Низкая самооценка и ее влияние на жизнь человека. Самооценка и ее влияние на нашу жизнь

Угадайте, кто самый безошибочный и трезвый оценщик собственному «я»? Это ребенок. . Он свободен от сомнений, страхов, неуверенности, оценки окружающих, не замечает косых взглядов. Он просто такой, какой он есть. Он считает, что это хорошо, и в качестве доказательства получает подтверждение безграничной любви от родителей и родных людей. Это как раз пример нормальной, адекватной самооценки. Низкая самооценка — когда мы начинаем критично воспринимать себя, перестаем себя любить. Может быть, это внушили нам родители, может быть, коллеги по работе, начальники, может быть, друзья и подруги, соседи. Но факт остается фактом — мы в это поверили. Поверили, что мы хуже, стали себя с кем-то сравнивать и, увы, не в свою пользу. Либо, наоборот, высокая самооценка, когда человеку постоянно твердят, что он самый-самый, что весь мир только для него, что все будет так, как он захочет.

Если у вас низкая самооценка

Если вы часто сомневаетесь в себе, боитесь кого-то расстроить, думаете о других больше, чем о себе, стесняетесь, чувствуете себя не в своей тарелке, постоянно оглядываетесь на то, что о вас подумают, как это будет выглядеть со стороны, не умеете принимать подарки, комплименты, вам кажется, что вы не достойны, боитесь говорить о своих желаниях, экономите на себе, во многом себе отказываете, то это говорит о заниженной самооценке. Причин для низкой самооценки может быть великое множество: возраст, наличие/отсутствие мужа, детей, социальный статус, материальное положение, личные достижения, внешность, перечислять можно практически бесконечно.

Рассмотрим самые распространенные из них:

1. Желание понравиться и угодить окружающим.Женщина, которая страдает от дефицита любви к себе, стремится получить ее у окружающих. Она подстраивается, стремиться угодить, часто у нее немного заискивающий взгляд. Она тщательно выверяет слова, поступки, действия, именно с ощущением, а как ее воспримут, и не дай бог кто-то подумает о ней плохо. Часто она живет в ощущении, что ей важно понравиться всем без исключения, всем — и точка. Она очень зависима от мнения окружающих, во всем, не только в собственном поведении, но и в поведении ее детей, кошек, собак. Иногда ей проще приструнить ребенка, даже накричать на него, чем выглядеть плохо в глазах воспитателя, учителя и так далее. Ее поступками преимущественно руководит мысль «А что обо мне подумают окружающие?».

2. Страсть к диетам, зацикленность на внешности. Желание хорошо выглядеть — это естественное стремление большинства женщин, но у женщин с заниженной самооценкой это желание перерастает почти в фобию. Погоня за очередной диетой, истязание себя различными косметологическими процедурами для того, чтобы выглядеть «идеально». Самобичевание и критика своей внешности. Стремление к идеалу и жизнь и в ожидании того, что потеря лишних килограммов сделает ее счастливой. Весы стремятся к той самой цифре, а счастья почему-то не прибавляется, находятся новые причины быть недовольной собой.

3. Боязнь общения.Женщина, одержимая комплексами, никогда не отважится первой начать разговор. Она боится, что на нее не обратят внимания, ей откажут и не поддержат разговор. Такой человек ведет себя очень неестественно, зажато или, наоборот, слишком раскованно, вульгарно. Часто она боится смотреть в глаза собеседнику, смотрит как будто сквозь, поверх, вдруг она увидит в этих глазах неодобрение, осуждение или оценку, которой так боится. Именно из-за этого большинство женщин с низкой самооценкой боятся создавать глубокие, искренние отношения со своим партнером, так как боятся быть уязвимыми, боятся довериться, стать беззащитными, такими, какие они есть на самом деле, и надевают на себя маску «железных леди», но потом сами страдают.

Как вы видите, заниженная самооценка делает человека зажатым, оставляя его в стороне. Как результат — неудовлетворенность и ощущение безысходности.

Что делать с высокой самооценкой

Если вы всегда уверены в том, что делаете, считаете, что последнее слово должно оставаться за вами, обвиняете во всех своих бедах других людей и/или сложившиеся обстоятельства, если вы не умеете извиняться и просить прощения, если вам важно быть лучше всех и выглядеть идеально, но вы боитесь доверять и не любите показывать свою слабость и беззащитность, любите всех учить, то это верные признаки того, что ваша самооценка завышена.

Самые распространенные примеры завышенной самооценки:

1. Высокомерие.Такой человек ставит себя выше других. Он постоянно оценивает внешний вид и статус, зациклен на «своем круге» общения. Любит унижать и высмеивать других людей прилюдно. Не станет просить прощения, даже если понимает и принимает свою вину. Такие люди считают, что лучше разрушить отношения и остаться одному, чем признаться в своей неправоте.

2. Зацикленность на своем мнении. Есть даже такое известное выражение: «Ты хочешь быть правым или счастливым?». Если вы стремитесь везде и всюду быть правой, настаиваете на своем, не умеет признавать своих ошибок, то этот путь рано или поздно приведет к внутреннему саморазрушению.

3. Болезненная реакция на критику. Неадекватное восприятие критики, даже минимальное замечание воспринимается в штыки. Ведь критика дает понять, что люди несовершенны, у каждого есть свои недостатки, но признать все это для такого человека — неприемлемо. В итоге много сил уходит именно на поддержание незыблемого образа. У людей с завышенной самооценкой очень мало настоящих друзей, искренних, близких. Часто у них сложности в личной жизни, во взаимоотношениях с партнером либо просто их отсутствие. В любых отношениях с другими людьми возникает напряженность, конфликт, отчужденность, будь то домашние, родственники, коллеги по работе, партнеры.

Человек с заниженной самооценкой сам себя запирает в «тюрьме» собственных ограничений. Они лишает себя возможности полноценно реализоваться, достигнуть успехов, чувствовать себя комфортно в обществе и наедине с самим собой. Поэтому, с заниженной самооценкой нужно разбираться. Только те люди, которые смогли принять и полюбить себя такими, какие они есть, могут в полноте использовать все возможности, которые дает им Вселенная, а также наслаждаться жизнью и чувствовать себя счастливыми. Первый шаг в преодолении комплексов и повышении самооценки - понимание причин, которые лежат в основе ее снижения. Давайте рассмотрим 10 популярных причин снижения самооценки, чтобы понимать, как разобраться с проблемой.

1. Опыт поражения.

В жизни бывают разные ситуации - сегодня мы выигрываем, наслаждаемся триумфом, а вчера, возможно, проливали слезы из-за неудач. Это конечно же, обычная картина реальности, казалось бы, что тут такого - у всех случаются победы и поражения. Но, многое зависит от того, как мы их воспринимаем. Если человек воспринимает поражение, как толчок к росту и работе над собой - он поднимается после падения, принимает вызов и сражается дальше за свою победу. Но, если человек воспринимает свое поражение как удар судьбы, оно остается в его подсознании и постепенно, как ржавчина, разъедает его железную уверенность в самом себе и собственном успехе. Все зависит от нашего отношения и образа мышления.

2. Нерешительность.

Нерешительность может проявляться как следствие низкой самооценки, так и быть ее причиной. Если по какой-то причине человек долгое время не принимает решение, часто жизнь сама делает выбор за него, и тогда, последствия могут быть неконтролируемыми. Поэтому, не решаясь делать личный выбор, человек отдает свою жизнь плыть по течению обстоятельств, которые, далеко не всегда, заносят его в желаемую гавань. Такие ситуации приводят к снижению самооценки, появлению неуверенности в себе и потере контроля над собственной жизнью. Человек начинает чувствовать себя маленьким и беспомощным рядом с бурным течением жизни.

3. Чувство вины.

Это чувство может поселиться в голове и словно дятел, постепенно выклевывать остатки уверенности в себе. Чувство вины может стать спутником на всю жизнь, превратив ее в серое существование, наполненное негативом, депрессиями и неадекватным восприятием реальности. Нельзя позволят вине за ошибки прошлого съедать ваше будущее. Подарив себе прощение раз и навсегда можно избавиться от многих проблем, и не только от заниженной самооценки.

4. Привычка промедления.

Прокрастинация - распространенная проблема современных людей, с которой часто очень сложно справиться своими силами. Оставляя важные дела и решения на потом, мы теряем свое время. Теряя время, мы упускаем возможности. Если мы не движемся вперед, мы скатываемся назад и таков закон жизни. Все это не может не влиять на самооценку негативно.

5. Отвержение в детстве.

Ребенку нужно знать, что родители принимают и любят его таким, каков он есть. Взрослому нужно то же самое. Но, если человек недополучал принятия в детстве и по каким-либо причинам был отвержен родителями или другими авторитетными для него взрослыми, в будущем он непременно столкнется с психологическими проблемами, пока не научится сам принимать себя таким, какой он есть. Это одна из скрытых причин низкой самооценки, которую человек самостоятельно не всегда может выявить.

6. Общение с манипуляторами.

Человек, привыкший манипулировать окружающими, не всегда делает это сознательно, из корыстных побуждений. Манипулятором может оказаться кто угодно - муж, жена, начальник, друг, сосед и любой человек. Сталкиваясь с таким человеком, мы обязательно будем чувствовать внутренний дискомфорт, а продолжительное общение и близкие отношения могут стать причиной снижения самооценки. Навязывание страха, чувства вины, несоответствия - это главное оружие манипуляторов, с помощью которого они хотят контролировать других людей и управлять ими для достижения собственных мелких или крупных целей. Поэтому, важно защитить себя от такого психологического давления. Если же вы не можете противостоять манипуляторам и чувствуете, как ваша жизнь становиться все хуже и хуже, лучше всего оборвать с ними отношения, хотя бы на короткий промежуток времени.

7. Перфекционизм.

Перфекционизм - нездоровое стремление к совершенству. Почему нездоровое? Потому что малейший недостаток выводит человека из состояния гармонии и равновесия, а иногда даже заставляет страдать. Проблема современного общества - это избыток недостоверной информации. Если оглянуться вокруг и вникнуть в суть вещей - в этом мире слишком много вранья, и поэтому нужно иметь смелость принять это, а не пытаться соответствовать нарисованным СМИ образам. Мы видим, слышим, читаем много интересного, но верить всему нельзя, если вы не хотите страдать от заниженной самооценки. Нет ничего удивительного в том, что девочка-подросток, проходящая естественную перестройку организма, столкнется с проблемой возрастной сыпи. Но, насмотревшись в журналах обработанные профессиональным редактором фотографии, где кожа ее сверстниц сияет чистотой, она начнет думать, что с ней что-то не так. Это только один пример, а такой промывке мозга подвержены люди всех возрастов и часто мы даже не осознаем, что и когда именно на нас повлияло, заставив бежать за призрачным идеалом. Жизнь динамична - что-то у нас получается лучше, что-то от нас не зависит, а другое мы вообще не считаем важным и пропускаем мимо или обходим стороной. Во всем невозможно достигнуть совершенства, и поэтому не стоит увлекаться гонкой за призрачными идеалами, которая только разрушает нашу самооценку.

8. Одиночество.

Одиночество не обязательно должно быть явным. Мы можем иметь много друзей, знакомых, близких людей, коллег, но при этом оставаться в одиночестве. Не всякое одиночество способно негативно сказываться на самооценке. Но, если человек лишен общения со своими единомышленниками, с людьми, которые разделяют его жизненную позицию, взгляды и ценности, он будет постепенно терять верю в себя и свои принципы.

9. Чрезмерные требования по отношению к самому себе.

Если человек изо всех сил старается соответствовать требованиям, которые он сам себе предъявляет, чаще всего это заканчивается заниженной самооценкой и разочарованием. Адекватно оценивайте свои возможности и ресурсы, и исходя из этого устанавливайте реалистичные цели, не требуя от себя ничего невозможного.

10. Зависимость от мнения окружающих.

Каким бы хорошим и красивым человеком вы ни были, обязательно найдутся те, кому вы не по душе и не по вкусу. Зависимость от мнения окружающих людей постепенно уничтожает самооценку и уверенность в себе. Нужно научиться искать одобрение и признание внутри себя, а не снаружи. Не ждите, что вас будут одобрять и восхищаться - делайте это для себя, и ваша самооценка никогда не пострадает.

В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля. Самооценка человека также является важнейшим компонентом Я-концепции личности, а точнее его оценочной стороной. Я-концепция является ядром личности и основывается на знаниях, которые были получены в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.

Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию (она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам и т.д.). Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.

Самооценка человека: определение и особенности

В психологии самооценку определяют как важнейший компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом. Самооценка человека чаще всего понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, а также места в социуме.

Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особую роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.

В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:

  • самодовольство , которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
  • недовольство , проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.

Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценке, по мнению психолога, лежат ценности (которые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.

Известная в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением генезиса самооценки) видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, по ее мнению, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью.

В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.

В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (они описаны в таблице).

Теоретические представления о самооценке человека

Группы по критерию (аспекту или функции) Основные идеи Представители теорий
1 группа (акцент делается на эмоциональный аспект самооценки) Самооценка являлась составляющей Я-концепции личности, точнее ее аффективным компонентом (самооценку связывалась с эмоциональным отношением личности к «Я»). В ней видели в первую очередь чувство одобрения и самопринятия или же неодобрения и самонепринятия. Иногда наблюдалась отождествление понятий «самооценка» и «самоотношение». Основные доминирующие чувства, которые относились к самооценки, заключались в любви к самому себе, в самоодобрении и чувстве компетентности. М. Розенберг, Р. Бернс, А.Г. Спиркин и др.
2группа (акцентируется на регуляторном аспекте самооценки) Главный акцент делается на взаимосвязи между различными уровнями «Я». Самооценка рассматривается в качестве образования, обобщающего прошлый опыт человека и структурирующего полученную информацию о себе, и регулятора поведения и деятельности человека. Также самооценка рассматривается как ведущий компонент саморегуляции личности. Внимание исследователей было сосредоточено на выявлении взаимосвязи между особенностями и строением самооценки человека с его поведением. У. Джеймс, З. Фрейд, К. Роджерс, А. Бандура, И.С. Кон, М. Кирай-Деваи,
3 группа (акцент делается на оценочном аспекте самооценки) Под самооценкой понимают определенный уровень или же вид развития самоотношения личности и е смопознания. Самооценка человека изучается через призму самосознания как динамического психического образования. Предполагается, что благодаря самооценке у человека формируется конкретное оценочное отношение (эмоционально-логическое) к самому себе. И.И. Чеснокова, Л.Д. Олейник, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев

Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет ученым выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:

  • самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
  • в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
  • самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
  • самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
  • самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
  • анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.

Самооценка человека выполняет множество различных функций, а именно: регулятивную, защитную, развивающую, прогностическую и др., которые более подробно описаны в таблице.

Функции самооценки

Функции Характеристика
регуляторная обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. А.В. Захарова разделяет эту функцию на оценочную, контрольную, стимулирующую, блокирующую и защитную.
защитная обеспечение относительной стабильности личности и ее независимости
развивающая (иди функция развития) стимулирует личность к развитию и совершенствованию
отражающая (или сигнальная) отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий
эмоциональная позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками
адаптационная помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру
прогностическая регулирует активность человека в начале выполнения деятельности
корригирующая обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности
ретроспективная обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе ее выполнения
мотивирующая побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости)
терминальная заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой

Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий.

Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

Виды и уровни самооценки личности

В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:

  • в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
  • по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
  • в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
  • что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
  • в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.

Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).

Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов.

Необходимо отметит, что в психологии также используется словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят следующие уровни:

  • средний уровень самооценки;
  • выше среднего уровня;
  • высокий уровень самооценки.

Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

  • низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);
  • низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название – эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).

Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов.

Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.

Формирование и развитие самооценки

Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п.). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.).

Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:

  • влияние родителей, их оценка и личный пример;
  • средства массовой информации, информационные технологии;
  • социальное окружение;
  • образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
  • воспитание;
  • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
  • направленность личности ребенка и уровень его притязаний.

В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается воздействию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Именно здесь, под воздействием оценки учителя, его одобрения или же непринятия и начинает активно формироваться самооценка ребенка.

Серьезное воздействие на формирование оценки в подростковом периоде оказывает желание ребенка утвердиться в коллективе одноклассников и занять в нем значимое место, а также стремление завоевать у них авторитет и уважение. Среди основных источников формирования оценочных суждений, которые в последствие повлияют на уровень самооценки подростка необходимо отметить следующие:

  • семью;
  • школу;
  • референтную группу;
  • интимно-личностное общение

Развитие самооценки человека происходит благодаря интериоризации внешних оценок и социальных реакций на конкретного индивида. Тут следует вспомнить представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса, который говорил, что самооценка личности всегда формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей. Важная роль в процессе формирования самооценки личности также отводиться сопоставлению образов «Я», а именно Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть). Также не стоит преуменьшать и влияние общения с окружающими людьми, ведь именно в процессе межличностного взаимодействия человек больше всего получает оценок в свой адрес.

Итак, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.

Что такое самооценка? Если выражаться кратко, то это представление человека о самом себе. Заглянув в психологические словари, удастся понять, что под данным термином подразумевается еще и определенная ценность, которой индивид наделяет как себя, так и стороны своей личности. В общем, в самом определении ничего сложного. А вот в явлении, которое под ним подразумевается, кроется немало интересного.

Функции

Что такое самооценка простыми словами? То, что свойственно каждому человеку без исключения. Личностная характеристика, качество, можно сказать. И у самооценки есть определенные функции. Их три:

  • Регуляторная. Привычка и умение человека оценивать себя дает возможность что-то изменить в своем характере или образе жизни, улучшить, преобразить.
  • Защитная. Человек, знающий, что он собой представляет, является, как правило, относительно стабильной и автономной личностью.
  • Развивающая. Обычно люди, имеющие здоровую самооценку, стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Стоит отметить, что обсуждаемое явление очень динамично. Самооценка появляется на основе процессов, осуществляемых сознанием. Они проходят различные этапы. Как следствие, самооценка формируется по ходу становления личности. Значит, в случае с данным явлением отсутствует конечная стадия. Личность развивается постоянно - самооценка, соответственно, тоже. Почему? Потому что представления человека о себе чаще всего с течением жизни меняются. Как и отношение к своей личности. Вслед за этим меняются и оценочные представления.

Процесс формирования

Он довольно-таки сложный. Важнейшую роль в формировании самооценки психологи отводят сопоставлению образа реального «Я» с идеальным. То есть с представлением человека о том, каким он хотел бы быть. Считается, что самооценка выше тогда, когда разрыв между этими двумя образами минимальный.

Еще один важный фактор связан с таким понятием, как интериоризация. Под ним подразумевается формирование внутренних структур психики, происходящее вследствие обретения человеком опыта, осуществления социальной деятельности, становления его развития в целом. Говоря простыми словами, благодаря интериоризации каждый из нас имеет возможность оценивать себя так, как по отношению к нему это делают другие.

Третий важнейший фактор, играющий роль в формировании самооценки личности - это реальные достижения человека. Как правило, чем у него их больше, тем и мнение о себе выше. Хотя есть исключения, но о них будет рассказано в подробностях.

Рассказывая о том, что такое самооценка, важно оговориться - данное явление всегда субъективно. Это очень личностное образование. На самооценке отражаются особенности психического мира ее обладателя. Она не всегда объективна, но она и не должна быть таковой.

Пониженная самооценка: истоки из детства

Наверняка каждому знакомо данное явление. Низкая самооценка, как и причины ее возникновения, либо идет родом из детства, либо появляется вследствие определенных событий, повлиявших на утрату веры в себя.

Стоит рассмотреть первый случай. Итак, ребенок появляется на свет, и с этого момента практически все внимание родителей достается ему.

Но большинство взрослых, к сожалению, воздействуют на детей, руководствуясь стереотипными или ложными воззрениями, ценностями и убеждениями. У них отсутствуют собственные принципы и системы воспитания, они просто не готовы к этому. Как следствие, в родителях начинает появляться неуверенность, ощущение неполноценности, зависимости от чужих мнений и советов. Все это передается ребенку посредством их реакций и поведения. И он тоже в итоге начинает чувствовать себя недостойным, неполноценным и даже бракованным.

Проблемы в воспитании

Нередко родители не гнушаются назвать лишний раз ребенка плохим в воспитательных целях, сравнить его с кем-то, сопоставить. Естественно, он начинает верить в то, что он действительно не такой, каким стоило бы быть. Низкая самооценка крепнет. Ребенок и сам начинает сравнивать себя с другими, замечая, что остальные более талантливые, уверенные, умные, сильные, популярные и т. д. В итоге формируется чувство собственной неполноценности и воображаемые дефекты.

Хорошие родители никогда этого не допустят. Они смягчат критику и направят ее не на малыша, а на его ошибочные действия или поступки, грамотно все разъяснив ему.

Надо ли говорить о том, что низкая самооценка ребенка формируется еще и из-за игнорирования его потенциала родителями. Многие мамы и папы мечтают, дабы их чадо добилось того, что у них не получилось. И напрочь забывают о том, что это - отдельная личность со своими желаниями. Естественно, ребенку не хочется заниматься тем, чем его заставляют, или он делает это, но плохо, и в итоге вновь становится плохим для родителей.

Также к низкой самооценке школьника приводят характеры его мамы и папы. Дети, родители которых были слишком властными, заботливыми или потакающими, чаще других вырастают эмоциональными инвалидами без побуждений с уверенностью, твердостью и достоинством принимать жизненные обстоятельства. Они просто плывут по течению.

Признаки низкой самооценки

Их можно заметить в процессе общения. Как правило, заниженная самооценка подростка наделяет его следующими качествами, которые «перекочевывают» и во взрослую жизнь:

  • Нерешительность.
  • Неумение реагировать на комплимент и увиливание от похвалы.
  • Притворство.
  • Постоянное чувство жалости к себе, ощущение бессилия.
  • Озабоченность мнением окружающих.
  • Повышенная, даже параноидальная бдительность.
  • Нежелание/неумение стоять на своем, зачастую отсутствие личного мнения. Такие люди, как правило, не способны отказывать.
  • Привычка униженно просить даже чего-то совершенно обычного.
  • Повышенная ранимость.
  • Отсутствие высоких целей или каких-либо стремлений в принципе.
  • Постоянное сравнивание себя с кем-то другим.
  • Отказ самому себе в радостях и удовольствиях.

Даже по внешним признакам можно определить, что у человека заниженная самооценка. Как правило, таким людям свойственна скованность движений, сутулость, «закрытые» позы, отведение взгляда, тихая и неуверенная манера речи.

Влияние внешности

Его тоже стоит отметить вниманием, рассказывая о том, что такое самооценка. Внешность играет важнейшую роль в ее формировании. И идет это, опять-таки, из детства. Потому что дети в школах дразнят всех и каждого, придумывая обидные клички и задевая недостатки того, кого хочется обидеть. Одни за себя постоять могут, а другие начинают ненавидеть свои внешние данные. И медленно, но верно эта нелюбовь перекочевывает в более старший возраст.

Говорят, что надо любить себя таким, каким ты являешься, и принимать себя со всеми достоинствами и недостатками. Да, все верно. Но есть то, что исправить нельзя. И остается лишь смириться, назвав это своей изюминкой (что чаще всего, кстати, так и есть). А есть недостатки, от которых себя можно избавить. И делать это стоит исключительно с любовью к себе.

Например, одна из частых проблем - лишний вес. С ним можно справиться! Наладить режим, заняться спортом. Будет тяжело, но итоговый результат окажется стоящим всех трудов. К тому же самооценка повысится не только за счет приобретенной привлекательности. Ведь человек осознает, что результата он добился сам, своими силами, упорно идя к цели - а значит, он способен на многое.

Завышенная самооценка: причины

Полностью противоположна описанному ранее явлению. Под данным термином подразумевается переоценка человеком собственного потенциала.

Безусловно, тут больше плюсов, чем в предыдущем случае. Высокая самооценка наделяет человека уверенностью в себе. Но если вдруг он терпит неудачу или неуспех, то его поглощает депрессивное состояние. Ведь человек считал себя лучшим - а такие, как он, побеждают всегда.

Откуда же берется «корона на голове»? Опять-таки из детства. Чаще всего непомерное ЧСВ свойственно людям, которые были либо первенцами, либо единственными детьми в семье. С детства они чувствуют себя в центре внимания и понимают, что им подвластно подчинить интересы каждого члена семьи.

Завышенная самооценка женщины обычно связана с ее внешней привлекательностью или же с нуждой существовать в мужском мире и добиваться в нем своего «места под солнцем».

У мужчин ЧСВ, как правило, проявляется в неадекватной форме. Те, у кого самооценка сильно завышена, по жизни и беспричинно уверены в своей субъективной правоте, чего бы ни касалась тема.

Признаки завышенной самооценки

Они исчисляются десятками. Но вот какие из них относятся к основным:

  • Убежденность в собственной правоте, категоричность к противоположным мнениям. Такой человек даже не то что слушать их не будет, он не примет самого факта их существования.
  • Оставление последнего слова за собой. По его мнению, именно он должен делать выводы и решать, как действовать дальше.
  • Неумение просить прощения. Более того, люди с завышенной самооценкой и уверенностью в себе считают, что им не за что извиняться, даже когда они действительно виноваты.
  • Привычка винить в своих бедах других людей или обстоятельства. За успехи же, напротив, он благодарит только себя.
  • Постоянное соревнование с другими за право называться лучшим. Иногда даже доходит до абсурда.
  • Стремление быть совершенным и не допускать ошибок.
  • Привычка высказывать свое мнение, даже если им никто не интересовался. Он уверен, что его мысли и точку зрения хотят знать все.
  • Пренебрежительное отношение к критике. Он воспринимает ее как проявление неуважения.
  • Неадекватное расценивание собственных сил. Такой человек не просчитывает риски - он всегда берется за трудные дела.
  • Постоянное употребление местоимения «я», а также производных - «мне», «у меня», «себя» и т. д.
  • Эгоцентризм.
  • Склонность перебивать и прерывать собеседника, так как такой человек предпочитает не слушать, а говорить.
  • Высокомерный, нередко раздражительный тон. Этот человек не просит - он приказывает. А такие слова, как «спасибо» и «пожалуйста», ему и вовсе незнакомы.

В общем, ключевая особенность завышенной самооценки личности - это надменное и высокомерное поведение. Оно бросается в глаза сразу, его ни с чем не спутать.

Адекватная самооценка

Это золотая середина между двумя перечисленными явлениями. Она не завышена и не занижена - адекватная самооценка просто объективна.

Люди, которым она свойственна, реально оценивают свои возможности и силы по отношению к делу, стоящему перед ними. Они не ставят недостижимых целей, не рассчитывают на что-то несбыточное и нереальное. Эти люди - реалисты, трезво смотрящие на вещи. И данное умение говорит об их зрелости.

Вообще, о том, что такое самооценка адекватного человека, можно рассказать и другими словами. Это умение объективно осознавать свое место в мире и себя самого. Способность найти некий баланс. Такие люди знают о своих достоинствах, но себя не обманывают - им известны и их недостатки. Они знают, когда совершают хорошие и плохие поступки, когда могут рассчитывать на одобрение или заслуживать наказания.

Эти люди не ругают и не порицают себя. Они лишь исправляют свои недостатки и пытаются стать лучше. Им не свойственна зависть - таким людям легко порадоваться за других и почерпнуть из их успеха что-то полезное лично для себя.

От чего зависит самооценка

Факторов множество, и среди них - не только воспитание и родители, занимавшиеся им. Считается, что формирование самооценки также напрямую зависит от:

  • Статуса. Если в иерархии окружающих людей человек находится высоко, то и оценивать он себя будет соответствующе. С этим сложно поспорить - очень редко у детей из влиятельных семей наблюдаются проблемы в данном смысле.
  • Внушения. Если человеку постоянно говорят, что он какой-то не такой, то он и сам в это начинает верить.
  • Успешность. Нередко она определяет самооценку. И это логично. Как у человека с собственным бизнесом, любящей второй половинкой и всевозможными благами, которых он добился сам, может быть заниженная самооценка?
  • Привычки и стереотипы. Если человек привык воспринимать себя как неудачника, которым он когда-то был, то есть вероятность, что его мнение не изменится даже в случае успеха. Перестроиться удается не у каждого, да и то не сразу.
  • Телесный корсет уверенности. Говорят: «Хочешь быть успешным? Веди себя как успешный». Гордая осанка, уверенный тон, властная походка, твердый взгляд - создав себе хотя бы образ человека с хорошей жизнью и самооценкой, таковым в итоге можно стать и на самом деле.
  • Физическое состояние. У кого самооценка будет лучше - у позитивного, бодрого, крепкого и привлекательного человека или у уставшей, вялой и неухоженной особы?
  • Отношение к самому себе. Самокопания - непростое явление. Если человек сам себя за что-то не любит и проклинает каждый день, то и самооценка у него будет соответствующая.
  • Вера в себя. На самом деле немаловажную роль играет убежденность в успехе. Это отличное подспорье для хорошей самооценки.

Последний фактор можно отметить отдельно. Это личный выбор. Самооценка человека зависит от массы факторов, но в итоге именно он решает, нужно с ней что-то делать или нет.

Самооценка — от чего зависит?

Главные факторы, обычно определяющие самооценку человека — это его статус и его компетентность, как гарантия успешности. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе. А самое главное — всегда возможный личный выбор человека.

Итак, разнообразие факторов, влияющих на самооценку:

    Статус: его место в иерархии окружающих людей, их отношение и оценки. У того, кто король по праву рождения, самооценка обычно выше, чем у непоступившего в вуз расклейщика объявлений. Текущие внушения. Если человеку раз за разом говорить, что он свинья, трудно рано или поздно не захрюкать. Феномен внушения еще никто не отменял. Успешность по жизни или в конкретной ситуации. Если в течение месяца молодой человек успешно сдал трудные экзамены в вуз, встретил очаровательную девушку, которая отвечает ему взаимностью, и выиграл в лотерею миллион — скорее всего, его самооценка повысится. Просто до небес. Стереотип, влияние привычки. Если человек привык думать о себе, как о неудачнике, он продолжает так себя воспринимать даже на фоне успеха. Перестроиться сразу умеют не все. Рисунок тела. Вялые движения и сутулость — самооценка вниз, громкий уверенный голос и Корсет уверенности — самооценка поднимается. Физическое состояние и настроение. Усталый и больной человек имеет о себе обычно менее радужные представления, чем здоровый, веселый и бодрый. Отношение человека к самому себе. Если человек себе за что-то мстит, он сумеет составить о себе самое гадкое впечатление. Если человек с собой дружит, он себя видит гораздо симпатичнее. Вера в собственную эффективность, Убежденность в успехе, вера в себя и свои силы — замечательное подспорье высокой самооценке. И просто — жизненному успеху! См.→ Личный выбор. Самооценка, по определению, это оценка себя, своих качеств и достоинств, которую делает САМ человек. С другой стороны , если у человека своей головы на плечах нет, а это нередкая ситуация, то по факту в реальной самооценке большой частью транслируется то, что человеку говорят о нем. Если человек с головой и волей решил изменить свою самооценку, он вполне, хотя и не сразу, может это сделать. См.→

Самооценка и уровень личностного развития

Способ жизни самооценки и ее качество во многом зависит от уровня личностного развития человека. Чем выше уровень развития личности, тем более она "само"-оценка, более разумна, стабильна и произвольна. См.→

Как воспитать высокую самооценку у ребенка

Есть несколько основных путей поднять самооценку ребенка. Первый путь — хвалить ребенка за то, что у него есть. Второй — больше требовать с ребенка, добиваясь от него лучших результатовю Третий — учить его, помогая ему осваивать жизнь. Западное воспитание чаще идет по первому пути, азиатское — по второму, и только редкие родители объединяют все эти три подхода. См.→

Адекватная самооценка

Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.

Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки

Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная. Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях. Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом. См.→

Как оценить адекватность личностной самооценки?

Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости. См.→

Неадекватная самооценка как рабочая задача и как психотерапевтическая проблема

Неадекватную самооценку бывает нужно менять (например, делать более адекватной), но к этому конкретный человек может отнестись и как к рабочей задаче, и как к личностной, психотерапевтической проблеме. Задачу он будет решать (определил контекст, конкретизировал цель, сформировал пункты плана, начал работать), проблему чаще люди переживают. И обращаются к психологам и психотерапевтам.

Конкретно-ситуативная самооценка чаще ставится как рабочая задача, личностная самооценка чаще переживается как личностная, психотерапевтическая проблема. Смотри Перевод проблемы в задачу

Зачем нужно разбираться, адекватная самооценка или нет?

Определение адекватности самооценки дает возможность:

    давать рекомендации по повышению или понижению Амбиций и Уровня притязаний, говорить в целом о большей или меньшей Личностной адекватности человека.