Оформление конкурса чтецов в детском саду. Литературный конкурс чтецов в детском саду

«Я лирных звуков наслажденья
Младенцем чувствовать умел»

А.С.Пушкин.

Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия, приобщают младенца к художественным произведениям. К.И.Чуковский справедливо называл дошкольное детство «стиховой» порой. Это справедливо. Чуткость к поэзии, тяга к слушанию и рифмованию – замечательные свойства детей. Они внимательно и с удовольствием слушают большие и маленькие стихотворения, каким-то особым чутьем улавливают красоту, выразительность языка.

Для того чтобы поддержать интерес детей к поэтическим текстам, развить способность к восприятию поэзии, доброй традицией стало проведение в нашем ДОУ конкурсов чтецов для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Стержень каждого конкурса составляют поэтические тексты. Они объединены единым сюжетом. Сюжетно-ролевая основа конкурса роднит его с игрой, поэтому дети с удовольствием в него включаются. Использование игровых моментов, музыкальных номеров превращают конкурс в поэтический спектакль, который педагог разыгрывает вместе с детьми.

При знакомстве детей с различными образцами художественной поэзии, совершенствуются и естественность поведения, умение интонацией жестом и мимикой передать свое отношение к содержанию произведения, развивается фантазия, воображение, формируется эстетическая культура, духовность, читательский вкус. Тематика конкурсов разнообразна: «В гостях у радуги», «Природы чудное мгновенье», «День рождения детского сада», «Страна чудес Ирины Токмаковой» и др.

Задачи:

  • Формировать у детей средствами музыки и поэзии представления о величии и красоте родной страны;
  • закладывать основы гражданственности и патриотизма.
  • воспитывать чувство гордости за свою Родину;
  • развивать художественный вкус, творчество, художественно – исполнительские способности детей, умение интонационно – выразительно читать стихи.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как необычно оформлен, сегодня наш музыкальный зал. Что это? Обращает внимание детей на центральную стену, в центре которой висят флаг и карта России. Сегодня наш конкурс чтецов будет посвящен стране, в которой мы с вами живем. А кто из вас лучше прочтет стихотворение, выберет наше жюри.

Представляет членов жюри.

– Как называется страна, в которой мы с вами живем? Значит мы с вами – россияне! Все страны мира имеют свои отличительные знаки – флаг, герб и гимн. Знать понимать их значение – долг каждого. Какие цвета у нашего флага? Ответы детей

А кто знает, что обозначают цвета нашего флага?

Ребенок: Белый цвет – березка
Синий – неба цвет
Красная полоска –
Солнечный рассвет.

Воспитатель: А еще у каждой страны есть гимн – торжественная, хвалебная песнь, которая прославляет страну, ее героическое прошлое, заслуги людей. У нашей страны свой гимн. Звучит гимн России.

– Так какая же она наша Россия?

Чтение стихов:

Л.Дерягина

Россия – любимая наша страна.
Подумаем вместе, какая она?
Якут, что на севере Крайнем живет,
Нам скажет: «В ней снег очень часто идет,
Лохматых оленей гуляют стада,
И много повсюду блестящего льда!»
А мальчик из Сочи
Задорно хохочет:
«Да что вы, ребята! Какие морозы?
Здесь пальмы растут и душистые розы!»
И кто из них прав? Правы оба, понятно:
Россия огромна, сильна, необъятна!

А.Васильев

Россия…Как из песни слово –
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь».

В.Степанов

«Необъятная моя Россия»

Если долго – долго – долго
В самолете нам лететь,
Если долго – долго – долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Т.Коти

Бескрайняя моя Россия,
Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля –
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба ни заносила,
Не дано забыть нам об одном –
Эта ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.

Исполняется песня «Моя Россия» сл.Н.Соловьевой, муз.Г.Струве.

Воспитатель: Прежде всего, ребята, Россия для всех нас – Родина. Что значит Родина?

Чтение стихов:

Н.Полякова

– Что значит: Родина моя? –
Ты спросишь. Я отвечу:
– Сначала тропочкой земля
Бежит тебе на встречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.

Н.Забила

«Наша Родина»

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней
И то едва домчится.
И в городах, и средь морей,
И средь колхозных пашен –
Везде вы встретите людей
Родных, российских, наших.
Живем мы в радостном краю,
И знать его должны мы –
Страну любимую свою,
Свой светлый край любимый.

М.Пляцковский

Страну, в которой мы живем,
С любовью Родиной зовем.
Ее просторы широки –
Не сосчитаешь верст.
Над ней горят, как маяки,
Огни Кремлевских звезд.
И с каждым днем растет она,
Цветет любимая страна!
И знаем мы: на всей земле
Нет нашей Родины милей!

В.Карасев

У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
Есть ветка у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя.
Страну, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные
Мы Родиной зовем.

Воспитатель: Слово Родина много значит для каждого из нас. Этим словом, прежде всего, называется город или село, где ты родился. А в каком городе мы живем? Ответы детей . Сейчас мы возьмем в руки флажки и представим, что мы гуляем по улицам нашего любимого Саянска.

Дети под музыку выполняют перестроения.

Воспитатель: 22 апреля наш город отметил свой день рождения. Сегодня мы расскажем стихотворения, посвященные нашему городу.

В.Галичина

Родной мой город, светлый и просторный!
Хочу воспеть величие твое.
Ты возведен в тайге высокогорной,
Ты – колыбель народа своего.
Прими мои от сердца поздравленья,
Мой юный город и его народ.
И в этот наш весенний день рожденья,
Пусть в сердце каждого живет.
Живи мой город. Становись все краше,
Домами и дворцами расцветай
Будь гордостью земли Саянской нашей
Прославь собою наш сибирский край.

В.Егорова

Вокруг Саянска лес стоит зеленый
Так хочется почаще в нем бывать.
Послушать лес, на лыжах покататься,
А может просто молча помечтать.
Послушать, как поют сегодня птицы
И дятел долбит старую сосну
Там бурундук проскочит быстро – быстро
И твое сердце чувствует весну.

Наш Саянск мы полюбили сразу,
Лес зеленый, рядом у крыльца,
А в лесу дороги, тропки, песни
Песни птичьи льются без конца
Нужно так, чтоб город наш остался
Чистым и красивым навсегда
Чтобы песни мамины звучали
И не забывались никогда.

Воспитатель: О Родине написано не только множество стихотворений, но и пословиц и поговорок.

Проводится викторина «Закончи пословицу»

  • Нет ничего на свете краше … (чем Родина наша)
  • Где кто родится … (там и пригодится)
  • Родина – мать … (умей за нее постоять)
  • Для Родины своей … (ни сил, ни жизни не жалей)
  • Одна у человека мать – … (одна и Родина!)
  • Кто за Родину горой – … (тот истинный герой)
  • Береги землю любимую, … (как мать родимую)

Воспитатель:

Как повезло тебе и мне,
Мы родились в такой стране,
Где люди все – одна семья,
Куда не глянь – кругом друзья!

Ребенок:

М.Пляцковский

«Давайте дружить»

Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на нашей земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз слова эти вспомнятся
Если дружбой всегда дорожить,
То любые желанья исполнятся!

М.Пляцковский

Дружат дети на планете:
Ты – со мной, а я – с тобой.
Крутит наши песни ветер
Над планетой голубой.
Если громко засмеемся
Вот веселый будет смех!
Если за руки возмемся,
Хватит радости на всех!
Дружат дети на планете –
Звонкой, юной, как весна.
И одно нам солнце светит,
И земля у нас одна.

Исполняется песня «Мир похож на цветной луг» сл.В.Шаинского, муз.М. Пляцковского

Воспитатель: Все мы любим нашу Родину, гордимся ее просторами и красотой.

М.Ипатов

Родина моя, Россия!
Как сказать тебе,
Что я тебя люблю?
Это море, это небо синее,
Эту жизнь в родном моем краю.
Этот дождь, и эти вьюги злые,
Эти клены, эти тополя…
Родина моя, моя Россия!
Как сказать, что я люблю тебя?

Каринэ Навасардян

«Родина моя»

Люблю Россию с давних лет.
Ведь это Родина моя!
Здесь ничего чужого нет,
Здесь моя русская земля!
Леса, поля, луга и горы,
Родные реки и озера
Встречают тут меня всегда.
Ведь это Родина моя!
Люблю Россию с давних лет.
Ведь это Родина моя!
Здесь ничего чужого нет,
Здесь моя русская земля!
Леса, поля, луга и горы,
Родные реки и озера
Встречают тут меня всегда.
Ведь это Родина моя!

Алёна Павличенко

Я люблю свою Родину
За березку русскую,
За ягоду – смородину,
За реченьку быструю.
Люблю за дали теплые
И сугробы белые,
За ночи мимолетные
И цветочки нежные.
За зелену травушку,
За леса нарядные
И за землю – матушку,
Красу ненаглядную.

З. Петрова

Мы живем в стране могучей,
Самой дружной, самой лучшей
Мы гордимся ею,
Родиной своею.
У нее для всех хватает
И вниманья, и тепла,
И она не забывает
Малышовые дела.
Мало мы еще умеем,
Мы пока еще растем,
Но становимся умнее
С каждым часом, с каждым днем…

Воспитатель: О любви к своей стране, своей Родине мы не только рассказываем в своих стихотворениях, но и в песнях.

Исполняется песня «Очень любим Родину» сл.Найденовой, муз.Попатенко.

Воспитатель: Вот и подошел к концу наш конкурс. Много стихов, песен мы с вами вспомнили о нашей Родине. У кого получилось лучше всех прочитать стихотворение? Пока жюри выбирает победителя, мы с вами поиграем.

Проводятся игры «Игра с шарами», «Кто внимательней» и награждение победителей.

Дронова Ольга Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 46 городского округа - город Камышин,

Волгоградская область, г.Камышин
воспитатель

КОНКУРС «ЮНЫЙ ЧТЕЦ»

Цель: привлечь внимание дошкольников к произведениям

художественной литературы в стихотворной форме.

Задачи: Продолжать развивать речевые и коммуникативные умения дошкольников

развивать устойчивый интерес к художественным произведениям;

развивать воображение, фантазию;
обогащать и активизировать словарь;
развивать монологическую речь;
воспитывать гуманные чувства у детей.

Предварительная работа: «Пропал щенок» Полонская, «Друг» Н. Грахов, «Колыбельная для котят» Т.Коваль , « Стих про корову» С.А.Антонюк, « Упрямый ослик» С.А.Антонюк, «Мышка » А. Введенский, «Козлик » Р.Алдонина, «Кисуня и крысуня» М.Яснов, « Мой дружок» Г.Голова,«Сел медведь в автобус» О. Таин, « Круглый кот» В. Степанов, «Доброе сердце» Н. Садовский, «Про мышку в парикмахерской» Е. Албул, «Песня волка» В. Берестов, «Лапки» Ю.Коринец, «Мишка косолапый» А.Усачев.

Возможно применение презентации для сопровождения каждого стихотворения иллюстрацией с демонстрацией на мультимедийном оборудовании.

ХОД КОНКУРСА:

Участники стоят за дверью, в зал входит скоморох и ведущий.

Скоморох : Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!

Что бы сразу вам понравиться

Разрешите представиться.

С виду я невзрачный парень,

Простоват, да ростом мал,

Не при должности, ни барин

В общем, просто скоморох!

Собрался весь народ!

Вас много интересного ждет

Море стихотворений, веселые игры!

Это только присказка.

Вед: А впереди конкурс стихотворений.

Приготовься и гляди.

Встречайте наших юных чтецов.

Участники заходят в зал и за ведущим проходят и садятся на стулья.

Представляем жюри конкурса…….

Сегодня на конкурсе у нас много гостей, поэтому читайте громко и выразительно. Стихотворения, которые мы сегодня услышим, будут посвящены животным - нашим друзьям. А самый лучший верный друг - это …. щенок. И первой на нашем конкурсе выступает ………со стихотворением «Пропал щенок»

Вед : Разные бывают собаки овчарки, далматинцы и лайки,

породистые и красивые

Но дворняжки тоже очень милые.

И об этом нам расскажет …... («Друг» Н. Грахов)

Вед : У мамы - ребенок, а у кошки - ... .

А про котенка нам расскажет … (. «Колыбельная для котят»)

Вед: Ребята, а вы знаете, что есть животные - кормилицы,

будет оно во дворе, будет и молоко на столе.

О ком я говорю?.. Правильно, корова. А историю о корове и

теленке расскажет …...(« Стих про корову»)

Ве д: …….. прочитает стихотворение «Упрямый ослик» .

Ведь осел - это самое упрямое животное в мире.

Вед : Посмотрите на картинку: пришел к нам козлик и Маринка,

А историю о том, как они встретились на мостике, расскажет нам ….(. «Козлик »)

Вед: А историю о том, как встретились мышка и кот, нам расскажет …. («Мышка »)

Вед: Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет,

Ну конечно это - …(Кот)

Историю о том, как кота -кисуню учила крысуня хорошим манерам, нам расскажет……..(«Кисуня и крысуня»)

Вед: Собака - друг человека.

А вот о такой дружбе нам расскажет …..(« Мой дружок»)

Ском-х: Какие интересные истории рассказывают дети, кто их придумывает?

Вед: Как, разве ты не знаешь? Стихи сочиняют поэты.

Ском-х: Я тоже буду сочинять стихи и стану поэтом. А вы мне поможете в этом. Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Лает, косточки грызет, мяч поймает - принесет.

Скачет радостно у ног. Это маленький......

Это кто с длиннющей шеей, здесь под солнцем рожки греет

У него спокойный нрав, сверху вниз глядит ….

Вместо носа - пятачок, вместо хвостика крючок,

Толстенькое брюшко, маленькие ушки.

Розовая спинка, это наша....

Молочко дает корова. дети с ним всегда здоровы,

У коровы есть ребенок, славный, маленький....

Вед: Продолжаем наш конкурс. Скоморох, а теперь ты доскажи словечко:

Он зимою спит в берлоге не гуляет по дороге,

любит мед - он сладкоежка, но не прочь погрызть орешки,

кто зимою спит, ответь, видит сны свои ….

Ском-х: медведь.

Вед : А наш мишенька не спит, на автобус он спешит.

Послушаем стихотворение про медведя, которое нам прочитает ….(«Сел медведь в автобус»)

Вед : А бывает круглый кот, потому что без забот.

А как так получается, нам расскажет …..

Стихотворение так и называется " Круглый кот"

Ском-х: А что бы было веселей - позову я в дом друзей.

Вед : Какое у тебя доброе сердце. А вот ……. знает стихотворение о добром сердце.(«Доброе сердце»)

Ском-х : А сейчас поиграем. Я буду проговаривать слова,

а вы изображаете то, о чем скажу.

Встаньте у своих стульчиков и показывайте.

Мы веселые мартышки, мы играем громко слишком.

Все в ладоши хлопаем, все ногами топаем.

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу даже языки покажем.

Оттопырим ушки, хвостик на макушке.

Дружно прыгнем к потолку.

Пальчик поднесем к виску.

Шире рот откроем, гримасы все состроим.

Лишь скажу я цифру три, все с гримасами замри.

раз, два, три.

Вед: Какие вы все красивые. Ребята, а вы любите наряжаться и ходить

в гости?.. А вот семья мышей, прежде чем идти в гости,

отправились в парикмахерскую. А вот что там произошло, нам

расскажет …(«Про мышку в парикмахерской»)

Вед : Ребята, а вы слышали, как поет волк? И об этом нам расскажет

…..( «Песня волка»)

Вед : Какие бывают лапы? Пушистые и косолапые. О пушистых лапках

нам расскажет …….(«Лапки») , а о косолапых лапках … («Мишка

косолапый»)

Вед: Объявляется музыкальная пауза пока совещается жюри.

Песня в исполнении группы детей «Ягода малина»

Вед : Вот и подошел к концу наш конкурс.

Приглашается жюри для подведения итогов.

Ведущий: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Мы рады видеть вас в нашем уютном зале! Сегодня необыкновенный день! Сегодня в рамках года литературы мы проводим конкурс чтецов! Хочется пожелать вам отличного настроения и приятных впечатлений.

Ведущий: А какой же конкурс без компетентного жюри? Позвольте мне представить вашему вниманию состав жюри. Им сегодня предстоит очень ответственное дело –выбрать самых лучших. Поэтому оценивать наших участников будут мудрые и справедливые взрослые.

  • Заведующий ДОУ - Надежда Владимировна Лексакова.
  • Педагог-психолог – Татьяна Юрьевна Макщанцева.
  • Представитель от родителей - …

Ведущий: Итак, участники конкурса готовы показать своё мастерство. Жюри готово оценивать участников конкурса. Зрители готовы слушать и болеть за своих друзей. Тогда конкурс чтецов объявляется - открытым!

Ведущий: И начнем мы нашу конкурсную программу циклом стихов о детстве, дружбе и конечно же маме.

Егор А. воспитанник 3 логопедической группы «Откуда я взялся?»

Артем Ш. «Липучка-почемучка» Т.Бокова.

Мама… Мамочка… Эти слова на всех языках самые главные. Мама - это первое слово, которое произносит человек. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь. Много хороших стихов написано о мамах. И одно из таких стихотворений прочитает

Оля Б. «Мама родная».

Ульяна Э. А. Борто «Берегите детей».

Цените своих матерей, любите, дарите им минуты радости, будьте добрыми и послушными детьми!

Ведущий: А сейчас музыкальная пауза. В исполнении Сабины Т. прозвучит песня «Розовое облачко».

Ведущий: Послушайте о чем будет следующее стихотворение:

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

Правильно, осень!

И об этом чудесном времени года Леша К. воспитанник 1 логопедической группы расскажет стихотворение А. Богдарин «Осень».

Саша К. А.Богдарин «Осень».Спасибо за замечательное стихотворение об осени.

Ведущий: Осенью природа готовится к зиме, готовятся и звери, и птицы, и деревья. Интересно узнать, как готовиться к зиме одна лесная жительница? А кто она вы узнаете из стихотворения Е. Трутневой «Белкина кладовка», которое прочитает Соня Я., воспитанница средней группы.

Ведущий: Ребята, скажите, каких диких животных вы еще знаете? Молодцы! Дети 2 логопедической группы: Влад З., Юлиана Ф. и Андрей Л. подготовили шуточное стихотворение, которое называется «Лиса, заяц и еж» Т.Маршалова.

Муз. пауза

Вероника С. ученица ДМШ №7 исполнит «Испанский напев» инструмент –флейта.

Роман Б.ученик ДМШ №7 исполнит Обер Тамбурин на скрипке.

Ведущий: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

А как вы понимаете что такое - Родина? (Ответы детей.)

Слово Родина нам знакомо с детства. Это место где мы родились, где проходит наше детство. Здесь говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. И сейчас я приглашаю Артемия К., воспитанника старшей группы, который прочтет стихотворение Т.Боковой «Родина».

Ведущий: Ярослав Т. воспитанник старшей группы, прочитает стихотворение И.А.Мазнин «Наша планета».

Ведущий: Наш конкурс чтецов подошел к концуи пока жюри подводит итоги конкурса, мы приглашаем на сцену наших гостей из музыкальной школы №7 Ансамбль оркестровых инструментов, которые исполнят произведение Металлиди «Деревенские музыканты» преподаватель Аникина Любовь Степановна, концертмейстер Щербакова Ольга Васильевна.

Подведение итогов, награждение!

Номинации:

«Самый обаятельный исполнитель»;
«За искренность исполнения»;
«За оригинальное прочтение стихотворения»;
«Лучший образ»;
«Самое жизнерадостное исполнение»;
«Самое проникновенное исполнение»;
«Самое яркое исполнение»;
«Самое лирическое исполнение»;
«Самый задорный исполнитель»;
«Самый эмоциональный исполнитель»;
«За артистизм исполнения».

Ведущий: Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех.

Вот настал момент прощанья

Говорим мы «До свидания!»

«До счастливых, новых встреч!»

Сценарий конкурса чтецов.

Ведущий:

Поэзии чудесная страница

Для нас сегодня открывает дверь.

И чудо пусть любое сотворится!

Ты, главное, в него всем сердцем верь!

Любовь и красота природы,

Дорога сказок, мир – любой, -

Подвластно все ПОЭЗИИ, - Попробуй!

И дверь в ее Страну открой!

Шорох листьев под ногами, капелька дождя,

Радуга на небе, трели соловья, -

Вот мороз рисует на стекле узор…

Мир вокруг прекрасен! И каждый в нем актер.

(Е. Некрасова)

Ведущий: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады видеть Вас в нашем зале! Сегодня в рамках недели книги мы проводим конкурс чтецов. Я думаю, что проведение этого конкурса станет доброй традицией в нашем детском саду.

А какой же конкурс без компетентного жюри? Позвольте мне представить вашему вниманию состав жюри. Им сегодня предстоит очень ответственное дело –выбрать самых лучших. Поэтому оценивать наших участников будут мудрые и справедливые взрослые.

    Заведующий ДОУ - Надежда Александровна Пономарева.

  • Представитель от родителей - …

    Учитель- логопед-Иванова Марина Алексеевна

Ведущий: Итак, участники конкурса, а их 26 человек из 8 групп, готовы показать своё мастерство. Жюри готово оценивать участников конкурса. Зрители готовы слушать и болеть за своих друзей. Тогда конкурс чтецов объявляется - открытым!

Ведущий: И открывают нашу конкурсную программу самые маленькие участники. В этом году исполняется 130 лет замечательному поэту, творчество которого знакомо и детям и взрослым это Самуил Я. Маршак. И я сейчас приглашаю первую участницу, которая прочитает стихотворение этого замечательного поэта-

1.Бумажникову Настю, встречайте! стих. «Голос в лесу»

Ведущий . Следующий участник тоже обратился к творчеству этого автора.

2.Маршак, Апрель» читает Запольский Костя.

Ведущий . Вы хотите узнать, какое стихотворение прозвучит дальше? Тогда я приглашаю на сцену

3.Ртищеву Алису. Стих. Прокофьева «Береза»

Ведущий . Какие замечательные стихи, как автор тонко подметил красоту березки.

Мама… Мамочка… Эти слова на всех языках самые главные. Мама - это первое слово, которое произносит человек. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь. Много хороших стихов написано о мамах. И одно из таких стихотворений Давидова прочитает

4. Нестерова Настя «Я люблю маму»

Ведущий . Конечно, любовь к родине начинается с любви к маме.

Мы с вами любим свою родину, место, где мы родились и живем, красоту ее природы. И сейчас прозвучит стихотворение Орлова в исполнении

5.Кайгородова Влада «Здравствуй, Родина моя»

Вед: А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадку: “Чик – чирик! К зернышку прыг! Клюй, не робей! Кто это?”

Итак, завершает выступление самых маленьких участников нашего конкурса

6.Бехтерев Егор исполнением стихотворения С.Я. Маршака “Где обедал воробей!”

Ведущий: А сейчас, пока жюри подводит итоги в группе самых юных чтецов, мы с вами немного поиграем.

Кстати, ребята, а вы знаете, кто пишет стихи?

Мне кажется, что это композиторы!

Вед. (дети) : Нет.

Н: Ну, тогда – художники!

Вед. Нет.

Н: Ну, подскажите, как их называют?

Вед. (дети) : Поэты. Давайте, ребята, тоже будем сочинять стихи, как поэты.

Н: Я начну, а вы продолжайте, дружно хором отвечайте.

Игра «ЭХО»

Собирайся детвора – (Ра – ра)

Начинается игра – (Ра - ра)

Ты ладошек не жалей – (…)

Бей в ладоши веселей – (…)

Сколько времени сейчас – (…)

Сколько будет через час – (…)

И не правда, будет два – (…)

Дремлет ваша голова – (…)

Как поет в селе петух – (…)

Да не филин, а петух – (…)

Вы уверены, что так – (…)

Я сама не знаю как – (…)

Это ухо или нос? – (…)

Или может сена воз? – (…)

Это локоть или глаз? – (…)

А вот это что у нас? – (…)

Вы хорошие всегда? – (…)

Или только иногда – (…)

Не устали отвечать? – (…)

Разрешаю помолчать!

Молодцы! И здесь себя проявили с лучшей стороны.

Итак, уважаемые жюри огласите звёздный список победителей конкурса чтецов! (награждение, вручение подарков).Дети средней гр. Уходят

Ведущий: А сейчас представляю Вашему вниманию следующих участников конкурса чтецов.

7. Это Ахметвалиев Тимур. Степанов «Родина»

Ведущий: О красоте и богатстве нашей Родины, природы, можно говорить не уставая, и сейчас снова прозвучат стихи о Родине.

8. Мавлютов Кирилл «Что мы Родиной зовем»

Ведущий: А сейчас на нашей сцене прозвучит стихотворение Толстого «Вот уж снег последний тает» в исполнении

9.Суспицина Савелия.

Ведущий: Чтобы сохранить богатство нашей природы, нам нужно очень бережно к ней относиться, и сейчас

10.Чегодаева Даша прочитает замечательное стихотворение Петуховой «Будем беречь природу»

Ведущий: Ребята, а скажите, пожалуйста, вы знакомы с одним из героев Маршака, который все время, что- то перепутывал, то вместо шапки на ходу надевал сковороду, то на ноги одевал перчатки? Конечно, и сейчас прозвучит стихотворение «Вот какой, рассеянный» в исполнении

11. Барановой Софьи.

Ведущий: И вновь звучит произведение Маршака, «Где обедал воробей» в исполнении

12.Политова Георгия.

Ведущий: А сейчас наш конкурс продолжается, и мы послушаем замечательное стихотворение в исполнении

13. Россомахина Семена «Вежливая лошадь»

Ведущий: Я вижу, как рвется в бой следующий участник нашего конкурса

14. Исламгалиев Эльдар, он представит нам произведение Орлова «Живой букварь»

Ведущий: Как приятно когда тебя кто-нибудь, куда-нибудь приглашает, и мы сейчас послушаем с удовольствием одну историю, которую нам расскажет

15.Петряев Богдан «Приглашение» Ладонщиков.

Ведущий: А сейчас пока жюри подводит итоги по следующей группе участников, мы с вами немного поиграем.

Игра «Передавай платок»

Ведущий: А сейчас наш конкурс продолжается, и мы свами послушаем, как наши самые большие ребята читают стихи:

16. Это Перина Есения. «Про рыбалку» Ерошин.

Ведущий: Ребята, а вы всегда совершаете хорошие поступки, или иногда можете пошалить, сделать что- то не очень хорошее?

Я предлагаю послушать замечательное стихотворение Маяковского

17. В исполнении Рыбалкиной Юли «Что такое хорошо и, что такое плохо»

Ведущий: И сейчас в продолжение этой темы, я предлагаю послушать еще одно стихотворение С. Михалкова в исполнении

18.Антроповой Риты «Будь человеком»

Ведущий:

19.Солянова Василиса приготовила для нас чудесный подарок, стих. Орлова «Узелки», интересно, что это за узелки, давайте послушаем.

Ведущий: А сейчас мы с вами снова обращаемся к теме нашей Родины, Многие авторы воспевают любовь к своей Родине, и сейчас

20.Денис Ширшов прочитает стих. Нашего земляка Г. Шорикова «Город наших отцов»

Ведущий: Я приглашаю на нашу сцену следующего участника нашего конкурса

21.Цыганкову Марину. В ее исполнении прозвучит стихотворение Александрова «Родина»

Ведущий: А сейчас, следующая участница Ртищева Злата, ее сестренку мы с вами уже слушали сегодня, а сейчас

22.Злата покажет свое мастерство. Стих. Бокова «Родина»

Ведущий: И снова звучат стихи нашего любимого С.Маршака

23.«Багаж» в исполнении Чечулина Максима.

Ведущий: Следующий участник конкурса

24.Заровнятых Матвей, и мы с нетерпением ждем в его исполнении стих. Алексеева «Моя земля»

Ведущий: Замечательное стихотворение приготовила для нас следующая участница конкурса

25.Верховенко Полина. Стих. Фадеева «Окружающая среда»

Ведущий: И завершает наш сегодняшний конкурс

26. Корнев Михаил. Стих. «Вот какой, рассеянный», мы уже слышали сегодня это стихотворение, но я думаю, что Михаил с таким же успехом сумеет нам его представить, добавив свой индивидуальности.

Ведущий: Наш конкурс чтецов подошел к концу, и пока жюри подводит итоги конкурса, мы с вами немного отдохнем и еще поиграем.

Игра «Замиралки»

Ведущий: А сей час, мы с нетерпением ждем решения нашего компетентного жюри, вам слово.

Подведение итогов, вручение наград.

Ведущий: Всем спасибо за внимание,

За задор, стихи, и речь,

Говорим мы «До свидания!»

«До счастливых, новых встреч!»

В процессе воспитания, обучения и развития детей поэзия занимает важное место. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус.

Опытный педагог использует поэтическое слово при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулках, во время наблюдений, экскурсий, при рассматривании картин и во время выполнения режимных моментов. Заучивание же стихов является одним из средств умственного, нравственного и эстетического развития. Каждое произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает его словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи, расширяет объём памяти.

Но немало важно не только заучить с детьми стихотворения, но и дать возможность показать свои умения в декламировании поэтических произведений. Наверное каждому воспитателю приходилось быть в такой ситуации, когда после утренника надо было объяснять раздосадованным родителям, почему именно их малыш не смог прочитать стихотворение на празднике. В нашем детском саду стали уже традиционными литературные праздники и конкурсы чтецов. Они позволяют каждому ребёнку в группе продемонстрировать свои умения в декламировании поэтических произведений. Коллективом нашего дошкольного учреждения под руководством научного руководителя Шадриной Л. Г. Были выделены основные принципы организации такого вида досуговой деятельности и требования, которыми следует руководствоваться при подготовке к такому празднику.

К отбору репертуара конкурсных стихов нужно подходить вдумчиво и серьёзно. Это могут быть произведения одного автора или стихотворения, объединённые одной темой. Мы стараемся подбирать малоизвестные, интересные, небольшие по объёму и понятные детям тексты. Необходимо помнить, что дети должны не только выучить стихи, но и услышать их.

В сценариях всегда присутствует множество игровых моментов побуждающих детей к образному движению, звукоподражанию, подбору рифмы, словотворчесту и тому подобное.
Взрослые принимают активное участие в организации и проведении литературных праздников. Воспитатели и родители выступают в качестве членов жюри, готовят атрибуты и подарки, исполняют роль сказочных персонажей.

При проведении такого рода досуговых мероприятий не остаётся в стороне не один ребёнок, каждому предоставляется возможность продемонстрировать свои умения. В группах старшего возраста каждый участник конкурса чтецов получает свою награду в какой либо номинации («Создание яркого образа», «За обаяние» и другие). С детьми младшего и среднего дошкольного возраста организуются поэтические праздники.

Надеемся, что наш опыт окажет существенную помощь в организации и проведения поэтических конкурсов. Ведь данная тема представляет целостную систему работы по эстетическому и нравственному развитию дошкольников, где предусматриваются цели и задачи коммуникативных навыков и умений речевого развития.

Конкурс стихов в старшей группе «Приходи к нам осень в гости»

Цели:

  • привлечь внимание родителей к проблеме декламирования стихов, как к одному из условий совершенствования речевой деятельности;
  • формировать способности детей к выразительному чтению наизусть, развитию поэтического слуха, умение понимать музыкальность поэтической речи; чувствовать и отображать поэтические образы;
  • воспитывать эстетический вкус; к поэтическому жанру художественной литературы.

Материалы: картинки: рябина – корзина, грибок – кузовок, опята – ребята, урожай – каравай, плоды – сады, дворник – садовник, дождинка – снежинка, дорожки – ножки, ладошки – сапожки, картина – осина, берёзы – слёзы, паучок – старичок. Три корзины, дары осени (садов, огородов, леса).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

– Здравствуйте, дорогие гости. Добрый вечер, ребята. Мы сегодня в этом зале собрались, чтобы порадовать друг друга умением рассказывать стихотворения и возможно среди вас найдутся те кто делает это особенно хорошо. .стихи сегодня прозвучат очень разные, но все посвящены одному времени года. Какому? Вы узнаете, отгадав загадку:

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

– Правильно, это – осень. Она дарит нам необыкновенную красоту.

Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной
Заворожённый тишиной.

– Вот как красиво и проникновенно об этом времени года говорит поэт Бунин. Я думаю, вы тоже сможете заворожить всех чтением стихов об осени. А мы будем слушать тихо и внимательно.

В золотой карете,
Что с конём игривым
Проскакала осень
По полям и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется –
Всё кругом искрится
Всё переливается.

Капустина

– Как называется следующее стихотворение вы узнаете,если закончите строчку:

Зелены лишь иглы сосен
Красить их боится…

Дарит осень чудеса
Да ещё какие!
Разнаряженны леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята.
И паук – ловкач, какой!
Тянет сеть куда-то.
Дождь и сонная трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.

Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья
Красный, жёлтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул.
Красный, жёлтый, золотой,
Облетел весь лист цветной!
Как обидно,как обидно
Листьев нет лишь ветки видно.

Михайлова

– Отгадайте-ка, ребятки вот такую вот загадку:

Его весной и летом
Все видели одетым,
А осенью с бедняжки
Содрали все рубашки.

– Догадались? Правильно, это – дерево. Как раз о деревьях пойдёт речь в следующем стихотворении.

Берёзы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Всё присмирело, съёжилось
Поникло, пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела.

М.Садовский

Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки,
Потому что пожелтели листья на осинке.
Осень ласковое слово – тёплые денёчки
Потому что солнце дружит с лёгким ветерочком.
Осень вкусненькое слово, варятся варенья
Потому что фруктов много, много угощенья.
Осень –радостное слово, вновь друзья встречаются
Потому что снова в школу – вот как получается.

Наталья Майданник

– Правда замечательные стихотворения поэты для нас придумали. Такими красивыми стихотворения делают рифмы. А вы умеете подбирать рифмы? Сейчас мы это проверим. (Ведущая раздаёт шапочки с картинками или просто картинки) пока будет звучать музыка вы должны найти себе пару –того у кого будет картинка со словом похожим на слово с вашей картинки.
Рябина – корзина; грибок – кузовок; опята – ребята; урожай – каравай; плоды – сады; дворник – садовник; дождинка – снежинка; дорожки – ножки; ладошки – сапожки; картина – осина; берёзы – слёзы; паучок – старичок.

Листьев летящих парад
Словом осенним зовем… (листопад )

– Снова верно рифму нашли. Между прочим, следующее стихотворение тоже называется «Листопад»

Листопад

Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят,
Жёлтый клён, жёлтый бук,
Жёлтый в небе солнца круг.
Жёлтый двор, жёлтый дом.
Вся земля желта кругом
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.

Нирович

Озорники

Закружился надомной
Дождь из листьев озорной
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья –
Дождь из листиков и я!

Разводова

Сентябрь

Шум большой
В лесу стоит
Не медведь ли
К нам спешит?
– Это я! –
Бормочет ёж –
Нынче тихо не пойдёшь
И под лапками
Мышат
Листья
Палые шуршат.

В.Бирюков

– Ребята, а вы знаете, что может быть осенним? Давайте поиграем в такую игру. (Игра с мячом)
Следующее стихотворение

Осенний листок

За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Жёлтый листик подружился с ветерком,
Всё кружится и играет под окном.
А когда весёлый ветер улетал,
Жёлтый листик на асфальте заскучал
Я пошла во двор и листик подняла
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя
Пусть живёт всю зиму у меня.

О.Чусовитина

Осенний ветерок

В листьях вся скамейка –
Время листопада.
Ветер жёлтой змейкой
Прошуршал по саду,
По пути встревожил
На аллее листья
И – исчез…
А может
Просто затаился?

А. Стариков

Осенний подарок

Ветер с запада летел на восток
Оборвал кленовый листок,
Он родился прошлой весной
Весь такой красивый резной,
Жёлтый по краям – красный
Лист кленовый такой прекрасный.
Я дарю его тебе от души
В толстой книжке его засуши –
Он тебя согреет зимой,
Лист осенний подарок мой.

И.Токмакова

– А бывает, ребята и осенний пожар.

Осенний пожар

В лесу теперь светлей и тише
Видна сквозь ветви вышина.
Его вершина словно крыша,
Огнём осенним сожжена.
Среди стволов туман пушистый,
Как дым клубится на заре
Слетают листья словно искры
И догорают на земле.

В.Орлов

– Действительно, осенний лес словно полыхает в огне – столько там огненных красок. А вы знаете, какой номер надо набирать, чтобы вызвать пожарных. Молодцы, что знаете.

Что, ответил – ноль один

Караул! Горят вершины
У берёзок и осин
Я пожарную машину
Вызываю: ноль – один.
Я прошу
– Пожалуйста,
Добрые пожарные,
Выручайте новую
Улицу садовую.
Отвечает ноль – один:
– Успокойся, гражданин.
Это осень подошла
И деревья подожгла.

Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах и в огороде,
И в лесу и у воды
Приготовила природа
Всевозможные плоды.

Степанов

– Читая, стихотворение ведущая расставляет три корзины на которых картинки сада, огорода и леса, и рассыпает картинки или муляжи «даров природы»: фрукты, овощи, грибы. Детей делят на три команды.
– Ребята, задача каждой команды собрать «дары природы» в те корзины с изображением места где они выросли. выигрывает та команда, которая справится быстрее.
– Немного поиграли и вновь к стихам. Закончите строчку:

Не пробьётся солнца луч
Из-за толстых серых…

Тучи хоть и серые и мрачные, но и они развлечь могут.

Туча – кошка,хвост трубой,
Туча с длинной бородой,
Туча – лошадь, туча – жук
А всего их двести штук.
Бедным тучам очень тесно,
Нету тучам в небе места,
Перессорятся все вместе
А потом заплачут вместе
И кричит внизу народ:
«Разбегайся, дождь идёт!»

Д. Лунин

– Отгадайте загадку:

Он всюду: в поле и саду,
А в дом не попадёт
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.

– Правильно. Это дождь. Послушайте стихотворение и об этом явлении природы.

Дождик плачет

За окошком плачет дождик,
Дождик не кончается…
Раз он плачет, это значит –
С летом он прощается.
Улетают птичьи стаи,
Меньше света и тепла.
Листья с клёнов облетают,
Значит, осень золотая
В наш родимый край пришла!

И.Токмакова

– Посмотришь вокруг и верно – всё кругом золотое. А ведь мы с вами знаем игру «Золотые ворота». Предлагаю в неё поиграть, пока жюри будет подводить итоги.

Хороводная игра «Золотые ворота»

Награждение победителей и участников.