Методы и методики психодиагностики. Психодиагностический метод и диагностические подходы

Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важная форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. От других видов диагностики (технической, медицинской, педагогической, профессиональной) психодиагностика отличается объектом, предметом и используемыми методами. Психодиагностика –– область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуальных особенностей личности (Л.Ф. Бурлачук).

Метод - широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется техникой.

Методика - конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).

Классификация методов психодиагностики

В классификации методов исследования в психологии, предложенной Б.Г. Ананьевым, психодиагностические методы относятся к группе эмпирических, связанных с получением научных данных, накоплением данных (рис. 1).


Рис. 1. Классификация методов психологии Б.Г. Ананьева

Существуют и другие классификации методов психологии, где методы психодиагностики выделяются в отдельную группу, т. е. не относятся к методам исследования (Н. Б. Гриншпун и др.).

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить психологу выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому классификация должна отражать связь методов с диагностируемыми психическими свойствами и практическими задачами. Но полного соответствия между задачами и методиками не существует. Наиболее ценные методики обладают универсальностью и могут применяться для решения разных задач. В способах овладения этими методиками и процедурах их использования имеются технологические признаки, по которым методики и группируются в операционально-технологические классификации.

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

Чешский психолог Й. Шванцара классифицирует методы психодиагностики в группы по нескольким основаниям:



1. В зависимости от характера используемого стимульного материала (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «карандаша и бумаги» и т.д.);

2. В зависимости от характера получаемых диагностических показателей (простые и комплексные);

3. В зависимости от наличия правильного ответа (тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов);

4. В зависимости от характера психической активности испытуемых:

· интроспективные (сообщение испытуемого о своем личном опыте, переживаниях, отношениях);

· экстроспективные (внешнее наблюдение и оценка разнообразных психических проявлений испытуемого);

· проективные (перенос испытуемым неосознаваемых личностных особенностей, внутренних конфликтов, скрытых влечений и др. на малоструктурированные, многозначные стимулы);

· исполнительные (осуществление испытуемый какого-либо действия –перцепционного, мыслительного, моторного, – количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт).

В классификации психодиагностических методов В.К. Гайда и В.П. Захаров объединяют их по следующим основаниям:

1. По качеству: стандартизированные, нестандартизированные.

2. По цели применения:

· общедиагностические (тесты-опросники Р. Кеттелла, Г. Айзенка, тесты общего интеллекта);

· тесты профессиональной пригодности;

· тесты одаренности;

· тесты специальных способностей (технических, музыкальных);

· тесты достижений.

3. По материалу, которым оперирует испытуемый:

· бланковые;

· предметные (кубики Косса, «сложение фигур» из набора Векслера);

· аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.).

4. По количеству обследуемых: индивидуальные и групповые.

5. По форме ответа: устные и письменные.

6. По ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; иссле­дователя интересует как успешность, так и способ решения задачи.

7. По степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отлича­ются тем, что в гомогенных методиках задачи схожи друг с другом и применяются для из­мерения определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гете­рогенных – задачи различны и применяются для оценки разнообразных характеристик).

8. По комплексности: отдельные тесты и тестовые наборы (батареи).

9. По характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами.

10. По диагностируемой области психического: тесты личности и интел­лектуальные тесты.

11. По характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

Одним из ведущих оснований классификации психодиагностических методов согласно А.А. Бодалеву и В.В. Столину является степень вовлеченности психолога в диагностическую процедуру и его влияние на результат психодиагностики. По этому основанию авторы объединяют методы психодиагностики в 2 группы:

1. Объективные характеризуются минимальной степенью вовлеченности и влияния психодиагноста на процедуру проведения, обработку и интерпретацию результатов диагностики:

· аппаратурные методики;

· некоторые стандартизированные самоотчеты.

2. Диалогические характеризуются большой степенью влияния опыта, про­фессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характери­стик на диагностическую процедуру и результаты диагностики. Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться психодиагност может, как создать оптимальные условия для получения диагностически важной информации, так и полностью исказить ее смысл. К таким методам относят:

· беседы;

· интервью;

· диагностические игры;

· патопсихологический эксперимент;

· проективные методики.

Таким образом, все методы можно расположить на шкале, полюса которой образованы объективными тестами и диалогическими методами.

Одним из основных технологических приемов, заложенных в основу конструирования психодиагностического инструментария, является наличие или отсутствие правильного ответа на задания методик. Исходя из этого принципа, различают два вида диагностических методик:

· методики, основанные на заданиях, которые правильного ответа не имеют; эти методики характеризуются лишь частотой и направленностью ответов (большинство личностных опросников);

· методики, основанные на заданиях, предполагающих правильный ответ (тесты интеллекта, специальных способностей).

Фундаментом классификации психодиагностических инструментов может служить основной методический принцип (рис. 2).

В данной классификации не рассматриваются психофизиологические аппаратурные методики, предполагающие психологическую интерпретацию физиологических или аппаратурно-зарегистрированных поведенческих показателей.


Рис. 2. Классификация методик по методическому принципу


Другим ведущим основанием конструирования методик является характер использования речевой активности испытуемого. Исходя из которого, различают 2 вида диагностических методик:

* вербальные методики, опосредованные речевой активностью обследуемых; задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме, т.е. их выполнение, а, следовательно, и полученные результаты, во многом зависят от уровня культуры, образованности испытуемого;

* невербальные методики включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций; выполнение задания опирается на невербальные способности (перцептивные, моторные), данный тип методик меньше зависит от уровня образования испытуемого, что в частности учитывается при оценке «природного» или флюидного интеллекта, свободного от влияния культуры.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые, согласно Л.Ф. Бурлачуку, практически исчерпывают множество известных методик. Данные подходы обозначаются как:

1. Объективный, когда диагностика осуществляется на основе успешности, результативности и/или способе выполнения деятельности:

· тесты интеллекта;

· тесты специальных способностей;

· объективные тесты личности.

2. Субъективный, когда диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе на основе самооценивания собственных личностных особенностей, состояния, поведения и др.:

· большинство личностных опросников;

· опросники состояний и настроения;

· опросники мнений, интересов;

· опросники-анкеты.

3. Проективный, когда диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия испытуемого в внешне нейтральным, безличным материалом, становящимся в силу своей слабоструктурированности и неопределенности объектом проекции:

· моторно-экспрессивные;

· перцептивно-структурные;

· апперцептивно-динамические.

Психодиагностика - наука, которая разрабатывает и устанавливает Стремясь развивать те которые выражены у человека менее всего, она способствует полноценному состоянию его психики и росту. А наиболее эффективные методы психодиагностики - это, то с помощью чего можно достичь поставленные выше цели. В психологии их существует очень много. Основными, классическими считаются клинические методы психодиагностики, в которых на основании многостороннего, тщательного обследования обобщаются различные данные и ставится диагноз. Внимание больше уделяется не столько количественному измерению, сколько анализу явлений психики качественному. Эти методы психодиагностики нуждаются в применении интуиции и опыта. К ним относятся следующие способы обследования: беседа, наблюдение, тестирование, анализ результатов человеческого труда, анализ произведений художественной литературы.

Беседа, например, помогает получить субъективную информацию о внутреннем состоянии человека, нюансах поведения в результате Между клиентом и психологом возникает тесный контакт, появляется доверие, что дополнительно имеет психотерапевтическое влияние. Такую связь не могут дать объективные исследования. А вот анализ человеческого труда, творчества часто осложняется субъективным толкованием. Метод наблюдения редко проводится самостоятельно. Чаще он сопровождает любую другую диагностику: беседу, тестирование. в психодиагностике относятся к субъективным. Процедура их проведения и интерпретация довольно нестандартны. Да и появились они в противоположность методам психометрическим, требующим точных подсчетов, но не гарантирующих правильность выводов.

Для того чтобы эти методики были эффективны, психолог должен не просто быть профессионалом, а и обладать творческим мышлением, интуицией, уметь по-особому подойти к каждому отдельному случаю. Эти методы психодиагностики имеют такое название, потому что тесты, которые они используют, основаны на принципе переноса (проекции) на других людей желаний и свойств, присутствующих и в самом человеке, но им же подавляемых. Проективные методики исследуют в основном страхи, потребности, интересы, ориентации личности, используя такие популярные тесты как тест Роршаха, «Несуществующее животное», Люшера, ТАТ, Розенцвейга. Диагностика по рисункам особенно удобна при исследовании маленьких слабоговорящих детей. Значение имеет и общее впечатление от рисунка и его малейшие детали. например, предлагает обследуемому рассказать, на что похожи пять черных и пять цветных пятен, сделанных чернилами. Тест Розенцвейга дает испытуемому задание на 24 рисунках, изображающих дописать каждому персонажу предложение. Анализ этих фраз выявляет уровень напряжения человека и прогнозирует его поведение во время конфликта. Результаты теста «Животное, которое не существует» делаются исходя из расположения рисунка на листе бумаги, контуров нарисованной фигуры и частей ее тела. Тест, разработанный психологом из Швейцарии, получил его имя - Люшера. Согласно его методике каждый цвет имеет неменяющееся значение и свое влияние на человека. Обследуемый должен выбрать из 73 (полный набор) или 8 (неполный набор) цветных карточек, разложенных на белой бумаге по одной до самой последней. Начинать надо с самого приятного цвета. Те цвета, которые будут выбраны первыми, указывают на то, что человек предпочитает, любит, вторые по выбору - на то, к чему он безразличен, и последние - на то, что ему неприятно. Таким образом, методы психодиагностики помогают определить и понять уникальные особенности человека, его склонности и мотивы поступков.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Психодиагностика – этообласть психологическойнауки , в рамках которой разрабатываются способы, методы, приемыраспознавания индивидуально-типологических особенностей личности.

Структура психодиагностики:

I блок – общая теория психологического измерения

II блок – частные теории и концепции, а также методики на их основе

Тест личности Айзенка – 2 фактора

16-ти факторный опросник Кэтелла – 16 факторов

III блок – вне тестовая диагностика.

Методы психодиагностики:

- беседа

- наблюдение (структурировано, фиксируется)

- эксперимент (лабораторный, естественный)

- тестирование (отличается своей измерительно-испытательной направленностью. Результат – количественная оценка измеряемого явления)

- опрос, анкетирование

- педагогическая документация на ребенка – что, сколько посещал, трудности работы, продукты деятельности

- медицинская документация – анамнез, история развития, болезни

- сбор психологического анамнеза – информация о семье, окружение. Метод исследования личности – А.Е. Личко

- психобиографический анамнез – сбор информации о ситуации развития

Тестирование

Основные требования к психодиагностическому инструментарию:

1) Стандартизация – инструкция, стимульный материал, процедура, результаты, норма

2) Валидность – соответствие уровню развития ребенка, предмету исследования, возрасту.

Анна Анастази «Психологическое тестирование»: Валидность теста – характеристика того, что именно тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

3) Надежность – точность и достоверность измерений. Чем более надежна, тем меньше ее результаты зависят от влияния посторонних факторов.

Типы валидности:

1) Дифференциально-диагностическая – характеристика того, насколько результаты теста позволяют отдифференцировать испытуемых по изучаемому показателю (к примеру, норма от патологии)

2) Текущая – насколько результаты теста отражают актуальный уровень развития ребенка

3) Прогностическая – от слова прогноз. Характеристика того, насколько по результатам теста можно определить будущее развития ребенка (ЗБР – зона ближайшего развития)

4) Критериальная – от слова критерий – когда результаты теста соответствуют внешнему критерию.

Основные психодиагностические подходы

3 способа получить информацию:

Объективный подход

Субъективный подход

Проективный подход

Объективный – диагностика основана на оценке результатов деятельности испытуемого и способов этой деятельности (все тесты интеллекта и познавательной деятельности)

Субъективный – диагностика основана на самооценках испытуемого, особенности своей личности (характера, ценностных ориентаций итд) – опросники личности и шкальные методики

Проективный – диагностика основана на механизме проекции личности на слабо структурированный неоднозначный стимульный материал (все проективные методики). Методики Рошиха (чернильные кляксы)

Рисуночные тесты – импрессивные – рисунок уже готов. Его остается только интерпретировать. Тест Розен-Цвейка (на толерантность к фрустрации)

Экспрессивные – ребенок рисует – кактус, дом-дерево-человек, несуществующее животное итд

Незаконченное предложение – проблемные зоны в системе личности человека.

Проективный подход очень популярен, но сложности в том, что субъективизм профессионала при обработке результатов.

Наиболее выигрышная диагностика та, в которой используются все подходы.

Основные этапы психологического обследования ребенка (индивидуального)

I. Подготовительный

II. Основной

III. Заключительный

Подготовительный этап – выслушивание жалоб родителей (педагогов) и запросов к психологу. Запрос записывается письменно. Знакомство со всей документацией. Изучение работ, деятельности. Беседа с ребенком, наблюдение за его поведением и реакциями. Примерное представление, что за ребенок и какая может быть проблема. Познавательная среда, эмоционально-волевая сфера итд.

Получить внутреннее согласие ребенка на работу с психологом. Положительная мотивация к обследованию.

Основной этап – осуществление намеченного плана. Начало обследования. Проблему раскрываем, корректируем первоначальный план.

Заключительный этап – 1) первичная обработка результата (подсчет сырых баллов)

2) перевод первичных оценок в стандартные – для сопоставления разных методик между собой

3) Сравнительный анализ этих оценок с нормативами, которые даны.

4) анализ и интерпретация полученных результатов

5) оформление заключения

Схема заключения:

должно быть адресным. Психолого-педагогическая рекомендация.

3 основные части.

1 часть – во время беседы….

Беседа и наблюдение. Как он вступал в контакт, легко (нехотя итд) относился к обследованию итд, насколько добросовестно выполняя задание, реакция на успех и неуспех, сформированность самоконтроля, активность в решении задач, беспокойство, усидчивость/неусидчивость, истощаемость, понимание инструкции, как, с какого раза.

Фиксируется все, что может помочь в диагностике.

2 часть – описание всех результатов исследования

2 основных правила: (1) – Описание и анализ результата предметно.

Данные анализируются по предмету исследования, а не по методикам.

Предмет – не эмоционально-волевая сфера, а понимание эмоций, тревожность итд

(2) – Надо анализировать не только слабые стороны развития ребенка, но и сильные его стороны с целью выявления механизмов компенсации.

Интерпретация – психологическое описание полученных результатов.

3 часть – обобщение полученных данных

Что выступает на первый план, на второй.

Резюме. Психолог не ставит диагноз! Он ставит только психологический диагноз, т.е. никаких нозологий типаF84 или др. он не ставит.

Л.С. Выготский писал, что конечным результатом деятельности психолога-диагноста является установление психологического диагноза, содержание которого связано с определением индивидуально-типологических особенностей личности.

Психологический диагноз сопряжен с психологическим прогнозом.

Понятие психологического диагноза и психологического прогноза по Л.С. Выготскому:

3 условия психологического диагноза:

1) симптоматический – выявление какого-либо нарушения, недоразвития

2) этиологический – выявление причины, происхождения нарушения

3) типологический – выявление, умение психолога вписать выявленные нарушения в динамическую картину личности.

Личность видится более целостно. Но необходимо учитывать фактор развития ребенка 

Психологический прогноз – умение психолога на основе знаний о прошлом и настоящем развитии ребенка настолько понять логику этого развития, чтобы спрогнозировать его будущее развитие.

Кроме IQ, даваемого психологом, есть структура интеллекта – график по разным показателям.

УО – отставание по всем показателям. ЗПР – показатели неравномерные, отставание по. одним, норма по другим

Понятие функционального диагноза

(медицинского, но расширенного)

Возникло в реабилитационной медицине. Основной девиз реабилитационной медицины – апелляция к личности больного человека.

Ф.Д. = мед.часть (у/о, от психологаIQи структура интеллекта)+ психол.часть (особенности личности)+ социал.часть (работа социального педагога: условия, семья итд. Социально-демографический паспорт на ребенка)

Психол.часть и социал.часть составляют психологический анамнез.

Диагностический обучающий эксперимент как метод псих-пед диагностики (ДОЭ)

Обучение, обученность, обучаемость. Что из этого педагогическое, а что психологическое понятие?

Обучение – процесс передачи знаний, навыков, умений от одного к другому.Педагогическая технология, эффективность оценивают педагоги.

Обученность – степень усвоения знаний, умений, навыков в процессе обучения.Педагогический инструмент диагностики обученности – контрольные, тесты, ответы у доски, с места и т.д.

Обучаемость – способность ребенка к усвоению знаний.

Психологическая технология. Определяет психолог, каков потенциал ребенка. Раскрывает структуру, способности, что ниже, выше или в норме. Конкретизирует, в чем именно способен ребенок.

ДОЭ является популярным методом психодиагностики, направленным на исследование потенциальных возможностей ребенка к обучению, в специально организованных условиях под воздействием взрослого. ДОЭ предназначен для качественной и количественной оценки показателя обучаемости ребенка.

Обучаемость ребенка имеет 3 основных составляющих:

1) активность в решении интеллектуальных задач – интерес к познаниям

2) восприимчивость к помощи взрослого

3) сформированность логического переноса усвоенного способа решения задач на новые, аналогичные.

Методики, разработанные в варианте ДОЭ, отличаются высокой прогностической валидностью, а так же дифференциально-диагностической валидностью.

Этот ДОЭ разработан на основе концепций Л.С. Выготского по зоне ближайшего развития и о соотношении обучения и развития.

Обучение влечет за собой развитие, поэтому обучение направлено на зону ближайшего развития – ЗБР.

Примером методики, разработанной для ДОЭ, является методика А.Я. Ивановой под названием«Классификация геометрических фигур».

Цель: выявление уровня умственного развития ребенка 6-9 лет, показателя его обучаемости.

Стимульный материал: 2 набора карточек по 24 карточки в каждом с изображением геометрических фигур разной формы, цвета и величины.

1 набор – 4 формы (круг, квадрат, ромб, треугольник) – 3 цвета (красный, желтый, синий) – 2 размера (большой, маленький)

2 набор – 3 формы (круг, квадрат и пятиугольник) – 4 цвета (красный, желтый, синий и зеленый) – 2 размера (большой, маленький)

К первому набору прилагается таблица с изображением всех фигур этого набора.

ДОЭ состоит из 2х частей:

1) обучающая – оказывается три вида помощи:

Стимулирующая

Организующая

2) аналогичная заданию – стимулирующая помощь. при необходимости организующая.

Обучающая помощь только в первой части. Строго дозирована. Каждая доза помощи – урок-подсказка (ном.1, ном.2, ном.3 итд)

Вторая часть – дается похожее задание. Смотрится как усвоен первый этап эксперимента, перенос усвоенных способов решения задач на самостоятельную деятельность.

На основании проведенной методики можно вычислить показатель обучаемости – ПО.

ПО = ОР + ВП + ЛП

ОР = ориентировочная реакция. пассивная = 0 баллов, активная = 1 балл.

ВП = восприимчивость к помощи. ПИ – проявление инертности. за каждое по 1 баллу. КУ – количество уроков.

ЛП – логический перенос – ППСЛФ = 0 баллов. Полный перенос словесно-логической формы – назвал и показал 3 формы.

ЧПСЛФ = частичный перенос словесно-логической формы = назвал и показал 2 формы = 1 балл

ППНДФ = полный перенос наглядно-действенной формы. не сказал, сделал 2 формы = 2 балла

ЧПНДФ = частичный перенос наглядно-действенной формы. не сказал, показал 2 формы = 3б.

ОЛП = отсутствие логического переноса = 4 балла.

Нормативы:

ПО норма – 0-5 баллов

ПО ЗПР – 5-9 баллов

ПО УО – 9-18 баллов

Выявляет группу риска. Хороша для подготовки к школе.

(Книга: Рубинштейн С.Я. Москва. «Экспериментальные методики патопсихологии», 2011 год.

1 том – описание, 2 том – стимульный материал)

Тесты интеллекта и познавательной деятельности

Очень популярны, направлены на оценку общих способностей к познанию окружающего мира. Результат –IQ(количественная оценка) и уровень сформированности отдельных познавательных процессов (структура интеллекта).

2 теории:

КТЛ (культура свободного интеллекта) – интеллект обусловлен социальными условиями ребенка.

Интеллект – наследственный фактор.

Первый измерил умственные способности – Гальтон (труд – Измерения умственных способностей человека)

1905г – появилась шкалаБине-Симона . Позволяла дифференцировать норму от патологии.

Список заданий на 5-10 лет. Дают ребенку 6ти лет тест на 6 лет. Отвечает правильно – IQнорма. Не отвечает – дают тест на 5 лет и т.д.

Модификация шкалы - 1908-1911годы – они сами. Не только норму от патологии, но и диапазон нормы. Их заслуга в том, что они нашли способ диагностировать интеллект в диапазоне нормы и ввели понятие «умственный возраст».

1927г – Л.С. Выготский написал статью с критикой шкалы Бине-Симона, но подчеркивал ее огромное психодиагностическое значение.

1909г – Россия – разработка Рассолимо – предложил тест с дифференциацией УО от нормы, доказал что неуспевающие дети – не всегда УО.

Не только IQ, но и нарисовал структуру интеллекта.

Составляющие умственного развития ребенка:

1) психический тонус

3) мышление

Составил 7 типов умственного развития. Каждый параметр подробно – «Психологический профиль»

Тест Равена – «Прогрессивные матрицы» - 1936г

Внимание, мышление на невербальном уровне.

Надежный, валидный, на исследование невербального интеллекта.

Взрослый вариант – от 11 лет – черно-белый. Детский – 5-11 лет – цветной.

Черно-белый вариант – 60 матриц. 5 серий. 12 заданий.

1, А – наиболее легкие сложность и серия

12, Е – наиболее сложные.

Детский – 36 матриц, 3 серии. А, А/В, В. А/В – промежуточная серия.

Результат – уровень интеллекта в %.

Структуру интеллекта нарисовать нельзя.

На детях, подростках используется процедура как тест результативности.

Преимущества и ограничения теста Равена:

Поскольку тест невербальный, его можно проводить с детьми неслышащими, с нарушенияим речи, с детьми-мигрантами.

Нельзя измерить вербальный интеллект.

Тест Амтхауэра – 1953г

Русло проблем профотбора и профориентации. Для подросткового и взрослого возраста (от 11 лет).

176 заданий – 90 минут. Результат группируется в 9 субтестов. На основании результата рисунок структуры интеллекта.

«Структура интеллекта»

Несколько аналогичных версий. Можно отслеживать динамику развития ребенка. Можно получить IQ. Тест работающий, диагностический, эффективный.

Тест Векслера

Основные принципы диагностики отклонения ПР ребенка на ПМПК

ПМПК – психолого-медико-педагогическая К-комиссия, К-консультация, К-консилиум (школьный). ПР – психическое развитие

Консилиум :

Определить программу помощи ребенку

1 месяц реализовывать – снова консилиум

Отправить на комиссию смотреть динамику

Консультация :

Расширить функции комиссии

До организации комиссии помощь родителям и ребенку

Работают как центры психологической помощи детям

У себя организуют коррекционно-развивающие группы

Связь с родильными домами для статистики и сведений в РОНО и т.д., сколько и с какими патологиями родилось детей.

ПМПКомиссия

1 принцип – комплексного подхода к обследованию ребенка на ПМПКребенка смотрят разные специалисты и психологическое исследование является неотъемлемой частью клинико-нейропсихологического и социально-педагогического обследования ребенка. Знакомство с медицинской документацией. Только психолог даетIQ.

2 принцип – возрастной валидности подбираемых методик.

Розанова Т.В. – 9 возрастных этапов.

3 принцип – динамического подхода к исследованию ребенка. Любое исследование ребенка должно организовываться с учетом фактора развития ребенка. Т.е. оценивается не только актуальный уровень ребенка, но и зона ближайшего развития (ЗБР).

Чтобы реализовать этот принцип на практике, психолог опирается на: - сверху вниз (задание на возраст, полегче, 6летний, еще легче, еще легче, 5 летний…….)

Снизу вверх (задание легкое – справился – сложнее – справился – сложнее……)

4 принцип – психолог проводит всестороннее и целостное обследование

5 принцип – взаимодействие, деятельностный подход.

Соблюдение условий проведения психологического исследования.

Психологические законы и закономерности раскрываются на основе анализа исследовательских данных, для получения которых используют различные методы исследования. Надежность и пригодность методов исследования свидетельствует о степени достоверности полученной с их помощью информации. Методы классифицируют по определенным критериям (например, общенаучные: наблюдение, эксперимент, конкретно-психологические: поперечные срезы, лонгитюда, клинический метод и т.д.). Для измерения индивидуально-психологических особенностей личности, получения разносторонней информации о ее развитии применяют специальные психодиагностические методы.

Сущность методологии, метода, методики психодиагностики

Все науки основываются на методологии как системе научно и социально апробированных принципов (правил) и нормативов познания действительности, ее объективных законов и является формой теоретического осмысления принципов познавательной деятельности, выделение в ней условий, структуры и содержания знания, а также путей, ведущих к истине. Реализуется методология на философском, общенаучном, конкретно-научном уровне. Философский и общенаучный уровни связаны с философско-теоретическими основами и имеют мировоззренческий характер. Именно эти уровни методологии определяют психологическое направление, или школу (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, отечественная диалектико-материалистическая позиция и т.п.).

Конкретно-научный уровень связан с разработкой метода, то есть формы практического и теоретического освоения действительности, системы средств, приемов, принципов, подходов, применяемых конкретная наука для изучения своего предмета. Эта система объединяет как универсальные, так и присущие каждой науке элементы. С выбора метода начинается отдельный акт исследования, так как он позволяет выделить предмет изучения, сформулировать проблему, определить процесс исследования, поскольку метод концентрирует накопленное знание.

Любой метод должен быть воплощен на практике. Такая возможность дают отдельные методики, с помощью которых исследователь получает эмпирические данные. Методики психодиагностики являются инструментами, с помощью которых исследователь изучает испытуемого. К ним относятся различные тесты, опросники и тому подобное.

Психодиагностические метод

Исследования в психодиагностике подчинено методологии науки - системе принципов построения и способов организации научного исследования. Эти методологические принципы воплощают неэкспериментальных, экспериментальный и психодиагностические исследовательские методы.

К НЕ экспериментального метода относятся различные виды (методики) наблюдений, беседы и метод изучения продуктов деятельности. Суть экспериментального метода состоит в целенаправленном создании условий, обеспечивающих активное проявление исследуемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, а также возможность активного вмешательства экспериментатора в ситуацию исследования и деятельность испытуемого. Этот метод подробно изучается в экспериментальной психологии. Некоторые ученые (Л. Бурлачук) настаивают на выделении еще одного - психодиагностического - метода, имеет определенные особенности и обобщает много конкретных методик, в частности тесты.

Психодиагностические (греч. Psyche "- душа и diagnostikos - способен распознавать) метод - способ исследования, что позволяет получать точные количественные и качественные характеристики исследуемых индивидуальных психических свойств личности с соблюдением основных требований разработки и использования диагностических методик - нормы, надежности и валидности.

Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-исследовательская направленность, благодаря которой количественно (и качественно) квалифицируется изучаемое явление.

Психодиагностические метод конкретизируется в субъективных, проективных, объективных подходах, которые охватывают известные методики (рис. 1.1).

По субъективного подхода диагностирования осуществляется на основе сведений, которые испытуемый сообщает о себе, то есть самоописания (самооценки) особенностей личности, состояния, поведения в определенных ситуациях. Диагностирования проводят с помощью многочисленных личностных опросников, опросников состояния и настроения, мыслей, а также опросников-анкет и тому подобное.

Проективный подход заключается в диагностике на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, обезличенным материалом, который из-за неопределенности (слабо структурированность) становится объектом проекции. К методам проективного подхода принадлежат моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и аперцептивно-динамические (С. Розенцвейг, 1964).

Рис. 1.1. Иерархическая структура методов исследования в психологии

Объективный подход предполагает, что диагностирование осуществляется на основе успеваемости (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Он включает методы диагностики личностных качеств (направленные на "измерение" интеллектуальных особенностей личности); тесты интеллекта (устанавливают уровень ее интеллектуального развития); тесты специальных способностей (предназначены для измерения уровня развития отдельных составляющих интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в узких сферах деятельности); тесты достижений (определяют степень владения определенными знаниями, умениями и навыками).

Сведены в единую систему объективные, субъективные и проективные методики позволяют психологу-практику динамично и оперативно выполнить свою работу в соответствии с возможностями и уровня поставленной психодиагностической задачи, а психологу начинающему помогают получить относительно полную обобщенную и систематизированную информацию о психологических средства оценивания субъекта и его деятельности.

В процессе выбора необходимого метода, методики приоритетное значение имеет такой критерий как предмет исследования. Только после того, как психолог определит предмет психологического изучения, он может выбрать инструмент оценивания психологических явлений, учитывая его методологические и технологические особенности.