Материал на тему: Выполнение домашнего задания. Как выполнить домашнее задание быстро и качественно

Часть 1

Создайте подходящую обстановку

    Найдите спокойное рабочее место. Вам будет непросто сосредоточиться в общей комнате, если рядом ваш брат шумно играет в видеоигры. Постарайтесь найти тихое место, где ничто не будет отвлекать вас и вы сможете сосредоточиться на своей работе. Если необходимо, сделайте перестановку в комнате.

    • Часто лучше всего заниматься в своей комнате, хотя подойдут и другие места. Попробуйте выделить отдельное место, где вы сможете выполнять домашнее задание каждый вечер (например, стол на кухне или в гостиной).
    • Если вы не можете найти подходящее спокойное место в доме или у вас нет отдельной комнаты, попробуйте задерживаться после уроков в школе и выполнять домашнее задание там. Можно также посещать с этой целью библиотеку.
  1. Приготовьте все, что вам понадобится. Прежде чем приступить к выполнению домашнего задания, соберите все необходимые принадлежности и аккуратно разложите их на столе. После этого вы сможете сконцентрироваться на работе, а не искать транспортир или вспоминать, где находится ваш конспект. Будьте аккуратны и позаботьтесь перед учебой , чтобы на столе был порядок.

    • Захватите стакан воды или полезный легкий перекус, чтобы вам не пришлось отвлекаться, если вы слегка проголодаетесь. Не вставайте из-за стола.
  2. Устраните все отвлекающие факторы. Выключите компьютер, выйдите из Фейсбука, Твиттера и других социальных сетей. Чтобы сосредоточиться, избавьтесь от всего, что может отвлечь ваше внимание, и сконцентрируйтесь на домашнем задании. Если для работы вам необходим компьютер, используйте его лишь для поиска нужной вам информации.

    Составьте список того, что следует сделать. Прежде чем приступить к домашнему заданию, составьте подробный список того, что необходимо выполнить. Даже если вы пользуетесь школьным дневником или чем-то подобным, лучше иметь подобный список перед глазами, чтобы сверяться с ним.

    • Запишите название предмета и кратко опишите то, что вам нужно сделать. Укажите текущую дату и оцените, как много времени вам потребуется на выполнение каждого задания. Занесите в список все задания.
    • Составьте список так, чтобы сначала шли самые трудные, а затем более легкие задания. Можно также упорядочить задания по примерному времени их выполнения (от продолжительных к более коротким), чтобы сначала заняться самыми трудоемкими вопросами. Эффективны оба метода.
  3. Составьте график. Подходящий план упрощает систематические занятия. Попробуйте отвести каждой задаче определенное время. Например, с 16:00 по 17:00 можно заниматься естественными науками, а следующий час посвятить изучению математики. Это дисциплинирует вас и не даст отвлекаться от работы. Фиксированное время поможет заниматься с большей эффективностью и не оставлять работу на последний момент.

    • Важно помнить о сроках сдачи той или иной работы, чтобы правильно распределить время. Не оставляйте все на последний момент: сложно выполнить за один вечер 4 различных домашних задания, которые необходимо сдать на следующий день.
    • Содержите в порядке свое рабочее место. Вам будет сложнее сосредоточиться, если конспект по математике затеряется среди материалов по русскому языку.

    Часть 2

    Выполните домашнее задание
    1. Настройтесь на выполнение домашнего задания. Бывает сложно сразу переключиться с повседневных дел на учебу. Дайте своему мозгу немного времени, чтобы он смог настроиться на работу. Например, перед выполнением домашнего задания можно немного полистать учебник.

      • Очень эффективно также быстро восстановить в памяти свои записи. К примеру, в понедельник можно просмотреть записи, которые вы делали на занятиях в пятницу. Таким образом вы повторите пройденный материал и настроитесь на выполнение домашнего задания.
    2. В первую очередь выполняйте самые сложные задания. Большинство людей считают, что эффективнее сделать сначала более тяжелые задания, а затем перейти к чему-то полегче. Если вам плохо дается математика, но нравится русский язык, выполните сначала задание по математике и оставьте язык напоследок. Под конец вы устанете, и вам легче будет выполнять более простые задания.

      • Можно также выполнять сначала более трудоемкие задания. Они могут как совпадать с более сложными заданиями, так и отличаться от них.
    3. Попробуйте говорить вслух в процессе выполнения домашнего задания. Если вам сложно сосредоточиться при решении математической задачи, попробуйте прочитать вслух ее условие, чтобы лучше понять его. Это поможет вам сфокусировать внимание на работе.

    4. Завершите одно задание, прежде чем переходить к следующему. Не перескакивайте с одного задания на другое. Вместо этого полностью закончите выполнять одну задачу, прежде чем приступать к следующей. Согласно недавним исследованиям, выполнение нескольких задач приводит к временному снижению коэффициента интеллекта (IQ) и когнитивных способностей, что еще более усложняет работу.

      • Проверяйте выполненные задания. Рядом с выполненным заданием проведите его проверку - можно даже разбить ее на несколько этапов в соответствии с различными частями задания. Отметьте выполненное задание галочкой и поздравьте самого себя с завершением очередной части домашней работы.
      • Если вы никак не можете решить какую-либо задачу, на время отложите ее в сторону. Безрезультатные попытки найти решение лишь расстроят вас и приведут к потере времени. Перейдите к следующему, более легкому заданию - возможно, когда вы вернетесь чуть позже к нерешенной задаче, то сможете взглянуть на нее под новым углом.
    5. Знайте, когда следует остановиться. Вам приходится иногда допоздна засиживаться за домашним заданием? Старайтесь не ложиться спать позднее, чем на один (максимум два) часа привычного времени. Выполните сколько успеете, и если что-то останется, доделайте утром. Если вы не успели выполнить домашнее задание, в следующий раз лучше планируйте время.

      • Если вы устанете, ваша работоспособность снизится, и вам будет сложнее сосредоточиться и на следующий день. Не засиживайтесь допоздна и вовремя ложитесь спать, иначе вам сложнее будет планировать учебу, правильно распределять время и оценивать объем работы.

    Часть 3

    Мотивируйте себя
    1. Время от времени делайте небольшие перерывы. Вместо одного длительного перерыва сделайте несколько коротких перерывов между различными заданиями. Например, после 30–60 минут работы можно 5 минут отдохнуть и слегка перекусить.

      • Выполняйте в течение 5 минут растягивающие упражнения, встаньте и пройдитесь или займитесь еще чем-нибудь подвижным, а не просто сидите и просматривайте ленту во ВКонтакте. Не сидите за столом в течение нескольких часов подряд.
      • Если не делать перерывов, работа может показаться бесконечной. При этом падает продуктивность и снижается концентрация внимания, и человек зря тратит время на социальные сети, рисование каракулей или ошибочную работу.
    2. Будьте осторожны с кофеином. Кофеин придает некоторым учащимся заряд бодрости и помогает сконцентрироваться. Однако других он заставляет действовать импульсивно и необдуманно, подобно бегающей в колесе белке. Не пейте больше обычной для себя дозы кофе или другого кофеинового напитка, так как это может помешать вам сконцентрироваться.

      • Вместо кофеина лучше просто поддерживайте водный баланс организма. Пейте воду или сок - это поможет нормальной и уравновешенной работе мозга.
    3. Попробуйте выполнять домашнее задание вместе с другими людьми. Бывает сложно сосредоточиться, когда вы находитесь в небольшой комнатке наедине со своими книгами и тетрадями. Иногда лучше заниматься совместно с другими людьми или даже большой группой. В этом случае можно контролировать друг друга. Если вы заявите, что работаете над эссе, а окружающие заметят, что на самом деле вы общаетесь в социальных сетях, они смогут напомнить вам о работе.

      • Совместное выполнение домашнего задания является вполне честным методом, если только вы не списываете друг у друга. Таким образом вы эффективно используете время и развиваете навыки учебы.
    4. Побалуйте себя, когда выполните все задания. После выполнения нелегкой работы следует поощрить себя. Займитесь любимым делом, съешьте что-нибудь вкусненькое или немного отдохните - это мотивирует вас не отвлекаться и быстро выполнять домашнее задание в следующий раз.

      • Попробуйте поступить следующим образом: порежьте цветную бумагу на полоски или прямоугольники и запишите все домашние задания на текущий день. Сложите все полоски в одну кучу. Сделайте вторую такую же кучу со списком поощрений: укажите на одной полоске проверку сообщений в мобильном телефоне или Фейсбуке, на второй - 10 минут видеоигры, на третьей - просмотр очередного эпизода сериала и так далее, чем вы хотели бы заняться в свободное время.
      • Когда вы завершите первое задание, достаньте полоску из кучи вознаграждений. Это прекрасный способ поощрить себя за выполнение домашнего задания. Однако не слишком увлекайтесь вознаграждениями: лишь один эпизод телесериала, а не весь сезон!
    • Как ни странно, у вас окажется больше свободного времени, если вы выполните работу сразу, а не будете откладывать ее на потом.
    • Чем бы вы ни занимались, не откладывайте работу на потом, так как это лишь понизит вашу мотивацию.
    • Если вам не хочется выполнять домашнее задание, подумайте о том, чем вы сможете заняться после того, как сделаете его.
    • Не садитесь рядом с надоедливым братом или сестрой.
    • Сосредоточьтесь на работе, а не на своих друзьях. Если вам позвонят, скажите, что вы перезвоните позже.
    • Выполняйте домашнее задание в чистой комнате, чтобы вместо учебы не заниматься уборкой.
    • Не выполняйте домашнее задание там, где есть телевизор, готовят пищу или неприятно пахнет.
    • Прежде чем приняться за домашнее задание, попробуйте слегка размяться, например побегать или попрыгать. Разминайтесь в течение нескольких минут, чтобы улучшить кровообращение.
    • В некоторых исследованиях было показано, что виды природы повышают продуктивность и способность к концентрации внимания. Попробуйте выполнять домашнее задание у окна, из которого открывается вид на задний двор, однако при этом проследите, чтобы ничто не отвлекало вас. Могут помочь также несколько пейзажей на стене или цветы в вазе.
    • Переоденьтесь в удобную одежду, чтобы ничто не отвлекало вас во время работы.
    • Не тратьте время на обдумывание того, как еще больше сосредоточиться, - просто делайте свою работу.
    • Заранее приготовьте все необходимые принадлежности.
    • Составьте график выполнения домашних заданий. Например, после математики и естественных предметов можно 15 минут посмотреть телевизор.
    • Поощряйте себя за выполненную работу.
    • Некоторые считают, что музыка помогает быстрее работать, в то время как других она отвлекает. Это зависит в основном от стиля учебы.
    • Не затягивайте работу и не занимайтесь тем, что никак не поможет вам. Возьмитесь за дело и как можно быстрее завершите его!
    • Отключите на телефоне звуковые сигналы и сообщения. В этом случае у вас не будет соблазна постоянно заглядывать в телефон. Можно полностью выключить его.
    • Прежде чем вы приступите к выполнению домашнего задания, избавьтесь от всех отвлекающих факторов (телефона, компьютера и тому подобного), чтобы они не мешали вам сосредоточиться.
    • Прикройте дверь, чтобы вам не мешали посторонние звуки.
    • Если вам необходим перерыв, сделайте его. Не давайте шуму или другим факторам отвлечь вас. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и отбросьте все посторонние мысли до тех пор, пока не выполните домашнее задание.
    • Послушайте инструментальную музыку - это помогает сосредоточиться.
    • Постарайтесь как можно быстрее выполнить домашнее задание. Это позволит вам сберечь время.

    Предупреждения

    • Не откладывайте работу на последний момент - это вызовет стресс, и выполнять домашнее задание захочется еще меньше! Последствия будут печальны: вы расстроитесь, что не выполнили задание, хотя у вас было для этого время. Кроме того, у вас накопится работа, ведь вам придется выполнять не только текущее, но и просроченное домашнее задание.
    • Заставляйте себя сосредотачиваться и фокусировать внимание. Если вы не будете как следует концентрироваться на домашнем задании, то можете получить плохую оценку по данной теме!

Исследование, проведённое под руководством американского исследователя Фернандеса-Алонсо, говорит о том, что если ученик средней школы тратит на домашнюю работу более чем 90-100 минут в день, его оценки ползут вниз.

Это касается оценок по математике и естественно-научным дисциплинам. Хотя, может, ребята потому и сидят больше часа над уравнением, потому что никак не возьмут в толк, что вообще происходит с этим «иксом». В любом случае, если вы видите, что работа затягивается на два часа, пригрозите ребёнку двойками и отправьте отдыхать.

4. Внимательные родители помогают ребёнку учиться

В этом уверены исследователи Уокер, Гувер-Демпси и другие. Это те родители, которые отвечают на сложные вопросы, поддерживают в тревожных ситуациях, подбадривают перед публичным чтением стихов русских поэтов и даже звонят в школу: «Наталья Николаевна, вы точно задавали делать дома опыты с возгоранием ворсистой части ковра?».

В общем, от таких помощников, по учёному мнению, сплошная польза: создание связи между семьёй и школой, всесторонняя поддержка и мотивация ребёнка. Только папа с мамой могут популярно объяснить, почему нужно учиться и что грозит в случае провала в четверти.

5. Нет, родителям лучше всё же выйти за дверь

Другие учёные, Пэтэлл, Робинсон и уже упомянутый профессор Купер, в исследовании 2008 года настаивают, что папа, мама и бабушка за спиной ребёнка способны наломать дров. Дети, оказывается, учатся хуже, если чувствуют давление из-за левого плеча: «Давай, Сеня! Ровнее строчку! Тут „пять“ пиши. Опять запятую забыл!».

Подобная настойчивая помощь убьёт остатки мотивации. Поэтому правильной стратегией будет поддержка, но не контроль. Пусть даже взрослым трудно сохранять улыбку на лице, когда речь заходит о спряжениях глаголов, стоит помнить, что внутренний настрой ребёнка важнее всего.


Источник фото: istockphoto.com

6. Сколько можно? Сколько можно делать уроков?

Американская Национальная ассоциация образования поддерживает правило десяти минут. Эти 10 минут на все уроки в первом классе превращаются в 20 во втором и так далее. Однако в выпускном классе домашняя работа не должна превышать двух часов.

Рождаясь, ребенок часто попадает сразу в университет. И этот университет – его родители, которые с пеленок начинают растить гения. Вспомним хотя бы методику обучения чтению Глена Домана, которую можно тестировать на годовалом малыше. Стараясь обогнать время и воплотить в детях свои несбывшиеся надежды и амбиции, родители создают условия вечной гонки для ребенка, который часто совсем к этому не готов. И часто, как следствие, к школьному возрасту семилетке становится в лучшем случае неинтересно учиться, в худшем - нервные расстройства из-за умственной нагрузки просто не дают ему это делать. А ведь из школы ребенок приносит домой не просто знания, но и много домашних заданий для закрепления пройденного материала, моральных сил на выполнение которых уже не хватает. Ведь решение математических примеров или заучивание исторических дат не может сравниться с игрой в футбол во дворе или катанию на велосипеде. Когда родители не знают, как мотивировать ребенка в выполнении домашней работы, борьба за знания становится мучительной для обеих сторон. Предлагаем 10 способов мотивации школьника, который с трудом приступает к выполнению домашнего задания.

Способ № 1: Позитивный настрой

Если говорить ребенку примерно следующие слова: «Я знаю, что "домашка" это не совсем то, что тебе охотно хочется делать, но придется, потому что НАДО», то это будет самый верный путь демотивировать ребенка.

Наоборот, мыслите позитивно, основываясь на трех главных китах - целях домашнего задания:

    «Закрепи то, что вы прошли в школе. К тому же, ты узнаешь еще что-то новое и интересное. Это легко и полезно»;

    «Как хорошо, что, делая домашнее задание, ты учишься заниматься самостоятельно, отдельно от класса. Это поможет тебе в жизни»;

    «Как хорошо, что ты учишься планировать свое время, это пригодится тебе в дальнейшей жизни».

Известно, что дети копируют взрослых. Отличный вариант мотивировать ребенка делать домашнее задание, это делать в это время свое. Например, читать литературу, необходимую вам в работе, заполнять счета, убираться в доме, мыть посуду. Дайте ребенку понять, что в каждом возрасте есть своя ответственность и свои обязанности. Если мама/папа не выполняли бы свои обязанности, то не получали бы деньги за работу, в квартире отключили бы свет, воду, газ, дом поглотила бы грязь и мусор, а горы немытой посуды заполонили бы кухню. Чтобы двигаться вперед и жить в социуме достойно, нужно трудиться. Помните, как говорила Мэри Поппинс: «Только тот, кто делает, свершает».

Удобным с точки зрения правильной посадки и наличия необходимых для учебы принадлежностей. Место расположения ребенка зависит от рода занятий, которые он выполняет. Так, для письменных работ самым подходящим местом является специальная парта или письменный стол. Профессор С. М. Громбах, внесший огромный вклад в теоретические основы гигиены и здоровья детей и подростков, указывает, что «наличие достаточного числа точек опоры и есть первое условие правильной посадки».

Правильная посадка включает в себя:

  • постановку ступней на пол или подножку, ноги при этом образуют в коленных и тазобедренных суставах прямые углы или углы в 100-110 градусов;
  • расположение 2/3 - 3/4 длины бедра на посадочном месте;
  • опору поясницы на спинку стула;
  • нахождение обеих рук с опорой на локти на столе, плечи при этом находятся на одинаковом уровне;
  • наклон туловища и головы строго вперед (не в бок) не более, чем на 15-20 градусов;
  • расстояние от глаз до рабочего места примерно 30 см;
  • наличие свободного расстояния между грудью и рабочим столом. Для чтения книг дети могут выбрать более удобные места: кресло, диван, ковер на полу. Но это зона вашего повышенного внимания за осанкой ребенка и расстоянием от его глаз до книги. В любом случае обеспечьте ребенку достаточно света над рабочей поверхностью. Лучше всего, если письменный стол стоит у окна. Дневной или искусственный свет должен падать либо прямо, либо со стороны, противоположной от пишущей руки. Если общее искусственное освещение в комнате имеет желтый или белый свет, то и настольная лампа должна ему вторить.

На время работы выключите музыку, телевизор, не отвлекайте его своими телефонными разговорами. Некоторые дети и взрослые уверяют, что музыка помогает им выполнять задания. Может быть, в некоторых случаях и для некоторых школьников это уместно, но чаще всего шумовой фон позволяет правильно выполнять простые задания. Более сложные упражнения требуют значительной концентрации в отсутствии «бэк вокала».

Не играйте роль учителя, ее уже выполнил настоящий учитель в школе. Ваша задача – лишь помочь ребенку самому сделать упражнения. Подруга моей мамы прошла вместе с сыном не только школу, но и институт, делая вместе с ним (а может, вместо него) рефераты, доклады, курсовую. Я удивилась, что на работу сын пошел без нее и неплохо, надо сказать, справлялся с задачами, но вот к бытовой жизни он оказался не приспособленным: взрослый молодой человек не может сам пойти в продуктовый магазин, купить себе одежду, не хочет обзавестись автомобилем. Если на работе он выполняет поручения, находясь под руководством начальника, то в личной бытовой жизни не может принимать решения самостоятельно, потому что не знает, как ей управлять без чьего-либо руководства, как сделать правильный выбор.

Поэтому не только цените, но и воспитывайте в детях стремление к здоровой самостоятельности даже с дошкольного возраста. Каждый день интересуйтесь домашними заданиями, полученными ребенком в школе, говорите с ним о них, узнавая, как он собирается их выполнять и когда. Направляйте ребенка в правильное русло и лишь слегка подталкивайте, задав нужный курс. Достигнув точки назначения, ребенок должен получить похвалу и одобрение с вашей стороны, ведь это подтолкнет его к новым победам.

Роль домашнего задания заключается не только в том, чтобы помочь ребенку лучше запомнить пройденное, но и в том, чтобы научить планировать свое время и научить самоорганизации. Распланируйте и составьте с ребенком расписание на день и на неделю, в которое будут включены временные отрезки на выполнение как быстрых, так и долгосрочных домашних заданий, а также мероприятия досуга, свободного от школьных дел (см. Таблица 1). Полезно (если это возможно) чередовать выполнение простых и сложных заданий.

Таблица 1

Примерный распорядок на день и на неделю

| план на сегодняшний день | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | | 8.00-13.00 - школа
14.30- обед
15.00-16.00 -отдых
16.00-18.00 -домашнее задание

  • выучить стихотворение; - решить 3 задачи по математике;
  • повторить параграф по английскому языку.
    18.00-18.30 Ужин
    19.30 Музыкальное занятие: гитара
    | 1. Подготовка реферата
  1. Подготовка к тесту по истории
  2. Бассейн | 1. тест по истории!
  3. Подготовка реферата | 1. Реферат по географии
  4. Подготовка к контрольной по математике
  5. Баскетбол | 1. Подготовка к контрольной по математике
    | 1. Контрольная по математике
  6. Поход в кино
    |

Если составленного расписания занятий не достаточно для активации процесса самоорганизации, то попробуйте составить вместе с ребенком целевую таблицу (см. Таблица 2). Эта стратегия может оказаться очень полезной для улучшения успеваемости и развития навыков самостоятельности. Выполняя домашнее задание и отмечая результаты достижений в таблице, ребенок видит немедленные результаты своей деятельности, а значит, может самостоятельно оценить свои труды. Повышение самооценки и улучшение результативности труда станет для него сильным стимулом в дальнейшей работе.

Для этого вам понадобится:

    разделить домашнее задание на части. Каждая часть не должна иметь совсем простую, но вполне достижимую цель. Определите время, требующееся для ее выполнения и допустимое количество ошибок. Например, 10 примеров должны быть решены за 10 минут с 2-мя допустимыми ошибками;

    кухонный таймер или будильник для контроля временного периода, отведенного для каждой части. Главное, чтобы ребенок сам мог контролировать оставшееся время на решение задачи (для младших школьников достаточно будет вашего контроля над временем);

    для приучения ребенка к самостоятельности определить количество допустимых обращений ребенка за вашей помощью;

    заносить результаты в таблицу не только ежедневно, но и выводить общий показатель в конце недели. Таким образом, вы сможете вместе с ребенком устанавливать новые цели на следующую неделю, направленные на улучшение показателей. Главное изначально поставить достижимую для ребенка цель, постепенно усложняя задачу, иначе, не достигнув цели в начале пути, ребенок потеряет интерес к игре.

Таблица 2

|
| цель

| желаемое время | реальное время | допустимое кол-во ошибок | реальное кол-во ошибок | возможное кол-во обращений | реальное кол-во обращений | цель достигнута | | 1. | решить 10 математических примеров | 10 мин | 15 мин | 2 | 4 | 1 | 1 | нет | | 2. | написать диктант по русскому языку | 15 мин | 15 мин | 1 | 0 | 1 | 0 | да | | 3. | прочитать две главы в учебнике истории | 25 мин | 15 мин | - | - | - | - | да | | 4. | выучить стихотворение на английском языке | 30 мин | 25 мин | - | - | - | - | да |

Общее количество поставленных целей: 4
Количество достигнутых целей: 3
Кол-во достигнутых целей в процентах (достигнутые цели, поделенные на поставленные): 75%.

К числу удобных или даже необходимых для работы принадлежностей, помимо стандартного набора (ручки, карандаши, линейки и т.п.) можно добавить такие как:

  • мягкая накладка на письменную зону рабочего стола;
  • подставка для учебника или книги;
  • стикеры для пометок в учебнике;
  • степлер;
  • дырокол;
  • магнитная баночка со скрепками;
  • точилка;
  • закладка.

Имея удобную во всех отношения рабочую зону, ребенку будет не только приятно выполнять домашнее задание, но и делать это без вреда для своего здоровья.

Для младших школьников процесс проверки превратиться в ожидаемое и интересное представление, где их любимый плюшевый мишка найдет ошибки и попросит их исправить. Для школьников постарше можно лишь обозначить количество ошибок и предложить их найти самим.

Опять же вспомним Мэри Поппинс, которая говорила, что «Ложка сахара делает пилюлю слаще». Проверив домашнее задание, первым делом не акцентируйте внимание на сделанных ошибках. Скажите, с какой хорошей интонацией ребенок прочитал стих, как быстро он запомнил столицы стран, как аккуратно он написал диктант, и лишь затем обозначьте ошибки. Простую словесную похвалу за правильно (вовремя, самостоятельно, без принуждения…) выполненное домашнее задание (или за достижение дневных/недельных целей) чередуйте с обещаниями (и обязательным выполнением с вашей стороны) вместе поиграть, сходить в кино или устроить мастер-класс по выпечке воздушного печенья. Но не перебарщивайте, ребенок должен не только знать и чувствовать, что вы цените его труд, но и понять, что он трудится, прежде всего, для своего будущего благополучия, а значит, ради себя.

Дайте ребенку понять, что домашнее задание – это его задание. Импульсивные родители, борющиеся с ребенком за выполнение домашнего задания, часто ведут себя назидательно. При этом сильно расстраиваются и паникуют, если ребенок неверно выполнил задание или не хочет его выполнять, и часто выполняют задание вместо ребенка. Помните пункт №5? Так вот, в дополнение к воспитанию самостоятельности, донесите до ребенка мысль о том, что вы не расстроитесь, если он не выучит стих. Доля расстройства и разочарования в себе самом коснется именно ребенка, если он окажется единственным в классе с несделанным домашним заданием. Младшие школьники более восприимчивы к такому роду ситуации, чем старшеклассники. Но, если соблюдать правильный подход к организации учебной деятельности ребенка с раннего возраста, то в старших классах такая ситуация вряд ли возникнет.

Источники:

www.huffingtonpost.com
www.parenting-ed.org
www.redingroe.com

Наталья Ард

Психолог, мама троих детей. Работает с подростками в сообществе подростков и родителей TulaTeens, г. Тула.

Давление и упрёки со стороны родителей. Чувство беспомощности и вины у ребёнка.

Мы попали в замкнутый круг. Каждый день не сделанные вовремя уроки, бесконечная работа над ошибками и новые упражнения. Снова ошибки, снова долгие, затяжные занятия. Ребёнок угасает, истощается и тупеет на глазах, а я… я уже не знаю, что делать. Мы тонем в домашних заданиях. Руки опускаются.

Мама третьеклассника

Что же пошло не так и можно ли помочь утопающему? Почему одни ребята быстро и легко справляются с домашними заданиями, а для других это непреодолимая преграда? Обсудим типичные ошибки при выполнении домашних заданий и расскажем, как их избежать.

1. Затянутый старт

«Моя дочь может 30 минут перекладывать учебники, ходить на кухню за стаканом воды, отвлекаться на младшего брата, ныть и объяснять, почему она не хочет делать уроки. Всё, что угодно, кроме выполнения домашней работы».

Привычка долго раскачиваться, откладывать дела и отвлекаться - бич большинства школьников. Привычка, которая незаметно и безжалостно съедает время.

Главное - начать быстро и весело. Как помочь? Пообещать сладкий приз по окончании или другое вознаграждение, например: «Успеешь сделать уроки до 17:00 - пойдёшь на тренировку или в театральную студию».

2. Попытка учить уроки за столом, заваленным тетрадками и книжками

Вы можете не обращать на это внимание, но на рабочем месте - бардак в голове.

Помогите ребёнку. Скажите ему: «Оставь на столе только дневник, учебник и материалы к одному уроку. Выучи и убери, затем доставай следующий». Удивительно, насколько эта простая рекомендация экономит время.

3. Привычка делать домашнее задание перед уроком, а не после

Делать уроки в последний момент, постоянно откладывать и жить с чувством опоздания. Вы не задумывались, что слово «успех» происходит от слова «успевать»?

Измените ситуацию и перестаньте догонять уходящий поезд. Опережайте, атакуйте! Пусть все задания будут сделаны сразу после уроков уже сегодня. Чувство свободы будет лучшей наградой.

4. Неограниченное время на выполнение домашних заданий

Заняты́е дети, у которых расписана каждая минута, делают уроки быстро и качественно. Они интуитивно правильно организуют работу, вычленяя суть и экономно расходуя время. Помните закон Паркинсона? «Работа заполняет время, отпущенное на неё».

Вам могут помочь таймер, звуковой сигнал, песочные часы, ритм чередования рабочих блоков и коротких отдыхов. Никогда не позволяйте детям до бесконечности растягивать выполнение уроков за счёт прогулок, друзей и .

5. Освобождение ребёнка от обязанностей по дому

«Что вы, Любочка учится каждый день до двенадцати или даже до часу. Она ложится позже нас и встаёт раньше. Как придёт домой, перекусит и сразу за уроки. Так и сидит».

Не позволяйте ребёнку сидеть. Домашние хлопоты - это продуктивный отдых. Научите ребёнка чередовать уроки с короткими полезными переключениями по 10–15 минут. Пусть он пропылесосит комнату, помоет полы, погуляет с собакой или уберёт покупки в холодильник. Усталые мозги за такое скажут спасибо. И уроки сделаются быстрее.

6. Обучение только по учебнику

Если ваш ребёнок занимается только по учебникам, он никогда не станет культурным и образованным человеком. Выучить, чтобы ответить и забыть? Да он просто тратит время впустую!

Давайте разберёмся, как же надо. В учебнике даны только выжимки знаний. Они плохо усваиваются, зубрить их бесполезно. Гораздо лучше глубоко и комплексно изучать тему, находить взаимосвязи между предметами, смотреть и читать художественные книги по теме урока.

За каждой фразой из учебника должны вставать картинки, образы, истории, факты. Так знания становятся образованием и остаются с человеком.

Конечно, в рамках учебного года с его калейдоскопической скоростью это нереально. Но выход есть. Откройте YouTube и поищите видео по теме урока. Как правило, по многим темам есть документальные фильмы по 10–20 минут с опорой на учебник.

Научите ребёнка смотреть ролики в ускоренном режиме. Через 15–20 минут он будет владеть материалом, приводить примеры. Отличные оценки в школе и репутация интересного человека гарантированы.

7. Выполнение всех заданий в полном объёме

Наиболее ярко это заметно в начальных классах. Прессинг на ребёнка со стороны родителей необходим традиционной российской школе как рычаг влияния.

Школа же оказывает давление на учителя, требуя хороших показателей по экзаменам, олимпиадам, конкурсам. Поэтому зачастую учителя ведут себя так, будто их предмет - единственный. Но учителей много, а ваш ребёнок один, его ресурсы ограничены.

Берегите силы ребёнка, не позволяйте переутомляться и истощаться. Выберите ключевые предметы, отдайте им предпочтение и спокойнее относитесь к остальным.

Способность ученика справляться с домашней работой - показатель успешности обучения в школе. Родители могут помочь ребёнку организовать этот процесс. Помните при этом, что уроки нужны для закрепления знаний, а не ребёнок для уроков. Будьте на стороне его интересов.

Рассказывает мама пятиклассника: «В школе я была отличницей и всегда делала все уроки. На это уходило всё мое время. Мне некогда было гулять с подругами, читать книги или просто ничего не делать. Моя двоюродная сестра, ровесница, не стремилась хорошо учиться. Она с мамой много читала, путешествовала, разговаривала, играла с подругами. Уроки делала по остаточному принципу.

Я выросла, стала бухгалтером и не очень довольна жизнью. Моя сестра - успешный человек. Она состоялась в семье, работе, бизнесе. Её уважают, у неё есть своё мнение, своя интересная жизнь. Этот пример всегда перед глазами, когда проверяю домашнюю работу сына».

Может быть, причина в отношении к домашним заданиям? Возможно, для в жизни не надо тратить всё время только на уроки?

Проанализируйте ошибки и помогите своему ребёнку подходить к выполнению школьных уроков более эффективно. Порадуйтесь вместе с ним тому, насколько быстрее он будет с ними справляться и как изменится его жизнь.

Чтобы закрепить успех, заранее придумайте, как вы будете вместе радоваться жизни в освободившееся от уроков время.

Выполняем домашнее задание

С чего начать? Прежде всего, узнать, сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на приготовление уроков дома.

Второй вопрос: как организовать домашние занятия? Имеется в виду, как научить ребенка включаться в работу сразу, какие задания делать в первую очередь, как ребенок должен проверять сделанное и т. д.

Вопрос третий: что делать, чтобы у ребенка не пропадал положительный эмоциональный настрой при приготовлении уроков дома?

Четвертый вопрос: помогать ли, и если да, то в чем? Как контролировать, как воспитать самостоятельность? А может, вообще предоставить школьнику полную свободу и ждать от него самостоятельности и ответственности?

Вопрос пятый: что делать, если выполнение домашних заданий превратилось в тяжкую обязанность и для самого ребенка, и для его родителей? Можно ли что-то изменить?

Попробуем по порядку ответить на эти вопросы.

Домашние задания и время их выполнения.

Продолжительность подготовки домашних заданий, предусмотренная Уставом школы (в скобках указана оптимальная продолжительность с учетом психофизиологии возраста), составляет:

В 1 классе - до 1 часа (3/4 часа);

Во 2 классе - 1,5 часа (1 час);

В 3 классе - 2 часа (1,5 часа);

В 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа);

В 8 классе - 3 часа (2,5 часа);

В 9-11 классах - до 4 часов (3 часа).

Как организовать домашние занятия?

Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.

Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано это упражнение.

Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

В какое время начинать и заканчивать приготовление уроков.

Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.

Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей. Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами самопроверки с помощью логических и образных схем.

Домашние задания и... хорошее настроение.

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

С самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;

В своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

Вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;

Не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;

Никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

Постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;

Проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");

В случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").

Как помогать и как воспитывать самостоятельность?

Прежде всего, определить свое отношение к школьным отметкам ребенка. Некоторые родители очень эмоционально воспринимают эти оценки, как будто получают их сами и как будто отметки говорят об их родительской состоятельности или несостоятельности.

Все-таки главное для нас - не пятерки любой ценой, а интерес ребенка к познанию и уверенность его в своих силах. Поэтому, если уж вы помогаете делать уроки, то добиваетесь не того, чтобы работа была сделана без единой помарки и ошибки, а чтобы к ребенку пришло понимание материала.

Ваша помощь может заключаться и в том, чтобы избавить ребенка от долгого сидения за уроками. Попробуйте взять часть монотонной работы на себя и тем самым высвободить время для активной умственной деятельности.

Например, первоклассник пишет медленно и с большим напряжением. Пишите сами черновик задания под его диктовку (например, решение задачи или упражнение по русскому языку). При этом не забывайте делать ошибки! А ребенку останется "только" проверить вашу работу и спокойно, без напряжения переписать ее. Постепенно ведение черновика вы будете передавать ему. Не хочет читать - читайте вслух сами, а ребенок будет проверять. Но ведь для этого ему тоже придется следить за текстом!

Если вы добились, что ребенок понял часть материала, но явно утомился, сделайте оставшуюся часть задания сами (ничего страшного не произойдет!), а он только перепишет в тетрадь.

Отучите себя от привычки немедленно исправлять каждую ошибку ребенка, если сидите рядом с ним. Просто попросите его остановиться, может быть, он заметит и исправится сам. В то же время не допускайте, чтобы неисправленные ошибки накапливались. Иначе у него возникнет чувство неуверенности и беспомощности.

Самостоятельный в учебной работе школьник - мечта родителей. Понятно, что вряд ли самостоятельным станет тот, кого постоянно контролировали. Но и другая крайность - когда ребенку не помогают даже в случае затруднений - результата не даст.

Как помочь ребенку не просто выполнить сегодняшнее домашнее задание, но научить его обходиться без нашей помощи? Кому-то из детей потребуется всего неделя-другая, кому-то - несколько месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.

Первый этап - вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогите восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.

Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее

всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.

Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа - ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.

Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное.

Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

Вы считаете, что такой подход займет у вас много времени и сил? А разве меньше времени и эмоций мы тратим на бесплодную борьбу ("чтобы сел, чтобы начал, чтобы не отвлекался...")? На наверстывание упущенного ночами перед контрольной? Что же требовать от ребенка, если сами не можем организовать, спланировать свою помощь ему?

Если домашние задания - тяжкая повинность.

Никто из нас не застрахован от такой ситуации с собственным ребенком. Кажется, уже никакой личной жизни нет у мамы или папы. Идешь с работы домой и с тоской думаешь, сколько придется сегодня просидеть с ребенком за уроками. Примерно и то же настроение и у ребенка. А если еще процесс сопровождается криком, слезами, даже тумаками - недалеко и до нервного срыва у той и другой стороны. Самое время остановиться и попробовать изменить привычный порядок вещей.

Сделайте это доступными средствами. Если ваш школьник учится пока в начальной школе, договоритесь о ежедневных занятиях с учителем за плату. Будет это его классный руководитель или кто-то другой - зависит от конкретных отношений. Цель занятий определенная - выполнение домашних заданий. Время и здоровье свое и ребенка сэкономите точно. Есть и другой вариант - попросите соседку-старшеклассницу, или студентку - будущего педагога, или учительницу-пенсионерку. Повесьте объявление. Затраты денежные в этом случае будут меньше. Сколько продлятся эти занятия? Пока не восстановите свое психическое здоровье и не почувствуете прилив сил. Тогда возьметесь за выработку у ребенка самостоятельности.

Не можете позволить себе такие материальные траты? Просите заниматься с ребенком родственников, близких людей. Но разорвать порочный круг вашего с ребенком взаимного недовольства необходимо.

Если эти варианты не для вас, просто остановитесь. Дайте передышку себе и ребенку. Ничего смертельного за несколько дней не произойдет. Предупредите классного руководителя, что хотите провести эксперимент. Отдышавшись, спокойно принимайтесь за дело. Уже без криков, подзатыльников и валидола.