Кот принес на лапках первый снег. Конспект НОД детей средней группы «Заучивание стихотворения Я

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Я. Аким «Утром кот…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою»

Задачи:

    Образовательная

Продолжить знакомить учащихся с произведениями о зиме русских поэтов Я. Аким « Утром кот…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою»

    Развивающая

Развивать мышление, память, речь, творческое воображение, познавательный интерес

    Воспитательная

Воспитывать любовь к поэтическому слову, эстетический вкус, любовь к природе.

Оборудование для учителя:

Учебник «Литературное чтение», презентация, портреты поэтов, кроссворд, аудиозапись (муз. Чайковского «Времена года»)

Оборудование для учащихся:

Учебник «Литературное чтение», тетрадь.

Ход урока:

1.Орг. момент:

У. Здравствуйте, ребята!

Тихонько сядет первый ряд

Тихонько сядет второй ряд

Тихонько сядет третий ряд.

У. Меня зовут Снежана Михайловна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

2. Минутка чтения:

3. Работа со скороговоркой:

Скороговорка

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела

Белой даже не была.

У. Читаем скороговорку про себя.

У. Читаем скороговорку хором.

У. Кто прочитает вслух скороговорку?

4. Проверка домашнего задания:

У. Какое д/з вам было на дом?

У. Кто мне прочтёт первое стихотворение?

У. Кто прочтёт выразительно второе стихотворение?

5. Изучение нового материала:

У. Какое время года сейчас?

О. Зима

У. С какими признаками у вас ассоциируется это время года?

О. Снег, уже холодно, мороз, всё замерзает….

У. С какими чувствами вы воспринимаете первый снег?

У. Какой раздел вы изучаете?

О. Люблю природу русскую (зима)

У. С какими поэтами вы уже познакомились?

О. И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Светло- пушистая снежинка белая…».

У. Сегодня мы продолжим знакомиться с авторами новых стихотворений о первом снеге.

Загадки:

    У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдёт-гвоздь упадёт.

(Сосулька)

    С неба падают зимою и кружатся над землёю. Легкие пушинки, белые…

(Снежинки)

    Не колючий, светло-синий, по кустам развешан…

(Иней)

    Нет колёс у меня. Я крылата и легка. Громче всех постовых я свищу без свистка. На лете, на лету, на лету, весь город я замету…

(Вьюга)

У. Составьте слово из выделенных букв. Какое слово получилось?

О. Снег.

У. Вы правильно угадали. Мы продолжим читать произведения о первом снеге.

У. Первый снег… какой он? Вспомните прочитанные вами произведения и подберите прилагательны к слову «снег».

О. Снег-пушистый, белый, лёгкий, искрящий…

У. Мы вернёмся к описанию снега позже. А в этом нам поможет стихотворение Якова Акима « Утром кот принёс на лапах..»

У. Откройте учебник на стр. 192

У. Яков Аким родился 15.12. 1923г. в городе Галич. Школьником, Яков Аким увлекался литературой, музыкой…. Первое стихотворение написал, учась во 2 классе. Сочинять стихи стал после войны, когда родилась дочка. Ей посвящено стих-ние « Первый снег».

У. Вы закроете глазки, а я вам прочитаю это стих-ние., а вы постараетесь представить картины, которые изобразил автор.

У. Какие картины природы вы представили себе?

У. Каким настроением проникнуто это стихотворение?

У. Какое настроение у вас?

Словарная работа

У. Прочтите это стих-ние про себя. Какие слова вам не понятны?

О. Прикорнул

У. Прикорнул- прислонился, залёг.

У. Кто прочитает стих-ние полностью?

У. Снег ведёт себя как живое существо. Докажите это.

6. Физминутка

7. Продолжение знакомства с новой темой:

У. А сейчас мы познакомимся ещё с одним стих-нием Ф. Тютчева « Чародейкою зимою…»

Это стихотворение о зимнем лесе.

У. Откройте учебник на стр. 194.

У. Ф. И. Тютчев родился в 1803г. Он был богато одарённым ребёнком с раннего детства. Первое стих-ние он опубликовал в 14 лет. У Тютчева много стих-ний о природе. Одно из лучших стих-ний представлено вашему вниманию. Послушайте, как поэт описывает зимний лес.

У. Я читаю, а вы закрываете глазки и представляете услышанное.

У. Какую картину вы представили себе?

У. Захотелось ли вам попасть в этот лес?

У. Почему?

О. Он таинственный и даже сказочный.

У.К то его сделал таким?

О. Зима.

У. Что вас впечатлило?

У. Прочтите это стих-ние про себя.

У. Какие слова вам непонятны?

Словарная работа:

Чародейка- волшебница, колдунья;

Мещут- метают, бросают, кидают.

У. Кто прочтёт стихотворение?

У. Почему зима названа чародейкою?

У. Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

8. Итог урока:

У. С какими стихотворениями мы познакомились сегодня?

У. Чем похожи эти стих-ния?

9. Рефлексия:

У. У вас на столах лежат солнышки и тучки. Если урок понравился- поднимите солнышко, если нет- тучку.

10. Домашнее задание:

Наталья Манакова

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» .

Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе.

Задачи:

Образовательные: учить детей запоминать стихотворения, опираясь на картинки. Учить передавать в рисунке характерные признаки зимы.

Развивающие: развивать память детей, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, эстетические чувства.

Речевые: совершенствовать отчетливое произношение, обогащать словарь детей: мостовая, прикорнуть, салазки.

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Материалы и оборудование: картинки по содержанию стихотворения, иллюстрации на тему «Зима» , листы бумаги с заранее нарисованным пейзажем (на каждого ребенка, белая гуашь, кисти, ватные палочки.

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворения «Первый снег» , игра «Найди и исправь ошибки» , физкультминутка «Зимняя прогулка» , рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня мы будем учить очень красивое стихотворение, но о чем оно, вы узнаете, только отгадав загадку.

Загадка:

На землю упало

Пуховое одеяло

Лето пришло-

Одеяло сошло.

(снег)

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадку. Снег и правда, как теплое одеяло, согревает землю от мороза. Под снегом зимует и травка и корни деревьев.

Послушайте, какое стихотворение написал Яков Лазаревич Аким, оно называется «Первый снег» . (Воспитатель читает стихотворение детям).

Очень красивое стихотворение, понравилось оно вам?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Сегодня мы будем его учить, но сначала поиграем в игру «Найди и исправь ошибки» .

Игра:

Зима - самое жаркое время года…

Зимой цветут цветы и деревья…

Зимой солнце светит ярко и греет жарко…

Зимой в лесу много грибов и ягод…

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, нашли все ошибки. А теперь немного отдохнем, прогуляемся по зимним дорожкам.

Физкультминутка .

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками

И покажем дома маме

(поднять руки вверх и выполнять хватательные движения)

А вокруг лежат сугробы

Снегом замело дороги

(потянуться, руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимаем выше ноги

(ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Вот зайчишка в поле скачет

Словно мягкий, белый мячик

(прыжки на месте)

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом

(ходьба на месте, сели)

Воспитатель: Для того, чтобы вам легче было запомнить стихотворение, я приготовила картинки – помощницы. (воспитатель читает произведение и показывает детям подходящую по смыслу картинку.)

Стихотворение :

Утром кот принес на лапах

Первый снег, первый снег

Он имеет вкус и запах

Первый снег, первый снег

Он кружится, лёгкий, новый

У ребят над головой

Он успел платок пуховый

Расстелить по мостовой

Он белеет вдоль забора,

Прикорнул на фонаре

Значит скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе

Воспитатель: А теперь мы с вами еще раз прочтем стихотворение с помощью картинок-подсказок.

(дети самостоятельно рассказывают стихотворение с опорой на картинки)

В заключительной части занятия воспитатель предлагает детям дорисовать зимний пейзаж (на заранее подготовленной композиции).

Дети рисуют зимнюю картинку (снегопад, снег на деревьях и крышах и т. д.)

В итоге организуется выставка детских работ, где дети, рассматривая рисунки, совместно с воспитателем читают стихотворение.

Результаты продуктивной деятельности (Выставка работ):


Публикации по теме:

Конспект занятия по составлению детьми средней группы связного рассказа об осени с использованием элементов мнемотехники Задачи: 1. Связная речь: упражнять детей в составлении рассказа о данном времени года, произвольно строить предложения разной грамматической.

Всем известно выражение: «Зима пришла неожиданно». У всех разные причины так говорить, но очень часто эти слова имеют самый прямой смысл.

Конспект интегрированной НОД «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель» Программное содержание. Формировать умение внимательно слушать стихотворение, запоминать и выразительно читать его, приобщить детей к поэтическому.

Конспект НОД для детей второй младшей группы «Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик» по картинкам» Цель: создание условий для запоминания и воспроизведения стихотворения, при помощи приёма мнемотехники. Задачи: Помочь детям с помощью.

Конспект НОД в старшей группе «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием мнемотаблиц» Цель: 1) сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц. 2) сформировать умение детей эмоционально воспринимать стихотворение;.

Конспект НОД по развитию песенного творчества для детей 4–5 лет «Первый снег» Цель: Развитие песенного творчества детей младшего дошкольного возраста Программные задачи: 1. Углубить понятие темы знакомством с новой.

Яков Аким
Первый снег

Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре -
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!

  • Прочитай стихотворение. Выпиши из него слова, которые помогают представить снег.

Он имеет вкус и запах, кружится, лёгкий, новый, расстелил платок пуховый, белеет, прикорнул на фонаре.

  • Придумай свои слова.

Стало вдруг кругом светлее, ранний, нежный, чистый, мокрый, будто лебяжий пух, нежданный, на землю плавно ложится, зовёт на улицу, белый-белый, стелет шаль, осторожный, робкий, запорошил дороги.

  • Запиши текст-описание "Первый снег".

Первый снег

Зимой природа засыпает безмятежным сном. Деревья без листьев выглядят угрюмо. Но когда выпадает первый снег, наступает самое сказочное и волшебное время года. Деревья одеваются в снежную шубу, кусты сверкают серебристым инеем. На снегу появляются цепочки-узоры звериных следов. Прекрасен зимний лес, убранный снежной бахромой!