Николай бердяев - биография, информация, личная жизнь. Николай Александрович Бердяев (Nikolaj Aleksandrovich Berdjaev) ()

Русский философ, публицист. Николай Александрович Бердяев родился 18 марта (по старому стилю - 6 марта) 1874 года в Киеве. Из старинного дворянского рода. В 1884-1894 годах учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 году Николай Бердяев поступил на естественное отделение физико-математического факультета киевского университета Святого Владимира, но в 1895 году перевелся на юридический факультет. В 1898 году (в некоторых источниках указан 1897), после ареста за участие в социал-демократическом движении, был исключен из университета. Первая книга Николая Бердяева ("Субъективизм и индивидуализм в общественной философии") вышла в печати в 1900 году. В 1900-1902 годах Бердяев был сослан в Вологду, затем в Житомир; в этот же период отошел от марксистских взглядов и постепенно стал приверженцем христианского "мистического реализма".

С 1904 года Бердяев жил в Петербурге. В 1904-1905 принимал участие в редактировании религиозно-философских журналов "Новый Путь" и "Вопросы Жизни". В 1908 году поселился в Москве (жил до момента высылки из Советской России), где сблизился с кругом основателей "Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева". В 1911-1912, после пребывания в Италии, начинает складываться оригинальная философия Бердяева. В 1913 году Бердяев был привлечен к суду за критику политики Святейшего Синода по отношению к имяславцам (статья "Гасители духа"). Дело, отложенное из-за начала войны, было прекращено в 1917 году.

В июне 1917 года Николай Бердяев являлся одним из учредителей "Лиги русской культуры" (совместно с М.В. Родзянко, П.Б. Струве и другими). 9 августа 1917 года на частном Совещании общественных деятелей в Москве Бердяев сделал доклад об экономическом состоянии России, а 10 августа был избран в Постоянное бюро по организации общественных сил. В начале октября работал в комиссии по национальным вопросам Временного Совета Российской Республики (Предпарламента). Октябрьскую революцию первоначально рассматривал как несущественный эпизод. Являлся одним из основателей Всероссийского союза писателей; союз организовал библиотеку для молодежи, а затем Лавку писателей, где Бердяев работал продавцом. В 1918 году Николай Александрович Бердяев был избран вице-президентом Всероссийского союза писателей. Зимой 1918-1919 организовал "Вольную академию духовной культуры", где читал лекции по философии и богословию; был ее председателем до 1922 года. Являлся лидером небольшевистской общественности. Преподавал этику слова в Государственном институте слова. В конце 1918 - начале 1919 года работал в хранилище частных архивов Главархива. В феврале 1920 года привлекался к принудительным работам. В 1920 году Николай Александрович Бердяев был арестован по делу "Тактического центра"; допрашивался лично Ф.Э. Дзержинским; был освобожден. Избран профессором Московского университета. Летом 1922 года жил на даче в Барвихе, 16 августа на один день приехал в Москву и был арестован ГПУ. Через неделю его выпустили из тюрьмы на Лубянке, заставив подписать обязательство покинуть Россию, а в сентябре 1922 года Бердяев был выслан в Германию.

В Берлине Николай Александрович Бердяев организовал Религиозно-философскую академию, участвовал в создании Русского научного института, содействовал становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД). До 1924 года жил в Берлине, затем в Кламаре под Парижем. В 1925-1940 в Париже был редактором основанного им религиозно-философского журнала "Путь" – ведущего издания русской эмиграции; руководил издательством "YMCA - Press" ("Христианского союза молодежи"). В 1926-1928 устраивал межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных. В 1947 году Николай Александрович Бердяев был избран почетным доктором теологии Кембриджского университета. На Западе получил известность как главный выразитель традиции русской религиозно-идеалистической философии и идеолог антикоммунизма. Умер Николай Александрович Бердяев 24 марта (в некоторых источниках указано 23 марта) 1948 года в местечке Кламар недалеко от Парижа.

Произведения Николая Александровича Бердяева

"Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (1900; первая книга)

"Борьба за идеализм" (1901; статья)

"Мир Божий" (1901; статья), критический этюд о Н.К. Михайловском (1901)

"О новом русском идеализме" (статья)

"Вопросы философии и психологии" (1904; статья)

"Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900-1906" (1907; сборник статей, печатавшихся ранее в журналах)

"Новое религиозное сознание и общественность" (1907; сборник статей)

"Духовный кризис интеллигенции" (сборник статей)

"Черная анархия" (напечатана в "Слове" 17 апреля 1909; статья о революции 1905-1907 - о "двух анархиях": красной и черной)

"Философская истина и интеллигентская правда" (1909; статья напечатана в сборнике "Вехи")

"Казнь и убийство" (статья)

"Философия свободы" (1911; публицистическая книга)

"Гасители духа" (1913; критическая статья о политике Святейшего Синода по отношению к имяславцам; напечатана в газете "Русская молва"; после выхода статьи Бердяев был привлечен к суду)

"Конец Европы" (1915)

"Смысл творчества" (1916; публицистическая книга)

"Русская Свобода" (1917)

"Народоправство" (1917)

"Судьба России" (1918, публицистическая книга)

"Философия неравенства" (1918; напечатана в 1923 в Берлине; публицистическая книга)

"Духи русской революции" (статья напечатана в сборнике "Из глубины" в 1918; издание было запрещено и опубликовано в СССР только в 1990)

"Смысл истории" (1923; напечатана в Берлине)

"Миросозерцание Достоевского" (1923; напечатана в Праге)

"Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы" (1924; напечатана в Берлине)

"Философия свободного духа" (2 тома; 1927-1928)

"О назначении человека. Опыт парадоксальной этики" (1931)

"Судьба человека в современном мире" (1934)

"Истоки и смысл русского коммунизма" (1937)

"О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии" (1939)

"Русская идея" (1946)

"Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация" (1947)

"Самопознание. Опыт философской автобиографии" (автобиографическая книга; вышла в печати после смерти Бердяева в 1949)

"Этическая проблема в свете философского идеализма" (статья)

"Демократия и иерархия" (статья)

Список литературы

"Русский биографический словарь" rulex.ru

Энциклопедический ресурс rubricon.com (Политические деятели России 1917, Большая советская энциклопедия, Энциклопедия "Москва", Иллюстрированный энциклопедический словарь)

Проект "Россия поздравляет!"

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – один из мыслителей, которого часто вспоминают при обсуждении особенностей русского характера и русской идеи.

Н.А. Бердяев, 1921 г.
Художник К.Ф. Юон

В Советской России Николая Бердяева ругали за "национал-шовинистический бред", называли реакционным философом и врагом Советской власти. Сейчас для многих Бердяев – русский Гегель XX в.

Сам Бердяев считал себя "человеком, который посвятил себя исканию истины и раскрытию смысла жизни". В 1940 г. в эссе "Самопознание" он написал: "...Я стал философом, пленился "теорией", чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной жизни. Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски "жизни", от её уродства. Я противополагал "бытию" – "творчество"".

Словесные построения Бердяева, появившиеся от "тоски" далеко не у всех получали высокую оценку.

В.Н. Ильин по поводу книги Н.А. Бердяева "Судьба человека в современном мире" в 1934 г. написал: "Новая, небольшая книжечка Н.А. Бердяева отмечена всеми достоинствами и, к сожалению, всеми недостатками этого мыслителя. Чувство эпохи, напористость, темпераментность, острота – всё это мы усматриваем в новом произведении Н.А. Бердяева… К сожалению, стиль, метод, все подходы Бердяева – типично публицистические. Н.А. Бердяев – прежде всего и после всего публицист, но публицист философствующий. Произведение Н.А. Бердяева есть суд над самим собой и притом суд невольный, которого он, конечно, не хочет".

Там же Ильин высказался и о других работах Бердяева: "Некоторые его книги почти невозможно читать (например, оба тома "Философии свободного духа"). Это, между прочим, объясняется ещё и тем, что Н.А. Бердяев не раскрывает органически своих мыслей, но вдалбливает их в голову – он "тешет кол на голове читателя". Правда, некоторые читатели, быть может, и заслужили такое обращение – но это как раз те, которые никогда ничего не читают, в том числе и произведения Н.А. Бердяева. Людей с философским и литературным вкусом такая манера положительно отвращает".

В 1947 г. А.В. Тыркова писала Н.А. Тэффи: "Я давно пришла к печальному убеждению, что у него (Бердяева) не хватает ума для тех ответственных тем, за которые он берётся".

Н.П. Ильин: "Что касается Н.А. Бердяева, то пронзительный пафос личности в его многочисленных трудах не должен заслонять от нас той печальной развязки его философских исканий, где и личность, и её творческая свобода разрешились в ничто – эту многострадальную религиозно-философскую химеру, столь популярную в XX в."

Философский пароход

Приехав в 1908 г. в Москву, Николай Александрович Бердяев остановился в доме-корабле Микини , где прожил до 1911 г. Он увлеченно занимался вопросами философского и политического плана. Пытался изменить Россию в соответствии со своими идеями, принимая участие или пытаясь оказать влияние на происходящие события:

  • участвовал в революционной деятельности будучи студентом. В 1898 г., его по обвинению в "стремлении к ниспровержению государства, собственности церкви и семьи" на три года сослали в Вологодскую губернию;
  • приветствовал революцию 1905 г.;
  • на лекции "Душа России", состоявшейся в Политехническом музее 8 февраля 1915 г., говорил об "идеалистической женственности русского народа" и о том, что "России до сих пор не доставало мужественности. Налетевшая война пробудила её";
  • настаивал на справедливости и неизбежности революции 1917 г.

"Обретение мужественности" и свершение "справедливой революции" привело к тому, что в 1922 г., Бердяеву "выдали билет" на пароход и отправили в эмиграцию. Он был не одинок. Вместе с ним выслали несколько десятков человек, известных своими работами в области общественных наук, поэтому корабль стали называть "Философским пароходом".

Беспрецедентный случай, когда не преступников и не верхушку прежнего режима, а мыслителей, писателей, общественных деятелей и даже учёных изгоняли из родной страны. Это была трагедия России и трагедия изгнанников, о которой в 1974 г. А. Галич написал:

Некоторые из них, сами того не желая, подняли волну, которая унесла их в эмиграцию на "Философском пароходе". Оставшимся "повезло" меньше: поезда "поволокли" их в другую сторону. Теперь новые "бердяевы" вновь обсуждают русскую идею.

Биография Бердяева

  • 1874. 6 (18) марта – в городе Киеве у Александра Михайловича Бердяева и его жены Александры Сергеевны (урождённой княгини Кудашевой) родился сын Николай.
  • 1887-1891. Учеба в Киевском кадетском корпусе.
  • 1894-1898. Учеба в Киевском университете.
  • 1900-1902. Ссылка в Вологду.
  • 1901. Выход первой книги Бердяева "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии".
  • 1902-1903. Переезд в Житомир в связи с изменением места ссылки.
  • 1904. Встреча с Л.Ю. Трушевой-Рапп в Киеве. Переезд в Петербург. Работа в журнале "Новый путь".
  • 1907. Выход книги "Новое религиозное сознание и общественность". Начало работы Петербургского религиозно-философского общества, одним из инициаторов, создания которого был Н.А. Бердяев.
  • 1908. Поездка с женой в Париж. Переезд в Москву. Начало многолетней дружбы с Евгенией Казимировной Герцык.
  • 1909. Выход сборника "Вехи" со статьей Н.А. Бердяева.
  • 1910-1911. Работа Н.А. Бердяева в издательстве "Путь". Выход книги "Философия свободы". Отход от издательства "Путь".
  • 1911, ноябрь - 1912, май – поездка в Италию с женой и свояченицей Е.Ю. Рапп. В феврале 1912 г. к ним присоединилась Е.К. Герцык.
  • 1912. Скончалась Александра Сергеевна Бердяева, мать философа.
  • 1913. В "Русской молве" опубликована статья Н.А. Бердяева "Гасители духа". Судебное разбирательство по обвинению в богохульстве.
  • 1914. Смерть старшего брата, Сергея Александровича Бердяева.
  • 1915. Переезд в Москву, в квартиру в Б. Власьевском переулке, 4, кв. 3. Скончался Александр Михайлович Бердяев, отец философа.
  • 1917. Переход Лидии Юдифовны Бердяевой в католичество.
  • 1918. Выход сборника статей "Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности". Написание книги "Философия неравенства". Вышла в 1923 г. в Берлине.
  • 1919. Сентябрь – открытие Вольной академии духовной культуры, просуществовавшей до 1922 г.
  • 1920. Февраль – первый арест Бердяева. Несколько дней провёл во внутренней тюрьме ЧК, вызывался на беседу Ф.Э. Дзержинским. Н.А. Бердяев избран профессором Московского университета, где читал лекции на историко-филологическом факультете.
  • 1922. Август – второй арест. После заключения в тюрьме ГПУ в течение нескольких дней Н.А. Бердяеву объявили о высылке из страны. Сентябрь – Н.А. Бердяев, Л.Ю. Бердяева, Е.Ю. Рапп и их мать, И.В. Трушева, на "Философском пароходе" покинули Петроград и отправились в Штеттин, Германия. Ноябрь – создание Религиозно-философской академии в Берлине.
  • 1923. Февраль – организация Русского научного института в Берлине. Н.А. Бердяев избран деканом факультета духовной культуры. Октябрь – возникло Русское студенческое христианское движение (РСХД). Н.А. Бердяев стал почётным членом совета РСХД и участвовал в его работе до 1936 г. Публикация книги "Смысл истории".
  • 1924. Выход в Берлине книги "Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы". Переезд Н.А. Бердяева с семьёй в Кламар, пригород Парижа.
  • 1926. Выход в Париже книги "Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли".
  • 1927-1928. Выход двухтомной книги "Философия свободного духа". Книга удостоена премии Французской академии в 1939 г.
  • 1931. Выход в Париже книги "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики".
  • 1934. Выход книг "Судьба человека в современном мире" и "Я и мир объектов".
  • 1937. Выход в Париже книги "Дух и реальность".
  • 1938. Выход на немецком языке книги "Истоки и смысл русского коммунизма". Получение наследства от друга семьи и покупка дома, в котором Бердяевы прожили до конца дней.
  • 1939. Выход в Париже книги "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии".
  • 1944. Приветствуя освобождение Парижа, Бердяевы вывесили на своем доме красный флаг.
  • 1945. Сентябрь – смерть жены философа, Лидии Юдифовны.
  • 1946. Выход книги "Русская идея".
  • 1947. Выход в Париже книги "Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация". Бердяев получил степень почётного доктора Кембриджского университета.
  • 1948. 23 марта – Николай Александрович Бердяев умер в своем доме в Кламаре.

Значение БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Бердяев, Николай Александрович, - писатель. Родился в 1874 г.; учился в Киевском университете, но курса не кончил, будучи арестован в 1898 г. В 1900 г. вышла его первая книжка: "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии". Затем Бердяев напечатал целый ряд статей в журналах, которые в 1907 г. вышли книжкой под общим заглавием: "Sub specie aeternitatis". Другой сборник статей Бердяева вышел в том же 1907 г. под заглавием: "Новое религиозное сознание и общественность". В 1911 г. им издана "Философия свободы". Из статей, не вошедших в эти издания, интересна статья Бердяева в сборнике "Вехи". Бердяев участвовал в редактировании журналов "Новый Путь" и "Вопросы Жизни" (1904 - 05); часто выступал в религиозно-философском обществе в Петербурге. В короткое время Бердяев прошел эволюцию, характерную для целой группы литераторов нашего времени. Будучи человеком философски образованным, он стремится разрешить злободневные социальные вопросы на почве критической философии, подчиняемой изменчивым его взглядам. Он начал с критики взглядов Михайловского, с точки зрения "исторического материализма" и философского критицизма, которые он нашел возможным примирить. В последующих статьях Бердяев отводит марксизму место все более узкое. Сначала он признает за историческим материализмом, сознавшим свои границы, значение чисто исторической теории; для социологии, по мнению Бердяева, он дает важные материалы, хотя не может быть речи о материалистической социологии, - но он совсем не может быть философией истории ("Борьба за идеализм", "Мир Божий", 1901). Затем Бердяев все более поддается влиянию философского и общественного идеализма, понимая последнее слово в том широком значении, в каком оно противополагается материализму и в каком под него подойдут и Кант, и Ницше, и Толстой, и Владимир Соловьев, влияние которых мы находим в статьях Бердяева. В последнее время проповедь религиозного понимания жизни занимает у Бердяева первое место. В течение всей этой эволюции Бердяев не покидает почвы Кантовой философии, иной раз расходясь с нею, однако, в некоторых основных вопросах. Так, например, в статье "Этическая проблема в свете философского идеализма" Бердяев ставит в упрек Канту, что он не стоит на почве метафизического отрицания зла. Философские статьи Бердяева не являются ни научными исследованиями, с которыми должен был бы посчитаться философ, ни живой публицистикой, интересной для современников. Для последней они слишком тяжеловесны и требуют серьезной философской подготовки, для первых же допускают слишком много произвольных и недоказанных положений, как, например: индивидуальность есть субстанция вневременная, "чего не посмел признать даже Шопенгауэр", или, что "свобода есть субстанциальная мощь" ("О новом русском идеализме", "Вопросы философии и психологии", 1904). В последние годы в мировоззрении Бердяева более всего заметно влияние Влад. Соловьева. Марксизм, как обожествленная государственность, отвергается окончательно; проповедуется теократия, которая должна заменить "злое начало" государственности, но не должна быть и "отвлеченной" антигосударственностью" т. е. принудительную государственность она должна заменить союзом любви. Все более или менее выдающиеся течения современной религиозно-философско-общественной мысли нашли у Бердяева отклик и сочувствие; но он не принимает ни одного из них со всеми его логическими выводами, вследствие чего остается неясным способ их воплощения в жизни, но зато сохраняется вся их отвлеченная нравственная чистота. М.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Бердяев Николай Александрович (…
  • БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
    (1874-1948) русский религиозный философ. Участвовал в сборниках "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 …
  • БЕРДЯЕВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Словаре Кольера:
    (1874-1948), русский философ и публицист. Родился 6 марта 1874 в Киеве. Учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на …
  • БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1874-1948) - русский философ и публицист. В 1898 за участие в социал-демократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В 1900 …
  • БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Александрович (6.3.1874, Киев, - 24.3.1948, Кламар, Франция), русский религиозный философ-мистик, близкий к экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился …
  • БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
    философ и публицист. Род. в 1874 г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе; в Киевском университете учился сначала …
  • БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
    (1874 - 1948), религиозный философ. Участвовал в сборниках "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). В 1922 выслан из Советской России. С …
  • БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? философ и публицист. Род. в 1874 г. в г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе; в Киевском университете учился …
  • БЕРДЯЕВ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    H.A. см.: Религиозная эстетика …
  • БЕРДЯЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • БЕРДЯЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Бердяева можно отнести к «однофамильцам» Богданова, если согласиться с мнением некоторых языковедов, считающих, что корни этой фамилии тюркские. Берди в …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • БЕРДЯЕВ в Высказываниях великих людей:
    Мое мышление интуитивное и афористическое, в нем нет дискурсивного развития мысли. Я ничего не могу толком развить и доказать. Н.А. …
  • БЕРДЯЕВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • НИКОЛАЙ
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • БЕРДЯЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николай Александрович (1874-1948) - русский философ-идеалист. В первой половине 90-х годов примыкал к марксистам, затем перешел, по его собственным словам, …
  • НИКОЛАЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • БЕРДЯЕВ в Литературной энциклопедии:
    Николай Александрович — философ и публицист, сын генерал-лейтенанта. Первоначально примыкал к марксизму, соединяя его впрочем с некоторыми течениями неокантианства. …
  • АЛЕКСАНДРОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Андрей — белорусский поэт. Р. в г. Минске, на Переспе, в семье сапожника. Условия жизни были очень тяжелые, …
  • БЕРДЯЕВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Николай Александрович (1874-1948), философ, литератор. Учился в Киевском кадетском корпусе, но в 1898 за участие в социалистическом кружке был арестован …
  • НИКОЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • НИКОЛАЙ
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …

Страница:

Николай Александрович Бердяев (родился 6 (18) марта 1874, Киев — умер 23 марта или 24 марта 1948, Кламар под Парижем) — религиозный русский философ XX века. В 1922 году был выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции.

Русский философ и публицист. Родился 6 (18) марта 1874 в Киеве. Учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет университета Святого Владимира (Киев), через год перевелся на юридический факультет. Увлечение марксизмом, участие в социал-демократическом движении стали причиной ареста Бердяева и исключения из университета (1898). Марксистский период в его биографии оказался сравнительно коротким. Уже в работе Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском (1901) признание марксистского историзма соседствует с критической оценкой "материализма". Участие Бердяева в сборнике Проблемы идеализма (1902) ознаменовало окончательный переход мыслителя на позиции метафизики и религиозной философии. В 1904-1905 он редактирует религиозно-философские журналы "Новый путь" и "Вопросы жизни". Происходит его сближение с Д.С.Мережковским, впрочем, оказавшееся непродолжительным. В идеях последнего он в конечном счете увидит проявление "декадентства" и "религиозного сектантства". В автобиографии Самопознание, написанной в конце жизни, он скажет о духовной атмосфере, царившей в кругу идеологов "серебряного века", что это было "возбуждение", лишенное "настоящей радости". Вполне последовательная религиозно-метафизическая ориентация Бердяева нашла отражение в его работах Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные, литературные и Новое религиозное сознание и общественность (обе — 1907), а также в известной статье в сборнике "Вехи".

Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физическою и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине.

Бердяев Николай Александрович

В годы после первой русской революции Бердяев постоянно критикует различные варианты российского радикализма, как "левого", так и "правого" толка (сборник Духовный кризис интеллигенции, статьи Черная анархия, Казнь и убийство и др.). Эпохальными, с точки зрения определения собственной философской позиции, стали для Бердяева его книги: Философия свободы (1911) и Смысл творчества (1916). Во время Первой мировой войны Бердяев, не разделяя взглядов, которые ему представлялись "крайностями" патриотизма (он спорил по этому поводу, в частности, с В.В.Розановым, С.Н.Булгаковым, В.Ф.Эрном), был далек и от настроений антигосударственных и тем более антироссийских. Итогом его размышлений этих лет стала книга Судьба России (1918, переиздана — М., 1990). Отношение к Февральской революции у него с самого начала было двойственным: падение монархии он считал неизбежным и необходимым, но и "вступление в великую неизвестность" послереволюционного будущего воспринималось как чреватое хаосом, падением в "пучину насилия". Последние настроения вскоре возобладали: на первый план в размышлениях Бердяева выходит тема роковой опасности революции, приводящей к разрушению органической иерархии общественной жизни, "низвержению расы лучших", уничтожению культурной традиции (статья Демократия и иерархия, книга Философия неравенства и др.). Последовательное неприятие большевизма не помешало Бердяеву проявлять исключительную активность в послереволюционные годы: он выступал с публичными лекциями, преподавал в унивеситете, был одним из руководителей Всероссийского союза писателей, организовал Вольную академию духовной культуры, вел семинар о творчестве Достоевского. Вся эта деятельность оборвалась в 1922, когда Бердяев был выслан за границу.

Европейскую известность принесла философу его книга Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы (Берлин, 1924). Осмысляя трагический опыт русских революций и тенденции европейского развития, Бердяев провозглашает в этой работе завершение "безрелигиозной", "гуманистической эпохи" и вступление человечества в "сакральную" эпоху "нового средневековья", характеризующуюся религиозным возрождением и религиозными конфликтами, столкновением христианских и антихристианских идей. В идейной борьбе 20 в., по Бердяеву, позиции безрелигиозные уже не играют существенной роли. Любая значимая идея неизбежно принимает религиозный смысл. Это касается и коммунистической идеологии: "коммунистический интернационал есть уже явление нового средневековья". С 1925 по 1940 Бердяев был редактором журнала "Путь" — ведущего издания религиозно-философской мысли русского зарубежья. В "Пути" публиковали свои сочинения и видные представители европейской религиозной философии (Ж.Маритен, П.Тиллих и др.). В эмиграции Бердяев был активным участником европейского философского процесса, постоянно поддерживая отношения со многими западными мыслителями: Э.Мунье, Г.Марселем, К.Бартом и др. Среди наиболее значительных трудов Бердяева эмигрантского периода — О назначении человека. Опыт парадоксальной этики (1931), О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии (1939), Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация (1947). Уже после смерти философа увидели свет его книги: Самопознание. Опыт философской автобиографии, Царство Духа и царство Кесаря, Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого и др. В 1947 Бердяеву была присуждена степень доктора теологии в Кембриджском университете. Умер Бердяев в Кламаре близ Парижа 23 марта 1948.

Своеобразие философии, по Бердяеву, состоит в том, что она не сводится к системе понятий, представляет собой не столько "знание-дискурс", сколько "знание-созерцание", говорящее на языке символов и мифов. В мире символов его собственной философии ключевая роль принадлежала свободе и творчеству, с которыми в конечном счете связаны все прочие идеи-символы: дух, чье "царство" радикально, онтологически противостоит "царству природы"; объективация — бердяевская интуиция драматизма судьбы человека, не способного (культура — "великая неудача") выйти из пределов "царства природы"; трансцендирование — творческий прорыв, преодоление, хотя бы на миг, "рабских" оков природно-исторического бытия; экзистенциальное время — духовно-творческий опыт личной и исторической жизни, имеющий метаисторический, абсолютный смысл и сохраняющий его даже в эсхатологической перспективе. При этом именно свобода определяет содержание "царства духа", смысл его противостояния "царству природы". Творчество же, которое всегда имеет своей основой и целью свободу, фактически исчерпывает позитивный аспект человеческого бытия в бердяевской метафизике и в этом отношении не знает границ: оно возможно не только в опыте художественном и философском, но также и в опыте религиозном и моральном ("парадоксальная этика"), в духовном опыте личности, в ее исторической и общественной активности.

Бердяев придал свободе онтологический статус, признав ее первичность в отношении природного и человеческого бытия и независимость от бытия божественного. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует "первичная", "несотворенная" свобода, над которой Бог не властен, которая "коренится в Ничто извечно". Эта же свобода, нарушая "божественную иерархию бытия", порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — "религии свободы". Иррациональная, "темная" свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа "изнутри", "без насилия над ней", "не отвергая мира свободы". Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия.

В неспособности воспринять глубочайший и универсальный трагизм христианства Бердяев был склонен усматривать коренной недостаток традиционных теологических систем, постоянно указывая на их чрезмерный рационализм и оптимизм. Наиболее близкими себе религиозными мыслителями прошлого он считал Экхарта, Баадера, позднего Шеллинга и в особенности Беме. Основное же направление европейской метафизики, восходящей к Платону, находится, по Бердяеву, в русле онтологического монизма, утверждает фундаментальную первичность бытия (в его различных формах) и уже потому враждебно идее человеческой свободы и соответственно персонализму. "Нужно выбирать между двумя философиями — философией, признающей примат бытия над свободой, и философией, признающей примат свободы над бытием… Персонализм должен признать примат свободы над бытием. Философия примата бытия есть философия безличности" (О рабстве и свободе человека, 1939). С этой позицией было связано критическое отношение Бердяева к современному философскому "онтологизму" и, в частности, к фундаментальной онтологии М.Хайдеггера.

(1874-1948), русский религиозный философ. Участвовал в сборниках "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 - во Франции, издавал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения (переведены на многие языки): "Смысл творчества" (1916), "Миросозерцание Достоевского" (1923), "Философия свободного духа" (т. 1-2, 1927-28), "Русская идея" (1948), "Самопознание" (1949).

БЕРДЯЕВ Николай Александрович , русский религиозный философ.

Ранний период

Бердяев принадлежал к знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском кадетском корпусе (1884-94) и Киевском университете (1894-98) на естественном, затем на юридическом факультетах. С 1894 примкнул к марксистским кружкам, в 1898 за участие в них исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в Вологду. В 1901-02 Бердяев проделал эволюцию, характерную для идейной жизни России тех лет и получившую название "движение от марксизма к идеализму". Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев становится одной из ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборником "Проблемы идеализма" (1902) и положило начало религиозно-философскому возрождению в России. С 1904 Бердяев живет в Петербурге, руководит журналом "Новый путь" и "Вопросы жизни". Он сближается с кругом Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, В. В. Розанова и др., где возникло течение, названное "новым религиозным состоянием". Статьи этих лет собраны Бердяевым в книгах "Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900-1906" (1907) и "Новое религиозное сознание и общественность" (1907); в них выразились, по его самооценке, "тенденции религиозного Анархизма". С 1908 жил в Москве, входил в круг деятелей книгоиздательства "Путь" и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева; участвовал в сборнике "Вехи" (1909). Оригинальная философия Бердяева начинает складываться в 1911-12, когда после пребывания в Италии и размышлений о Ренессансе исконная у Бердяева тема свободы дополняется темой творчества и его неизбежной трагедии ("Смысл творчества", 1916).

Годы революции

Революционные годы - время интенсивной творческой и общественной деятельности Бердяева. Царский режим России он считал разложившимся и революцию оправданной; однако реальность победившей революции оттолкнула его, и в начале 1919 он написал книгу "Философия неравенства" (издана 1923), в которой отвергал демократию и социализм как "принудительную добродетель и принудительное братство". Позднее он вернулся к признанию социалистической идеи, но всегда был противником большевистского тоталитаризма и видел свой долг в духовном противостоянии ему. Он проводит у себя дома еженедельные литературно-философские собрания, организует Вольную академию духовной культуры (конец 1918), читает публичные лекции и становится признанным лидером небольшевистской общественности. Участник сборника "Из глубины" (1918). Дважды его арестовывают и осенью 1922 высылают в Германию в составе большой группы деятелей русской науки и культуры. В Берлине Бердяев организует Религиозно-философскую академию, участвует в создании Русского научного института, содействует становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД).

В эмиграции во Франции

В 1924 он переезжает во Францию, где, поселившись в Кламаре под Парижем, становится редактором основанного им журнала "Путь" (1925-40), важнейшего философского органа российской эмиграции. С небольшой книги о смысле современной эпохи "Новое средневековье" (1924) начинается широкая европейская известность Бердяева, и постепенно намечается его особая роль мыслителя-посредника между русской и западной культурами. Он знакомится с ведущими западными мыслителями (М. Шелер, Кейзерлинг, Ж. Маритен, Г. О. Марсель, Л. Лавель и др.), устраивает межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных (1926-28), регулярные собеседования с католическими философами (1-я половина 1930-х гг.), участвует в культурфилософских "декадах Понтиньи", философских собраниях и конгрессах. Персоналистское течение французских левых католиков, сложившееся в середине 1930-х гг. вокруг журнала Esprit во главе с Э. Мунье, возникает и развивается под прямым влиянием идей Бердяева о необходимости соединения христианской веры, духовной свободы и социальной справедливости. На Западе становится влиятельной также трактовка Бердяева русской истории и русского национального сознания, большевизма и революции, выраженная главным образом в книгах "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937) и "Русская Идея" (1946). Бердяев считает, что "русский коммунизм есть трансформация и деформация старой русской мессианской идеи. Коммунизм в Западной Европе был бы совершенно другим явлением". В годы 2-й мировой войны у Бердяева возникают надежды на гуманизацию советского режима, он даже вступает в контакты с его представителями (1944-46), однако известия о репрессиях и новых идеологических кампаниях обрывают его просоветские настроения. В послевоенные годы Бердяев дает наиболее зрелое изложение своей философии ("Опыт эсхатологической метафизики", 1947), пишет философскую автобиографию ("Самопознание", 1949). Бердяев приобретает общемировую известность - он автор около 40 книг, избирается почетным доктором богословия Кембриджского университета (1947).

Философия

Впервые выразив основные идеи в книге "Смысл творчества", Бердяев затем варьирует и развивает их. Это идея свободы, идея творчества и объективации, идея личности и, наконец, идея "метаисторического", эсхатологического смысла истории. В созданной Бердяевым дуалистической картине реальности друг другу противостоят, с одной стороны, дух (Бог), свобода, ноумен, субъект (личность, "я"), с другой - эмпирический мир, необходимость, феномен, объект. Оба мира не существуют оторванно друг от друга (что, по Бердяеву, соответствует платонизму), а взаимодействуют между собой: дух и свобода прорываются из ноуменального в феноменальный мир и действуют в нем.

Творчество и объективация

Плоды действия духа в мире всегда принимают форму объектов, мертвых продуктов, которые отделены от субъекта и подчинены всем ограничениям эмпирии - законам пространства-времени, причинно-следственной связи, формальной логики. Это ниспадение свободы в необходимость, называемое Бердяевым объективацией, - бытийный корень страдания, рабства, зла. Но объективации противостоит в мире другое начало - творчество. Творя, субъект вбирает этот мир в себя, включает его в свою внутреннюю жизнь, открытую для свободы и духа, и тем преображает его, освобождает от объективации. Творческий акт - прорыв духа в мир объектов. Плоды его вновь окажутся в сфере объективации, но сам он как таковой этой сфере не принадлежит, он свободен.

Творчество - путь к преодолению объективации, а это преодоление составляет смысл и назначение мировой истории. Но в рамках эмпирии, пространственно-временного бытия преодоление невозможно; само время с его несовместимостью прошлого, настоящего и будущего есть следствие объективации. Свободный от объективации мир лежит вне истории как иной "эон", мир свободного духа, отождествляемый у Бердяева с евангельским Царством Божиим. Этот метаисторический эон существует извечно в некоем "эсхатологическом" плане бытия, который может соприкоснуться со здешним миром в любое время и в любом месте. Творческий акт и есть такое касание, при котором в мире, в истории как вспышка, является их конец и смысл. История с точки зрения ее смысла не непрерывна, а дискретна, она есть "прерывный, прорывный творческий процесс". Подобная картина истории исключает все эволюционные и телеологические модели, теорию прогресса, а также и доктрину Божественного Провидения, которую Бердяев прямо называет "ложным учением": Бог открывает Себя миру, но не управляет им.

Идея личности

Философия Бердяева - это философия личности, персонализм. Личность - это не эмпирическая индивидуальность, а человек взятый как творческое и свободное существо, неподвластное объективации. Выход к другим людям и единение с ними присущи, по Бердяеву, личности как неустранимая часть ее внутреннего мира: "общество- часть личности" ("О рабстве и свободе человека"). Реализацию этой свободной внутренней cоциальности Бердяев называет "соборностью" и противопоставляет ее принудительной социализации, которую несут личности все безлично-универсальные структуры коллективного, социальные институты - классы, партии, нации, церкви. Отсюда социальная и правовая позиция Бердяева: "Нужно утверждать относительные формы, дающие максимум возможной свободы и достоинства личности, и примат права над государством" ("Опыт эсхатологической метафизики").

Будучи верующим, Бердяев в то же время критически относился ко всем овеществленным формам религиозного - догматам, церковной организации, историческому христианству как пораженным объективацией: творческое ее преодоление должно выявить духовную суть "эсхатологического христианства" как непреходящего откровения о Боге и человеке.