Мир женской души в поэзии А. Мир женской души в лирике А.А

В стихах Ахматовой открывается мир женской души, страстной, нежной и гордой. Рамки этого мира были очерчены любовью - чувством, составляющим в стихах Ахматовой содержание человеческой жизни. Нет, кажется, такого оттенка этого чувства, о котором бы не было сказано здесь: от нечаянных оговорок, выдающих глубоко затаенное («И как будто по ошибке Я сказала: "Ты..." до «страсти, раскаленной добела».

О душевном состоянии в стихах Ахматовой не рассказывается - оно воспроизводится как переживаемое сейчас, пусть и переживаемое памятью. Воспроизводится точно, тонко, и тут важна каждая - даже самая незначительная - подробность, позволяющая, уловив, передать переливы душевного движения, о котором прямо могло и не говориться. Эти подробности, детали порою вызывающе заметны в стихах, говоря о происходящем в сердце их героини больше, чем могли бы сказать пространные описания. Примером такой поразительной психологической насыщенности стиха, емкости стихового слова могут служить строки «Песни последней встречи»:

Так беспомощно грудь холодела,
Ho шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Поэзия Ахматовой представляет собой словно бы роман, насыщенный тончайшим психологизмом. Здесь есть свой «сюжет», который нетрудно восстановить, проследив, как возникает, развивается, разрешается порывом страсти и уходит, становится достоянием памяти чувство, которое в ранних стихах Ахматовой и определяет главное в жизни человека. Вот лишь предчувствие любви, неясное еще томление, заставляющее трепетать сердце: «Безвольно пощады просят Глаза. Что мне делать с ними, Когда при мне произносят Короткое, звонкое имя?» Оно сменяется другим чувством, которое резко учащает биение сердца, уже готового вспыхнуть страстью: «Было душно от жгучего света, А взгляды его как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить». Состояние это передано с физической ощутимостью, обжигающий свет здесь обладает странно - и пугающе - притягивающей силой, а последнее в стихах слово выдает меру беспомощности перед нею. Угол зрения в этих стихах, пожалуй, не широк, а само зрение сосредоточенно. И это потому, что здесь речь идет о том, что составляет ценность человеческого существования, в любовном поединке испытывается достоинство человека. К героине стихов придет и смирение, однако прежде у нее вырвется гордое: «Тебе покорной? Ты сошел с ума! Покорна я одной Господней воле. Я не хочу ни трепета, ни боли, Мне муж - палач, а дом его - тюрьма». Ho главные здесь слова те, что появятся вслед за только что приведенными: «Ho видишь ли! Ведь я пришла сама...» Подчинение - и в любви тоже - возможно в лирике Ахматовой лишь по собственной воле.

О любви Ахматовой написано много, и, наверное, никто в русской поэзии не воссоздал столь полно, столь глубоко это возвышенное и прекрасное чувство.

В ранних стихах поэтессы сила страсти оказывалась неодолимой, роковой, как любили тогда говорить. Отсюда - пронзительная резкость слов, которые вырываются из опаленного любовью сердца: «He любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый!» А далее здесь же: «Мне очи застит туман». И много их, строк, запечатлевших почти горестную беспомощность, которая приходит на смену вызывающему непокорству, приходит вопреки очевидному. Как это увидено - безжалостно, точно: «Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся...», «Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук».

И это тоже о любви, о которой в лирике Ахматовой сказано с той беспредельной откровенностью, что позволяет читателю относиться к стихам как к строкам, ему лично адресованным.

Любовь у Ахматовой одаривает и радостью, и горем, но всегда это счастье, потому что позволяет преодолеть все разъединяющее людей («Ты дышишь солнцем, Я дышу луною, Ho живы мы любовию одною»), позволяет их дыханию слиться, отозвавшись в рожденных этим стихах:

Лишь голос твой поет в моих стихах,
В твоих стихах мое дыханье веет.
И есть костер, которого не смеет
Коснуться ни забвение, ни страх.
И если б знал ты, как сейчас мне любы
Твои сухие, розовые губы.

В стихах Ахматовой разворачивается жизнь, суть которой в первых ее книгах и составляет любовь. И когда она оставляет человека, уходит, то остановить ее не могут даже справедливые укоры совести: «В недуге горестном моя томится плоть, А вольный дух уже почиет безмятежно». Только это кажущаяся безмятежность, она опустошительна, порождая горестное осознание, что в покинутом любовью доме «не совсем благополучно».

Ахматова не стремится вызвать у читателя сочувствие, а тем более жалость: в этом героиня ее стихов не нуждается. «Брошена! Придуманное слово - Разве я цветок или письмо?» И дело тут вовсе не в пресловутой силе характера - в стихах Ахматовой всякий раз схватывается мгновение: не остановленное, а ускользающее. Чувство, состояние, лишь наметившись, изменяется. И может быть, именно в этой смене состояний - их зыбкости, неустойчивости - очарование, прелесть воплощаемого в ранней лирике Ахматовой характера: «Радостно и ясно Завтра будет утро. Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро». Даже облик героини стихов намечен легким штрихом, едва уловим: «У меня есть улыбка одна. Так, движенье чуть видное губ». Ho эта зыбкость, неопределенность уравновешивается обилием деталей, подробностей, принадлежащих самой жизни. Мир в стихах Ахматовой не условно поэтический - он реален, выписан с осязаемой достоверностью: «Протертый коврик под иконой, В прохладной комнате темно...», «Ты куришь черную трубку, Как странен дымок над ней. Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней». И героиня стихов появляется здесь «в этом сером будничном платье, на стоптанных каблуках...». Однако ощущение заземленности при этом не возникает - тут другое: «...Нет земному от земли И не было освобожденья».

Погружая читателя в жизнь, Ахматова позволяет почувствовать течение времени, властно определяющего судьбу человека. Впрочем, вначале это находило выражение в столь часто встречающейся у Ахматовой прикрепленности происходящего к точно - по часам - обозначенному моменту: «Я сошла с ума, о мальчик странный, Вереду в три часа». Позднее ощущение движущегося времени будет поистине материализовано:

Что войны, что чума? Конец им виден скорый;
Их приговор почти произнесен.
Ho как нам быть с тем ужасом, который
Был бегом времени когда-то наречен.

О том, как рождаются стихи, Ахматова рассказала в цикле «Тайны ремесла». Примечательно соединение этих двух слов, совмещение сокровенного и обыденного - одно из них буквально неотделимо от другого, когда речь заходит о творчестве. Оно у Ахматовой явление того же ряда, что и жизнь, и процесс его идет по воле сил, что диктуют ход жизни. Стих возникает как «раскат стихающего грома», как звук, побеждающий «в бездне шепотов и звонов». И задача поэта - уловить его, расслышать прорывающиеся откуда-то «слова и легких рифм сигнальные звоночки».

Процесс творчества, рождение стиха у Ахматовой приравнивается к процессам, что происходят в жизни, в природе. И обязанность поэта, казалось бы, не выдумывать, а всего-то лишь, расслышав, записать. Ho давно уже замечено, что художник в своем творчестве стремится не к тому, чтобы делать как в жизни, а творит как сама жизнь. В соперничество с жизнью вступает и Ахматова: «У меня не выяснены счеты С пламенем и ветром, и водой...» Впрочем, тут, пожалуй, точнее говорить не о соперничестве, а о сотворчестве: поэзия позволяет добраться до сокровенного смысла того, что делается и сделано жизнью. Это Ахматовой было сказано: «Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда». Ho земной сор становится почвой, на которой поэзия вырастает, поднимая с собой человека: «...Мне мои дремоты Вдруг такие распахнут ворота И ведут за утренней звездой». Вот почему в лирике Ахматовой у поэта и мира отношения на равных - счастье быть одаренной им неотделимо в стихах от осознания возможности одарить щедро, по-царски:

Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.

Для Ахматовой искусство способно вбирать в себя мир и тем самым делать его богаче, и этим определяется его действенная сила, место и роль художника в жизни людей.

С ощущением этой - дарованной ей - силы Ахматова прожила свою жизнь в поэзии. «Осуждены - и это знаем сами - Мы расточать, а не копить», - сказано ею в самом начале поэтического пути, в пятнадцатом году. Именно это позволяет стиху обрести бессмертие, о чем сказано афористически точно:

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле - печаль
И долговечней - царственное слово.

При встрече со стихами Ахматовой невольно вспоминается имя Пушкина: классическая ясность, интонационная выразительность ахматовского стиха, отчетливо выраженная позиция приятия мира, противостоящего человеку, - все это позволяет говорить о пушкинском начале, явственно обнаруживающем себя в поэзии Ахматовой. Имя Пушкина было для нее самым дорогим - с ним связывалось представление о том, что составляет суть поэзии. Прямых перекличек с пушкинскими стихами в поэзии Ахматовой почти не встретить, воздействие Пушкина сказывается здесь на ином уровне - философии жизни, настойчивом стремлении быть верным лишь одной поэзии, а не силе власти или требованиям толпы.

Именно с пушкинской традицией связывается свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли и гармонической точности стиха, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности, наконец, многообразие лирических тем, скрепляемых личностью поэта, который всегда современник читателю.

Женская душа во все времена оставалась загадкой для мужчин. Но они всегда к этому стремятся, ведь понять женщину – значит, понять мир. Читая лирику Ахматовой, можно больше узнать об этой отдаленной и неведомой галактике – женской душе.

Выразителем женского мироощущения в творчестве Ахматовой, конечно, является лирическая героиня, которая взрослеет и мудреет вместе с автором.

Обратившись к раннему творчеству поэтессы, мы можем отметить в лирической героине того периода некоторые весьма характерные черты. При сравнении двух стихотворений – «Сжала руки под темной вуалью…» и «Песня последней встречи» - сразу выделяется общая для них тема расставания, а точнее – переживания женщины из-за разрыва с любимым человеком. Лирическая героиня здесь – еще совсем молодая девушка.

Оба стихотворения позволяют нам приоткрыть завесу над тайной женской души. Первая особенность, которая бросается в глаза, – это противоречивость, даже парадоксальность мышления героини. В первом стихотворении она считает себя виновницей расставания, именно она «терпкой печалью напоила его допьяна». Но, доведя дело до разлуки, она бежит за ним до ворот и кричит: «Шутка // Все, что было. Уйдешь, я умру».

В стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» героиня бежит за героем, уходящим из ее дома в ворота – дверь из замкнутого пространства в общий большой мир – навсегда. В «Песне последней встречи» героиня сама уходит из когда-то близкого, а теперь ставшего для нее чужим дома. Волнение, которое охватывает героиню выдается только одной фразой: «Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки».

Так как в обоих стихотворениях есть сюжет, то есть и кульминация. В «Сжала руки под темной вуалью…» это разговор героя и героини в последней строфе, в «Песне последней встречи» – диалог героини с «осенним шепотом». Диалог скорее характерен не для поэзии, а для эпического произведения. Он привносит сюжетность и передает накал страстей.

В обоих случаях подчеркивается отстраненность героини и героя друг от друга. В ответ на просьбу о прощении герой отвечает девушке «Не стой на ветру», нарочито подчеркивая заботу о ней. Но, в то же время, он показывает, что ему уже не нужны ни ее чувства, ни ее признания. В другом стихотворении отклик в душе героини находит реплика осеннего ветерка:

Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой.

Она тоже чувствует себя обманутой, несправедливо обиженной. Сам герой не показан, он не говорит с героиней – все слова уже сказаны там, где свечи горят «равнодушно-желтым огнем», в доме, где он остался, но его присутствие явно и ощутимо. Именно это и создает настроение героини и настроение всего стихотворения.

В момент кульминации и во втором стихотворении звучит: «Со мною умри!» Аура смерти придает особое звучание мотиву разлуки: переживания героини становятся максимально драматичными, выводят всю ситуацию, описанную в стихотворении, на совершенно новый эмоциональный уровень.

Уже абсолютно другая ипостась лирической героини раскрывается в стихотворении «А, ты думал – я тоже такая…» Та же тема разлуки обыгрывается автором абсолютно по-другому. И героиня переживает разлуку иначе: она вызывает у нее гнев и злобу, желание высказать все наболевшее. Героиня задает риторический вопрос: « А, ты думал – я тоже такая, // Что можно забыть меня?»

Ответ на этот вопрос уже заведомо известен. Нет, он не сможет забыть. Злая ирония пронизывает последние строчки первого катрена. Героиня будто издевается над любимым:

А, ты думал….

…что брошусь, моля и рыдая.

Под копыта гнедого коня.

Неслучайно в стихотворении возникают и мотивы любовных заговоров:

Или стану просить у знахарок

В наговорной воде корешок

И пришлю тебе страшный подарок –

Мой заветный душистый платок.

Героиня опять-таки насмехается над героем. Но во второй части вдруг тон становится серьезным и даже суровым. За убийство любви она проклинает героя. Душу его героиня называет «окаянной». И поклявшись самым святым и светлым, что есть у нее в жизни: «ангельским садом», «чудотворной иконой», чадом «пламенных ночей», лирическая героиня обещает: «Я к тебе никогда не вернусь».

Это обещание дается скорее самой себе. Поразительны в стихотворении два момента. Во-первых, любовь плотская и любовь христианская для героини равноценны. А во-вторых, чрезвычайно эмоциональное стихотворение не содержит ни одного восклицательного знака. Что это означает? То, что решение, принятое героиней, рассудочно и холодно. Между стихотворениями «Сжала руки под темной вуалью» и «А, ты думал – я тоже такая…» прошло десять лет, но лирическая героиня очень повзрослела.

Совершенно ясно, что, несмотря на возможность многообразия трактовок этих стихотворений, все они вероятны только в рамках единого сюжета, который не вызывает сомнений, и происходят из загадочности женского характера, загадочности самой жизни. Но загадочность эта не мистическая, а обыкновенная, свойственная жизни вообще и женской жизни в частности, загадочность любви, которую никто не отрицает и не подвергает сомнению.

Я научила женщин говорить…
А. Ахматова.
1912 год можно назвать революционным в русской поэзии. В это время увидел свет первый сборник Анны Ахматовой – “Вечер”. После его выхода критики в один голос поставили эту поэтессу рядом с первыми поэтами России. Больше того, современники признавали, что именно Ахматовой “после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов”. После “Вечера” последовали “Четки” (1914) и “Белая стая” (1917).
Все три этих сборника поэтессы были посвящены одной теме – любви. Революционность лирики Ахматовой заключалась в том, что она открыла миру вселенную женской души. Поэтесса вывела на сцену свою лирическую героиню и обнажила все ее душевные переживания – ее чувства, эмоции, мечты, фантазии.
В своих стихах Ахматова не только создала универсальный женский характер. Она показала его различные формы и проявления: юная девушка (“Молюсь оконному лучу”, “Два стихотворения”), зрелая женщина (“Сколько просьб…”, “Как велит простая учтивость”, “Прогулка”), неверная жена (“Сероглазый король”, “Муж хлестал меня узорчатым…”). Кроме того, героиня Ахматовой – это и разлучница, и блудница, и странница, и староверка, и крестьянка. В своих стихах рисует поэтесса и участь сестры и матери (“Магдалина билась и рыдала”, “Реквием” и другие).
В стихотворении “Все мы бражники здесь, блудницы…” лирическая героиня испытывает муки ревности. Ее любовь к герою настолько сильна, что сводит женщину с ума:
О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.
Героиня пытается вернуть ушедшее чувство. Она хочет привлечь своего возлюбленного красотой: “Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней”. Или героиня уже справляет поминки по ушедшей любви? Ведь она прекрасно понимает, что “навсегда забиты окошки”. Любовь прошла, ее не вернешь. Остается только тосковать и желать себе смерти, но исправить уже ничего нельзя.
А стихотворение “Мальчик сказал мне: “Как это больно!” рисует противоположную ситуацию. Героиня Ахматовой, зрелая женщина, внушила любовь юноше. На возраст героини указывает ее обращение к юноше – “мальчик”. Теперь эта женщина отказывает в любви. Она видит, что причиняет молодому человеку невыносимую боль, но поступить по-другому не может:
Я знаю: он с болью своей не сладит,
С горькой болью первой любви.
Как беспомощно, жадно и жарко гладит
Холодные руки мои.
Контраст в последних строках стихотворения передает накал чувств героев. Юноша “жадно и жарко” любит лирическую героиню, та же к нему холодна.
Вообще, руки – очень значимая деталь в лирике Ахматовой. Они, на мой взгляд, отражение души, чувств и эмоций героев. Так, в стихотворении “Сжала руки под темной вуалью…” все горе разлуки Ахматова передает через эту строку. Сжала руки под вуалью – это значит сжала душу под чернотой тоски и беды. Героиня что-то сказала своему возлюбленному, в чем-то ему призналась. Эти слова “напоили печалью допьяна” героя. Поняв, что она сделала, героиня пытается все вернуть, ведь она жить не может без своего возлюбленного:
Задыхаясь, я крикнула: “Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру”.
Но… поздно. Герой уже “отравлен” печалью. Последними его словами было будничное и безразличное: “”Не стой на ветру”.
Большую роль руки играют и в стихотворении “Песня последней встречи”. В нем героиня пережила очень тяжелый момент – расставание с любимым. Ее состояние передает одна, но очень весомая, деталь:
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Вообще, в жизни лирической героини Ахматовой любовь играет колоссальную роль. Это главное как для нее, так и для самой поэтессы. Но, к сожалению, в лирике А. Ахматовой очень редка счастливая любовь. Это чувство у поэтессы – всегда горечь, разлука, печаль, желание смерти. Можно сказать, что героиня Ахматовой умирает с каждым расставанием и возрождается с каждой новой любовью в ее жизни.
Другая ипостась лирической героини – это женщина-поэт. Она воспринимает свой талант не как подарок, а как крест, который должна нести на протяжении всей жизни. В стихотворении “Музе” героиня укоряет свою “музу-сестру”:
Муза! ты видишь, как счастливы все
Девушки, женщины, вдовы…
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.
Для лирической героини божий дар – это возможность жить жизнью обычной женщины, не чествовать бед и тягот всех женщин на земле. Но героине такое счастье недоступно. Она должна терпеть всю мировую боль и выражать ее в своих стихах.
В стихотворении “Песенка” героиня Ахматовой – простая крестьянка. Рисуется ее суровая жизнь, ее тяжелая “доля-мука”. Судьба этой героини ассоциируется с образом лебеды, который традиционно считался знаком несчастья: “про любовь пою – лебеду полю”. Голос этой простой женщины, претерпевшей много бед и горя, сплетается с голосом женщины-поэта. Ключевым образом последней строфы стихотворения является “камень вместо хлеба”. Это “награда злая” героине-поэтессе и героине простой женщине за все: за их жизнь, за их поступки. Женщина в этом стихотворении Ахматовой одинока. Она остается один на один с мирозданием, с Богом:
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
Лирическая героиня Ахматовой – это мать, потерявшая своего ребенка (“Муж в могиле, сын в тюрьме – помолитесь обо мне…”), и россиянка, страдающая вместе со своей страной (“Реквием”):
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Таким образом, лирическая героиня Ахматовой – это Женщина во всех ее земных воплощениях, во всех ее ипостасях. Именно благодаря этой поэтессе открылся богатейший и глубочайший мир женской души – мир Любви и Печали, Света и Тьмы, Бога и Дьявола…

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Мир женской души наиболее полно раскрывается в любовной лирике А. Ахматовой и занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических Read More ......
  2. Женская душа во все времена оставалась загадкой для мужчин. Но они всегда к этому стремятся, ведь понять женщину – значит, понять мир. Читая лирику Ахматовой, можно больше узнать об этой отдаленной и неведомой галактике – женской душе. Выразителем женского мироощущения Read More ......
  3. Первые книги Ахматовой исключительно о любви. Читая ее стихотворения, можно подумать, что это дневник женщины, которая находится в постоянном духовном развитии, и вместе с ней развивается и ее любовный роман. Это пики и обрывы, взлеты и падения. А также это Read More ......
  4. Серебряный век русской литературы немыслим без творчества Анны Ахматовой. Ее поэзия – своеобразный гимн женщине. Героини Ахматовой реалистичны, и каждая читательница может найти в этих образах что-то близкое. Стихотворение “Сжала руки под темной вуалью” является одним их первых в сборнике Read More ......
  5. Женщина – поэт. Судя даже по истории русской литературы, это словосочетание проблематично. Лишь в XIX веке в России появляются поэтессы, и то это явно поэтическая периферия: полузабытые сейчас Каролина Павлова или Юлия Жадовская, совсем забытые Елизавета Шахова и Евдокия Растопчина. Read More ......
  6. Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву. Ахматова не признавала определения Read More ......
  7. Стихотворение “Сероглазый король” – одно из ранних произведений А. Ахматовой, вошедшее в ее первый поэтический сборник “Вечер”. Стихотворение посвящено любовной тематике, оно сюжетно и своими образами напоминает средневековую европейскую песню или балладу. В центре внимания, как всегда у Ахматовой, – Read More ......
  8. Центральный герой произведений Некрасова – народ. Его он изображает очень ярко и с большой любовью. Чтобы картина народной жизни была полной, поэт изображает и тяжелый быт деревни, и нищету городских бедняков. Особое место в его произведениях занимает образ Русской женщины. Read More ......
Мир женской души в лирике А. Ахматовой

Мир женской души наиболее полно раскрывается в любовной лирике А. Ахматовой и занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических сборников.

Ранняя любовная лирика Анны Ахматовой воспринималась как своеобразный лирический дневник. Однако изображение романтически преувеличенных чувств не свойственно ее поэзии. Ахматова говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии – обо всем, что близко многим, что способен испытать и понять каждый.

Любовь в лирике А. Ахматовой предстает как «поединок роковой», она почти никогда не изображается безмятежно, идиллически, а, наоборот, в предельно кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью.

Обычно ее стихи – начало драмы или ее кульминация. «Мукой живой души» платит ее лирическая героиня за любовь. Сочетание лиризма и эпичности сближает стихи А. Ахматовой с жанрами романа, новеллы, драмы, лирического дневника.

Одна из тайн ее поэтического дара заключается в умении полно выразить самое интимное в себе и окружающем мире. В ее стихах поражает струнная напряженность переживаний и безошибочная меткость острого их выражения. В этом сила Ахматовой.

Тесно переплетены в стихах Анны Ахматовой тема любви и тема творчества. В духовном облике героини ее любовной лирики угадывается «крылатость» творческой личности. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего, 1911 года. Однако Ахматова предвидит, что поэтическая слава не может заменить любви и счастья земного.

Интимная лирика А. Ахматовой не ограничивается лишь изображением отношений любящих. В ней всегда – неиссякаемый интерес поэта к внутреннему миру человека. Своеобразие ахматовских стихов о любви, оригинальность поэтического голоса, передающего самые сокровенные мысли и чувства лирической героини, наполненность стихов глубочайшим психологизмом не могут не вызывать восхищения.

Как никто другой Ахматова умеет раскрыть самые потаенные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения. Поразительная психологическая убедительность достигается использованием очень емкого и лаконичного приема красноречивой детали (перчатка, кольцо, тюльпан в петлице…).

«Земная любовь» у А. Ахматовой подразумевает и любовь к окружающему человека «земному миру». Изображение человеческих отношений неотрывно от любви к родной земле, к народу, к судьбе страны. Пронизывающая поэзию А. Ахматовой идея духовной связи с Родиной выражается в готовности пожертвовать ради нее даже счастьем и близостью с самыми дорогими людьми («Молитва»), что впоследствии так трагически сбылось в ее жизни.

До библейских высот поднимается она в описании материнской любви. Страдания матери, обреченной видеть крестные муки своего сына, просто потрясают в «Реквиеме»:

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»

А Матери: «О, не рыдай Мене…»

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Таким образом, поэзия А. Ахматовой не только исповедь влюбленной женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли.

Анна Ахматова как бы объединила «женскую» поэзию с поэзией основного потока. Но это объединение лишь кажущееся – Ахматова очень умна: сохранив тематику и многие приемы женской поэзии, она коренным образом переработала и то, и другое в духе не женской, а общечеловеческой поэтики.

Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой.

Сочинение на тему «лирика Ахматовой как поэзия женской души»

Многие поэты восхваляли женскую природу и посвящали ей свои стихи и произведения. Но поистине гармоничные стихи, проникающие в душу, писала Ахматова. Ее стихами можно было зачитаться, в каждой строчке было что-то таинственное и глубокое. Мир женской души занимал центральное место в творчестве талантливой поэтессы. Сотни стихов, посвященных любви и женскому началу можно справедливо назвать гениальными.
Творчество раннего периода Анны напоминает автобиографический дневник, где она раскрывает душу. Поэзия Ахматовой отражает простые земные радости женщины, а так же рассказывает о печалях, которые знакомы каждой представительнице прекрасного пола. Она красочно рисует долгожданные встречи и минуты расставания, трогательные моменты и грубые ссоры. Все это знакомо любой женщины, ее творения реалистичны. Поэтому стихи Ахматовой так легко читаются и отражают всю глубину женской души.
Любовные стихи Анны направлены на изображение самых важных моментов в жизни девушки: ее первые чувства, неудержимая страсть, момент гибели любви, минуты расставания. Особенностью стихов Ахматовой является талант передать читателю все самое интимное, что есть в поэтессе. Она гостеприимно открывает дверь в собственную душу.
Лирика поэтессы охватывает не только тему любви и разлуки. Анна Ахматова так же затрагивает вопросы личностного роста женщины, ее саморазвития. В ее стихах даже звучит некий призыв. В каждом стихе Анны есть частичка ее души. Она не писала бездумные стихи. Каждое творение из ее лирики отражает жизнь поэтессы в тот или иной момент. Ее стихи пропитаны талантом и женственностью.
Анна обладала удивительным даром находить и отображать внутренний мир человека, его переживания и стремления. Она, как тонкий психолог, могла увидеть что-то неуловимое и запечатлить это в стихах. Передаваемая тема женской души особенно обостряется в лирике Ахматовой при помощи тонких описаний деталей и нюансов. Поэтому ее поэзию часто называют отражением женской души.