Копинг поведение. Как я могу понять, что не эффективно справляюсь со стрессом и что мне с этим делать? Критерии эффективности копинг-стратегий

Году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями .

Как показано Лазарусом , стресс - это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкману, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами .

Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг - это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Таким образом, копинг - это поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда. При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции - это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля .

Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными , то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность [Никольская, Грановская, 2001]; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные» [стр. 71]. иям или стратегиям, которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другие похожие термины - это копинговые тактики и копинговые ресурсы .

Ресурсный подход к копинг-стратегиям

Достаточно недавно исследователи, занимающиеся проблематикой копинг-стратегий, при взгляде на копинг стали придерживаться так называемого ресурсного подхода. Ресурсный подход делает акцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства .

Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые «управляют» или направляют общий фонд ресурсов. То есть «ключевой ресурс - это главное средство, контролирующее и организующее распределение (торговлю) других ресурсов» .

К ресурсному подходу относят работы некоторых серьёзных исследователей, в которых ранее отсутствовала связь с изучением копингового поведения . В рамках ресурсного подхода рассматривают широкий спектр различных ресурсов, как средовых (доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды), так и личностных (навыки и способности индивида) [Муздыбаев, 1998]. Хобфолл предлагает теорию сохранения ресурсов (Conservation of Resources, COR - теория), в которой рассматривает два класса ресурсов: материальные и социальные, или связанные с ценностями (esteem). Так, например, М. Селигман в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness) .

Конструкт самоэффективности, разработанный А.Бандурой, также можно рассматривать как важный ресурс, влияющий на копинговое поведение . По Э. Фрайденберг, с самоэффективностью связаны познавательные процессы, которые относятся к внутренним убеждениям людей об их собственной способности совладания. Это убеждение в человеке подчеркивает способность к «центральной» организации и использованию собственных ресурсов, а также способность к получению ресурсов из окружающей среды .

Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так, если у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет мало друзей. В этом случае можно заявить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы. Напротив, в случае, если ребенок рос в обедненной социальной среде, то есть, у ребенка были ограниченные ресурсы, это обстоятельство может повлиять на предпочитаемые им копинг-стратегии и на частоту использования им социальной поддержки в качестве стратегии совладания со стрессом .

Классификации копинг-стратегий

Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одной единой классификации копинг-поведения. Работы по копинг-стратегиям пока ещё являются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новый исследователь при изучении проблематики копингового поведения предлагает свою собственную классификацию. При этом, чтобы хоть как-то систематизировать имеющиеся подходы к копинг-стратегиям, уже прилагаются усилия по классификации самих классификаций.

Проблемно-фокусированные / эмоционально-фокусированные копинг-стратегии

Исследователи, первые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Лазарус и Фолкман предложили дихотомическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность: проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий) эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия) .

По Лазарусу в копинговом процессе представлен как проблемно-фокусированный, так и эмоционально-фокусированный аспект.

Другими исследователями предлагались похожие классификации копинг-стратегий. Так, например, Моос и Шеффер выделяют три стратегии: сфокусированная на оценке (установление для себя значения ситуации); сфокусированная на проблеме (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса); сфокусированная на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия).

Перлин и Шулер предлагают аналогичную предложенной Моосом и Шеффером классификацию, выделяя в ней три следующих стратегии: стратегия изменения способа видения проблемы, стратегия изменения проблемы, и стратегия управления эмоциональным дистрессом [Муздыбаев, 1998].

Эти две классификации практически повторяют классификацию Лазаруса и Фолкмана. При этом Моос и Шеффер и, соответственно, Перлин и Шулер выделяют в стратегии «фокусировка на проблеме» действия двух типов: когнитивные («фокусировка на оценке» и «изменение способа видения проблемы», соответственно) и поведенческие («фокусировка на проблеме» и «стратегия изменения проблемы», соответственно).

Многие из классификаций копинг-стратегий, возникавшие вслед за классификацией Лазаруса и Фолкмана, составлялись в той же традиции, предлагая дихотическое разделение копинг-стратегий по принципу «работа с проблемой» / «работа с отношением к проблеме». Таким образом, многие классификации копинг-стратегий, в основном, сводятся к различению между активными, фокусированными на проблеме усилиями справиться с внешними запросами проблемы против более интроспективных усилий переформулировать или когнитивно переоценить проблему так, что она лучше соответствует внешним требованиям. .

Когнитивные / поведенческие / эмоциональные копинг-стратегии

Кроме того, некоторые исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе. Так, Никольская и Грановская [Никольская, Грановская, 2001] выделяют три больших группы копинг-стратегии, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание.

Есть и классификации, имеющие дело только с одним типом процессов. Так, например, Коплик , рассматривая чисто когнитивные копинг-стратегии, предлагает дихотическую классификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытости для информации. Напротив, Виталиано выделяет три способа эмоционально-ориентированного преодоления: самообвинение, избегание и предпочтительное истолкование [цит. по Нартова-Бочавер]. Другая теория также выделяет три вида эмоционального совладания, но в основе этой классификации лежит не тип демонстрируемой реакции, а то, на что направлены действия по совладанию: на регуляцию внутренней (переживаемой) эмоции; регуляцию поведения, связанного с переживанием эмоции; регуляцию контекста, вызывающего эмоцию [цит. по Losoya, 1998].

Эффективные / неэффективные копинг-стратегии

В то же время, некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили «избегающим копингом». Так, например, Фрайденберг предлагает классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории: обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то ещё), непродуктивный копинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией) и продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус). Как видно, копинг-стратегия в категории «Обращение к другим» стоит особняком от категорий «эффективного» и «неэффективного» копинга. Таким образом, несмотря на то, что данная классификация основана на измерении «эффективности / неэффективности», исследователями здесь все же предпринята попытка выделить ещё одно измерение - «социальная активность», которое с точки зрения исследователей не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное.

Копинг-стратегии как степень контроля над ситуацией

В психологической литературе также представлены иные классификации, которые рассматривают копинг-стратегии как специфические поведенческие конкретизации процессов произвольного контроля над действием, а именно, как планируемые поведенческие стратегии, которые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль в ситуациях, когда он подвергается угрозе . Так, например, в предложенной этими авторами классификации BISC . В своей COR-теории (Conservation of Resources, «Теория сохранения ресурсов») он предлагает рассматривать в копинг-поведении шесть осей: просоциальная / антисоциальная направленность, прямое / непрямое поведение и пассивное / активное поведение.

Копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида

На сегодняшний день проблематика копинг-стратегий активно исследуется в самых разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучению связи копинг-стратегий, которые применяет индивид, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере и т. д. При этом копинг-стратегии оцениваются с точки зрения их эффективности / неэффективности, а за критерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам [Нартова-Бочавер, 1997].

Так, например, получены данные, что копинговые реакции, фокусированные на проблеме (например, попытка изменить что-то в стрессовых взаимоотношениях с другим человеком или между другими людьми в своем социальном окружении) связаны с более низкими уровнями отрицательных эмоций в стрессовых ситуациях, которые воспринимаются как контролируемые . Кроме того, применение проблемно-фокусированных копинг-стратегий отрицательно связано с проблемами в поведении и социальными проблемами . При этом показано, что дети, меньше применяющие проблемно-фокусированные копинг-стратегий, переживают больше проблем в адаптации . Напротив, частое использование эмоционально-фокусированного копинга связано с более серьёзными проблемами в поведении, а также с большим количеством симптомов тревожности и депрессии .

Такие стратегии, как поиск социальной поддержки, агрессивный копинг (например, вербальная/физическая агрессия для того, чтобы решить проблему или выразить чувства), отрицание также, похоже, связаны с компетентностью и способностью к адаптации. . В пользу эффективности стратегии «поиск социальной поддержки» свидетельствуют и данные, полученные в других исследованиях . Здесь было показано, что школьники (мужского пола), получавшие более высокие баллы по шкале успеваемости, активнее использовали данную копинг-стратегию. [в Frydenberg, Lewis, 2002].

Положительной оценки также заслуживает такая стратегия, как активное решение проблем. Так, было показано, что подростки, способные к активному решению проблем, демонстрируют большую легкость в адаптации .

Экспериментальные исследования предоставляют различные данные относительно того, как оценивать такую стратегию, как избегающий копинг (избегание стрессовых мыслей или ситуаций на поведенческом и когнитивном уровне). С одной стороны, он связывается с более высоким уровнем депрессии , тревоги , сложностями адаптации в школе . Напротив, другие исследователи демонстрируют, что дети со стратегией избегания демонстрируют меньше проблем с поведением в школе и, по отзывам учителей, обладают большей социальной компетентностью . Возможно, что избегающий копинг положительно связан с социальной успешностью в том случае, когда стрессовая ситуация является неконтролируемой и когда избегание помогает предотвратить разрастание негативной ситуации. Кроме того, исследователи предполагают, что избегающий копинг может быть полезен в ситуациях непродолжительного стресса, но в случае длительных стрессовых ситуаций избегание расценивается как неадаптивная реакция .

Неоднозначно оценивается и такая копинг-стратегия, как «позитивная переоценка ситуации» . С одной стороны, придание проблеме позитивного значения уменьшает стресс и служит эмоциональному приспособлению к нему; с другой стороны, изменение отношения отвлекает от решения конкретных практических проблем. Тем не менее, представляется, что стратегия позитивной переоценки может быть эффективна в ситуации, когда субъект не может контролировать результат.

Что касается академической сферы, то работы по изучению влияния копинг-стратегий на академическую успешность пока представлены в психологической литературе очень слабо. Так, например, нельзя четко и однозначно заявить, что успешные копинг-стратегий ведут к свехдостижениям в учёбе (под сверхдостижениями - overachievment - здесь понимается более высокий уровень достижений, чем в среднем для учащихся данного уровня способностей). . Тем не менее, уже можно ссылаться на данные, свидетельствующие, например, о том, что подростки (мужского пола), которые делают выбор в пользу более продуктивных копинг-стратегий, имеют явное преимущество в учёбе; а именно, они демонстрируют сильную склонность к тому, чтобы успевать лучше, чем мы можем ожидать, исходя из их результатов по тестам IQ [там же].

Стратегии, направленные на решение проблем, в общем, являются более эффективными, чем стратегии, назначение которых - совладание с отношением индивида к проблеме. Но, как бы то ни было, исследования также свидетельствуют, что применение сразу нескольких способов совладания более эффективно, чем выбор только одного конкретного способа реагирования на ситуацию . Как уже было сказано, эффективность копинг-стратегий зависит как от самой реакции, так и от контекста, в котором эта реакция осуществляется. Копинг-стратегии, неэффективные в одних ситуациях, могут оказаться вполне эффективными в других; например, стратегии, неэффективные в ситуации, которая неподконтрольна субъекту, могут быть эффективны в ситуациях, которые субъект способен контролировать и изменять в желаемую сторону.

Литература

  • Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984.
  • Василюк Ф. Е., Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа, #4 декабрь 2001.
  • Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2.
  • Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности. Психологический журнал, т. 18, № 5, 1997.
  • Никольская И. М., Грановская Р. М. (2001). Психологическая защита у детей. С- Пб., «Речь».
  • Семичев С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. – Труды / Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, т. 63. Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972, с.96-99.
  • Ayers T.S., Sandier I.N., West S.G., & Roosa M.W. (1996). A dispositional and situational assessment of children’s coping: Testing alternative models of coping // Journal of personality, 64, 923-958.
  • Berg C.A., Meegan S. P., & Deviney P.P. A social-contextual model of coping with everyday problems across the lifespan // International Journal of Behavioral Development, 1998, 22(2), 231-237.
  • Carpenter B.N. (1992). Issues and advances in coping research // Personal coping: Theory, research and application. Westport: Praeger. P.1-13.
  • Causey D.L., & Dubow, E.F. (1993). Negotiating the transition to junior high school: The contributions of coping strategies and perceptions of the school environment. // Prevention in Human Services, 10, 59-81.
  • Compas B.E., Forsythe, C.J., & Wagner, B.M. (1988). Consistency and variability in causal attributions and coping with stress // Cognitive therapy and research. 12, 305-320.
  • Compas В. Е. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues// International Journal of Behavioral Development, 1998, 22(2), 231-237.
  • Compas, B.E., Malcarne, V.L., & Fondacaro, K.M. (1988). Coping with stressful events in older children and young adolescents // Journal of consulting and clinical psychology, 563, 405-411.
  • Compas, B. E., Banez, G. A., Malcarne, V., & Worsham, N. (1991). Perceived control and coping with stress: A developmental perspective // Journal of Social Issues, 47, 23-34.
  • Compas, B.E., Ey, S., Worsham, N.L., Howell, D.C. (1996). When mom or dad has cancer: II Coping, cognitive appraisals, and psychological distress in children of cancer patients // Child development, 15, 167-175.
  • Compas. B.E., Malcarne., V.L., & Fondacaro, K.M. (1988). Coping with stressful events in older children and adolescents. // Journal of Counsulting and Clinical Psychology, 56 (3), 405-411.
  • Ebata, A., & Moos, T. (1991). Coping and adjustment in distressed and healthy adolescents // Journal of Applied Developmental Psychology, 12, 33-54.
  • Frydenberg E. (1997). Adolescent Coping: Theoretical and Research Perspectives. London: Routledge.
  • Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. Oxford University Press, 2002
  • Frydenberg E., & Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal, Fall 2000. Vol. 37, No. 3, pp. 727-745.
  • Herman-Stahl, M.A., Stemmler, M., & Petersen, A.C. (1995). Approach and avoidant coping: Implications for adolescent mental health // Journal of youth and adolescence, 24, 649-655.
  • Hobfoll S.E. (1996). Social Support: Will you be there when I need you? In N. Vanzetti and S. Duck (eds.), A lifetime of relationships. California: Brooks / Cole Publishing Co.
  • Koplik E.K. et al. The Relationship of Mother-Child Coping Styles and Mother’s Presence of Children’s Response to Dental Stress. // Journal of Psychology. 1992. V. 126 (1). P. 79-92.
  • Lazarus, R.S. (1991). Emotion and Adaptation. New York: Oxford University Press.
  • Lazarus, R.S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer.
  • Lopez, D. F., & Little, T. D. (1996). Children’s action-control beliefs and emotional regulation in the social domain // Developmental Psychology, 32, 299-312.
  • Losoya S., Eisenberg N., Fabes R.A. Developmental issues in the study of coping // International Journal of Behavioral Development, 1998, 22(2), 231-237.
  • Maddi S. (2002). 8-th International Conference on Motivation. Abstracts. Moscow, 2002.
  • Moss R.H., Schaefer J.A. (1986). Life transitions and crises // Coping with life crises. An integrative approach. New York: Plenum Press. P. 3-28.
  • Parsons, A., Frydenberg, E., and Poole, C. (1996). Overachievement and coping strategies in adolescent males // British Journal of Educational Psychology, 66, 109-14.
  • Pearlin L.I., Schooler C, (1978). The structure of coping // The journal of health and social behavior. Vol. 19. №. 1. P. 2-21.
  • Schwarzer R. & Scholz U. (2000). Cross-cultural assessment of coping resources: the general perceived self-efficacy scale. Paper presented at the Asian Congress of Health Psychology 2000: Health Psychology and Culture, Tokyo, Japan, August 28-29.
  • Seiffge-Krenke, I. (1998). Social skill and coping style as risk and protective factors // In I. Seiffge-Krenke, I. (Ed.), Adolescents" health: a developmental perspective (pp. 1250150). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Seligman, M.E. (1992). Learned Optimism. NSW: Random House Australia.
  • Seligman, M.E. (1995). The Optimistic Child. NSW: Random House Australia.
  • Skinner E., Edge K. Reflections on Coping and Development across the lifespan // International Journal of Behavioral Development, 1998, 22(2), 231-237.
  • Solcova, I., and Tomanek, P.. (1994). Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness // Studia Psychologica, 1994, v36 (n5), 390-392.
  • Vitaliano P.P. et al. Coping Profiles Associated With Psychiatric, Physical Health, Work and Family Problems. // Health Psychology 1990, V. 9 (3), p. 348-376.
  • Wethington E., Kessler R.C. (1991). Situations and processes of coping // The social context of coping. New York: Plenum Press, P. 13-29.
  • Williams, Paula G., Wiebe, Deborah J., and Smith, Timothy W. (1992). Coping processes as mediators of the relationship between Hardiness and health // Journal of Behavioral Medicine, Jun, v15 (n3) :237-255.
  • Williams, Paula G., Wiebe, Deborah J., and Smith, Timothy W. (1992). Coping processes as mediators of the relationship between Hardiness and health // Journal of Behavioral Medicine, Jun, v15 (n3) :237-255

См. также

  • Кеннет А. Паргамент

Копинг стратегии могут быть как полезными, функциональными, помогающими развитию личности, прошедшей через трудности адаптации, столкновения со стрессовыми факторами, так и непродуктивными, загоняющими человека в еще больший стресс и беспомощность.

Копинг стратегии в психологии

В жизни каждого человека возникают ситуации, с которыми приходится как то справляться, переживать. Копинг – это в психологии сформированные человеком, под воздействие обстоятельств, наработанного опыта – стратегии, помогающие справиться с обрушившимся стрессом или проблемой. Термин «копинг» был впервые использован в 1962 г., во время наблюдения психологом М. Мерфи за детьми, как они преодолевали кризисы развития.

Копинг поведение

Копинг поведение в стрессовых ситуациях – это преодолевающее, помогающее выйти из кризисной ситуации поведение, включающее в себя использование всех имеющихся ресурсов у человека, выполнение определенных активных действий и взаимодействие с другими. Совладающее поведение включает в себя копинг стратегии, о которых и пойдет речь в данной статье.

Последовательность образования копинг поведения

Самым базовым в построении эффективных копинг стратегий и поведения является положительная «Я-концепция», в которую входит адекватная самооценка. Лишь на базе гармоничной личности происходит формирование эффективных стратегий. Завышенная или заниженная самооценка приводит к тому, что у ребенка вырабатываются неадаптивное копинг поведение и ориентируется он больше на неудачи и этот опыт накладывается на дальнейшее либо избегание, либо уже взрослый индивид будет проявлять выученную беспомощность и постоянно искать поддержки у других.


Копинг механизмы

Совладающее поведение личности в стрессовой ситуации и есть копинг механизм, позволяющий успешно адаптироваться в сложившихся обстоятельствах. Копинг механизмы подразделяются в зависимости от типа модальности:

  • эмоциональные – протест, возмущение, разрядка, плач или наоборот изоляция, ;
  • когнитивные – переключение мыслей, уход в творчество, философский подход к проблеме, ситуации;
  • поведенческие – проявление альтруизма, переключение на других, активная деятельность, уход в работу.

Копинг ресурсы

Совладающее поведение и копинг стратегии также зависят от так называемых копинг ресурсов – совокупных условий (ресурсов), помогающих личности преодолевать стресс:

  • физические (выносливость, крепкое здоровье от природы);
  • психологические (положительная «Я-концепция», развитый интеллект, оптимистичный настрой);
  • социальные (статус, выполняемые роли);
  • материальные ресурсы.

Виды копинг стратегий

Копинг стратегии можно подразделять по разным качественным признакам, существует несколько обширных классификаций, созданных психологами, наблюдающими за поведением людей в разных стрессовых ситуациях, но в целом можно разделить копинг на адаптивные или эффективные виды и неадаптивные (неэффективные). Известная классификация копинг стратегий по Р. Лазарусу и С. Фолкману:

  1. Первая группа объединяет в себе копинг стратегии: планирование решения проблемы с аналитическим подходом, конфронтация с присущей этому виду копинга долей агрессии и враждебности, принятие своей ответственности за происходящее. Это активные виды копинга, индивид действует самостоятельно в попытках решить тревожащую проблему.
  2. Вторая группа : самоконтроль, и положительная переоценка, проблема,стрессовая ситуация решается посредством переоценки своего состояния.
  3. Третья группа включает копинг стратегии: дистанцирование и избегание психотравмирующей ситуации.
  4. Четвертая группа – поиск социальной поддержки, не подразумевает активного самостоятельного поиска решения проблемы или изменения эмоционального состояния.

Проблемно-ориентированный копинг

Эффективное или неэффективное решение проблемы зависит от копинг поведения, выбранного индивидом. Проблемно-ориентированный копинг и его виды:

  1. Конфронтационный копинг – используется для разжигания активных действий в виде противоборства, столкновений взглядов. Конфронтация как копинг поведение свойственна конфликтным, импульсивным людям.
  2. Контроль эмоций – присущ сдержанным людям, не раскрывающихся перед другими.
  3. Поиск одобрения и поддержки от других – умение брать ресурсы из внешних источников, социума.
  4. Избегание – уход от проблемы в иллюзии, алкоголь, наркоманию, копинг стратегия характерна для слабых духом и , но может быть использована на непродолжительный период любым человеком (сильно психотравмирующая ситуация, усталость от тяжелых жизненных обстоятельств).

Эмоционально-ориентированный копинг

Само определение этого вида копинг стратегии говорит об эмоциональной подоплеке и разных способах вовлеченности или наоборот ухода от стрессовой ситуации. Эмоционально-ориентированный копинг виды поведения или стратегии выбираемые индивидом:

  1. Уход в замещающую деятельность – эта копинг реакция схожа с механизмом защиты сублимацией, но здесь существует больший выбор в выборе замещающей деятельности.
  2. Творчество – выражение переживания через рисование, лепку, вышивание. Юмор – стратегия, позволяющая найти в тревожной ситуации что-то позитивное.
  3. Уход в фантазию – фантазирование задействует важный ресурс человека – воображение, которое через фантазирование может показать креативный выход из проблемной тревожащей ситуации.
  4. Выплеск эмоций – в социально-приемлемой форме, но деструктивные эмоции, переживание должны найти выход.
  5. Сдерживание – иногда ситуация настолько психотравмирующая, что должна быть вытеснена в бессознательное, только так человек сможет существовать дальше, часто происходит переключение на другие виды деятельности.
  6. Разрядка – перенос деструктивных переживаний, реакций на материальные предметы.
  7. Отстранение – эмоциональное «выключение».

Копинг стратегии и психологические защиты

Копинг реакции и психологические защиты – оба эти механизма являются важными инструментами адаптации человека к внешним ситуациям-раздражителям, но в них есть существенные различия:

  1. Механизмы психологической защиты возникают на бессознательном уровне, а копинг стратегии формируются в сознании человека, он может управлять этими процессами, варьировать в зависимости от ситуации.
  2. Копинг стратегии способствуют выстраиванию эффективных отношений, психологическая защита возникает как снижение психоэмоционального напряжения.
  3. Копинг поведение разворачивается последовательно во времени, механизмы психологической защиты возникают молниеносно, происходит искажение реальности.
  4. В копинг стратегиях заложены ресурсы, а психологическая защита указывает на ригидность (негибкость) «Я-концепции».

Копинг стратегии в профилактике выгорания

Профессиональная деформация и эмоциональное выгорание нередкий спутник людей, даже горячо любящих свою профессию, от этого синдрома не застрахован никто, и как нигде здесь важен комплекс профилактических мер задолго до того, как первые звоночки дадут о себе знать. Копинг поведение в выгорании это адаптивное поведение и реагирование на трудности, с которыми сталкивается человек в своей профессиональной деятельности.

Молодые специалисты более гибко справляются со стрессами, возникающими на рабочем месте. Нужно понимать, что копинг поведение и стратегии это всегда динамичный процесс, ведь обстоятельства не могут складываться одинаковым образом. Профессионального выгорания можно избежать, если применять эффективные копинг стратегии, для того, чтобы не допускать синдрома выгорания.

Действенные стратегии для профилактики:

  • развивать свой эмоциональный интеллект;
  • уметь на многие вещи посмотреть с юмором;
  • найти в сложившейся тревожной ситуации несколько плюсов;
  • развивать внутренний локус контроля;
  • позволять себе полноценный отдых;
  • найти хобби, увлечение;
  • повышать уровень профессиональной компетенции.

Копинг стратегии – книги

Как происходит формирование копинг стратегий, зарождение копинг поведения и при каких вариантах происходит лучшее , на протяжении жизни с которыми встречается человек можно узнать из следующих книг:

  1. «Психологический стресс и процесс совладания с ним » Р. Лазарус. Книга написана автором в 1966 г., но актуальна и для современного человека. Копинг механизмы и стратегии, начинают формироваться с самого детства. Лазарус написал эту книгу наблюдая, как дети справляются с кризисами разных возрастных периодов и как эти наработанные паттерны влияют на жизнь уже взрослого человека.
  2. «Совладающий интеллект » А. Либина. Многомерная модель совладания со стрессом, представленная автором психологом помогает читателю осознать свои неэффективные копинг стратегии, найти новые ресурсы в борьбе со стрессом и тревожностью.
  3. «Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом » Р.Р. Нибиуллина, И.В. Тухтарова. Почему человек выбирает тот или иной механизм защиты и как это отражается на его жизни. Книга будет полезна для студентов психологов и широкой аудитории читателей.

Копинг-стратегией принято называть вариант осознанного и целенаправленного поведения человека в . Дословно это можно перевести как «справляться, совладать, преодолевать». Копинг-стратегия предполагает ряд поведенческих и когнитивных действий человека в ответ на меняющиеся внешние или внутренние условия, требующие от личности больших затрат, нежели это возможно.

Точная дата начала употребления терминов «копинг-поведение», «копинг-стратегия» не известна:

  • По одним данным, этот феномен начали рассматривать в рамках преодоления детьми возрастных кризисов, тогда автор – Д. Мэрфи.
  • По другим данным, авторство принадлежит А. Маслоу и термин стали употреблять в отношении экстремальных ситуаций.

Так или иначе, постепенно термин начали использовать в отношении любых трудных жизненных ситуаций, а еще чуть позже в рамках повседневной психологии (преодоление повседневного стресса, противоречивых ситуаций).

Таким образом, копинг-стратегия – это вариант сознательного реагирования личности на стресс. Противоположность такого поведения – бессознательные . В психологии копинг-поведение рассматривается в рамках ресурсного подхода.

Ресурсный подход

Это современное направление психологии. Суть подхода в том, что существует понятие и возможность распределения личных ресурсов, из-за чего некоторым людям удается сохранить равновесие в трудных ситуациях и адаптироваться к новым условиям. Существует комплекс главных ресурсов, который позволяет адекватно распределять и направлять все остальные.

Самым полезным внешним ресурсом признана поддержка окружения. Однако здесь существует тонкая грань между адекватной поддержкой, способствующей выработке стратегии, и чрезмерной опекой близких людей в совокупности с принятием роли жертвы самим человеком.

Структура и суть копинг-стратегии

Копинг-стратегия – это комплекс поведенческих, эмоциональных и когнитивных стратегий. Комбинируя их в разных соотношениях и связях, человек справляется со стрессом. Притом как в бытовых ежедневных ситуациях, так и в трудных, кризисных условиях.

Несмотря на частое отождествление понятий «копинг-стратегия» и «копинг-поведение», между ними существует некоторое отличие. А кроме того, выделяется третье понятие: «копинг-ресурсы».

Копинг-стратегия

Это реакции (мысли, чувства и действия) человека в конкретной ситуации. Притом они могут быть произвольными и непроизвольными, а также сочетать эти элементы. К непроизвольным реакциям относится все, что вызвано особенностями и приобретенными в ходе социализации и доведенными до автоматизма действиями (установками).

К сознательным стратегиям относится все, что связано с и соответствует ряду условий:

  1. Возникшие трудности полностью осознаются .
  2. Человек знает, как совладать именно с такой ситуацией, данным типом обстоятельств.
  3. Личность умеет применить эти знания вовремя и корректно на практике.

Копинг-поведение

Это готовность человека решать возникающие жизненные трудности. Она находит практическое воплощение через копинг-стратегии и основывается на копинг-ресурсах.

Копинг-ресурсы

Это особенности, характерные черты самой личности и сложившейся ситуации, способствующие адаптации человека. Среди внешних ресурсов главный – поддержка. К личностным благоприятным ресурсам относится:

  • адекватная и ;
  • низкий нейротизм;
  • внутренний локус контроля;
  • способность к эмпатии и выстраиванию социальных отношений;

Очень важно также наличие внутреннего убеждения человека в собственных способностях к совладанию.

Виды копинг-стратегий

Копинг-стратегии бывают адаптивными, неадаптивными и частично адаптивными:

  • адаптивные стратегии – вариант активного решения проблемы (сотрудничество, );
  • неадаптивные – полное избегание проблемы (уход от реальности, подавление, покорность);
  • частично адаптивное – избегание проблемы под каким-то предлогом (маскировка избегания, эмоциональная разрядка, отвлечение).

Стратегии могут быть направлены на преобразование , то есть внутренних условий или на изменение внешних условий. Третий вариант – одновременное преобразование себя и ситуации. Соответственно, человек фокусируется или на проблеме, или на своих , отношениях, или на том и другом. Кроме того, копинг-стратегии бывают продуктивными и непродуктивными.

Стоит отметить, что оптимизм, жизнестойкость, позитивное мышление – это не стратегии, а черты личности. Стратегии – набор конкретных действий, алгоритмы и схемы. Однако такие личностные характеристики, как оптимизм, помогают вырабатывать конструктивные и эффективные стратегии.

Копинг-стратегии формируются из копинг-действий (чувства, мысли и поступки) и образуют копинговые стили поведения, или копинговые тактики (комплекс стратегий).

Единой классификации стратегий нет. Потому предлагаю рассмотреть наиболее популярные.

По направленности:

  1. Определение значения ситуации для личности.
  2. Концентрация внимания на преодолении стресса.
  3. Акцентирование внимания на своих эмоциях и сохранении равновесия.

По успешности:

  1. Использование конструктивных активных стратегий.
  2. Использование деструктивных стратегий, затягивающих выход из трудной ситуации.

По стилю:

  1. Ориентация на проблему.
  2. Ориентация на избегание.
  3. Ориентация на эмоции.

По степени контроля:

  1. Планирование ситуации.
  2. Асоциальное поведение.
  3. Косвенные действия.
  4. Прямые активные действия по разрешению ситуации.

По специфике ситуации:

  1. Самоконтроль.
  2. Агрессивное изменение ситуации.
  3. Помощь извне.
  4. Уход от ситуации (реальности).
  5. Переоценка.
  6. Планомерное решение проблемы.

По открытости:

  1. Скрытое мысленное решение проблемы.
  2. Активное решение через действия.

Таким образом, можно выделить 8 поведенческих стратегий, 10 когнитивных и 8 эмоциональных.

Среди адаптивных реакций к поведенческим относятся все стратегии, где личность сама активно вступает в социальные отношения или предлагает пути решения ситуации. Когнитивные стратегии предполагают анализ проблемы, повышение самооценки, рост веры в собственную личностную ценность, развитие самообладания. Среди эмоциональных реакций значится протест и оптимизм.

К неадаптивным стратегиям относится:

  • среди поведенческих: пассивность, уединение, изоляция, избегание проблем даже в мыслях, отступление, отказ решать проблему (само рассосется);
  • среди когнитивных: неверие в собственные возможности и потенциал, смирение, растерянность, сознательная недооценка неприятностей;
  • среди эмоциональных: самообвинение или обвинение других людей, подавление эмоций, подавленность, чувство безнадежности и покорности.

К относительно адаптивным стратегиям относится:

  • среди поведенческих: компенсация, любое временное отвлечение от решения проблемы (уход в какое-то дело или увлечение, алкоголь, путешествие, исполнение желаний);
  • среди когнитивных: сравнение ситуации с проблемами других людей, поиск сил для преодоления трудностей в обращении к вере, наделение ситуации преодоления особым смыслом (это испытание, которое нужно достойно пройти);
  • среди эмоциональных: передача ответственности другим людям, снятие эмоционального напряжения.

Существуют тесты для определения преобладающей копинг-стратегии у личности. С их помощью можно предугадать, как человек будет вести себя в стрессовой ситуации, в момент конфликта. Это активно применяется на практике. Например, при диагностике это обязательный элемент.

Что интересно: зная психологический тип личности, можно без теста предположить преобладающие у него копинг-стратегии. Это обусловлено влиянием как врожденных особенностей человека, так и результата социального научения. В основе одной стратегии может лежать несколько защитных механизмов и комплекс приобретенных установок.

Формы поведения, которые направлены на преодоление стрессовой или конфликтной ситуации, в психологии получили название преодолевающего поведения, или копинга. Направлено такое поведение на разрешение стрессовой или конфликтной ситуации с использованием определенных действий.

Основные определения

Копинг-поведение - это действия, выполняемые человеком, направленные на преодоление стресса. Данный термин включает в себя когнитивные, эмоциональные, а также поведенческие методы. Они применяются для того, чтобы справляться с запросами обыденной жизни. Копинг-поведение - это также и управление эмоциями, стресс-менеджмент. К этой категории относят все стратегии, направленные на саморегуляцию поведения.

Возникновение термина

Данный термин впервые возник в психологии во второй половине XX века. Его автором считается Абрахам Харольд Маслоу. Также это понятие встречается и в трудах Л. Мэрфи. Он использовал термин «копинг» в 1962 году, в процессе изучения способов преодоления стресса детьми. Через четыре года, в 1966 году, Р. Лазарус в своем исследовании «Психологический стресс и процесс совладания с ним» также использовал этот термин. Перевод данного слова - «совладать», «преодолевать», «бороться», «мериться», «справляться». Происходит термин coping, перевод которого был представлен выше, от английского глагола соре. В психологии понятие копинга давно связано с процессом совладания со стрессом, преодоления неприятных ситуаций и обстоятельств.

Другие дефиниции

Более точное определение данного понятия звучит так: копинг-поведение - это непрерывно изменяющиеся умственные и поведенческие попытки человека совладать с определенными внешними и внутренними требованиями, которые субъективно оцениваются как чрезмерные или же превышающие имеющиеся ресурсы. Данный процесс постоянно меняется по той причине, что индивид и окружающая среда образуют между собой динамическую взаимосвязь. Они постоянно оказывают друг на друга взаимное влияние. Абрахам Харольд Маслоу определяет копинг как одну из форм человеческого поведения. Она предполагает сформированное у индивида умение применять конкретные средства для преодоления эмоционального стресса. Предназначается такое поведение для адаптации.

Особенности стрессового состояния

Внутренний конфликт или же острые стрессовые реакции у подавляющего большинства людей сопровождается негативными переживаниями, чувствами, которые совершенно неприемлемы для человека и несовместимы с его образом собственного «Я». Это агрессия по отношению к себе и близким, зависть, страх и другие переживаниями. Отсутствие данных реакций в тяжелой ситуации являются симптомом психопатологии, ненормального функционирования эмоциональной сферы.

Необходимость выражения эмоций

Нередко оказывается неприемлемым не просто какое-либо чувство, а невозможность выразить его в открытую. Например, это иллюстрирует установка «настоящие мужчины не плачут». В результате подобного действия психологических защит переживания и эмоции во время острой стрессовой реакции вытесняются. А тот внутриличностный конфликт, который спровоцировал начало негативной реакции, нередко остается актуальным. В некоторых случаях он остается в бессознательном на долгие годы.

Копинг-поведение - это определенная стратегия, направленная на то, чтобы отыскать приемлемый метод выражения негативных переживаний, которые связаны с конфликтом либо При этом признается реальность, значимость самих переживаний. Нередко найденный путь совладания со стрессом оказывается не прямым, а косвенным.

Копинг как способ реагирования на стресс

Постепенно ученые психологи стали дополнять данное определение. Со временем стало ясно, что копинг-поведение - это реакции не только на чрезмерные или же неординарные раздражители, которые превышают имеющиеся у человека ресурсы. Это также и ежедневные способы реагирования на стрессовые обстоятельства.

Содержание копинг-стратегии, однако, остается все тем же - оно включает в себя все те действия, которые позволяют человеку справиться со стрессом. Копинг объединяет в себе познавательные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с повседневными запросами реальности. Во многом выбор той или иной стратегии зависит от уровня стрессоустойчивости человека. Например, индивид с низкой стрессоустойчивостью изберет стратегию избегания. Тот же, у кого этот показатель более высок, остановится на методе принятия ответственности.

Продуктивные и непродуктивные стратегии

Психологи, которые занимаются проблематикой копинг-стратегий, имеют разное мнение об эффективности различных стратегий совладания со стрессом. Во многих концепциях учитывается, что сами по себе эти способы преодоления стресса могут быть и продуктивными, и дисфункциональными. Иными словами, многие авторы учитывают полезность того или иного подхода, с помощью которого человек справляется со стрессом. Например, индивид постоянно использует стратегию «обращение за помощью к другим». Однако если такой подход помогает ему избавиться от стресса, то для окружающих данный метод может быть не совсем приятен и уместен. Не всякий, даже близкий, друг готов постоянно оказывать поддержку человеку, все время находящемуся в стрессовом состоянии.

Эмоционально-ориентированный копинг

Выделяют большое количество типов поведения в стрессовых ситуациях, которые направлены на работу с эмоциями и переживаниями. Чаще всего избранный путь оказывается не прямым, а косвенным, обходным.

Они следующие:

  • Выражение переживаний. Насколько бы они ни были интенсивными, чувства должны найти свой выход социально приемлемым способом. Выражение эмоций желательно, если оно не создает дополнительных трудностей в социальном взаимодействии.
  • Замещающая деятельность. В некотором роде данная стратегия похожа на понятие сублимации в психоанализе. Однако термин «замещающая деятельность» более широк. В процессе такой активности находят выход стремления, которые невозможно реализовать определенную потребность. Например, те люди, которые лишены семейного тепла, нередко склонны заводить домашних животных, чтобы реализовать свою потребность в любви. Люди, по каким-то причинам не сумевшие реализовать свои карьерные амбиции, с головой погружаются в различные хобби либо общественную деятельность.
  • Разрядка представляет собой перенос отрицательных переживаний на материальные предметы, которые можно сломать или разбить. Как правило, такие действия осуждаются в обществе. Но если можно избежать порицания (например, оставшись одному), и если материальный ущерб от разрядки не будет велик, то подобный способ в некоторых случаях хорошо помогает справиться с нахлынувшими переживаниями.
  • Фантазия, или преодоление трудностей вне реальности. Данная реакция людей на стресс позволяет достичь желаемого хотя бы в мире воображения. Возникающие при этом положительные переживания дают силы для жизни в сложных жизненных ситуациях.
  • Творчество - один из наиболее эффективных способов преодолевающего поведения. Основывается на нескольких или даже всех вышеописанных форм преодоления стресса. Творчество позволяет выразить переживания - к примеру, в картине или же в актерской игре. Оно представляет собой одобряемый вариант разрядки, способствует воплощению фантазий в конкретном произведении искусства.

  • Сдерживание. Аналогично психологическому вытеснению в бессознательное. Представляет собой осознанное поведение, направленное на избегание неприятных мыслей, дел, трудностей. Нередко сочетается с отвлечением на другие переживания, мысли, занятия. Человек стремится переключить сознание на другие виды активности, чтобы избежать психотравмирующей ситуации.
  • Отстранение. Человек, использующий это копинг поведение, стремится воспринимать обстоятельства без Его эмоции как бы «выключаются», или же он чувствует нереальность всего происходящего с ним.
  • Юмор. Представляет собой переосмысление трудности с подчеркиванием ее забавных сторон.

Проблемно-ориентированный копинг

Есть и другие стратегии совладания со стрессом, разные такого поведения, которые в зарубежной науке называются словом coping (перевод данного термина был рассмотрен выше). Следующие стратегии направлены не на совладание с эмоциями, а на работу с проблемой. Человек может использовать одну или несколько из нижеперечисленных:

  • Конфронтация - это активная деятельность, которая направлена на преобразование конфликтной ситуации. Обычно данную стратегию предпочитают те люди, которые склонны к импульсивному поведению, враждебности, конфликтные личности.
  • Самоконтроль - это сдерживание и последующее подавление эмоций. Как правило, данная стратегия используется теми людьми, которые стремятся скрывать от окружающих переживаемые эмоции.
  • Поиски социальной поддержки. Человек, использующий данный способ копинга, стремится привлечь внешние ресурсы, ищет тез людей, которые могут посочувствовать ему или же поддержать.
  • Избегание. Человек стремится избегать имеющихся проблем. Не всегда это переключение внимания - слабые личности, не желающие признавать объективной реальности, уходят в алкоголизм, наркоманию, игроманию и прочие зависимости. Такой тип копинга считается деструктивным.

Самоизменение

Наконец, один из самых важных способов копинга является переоценка ценностей, а также самоизменение. Обстоятельства, в которых человек должен преодолеть конфликт, рассматривается как источник личностного роста, возможность приобретения опыта и изменения к лучшему.

Самовосприятие может измениться у такого человека в сторону представления о себе как об уверенной и сильной личности. Таким образом, кризис выступает в роли основы для изменения системы мировоззрения и ценностей, возможности приобщиться к новым философским либо религиозным воззрениям. Именно поэтому любой, даже самый неудачный опыт может иметь позитивный аспект - в том случае, если он будет служить базой для позитивных личностных преобразований.

Смешанная стратегия: принятие ответственности

Принятие ответственности - это способ преодоления стресса, к которому не всегда оказывается способным прибегнуть человек. Однако некоторые индивиды способны переориентировать вектор своего поведения с попыток избавиться от негативных переживаний на ответственные действия. В таком случае личность осознает свою роль в той или иной ситуации и начинает действовать согласно имеющимся возможностям. Но в некоторых случаях данная стратегия приводит к избыточному чувству вины. Выражается оно в чрезмерной самокритике. Либо человек впадает в излишние извинения, попытки все загладить собственными силами без осознания роли другой стороны в ситуации.

Считается, что здоровый человек должен использовать разные способы борьбы со стрессом. Зацикливание на одной стратегии говорит о том, что индивиду необходимо задуматься над привнесением разнообразия в данной сфере.

Копинг – это действия человека, с помощью которых он борется со стрессом. Термин копинг походит от английского «coping» или также «to cope with», что означает справиться со стрессом. Копинг составляет в себе когнитивный, поведенческий и эмоциональный элементы, которыми обеспечивается сохранение целостности личности и противостояние внешним или внутренним факторам, которые вызывают напряжение или создают слишком сложные обстоятельства и ситуации, с которыми человек не может справиться, поскольку количество его ресурсов ограничено.

Копинг-стратегии образовались у индивида, чтобы он мог определенно реагировать на возникшую кризисную ситуацию, и от степени значимости этой ситуации для него. Относительно особенностей кризисной ситуации и своего отношения к ней, человек будет действовать определенным образом, выражая при этом истинные эмоции и переживания разной степени интенсивности через свое поведение. Основными характеристиками такой ситуации есть значимые чувства, их интенсивность, психическая напряженность, изменение самооценки, смена мотивации, внутренние переживание, с помощью которых ведется переработка травмы, связанной с кризисной ситуацией и значимая потребность в психокоррекции и поддержке.

Совладение с собой, со своими переживаниями зависит от самой личности, ее характерологических особенностей и действительной ситуации. Один человек способен абсолютно по-разному относиться к одной и той же ситуации в разное время, когда она травматическим образом воздействует на него.

Феномен совладения с травматической ситуацией возник относительно не так давно, поэтому даже нет единственной классификации копинг-стратегий, почти каждый исследователь, интересовавшийся этой темой, создает собственную классификацию.

Копинг стратегии

Копинг-стратегии – это такие комплексы действий, которые применяются относительно определенной стрессовой ситуации. Это своего рода индивидуальные привычные схемы, благодаря которым человек может быстрее выйти из проблемной ситуации, поскольку никому не хочется долго перебывать в состоянии кризиса, это выводит из равновесия. Бывает два вида направленных тактик поведения.

Копинг поведения стратегии проблемно-ориентированные , они направлены на саму ситуацию и желание ее исправить, найти быстрее выход из нее, активно действовать.

Копинг поведения стратегии эмоционально-ориентированные , соответственно, ориентированы на особенности эмоционального состояния, реакции связанные со стрессовой ситуацией, чувства человека и переживания.

Копинг-стиль определяет поведение, исходя из трех типов реакции на стрессовую ситуацию. В животном мире это , убегание, атака, относительно человеческого поведения, они называются капитуляция, избегание, сверхкомпенсация.

Копинг механизмы – это механизмы совладания, которые определяют адаптацию человека к стрессовой ситуации, успешную или нет. Также их определяют, как тактику поведения человека в ситуации угрозы, особенно в обстоятельствах адаптации к угрозе благополучию психологическому и физическому, также личностному и социальному.

Копинг механизмы могут иметь такие формы: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Когнитивные формы выражаются в переключении мыслей с болезненной темы на более позитивную, отвлечение от мыслей о последствиях кризиса, принятии сложившейся ситуации, проявление стоицизма, игнорирование проблемы, уменьшение ее серьезности, стремление создавать впечатление, что ничего не произошло, сравнение ранее похожих ситуаций, изучение информации, необходимой для преодоления кризиса, религиозность, придание новому состоянию нового смысла.

Поведенческие формы копинговых механизмов выражаются через: отвлечение, смене рода деятельности, уходом в работу с головой, заботой о других, когда нужно думать более всего за собственное благополучие, альтруизм, стремление к избеганию, исполнение собственных желаний, компенсирование, удовлетворение потребностей, желание перебывать наедине, в спокойствии, поиск поддержки, понимания, стремление к сотрудничеству.

Специфика копинг механизмов очень близка к работе защитных механизмов психики. Как видно они делятся на конструктивные и неконструктивные, или адекватные и неадекватные, или активные и пассивные. Если человек собирается работать с психотерапевтом в направлении поиска выхода из стрессовой ситуации, то наиболее продуктивными в таком русле будут: сотрудничество на протяжении консультативного процесса, стремление к поддержке, адекватная степень игнорирования стрессового обстоятельства, взгляд на него с юмористической стороны, терпеливость, самообладание, стоицизм, противостояние проблеме, альтруизм, эмоциональная разрядка. Иногда психотерапевту сложно провести конструктивную модификацию психологических защитных механизмов или их полное устранение, даже когда будет создана эмпатическая связь с пациентом, с помощью которой слабеет необходимость в защитных механизмах, поэтому акцентируется внимание на том, чтобы развить копинг механизмы.

Изучение проблематики копинг стратегий подвели исследователей к понятию копинг ресурсы. Ресурсный подход определяет, что существует распределение ресурсов, следовательно, объясняющий, что человеку удается сохранить психическое здоровье и приспособится к сложившейся ситуации. Ресурсный подход также рассматривает многообразие ресурсов: внешних – моральная, эмоциональная и материальная помощь от социальной среды; личностных – способности и умения человека. Также существует теория, в которой копинг ресурсы делятся на материальные и социальные. Большинство исследователей сходятся во мнении, что лучшим ресурсом для совладания со стрессом является оптимизм. Но он должен быть здоровым, поскольку слишком оптимистической настрой может быть преградой в адекватном восприятии текущего события.

Копинг стратегия избегания – это один из важнейших способов преодоления ситуации вовремя формирования псевдособладающего или дезадаптивного поведения. Такая копинг-стратегия служит способом преодоления или послабление дистресса у человека, находившегося на немного низшем уровне развития личности. Человек, пользующейся подобной стратегией, является недостаточно развитым в плане личностных и средовых копинг ресурсов и умения быстрого и адекватного способов разрешения проблем. Важно заметить, что эта тактика может быть адекватной или неадекватной, зависимо от самой проблемы, ее интенсивности, от личностных особенностей, возраста и состояния системы ресурсов, имеющихся в человека.

Самым эффективным и адекватным вариантом в решении проблемы есть использование и синхронизация трех типов копинг стратегий поведения, зависимо от обстоятельств. Бывает, что человек вполне может сам на себя положиться и справиться со сложившимися обстоятельствами без постороннего вмешательства. Иногда, он не чувствует в себе уверенности, поэтому ищет поддержки в окружающей среде. Используя тактику избегания, человек прогнозирует возможные неудачи или последствия, поэтому эму удается избежать неприятностей. Если используется все время одним человеком одна и та же тактика, то в скором времени он может эмоционально выгореть, у него не останется сил для жизнедеятельности.

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях

Как уже говорилось, существует много разных теорий к классификации копинг стратегий. Психологи Фолкман и Лазарус активно изучали тему: «копин-стратегии и стресс» и создали наиболее популярную классификацию, в которой они выделяют восемь базовых стратегий.

Перечень этих копинг-стратегий:

— составления плана решения проблемы, который будет предполагать усилия для внесения изменений к ситуации, использование аналитического подхода в составлении алгоритма действий, применяемых к совладанию со стрессом;

— конфронтационный копинг, включает в себя наполненные агрессией попытки и меры для преодоления стрессового раздражителя, высокая степень враждебности, готовность к решению с применением риска;

— принятие на себя ответственности по решению ситуации, и признание собственной роли при появлении проблем;

— усиленный самоконтроль по регулированию эмоций и собственных действий;

— усиленные действия по поиску положительных сторон, достоинств в имеющемся положении дел, положительная переоценка;

— направленность на поиск поддержки в ближайшем окружении;

— дистанцирование, когнитивно-поведенческие старания по изолированию от стрессовой ситуации, уменьшению ее важности, существенности;

— избегание-бегство, усиленные попытки в избегании проблемы или ее последствий.

В свою очередь, они систематизируются в четыре группы. Первая группа имеет такие тактики: планирование решения, конфронтация, принятие ответственности за решение. Именно, благодаря их активному взаимодействию достигается усиления связи между ними, что укрепляет их действие и укрепляет связь справедливости взаимодействия и эмоционального фона личности. Использование тактик подразумевает то, что человек будет активно самостоятельно действовать, пытаться изменить проблемные обстоятельства, вызвавшие стресс, проявлять желание быть полноценно информированным относительно этого случая. Следовательно, человек обращает свое внимание на особые условия взаимодействия, на справедливость и анализирует эти особенности. Благодаря этому процессу обеспечивается существенное влияние оценки справедливости на общее состояние человека, его эмоции и чувства.

Во второй группе имеются копинг стратегии самообладания и положительной переоценки. Они являются очень действенными. Их сила способствует связи справедливости во взаимодействии и эмоциями людей. Такие процессы происходят потому, что данные копинг стратегии есть предусловием для самоконтроля человека за состоянием, поиск решения выхода из стрессовой ситуации через ее модификацию. Личности, которые используют эти копинг стратегии, воспринимают условия взаимодействия, как инструмент, с помощью которого осуществляется задуманное. Хорошим примером может быть то, что люди, попавшие в стрессовые обстоятельства, пытаются искать в них позитивный аспект, новый смысл, новую идею, думать о них, как о новом опыте. И следствием этого процесса является большое влияние и существенность оценки справедливости, как условие взаимодействия.

В третьей группе копинг стратегий имеются такие стратегии: дистанцирование и избегание. Используя такие стратегии, совсем не происходит влияние на связь справедливости взаимодействия и эмоций. Такое случается, потому что человек отказывается изменять как-то свое состояние или ситуацию, он просто уходит от всей ответственности. Личности, применяемые стратегию избегания не желают получать какую-либо информацию об условиях взаимодействия, поскольку они в нем не принимают участие и не придают этому важного значения, следовательно, она никаким образом не влияет на их состояние.

В четвертой группе стратегий – поиск социальной поддержки. Ее применение также не имеет влияния на связь справедливости взаимодействия и эмоциями. Поскольку такая стратегия не предполагает того, что человек сам ищет и находит решение в проблемной ситуации, как и не имеет направленности на уход от проблемы. И такой человек не интересуется дополнительной информацией.

Копин стратегии и стресс, их взаимодействие лучше понимаются в процессе исследования. Особенно зарубежные автора уделили больше внимания этой теме, они определили совладание, как интериндивидуальный и интраидивидуальный подходы. Однако, все равно, в любом случае опираются на самоотчет испытуемых об их поведении, как основный методологический прием в исследовании копинг стратегий, конкретных действий и стресса.

В интериндивидуальном подходе для изучения копинг стратегии методика используется, как инструмент исследования, таким является опросник о способах совладания. Используя его засады, стали развиваться другие методики. Наиболее распространенная в исследовании копинг стратегии методика WCQ. В ее основе пятьдесят вопросов, которые составляют восемь шкал, и вычисляет две основные стратегии совладания: эмоционально-фокусированный и проблемно-фокусированный копинг в особенных стрессовых ситуациях (например, боль, болезнь, потеря).

Согласно, интраиндивидуальному подходу, исследуются стили, которыми пользуется личность в своем совладающем поведении. Основу этих стилей составляют личностные переменные в роли устойчивых диспозиционных структур. Для этого исследования используется методика «Шкала совладания».

Третьей для изучения копинг стратегии методика «Многомерного измерения копинга», ее используют в эмпирических изучениях совладающего поведения. Является очень доступным и качественным отечественным материалом.

Канадскими исследователями-психологами по клинической психологии и психологии здоровья, была разработана популярная методика C1SS. Она включает сорок восемь утверждений, группированных в три фактора. Каждый, из которых имеет шкалу, состоящую из шестнадцати вопросов. В третьем факторе – избегание, имеет две субшкалы – это личностное отвлечение и социальное отвлечение. В этой методике хорошо и надежно измеряется основные три стиля совладания. Первый стиль – ориентированный на принятие решения в стрессовой ситуации, то есть, проблемно-ориентированный копинг стиль, второй – эмоционально-ориентированный, и третий стиль – стиль с ориентацией на избегание от проблемной или стрессовой ситуации. Данная методика, точнее ее факторное строение, валидизировано по выборкам студентов, учащихся на старших курсах университета и адекватных здоровых взрослых людях.

Копинг стратегии у подростков

Копин стратегии и стресс подростков в разные периоды возраста по-разному проявляются и взаимодействуют. С возрастом когнитивные копинги (эмоционально–ориентированные, позитивная переоценка, позитивный внутренний диалог, переключение и управление вниманием, копинг избегания) все более сильно появляются и становятся еще разнообразней. Но существуют также данные, согласно которым, дети с возрастом все реже нуждаются в социальной поддержке, в ситуации со стрессом.

Классификаций подростковых копинг стратегий так же много, как и общих классификаций. В основном во многих теориях выделяются такие основные стратегии, как разрешение проблем, поиск поддержки, избегание. Выделяются также три плоскости, которыми происходит реализация стратегий в поведении: когнитивная, поведенческая, эмоциональная сферы.

Виды копинг-стратегий поведения можно распределить, учтив их уровень адаптивных возможностей.

Жизненные события меняются с огромной быстротой и проблем среди них немало, поэтому и разнообразие решений таких жизненных ситуаций очень большое. Вначале подросткового периода 10-11 лет происходит проявление специфических черт, среди которых основными является направленность на общение со сверстниками, стремление утверждать свою самостоятельность и личностную независимость. Подростки начинают отдаляться от своих родителей, отчуждаются от взрослых. Сильно выражается направленность на противостояния, желание демонстрировать себя, как взрослого человека, отстаивать свои права, независимость. Но наряду с такими героическими порывами к самостоятельности, все же присутствует желание получать от взрослых помощь, ощущать их защиту и поддержку. Самым важным фактором во взрослении ребенка и формировании подростка, как личности является общение со сверстниками и старшими подростками. В этот период – 14-15 лет очень большая восприимчивость сознания, так что, поскольку общение отыграет главную роль и определяет ведущую деятельность, это влияет на всю дальнейшую жизнь подростка, зависимо от того насколько он будет подпадать под влияние этой компании.

Повышенная комформность к правилам и ценностям группы, к которой подросток принадлежит, определяет его стремление к удовлетворению своей потребности в занятии почтенного положения среди сверстников. Подростковый возраст очень бурный, наполнен продуктивным развитием познавательных процессов. Он характеризуется становлением целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания, теоретического и творческого мышления, логической памяти и избирательности. Центральным новообразованием личности в этом периоде есть выход сознания на новый уровень, укрепление Я-концепции, в которой выражается стремление понять себя, свою истинную личностную природу, свои способности и особенности, понять свою уникальность, отличие от других.

Копинг стратегии подростков до конца не изученные.

В зависимости от успеваемости подростка у него будет разная копинг стратегия. В тех, у кого хорошая успеваемость характеризуются высокой выраженностью копинг стратегии «разрешение проблем», немного меньше выражена стратегия «поиска социальной поддержки» и не выражено «избегание». У подростков средней успеваемости ведущей копинг стратегией есть «поиск социальной поддержки», «разрешение проблем» на втором месте и наименее выражено «избегание от проблем». А у подростков с наихудшей успеваемостью наиболее выражена и всех троих стратегия «избегания», «поиск социальной поддержки» на втором месте и «разрешение проблем» на последнем. Это объясняется тем, что ученики, которые не успешны, им мешают хорошо учиться внутренние психологические травмы, или особенности их развития, вследствие чего они не научились адекватно реагировать на стрессовую ситуацию, и выбирают наиболее легкий способ решения проблемы – вообще игнорировать ее, убежать и не искать решения. Если в подростковом возрасте сформируется определенная копинг стратегия, она может остаться ведущей на всю жизнь, поэтому очень важно обеспечить ребенку необходимые нормальные условия, в которых он будет развиваться, как взрослая личность.