Конспект ннод «чёрное море. Тематическая неделя «Морские обитатели»

Праздник "Всемирный день моря" для детей старшей группы ДОУ

Автор : Салимова Евгения Игоревна, воспитатель МБДОУ детский сад №65 г. Орёл.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия для старшей группы детского сада. В этой работе ребята познакомяться с удивительным праздником, который отмечается в нашей стране в последнюю неделю сентября, Всемирный День Моря. В процессе знакомства с задачами этого праздника, мы познакомимся с морскими обитателями и растительным миром моря.
Актуальность темы : интерес к морским обитателям вызывают у детей положительные эмоции. А если ещё к эмоциям добавить праздничное настроение, то получится удивительное мероприятие, которое останется в памяти детей. Таким образом ребёнок лучше усваивает материал.
Цель : Знакомство детей с праздником << Всемирный День Моря>>.
Задачи :
Развивающая : познакомить детей с целью данного праздника. Формировать предствавление о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения.
Обучающая : Расширять кругозор детей о флоре и фауне морского дна.
Воспитательная : Воспитывать бережное отношение и желание помочь в сохранение морей и их биоресурсов.
Предварительная работа: Изготовление различных рыб, кораллов, водорослей для имитации морского дна, беседы на морские темы, изготовление масок на данную тему, чтение художественной литературы, наблюдение на карте и знакомство с различными морями.
Материал к работе : декоративные рыбки, водоросли, кораллы, ракушки, карнавальные маски, звуковое сопровождение(можно выбрать любую музыку), игрушка Краб.

Ход мероприятия :
Воспитатель: Здравствуйте, ребятами. Сегодня я хочу поздравить вас с удивительным праздником - "Всемирный день моря". Этот праздник отмечается в нашей стране с 1978 года. Его празднуют в последнюю неделю сентября. Как вы думаете, какие цели преследует этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель : Целью данного праздника во всем мире является привлечение внимания общественности, государственных и частных структур к проблеме сохранения морей и их биоресурсов. Традиционно День моря проводится в детских садах, школах, библиотеках в форме конкурсов, фестивалей, рассказывающих подрастающему поколению о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения. Скажите, как вы считатете, чем нам полезны моря и океаны?
Ответы детей.
Воспитатель:
В их водах человек вылавливает рыбу, которую потом употребляет в пищу. Некоторые водоросли, например ламинария(морская капуста), полезна нашему организму. В ней большое содержание витаминов и минеральных веществ. Одна из древнейших японских легенд рассказывает нам о мудром правителе Шань Гине. На грани гибели от жестоких завоевателей он воззвал к богам. И боги принесли чудесный напиток, дарящий силу, стойкость, бесстрашие и долголетие. Чтобы доставить напиток ко всем островам государства, дочь правителя красавица Юи выпила его и бросилась в море. Боги превратили Юи в ламинарию, вобравшую в себя всю силу божественного напитка. Водоросли быстро распространились вокруг островов. Попробовав их, истощённые жители обрели стойкость и силу, и неприятель был разбит…


Во время рассказа демонстрируется изображение ламинарии.
Воспитатель : Достаточно часто общественные организации отмечают этот праздник уборкой публичных пляжей, а также митингами и шествиями в защиту морей. А что мы можем сделать?
Ответы детей.
Воспитатель:
Я предлагаю вам отправится на морское дно и посмотреть какие обитатели там живут.
Физминутка "Море"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель : Теперь мы можем погрузится на морское дно. Посмотрите вокруг, что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте познакомимся с некоторыми обитателями. Смотрите, вот под камнем спрятался краб. Здравствуйте, дедушка Краб.
Дети приветствуют Краба .
Краб: Здравствуйте, здравствуйте! Кто же это к нам в гости пожаловал?
Воспитатель : К вам в гости пришли ребята из детского сада. Они хотят познакомится с обитателями морского дна.
Краб : Это хорошо! Я очень люблю загадки, вот послушайте:
Стая по морю плывёт,
Звук чудесный издаёт,
Любознательны, игривы,
С плавниками, но не рыбы!
Ответ: Дельфины
Автор: Леонов В.А.


Воспитатель : А что вы знаете о дельфинах?
Ответы детей.
Воспитатель:
Дельфины очень умные и удивительно развитые млекопитающие. Ничем не объяснимая любовь к людям, удивительный процесс сна – эти и многие другие загадки про дельфинов постоянно изучаются и подтверждаются всё новыми фактами. Вроде, кажется, что дельфин похож на акулу, но это совсем не так. Хотя у них есть плавник и внушительные зубки – они совсем не хищники и даже, строго говоря, не являются рыбами. Вы говорили о том, как дельфины любят детей. Некоторых детей специально приводят к дельфинам, дают им поплавать в бассейне вместе. Ребенок выходит из воды абсолютно новым человеком. Объясняют это тем, что дельфин словно видит человека насквозь и если у нас что-то болит, он это чувствует и может помочь. Находясь рядом с ними, мы успокаиваемся и настраиваемся на оптимистичный лад, получаем новые силы, легкость и радость. Не будем забывать и то, что дельфины относятся к нам всегда с бескорыстной любовью и нежностью, такому отношению стоит поучиться любому человеку.
Краб :
Через море-океан
Плывет огромный великан.
(кит)


Воспитатель : Киты – самые большие животные на Земле. Это чудесные создания, и совсем не злые обитатели океанов. Имя киты получили от старого греческого слова ketos (морское чудовище). С виду немного страшные, но они совсем не опасны для людей, киты ведь не хищники. И хоть даже внешне они – огромные рыбы, внутри они совсем не такие как остальные обитатели океанов. Кит не может ничего прожевать и ему приходится глотать целиком свой обед. Ученые часто рассказывают о необыкновенной способности китов общаться между собой. Они подают сигналы на своей частоте и могут рассказывать сородичам о беспокойстве или страхе, даже пожаловаться на боль. Кит – семейное животное, предпочитающее держаться большими компаниями. Киты находятся на грани вымирания, и мы должны заботиться о них и проявлять уважение к этим огромным созданиям природы.
Краб : а каких ещё обитателей морей и океанов вы знаете?
Ответы детей.
Краб:
Какие вы молодцы! Посмотрите, вы видете?
В океане острова
Из живого вещества.
И полипы твердые,
Очень-очень гордые –
Без камней и без земли
Рифы выстроить смогли. (Кораллы, коралловые полипы, коралловые рифы)
Воспитатель : На рифах живут рыбы, давайте посмотрим какие они.
Дети и воспитатель рассматривают риф, возле которого собралось множество разных рыб.
Воспитатель: А давайте немного поиграем.
Подвижная игра <<Море волнуется>>.
Краб :
Голова и много ног,
А характер очень строг:
Если гость ко мне не зван,
Поступаю мило -
Выпускаю в океан
Черные чернила.(Осьминог)


Воспитатель : В мире насчитывается 200 видов осьминогов. Если присмотреться повнимательнее, то под глазами можно увидеть отверстие или короткую трубочку - это сифон. Сифон ведет в мантийную полость, в которую осьминог набирает воду. Сокращая мускулы мантии он с силой выдавливает воду из мантийной полости, тем самым создавая реактивную струю, которая толкает его тело вперед. Вот только получается при этом, что плавает осьминог задом наперед. У этих животных целых три сердца. Кровь у осьминогов… голубая! У осьминогов есть особый чернильный мешок, в котором накапливается красящее вещество для защиты. Окрашены осьминоги чаще в бурый, красный, желтоватый цвет, но они могут менять окраску не хуже хамелеонов. Осьминоги живут поодиночке и очень привязаны к своему участку. Активны эти животные в темное время суток, спят они с открытыми глазами (только сужают зрачки), во сне осьминоги желтеют.
Краб : Я вижу, вы ребята очень любознательные! А знаете ли вы, что сегодня у нас на рифах карнавал, в честь Дня моря! Я хотел бы вас пригласить.
Воспитатель : Спасибо тебе, дедушка Краб. Мы с ребятами как раз захватили с собой маски для карнавала.
Воспитатель достаёт маски. Дети одевают. Включаются звуки океана+ мелодичная музыка. Дети веселятся а рядом с ними плавают рыбки(рыбок можно подвесить на леску, таким образом создаётся эффект, что они на морском дне).

Программное содержание: формировать у детей навыки передвижения в воде, умение свободно ориентироваться под водой; х; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: якоря из цветного картона, 2 корабля, тонущие игрушки, цветные камешки, 2 палочки с верёвками, на концах привязаны рыбки, канат, доски.

Действующие лица: Моряк-Бряк (инструктор по плаванию), матросы (дети).

Дети заходят в бассейн под песню «Морячка» (сл. и муз. О. Газманова), их встречает Моряк-Бряк.

Моряк-Бряк. Я - Моряк-Бряк! Я приплыл к вам из далёких тёплых стран, чтобы найти команду для своего корабля. Мне нужны быстрые, ловкие, смелые и умные матросы.

Я приготовил для вас несколько интересных заданий. Давайте разделимся на две команды и выберем капитанов. Первая команда будет называться «Морской конёк», а вторая - «Морская звезда». Команду, которая победит, я и приглашу на свой корабль. Победитель в конкурсе получит якорь. Выиграет та команда, которая соберёт больше якорей.

Задание 1. Игра «Обитатели моря».

Игроки по очереди называют обитателей морей.

Моряк-Бряк. А сейчас мы с вами выполним разминку. Спускайтесь в воду и повторяйте за мной.

Проводится гидроаэробика под музыку.

Задание 2. Игра «Водолазы».

На дне бассейна («моря») находятся разноцветные камешки и игрушки («сокровища»). Детям надо побыть водолазами и собрать все «сокровища».

Звучит сигнал, дети одновременно ныряют и достают игрушки.

Задание 3. Игра «Море волнуется…».

Пока объясняются правила игры, дети водят руками по воде, делая волны. После фразы «Морская фигура на месте замри!» дети выполняют любую знакомую им фигуру (например, «звезда», «медуза» и т.д.). В этом конкурсе обе команды получают якоря.

Задание 4. Игра «Удержись».

Моряк-Бряк. Во время шторма корабль может наткнуться на морские скалы (рифы). Попадая на риф, корабль терпит крушение, а морякам необходимо удержаться на плаву, дождаться помощи. Кто дольше продержится, тот принесёт своей команде победное очко.

Дети ложатся животом на доску и стараются удержаться на ней. Игроки, которые коснулись ногой дна бассейна или не удержались на доске, выходят из воды.

Задание 5. Конкурс капитанов «Поймай рыбку».

Капитаны команд стоят у лестницы бассейна. По свистку они начинают крутить палочку, наматывая на неё верёвку, к которой привязана рыбка. Кто быстрее свернёт, тот и выиграл.

Задание 6. Конкурс «Перетягивание каната».

Моряк-Бряк. Хорошие у вас команды, я вам вручаю грамоты-посвящения в моряки!

Подведение итогов, награждение.

Конспект игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста выполнили: Е. Исаеня, Л. Апанасевич

Лариса Норова
Проект «Морские обитатели» для детей старшей группы

Вид проекта : информационно-творческий

Участники: дети старшей группы

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители

Срок реализации проекта : 1 неделя

Проблема: «Какие бывают обитатели моря »

Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей .

расширять представления детей об обитателях морских глубин , формировать умение размышлять;

развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;

развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

развивать способность вслушиваться в звуки природы;

развивать познавательный интерес, творческие способности;

использовать различные нетрадиционные художественно - графические техники;

учить охранять окружающую среду;

Ожидаемые результаты проекта

владеть понятиями «морские животные », «рыбы», «моллюски»;

иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;

знать о взаимосвязи с другими обитателями ;

иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Гипотеза:

Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов . Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её.

Этапы проекта :

Целеполагание (выявление проблемы).

Разработка проекта .

Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом ).

Подведение итогов (Презентация).

Предварительная работа:

поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели », «Море»;

знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;

рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;

прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;

просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Сотрудничество с семьёй:

Фотовыставка: «Вспомним море голубое!», «Я в океанариуме!» ;

Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе , помогают оформить рисунками;

Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.

Может ли человек жить в воде? Почему?

Каких морских животных вы знаете ?

Что вы знаете об обитателях подводного мира ?

Какими особыми приспособлениями пользуются некоторые жители морских глубин ?

Чем питаются обитатели моря ?

Кто какой Нептун?

Какие изобретения человеку подсказали морские обитатели ?

Какое животное самое большое, умное, быстрое, музыкальное?

Реализация проекта

Совместная деятельность детей и педагогов .

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин . Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей ; формировать бережное отношение к природе.

Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире;

Рассматривание иллюстраций (энциклопедий «Море и его мир», «Рыбы которые светятся»;

Рассматривание видеороликов «Морской мир ». «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков , кита Белухи». Мультфильмы: «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; «Немо». Видеоролики: «Рыбка немо», «Рыбка зебра»… «Рыбка -клоун»;

Альбомом с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания ;

Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир картины Марка Сузино;

Чтение художественной литературы

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Х. -К. Андерсен "Русалочка".

Творческие рассказы: «Как я ездил в дельфинарий» (выборочно).

Вечер загадок, стихов о морском мире .

Заучивание стихов о жителях подводного мира.

Дидактические игры

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря . Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

«Русалочка»

«Четвертый лишний»

«Чей силуэт»

«Угадай звук животного»

«Чья тень?»

«Собери Дельфина»

«Укрась аквариум»

«Угадай какой водоем»

«Кто здесь живет?»

«О ком расскажу»

Настольно-печатные игры

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же»

«Соедини точки»

Словесные

Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию .

Расширить словарь детей : медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк , камбала.

«Опиши животное»

«Отгадай загадку»

«Кто, что слышит?»

«Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию»

«Назови одним словом»

«Кто больше заметит небылиц?»

Продуктивные виды деятельности:

Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны ».

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей .

Аппликация «На дне морском »

Коллективная аппликация «В морских глубинах »

Пластелинография «Необыкновенные рыбки»

Рисование пальчиковой техникой «Волшебный подводный мир»

Роспись камней «Золотая рыбка»

Лепка из теста «Рыбка клоун»

Конструирование из бумаги - макет морского дна

украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек)

Оригами «Морские рыбки »

Изготовление альбома с иллюстрациями «Как прекрасен это подводный мир…»

Музыкальная деятельность

Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей . Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

Прослушивание песен о море;

Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина»;

Взаимодействие с родителями

Фотоальбомы «Как мы отдыхали на море»;

Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира »;

Помощь в организации досуга на морскую тематику .

Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны » совместное творчество родителей и детей , воспитателей.

Оформление игротеки дидактических игр

Подбор пазл на морскую тематику ;

Разрезные картинки «Морские животные »;

Сюжетно - ролевые игры:

«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

(опыты и эксперименты);

«Путешествие на корабле в сказочную страну»

Подвижные

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

«Водяной»

«Водолаз»

Музыкальные игры

Цель: Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; Двигательно-слуховая координация; Распределение внимания; Ритмизированная речь, дикция; Слуховое внимание;

«Веселые рыбки»;

«Русалочки»;

«Рыболовы»;

Оформление игрового уголка «Морской мир »

Викторина «Чудеса подводного мира»

Цель: Закрепить знание детей о море и морском мире . Привить интерес детей к окружающему миру . Развивать связную речь детей . Расширить словарь. Учить различать рыб от млекопитающих.

Оборудование и материалы: Пазлы, картинка- загадка, загадки, карта, морские атрибуты .

Ребята! Этот объект, состоящий из воды, большинство из вас видели и даже купались в нем.

Отгадайте загадку.

И звездною ночью и солнечным днем

Лазурные волны гуляют на нем.

И пенистый бьется о берег прибой,

Он камешки точит бессонной волной. (Море.)

♦ Расскажите, были ли вы на море? Как оно называлось? Где находилось? Как оно выглядело?

Море — часть океана, большое водное пространство.

♦ Пробовали ли вы на вкус морскую воду? Какова она?

Верно! Горько-соленая. Ни пить такую воду, ни пользоваться ею в технических целях нельзя.

В одном литре морской воды содержится 35 г поваренной соли. Именно она придает воде соленый вкус, делает ее непригодной для питья и использования в промышленности и сельском хозяйстве.

Давайте подумаем, откуда в морской воде берется соль. С поверхности суши в окружающие ее моря и океаны сбегают сотни больших и малых рек. Они пробегают многие тысячи километров и растворяют соли, содержащиеся в окружающих горных породах, песке, глине, кварце, граните. Растворенные соли реки и приносят в моря и океаны.

Есть и другая версия. Первые моря, появившиеся на Земле, были кислыми. Вода в них разрушала базальты, граниты и другие кристаллические породы земной коры и извлекала из них щелочные элементы — натрий, магний, калий, кальций и другие. Происходила химическая реакция, при которой щелочные элементы входили в соединение с хлором, фтором, бромом и нейтрализовали раствор. Со временем эти процессы прекратились, поскольку атмосфера очищалась от вулканических дымов, и вода становилась менее кислой. По некоторым данным около 500 млн лет назад вода в морях и океанах приобрела окончательный солевой состав.

До сих пор этот процесс продолжается. Дожди размывают имеющиеся на поверхности Земли соли, и вместе с водой они попадают в моря и океаны. Вода снова конденсируется в пар, а далее в дожди, но соли остаются в океанах.

♦ Как выглядит море?

Оно огромное, бескрайнее, морская вода голубая или голубовато-зеленая.

♦ Каким может быть море?

То спокойным, тихим, по нему пробегают небольшие волны и словно языками лижут берег. Моряки тогда говорят, что на море штиль.

Но бывает море и другим! Грозным, когда морская гладь превращается в бушующую стихию. Это шторм. Волны идут одна за другой. Издали они напоминают водяные валы. У берега волны рассыпаются, а их высокие гребни превращаются в белую кружевную пену. Бушующие волны бьются о скалы.

В начале беседы мы отметили, что море — часть океана. Когда первый космонавт земли Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса Землю, он назвал ее «голубой планетой».

♦ Как вы думаете, почему?

Потому что большую часть Земли покрывает вода. Вода образует водную оболочку нашей планеты — гидросферу. Это слово происходит сразу от двух греческих слов: «гидро» означает вода, а «сфера» — шар. Гидросфера включает воду во всех трех состояниях: жидком, твердом (снег, лед) и газообразном (пар).

Вода занимает три четверти поверхности Земли. Чтобы представить себе, что означает три четверти, нарисуем круг (можно поставить на лист бумаги стакан и обвести его донышко). Возьмем линейку и разделим круг на четыре равные части: вот так!

Три части раскрасим фломастером голубого цвета, а оставшуюся — коричневым. Три части, окрашенные в голубой цвет, — вода, одна часть коричневого цвета — суша. Значит, можно сказать, что вода занимает в три раза больше места на Земле, чем суша!

Вода, омывающая сушу, образует Мировой океан. В Мировом океане содержится 96% воды нашей планеты. Мировой океан — един! Но материки разделяют его на отдельные океаны.

♦ Сколько же океанов на Земле?

Оказывается, их четыре. Самый большой по площади — Тихий океан. Его назвали так потому, что когда первые мореплаватели пересекали воды океана, стояла тихая безветренная погода, ни штормы, ни бури не вздымали бескрайнюю водную гладь. Впоследствии этот океан получил еще одно название — Великий. Ведь он самый большой из всех океанов Земли!

Самый маленький океан — Северный Ледовитый. Назвали его так потому, что он находится рядом с Северным полюсом Земли, и большую часть года его воды скованы льдом. Северный Ледовитый океан — царство холода и тьмы! Полгода его окутывает глубокая темнота, ведь именно полгода в этих широтах длится полярная ночь.

Есть на Земле еще два океана — Индийский и Атлантический.

Части океанов, которые сильно вдаются в сушу, называются морями. На Земле около 90 морей. Крупнейшие из них — Филиппинское, Аравийское, Коралловое.

Океаны и моря — самые большие хранилища воды на Земле. Все они составляют один огромный водоем — вода все время перетекает из морей в океаны, из океанов в моря.

Послушайте стихотворение.

Четыре великана

Четыре великана

Шумят и бьют волной —

Четыре океана,

Полные водой.

Вот Великий океан —

Океан безбрежный.

То кипит в нем ураган,

То он Тихий, нежный.

А вот это знаменитый

Океан наш Ледовитый.

Холоден, суров на вид,

Льдом и снегом он покрыт.

Есть еще два океана,

Два могучих великана.

Вот Индийский океан

Омывает много стран.

А это Атлантический,

Красивый фантастически!

В нашей стране много морей — Черное, Азовское, Аральское, Каспийское, Балтийское, а также моря Северного Ледовитого океана, омывающие Россию с севера: Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Отгадайте загадки.

Красит он планету

Цветом голубым,

Его мы называем

Океаном... (Мировым).

Оболочка водная Земли,

Плавают по ней большие корабли. (Мировой океан.)

♦ Каких морских обитателей вы знаете?

Это рыбы, киты, дельфины, осьминоги, кораллы, крабы, морские звезды, креветки. Море кишит огромным количеством живых существ — от микроскопического планктона до гигантских акул и китов. Ученые полагают, что жизнь на Земле зародилась именно в океанических водах.

Ответьте на вопросы

1. Что такое море?

2. Опишите штиль, штормовое море.

3. Расскажите о Мировом океане. Как он образуется?

4. Назовите океаны, которые вы знаете.

5. Какие моря есть в России?

6. Кто обитает в морях?

7. Какая в море вода? Почему?

Цель:

  • при целенаправленной практической совместной деятельности ребенка с взрослыми заложить мотивационные основы экологического сознания.

Задачи:

  • систематизировать практические знания о море, морском побережье, ландшафте, живых и неживых морских организмов, через моделирование
  • расширить знания детей о свойствах воды через исследовательскую деятельность
  • при решении проблемных задач формировать умения рассуждать, коллективно обосновывать правильность решения
  • развивать творческое воображение при придумывании коротких рассказов и создании сюжета модели
  • продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения, развивать у детей самостоятельность в процессе оформления и дополнения поделки
  • воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа:

  • чтение и рассматривание книг и энциклопедий на тему «Мир моря» , «Морское побережье» , «Пьют ли рыбы воду» .
  • просмотр видеофильма «Чудеса природы» , м/фильма «Русалочка» .
  • изготовление поделок из природного материала (лодки, птицы, горы, деревья) , морское побережье.

Оборудование:

  • ноутбук, фильм «Морское царство» , географическая карта, мензурки, стеклянные пипетки, спиртовка, пластмассовый таз, галька, ракушки, раковины морские, деревья – пальмы, горы из бумаги и пенопласта, деревянные и пластмассовые «человечки» , водоросли настоящие и искусственные, природный и бросовый материал.

Активизация словаря:

  • мензурка, моделируем, спиртовка, водоросли, заселяем, подводный мир.

Ход занятия:

1часть:

Воспитатель: - Дети, мы продолжаем сегодня работу начатую неделю назад по моделированию моря для нашего маленького путешественника, который хочет отправиться в дальнее плавание. Продолжим работу? Согласны мне помогать. Но прежде чем продолжить работу, давайте расскажем все, что мы знаем о море и с чего мы начали работу. А с чего мы начали работу вы узнаете, если вы угадаете ребус. (RБSЕYРLЕGГ – зачеркните нерусские буквы и прочитайте что получилось) Правильно, мы начали работу с моделирования берега. Расскажите, как вы обустраивали берег.

Дети: - Берег моря состоит из песка, вместо песка мы использовали желтый лист бумаги, мелкой гальки и ракушечника – их мы рассыпали по желтой бумаге. Затем мы «посадили» пальмы и фруктовые деревья. «Засели» птицами – пеликаны, фламинго.

Воспитатель: - Посмотрите в бинокль, что вы видите вдали?

Дети: - Горы. Мы их сделали из бумаги и пенопласта. Горы очень высокие, на вершинах гор лежит снег. Его мы сделали из ваты.

Воспитатель: - Наш маленький путешественник очень доволен тем, как вы обустроили берег.

2 часть:

Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам работу по моделированию моря. А что такое море?

Дети: - Это котловина, заполненная водой.

Воспитатель: - Море это так красиво и заманчиво. Море, какое оно?

Игра «Моделируем море»

Воспитатель: - Подойдите, пожалуйста, к карте. Найдите на ней моря, назовите их. Какую форму напоминает море? Мы с вами заранее подобрали посуду для нашего «моря» (большой пластмассовый таз) . А как мы назовем наше «море» , (Высказывания детей) .

Дети, мы с вами очень много беседовали на тему «Моря» . Чем надо устлать морское дно? (гальки, ракушки) . А какая вода в море? (соленое, голубая)

У меня в ведре приготовлена вода. Я предлагаю вам пройти в исследовательскую лабораторию для определения вкуса воды и цвета. На столах у вас стоят мензурки, наполненные водой из ведра. Возьмите мензурку с синий меткой, попробуйте воду. Какая вода в этой мензурке? (пресная, несоленая) . А теперь возьмите мензурку с зеленой меткой. Какая в ней вода? Можно ее заливать в таз? Сейчас я вам покажу второй опыт. Капнем капельку воды на стекло, подогреем, выпарим водичку и посмотрим, что у нас осталось? (кристаллики соли) Что мы с вами определили - вода в море соленая и у нас в ведре вода соленая. Какая морская вода на цвет? Как можно получить голубой цвет?

Голубая бумага – поставить мензурку на лист бумаги. Карандаш синий – опустить его в мензурку. Кисточка с синий краской – опустить кисточку. Дети поочередно пробуют, выбирают способ окрашивания воды. Предлагаю детям синьку, и выясняем, что удобнее закрасить воду. Заливаем воду в таз, окрашиваем в синий цвет.

3 часть:

Входит Морская звезда, здоровается с детьми. Подводит детей к карте.

Мои владения в 2,5 раза больше суши. Но человека давно влекут тайны глубин, и, может быть настанет день, когда он построит себе жилище под водой. Представим себе на минутку – под водой города и поселки, у домов – коровы. В лесу живут ежи и лисы. Для умелых рук все найдется – игла, пила, молоток. Так как это будут мирные жители, то меч и саблю они сдадут в музей. Весело будет сиять солнце и светит луна, щебетать птички. Кто из вас хотел бы жить в таком подводном царстве? Почему? Дети, этот рассказ необычный, он с секретом и вам задание – разгадайте этот секрет дома с родителями. А на следующим занятии вы мне расскажите. А сейчас я приглашаю вас в свой подводный мир (просмотр короткого отрезка видеофильма на тему «Моря» ) . Хотите услышать шум моря? Возьмите морские раковины, послушайте. Давайте несколько морских раковин опустим на дно нашего «моря» . Пусть в них поселятся живые организмы моря. (Уходит морская звезда)

Воспитатель: - Дети, чем мы еще не заселили море? (водорослями) А зачем в море водоросли? Они очень красивые и полезные, они помогают морским животным дышать. (заполняем море водорослями, незаметно опускаю пластмассовых рыбок.) Кого вы увидели в нашем море? Какими словами можно назвать этих рыбок? Какие они? Рыбки яркие как … Рыбки разноцветные как …

Воспитатель: - Дети, а что приводит волны в движение? (ветер) А что такое ветер? А что такое ветер? (это поток воздуха) .

Игра «Волна»

Воспитатель: - Давайте попробуем на нашем «море» создать волну. Как это можно сделать? (дети дуют, машут руками, пользуются феном) .

Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам сделать водный транспорт для нашего моряка. (Изготовление лодки из бумаги, грецкого ореха и др. материала) Спускаем их на воду. Пожелаем им счастливого плавания.

Воспитатель: - Но наше «море» не было морем, если бы на нем не было отдыхающих. Как вы думаете, зачем люди едут к морю? (отдыхать, позагорать, поплавать, полечиться) Как вы думаете это далеко? Как люди добираются до моря? На самолете -…, на поезде -…, на корабле - …

Воспитатель: - Дети, морская звезда сообщила нам, что ее владения в 2,5 раза больше чем суши. Казалось бы, воды много, хватит на всех. Но это не так. Основными врагами являются – что? (заводы, фабрики люди) .

Дети подготовительной групп нарисовали плакаты на тему «Берегите воду» , и мы отправим их на заводы и фабрики, расклеим их на улице. Рассматриваем работы, анализируем их.

Итог занятия

Воспитатель: - Дети, сегодня, мы с вами говорили о том, что природа –источник добра, красоты, воды и воздуха. Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? О чем вы расскажите своим друзьям и родителям? Но наша игра не закончилась и в дальнейшем мы отправимся в путешествие в подводный мир, познакомимся с его обитателями.