Краткое описание вольга и микула селянинович. Значение микула селянинович в краткой биографической энциклопедии

/ / / Сюжета и композиция былины «Вольга и Микула Селянинович»

Сказание «Вольга и Микула Селянинович» включено в новгородский цикл былин о Микуле Селяниновиче и относится к бытовым былинам. В этом сказании повествуется о знаменитом крестьянине-богатыре и труде народа. Былина «Вольга и Микула Святославович» традиционно начинается с зачина. Сказание приурочено знакомству двух главных героев - богатырей князю Вольге, который является сыном Святослава и оратаю Микуле Селянинович.

Центральным эпизодом былины является то, что вся дружина пытается выдернуть соху из земли, а Микула без какого-либо труда выбрасывает соху в куст.

Зачастую, чтобы ярче описать главного героя, народ приукрашал действительность, так воспели люди поступки Микулы с разбойниками, а также поднятие сохи одной рукой.

Главной особенностью древних сказаний является то что богатырь может зваться ласкательным именем – Микулушка Селянинович и. т. д.

Внимательно выслушав крестьянина, Вольга сделал вывод что оратай очень силен и может пригодится ему, когда придет время собирать налог с крестьян в городе и зовет его пополнить ряды дружинников. Только двинулись путники в дорогу, как пахарь вспоминает что забыл спрятать свою соху в ракитовый куст. Молодой князь посылает пятерых самых сильных вояк, но как оказалось они не смогли даже с места сдвинуть соху. Тогда Вольга посылает ещё десятерых молодцев, но и те оказались не в состоянии справится с заданием. В конечном итоге вся храбрая дружинушка попыталась сдвинуть с места соху и тогда подошел пахарь и одной рукой с легкостью выдернул соху из земли и бросил в ракитовый куст. Увидав такой богатырский подвиг князю захотелось узнать имя незнакомца. Пахарь представился Микулой Селининовичем.

Приехав к своим владениям, разбойники узнали силача, который их побил и пришли просить извинения у князя и у Микулы. Из всего увиденного и услышанного Вольга делает вывод что такого крестьянина будут здесь уважать и любить и делает предложение пахарю стать наместником князя чтобы собирать налоги с крестьян.

Значение МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

Микула Селянинович - былинный богатырь -крестьянин. Вариант имени - Викула - объясняется переходом губного носового "м" в губной неносовой в олонецком говоре. Гораздо разнообразнее отчество Микулы: Селянинович, Селянович, Селянинов, Сеятелевич, Селягинов и Селягинович. Из этих форм наибольшее право на архаичность принадлежит форме Селягинович (Селягинов). Как не совсем понятная, она могла быть осмыслена в форму Селянинович; наоборот, из формы Селянинович невозможно объяснить появление формы Селягинович, со средним звуком "г". Формы Селягин и Селягинович выводятся Вс. Миллером из старинного слова сельга, встречающегося в XIV в. и обозначающего нивы, запущенные под траву и лес. Название сельга до сих пор существует в Олонецкой губернии. Пахать поросшую лесом и травой сельгу было крайне трудно: приходилось постоянно наскакивать на коренья деревьев, хотя еще не слишком глубокие, - и действительно из былины видно, что Микула Селянинович орал не ниву, а сельгу, так как вывертывал сохой коренья. В былинах о встрече Вольги с Микулой (Рыбников, I, ¦ 3 и 4), II, ¦ 1 и 60; Гильфердинг ¦ 32, 55, 73, 131, 195) эта встреча, по-видимому, составляла в первоначальном плане лишь эпизод в рассказе о похождениях богатыря Вольги Сеславьича; но в дошедших до нас былинах личность чудного силача-пахаря выступила так ярко на первый план, что совсем обесцветила личность Вольги. Его похождение с некоторыми городами, ради которых он собственно предпринимает с дружиной поездку из Киева, обыкновенно скомкано в нескольких стихах, так что между началом былины, рассказывающим о рождении богатыря Вольги, знамениях природы, уходе зверей, птиц, рыб, обучении и наборе дружины храброй, и окончанием ее оказалось несоответствие. Начало заставляет слушателей ожидать необычайность подвигов от Вольги, но эпизод - встреча с Микулой - поглощает весь интерес, и былина кое-как сводит конец с началом. Лучший вариант былины Трофима Рябинина (Рыбников, I, ¦ 3; Гильфердинг ¦ 73) можно найти во всякой хрестоматии. Микула в своем роскошном наряде представляется не мужиком-пахарем по профессии, а скорее каким-нибудь царевичем или боярином, взявшимся для виду за соху и разыгрывающим род земледельца. Узнав от Вольги, что он едет за получкой дани, Микула говорит, что и сам недавно столкнулся с мужиками ореховцами, когда ездил за солью, и называет их разбойниками. В других вариантах очень кратко говорится о помощи, оказанной Микулой Вольге при получении дани с непокорных горожан, которые хотели погубить дружину Вольги, подпилив мосты через реку Волхов. Микула Селянинович встречается также в одной побывальщине, записанной Рыбниковым (т. I, стр. 39, примечание). Здесь Святогор не может догнать на коне пешего путника, не может поднять носимой им сумки. В сумке оказалась тяга земная, а путник называет себя Микулой Селяниновичем. На вопрос Святогора, как ему узнать судьбину Божию, Микула посылает его к Сиверским горам, где Святогор находит свою суженую. Новейшие исследователи предполагают, что фабула былины могла быть бродячим сюжетом, занесенным в наш эпос извне. Непосредственный источник былины до сих пор не удалось открыть, хотя в параллелях чудесному пахарю, встречаемому царем, нет недостатка в сказаниях европейских и восточных. Так, академик Веселовский сравнивал Микулу Селяниновича с византийским императором Гугоном, которого встречает пашущим Карл Великий в западноевропейском сказании о хождении Карла Великого в Иерусалим и Константинополь. Всев. Миллер указал личность, сходную с Микулой Селяниновичем, в восточных сказаниях об Александре Македонском (Искандере), обработанных в поэме персидского поэта Низами (см. "Материалы для истории былинных сюжетов", IX. "К былине о Микуле Селяниновиче", "Этнографическое Обозрение", 1892, кн. XIII - XIV, стр. 120 - 126). Больших результатов достигло изучение бытовой стороны былины, обнаружившее ее северно-русское (вероятно, новгородское) происхождение. К бытовым чертам относятся: 1) картина северной пахоты в губерниях Новгородской, Псковской, Олонецкой и др., где пашни иногда сплошь усеяны валунами, то мелкими, о которые постоянно почеркивают омешики сохи, то крупными, которые приходится огибать при паханье (ср. описание пахоты Микулы Селяниновича); 2) употребление сохи, а не плуга; 3) сеянье ржи, а не пшеницы; 4) езда Микулы Селяниновича за солью, объясняемая новгородскими бытовыми условиями; 5) столкновение его с ореховцами иногда из-за соли: Ореховец - древнее название нынешнего Шлиссельбурга на Неве, где новгородцам приходилось покупать привозную соль; 6) упоминание реки Волхова в одном варианте (Рыбников, I, стр. 24); 7) быть может, выше разобранное отчество Микулы от слова сельга; 8) смешение между рассматриваемой былиной и другими несомненно новгородскими (так, Вольга имеет отчество Буслаевич [Гильфердинг, ¦ 91]; Садко сводится с Вольгой и Микулой [Гильфердинг, ¦ 2]); 9) наконец, личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Время сложения дошедшей до нас редакции былины, выводимое из сопоставления вариантов, не может быть слишком отдаленное. Хронологической датой могут служить серебряные гроши, на которые Микула покупает соль - указание на эпоху не ранее начала XV в., когда у новгородцев на место кунной старой системы пошли в ход иноземные деньги: артиги, лобки и гроши литовские. Кроме литературы, указанной в статье "Богатыри", ср. Квашнин-Самарин (в журнале "Беседа", ¦ 4, стр. 96); Ал. Веселовский ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1881, февраль, стр. 364, и 1888, май, стр. 76); М. Халансий ("Русский Филологический Вестник", 1881, ¦ 4, стр. 270); Всев. Миллер "К былинам о Вольге и Микуле" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1894, ноябрь). Вс. Миллер (умер).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
    богатырь-пахарь, герой русских былин "Вольга и Микула Селянинович", "Святогор и Микула …
  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
    Селянинович, один из героев русских былин, богатырь-пахарь. Известны два былинных сюжета о нём: "Вольга и Микула Селянинович", "Святогор и Микула …
  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
    знаменитый былинный богатырь-крестьянин. Вариант имени — Викула — объясняется переходом губного носового м в губной неносовой в в олонецком говоре. …
  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
    ? знаменитый былинный богатырь-крестьянин. Вариант имени? Викула? объясняется переходом губного носового м в губной неносовой в в олонецком …
  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    богатырь-пахарь, герой русских былин «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула …
  • МИКУЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИЌУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ, герой рус. былин "Вольга и Микула Селянинович", "Святогор и Микула Селянинович", …
  • ТИМОФЕЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Тимофеев (Алексей Васильевич) - поэт (1812 - 1883); учился на юридическом факультете Казанского университета; был губернским прокурором в Уфе, потом …
  • СВЯТОГОР в Краткой биографической энциклопедии:
    Святогор - богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах …
  • ВЕЛЬЯМИНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (МИКУЛА ВАСИЛЬЕВИЧ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Вельяминов Николай (по летописям - Микула Васильевич) - сын тысяцкого Василия Вельяминова. Несмотря на измену старшего брата, Николай Вельяминов …
  • БОГАТЫРИ в Краткой биографической энциклопедии:
    Богатыри. Слово "богатырь" в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других …
  • ФОЛЬКЛОР в Литературной энциклопедии.
  • ТИМОФЕЕВ в Литературной энциклопедии:
    1. Алексей Васильевич — поэт и беллетрист. Р. в г. Курмыше б. Симбирской губ. в богатой помещичьей семье. Учился …
  • ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1856-1910) российский живописец. Произведения ("Демон", 1890, "Сирень", 1900) отмечены драматической напряженностью колорита, "кристаллической" четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • ТИМОФЕЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    поэт (1812—83); учился на юридическом факультете Казанского университета; был губернским прокурором в Уфе, потом чиновником особых поручений при моск. генерал-губернаторе. …
  • СВЯТОГОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече …
  • БОГАТЫРИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ТИМОФЕЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? поэт (1812?83); учился на юридическом факультете Казанского университета; был губернским прокурором в Уфе, потом чиновником особых поручений при моск. …
  • СВЯТОГОР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о …
  • БОГАТЫРИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

Микула Селянинович - один из самых попу­лярных былинных героев, это не просто богатырь, а богатырь-пахарь, любимый “сырою зем­лею”. Былина начинается с рассказа о жизни княжеского сына Вольги Святославовича.

Жил Святослав девяносто лет,

Жил Святослав да переставился.

Оставалось от него чадо милое,

Молодой Вольга Святославович.

Стал Вольга ростеть-матереть,

Похотелося Вольге да много мудростей: Щукой-рыбою ходить Вольге во синих мо­рях,

Птицей-соколом летать Вольге под оболоки, Волком и рыскать во чистых полях.

И вот подросший Вольга собирает “дружинушку хоробрую”:

Тридцать молодцев без единого,

Первыим городом Гурчовцом,

Другим городом Ореховцем,

Третьим городом Крестьяновцем.

Однажды молодой Вольга отправился с дру­жиной в свои города “за получкою”, то есть за данью. Выехав в поле, Вольга услышал,

как в поле трудится пахарь (ратой):

Выехал Вольга во чисто поле,

Он услышал во чистом поли ратоя.

А орет в поли ратой, понукивает,

А у ратоя-то сошка поскрипывает,

Да по камешкам омешики прочиркивает.

Вольга захотел увидеть пахаря, но он еще не знал, как далеко тот находится:

Ехал Вольга он до ратоя,

День с утра ехал до вечера,

Да не мог ратоя в поле наехати…

Лишь к середине следующего дня Вольга до­стиг работающего в поле пахаря, который

…С края в край бороздки пометываёт,

В край он уедет - другого невидать.

То коренья-каменья вывертываёт,

Да великия он каменья вся в борозду валит.

При этом Вольга видит, что и лошадь и снаря­жение у пахаря весьма скромное: “кобылка соловенька”, “сошка кленовая”.

Поприветствовав друг друга, Вольга и пахарь начинают разговор. Пахарь спрашивает:

Ай далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь со своею со дружинушкой хороброю?

Вольга раскрывает пахарю цель своей поезд­ки. Узнав, в какие города направляется князь с дружиной, пахарь начинает жаловаться:

Да недавно был я в городе, третьего дни,

На своей кобылке соловою,

А привез оттуль соли я два меха,

Два меха-то соли привез по сороку пуд,

А живут мужики там разбойники,

Они просят грошев подорожныих.

А я был с шалыгой подорожною,

А платил им гроши я подорожный:

А кой стоя стоит, тот и сидя сидит,

А кой сидя сидит, тот и лежа лежит.

Вольга предлагает пахарю поехать вместе с ним “к городам за получкою”. Пахарь согла­шается, но в начале пути вдруг спохватывается, что его соху, оставленную в поле, могут украсть, и обращается к Вольге с просьбой:

Ай же Вольга Святославович!

А оставил я сошку в бороздочке,

Да не гля-ради прохожаго-проезжего,

Ради мужика-деревенщины:

Они сошку с земельки повыдернут,

Из омешиков земельку повытряхнут,

Из сошки омешики повыколнут,

Мне нечем будет молодцу крестьяновати.

А пошли ты дружинушку хоробрую,

Чтобы сошку с земельки повыдернули,

Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст.

Вольга посылает в поле нескольких “молод­цев” из своей дружины, чтобы они спрятали со­ху - орудие труда пахаря - от других мужиков.

Едут туды два да три добрых молодца

Ко этой ко сошки кленовоей;

Они сошку за обжи кругом вертят,

А им сошки от земли поднять нельзя,

Да не могут они сошку с земельки повыдернути,

Вольга посылает в поле десятерых “молод­цев”, но и те не могут справиться с “сошкой” па­харя. Тогда Вольга посылает всю свою “дружинушку хоробрую”.

Тридцать молодцов да без единаго.

А подъехали ко сошке кленовенькой,

Брали сошку за обжи, кружком вертят,

Сошки от земельки поднять нельзя,

Не могут они сошки с земельки повыдернути,

Из омешиков земельки повытряхнути,

Бросити сошки за ракитов куст.

И сказал Микула князю:

Ай же Вольга Святославгович!

То не мудрая дружинушка хоробрая твоя,

А не могут оны сошки с земельки повыдернуть,

Из омешиков земельки повытряхнуть,

Бросити сошки за ракитов куст.

Не дружинушка тут есть хоробрая,

Столько одна есть хлебоясть.

С этими словами пахарь

…Подъехал на кобылке соловенькой

А ко этой ко сошке кленовенькой,

Брал эту сошку одной ручкой,

Сошку с земельки повыдернул,

Из омешиков земельку повытряхнул,

Бросил сошку за ракитов куст.

Здесь не может не прийти мысль о лукавстве пахаря, ведь зная о своей силе, он мог не беспо­коиться, что мужики украдут его соху с поля. Таким образом еще раз показывается превосход­ство героя былины над целой дружиной, состоя­щей из двадцати девяти крепких “молодцев”.

Они сели на добрых коней, поехали Да по славному раздолью чисту полю.

А у ратоя кобылка, она рысью идёт,

А Вольгин-тот конь да поскакивает;

А у ратоя кобылка грудью пошла,

Так Вольгин-тот конь оставается.

То есть, когда лошадь пахаря бежит неспеш­ной рысцой, конь Вольги скачет во всю мощь, а если лошадь оратая начинает скакать быстрее, то Вольга и вовсе отстает.

Стал Вольга покрикивати,

Стал колпаком Вольга помахивати,

Говорил Вольга таковы слова:

Стой-ко, постой, да оратаюшко! -

Говорил Вольга таковы слова:

Ай же оратай-оратаюшко,

Эта кобылка конем бы была,

За эту кобылку пятьсот бы дали.

Однако пахарь отвечает, что если бы его ло­шадь была конем, то “этой бы кобылке и сметы нет”. Восхищенный всем увиденным, Вольга об­ращается к пахарю:

Ай же ты, оратай-оратаюшко!

Как-то тебя да именём зовут,

Как величают по отечеству? -

Говорил оратай таковы слова:

Ай же Вольга ты Святославович!

Ржи напашу, в скирды складу,

В скирды складу да домой выволочу,

Домой выволочу, дома вымолочу.

Драни надеру да то я пива наварю,

Пива наварю, мужичков напою,

Станут мужички меня покликивати:

Ай ты молодой Микулушка Селянинович!

Здесь, как и в былине “Святогор-богатырь”, имя удивительно сильного пахаря Микулы остается неизвестным до конца произведения, что еще раз под­черкивает скромность богатыря-землепашца.

Глоссарий:

        • Вольга и Микула Селянинович краткое содержание
        • характеристика микулы селяниновича
        • вольга и микула селянинович
        • святогор и микула селянинович краткое содержание
        • былина вольга и микула селянинович краткое содержание

Другие работы по этой теме:

  1. Тема труда - одна из характерных тем былин. В былинах труд прославляется как героический подвиг, трудовая доблесть является таким же зна­чительным признаком богатырства, как и...
  2. Святогор-богатырь Эта былина была включена в “Первую русскую книгу для чтения”, составленную великим рус­ским писателем Львом Толстым для детей, обу­чавшихся в яснополянской школе. Первые строки...

Былина "Вольга и Микула" относится к новгородскому циклу былин. Уже первые исследователи обратили внимание на острое социальное звучание былины, где образ крестьянина-пахаря Микулы Селяниновича явно противопоставлен образу князя Вольги Святославича, племянника киевского князя Владимира. Вместе с тем были высказаны и другие предположения, по которым в былине воссозданы образы не просто крестьянина и князя, а двух языческих богов: бога земледелия - Микулы и бога охоты - Вольги. Такова трактовка известного ученого-мифолога XIX века Ореста Миллера, видевшего в Микуле Селяниновиче "покровителя земледелия на Руси". 1 Тогда же Всеволод Миллер обратил внимание на бытовые черты в былине, отражающие особенности земледельческого труда на севере:

Орет в поле ратай, понукивает, Сошка у ратая поскрипывает, Омешики по камешкам почеркивают, То коренья, каменья вывертывает, Да великие он каменья все в борозду валит.

"Это точная картина северной пахоты", - писал В.Ф. Миллер. 2

В основе сюжета былины лежит повествование о встрече князя Вольги и его дружины с пахарем-крестьянином Микулой. Открывается былина рассказом о рождении Вольги, о его возмужании:

Как стал тут Вольга растеть-матереть, Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ему ходить в глубоких морях, Птицей-соколом ему летать под оболока, Серым волком рыскать да по чистым полям.

Собрал себе Вольга дружинушку храбрую. Племянник киевского князя получил от Владимира в подарок три города: Гурчевец, Ореховец, Крестьяновец. Он едет за данью и в чистом поле видит пахаря Микулу, который, работая на поле, проявляет недюженную силу: "пенья-коренья вывертывает, большие камни в борозду валит". Спрашивает пахарь у князя, далеко ли он держит путь, и узнав, куда он с дружиной направляется, рассказывает ему, какие разбойные люди живут в этих городах. Вольга, видя его силу, предлагает пахарю ехать с ним "в товарищах". Пахарь соглашается, его участие в поездке необходимо - одной княжеской дружине борьба с разбоем не под силу.

Микула просит дружинников князя выдернуть из земли его соху и бросить ее под ракитовый куст. Однако оказывается, что эту работу не могут выполнить ни дружина, ни Вольга. И только богатырская сила Микулы позволяет ему играючи, одной рукой выдернуть сошку из земли.

На этом заканчиваются одни варианты былины. По другим - Вольга и Микула приезжают в города, в которых князь назначает Микулу наместником, горожане устраивают засаду Вольге, и Микула спасает ему жизнь.

Микула является народным героем. Он, как герой-богатырь, выражает лучшие качества простого человека. Былина утверждает уважение к тяжкому труду землепашца, в котором надо также проявить силу и геройство. Сила Микулы - в связи с землей, простым народом.

Для этой былины характерны свои художественные особенности. Стихия народного языка поражает. Для нее характерны повторы, эпитеты. При помощи эпитетов создается особый поэтический мир. Например, необыкновенная соха, которой пашет Микула:

Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красно золото. 3

С помощью эпитетов создается портрет героя:

А у оратая кудри качаются, Что не скатен ли жемчуг рассыпается; У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. 4

Сказители описывают одежду богатыря: сапожки из зеленого сафьяна, шляпа пуховая, кафтанчик из черного бархата.

Иносказательно раскрывает Микула свои народные корни. На вопрос Вольги: "Как тебя по имени зовут, нарекают по отечеству?" проговорил оратай-оратаюшко:

Ай же ты Вольга Святославович! Я как ржи-то напашу да во скирды сложу, Я во скирды сложу да домой выволочу, Домой выволочу да дома вымолочу, А я пива наварю да мужичков напою, А тут станут мужички меня похваливати: Молодой Микула Селянинович!" 5

Художественные средства в былине направлены на то, чтобы наиболее ярко запечатлеть персонажи и их действия, обстановку, выразить к ним отношение.

Микула Селянинович - один из самых любимых русских богатырей. И это неспроста: Микула олицетворяет весь русский крестьянский род.

Это богатырь-пахарь, которого вместе с семьёй очень любит Мать - Сыра Земля. С ней он тесно связан, ведь он её обрабатывает, а она его кормит.

Поэтому биться с Микулой и его родичами нельзя, они находятся под надёжной защитой сил природы.

Крестьянин-воин

По одной из центральных былин о нём, Микула встречается со Святогором - древнейшим богатырём, имеющим в своём облике неземные черты архаического характера. Святогор - фантастический богатырь, сила которого немеряна.

Чтобы в этом убедиться, Микула предлагает ему поднять с земли сумку. Однако Святогор не может этого сделать - как только он пытается поднять суму, он уходит ногами в землю. А сам Микула поднимает сумку одной рукой и говорит, что в ней заключена вся «тягость земная». Это может означать, что русский крестьянин способен одолеть даже природные стихии.

Похожий мотив прослеживается в былине о встрече Вольги и Микулы. Вольга - князь, владеющий тремя городами и многими деревнями. Когда герои встречаются, Микула жалуется Вольге на сборщиков податей, обирающих крестьян до нитки. Вольга наказывает сборщиков, а Микулу забирает к себе в дружину. Войско едет биться, и тут Микула вспоминает, что забыл вытащить из земли свою соху.


Микула Селянович и Вольга фото

Вольга несколько раз посылал своих могучих воинов туда, но они не могли вырвать соху. Тогда за сохой съездил сам Микула и легко выдернул её одной рукой. Микула Селянинович при всей своей связи со славянской мифологией - персонаж достаточно поздний. Его образ сформировался тогда, когда русское крестьянство уже сложилось как сословие и противопоставляло себя остальным социальным классам на Руси.

Противопоставление Вольги и Микулы - это противопоставление знатного князя, родственника Владимира, и простого мужика, причём первый оказывается посрамлён, а второй возвеличен.

Микула и святой Николай

Некоторые исследователи считают, что образ Микулы возник на основе самого популярного в русской культуре святого - Николая Чудотворца. Писатель П. И. Мельников-Печерский приводит в пример народные гулянья на «Николу Вешнего», то есть на весенний церковный праздник в честь святого Николая; на этом празднике народ почитает «оратая» Микулу Селяниновича, в честь которого даже варят брагу.

Скорее всего, древний прообраз Микулы имел какое-то иное имя, которое впоследствии сменилось на христианское. Некоторые учёные даже предполагают, что в имени Микулы сблизились имена Николая и Михаила. Подобное переименование древних божеств и героев - не редкость в русской и других культурах.

«Громовник» Перун почитался после крещения под именем Ильи Пророка; Сельскохозяйственных бог Велес «превратился» в святого Власия; У сербов древний богатырь Святогор «переродился» в Кралевича Марко - правителя, защитника христиан от османских завоевателей. Марко - реальный исторический деятель, однако в народном сознании его образ слился с мифологическими героями.