам нужно предоставить план. Для банков важно убедиться, что кредит будет погашен вовремя. Что касается инвесторов, то они должны знать, спустя какое время предприятие станет прибыльным и выгодным для них. О том, зачем нужен и как разработать бизнес план, .

Занимаясь поиском финансирования, вы должны идти туда, где хотят увидеть ваш план. Представьте его без преувеличения объемов продаж и постарайтесь, чтобы он отличался от других планов. Если вы обладаете правом собственности на недвижимость, где планируете организовать бизнес, например, открыть предприятие по производству чипсов, пекарню или что-то подобное, а стоимости этой недвижимости достаточно для погашения кредита, то вы можете рассчитывать на кредит практически в любом коммерческом банке.

Преимущества кредитования

Зачастую кредитование бизнеса коммерческими банками осуществляется без проблем, но только в том случае, если предпринимательство уже развито и приносит стабильный доход или если у заемщика уже развито одно дело и он собирается открыть новое. Если вы собираете взять деньги на открытие бизнеса в кредит с нуля, подготовьтесь к трудностям.

Потребительский кредит в банке

Если вас больше привлекают , а о крупном предприятии вы не задумывайтесь, возьмите потребительский кредит в банке. Многие банки России дают кредит на сумму до 100 000 рублей без залога , без справки о доходах и без поручителей. Для получения более серьезных сумм в кредит, понадобятся поручительство, залог или справки.

Деньги под залог имущества

Если у вас есть автомобиль, квартира, нежилое помещение или другое ценное имущество, можно взять кредит под залог. Для развития крупного бизнеса часто средств, которых предлагает банк, недостаточно. Также отметим, что только при 100-процентной уверенности в успехе можно задуматься о кредитовании.

Инвестирование

Инвестирование – неплохой вариант получения денег для открытия своего дела. Поиск инвесторов заключается в том, что вам нужно найти партнера, готового частично или полностью профинансировать ваши начинания.

Найти инвестора – сложная, но вполне реальная задача. Инвесторы – предусмотрительные и осторожные люди, они не дадут вам денег на то, что может провалиться. Для привлечения инвесторов или партнеров понадобится тщательно продуманный бизнес-план, и по этому вопросу лучше обратиться к специалистам. О том, как разработать данный документ, Кредиторы должны быть более чем уверены в том, что бизнес, в который они вкладывают собственные деньги, будет для них прибыльным.

Как получить гранд?

Гранд является лучшей альтернативой банковскому кредиту и другим видам финансирования. Преимущество очевидно: гранд не нужно возвращать. Но учитывайте, гранды предназначены не для того, чтобы вы растратили деньги просто так. Тот, кто платит деньги, заинтересован в том, чтобы вы решили его задачи.

Зачастую на бизнес-гранды на развитие малого и среднего предпринимательства выделяются бюджетные средства. Деньги платят тем, что желает развить приоритетный для определенного региона вид деятельности. К примеру, вполне возможно получить гранд на создание производства по переработке мусора, исследования новых энергосберегающих технологий, для оздоровления окружающей среды и т.п.

Гранды предоставляются под инновационные проекты, где присутствуют серьезные научные разработки. Основной российский источник грандов – государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научной и технической сфере. Иногда деньги выделяют крупные производственные компании, которые также заинтересованы в разработке высоких технологий.

Напоследок скажем, что одним из самых перспективных направлений, где не нужны серьезные инвестиции, является бизнес в интернете, идеи которого можно . В данной сфере достаточно нескольких тысяч рублей, можно заняться и такой деятельностью, где вам совсем не понадобятся деньги, только знания.

Малые формы организации производства отличаются высокой мобильностью, обеспечивая перемещение трудовых, материальных и финансовых ресурсов в сферы повышенного спроса. В конечном счете, это способствует оптимизации структуры экономики, увеличению доходной части бюджета, повышению уровня занятости, снижению социальной напряженности, формированию среднего класса общества. Однако для успешного функционирования малых предприятий необходимы достаточные объёмы их финансирования.

Основными источниками финансовых поступлений при организации деятельности малых предприятий являются: самофинансирование, заёмные и (или) привлечённые средства, государственная поддержка малых предприятий, а также микрофинансирование.

Так, например, самофинансирование осуществляется при использовании накоплений прибыли, накопленного амортизационного фонда и создаваемого резервного фонда.

Основными видами заемных средств являются банковский кредит, коммерческий кредит, форвардные контракты.

Банковский кредит - это выданные банком предприятиям и физическим лицам денежные средства на определенный срок и определенные цели, па возвратной основе и обычно с уплатой процентов. Банк имеет специальное разрешение (лицензию) на проведение банковских операций. Порядок выдачи и погашения кредитов определяется законодательством и составляемыми на его основе кредитными договорами. В договорах указывают объекты кредитования, условия и порядок предоставления кредита, сроки его погашения, процентные ставки, порядок их уплаты, права и ответственность сторон, формы взаимного обеспечения обязательств, перечень и периодичность представления соответствующих документов и т. п.

В зависимости от целевого назначения и сроков предоставления различают краткосрочный и долгосрочный кредиты.

Краткосрочный кредит выдается на нужды текущей деятельности предприятий (необходимые для выполнения плана) и предоставляется, как правило, на срок до одного года. Долгосрочный кредит используется на цели производственного и социального развития предприятия (для строительства и приобретения объектов основных средств, расширения и совершенствования производства и др.) и выдается на срок свыше одного года.

Для получения кредита предприятие направляет банку заявление с приложением копий учредительных документов, расчетов, бухгалтерских и статистических отчетов и других данных, подтверждающих обеспеченность кредита и реальность его возврата.

Банки и другие кредитные учреждения определяют процентные ставки за кредит для предприятия дифференцированно - в зависимости от срока пользования ссудой, а также с учетом складывающегося спроса и предложения на кредитные ресурсы. Конкретные процентные ставки за пользование кредитами, порядок уплаты процентов и другие условия кредитования предусматриваются в кредитном договоре. На договорной основе между банком и предприятиями по остаткам на расчетных, текущих и других счетах предприятиям могут выплачиваться проценты за хранение денежных средств в банке.

Банковский кредит во многих странах является одним из основных источников финансирования малого бизнеса. Однако в России банковское кредитование малого бизнеса не получило должного развития. Спрос на кредитные ресурсы со стороны 2 млн. потенциальных заемщиков малого предпринимательства составляет по разным оценкам 20-30 млрд руб., удовлетворяется же он всего на 20-30% Шеремет А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление. - М., 2009. С. 13, 125 с.. Кредитные ставки являются чрезмерно высокими, как правило, выше 15%.

Вместе с тем следует отметить положительную тенденцию увеличения кредитования малых и средних предприятий некоторыми крупными банками. В настоящее время лидерами этого бизнеса являются ВТБ24, КМБ, Россельхозбанк и Импэксбанк Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М, 2008. С.157 всего 225 с. Наиболее распространенным является коммерческий кредит, предоставляемый поставщиками материальных ресурсов малым и средним предприятиям при покупке ими сырья, материалов, полуфабрикатов и другого имущества в рассрочку или с отсроченным платежом. При этом ставка исчисления процентных денег, взимаемых за отсрочку платежа, как правило, существенно ниже ставки по кредитованию либо вообще отсутствует. Одним из видов коммерческого кредита являются форвардные контракты на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки и при наличии авансовых платежей. Данный вид кредитования особенно широко используется применительно к сельскохозяйственным предприятиям.

К привлеченным средствам относят средства акционеров-учредителей (участников) и средства от размещения на фондовом рынке новых выпусков акций, займов, лизинга. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в соответственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Договор займа предполагается беспроцентным, когда по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками (если в договоре не предусмотрено иное).

По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество и предоставить его арендатору за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Выбор продавца и приобретаемого имущества может осуществляться как арендодателем, так и арендатором (в соответствии с договорными условиями).

В России из перечисленных привлеченных средств к наиболее перспективным относят лизинг. Остальные источники финансирования используются незначительно. В последние годы лизинговые компании проявляют все больший интерес к работе с малым бизнесом. Доля удовлетворенных заявок малых предприятий составляет 67% Кондраков Н.П. Малый бизнес в России. - М., 2010. - 640 с. С.27. При заключении договоров лизинга лизинговые компании широко практикуют поручительство юридических лиц, гарантии физических лиц, залог, авансовые платежи (от 20 до 30% от суммы сделки), анализ финансового положения малого предприятия.

Основными видами государственной поддержки малого предпринимательства являются:

  • - агентское государственное кредитование;
  • - государственное кредитование в форме банковского кредита;
  • - инновационное кредитование;
  • - предоставление государственных и муниципальных гарантий;
  • - бюджетные кредиты;
  • - налоговые кредиты;
  • - микрофинансирование.

При агентском государственном кредитовании в реализации государственного кредитования принимают участие коммерческие банки в роли агентов Правительства РФ. Примером может служить деятельность Россельхозбанка. За два с половиной года в Россельхозбанке кредиты получили более 400 тыс. владельцев личных подсобных хозяйств. При этом федеральное правительство возмещает им 95% процентной ставки.

При государственном кредитовании в форме банковского кредита банки, участвующие в государственном кредитовании, вначале получают кредит в Центральном банке, а затем предоставляют его заемщикам. В бюджете на ближайший год в поддержку малых и средних предприятий дополнительно выделено 30 млрд руб. Эти деньги получит Российский банк развития (РосБР), а проводниками денежных средств на местах станут его региональные банки-партнеры. Ставится задача снижения процентных ставок по кредитам, выдаваемым банками-партнерами (сейчас РосБР выдает кредиты под 12,5% годовых, а банки-партнеры - под 17-18%) Трушин Ю. Банк на селе - не экзотика, а историческая необходимость // Аргументы и факты. 2012. Малые предприятия могут получить государственные кредиты при наличии поручительства других кредитных организаций, залогового обеспечения в виде векселей и прав требования по кредитным договорам организаций.

Малые предприятия могут получить льготный, беспроцентный или невозвратный кредит под разработку, имеющую экономическую или социальную значимость (разработки по информационно-телекоммуникационным технологиям и электронике, производственной технологии, новым материалам и химическим технологиям, технологиям живых систем и др.). Указанный кредит выдается после рассмотрения конкурсной заявки по объявленному тендеру. Помимо заявки малые предприятия обязаны предоставить: нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащую требуемые сведения, реквизиты компании на фирменном бланке, подписанные руководителем и главным бухгалтером, технические задания на выполнение НИОКР, смету затрат и календарный план выполнения НИОКР, расшифровку статей "Прочие расходы", "Оплата работ соисполнителей", "Оплата работ сторонних организаций", плановые показатели развития. Указанные документы (кроме копии выписки из ЕГРЮЛ) предоставляются по прилагаемым формам на бумажном носителе и в электронном виде и, как правило, в двух экземплярах.

Инновационный кредит выдается малым и средним предприятиям на цели модернизации основных средств, освоение новых технологий, развитие инновационной деятельности, экспортных операций и импортозамещения, а также другие виды технологических инноваций. Инновационные кредиты выдаются при наличии обеспечения исполнения кредитного договора (имуществом, государственной гарантией субъекта РФ, поручительства третьих лиц и др.), положительной кредитной истории или отсутствия отрицательной и соблюдения ряда других условий, определенных банком.

Возможно также предоставление государственных и муниципальных гарантий. При данной форме бюджетного финансирования используются государственные и муниципальные гарантии по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий. Указанный порядок кредитования малых предприятий позволяет увеличить количество кредитуемых предприятий, более эффективно использовать средства гаранта, увеличить надежное размещение актинон банка, изменить их структуру в сторону перевода средств в реальный сектор экономики.

Бюджетные кредиты в соответствии с Бюджетным кодексом России предоставляются юридическим и физическим лицам на условиях возмездности на основании договора, заключенного в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации. Кредиторами по бюджетным кредитам являются государственные органы, органы местного самоуправления или бюджетные учреждения. Бюджетные кредиты выдаются при предоставлении заемщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредита. Способами исполнения обязательств могут быть залог имущества, в том числе акций, иных ценных бумаг, банковские гарантии, поручительства в размере не менее суммы предоставляемого кредита.

Кроме того, финансовыми органами или по их поручению уполномоченными органами осуществляется предварительная проверка финансового состояния получателя бюджетных кредитов. Уполномоченные органы могут также осуществлять проверку получателя бюджетных кредитов в любое время действия кредитов и их целевое использование. Операции по получению, начислению процентов и погашению бюджетных кредитов отражаются в бухгалтерском учете таким же образом, как и по кредитам банков.

Немаловажным источником финансирования малых предприятий служит налоговый кредит, суть которых заключается в отсрочке платежа по налогам и сборам, имеющей целевой характер и оформленной кредитным договором. Различают текущие и инвестиционные налоговые кредиты. Текущие налоговые кредиты предоставляются обычно на срок от трех месяцев до одного года, а инвестиционные - на срок от одного до пяти лет.

Налоговые кредиты предоставляются, как правило, предприятиям, своевременно выполняющим свои обязательства по уплате налогов. Для получения налоговых кредитов предприятия подают заявление в соответствующий уполномоченный орган (Минфин России, финансовые органы субъектов РФ, Государственный таможенный комитет, Роспатент, внебюджетные фонды и др.). При получении согласия на предоставление налогового кредита стороны заключают договор, в котором оговариваются сумма кредита, срок действия сделки, порядок погашения долга, способ его обеспечения, ответственность сторон и другие необходимые данные.

Текущие налоговые кредиты являются источником пополнения оборотного капитала предприятия. Они предоставляются по любому налогу и сбору при наличии следующих оснований:

  • - причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • - задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
  • - возможность банкротства в случае единовременной уплаты налогов и сборов.

Инвестиционные налоговые кредиты предоставляются по налогу на прибыль и всем региональным и местным налогам для поддержки социально значимых инвестиционных проектов (по НИОКР, особо важным заказам по развитию региона, оказанию услуг населению и т. п.). Для получения указанного кредита предприятия представляют в соответствующие уполномоченные органы наряду с заявлением инвестиционный проект с расчетом потребности в заемных средствах и оценкой эффективности использования кредитов.

Порядок и условия предоставления инвестиционного кредита определяются кредитным договором. При этом сумма кредита не может превышать 50% налога на прибыль, исчисленного с учетом полагающихся по закону льгот. Возникновение обязательств по инвестиционному кредиту происходит в момент начисления соответствующих налогов. Затраты по обслуживанию инвестиционных кредитов относят на стоимость инвестиционных активов. Микрофинансирование малых предприятий осуществляется кредитными кооперативами, центрами поддержки малого предпринимательства и частными микрофинансовыми организациями. В настоящее время в России действует более 1500 организаций микрофинансирования, а в 2013г. на микрокредиты для открытия собственного дела предполагается выделить ещё 500 млн руб. Трушин Ю. Банк на селе - не экзотика, а историческая необходимость // Аргументы и факты. 2012. В сложившейся экономической ситуации, когда возникает необходимость изыскания внутренних источников для экономического роста хозяйствующих субъектов малого предпринимательства, важную роль играет анализ эффективности деятельности предприятия.