Нарушение зрения у школьников. Презентация на тему: Основные причины ухудшения зрения школьника

Середина учебного года. Первое, с чем столкнутся родители школьника - это существенная нагрузка на глаза ребенка. Постоянное напряжение глазных мышц учащегося приводит к нарушению кровообращения в органах зрения и преждевременной утомляемости.

Столько вопросов возникает у родителей! Как влияет компьютер на зрение ребенка? Как правильно выбрать настольную лампу? А правда ли утверждение о негативном влиянии на здоровье школьника энергосберегающих ламп? Как часто надо обследоваться у офтальмолога? Существует ли детская оздоровительная гимнастика для глаз? Попробуем ответить на самые важные из них.

Наиболее частой формой нарушений зрения в детском возрасте является близорукость.

По статистике в начальных классах близорукостью страдают около 10% детей, к окончанию школы показатель достигает 30%.

Миопия (близорукость) возникает из-за перенапряжения глаз ребенка, когда взгляд долгое время сосредоточен на близких предметах: учебнике, тетради, альбоме для рисования. Ни для кого не секрет, что наши дети подолгу сидят у телевизора и компьютера, фокусируя свой взгляд на одном расстоянии, что существенно увеличивает нагрузку на глаза. Дополнительные занятия, недостаток сна, малоподвижный образ жизни - все это способствует ухудшению зрения у школьника.

Если вы заметили, что ребенок стал щуриться, часто моргать, тереть глаза и садиться близко к экрану, возможно у него появились проблемы со зрением. Не откладывайте решение этой проблемы на потом, обратитесь к офтальмологу. Своевременное обращение к врачу сохранит зрение школьнику и предотвратит его дальнейшее ухудшение.

Для профилактики глазных заболеваний у детей рекомендуется запомнить несколько простых правил:

длительный просмотр телепередач или занятия на компьютере более получаса отрицательно влияют на зрение детей. Оптимальное расстояние до экрана телевизора - от 2 до 5 метров. Монитор должен стоять на расстоянии вытянутой руки ребенка. Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном

исключить чтение в положении лежа. Книгу (тетрадь) следует располагать от глаз на расстоянии, равном длине предплечья (от локтевого сгиба до кончика пальцев). Ребенок должен заниматься в хорошо освещенном месте, при этом источник света располагается слева и сверху от него. Специалисты в области гигиены и безопасности труда отметили, что энергосберегающая лампа дает освещение ярко-белого цвета, что представляет собой не только дополнительную нагрузку для глаз, но и способствует быстрой усталости глазных мышц. Особенно отчетливо это влияние проявляется при воздействии на органы зрения младших школьников. Кроме того, энергосберегающая лампа при работе постоянно мерцает. Такое мерцание хотя и незаметно для человеческого глаза, но оказывает на зрение негативное влияние, оцениваемое современными офтальмологами как фактор, постепенно ухудшающий зрение. Рекомендуется использовать наряду с общим комнатным освещением настольное освещение рабочего места ребенка светом желтого оттенка со средней степенью яркости, который обеспечивает стандартная лампа накаливания мощностью в 60-100 ватт. Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением

гуляйте побольше на свежем воздухе. Ещё один весомый аргумент в пользу регулярных прогулок представили учёные из Кембриджского университета. В результате их исследований выяснился факт, что у тех детей, которые мало гуляют, повышается риск приобретения миопии (близорукости). Они проанализировали образ жизни и качество зрения 10 тысяч детей и подростков и выяснили, что дети, страдающие близорукостью, гуляли в неделю в среднем на 3-7 часов меньше детей с нормальным зрением и доказали, что каждый дополнительный час прогулок в неделю снижает риск возникновения близорукости на два процента. И это неудивительно: как признаются сами ученые, во время прогулок появляются естественные факторы, положительно влияющие на детское зрение, такие, как солнечный свет и возможность разглядывать удалённые предметы

для того чтобы зрение ребенка было хорошим, очень важно обеспечить его правильным и рациональным питанием. Рацион вашей семьи должен быть сбалансированным. В пище должно быть мало жиров, но достаточно разнообразных злаков, плодов и овощей, содержащих витамины, полезные минеральные вещества и клетчатку. Врачи рекомендуют для сохранения здоровья и укрепления зрения питаться часто, но малыми порциями

Витамины, укрепляющие зрение:

ВИТАМИН С - киви, апельсины, лимоны, свекла, лук, зеленый горошек, белокочанная капуста, печень, картофель, помидоры, яблоки, грейпфрут. Улучшают кровообращение глаз. Овощи желательно употреблять в сыром виде.

ВИТАМИН А – печень, морковь, шпинат, тыква, папайя, зеленая листовая капуста, брокколи, дыня, помидоры, авокадо, абрикос, спаржа, зеленый горошек, фасоль, персик. Данные продукты в рационе предупреждают куриную слепоту и улучшают сумеречное зрение. В день достаточно выпить один стакан свежевыжатого морковного сока со сливками или несколькими каплями масла.

ВИТАМИН Е – подсолнечное и соевое масло, миндаль, маргарин, грецкие орехи, арахис, сливочное масло, яйца, молоко. Улучшает кровообращение в области глаз.

ВИТАМИН В1 – орехи, полированный рис, мед.

ВИТАМИН В2 – полированный рис и пшеничные зерна, молоко. Улучшает светочувствительность сетчатки глаз. Дневная потребность – 1 стакан молока.

ВИТАМИН В6 - капуста, пшеничные зерна, яичные желтки, рыба всех сортов.

ВИТАМИН В12 - виноград и чистый виноградный сок, яичный желток, черника, финики, чернослив, абрикосы. Улучшает светочувствительность сетчатки.

Для профилактики нарушения зрения у школьника необходимо регулярно выполнять гимнастику для глаз (2-3 раза в день по 3-5 минут).

Основной комплекс упражнений для укрепления зрения:

Упражнение 1. Движения по прямым линиям. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо - налево, и вертикали: вверх-вниз.

Упражнение 2. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

Каждый из нас когда-то задавал этот вопрос. Именно к этому возрасту у маленького человека формируется абстрактное мышление, необходимое для оперирования числами и усвоения правил грамматики, рефракция приближается к эмметропической, что означает одинаково хорошее зрение при чтении книги и с доски, развиваются мелкие мышцы пальцев рук, вовлекаемые в процесс письма. Ребенок готов к усвоению колоссального объема знаний и умений.

Большая часть информации в процессе обучения воспринимается посредством зрения. И качество зрения в немалой степени влияет на успеваемость.

Как мама, папа или педагог, будьте внимательны к признакам нарушения зрения и не откладывайте визит к офтальмологу при их появлении:

  • Ребенок держит книгу близко к глазам или садится вплотную к телевизору;
  • Теряет место в книге или ведет указательным пальцем вдоль строки при чтении;
  • Прищуривается;
  • Наклоняет голову, чтобы лучше видеть;
  • Закрывает один глаз при чтении или просмотре телевизора;
  • Избегает занятий, требующих хорошего зрения вблизи (чтение, рисование) или вдаль (спортивные игры);
  • Часто потирает глаза;
  • Зажмуривается при ярком освещении;
  • Жалуется на головную боль или утомление глаз;
  • Не пользуется компьютером;
  • Получает отметки ниже, чем обычно.

Обследование у офтальмолога и скрининговые осмотры в школе

Медосмотры, проводимые в 3, 9 и 11 классах школы, являют собой примеры скрининга – массового обследования, направленного на выявление лиц с повышенным риском возникновения некоторых наиболее распространенных заболеваний.

Скрининг не заменяет полноценного обследования. Поэтому, даже если в ходе медосмотра у Вашего чада не было выявлено признаков нарушения зрения, ему необходимо посещать офтальмолога раз в 2 года. Если же он носит очки или контактные линзы, обследования должны быть ежегодными. Вместе с ребенком растут и развиваются его глазки, поэтому очки и контактные линзы приходится довольно часто менять.

Глазные болезни у школьников

  • Близорукость (миопия) – нарушение зрения, при котором вследствие увеличения размера глаза или чрезмерного преломления лучи света сходятся перед сетчаткой, формируя на ней нечеткое изображение. Близорукость чаще развивается в возрасте 8-14 лет в связи с колоссальной нагрузкой на аккомодационный аппарат и активным ростом глаза в этот период. При этом ребенок плохо видит вдаль (написанное на школьной доске, мяч в спортивных играх). Миопию исправляют с помощью очков с рассеивающими (минусовыми) линзами.
  • Дальнозоркость (гиперметропия) – нарушение зрения, при котором вследствие небольшого размера глаза или недостаточного преломления лучи света сходятся в мнимой точке за сетчаткой, формируя на ней нечеткое изображение. Дальнозоркость – наиболее частая рефракция у детей до 10 лет. При невысокой гиперметропии ребенок хорошо видит вдаль и, за счет работы аккомодации, - вблизи. Очки назначают при дальнозоркости свыше 3,5 диоптрий, ухудшении зрения одного глаза и если работа на близком расстоянии вызывает затуманивание зрения, утомление глаз и головные боли. Гиперметропию исправляют очков с помощью очков с собирающими (плюсовыми) линзами.
  • Астигматизм – нарушение зрения, при котором степень преломления лучей света в двух взаимно перпендикулярных плоскостях различается, на сетчатке формируется искаженное изображение. Астигматизм связан с врожденными особенностями строения оптической системы глаза (чаще с неравномерной кривизной роговицы). Разница в преломляющей силе в 1,0 диоптрию легко переносится. При более высокой степени астигматизма контуры предметов, находящихся на различном расстоянии, воспринимаются нечеткими, искаженными. Сложные очки с цилиндрическими стеклами компенсируют разницу в преломляющей силе.
  • Расстройство аккомодации означает потерю четкости восприятия при рассматривании предметов, находящихся на различном удалении или перемещающихся относительно наблюдателя. В основе – нарушение сократительной способности цилиарной мышцы, в результате чего кривизна хрусталика остается неизменной, обеспечивая четкое зрение только вблизи или вдаль.
    У ребенка 8-14 лет чрезмерные нагрузки на орган зрения приводят к спазму аккомодации: цилиарная мышца сокращена и не способна расслабиться, хрусталик принимает выпуклую форму, обеспечивая четкое зрение вблизи. При этом ребенок плохо видит вдаль, поэтому такое состояние еще называют ложной близорукостью. Спазм аккомодации устраняют с помощью гимнастики для глаз и специальных капель.
  • Недостаточность конвергенции – нарушение способности направлять и удерживать зрительные оси обоих глаз на предмете, находящемся на близком расстоянии или перемещающемся по направлению к глазу. При этом один или оба глаза отклоняются в сторону, и возникает двоение. Конвергенцию тренируют с помощью специальных упражнений.
  • Расстройство бинокулярного зрения возникает при невозможности совместить два изображения, формирующиеся на сетчатках правого и левого глаза, для получения объемной картинки. Это может быть вызвано различием в четкости, величине изображений или попаданием их на разные участки сетчаток. При этом возникает одновременное зрение, когда видны два изображения, смещенных друг относительно друга. Или же для устранения двоения головной мозг подавляет изображение, формирующееся на сетчатке одного из глаз (как правило, хуже видящего) – зрение становится монокулярным. Восстановление бинокулярного зрения – трудоемкий процесс, требующий исправления нарушения зрения и длительной тренировки совместной работы глаз.

Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких.

Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова. И это ещё больше снижает тягу к знаниям.

За какой партой должен сидеть «очкарик», какие есть ограничения при занятии спортом и можно ли избавиться от очков, рассказывает детский офтальмолог, доктор медицинских наук Игорь Азнаурян .

— Когда ребёнок плохо видит, — текст в книге на столе или задание учителя на доске — он делает много ошибок, отвечает невпопад, получает плохие оценки и, в конце концов, может потерять интерес к процессу обучения вовсе.

Необходимость надеть очки в начальной или средней школе становится для многих детей настоящим стрессом. У кого-то необходимость носить очки возникает в сложном переходном возрасте, когда подростки бывают крайне жестоки по отношению к «очкарикам».

Отчаиваться не стоит. От очков ребёнка можно избавить, если правильно и своевременно начать лечение. Когда ребёнок начинает видеть лучше или вовсе снимает очки, он проявляет больше интереса к учёбе, у него появляются новые увлечения, например, ранее недоступные из-за плохого зрения хобби, он чувствует себя более уверенно в обществе сверстников.

Наденьте их немедленно!

Что происходит при снижении зрения? При нормальной рефракции лучи света, преломляясь, должны фокусироваться на сетчатке. При дальнозоркости фокус находится за сетчаткой, и ребёнок нечётко видит предметы, расположенные как вблизи, так и вдали, и ему постоянно приходится напрягать глаза. При астигматизме в глазу одновременно существует два фокуса, поэтому изображение размытое, расплывчатое, что не даёт возможности чётко видеть предметы. При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой, близорукий ребёнок плохо видит предметы, расположенные вдали.

Если детский офтальмолог назначил вашему ребёнку очки, их нужно надеть без промедления! Очков бояться не нужно. Утверждение, что ношение очков ухудшит зрение, что как только ребёнок наденет очки, то уже никогда их не снимет, ошибочно и в корне неверно. При близорукости слабой и средней степени очки назначаются только для дали, при близорукости высокой степени — для постоянного ношения. Это средство коррекции зрения, в очках ребёнок хорошо видит и чувствует себя комфортно. А при дальнозоркости и астигматизме это ещё и важное лечебное мероприятие, которое не позволит развиться косоглазию и амблиопии.

Контактные линзы — с 7 лет

Ребёнок стесняется очков? Им есть альтернатива: мягкие или жёсткие контактные линзы, которые при определённых показаниях можно надеть с 7 лет или даже раньше. Но определить возможность ношения и подобрать их правильно для ребёнка сможет только специалист по контактной коррекции (и только после правильно проведённого офтальмологического обследования).

За какой партой должен сидеть ребёнок с плохим зрением?

Выбор парты должен осуществляться согласно рекомендациям детского офтальмолога, который наблюдает ребёнка. В целом подход такой:

— если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребёнок может сидеть за любой партой, справка офтальмолога, для того чтобы пересадили поближе, ему не нужна;

— при зрении ниже 0,4 — только за первой партой.

Какие ограничения для занятий спортом?

Ребёнок не может заниматься спортом профессионально и участвовать в соревнованиях, если острота зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу и нет возможности долго находиться без очков или линз.

При близорукости средней и высокой степени, при наличии изменений на сетчатке, противопоказаны серьёзные физические нагрузки, которые могут стать причиной ее отслойки. Поэтому раз в год детей старше 7 лет (независимо от остроты зрения) нужно обследовать с трёхзеркальной линзой Гольдмана на предмет наличия/отсутствия дистрофических изменений на сетчатке.

90% детей с косоглазием и амблиопией имеют расстройства бинокулярного зрения: не воспринимают объём, не могут оценить расстояние до объекта и видят мир плоским. Таким детям противопоказаны упражнения, связанные с точным определением расстояния до спортивного снаряда (прыжки, барьеры и т. д.)

Как избавиться от очков?

На самом деле современные технологии позволяют нам не только восстанавливать зрение, но и при определённых глазных патологиях вовсе избавить ребёнка от очков. Сделать это можно лишь при соблюдении нескольких условий. Первое — своевременность. Чем раньше родители начинают лечение, тем быстрее им удаётся добиться положительного результата. А вот «нелечение», в свою очередь, может спровоцировать осложнения: амблиопию и косоглазие.

При дальнозоркости и астигматизме при проведении своевременного и регулярного лечения с помощью современных технологий мы можем избавить от очковой коррекции навсегда. Важно правильно разработать для ребёнка индивидуальную программу комплексного лечения. Проводить курсы терапевтического лечения нужно регулярно и под контролем детского офтальмолога, который ведёт ребёнка.

Что касается столь распространённой сейчас у школьников близорукости, то лечение в данном случае мы направляем на остановку её прогрессирования и профилактику развития осложнений, которые часто сопровождают быстро прогрессирующую близорукость: истончения, дистрофические изменения и разрывы сетчатки глаза. А если успеть поймать близорукость в самом начале и правильно и комплексно лечить, то ребёнку, возможно, даже не придётся надевать очки. У нас такой опыт есть.

Волшебных капель нет

И ещё один важный момент: сейчас существует много так называемых аппаратов, которые лечат и от близорукости, и от дальнозоркости, и от астигматизма. Важно понимать, что нет одного универсального аппарата, который сможет восстановить зрение ребёнку. Как нет таких волшебных капель или тем более витаминов для глаз. Положительного результата в лечении глазной патологии у ребёнка можно добиться только при проведении комплексного лечения, которое включает в себя различные методики для повышения остроты зрения, улучшения микроциркуляции внутриглазных структур и питания тканей. И лечение должно проводиться не в домашних условиях, а только в специализированной детской глазной клинике под контролем детского офтальмолога.

  • Дозируйте зрительные нагрузки ребёнка. Обязательно делайте пятнадцатиминутные перерывы во время занятий, чередуйте занятия с играми на свежем воздухе.
  • Расстояние между глазами и объектами зрительной работы (книги, экран компьютера) должно быть не меньше 40 см и строго фиксированным. Если это расстояние всё время меняется, глаза ребёнка находятся в постоянном напряжении, что может спровоцировать развитие спазма мышцы, которая отвечает за фокусировку (цилиарной мышцы), и, как следствие, развитие близорукости. Именно по этой причине крайне вредно читать лёжа или в транспорте.
  • Кстати, ухудшение зрения может спровоцировать и искривление в шейном отделе позвоночника. Обязательно следите за правильной осанкой ребёнка.
  • Больше бывайте с ребёнком на свежем воздухе. Обеспечьте ему правильное питание с большим количеством свежих овощей, фруктов и ягод. Это полезно для всего организма в целом!
  • Регулярно показывайте ребёнка детскому офтальмологу, даже если он не предъявляет жалоб. Некоторые патологии могут развиваться без симптомов.
  • Если глазная патология будет выявлена, не отчаивайтесь и начинайте лечение как можно раньше. Сегодня современная медицина позволяет нам лечить такие заболевания, которые недавно считались (а где-то и поныне считаются) неизлечимыми. И во многих случаях ваш ребёнок сможет смотреть на мир ясным взором без очков и линз!

Что делать, если ребёнка дразнят «очкариком»?

Советует доцент факультета психологии МГУ им. Ломоносова и Первого МГМУ им. Сеченова, член ассоциации детского психоанализа, кандидат психологических наук Антон Сорин :

— Прежде всего родителям ребёнка, которому прописали очки, важно самим отнестись к этому спокойно и позитивно. Выберите красивые очки. Расскажите, что довольно часто взрослые и дети носят очки, в этом нет ничего страшного, что на самом деле очки на сегодняшний день — модный аксессуар и т. д. Кроме того, очень важно самим взрослым не придумывать ребёнку прозвища, связанные с очками, даже в шутку. Потому что, только если в семье уверены, что ребёнок любим, талантлив и хорош, независимо от того, носит он очки или нет, он не будет их стесняться. А следовательно, — провоцировать негативную реакцию окружающих детей. И не будет обижаться на шутки сверстников.

Если всё же ребёнка задевают обидные шутки и оскорбления сверстников, поговорите с ним о том, что люди или дети, которые хотят обидеть кого-либо, всегда найдут повод и придумают обзывательство. Будь то очки, смешная фамилия, чудаковатая внешность, необычное поведение и т. д. Единственное, что имеет смысл делать в таком случае, — это игнорировать того, кто обзывается. Ведь если обидчик не получает обратную реакцию, его интерес к такой забаве быстро проходит.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Исследовательская работа: Нарушение зрения у школьников. Причины и профилактика. Выполнила: Ярова Гульнара. 9 б класс МОБУ СОШ с. Амзя

2 слайд

Описание слайда:

Задачи исследования: В процессе изучения различной литературы, узнать, как устроен глаз человека; Изучить какую роль играет глаз в жизни человека; Рассмотреть дефекты зрения; Установить основные причины ухудшения зрения; Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз; Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения; Сделать выводы; Оформить текст научной работы.

3 слайд

Описание слайда:

Методы исследования: Анализ различной литературы и материалов сети Internet; Опрос школьников. Проверка освещенности школьных кабинетов.Анализ результатов. Анализ результатов медицинских осмотров 2010-2014 годов;

4 слайд

Описание слайда:

Актуальность выбранной темы состоит в том, что забота о зрении имеет большое значение в жизни человека, учит понять, почему надо беречь зрение, выполнять упражнения для сохранения здоровья глаз, сделать их необходимыми для себя, сообщать эти правила другим. Объект изучения - глаз. Предмет изучения – глаз как оптический инструмент. Цель научной работы: Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения. А для этого необходимо понимать, как устроены органы зрения, и что можно делать для сохранения их здоровья. Новизна работы состоит в возможности научиться чему-то новому... Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня, учителями биологии и физики при изучении тем, при проведении занимательных уроков по охране здоровья.

5 слайд

Описание слайда:

Что такое глаз? Глаз - сенсорный орган (орган зрительной системы) человека и животных, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Причины ухудшения зрения: Врожденные или приобретенные заболевания; Неправильный режим дня; Дефицит движения,вредные привычки; Чрезмерные учебные нагрузки; Неограниченный просмотр телепередач, компьютер; Неправильная осанка;

8 слайд

Описание слайда:

Причины ухудшения зрения: Недостаток витаминов А, В, C, D и Е Недостаток освещения Засоренность организма

9 слайд

Описание слайда:

Близорукость по Гельмгольцу Симптомы близорукости: быстрая утомляемость глаз; повышенная чувствительность глаз к свету; частые головные боли; расплывчатость объектов, находящихся на большом расстоянии. Причины возникновения близорукости: Возрастные изменения зрения; Наследственность; Работа, требующая пристального внимания; Работа за компьютером; Изменение зрения в результате травм.

10 слайд

Описание слайда:

Дальнозоркость по Гельмгольцу Симптомы дальнозоркости: размытые близко расположенные предметы; быстрая утомляемость глаз; развивающееся косоглазие; воспаление глаз. Причины возникновения дальнозоркости: Наследственность; Возрастные изменения; Травмы головы,в частности, глаз; Длительная работа с мелкими предметами; Постоянное напряжение зрения.

11 слайд

Описание слайда:

Анкета «Гигиена зрения». Хорошо ли Вы видите? Да 30 человек Нет 13 человек Не знаю 7 человек При какой деятельности особенно устают Ваши глаза? Когда Вы Читаете 15 человек Пишите 10 человек Работаете с мелкими деталями 6 человек Играете на ПК 15человек Рисуете 4 человека Как быстро устают Ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания? Быстро 21 человек Не очень 20 человек Совсем не устают 9 человек Что Вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз? Гимнастику для глаз 12 человек Отдыхаете 38 человек Занимаетесь ли вы спортом? - Да 26 человек - Нет 24 человек Часто ли Вы гуляете? - Один раз в день обязательно. 18 человек - Гуляю от случая к случаю, как получится. 15 человек - Гуляю только по выходным. 17 человек Знаете ли Вы, как сохранить зрение? - Да 21 человек - Нет 29 человек

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Причины ухудшения зрения (по мнению учеников) 36% компьютер, 15% телевизор, 5% вредные привычки 30% недостаточное освещение, 5% нехватка витаминов 4% переутомляемость, 5% неправильное питание

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

При выполнении домашнего задания вы используете: 46% учеников, при выполнении домашнего задания, пользуются только верхним освещением 54% учеников пользуются комбинированным освещением (с использованием настольной лампы)

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Как правильно подобрать освещение стола? Свет на рабочем столе должен быть не слишком ярким, чтобы не ослеплять, но и не слишком темным, чтобы в процессе работы глаза не напрягались. Желательно, чтобы освещение было равномерным, исключая дискомфорт при переводе взгляда от более яркого предмета к более темному. Наиболее целесообразно комбинированное освещение. Свет должен падать на книгу или тетрадь равномерно. Используя смешанное освещение (дневное и искусственное) в комнате, обратите внимание на то, чтобы световые потоки не воспринимались глазом как раздельные. Отсутствие перепадов в свете – будет идеальным для здоровья. Если Вы проводит много времени за компьютером, учтите, что местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана компьютера и увеличивать освещенность экрана. Исключите из поля зрения во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. Стараясь правильно расположить источники света на рабочем столе, помните, что немаловажную роль играет используемый вид ламп.

22 слайд

Описание слайда:

Правила по охране зрения: Не трите глаза грязными руками; Умывайтесь ежедневно с мылом; Не смотрите близко телевизор (не менее 3м) и долго (более часа); Не играйте в компьютерные игры более 15-20 минут; Не читайте в транспорте; Не читайте, не рисуйте лежа в постели; Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева; Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей; Ешьте продукты,богатые витаминами; Гуляйте чаще на свежем воздухе.

23 слайд

Описание слайда:

Гимнастика для глаз Упражнения, которые способствуют снятию напряжения мышц глаза и улучшают кровообращение: Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть их (5-6 раз с интервалом 30 сек); Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (3-4 раза); Вращать глазами по кругу по 2-3 сек (3-4 раза); Быстро-быстро моргать (1 мин); Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 раза).

24 слайд

Описание слайда:

Растираем ладони до ощущения тепла в них! Подушечками большого и указательного пальцев крепко сожмите переносицу в районе уголков глаз, если есть болезненная точка – разминаете, чуточку вдавите пальцы внутрь уголков глаз. Затем медленно оттяните кожу переносицы, крепко сжимая пальцы, оттянутую кожу покатайте вправо - влево и плавно соскользните с оттянутой кожи (3-5 раз). Средним пальцем надавливая точечно (с усилием) пройдите по бровям, начиная от носа, болезненные точки помассируйте. Наложите ладонь руки на лоб, крепко прижмите ладонью другой руки – разомните лоб до красноты. Помассируйте виски круговыми движениями. Наложите основание ладони на веки закрытых глаз и слегка, аккуратно вдавить яблоки глаз внутрь (нежно). Подержать 10 секунд. Поморгать широко открытыми глазами. Растереть уши докрасна, особенно мочки ушей. Ладонями поочередно (левой, правой) погладить затылок – шею сверху вниз, смахивающими движениями (легко и нежно).

25 слайд

Описание слайда:

1. Телевизор. Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте – до 1,5 – 3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана. 2. Компьютер. Рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет – около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1,5 часов в день, с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз. 3. Чтение. При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см. Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева.

26 слайд

Описание слайда:

Название витамина, минерала Для чего служит Симптомы при недостатке Где содержится А Необходим для нормальной работы сетчатки Ухудшение зрения при плохом освещении Печень, желток, молоко, сливки, сливочное масло, морковь, томаты, абрикосы, семечки подсолнуха С Поддерживает тонус мышц Снижение тонуса глазных мышц, кровоизлияния в глазах, быстрая утомляемость глаз Белокачанная капуста, картофель (особенно осенью), красный и зеленый перец, морковь, помидоры, листовые овощи, яблоки, черная смородина В 1 Тиамин Способствует нормальной работе нервной ткани Повышенная нервозность, снижение умственной и физической работоспособности Мясо, печень, почки, дрожжи, орехи, цельное зерно (кукуруза, рожь, пшеница), мед, овощи

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений зрения у школьников

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора - наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. Особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации . Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм. Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость .

Упражнения для глаз.

  1. Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.

Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.

  1. Моргать в течении 1-2 мин.
  2. с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
  3. В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться.
  4. В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
  5. Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.

Эффект: химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительно аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.

Комплекс 1

1. Все упражнение следует повторять не менее 6 раз.

2. Горизонтальные движения глаз слева направо и наоборот.

3. Вертикальные движения вверх–вниз.

4. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

5. Интенсивное зажмуривание и расслабление глаз в быстром темпе.

6. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

7. Сведение глаз к носу. Для этого медленно поднесите палец к переносице, следя за его кончиком. Глаза легко «соединятся».

8. Частое моргание глазами.

9. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь, затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Комплекс 2

1. Смотреть вдаль прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставить палец на расстояние 25–30 см от глаз, смотреть на него 3–5 секунд. Опустить руку, снова посмотреть вдаль. Повторить 10–12 раз.

2. Взять карандаш, вытянуть руку перед собой, а затем медленно приближать к кончику носа, следя за движением карандаша. Повторить 10–12 раз.

3. Прикрепить на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3–5 мм (подойдёт любая наклейка). Переводить взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10–12 раз.

4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисовать глазами «восьмерку». Повторить 5–7 раз.

5. Поставить большой палец руки на расстоянии 20–30 см от глаз, смотреть на кончик пальца 3–5 секунд. Закрыть один глаз на 3–5 секунд, затем открыть снова посмотреть на кончик пальца. Закрыть другой глаз. Повторить 10–12 раз.

6. Смотреть 5–6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отвести руку вправо, при этом следить за пальцем, не поворачивая головы. То же выполнить левой рукой. Повторить 5–7 раз в каждом направлении.

7. Не поворачивая головы, медленно перевести взгляд влево вниз, затем – вправо вверх. Затем вправо вниз и влево вверх. Повторить 5–7 раз. Затем выполнить в обратном порядке

Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения (исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз):

  1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
  2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
  3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
  4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.

Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления мышц)

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали - влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации)

В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так - 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Сохранить и восстановить зрение помогут специальные комплексы упражнений, которые нужно выполнять не менее двух раз в день. Из предложенных нами вариантов вы можете выбрать для себя наиболее подходящей. Ещё лучшего результата поможет добиться чередование этих комплексов.