Культура и общения. Культура общения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Оглавление

Введение

3. Речевой этикет

Заключение

Список литературы

Введение

Общение как коммуникативная деятельность включает многогранный мир человеческих отношений, когда одновременно происходит обмен действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями, а также обращение человека к собственной душе, своим воспоминаниям, мечтаниям, совести. Без общения невозможно полноценное развитие человека как личности. Общение является формой творческой активности, которая помогает засвидетельствовать разные грани человеческого таланта. Отсутствие полноценного общения приносит большие потери человеку, вызывает значительные деформации внутреннего мира и психического состояния. Каждый человек больно переносит состояние одиночества и изолированности от окружающих. А. де Сент-Экзюпери считал общение высшей ценностью, самой желанной «роскошью».

Вступая в общение, люди, так или иначе «настраиваются» на взаимодействие друг с другом. Каждый хотя бы приблизительно представляет, что и как он скажет или сделает, какая будет реакция других на это, его собственная реакция на эту реакцию и тому подобное. Представление такого рода образуют индивидуальный сценарий общения. В основе индивидуальных сценариев лежат отдельные типичные культурные сценарии общения. Среди них есть и сценарии, которые определяют способы, задачи, формы общения, введенные в какой-то группе или культуре, и сценарии более общего типа, отраженные в общекультурных нормах и правилах общения. Такого рода общекультурные сценарии представляют собой то, что называют культурой общения.

Культура общения - неотъемлемая часть поведения в обществе, любая беседа, разговор, фраза, направленная в чью-то сторону, должны быть культурными, красивыми и достойными. Основной элемент общения - язык, именно от того, насколько культурна наша речь, структурирована и интеллектуальна, зависит в целом культура общения с нами. С помощью слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику. Общение невозможно без учета норм речевого этикета. Это наиболее употребительные слова и выражения, которыми люди обращаются друг к другу, проявляя вежливость, уважение, сдержанность, такт. Нам по несколько раз в день приходится здороваться, прощаться с людьми, желать успеха, просить прощения, сочувствовать кому-то, советовать, просить, приглашать. Речевая этика является той совокупностью языковых средств, регулирующих наше поведение в процессе общения. Как видим, в культуре общения наших граждан следует выделить и культуру речи.

В настоящее время формирование культуры общения - одна из краеугольных проблем современного общества, что и обусловило актуальность темы.

Цель работы - рассмотреть культуру общения.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить понятие и особенности культуры общения.

2. Исследовать культуру речи как составляющую культуры общения.

3. Выяснить особенности речевого этикета.

1. Понятие и особенности культуры общения

Общаясь, люди вместе обрабатывают землю, строят государство, создают свою историю, духовные ценности, формируют культуру, частью которой является культура общения. Однако, почему же иногда после общения портится настроение, даже ухудшается физическое состояние? Почему же тогда будто на ровном месте возникает конфликт, мы становимся возбужденными, нервными, даже агрессивными? Потому что общение происходит на низком уровне, многим не хватает его культуры.

Если мы осознаем, что культура общения имеет личную и государственную значимость, то и будем заботиться о том, чтобы ее повысить. Обратим, прежде всего, внимание на себя, а затем поможем в этом другим.

Все разнообразие культурных проявлений, несмотря на время их исторического возникновения и относительную самостоятельность, создает целостную систему. В ней важное место занимает культура общения. Благодаря ей происходит развитие общества, идет процесс очеловечивания человека. На бытовом уровне люди нередко отождествляют понятия «культура поведения» и «культура общения», а последнее не могут разграничить с понятием «культура речи».

Культура общения является составной частью культуры человека в целом. Она, как и любая другая культура, включает сумму знаний об общении. Для культуры общения характерна нормативность, которая определяет, как должны общаться люди в том или ином обществе, в той или иной ситуации. Нормы, как правило, определяются состоянием общества, его историей, традициями, национальным своеобразием, общечеловеческими ценностями. Каждая эпоха в развитии человечества характеризуется определенной культурой общения, которая неотделима от этого своеобразия и соответствует общечеловеческим ценностям. Поэтому и важно сейчас заложить основы такой культуры общения общества, которая отвечала бы современности, нашей истории и духовно-творческому потенциалу народа.

Безусловно, сами знания не обеспечат культуру общения, если они не будут использоваться. Для того, чтобы общение было успешным, нужно иметь необходимые умения. Они приобретаются опытом, с помощью психологических способов, определенных упражнений.

Таким образом, культура общения в узком смысле слова - это сумма знаний и степень овладения человеком умениями и навыками общения, созданных и принятых в конкретном обществе на определенном этапе его развития.

Во многом особенности культуры общения зависят от общающихся и их качеств. Один ведет себя гордо как всезнайка, его не интересует мнение собеседника. Второй говорит только сам и не дает возможности другим вставить даже слово. Третий играет роль важного человека и презрительно относится к чужому мнению. Четвертый, наоборот, является человеком спокойным и терпеливым, которому всегда есть что сказать. То есть общение выступает как своеобразный театр, где есть пьеса определенного содержания, актер, выполняет конкретную роль, и зритель, который воспринимает эту пьесу и эту роль. А потом зритель выступает как актер и хочет, чтобы его тоже воспринимали как интересную личность. Причем зритель в первом, и во втором случае является активной стороной.

Для того, чтобы контакт был действительно глубоким, необходимо, чтобы говорящий, кроме знаний об общении, определенных навыков и умений, имел еще и соответствующую коммуникативную установку на общение. Причем не просто установку на установление контакта, а на человека как на общечеловеческую ценность. Тогда этот контакт станет очеловеченным и общение будет происходить на высоком уровне.

Выделим компоненты, которые создают высокий уровень культуры общения: 1) коммуникативные установки, которые «включают» механизмы общения; 2) знания: а) норм общения, принятых в данном обществе; б) психологии общения (категорий, закономерностей, механизмов); в) психологии восприятия и понимания друг друга; 3) умение применять эти знания в соответствии с ситуацией, норм морали конкретного общества и общечеловеческих ценностей .

Овладеть культурой общения - это, значит, ориентироваться на высокие нравственные ценности, овладеть высокой психологической и нравственной культурой, освоить «технику» общения: если какое-либо из этих «звеньев» отсутствует, то такое общение нельзя считать культурным. Человек, ориентирующийся на высокие нравственные ценности, но не овладевший элементарной «техникой» общения, этикетом общения, словом, не умеющий общаться, не владеет высокой культурой общения. И, наоборот, бездушный манипулятор, владеющий «техникой» общения и, как правило, использующий свои навыки в корыстных, эгоистических интересах, ориентируется порой на безнравственные цели и ценности, не может быть назван человеком высокой культуры.

Таким образом, уровень культуры общения зависит от многих факторов. Чтобы достичь высокого уровня культуры общения, необходимо хорошо разбираться в психологии общения и в индивидуально-психологических особенностях людей, адекватно эмоционально и интеллектуально реагировать на их поведение и психическое состояние, подбирать для каждого человека в соответствующей ситуации такой способ общения, который бы не вступал в противоречие с общечеловеческими ценностями, моралью общества, гуманностью и вместе с тем отвечал бы индивидуальным особенностям конкретного человека.

2. Культура речи как составляющая культуры общения

Неотъемлемым признаком образованного, всесторонне развитого человека является высокая речевая культура, то есть умение активно использовать как орудие общения современный литературный язык со всеми богатствами выразительных средств и присущими литературному языку нормами.

Основой речи является слово - одно из самых мощных коммуникационных орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и непреодолимым, действенным и привлекательным, если сказано умело, искренне, своевременно и уместно. А именно так - целенаправленно, своевременно, убедительно, выразительно - должен пользоваться словом каждый человек в любой сфере и при любых условиях общения. Недаром народная мудрость учит: говори не так, чтобы тебя поняли, а говори так, чтобы тебя не могли не понять. Это особенно важно для людей, которые постоянно общаются с большой аудиторией, выполняют административные, государственные обязанности, и призваны активно влиять на собеседника . Следовательно, необходимо глубокое знание литературного языка и умение пользоваться им.

Язык кажется нам чем-то привычным и очень простым, а на самом деле этот странный человеческий феномен чрезвычайно сложный. Именно поэтому люди часто забывают: знать язык - еще не означает владеть им. Таким образом, культурой речи считаются правила литературной речи и умение ими пользоваться. Каждый образованный человек должен стремиться к овладению культурой речи и в общении с другими демонстрировать умение пользоваться речью.

По мнению большинства людей, речь - это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет - это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).

Обязательным участником общения, кроме говорящего, является слушатель, реальный или воображаемый. По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать свое мнение - очень некрасиво, это еще и неэффективно. Данная манера поведения, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнера, и тогда разговор в лучшем случае просто не сложится.

Если собеседник мало того, что не слушаете своего визави, да еще и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, этим он демонстрирует отсутствие у себя культуры речи, проявляет неуважение к личности собеседника, что характеризует его отнюдь не с положительной стороны.

Умение слушать - непременная составляющая культуры общения. Если человек проявляет неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорит, если искренне уважает мнение своего визави, то можно быть уверенным в том, что он хороший собеседник и людям приятно с ним общаться. Умение слушать является залогом успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

В процессе общения речь делится на отрезки, которые имеют определенную протяженность и членятся на более-менее завершенные (самостоятельные) части. Такая речь называется связной. Это высказывание, связанное одной темой, основной мыслью и структурой текста. Результатом процесса говорения является устный или письменный текст, который образуется на основе законов, правил данного языка, составляющих его норм. Совершенное владение языком, его нормы в процессе речевой деятельности человека определяет его культуру речи.

Речи высокой культуры свойственны богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная, выразительность, логическая стройность. В письменном оформлении языка соблюдают нормы орфографии и пунктуации. культура общение речь ценность

Наука, изучающая нормативность речи, ее соответствие тем требованиям, которые ставятся перед языком в обществе, называется культурой речи. Она разрабатывает правила произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений и требует от говорящих их соблюдения. Культурой речи считаются правила литературного языка и умение ими пользоваться. Каждый образованный человек должен стремиться к овладению культурой речи и в общении с другими демонстрировать умение пользоваться языком.

3. Речевой этикет

В понятие культуры речи входит и поведение говорящего, или речевой этикет. То, что называют речевым этикетом, используется ежедневно в речи каждого человека. Это наиболее употребляемые слова и выражения, с которыми люди обращаются друг к другу, проявляя вежливость, уважение, сдержанность, такт. Нам по несколько раз в день приходится здороваться, прощаться с людьми, желать успеха и извиняться, сочувствовать кому-то, радоваться, просить, приглашать. Речевой этикет является той совокупностью языковых средств, которые регулируют ют наше поведение в процессе вещания.

Речевое поведение человека должно проявлять его глубокое, подлинное уважение к другим людям. Речевой этикет делает общение человека с другими приятным, желанным. Большинство людей общаются для обмена информацией, новыми знаниями. Однако общение имеет и бытовой характер, общения для общения. Во всех случаях общения действует речевой этикет, правила, нормы которого должен знать каждый человек. И общество выработало эти правила. Язык обладает целой системой словесных формул, с помощью которых люди налаживают контакт между собой, поддерживают доброжелательную тональность речи.

Речевой этикет - это речевые формулы приветствия, прощания, обращения, высказывания сомнения, подтверждения, согласия, несогласия и др. Систему речевого этикета нации составляет совокупность всех возможных этикетных формул. Структуру же его определяют следующие основные элементы коммуникативных ситуаций: обращение, приветствие, прощание, извинение, благодарность, пожелания, просьбы, знакомство, поздравления, приглашения, предложение, совет, согласие, отказ, сочувствие, комплимент, присяга, похвала и т.д. Между ними выделяются те, что используются при выяснении контакта между говорящими - формулы обращений и приветствий; при поддержании контакта - формулы извинения, просьбы, благодарности и др.; при прекращении контакта - формулы прощания, пожелания .

С точки зрения национальной специфики речевого этикета стоит сказать, что структура его сложилась у каждой нации на ее собственной народной основе под влиянием разного рода психологических, социально - политических, культурологических факторов.

Считается, что речевой этикет является одной из важных характеристик поведения человека. Ибо без знания принятых в обществе форм этикета, без вербальных форм выражения вежливых отношений между людьми, индивид не может эффективно, с пользой для себя и окружающих осуществлять процесс общения.

Следовательно, речевой этикет тесно связан с культурой речи и является выразителем общей культуры. Встречаясь с коллегами, с руководителем, мы здороваемся: утром - «Доброе утро» уже стало традиционным; днем - «Добрый день»; «Здравствуйте»; вечером «Добрый вечер». Во всех словосочетаниях присутствует корень добр-. Употребляя форму именительного падежа, мы констатируем факт относительно утра, дня или вечера. Приветствие дополняется обращением, которое может содержать имя или имя и отчество.

Каждый разговор имеет свой завязку: «Как дела?», «Как здоровье?» - Особый тип речи, где простой обмен обычными фразами наталкивает собеседников вести деловую или дружескую беседу, психологически подводит их к сути дела.

В речи есть много формул этикета, еще больше бывает ситуаций, в которых их нужно использовать, поэтому нельзя их все предусмотреть. Знание основных средств речевого этикета, внутренний такт, общая культура помогут подобрать эффективный и самый подходящий способ выражения отношения к личности, к действиям, к поступкам. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Таким образом, культура речи - один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Заключение

Таким образом, исследовав тему работы, согласно поставленным задачам, можно сделать следующие выводы:

Люди общаются между собой с помощью речи. Обмен мыслями, жизненным опытом осуществляется в процессе общения. Культура общения является составной частью культуры человека в целом. Она, как и любая другая культура, включает сумму знаний об общении. Для культуры общения характерна нормативность, которая определяет, как должны общаться люди в том или ином обществе, в той или иной ситуации.

Высокий уровень культуры общения обеспечивается: умением организовать процесс общения, учитывая ситуацию, мотив и цель общения, правильно понимая партнера; умением вызывать и поддерживать интерес к общению, постепенно достигая своей цели; знанием норм общения, принятых в данном обществе, психологии общения (категорий, закономерностей, механизмов), психологии восприятия и понимания друг друга.

Неотъемлемым признаком образованного, всесторонне развитого человека является высокая речевая культура. Культура речи - это соблюдение устоявшихся речевых норм письменного и литературного языка, а также целенаправленное и сознательное использование языково-выразительных средств, которые зависят от обстоятельств общения и его цели. Грамотность является основой культуры речи. То есть это соблюдение общепринятых литературных норм использования фонетических, стилистических, синтаксических, лексических и морфологических средств языка.

Культура общения предполагает, что в коммуникации участвуют два умных и культурных человека, которые прекрасно понимают рамки дозволенного и не позволяют их себе нарушать.

Список литературы

1 Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 12-е изд., стер. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 538 с.

2 Петрова Ю. А. Культура и стиль делового общения / Ю. А. Петрова. М.: ГроссМедиа, 2012. 256 с.

3 Сафьянов В. И. Этика общения. М.: Мир книги, 2011. 192 с.

4 Смирнов Г. Н. Этика деловых отношений / Г. Н. Смирнов. М.: Проспект, 2011. 192 с.

5 Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. / Н.И. Формановская. М.: Книга по Требованию, 2013. 159 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие культуры делового общения. Умение общаться в деловом мире, профессиональной сфере. Формирование культуры делового общения. Качество деловых отношений. Внешний облик и поведение специалиста. Оценка делового общения в организации ООО "Capex".

    реферат , добавлен 25.06.2015

    Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения. Деловая культура современного российского общества. Построение делового общения. Умение вести себя с людьми. Культура делового общения, ее содержание и социальные функции.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2013

    Разговорная речь и ее важнейшие признаки. Особенности фонетической, морфологической, синтаксической, лексической нормы в разговорной речи. Стили общения и причины коммуникативных неудач. Характеристика жанров речевого общения. Правила этики общения.

    реферат , добавлен 20.08.2009

    доклад , добавлен 10.06.2010

    Сущность дистанционного общения. Этические нормы телефонного разговора. Виды корпоративной культуры делового общения. Манипуляции как метод воздействия на партнера. Правила их нейтрализации. Приемы, стимулирующие создание доверительных отношений.

    реферат , добавлен 08.03.2016

    Понятие и значение общения как одного из основных факторов взаимопонимания между людьми, отличительные особенности и анализ. История культуры речи, сущность и содержание данного понятия, этические принципы и регулирование в психологической сфере.

    контрольная работа , добавлен 11.03.2015

    Психология делового общения и управления. Публичная речь как форма деловых и общественных отношений. Виды и типы устной публичной речи. Ораторская речь, специфика общения, цель и идеи выступления, построение выступления. Успех ораторского искусства.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2011

    Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии, правила и принципы. Значение культуры речи в воспитании. Закономерности речевого поведения в массовой коммуникации как средства утверждения социального статуса; стиль, формы обращения.

    реферат , добавлен 02.05.2009

    Понятие речевого этикета и вежливости. Формы общения на "ты" и на "Вы". Официальность и неофициальность обстановки общения. Равенство и неравенство статусно-ролевых позиций партнёров. Называние другого и самого себя. Обращение к незнакомому и знакомому.

    реферат , добавлен 20.05.2011

    Понятие и специфика общения, его функции: информационно-коммуникативная, регуляционная, аффектная. Типичные формы межличностного общения: анонимное; функционально-ролевое; неформальное и интимно-семейное общение. Культура поведения делового человека.

Общение – это очень сложный интеллектуальный процесс. Он включает в себя создание новых контактов и их развитие. Человек испытывает потребность в том, чтобы осуществлять совместную деятельность с другими людьми.

Совместная практическая деятельность, в свою очередь, подразумевает полноценный обмен информацией, разработку общей стратегии взаимодействия. Также важно уметь понимать других людей.

Общение – это то, через что мы влияем на других людей. Общение позволяет эффективно организовать совместную теоретическую и практическую виды деятельности.

Человек способен развивать и поддерживать . Это позволяет в свою очередь усваивать чужой опыт, накапливать знания и навыки. Общение играет большую роль в удовлетворении духовных потребностей. С помощью общения люди перенимают чужие убеждения и взгляды, усваивают новые для себя моральные аспекты и испытывают новые чувства.

Мы считаем, что когда речь идет об общении людей, то центральным понятием в этом виде деятельности должно быть понятие «культура общения».

Для того, чтобы лучше усвоить смысл этого термина, нужно разбить его на составляющие и обсудить первоначально каждое отдельное слово.

«Культура» с точки зрения исследователей

Термин «культура» сегодня разными авторами характеризуется совершенно по-разному. В повседневной жизни под культурой часто понимают поведенческий образец, на который следовало бы равняться. Некоторые определяют культуру, как интеллигентность. Считается, что культура – это качество личности человека.

С точки зрения теории, культура – это особенность общества, которая отражает имеющийся уровень развития и определяет отношение людей к другим людям и к природе. Некоторые воспринимают культуру, как творческие способности отдельно взятого человека. Другие относят культуру к характеристики общества в целом.

Также существует точка зрения, что культура – это материальные и духовные ценности человека. Культура демонстрирует степень развитости общества в целом и данного конкретного человека. Культура определяет, как осуществляется творческая деятельность, как усваиваются новые знания, хранятся и передаются другим людям.

Согласно психологам культура – это довольно устойчивое свойство личности, которое включает в себя мировоззрение и аксиологию и демонстрирует отношение человека к другим людям и к окружающему миру.

Хотя культура часто воспринимается как свойство отдельного человека, культурные ценности, царящие в обществе характеризуют его состояние в целом. Частью культуры является мораль, которая есть не что иное, как норма, принятая обществом для построения отношений между отдельными его членами. Мораль должна быть объективной и иметь общественное значение.

Мораль общения

Существует также термин «мораль общения». У него есть синоним – «этика общения». Это все вместе взятые гуманистические нормы и ценности, которые затрагивают взаимоотношения между людьми.

Нормы этики основаны на том, что необходимо уважать достоинство свое собственное и достоинство окружающих людей, все люди равны, взаимоотношения между ними должны строиться на принципах человечности и справедливости. Главными мотивами, которые определяют поведения человека, являются его привычки, ценности, потребности и убеждения.

Что такое этикет?

Термин «этикет» мы понимаем, как набор правил, касающихся поведение, с помощью которого человек проявляет свое отношение к другим. Это затрагивает такие области, как манера вести разговор, способы приветствия, одежда и манеры человека. Если кто-то следует нормам этикета педантично, то это не делает человека высококультурным, ведь этикет – это не просто правила, которые должны проявляться внешне.

Истинная культура исходит из сердца человека и основана на том, как он на самом деле относится к окружающим себя людям.

Это же касается и детей. Их культура общения также должна быть основана на уважении взрослых и ровесников, доброжелательном к ним отношении. Также для ребенок должен обладать развитым словарным запасом, который бы позволял продуцировать нужные формы обращения. Сюда же включаются и в повседневной жизни и в общественных местах.

Культура общения и ее нормы

Согласно работам М.А. Чернышева культура общения – это существующие в обществе нормы взаимодействия людей. Эти нормы являются эталонными для общения внутри определенной социальной группы. В каждом народе существует своя собственная культура общения, которая отражается в национальном своеобразии.

Культуру общения можно сравнить со своеобразной печатью каждого народа. Ведь каждый народ имеет свою собственную неповторимую историю развития, сформированные веками национальные традиции и жизненный уклад.

Если рассматривать культуру общения в узком смысле, то это то, насколько человек усвоил навыки общения, принятые в обществе, в котором он находится.

Культура речи является неотъемлемой частью культуры общения. Согласно работам А.М. Горького, чистота речи – это главный способ сохранить культуру человека в целом. Для того, чтобы этого добиться, нужно воспитывать в людях речевую культуру. Дошкольник должен иметь достаточный лексический запас, уметь лаконично выражать свои мысли и чувства, говорить спокойно в любых обстоятельствах.

Культура общения в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – это врем, когда дети усваивают основные грамматические особенности родного языка. Дети учатся продуцировать простейшие речевые высказывания. В этом возрасте уже нужно обучать детей обращаться ко взрослым по имени и отчеству, употребляя местоимение «Вы».

Уже в этом возрасте нужно работать над чистотой произношения, обучать детей разговаривать в спокойном темпе, не растягивая при этом слова, но и не говоря скороговоркой.

Когда воспитатель в рамках образовательных мероприятий организует различные совместные занятия, то дети стараются подстраивать свою речь, учитывая содержание материала, правила занятия и следят за своими словами. Однако важно приучать ребенка к культуре речи при обычном повседневном общении.

Ребенок должен обладать привычкой придерживаться этических норм при любом виде деятельности, в том числе и во время осуществления самостоятельной деятельности. Культура речи благоприятно сказывается на активность общения сверстников во время игры, помогает избегать многочисленных конфликтов.

Структура общения

Культура общения – это структурная система, которая состоит из следующих элементов: коммуникация, интерактивность, перцептивность.

Если у человека сформирована культура общения, то он обладает целой системой нравственных убеждений, которые являются частью личности. Для того, чтобы эффективно реализовывать культуру общения, нужно владеть технологией выстраивания взаимоотношений в самых разных обстоятельствах. Качества, которые проявляет человек, его поведение – все это является показателем того, насколько хорошо сформирована у него культура общения.

Сегодня наука разделяет культуру общения на три главных составляющих: это нормативный компонент, коммуникативный компонент и компонент этический.

Если выделить среди этих трех наиболее важный, то им будет нормативный компонент. Он основывается на литературных нормах и способности использовать их в собственной речи. Однако не всегда нужно говорить правильно. Ведь также важно учитывать, для кого звучит речь и насколько этот человек осведомлен в теме и заинтересован ею.

Методы общения

Язык человека использует огромный арсенал методов, которые позволяют находить наиболее подходящие слова, для того, чтобы объяснить суть обсуждаемого вопроса.

Нужно выбирать такие языковые средства, которые позволяют эффективно выполнить задачи, для которого организовано общение в данный момент. И то, насколько хорошо человек справляется с выбором этих средств, и является коммуникативным компонентом культуры общения.

Если говорить об эстетическом компоненте, то это то, насколько хорошо человек соблюдает нормы общественного поведения, проявляет ли он уважение и доброжелательность к окружающим людям, умеет ли вести себя тактично и деликатно.

Итак, под культурой общения в данной работе понимаются все вместе взятые знания и навыки, которые позволяют людям осуществлять целенаправленное взаимодействие, во время которого они адекватно выбирают и применяют подходящие средства общения, способны прогнозировать влияние продуцируемой речи на собеседника, способны понимать информацию, исходящую от других.

Современный человек должен обладать определенной культурой и правильно вести себя на работе с окружающими его людьми: с посетителями (с центами), подчиненными и начальниками. Для этого он должен правильно разговаривать.

Хороший собеседник - это внимательный слушатель, который, не перебивая, уважительно слушает вас и искренне заинтересован в том, что ему рассказывают. Чтобы стать хорошим собеседником, необходимо придерживаться некоторых правил:

  • а). Обращаться к собеседнику только по имени;
  • б). Нужно уметь правильно разговаривать со своим собеседником;
  • в). Ваш разговор должен убеждать вашего собеседника в его значимости как человека;
  • г). Необходимо быть хорошим собеседником;
  • д). Тема разговора должна быть интересна и полезна вашему собеседнику;
  • е). Вы должны улыбаться людям.

Что значит уметь склонить делового партнера к своей точке зрения и воздействовать на него так, чтобы он выполнил то что нужно в ваших интересах, соблюдая при этом и свои интересы, то есть - это умение находить общий язык со своим партнером.

В общении между людьми, и, особенно между деловыми, часто бывают такие ситуации, когда их мнения неоднозначны и могут возникнуть основы для конфликта между ними. В этих ситуациях может победить одна из сторон, может быть найден какой-то компромисс, а может, приемлемое решение не будет найдено. Чтобы избежать этой неприятной ситуации, целесообразно использовать определенные советы, соблюдение которых поможет убедить людей и склонить их к своей точке зрения.

Обратимся к этим советам:

  • 1. Прежде чем начинать сложные дела со своим малоизвестным деловым партнером, необходимо изучить особенности его характера.
  • 2. Единственный способ одержать верх в каком-нибудь споре - это вообще избежать его.
  • 3. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника и никогда не говорите ему, что он не прав.
  • 4. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
  • 5. С самого начала разговора придерживайтесь дружественного тона.
  • 6. Постарайтесь заставить своего собеседника сразу в начале разговора несколько раз ответить вам "да".
  • 7. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник, а вы слушайте внимательно, не перебивая.
  • 8. Постарайтесь убедить вашего собеседника, что данная мысль принадлежит именно ему.
  • 9. Искренне старайтесь смотреть на вещи не только со своих интересов, но с точки зрения вашего собеседника (делового партнера).
  • 10. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
  • 11. Взывайте к более благородным мотивам.
  • 12. Не драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.
  • 13. Не бросайте вызов, задевая за живое. Выделим еще несколько пунктов о разговоре с человеком.
  • 1. Если вы хотите сделать замечание человеку, не оскорбив и не обидев его вам лучше начать с похвалы и искреннего признания достоинств вашего собеседника. Психологи установили, что неприятные вещи всегда легче выслушивать, если перед этим нам сказали о наших достоинствах и успехах. В этих случаях суть замечания воспринимается как случайность, легко исправимая, и вы не обижаетесь на того, кто делает замечание. Поэтому, если вы вынуждены сделать замечание кому-нибудь, начните с достоинств и успехов того, кому потом вы выскажите свое замечание. Так вы не отобьете у него желание исправиться и работать лучше.
  • 2. Если вы хотите указать человеку на допущенную им ошибку, не оскорбив и не обидев его, вы должны сказать об этом не прямо, а косвенно. Если не поступить так, то не приведет ни к чему хорошему. Он обидеться, так как это задевает его достоинство, у него испортится настроение и пропадет желание - что либо переделывать. Поэтому, всегда лучше дать хорошую оценку его труда, но затем можно сказать, почему он в данных условиях не удовлетворяет вашим требованиям. Результат будет прекрасным, человек все переделает в лучшем виде и не обидеться на вас, а главное - вы не убьете в нем желание трудиться.
  • 3. Если вы хотите покритиковать человека за совершенную им ошибку, не обидев и не оскорбив его, то вам необходимо сначала поговорить о собственных ошибках, а затем уже и "добраться" до него. Это нужно делать так, потому что, когда вы начинаете со своих ошибок вы даете понять, что он не одинок и другие тоже могут ошибаться. Что его ошибка почти объективная и ее легко исправить. Это не обижает человека, не вызывает желания немедленно все бросить и, главное, - не снижает его энтузиазма в работе.
  • 4. Если вы хотите заставить человека что-то делать, то вы не должны это делать в приказной форме, например как в армии. Потому что никто не любит, когда ему приказывают. Поэтому нужно предоставить человеку возможность самому выполнять работу, никогда не указывать, что делать, и, позволять ему учиться на собственных ошибка. При соответствующем контроле, но, не принимая за него решений. Такой метод и щадит самолюбие человека и пробуждает в нем ощущение своей значимости. Этот метод порождает в человеке желание сотрудничать, а не стремиться к протесту. Итак, в этих условиях приказания быть не может, но остаются вопросы, которые вы ему можете задавать.
  • 5. Если вы хотите объявить о каком-либо решении человеку, которое касается его лично, то вам следует начать с приведения соответствующей мотивации этого решения. Людям нельзя сразу объявлять о том или ином решении, которое непосредственно касается их лично, например, увольнение с работы, переводе на другую работу и т.п. Перед этим должна быть сообщена им соответствующая мотивация, которая объективно, не затрагивая чувств собственного достоинства, объяснила бы причины такого решения.
  • 6. Если вы хотите заставить человека творчески и продуктивно работать на своем участке, то необходимо проявить к нему внимание и выразить одобрение по поводу малейших успехов. Это вдохновляет людей совершать невероятное используя нереализованные ранее возможности. Вообще, человек в большинстве случаев использует незначительную часть своих физических и умственных ресурсов. Этим вы будете стимулировать достижение успехов в работе.
  • 7. Если вы хотите помочь человеку стать лучше и если он сам хочет этого, то вам необходимо создать ему хорошую репутацию, которой в данный момент, может быть, он и не достоин. Психологи установили, что почти каждый - богач, бедняк, нищий, вор, - прилагает все усилия к тому, чтобы поддержать репутацию честного человека. Например, существует только один возможный путь исправления мошенника: обращаться с ним так, словно он является почтенным и честным человеком. Он будет непременно польщен этим. Если вы отмечаете в человеке что-то хорошее, чего пока за ним не замечалось, он обязательно будет стремиться к этому - в этом убеждены многие психологи мира.
  • 8. Если вы хотите, чтобы человек без принуждения сделал то, что вы ему предлагаете, и сделал бы это творчески, с полной отдачей интеллектуальных и физических сил, то вы должны уметь стимулировать его. В каждом конкретном случае это, видимо, должно происходить по-разному, но есть нечто общее - надо найти такие мотивы, которые удовлетворяли бы человека. Люди должны уметь выступать на сцене. Выделим по этому поводу несколько советов:
  • 1. Оратор должен говорить просто, понятно, как и в личной беседе.
  • 2. Оратор не должен смотреть поверх голов слушателей или на пол.
  • 3. В свое выступление нужно вкладывать душу.
  • 4. У оратора должен быть: привлекательный внешний облик, элегантная манера общения, доброжелательный открытый взгляд, приветливая улыбка.

Человек - продукт социализации и прежде всего человек становится человеком благодаря общению. Человечество знает немало примеров, когда ребенок, попадая в раннем возрасте в среду животных, выживала, но не становилась человеком в полном смысле этого слова. Причина - отсутствие возможности подражать и, особенно, общаться с людьми. Итак, общение имеет огромное значение как для становления человека, так и для ее дальнейшей жизни в обществе.

Главная особенность общения - взаимодействие. Процесс общения охватывает социальное взаимодействие членов общества - их совместной деятельности, интеракции и собственно коммуникацию. Упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регулирующих характер общения в зависимости от его целей и средств. Общаясь, люди должны считаться с социальными нормами, обычаями, традициями, существующими в данном обществе, коллективе.

От того, как люди разговаривают между собой, зависит настроение, состояние нервной системы, благополучия и спокойствие в семьях, коллективах. Наконец, от манеры общения во многом зависит успех в работе.

Обладая нормами культуры общения, человек сможет избежать многих проблем, конфликтов, скорее достигнет жизненных целей.

Культура общения... О ней говорят во все эпохи. И каждая эпоха развития человечества производит свои нормы, традиции, национальное своеобразие культуры коммуникации между людьми.

Культура общения является составной частью культуры человека. Для нее характерна нормативность, которая определяет, как должны общаться люди в определенном обществе, в конкретной ситуации.

Культура человеческого общения - это часть общей нравственной культуры личности. Отсутствие культуры общения - свидетельство бездуховности человека. Еще мудрый Эзоп доказал, что наше слово - это лучшее, что есть в распоряжении человека, и хуже, чем она обладает.

Сейчас проблема культуры общения приобретает большое значение. Происходит становление Украины как самостоятельного государства, интенсивно развиваются международные и межличностные связи с различными странами мира. Учитывая, это определяющей становится для нашего общества проблема умение общаться как на официальном, деловом, так и на бытовом уровне.

Сейчас важно заложить основы культуры общения в нашем обществе в соответствии со временем, в котором мы живем, к нашей истории, к духовно-творческого потенциала украинского народа.

На наш взгляд, этой проблеме уделяется неоправданно мало внимания как в образовательно-воспитательных заведениях, так и в государстве в целом. Средства массовой информации, имея огромные возможности формировать вкус к настоящей высокой культуры взаимоотношений между людьми, пренебрегают этой возможностью.

Киноэкраны и экраны телевизоров заполонили третьесортные боевики, и на зрителя льются грубые слова, отвратительные выражения. Это не может не беспокоить общество. Ведь если человек - продукт социализации, то огромный смысл для становления личности в том, какой именно опыт (традиции, обычаи, нормы) передает общество своим поколением.

Традиции, обычаи украинского народа высоки и духовно богаты. Однако если не давать надлежащей оценки разгула антикультуры, то она начинает восприниматься как норма. Именно так воспринимается низкая культура общения между людьми в общественных местах, в семьях. Грубость, отсутствие уважения и внимания к человеку нарушает принцип человечности как наиболее желаемой нормы взаимоотношений между людьми, вызывает общий негативизм и разрушает духовную сферу человеческих взаимоотношений.

Если мы хотим построить цивилизованное государство, то должны стремиться к цивилизации, а первым проявлением этого является культура общения.

Семья, учебно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения должны, формируя личность, развивать в ней такие морально-психологические качества:

Человечность;

Внимательность;

Отзывчивость;

Умение видеть моральную сторону своих и чужих действий и поступков;

Выдержка;

Владение собой;

Способность сдерживать негативные эмоции;

Умение слушать другого человека;

Способность предвидеть возможные последствия своих слов, действий, поступков.

Вся система отношений человека к другим людям реализуется в общении. Понятие общения является одним из центральных в системе психологического знания. Социальная функция общения заключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта. Общаясь, люди могут обмениваться мнениями, опытом, интересами, чувствами и т. В общении человек формируется и самоопределяется, проявляет свои индивидуальные особенности. Результат общения - налаживание определенных отношений с другими людьми. Благодаря общению осуществляется интеграция людей, вырабатываются нормы поведения, взаимодействия.

Связь людей в процессе общения является условием существования группы как целостной системы. Общение координирует совместные действия людей и удовлетворяет потребность в психологическом контакте.

Культура общения в узком смысле - это сумма приобретенных человеком знаний, умений и навыков общаться, которые созданы, приняты и реализуются в конкретном обществе на определенном этапе его развития.

Культура общения зависит и от личности, ее качеств. Может ли считаться культурной человек, который ведет себя высокомерно, высокомерно, не интересуется мнением других, говорит только сама, не давая возможности высказаться собеседникам, презрительно относится к другим? Конечно нет. Культурный человек должен быть спокойным, уравновешенным, знать что, где и как сказать.

Исследователи считают, что общение - это своеобразный театр, где есть пьеса определенного содержания, актер, исполняющий конкретную роль, и зритель, который воспринимает эту пьесу и эту роль. А потом зритель выступает как актер и хочет, чтобы его также восприняли как личность. К тому же зритель в обоих случаях является активной стороной.

Чтобы овладеть культурой общения, специалист должен иметь элементарные знания по психологии, стыки общения, уметь применять на практике коммуникативные установки.

Что же такое установка?

Установка - это состояние готовности индивида или группы определенным образом (положительно или отрицательно) реагировать на объекты (или субъекты) и влияние. Разновидностью социальных установок являются коммуникативные установки. Они очень важны для формирования культуры общения, поскольку помогают установить контакт между собеседниками, подготовить их к положительному восприятию информации, преодолеть безразлично негативное отношение к тем или иным идеям, людям, ситуаций.

Установки под влиянием общения с разными людьми возникают, изменяются и исчезают.

Может во время общения друг собеседник повлиять на коммуникативные установки других? Так, может, но он должен показать характер, положительную или отрицательную моральную направленность этих установок. Только после этого можно формировать новые или закреплять те, что есть, их реконструировать.

В подобных ситуациях ученые советуют вести себя так:

Если строишь необходимую установку, будь первым;

Чтобы закрепить эту установку, подавай ее в новой форме или контексте;

Если хочешь реконструировать установки, не действий прямо, а начинай с согласия ".

Высокий уровень культуры общения, по мнению ученых, создают компоненты:

Коммуникативные установки, которые "включают" механизмы общения;

Этические нормы общения, принятые в данном обществе; психология общения (категории, закономерности, механизмы восприятия и понимания друг друга)

Умение применять эти знания с учетом ситуации, в соответствии с нормами морали конкретного общества и общечеловеческих ценностей.

Схематично культуру общения в широком смысле эти самые исследователи предлагают изобразить так:

где КУ - коммуникативные установки; 3 - знания по этике и психологии общения; В - умение применять эти знания на практике.

Итак, культура общения - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных моральных и психологических компонентов, каждый из которых вносит свое в характеристику целого.

Ученые отмечают, что эта система реализуется в определенных условиях, ведь поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Одни и те же черты характера проявляются по-разному: человек бывает честным в одной ситуации и нечестной в другой (это зависит от внешнего окружения, его воздействия на человека. Это окружение - люди с которыми он живет, учится, отдыхает, работает. Всех их человек отражает в психике, на каждого эмоционально отзывается. В зависимости от того, как ближайшее окружение удовлетворяет потребности человека, оказывается ее реагирования на близких. Иногда вежливая, доброжелательная и терпеливая на работе человек в домашнем окружении есть тираном. А случается и наоборот. Настоящий уровень культуры общения такого человека низкий).

Большое значение для каждого человека имеет процесс приспособления к окружению, в котором придется работать (от адаптации нового человека в коллективе зависит производительность его труда). На западе в компаниях, которых волнует процесс быстрого приспособления человека к новому коллективу, создана специальная служба человеческих отношений и специальные программы профориентации и информации, где говорится о том, как служащие должны общаться между собой и с клиентами, чтобы поддерживать высокий имидж корпорации.

Культура поведения и общения человека зависит от того:

Что происходит в мире;

Законы принимает парламент;

Как повышаются цены на товары и продукты питания и т.д. Растревоженная этими событиями человек может свое недовольство,

раздражение "выливать" на других.

Из истории культуры общения

Наши предки любили общаться. По свидетельствам Геродота (V в. До н. Э.), Они при свете костра "говорили сказку", "баял басню", то есть проводили время, общаясь. Интересно свидетельство того, что уже в древние времена люди могли находить общий язык, решая через вече важные государственные дела («Велесова книга, или" Скрижали бытия украинского народа »). Такие общепринятые сейчас нормы морали как уважение к старшим, взаимопомощь, храбрость, честность берут начало с тех давних времен. О культуре общения писали первый митрополит Киевской Руси Иларион, оратор и мыслитель Кирилл Туровский.

Заботился о культуре общения и этикет князь Владимир Мономах. В своем "Наставлении" он советовал "... иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую, соблюдать слово Господне... при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, а не неистовствовать словом, не осуждать речью, немного смеяться, стыдиться старших... вести себя благочестиво, научить... глазами управлению, языке содержанию, ума смирению, телу пидкорянню, мысли чистоту соблюдать, побуждая себя к добрых дел...; не забывайте того Доброго, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь...; одного человека не пропустите, а не поздравив ее и не подарив ей доброе слово... ". "Правильная жизнь" человека, по его мнению, достигается ее "добрыми делами".

В XVII в. в Украине большое влияние на человека и его культуру общения с другими людьми имели центры духовной культуры и духовные лица - мыслители, а также первые центры образования и культуры (Львовская братская школа и Острожская греко-славяно-латинская школа, Киево-Могилянская академия) .

В Киево-Могилянской академии работали выдающиеся воспитатели и мыслители, которые учили учеников культуре общения. По их мнению, путь к успеху в общении лежит через познание себя и другого, из-за использования этических норм и правил, которые свойственны только гуманном обществу.

Феофан Прокопович - ученый, писатель, оратор Киево-Могилянской академии в своем "Духовном регламенте" критиковал "князей церкви" за их злоупотребления и нарушения нравственных основ ритуала. Он считал, что только с помощью этики, искусства слова и искусства общения можно влиять на людей и убеждать их.

В книге "Риторика" (раздел "О чувствах") подчеркивал, что нужно применять этические правила и нормы поведения в сочетании с требованиями психологии и риторики. Особое внимание он обращал на такие чувства, как любовь, радость, гнев, печаль, страх, возмущение в человеческих отношениях. Ф. Прокопович считал, что нужно уметь волновать людей (для этого надо использовать сильные эмоции, величественные способы изложения своих чувств) приносить удовольствие (для этого необходимо принимать красивые способы изложения мысли; ум идти поучать.

Ф. Прокопович следуя античными риторами - Аристотелем, Цицероном, пришел к выводу, что "словесное выражение (еиосигио) заключается в том, чтобы отборных словам и изысканными формами предложений оформить тот материал, который мы талантливо подобрали и рассудительно разместили в определенном порядке", потому что без этого "слабеют чувства, застывают доводы, сухой становится амплификация, тупеют остроты, а не улыбаются тонкости и шутки, вся речь становится ослабели и скучной и как ползает по земле, и, что больше, даже кажется мертвой".

Его мысли о стиле сосредоточены в специальной четвертой книге - "О лингвостилистические оформления речей" и рассеяны по всей большой работе "Риторика".

Ф. Прокопович последовательно и разносторонне скрупулезно формирует учение о стиле, не забывая ни о достоинствах (признаки и преимущества) стиля, ни о его недостатках.

Отметим, что для ораторского мастерства важным является умение оратора придерживаться соответствия между стилем, предметом (темой) и время. Для хорошего стиля существенным признаком должно быть соответствие между словесным выражением, предметом речи, ситуацией, чувствами оратора и настроениями слушателей. Это поможет оратору общаться с аудиторией.

Этот принцип соответствия сформировался еще в античной культуре (как проявление концепции общей и абсолютной красоты).

Главными признаками стиля должны быть правильность и ясность. По мнению Ф. Прокоповича, речи можно составлять и произносить не только на латыни, но и живым народным языком, соблюдая правильности и чистоты, принимая ту живую произношение, которой пользуется большинство и зарождающейся в центре народа, ибо "каждый язык портится от соседства с другими "2.

Феофан Прокопович считал, что несоответствие между содержанием и формой речи порождает недостатки стиля и лишает его чистоты и ясности и тех признаков, которые являются основными для стиля. Ученый считал, что всем, кто выступает перед людьми, общаясь с ними, нужно стараться избегать недостатков стиля, среди которых он выделил несколько, в частности:

Холодный стиль - это тот, в котором нет живого смысла, мнение мертва, а есть многословие, не имеет души.

Чрезмерный (надутый, высокопарный) - стиль, в котором накоплен излишне средств образности.

Лженаслидувальний стиль - неуместно подражания (подобная чьей речи форма, а содержание другой) или чрезмерное подражание (до мелочей).

Поэтический стиль является недостатком практической, консультационной речи, но он уместен в творчестве и в близких отношениях между людьми, в общении с Богом.

Сухой стиль, простой стиль становится недостатком речи, когда говорит о бедности мыслей, содержания предмета, мыслей оратора, неумение и отсутствие подготовки, однако он уместен в официальных деловых отношениях.

Шаткий, неуверенный, неорганизованный стиль свидетельствует либо о низкой культуре оратора, или о равнодушии, невнимание.

Школьный стиль характеризуется соблюдением всех требований школьной риторики. Он может восприниматься как недостаток в устах опытного, искусного оратора, от которого ждут оригинального, авторского стиля.

Хлоп рыбий стиль - это неуместно, без необходимости использования привлекательных средств с целью похвастаться.

Эмоциональный стиль (парентирс) как недостаток воспринимают тогда, когда он касается незначительных, не стоящих таких эмоций тем.

На самом же деле эмоциям и чувствам и способам возбуждения их у слушателей Ф. Прокопович придавал большое значение. Он разделил все эмоции и чувства на те, которые связаны со стремлением человека к чему-то, и те, которые связаны с предотвращением чего-то. К первым относятся приятные: любовь, желание, надежда, радость, радость, удовольствие, уверенность, тревога, беспокойство; ко вторым - неприятные: ненависть, страх, гнев, возмущение, отчаяние, грусть, стыд, сочувствие.

Описывая природу каждого из чувств, насколько позволяла тогдашняя наука о человеке, Ф. Прокопович рассуждал, как эти чувства и эмоции можно вызвать и как можно их сдержать, подавить.

Умение шутить - это природный дар оратора и его иронический тип рассуждения. Оказывается он через языковые средства. Следовательно, на них надо обратить внимание. Ф. Прокопович советует использовать такие языковые источники шуток: полисемию (использовать переносные значения слов, противопоставлять их) паронимия (употреблять близкие по звучанию слова, остроумно подменять их) этимологию (раскрывать смешные этимологии, особенно имен) сравнения (для сравнения несравнимое) персонификацию (оживлять то, что таковым не может восприниматься) гиперболу (значительно преувеличивать) аллюзию (делать намеки) сочинения (фиктивное, но правдоподобное) и др.

В общении люди должны использовать, по мнению Ф. Прокоповича, слова волшебные, благозвучные, приятные, образные и весомы. Волшебные и образные слова - это слова с переносным значением, они освежает зрение и мысль, потому что берут свое значение от хороших вещей: света, солнца, звезд, хорошей погоды, блеска, украшений и т. Легкие, приятные, благозвучные слова - это те, что состоят из удачного сочетания хороших звуков, их звучание напоминает шум воды "всплывает ласково по склонам". Весомые слова - это те, что выделяются и убедительно впечатляют.

Общаясь, надо избегать:

а) совпадения одинаковых гласных и согласных на границе слов;

б) повторений одних и тех же слов;

в) одинаковых падежных окончаний;

г) слишком длинных и однотипных предложений; г) скопление равносложным слов;

д) стихосложения в прозе, так ритм прозы должен быть свой, а не виршовий2.

Феофан Прокопович разработал эпистолярия, сам был большим мастером этого жанра. Он разделял письма по родам и жанрам на совещательные (советы, поощрения, просьбы, утешения), судебные (обвинение, оправдание, защита, жалоба с угрозой, иск с обвинением) и показательные (сообщения, оповещения, шуточные и остроумные письма). Он рекомендовал писать краткое введение к письму, четкое изложение и выводы. Стиль письма, по его мнению, должны быть не ораторский, а исторический, следовательно, спокойный, рассудительный.

Ф. Прокопович описал все виды судебных, совещательных, похвальных речей, которые были распространены и актуальны в тогдашнем обществе, все его рекомендации и риторические советы направлены на достижение эффективности речей. Для Ф. Прокоповича основным критерием их оценки была эффективность.

Критически оценивал и М. Сумцов достижения риторов академий, считая, что они учили учеников формы, а не содержания, учили заискивания, тщеславия и высокомерия.

Многие идеи и конкретных разработок Ф. Прокоповича безымянно воплотились следующими учеными, но многие из них еще ждут своих исследователей и последователей великого ритора Украины.

Григорий Сковорода - философ и поэт читал курс "христианской благотворительности" (христианский этикет). Ритуальные нормы и правила, по его убеждению, приносят пользу обществу и человеку тогда, когда они опираются на добродетель. Общаясь с другими, каждый человек сможет реализовать свои природные дарования в новом обществе, которое можно построить только с помощью образования и самопознания, культуры.

По показаниям Георгия Канского (книга "История Русов") 1, Богдан Хмельницкий праздник оберегал нравственные ценности: права, культуру и народные обычаи. Это было для гетмана святым.

Этикет существовал в школе во времена М. Драгоманова. В своих воспоминаниях "Два учителя" он описывает правила поведения и общения учащихся между собой и с учителем. Особым уважением пользовались учителя, гуманно относились к ученикам, способствовали развитию их интеллекта и культуры.

Общение как феномен фундаментально не исследовался вплоть до начала XX века, изучались отдельные составляющие этого феномена.

Роль общения исследованы Д. Карнеги ", который разработал практические советы о том, как улучшать общение и завоевывать себе друзей. Эти советы и сегодня помогают деловым людям наладить отношения с другими коммуникантами. Но они, по мнению многих ученых не раскрывают этической и психологической структуры общения, приводят к манипулированию людьми, а это противоречит требованиям гуманистической этики и психологии.

Э.Шостром считает, что на самом деле на высоком уровне культуры общаются актуал и пробки - люди, которые имеют гуманные мотивы общения и относятся к партнерам как к равным себе.

В 20-30-е годы XX века ученые подчеркивали, что нравственные ценности и нормы общения формируются под влиянием высших, в том числе религиозных, ценностей или отвечают традициям, обычаям и ритуалам своего общества.

В это время школа "человеческих отношений", созданная на Западе, активно изучала человеческие отношения, поведение человека в той или иной ситуации.

Широко разрабатываются проблемы общения: отношения человека с другими людьми, общечеловеческое начало в морали, добро, честь, долг, вина, стыд и т.д. - качества, присущие всем людям; человек как абсолютная ценность, психологические аспекты общения, проблемы семьи, предотвращения конфликтов и решения их, проведения переговоров и улучшения межличностных отношений, общения во взаимосвязи с различными видами деятельности, деловое общение. Все исследования направлены на то, чтобы достичь эффективности в профессиональной деятельности.

80-е годы XX века ознаменованы тем, что многие зарубежные теоретики свои исследования посвятили культуре общения - важной составляющей в борьбе за успех в бизнесе. Ли Якокка в работе "Карьера менеджера" отмечает, что общение - - это лучший способ направить энергию людей на достижение поставленной цели.

В конце 60-х - начале 70-х годов ученые изучали изменения поведения людей в зависимости от ситуаций, анализировали вербальные и невербальные средства общения, как целенаправленное воздействие рассматривали прикладные аспекты общения.

Как комплексный феномен изучают культуру общения сейчас. Актуальными для ученых есть проблемы средств коммуникации, особенности контакта, коммуникативные действия, технологии взаимодействия в конфликтных ситуациях и во время переговоров, коммуникативные технологии в деятельности имиджмейкеров, кризисникив, пресс-секретарей, рекламистов, специалистов (Г. Почепцов), проблемы коммуникативной этики (нем. философ Апель).

В последние годы исследования проблемы культуры общения приобретает принципиально новых признаков. Изучение этих феноменов становится системным.

В Украине за последние десятилетия XX века проведено исследование различных аспектов общения, в частности:

Общение как система (теоретические исследования общения и практическое обучение формам и методам повышения уровня культуры общения);

Этические и психологические компоненты общения, их влияние на развитие психики и формирования личности;

Трудности, мешающие людям понимать друг друга, действовать сообща;

Влияние принятых в обществе моральных норм и правил на общение и поведение людей;

Средства общения;

Способы влияния людей как во время совместной деятельности, так и в межличностных отношениях;

Особенности монологической и диалогического общения;

Проблемы делового общения в Украине (середина 70-х лет);

Культура общения (80-е годы)

Каждый человек должен стремиться, самоудосконалюючись, повышать свою культуру, культурно общаться с другими людьми. Этим самым она приумножать добытое многими поколениями наших предков.

Вопросы и Задания для (шюконт ^ оль

Задание 1. Запишите высказывания известных ученых о культуре общения. Как вы понимаете их слова?

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1. Что влияет на характер общения?

2. Как вы понимаете понятие культура человеческого общения?

3. Что, по вашему мнению, влияет на выработку навыков культуры общения у студентов?

4. Какие морально-психологические качества должны воспитывать у ребенка семья, школа, вуз? Почему?

5. Что означает понятие культура общения в широком и узком смыслах?

6. Объясните, как вы понимаете выражение "уметь применять на практике коммуникативные установки".

7. Как можно закрепить ту или иную коммуникативную установку?

8. Какие компоненты создают высокий уровень культуры? Почему?

Задание 3. Запишите, как схематично обозначают культуру общения. Объясните запись.

Задание 4. Расскажите об истории формирования культуры общения.

Задача 5. Ответьте на вопросы.

1. От чего зависит культура поведения и общения человека?

2. Как заботился о культуре общения князь Владимир Мономах? Назовите его труда.

3. Какие советы Феофана Прокоповича по общению вам запомнились?

4. Почему Сковорода отстаивал ритуальные нормы и правила?

5. Как относился к моральным ценностям Богдан Хмельницкий?

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направление на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное (по М.И.Лисиной). Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Ребенок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они с нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится: что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего, нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Игра - педагогическая азбука общения. Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Психологическое воздействие игры - это развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. В игре формируются начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. В игре происходит развитие различных средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.

Цель игры, два аспекта цели: познавательный (обучение способам действия с предметами), воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми). В игре существуют игровые правила: правила действия и правила общения. Воспитатель должен осуществлять правильный подбор игр в соответствии с возрастом ребенка, их проведение и анализ результатов. Он должен использовать такие виды психоразвивающих игр для детей дошкольного возраста как, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-задачи, игры-соревнования, индивидуальные и совместные игры.

Педагогическое воздействие воспитателя в ходе общения с ребенком: прямое (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.), косвенное (через других лиц, игру, сказку, песню, музыку). Должны использоваться эмоционально-положительные формы общения. Выразительные движения (мимика, пантомимика, вокальная мимика) - моторный компонент выражения различных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, играют важную роль в процессе общения.

Должны использоваться методики обучения выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и др.; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; узнавание детьми эмоций, их анализ и сравнение; методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в рисунках, пантомимика в рисунках, свободное и тематическое рисование, музыкальное сопровождение.

Все это развивает культуру общения детей как со взрослыми, так и со своими сверстниками.