Какие были предпосылки петровских преобразований. Введение

Основныедаты и события: 1672 г. - рождение Петра I; 1682- 1689 гг. - правление царевны Софьи; 1689-1725 гг. - царст­вование Петра I.

Исторические деятели: Алексей Михайлович; Федор Алексеевич; Петр I; Софья Алексеевна; Иван Алексеевич; А. Л. Ордин-Нащокин; В. В. Голицын; Ф. Я. Лефорт.

План ответа: 1) усиление иностранного влияния на Россию в XVII в., С. Полоцкий; 2) реформы А. Л. Ордин-Нащокина; 3) реформаторские проекты В. В. Голицына; 4) детство Пет­ра; 5) двоецарствие, царевна Софья; 6) начало царствования Петра.

Материал к ответу: Постоянные войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией в XVII в. во многом способствовали усилению зарубежного влия­ния не только на формирование ее внешней и внутренней политики, но и на быт и традиции населения страны. Осо­бое значение для усиления западного влияния имело пребы­вание поляков в России в 1605-1612 годах. Польской шлях­той было привнесено много новых обычаев, иностранных слов. Военные и политические успехи поляков в борьбе с Россией в начале века значительно подорвали веру москов­ских правителей в правильность и эффективность отечествен­ного государственного устройства. С воцарением династии Ро­мановых возобновилось приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных специалистов (прежде всего по военному делу). На окраине Москвы появилась Немец­кая слобода - Кукуй (немцами называли тогда всех евро­пейцев). В середине века слобода состояла уже из 200 дво­ров, в которых проживало до 1500 человек, три четверти из них составляли семьи военных специалистов. Уже в ходе Смоленской войны с Польшей в составе русской армии во­евали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Ми­хайловиче был составлен по западным образцам первый в русской армии воинский устав. Голландские мастера участ­вовали в создании пушечного завода в Москве и первого рус­ского военного корабля «Орел», построенного в 1669 году. В моду вошли западноевропейская одежда, танцы (мазурка), иностранные языки.



Псковский дворянин А. Л. Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из самых известных политических деятелей России, XVII века. Во главе внешнеполитического ведомства (Посольского приказа) он выступил за расшире­ние экономических и культурных связей России со странами Западной Европы и Востока. От соперничества с Польшей он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу против Швеции, за выход России к Балтийскому морю.

В области внутренней политики Ордин-Нащокин во мно­гом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких подков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало посте­пенный переход к постоянной армии. Ордин-Нащокин по­пытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения. Стремясь достичь процветания российской экономики, он от­менил привилегии иностранных компаний, предоставив льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Ново­торговом уставе 1667 г.), основал ряд новых мануфактур. Стала выпускаться пер­вая русская рукописная газета «Куранты», выходившая в един­ственном экземпляре и содержавшая обзор зарубежных собы­тий. Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 г. Ордин-Нащокин был подвергнут опа­ле, после чего постригся в монахи.

Князь В. В. Голицын (1643-1714) был фактическим прави­телем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-ла­тинское училище (позже - академия). Он был последователь­ным сторонником курса Ордина-Нащокина на поддержку отечественной торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути князь считал утвердившееся крепостное право и пред­лагал освободить крестьян от власти помещиков. Все это должно было способство­вать хозяйственному процветанию народа, а значит и госу­дарства. Организованные и проведенные под руководством Го­лицына крымские походы убедили его в необходимости отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией за­падного образца. В отличие от Ордина-Нащокина, он предла­гал создать наемную армию.

Таким образом, к концу XVII в. представителями власти в России была осознана необходимость реформ с использо­ванием европейского опыта. Программа этих преобразова­ний, сформированная в общих чертах, определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую ис­торию в наступавшем XVIII столетии.

Реформы Петра I

Основные даты и события: 1700-1721 гг. - Северная война; 1711 г. - образование Сената; 1714 г. - указ о единонасле­дии; 1722 г. - Табель о рангах; 1708 г. - губернская реформа; 1720 г. - городская реформа.

Исторические деятели: Петр I; А. Д. Меншиков; Феофан Прокопович; П. И. Ягужинский.

Основные термины и понятия: реформы; Великое посольство; «потешные полки»; рекрутская система.

План ответа: 1) предпосылки реформ; 2) влияние Северной войны на реформирование страны; 3) военная реформа; 4) ре­форма центрального управления; 5) реформа местного управ­ления; 6) реформа церковного управления; 7) указ о единонас­ледии; 8) значение петровских реформ.

Материал к ответу: Реформы петровской эпохи были подготовле­ны всем предшествующим развитием страны в XVII веке. Уже во времена царствования Алексея Михайловича и Федора Алексеевича были обозначены те узловые проблемы, от решения ко­торых зависело будущее страны.

Большое влияние на направленность и характер реформ оказала Северная война. Поражение русских войск под Нар­вой заставило Петра принять меры по реорганизации армии. Основой новой армии стали «потешные» полки - Семенов­ский и Преображенский. Преобразования в военной сфере начались еще в 1699 г., накануне Северной войны. Армия ста­ла регулярной и формировалась на основе рекрутских набо­ров. Служба была пожизненной. Вместо стрелецкого войска Петр ввел полки «нового строя» с единообразным стрелковым вооружением, снаряжением, единой формой одежды, системой подготовки и обучения. Царский указ 1705 г. завершил фор­мирование новой армии. В итоге к 1708 г. вместо прежних 40 тыс. армия России насчитывала 113 тыс. хорошо воору­женных и оснащенных воинов.

Не менее важно было создать военную экономику. В 1701- 1704 гг. по указу Петра на Урале заводчиками Демидовыми бы­ли построены первые в стране крупные металлургические за­воды, дававшие для нужд армии железо, чугун, пушки, ядра, лафеты. Создавались казенные мануфактуры по производству пороха, стрелкового оружия, сукна для армии.

Для обучения офицеров были открыты математическая, навигацкая (военно-морская), артиллерийская, инженерная, иностранных языков, хирургическая школы; для подготовки унтер-офицеров - 50 гарнизонных школ. Многие дворяне бы­ли направлены на обучение военному делу за границу. По ме­ре их возвращения Петр отказывался от найма иностранных военных специалистов. В 1716 г. царь Петр принял «Устав во­инский», обобщивший 15-летний опыт военных действий. Это был первый в русской армии единый свод военных наставле­ний. Позже появился аналогичный «Устав морской», ставший законом для офицеров и матросов флота.

Особое внимание Петр уделял строительству военно-мор­ского флота. Оно велось не только на юге и на севере, но и на Балтике. В 1708 г. именно здесь был спущен на воду первый 28-пушечный фрегат. Общее число построенных за время цар­ствования Петра I кораблей составило около 900. В результа­те военных реформ, проведенных в условиях непрекращав­шейся войны, Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав Европы.

Наметившаяся еще в XVII в. тенденция к централизации власти усилилась в условиях Северной войны. В ходе рефор­мы центрального управления в 1699 г. Боярская дума была заменена Ближней канцелярией, переименованной в 1708 г. в «консилию министров». Следующим шагом было создание в 1711 г. Правительствующего Сената, который стал высшими правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу разветвленного государственного аппарата в центре и на местах. В состав Сената царь назначил девять человек из представителей родовой знати (включая бывших членов Боярской думы) и своих выдвиженцев. Решения в Сенате принимались коллегиально на общем собрании. Над деятельностью Сената был установлен контроль: в 1722 г. назначен генерал-прокурор (П. И. Ягужинский), которого называли «оком государевым» в Сенате.

Реформа 1718-1720 гг. упразднила приказы и ввела колле­гии. Первоначально их было одиннадцать. Коллегия иностранных дел ведала внешней политикой; Воинская коллегия сухопутной армией; Адмиралтейств-коллегия - морским флотом; Юстиц-коллегия - гражданским и уголовным судом; Берг-коллегия - горнозаводской промышленностью; Ману­фактур-коллегия - мануфактурной промышленностью. В от­личие от приказов, решения здесь принимались коллективно (коллегиально). Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства дея­тельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия. Они находились в ведении самого императора.

В 1714 г. Петр I подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Этот документ был направлен на стирание граней между родовой и новой (дворянской) аристократией. В 1722 г. царь принял «Табель о рангах», в которой стиралась грань и в служебном положении старой и новой аристокра­тии. Согласно закону служба делилась на гражданскую и во­енную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников. В гражданской службе - от коллежского регистратора до канцлера. В армии - от прапорщика до генерал-фельдмарша­ла. На флоте - от прапорщика до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й давали личное дворянство без права передачи его по наследству. За свою службу чинов­ники получали земли и крестьян, а также денежное содержание. Такая система давала возможность служебного роста любому человеку, вне зависимости от его происхождения.

Была проведена областная реформа. В 1708 г. для усиления местного аппарата власти и повышения его роли в управлении страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (позже - Пе­тербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Дрхангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли губерна­торы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии делились на уезды. В 1719 г. Петр разделил страну на 50 провинций во главе с во­еводами. Губернское деление сохранилось, но в руках губерна­торов остались лишь военные и судебные функции.

Особый режим местного управления существовал на Украи­не. Власть здесь принадлежала гетману. Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) бы­ла создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял цар­ский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана И. Скоропадского новые выборы были запрещены, впервые гетман был назначен царским указом.

Большое значение имела реформа городского управления. С ростом городов росла и численность городского населения. К концу царствования Петра она составляла 350 тыс. человек. Основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, кроме того, появились первые мануфактурные рабочие, значительно возросла численность купцов и торгов­цев. Еще в начале своего царствования Петр на западный ма­нер учредил в Москве Бурмистерскую палату, а в других горо­дах - выборные должности бурмистров. В 1720 г. в Петербурге был создан Главный магистрат, которому подчинялись местные магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения. Горожане теперь делились на «регу­лярных» (высших) и «подлых» (низших). «Регулярные», в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесе­ны богатые купцы и лица «свободных профессий» (врачи, ап­текари, художники), ко второй - ремесленники и торговцы. «Регулярные горожане» пользовались особой государственной поддержкой и льготами. Городская реформа не только способ­ствовала экономическому подъему городов, но и расширяла в них социальную опору самодержавия.

При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр I запретил проводить новые выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну. После окончания Северной войны он вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными де­лами было передано Святейшему Правительствующему Синоду. В состав этой коллегии вошли назначаемые государем, представители высшего духовенства. Поскольку их решения также утверждались царем, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской Православной Церкви. Действия Синода контролировал обер-прокурор - гражданский чинов­ник, назначаемый царем. Особым указом Петр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать почтение к царю и церкви. Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

«Дело царевича Алексея» заставило царя-реформатора задуматься о судьбе преобразований после его смерти и побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 г.; был подписан указ, согласно которому царь мог назначить себе любого преемника, вне зависимости от степени родства. Однако сам император сделать этого так и не успел. Простудившись в январе 1725 г., он скоропостижно скончался.

Государственные реформы, проведенные Петром I, имели большое значение для страны. Они укрепили Российское государство, поставили его в один ряд с великими европейскими державами. Реформы уничтожили оставшиеся от удельной Руси пережитки местничества, стерев грани между боярством и дворянством в их экономическом положении и служебном статусе. Была усовершенствована система местного управления, впервые в истории России появились выборные начала в управлении городами. Церковь окончательно превратилась в один из государственных инструментов. В то же время новая система управления по-прежнему лишала миллионы простых подданных российского императора возможности участвовать в управлении страной.

При сложившемся типе организации труда и хозяйства русское общество располагало весьма низким объемом средств и ресурсов для создания необходимого уровня государственного управления, организации суда, финансовой системы, поддержания достаточной обороноспособности и развития армии, для удовлетворения, наконец, минимальных запросов общества в области культуры, искусства, развития религиозных учреждений.

Экономическое, а следовательно, и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.

Причиной этому были крайне неблагоприятные природно-климатические условия на большей части Восточно-Европейской равнины: обилие малоплодородных, а то и просто бесплодных земель, сильно укороченный, по сравнению с остальной Европой, период сельскохозяйственных работ.

В таких условиях основной производитель материальных благ общества - русский крестьянин - пахал гораздо меньшую площадь и получал в итоге гораздо меньший урожай, чем это требовал объективный процесс не только развития общества, но и его самосохранения в жестоком режиме тогдашних международных взаимоотношений. Зловещий опыт недавнего монголо-татарского ига был ярким назиданием бесперспективности прежних традиций и мощным стимулом новых преобразований, важнейшим из которых было объединение русских земель в единое государство.

Жестокая Смута начала XVII в. привела Российское государство на край гибели. Мгновенное ослабление власти в России неминуемо разожгло политические аппетиты ближайших соседей. К счастью для России, в ту далекую эпоху обескровленная страна добилась мира и оказалась предоставленной сама себе. В силу этого процесс восстановления и жизни на земле, и хозяйства стал реальной перспективой. Постоянный риск оказаться без урожая в глазах многих и многих земледельцев делал бесперспективным тяжкий труд восстановления прежних пашен. К тому же отсутствие кормов для нормального скотоводства лишало крестьян наиболее радикального средства повышения плодородия путем внесения навозного удобрения. По-прежнему важнейшую роль в поддержании плодородия играл запуск земель в длительный перелог, залежь и т.п. Такой тип хозяйства поддерживал постоянное стремление людей сменить место жительства, уйти на новые земли. Ослабление крепостнического законодательства в период Смуты, да и довольно долгое время после нее, благоприятствовало такой миграции. Продолжалась она и во второй половине XVII в. Если первопроходцы из России в течение века достигли Камчатки, Приамурья и Приморья, то массовая миграция осваивала земли Среднего Поволжья, южных уездов России (Воронеж, Пенза, Тамбов и др.), а также районов Урала и Сибири.

Наконец, российская Смута была не просто периодом жестоких военных действий. Это была «гражданская» война, и материальные и людские потери этой войны были неизмеримо более тяжкими, чем при обычном ходе средневековых военных действий. Смута принесла России грандиозную хозяйственную разруху, запустение почти всех пашенных угодий, а главное, резкое уменьшение населенности основной территории государства.

Для преодоления отсталости и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны. Сухопутная торговля носила исключительно вялый, преимущественно сезонный характер из-за неблагоприятных природно-климатических условий. Россия XVII в. имела единственный порт на суровом северном берегу Белого моря - Архангельск. Вместе с тем объективные потребности экономики страны с исключительным господством земледельческого производства требовали вовлечения в экспортную торговлю не только мехов (а запасы соболя к концу века в Сибири заметно истощились) и иной уникальной продукции, но и массовой продукции сельского хозяйства (зерно, пенька, масло, сало и т.п.). Однако это крупногабаритный товар, и перевозка его была выгодна только большими партиями. А это ни экономически, ни технологически не под силу сухопутной торговле с ее гужевым транспортом. Единственная оптимальная перспектива развития была объективно связана с обретением морских портов и водных артерий, ведущих к таким портам.

Отсутствие прямых экономических и политических связей с Западной Европой сдерживала рост производительных сил России, замедляло процесс первоначального накопления, являлось одной из причин её экономической, политической и военно-технической отсталости, что в конечном итоге могло поставить под угрозу её национальную независимость.

Служилое сословие по социально-политическому и по культурному развитию, не соответствовало требованиям общественного развития страны, и оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах. Неспокойный характер XVII в., социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии. Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию в лоно европейской цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества.

Предпосылки петровских реформ

Возможность преобразований создалась в результате изменений, происходивших в стране в течение XVII вв.

В экономической сфере - это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика протекционизма.

В социальной сфере - сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, увеличение числа служилых людей, происходящее за счет укрепления системы крепостничества.

В политической сфере - проявление черт абсолютистской монархии.

Во внешней политике - присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу).

В духовной сфере - начало обмирщения культуры; первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни - религиозно-церковной; изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией.

В сельском хозяйстве – специализация районов на производство определенных товаров:

-центральное и среднее Поволжье - хлеб;

- Поморье – лен, конопля;

- Сибирь – меха.

Побыв за границей в составе «Великого посольства», Пётр осознал действительную разницу между Россией и европейскими державами, необходимость реформирования своей страны.

Открытие царём нового, ранее неизвестного ему мира, произвело существенный переворот в его мировоззрении, углубило и конкретизировало видение и понимание тех задач, решение которых введёт Россию в европейский мир.

2. Реформы Петра

Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: - годы и -.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы изменения культурного уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

Главная цель петровских реформ – обеспечение поступления налогов, сбор которых передавался в сферу компетенции Ратуши и земских изб, укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к европейской культуре с одновременным усилением. К концу правления Петра Великого была создана мощная, во главе которой находился, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от европейских государств, завоёван выход к, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море, Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того, он организовал в 1697 г. Великое посольство в Европу. Целями посольства являлись: - укрепление и расширение антитурецкого союза; - приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения; Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу. Но в ходе поездки он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции; сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение; обогатиться новыми впечатлениями, что по возвращению в 1698 г. после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований.

Реформы государственного управления:

Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

В результате реформ государственного управления закончилось оформление, а также бюрократической системы, на которую опирался. С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной в управлении государством. Ещё в году при царе была организована. Это был прообраз будущего, сформированного года. Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в), Сенат в составе 9 человек в скором времени превратился из временного учреждения в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции и.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Таким образом, Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Для лучшего контроля за работой правительства была создана новая должность. С года за работой Сената следил, с переименованный в. С года контроль за Сенатом осуществляют и, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В - годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой система с их расплывчатыми функциями была заменена 11 - предшественниками будущих министерств. Функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников.

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с года учреждалась должность, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взятничество, принимать доносы от частных лиц.иков и 4 . Коллегии подчинялись, а им - местные учреждения.

В - годах была проведена с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В - годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая. Губернии стали делиться на 50 во главе с, а провинции на во главе с, назначаемыми. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Реформы армии и флота

При вступлении на царство Пётр получил в распоряжение постоянное стрелецкое войско не способное сражаться с западными армиями. и стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью иностранцев по европейскому образцу. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в - годов.

Готовясь к войне со, Пётр велел в произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. В каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного, холостого парня в возрасте от 15 до 20 лет. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигацкой, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из сословия. В в была открыта. В был издан, строго определявший службу, права и обязанности военных.

В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было.

Военная промышленность. Готовясь к войне со Швецией, поставлявшей России металл и вооружения, Петр приступил к форсированному созданию собственной промышленной базы. За счет казны строились железоделательные заводы и оружейные мастерские в Карелии и на Урале.

Городское управление. В целях подготовки к войне была проведена и первая городская реформа. Указ 1699 г. о создании Бурмистерской платы (Ратуши) вводил там самоуправление. Однако, городское население, согласившееся на создание новых учреждений, должно было платить налоги в двойном размере.

Церковная реформа

Эпоха Петра, была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости Реформа церковного управления была направлена на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской иерархии Императору. В было упразднено и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданическую присягу при вступлении в должность.

Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения. В была проведена перепись населения, показавшая резкое уменьшение населения в стране вследствие бегства крестьян от обременительных налогов. Помещики также были заинтересованы в занижении количества плательщиков. В - годах была проведена повторная перепись населения параллельно с ревизией населения (пересмотром переписи), начавшейся в. По этой ревизии лиц податного состояния оказалось 5 967 313 человек.

На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота.

Экономическое развитие России:

а) Сельское хозяйство. В хозяйственный оборот вводились новые земли южных уездов, Поволжья, Сибири. Благодаря вмешательству государства расширились посевы технических культур (льна, пеньки, конопли, табака), насаждались новые породы овец-мериносов (для производства качественного сукна), развивалось коневодство (для нужд кавалерии). Однако, нововведения не коснулись крестьянского хозяйства. Его крепостнический, натурально-потребительский характер препятствовал расширению производства и росту производительности.

б) Промышленность в первой четверти XVIII в. пережила наиболее существенные сдвиги в связи с военными потребностями России и активной политикой государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы страны. Осознав во время техническое отставание, Пётр не мог обойти стороной проблему реформирования российской промышленности. Одной из главных проблем было отсутствие квалифицированных мастеров. Царь решал эту проблему путём привлечения на русскую службу иностранцев на выгодных условиях, посылкой русских дворян на обучение в.

Существенные меры были предприняты по геологоразведке полезных ископаемых России. Было начато освоение нового промышленного района - Урала, ставшего вскоре центром отечественной металлургии. цемента, сахарный завод и шпалерная фабрика.

В году была издана «Берг-привилегия», по которой всякому давалось право всюду искать, плавить, варить и чистить металлы и минералы при условии платежа «горной подати».

К концу царствования Петра Великого, Россия полностью удовлетворяла свои потребности в металле и, занимая 3-е место в мире по объему его производства, начала продавать за рубеж, где русское железо по своим качествам ценилось выше шведского. Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд и, в значительно меньшей степени, для внутреннего рынка. Хамовный двор в Москве был превращен в крупное предприятие, изготовлявшее парусину для флота. Там же был основан Суконный двор. К 1718 г. Россия освободилась от необходимости ввоза текстильной продукции. Всего в стране было основано около 200 мануфактур.

Основной особенностью российской промышленности было то, что она создавалась преимущественно за счет казны и долгое время находилась под непосредственным государственным контролем, формы и методы которого изменялись. В первое десятилетие XVIII в. государство создавало и непосредственно руководило мануфактурами. С середины второго десятилетия казенные, в первую очередь убыточные предприятия, передавались в частные руки. Поощрялось частное предпринимательство. Создание купеческих компаний, предоставление им ссуд и льгот укрепляло положение ведущих заводчиков, однако не означало самоустранения государства из промышленной сферы.

Другой особенностью русской промышленности стало использование крепостнического труда на мануфактурах. С ростом промышленности на заводах обнаружился острый дефицит рабочих рук. Решение проблемы оказалось возможным лишь за счет использования подневольного труда. На вспомогательные работы привлекались государственные крестьяне, приписываемые целыми деревнями к тому, или иному заводу и обязанные в течение 2-3 месяцев исполнять там свои повинности. А в 1721 г. Петр разрешил мануфактуристам покупать к заводам крепостных крестьян, которые позже стали называться посессионными. Они становились собственностью не заводчика, а предприятия. В 1736 г. все свободные, работающие на заводах, оказались закрепощены, составив категорию т.н. вечноотданных людей.

в) Торговля:

Развитие торговли, как и промышленности, во многом стимулировалось государством, пытавшимся увеличить поступления в казну. Во внутренней торговле ведущую роль в торговых оптовых операциях продолжали играть ярмарки (Макарьевская, Свенская, Ирбитская). Возросло значение внешней торговли. Силовыми методами царь начал переводить торговлю из Архангельска (его оборот упал в 12 раз) на Балтийское море, что вызвало разорение многих купеческих фамилий. Кроме того, развитию внешней торговли препятствовало отсутствие собственного торгового флота, что приносило убыток в 10 млн. руб. в год.

В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф, призванный оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и содействовать установлению активного торгового баланса. На экспорт вводились низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних рынках. На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар-сырец и др.) Протекционистский характер внешнеторговой политики правительства Петра I обеспечил активный торговый баланс России - вывоз товаров в 1726 г. превышал ввоз в 2 раза.

Изменения в социальной сфере:

Политика государства в отношении дворянства. В годы правления Петра I резко увеличилась численность дворянства - в 5 раз. Политика правительства была направлена на укрепления рядов, сплочение русского дворянства. Указ 1714 г. о единонаследии приобрел в этой связи особое значение. Он юридически уравнял поместья и вотчины, объявив все числившиеся за дворянами имения их наследственной собственностью. Закон в то же время допускал его наследование только одним из сыновей, что должно было предотвратить дробление имений и распыление дворянского сословия. Однако основной смысл закона заключался в том, чтобы создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству.

Табель о рангах. Особую роль в организации и консолидации дворянского сословия сыграло принятие 24 января 1722 г. Табели о рангах - государственного закона, определявшего порядок прохождения службы и устанавливающего иерархию служебных разрядов. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге - от личных способностей дворянина. В трех разрядах службы - гражданской, военной и дворцовой - все должности разделялись на 14 рангов - от 1-го высшего до 14-го низшего. Табель о рангах отделила чиновный класс от низшей бюрократии. При Петре чиновник уже с 14 ранга получал личное, а с 8-го - потомственное дворянство. Для военных потомственное дворянство предоставлялось уже с 14 ранга - низшего офицерского чина прапорщика. Это давало возможность наиболее способным представителям подлых сословий пробиваться наверх по социальной лестнице, что укрепляло ряды дворянства. Таким образом, политика правительства несколько ущемляя материальные права дворянства, мобилизовала его на службу государству и общесословным интересам.

Крестьянская политика государства:

Положение крестьянства Основное бремя модернизации страны, проходящей к тому же в экстремальных условиях войны, несло на себе крестьянство, составлявшее 92 % населения России. Десятки тысяч крестьян, насильственно мобилизованных государством, строили верфи, крепости, заводы, возводили на болотах новую столицу - Санкт-Петербург. Крестьяне составляли и основной костяк русской армии. На них давили постоянно увеличивающиеся налоги, а также государственные и барские повинности.

Податная реформа. Так как налоги собирались с каждого двора, то крестьяне и посадские люди, стремясь уменьшить уплату податей, нередко объединялись и несколькими семьями жили одним двором. Государство, проводя с 1718 г. перепись населения, перешло к подушному налогообложению. С 1724 г. многообразные налоги были заменены единой подушной податью. (74 коп. с помещичьего крестьянина мужского полу и 1 руб. 14 коп. с посадского или государственного крестьянина)2. Реформы Петра I: цели, содержание.

Преобразования в сфере культуры

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы, и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Первым шагом стала своеобразная реформа смеха начала 1690-х гг. Развлекаясь, Петр организовал всешутейший собор, члены которого проводили время в поклонении Бахусу, то есть в пьянстве и безобразиях, оскорблявших церковь. Но благодаря этим забавам царь вольно или невольно готовил кадры для будущих реформ, направленных против устоявшихся норм и традиций.

Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям носить европейскую одежду и брить бороду, считавшуюся символом христианской веры человека, созданного по образу и подобию божьему, а, следовательно - с бородой. Для Петра борода стала символом ненавистной старины, несущей, например, в лице стрельцов, угрозу ему и его планам. Эти меры подрывали устои (не случайно церковь брадобритие объявляла смертным грехом) и также призваны были ускорить формирование кадров реформаторов.

Специальным указом царя в были введены, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

Образование

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701-1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась, но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

3. Последствия петровских преобразований. Различные точки зрения на данную проблему в исторической литературе

Конец XVII- первая четверть XVIII в. – переломный период в истории нашей Родины, ознаменованный значительными сдвигами в экономике, государственном строительстве…

Победа России в Северной войне стала событием всемирно-исторического значения. Заключение Ништадтского мира означало решение наиважнейших задач русской внешней политики, стоявшей перед нашей Родиной на протяжении двух столетий.

Утверждение России на берегах Балтийского моря создало благоприятные предпосылки для развития и беспрепятственных экономических, культурных и политических связей с передовыми в те времена странами Западной Европы, что привело к существенным сдвигом в социально-экономическом развитии России и мело прямую связь с ростом производительных сил страны, укреплением элементов буржуазных отношений, которые к концу XVIII в. сложились в капиталистический уклад.

Приобретение Россией ранга великой державы нашло своё отражение в официальном признании ведущими державами Европы императорского титула за русскими государями. Признание России империей, неотделимое, в сущности, от признания её новых границ, определённых Ништадтским миром, свидетельствовало о её возросшем международном авторитете.

Говоря о значении реформ Петра I, в заключение следует, прежде всего, отметить, что они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе.

Одни историки считают, что деятельность Петра привела к полному и бесповоротному разрыву с прошлым, прервав шедшую из глубины веков линию исторической преемственности, и тем нарушали органическое развитие России. Другие, наоборот, утверждали, что Пётр I реализовал те тенденции, которые уже были заложены в России в XVIII в., довёл их до логического завершения. Для одних он – работник на троне, для других – злодей, наподобие Ивана Грозного… По методам проведения. Насущная необходимость преобразований при недостаточной зрелости их предпосылок, неготовности общества к качественным изменениям, порождали насильственный характер реформ, что и дало некоторым исследователям основание назвать их революцией сверху.

Внешне резкий разрыв с Московской Россией и православной традицией при весьма низком уровне средств и ресурсов, накопленных обществом в предшествующее время, привел к парадоксальным результатам: обновление и европеизация сочетались с укреплением сущностных основ российской цивилизации - самодержавия и крепостничества. Это дало основание некоторым историкам квалифицировать преобразования Петра I как контрреформы и даже как контрреволюцию.

Таким образом, в первой четверти XVIII в. политика Российского государства была нацелена на превращение страны в великую европейскую державу с тем, чтобы ответить на исторический вызов модернизирующейся Европы. Создав сильную армию и обеспечивающий её военно-промышленный комплекс, внедрив организационно-технические формы и основы европейского образования, Пётр сделал Россию великой с точки зрения военного могущества. Однако это могущество основывалось не на либерализации общества и создании новых свободных социальных групп населения, а на ужесточении крепостничества, огосударствлении всей жизни своих подданных.

Петровские реформы привели к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся на крепостническую экономику, сильную армию.


Похожая информация.


Проблемы реформирования всегда актуальны для российской действительности. Реформы являются непременной частью политики любой власти. Крутые преобразования - не лучшее состояние жизни общества, и люди на себе испытывают всю тяжесть идей реформаторов.

Петровские реформы - один из ярчайших образцов российского типа реформ, которые, в конечном счёте, привели не к улучшению жизни общества, а к усилению власти государства, увеличению числа чиновников, налогов, повинностей, к росту имперских аппетитов. Благодаря реформам Петра Россия модернизировалась, европеизировалась, но её основы - крепостное право и деспотическая власть - остались прежними.

Нужны ли России реформы, а если да, то почему они должны быть проводиться путём насилия?

Важный аспект проблемы реформ - личность самого реформатора. Пётр Великий был человеком выдающимся, искренне желал России блага, ему даже казалось, что он знает, как привести государство к благополучию. В своей реформаторской деятельности он был фанатичным государственным романтиком и не щадил ни себя, ни Россию. Он взял за основу реформирования страны принцип «в России прогресс достигается только насилием и принуждением» и рьяно претворял его в жизнь.

Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

Величественная фигура Петра I, его кипучая деятельность, размах его преобразований, бранные дела - всё получило страстную и противоречивую оценку современников и потомков.

Предпосылки петровских преобразований. Начало российской модернизации в эпоху Петра I

В XVII веке Россия была самым крупным государством в Старом Свете. Её территория простиралась от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря, от Днепра до берегов Охотского моря, но население составляло всего 13 миллионов человек и было сосредоточено в основном в центре и на севере Европейской части России. Черноземные земли Кубани, Северного Кавказа и Причерноморье Украины ещё не входили в состав России, а среднее и нижнее Поволжье было почти неосвоенным. К концу XVII века, в результате присоединения к России Сибири, Левобережной Украины, страна превратилась в многонациональное государство. В её состав теперь входили и обширные азиатские земли, населённые не только православными христианами, но и мусульманами, буддистами, язычниками. В России всё отчётливее проявлялась её и европейская, и азиатская сущность, её промежуточное положение на стыке двух цивилизаций. С одной стороны, Россия стремилась в Европу, а с другой, у неё были не менее важные интересы на Востоке. Всё это определяло двойственность в экономическом и политическом развитии России.

На рубеже XVII-XVIII веков Россия стояла перед необходимостью преодолеть социально-экономическую отсталость по сравнению со многими западноевропейскими странами, которые уже достигли к этому времени заметных успехов на пути к рыночной экономике. Экономика России по-прежнему оставалась преимущественно натуральной, со слабо развитой промышленностью. Очень громоздкой и неповоротливой была система управления народным хозяйством: в то время как во многих европейских странах уже был завершен процесс отмены крепостного права, в России, наоборот, шло дальнейшее закрепощение крестьян феодалами, монастырями, членами царской фамилии. Стране были присущи призраки автаркии, то есть хозяйственной замкнутости, изолированности от внешнего мира, жёстко поддерживаемой государством. Отсутствие выхода к морям сдерживало развитие различных международных связей, хотя потребность в прямых внешних путях была огромной. Путь через Белое море был долгим, трудным, ограниченным в течение многих месяцев в году. Выход через Балтийское море контролировала Швеция, которой принадлежали все балтийские земли. Выход через Азовское и Чёрное моря находился под контролем Турции и Крымского ханства.

Особенно заметным к концу XVII века было отставание от европейского уровня в военном деле. Хотя храбрость и отвага русских воинов были известны давно, техническая оснащённость армии была низкой. Безнадёжно отстала организационная система армии, основной ударной силой которой оставалась дворянская конница. Войска, размещённые по отдельным городам и селениям, не несли в мирное время регулярной воинской службы; лишь во время войны собиралась армия страны, больше похожая на народное ополчение. У России также не было своего военно-морского флота. петр реформа модернизация монархия

К концу XVII века Россия уже исчерпала все возможности обособленного, автаркического развития общества вне европейской цивилизации. Необходимо было решать многочисленные проблемы в экономике, государственном устройстве, образовании, культуре. Кроме проблем в экономике, кризисные явления нарастали в идеологии в форме религиозной борьбы между православной и старообрядческой церковью. В середине XVII века страну потрясли восстания горожан в Москве, Пскове, Новгороде, Козлове, Тамбове, Воронеже, Курске и других городах. Значительные территории на юге России охватила крестьянская война 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина. Всё это свидетельствовало о расшатывании прежних устоев Московского государства, ослаблении единства общества. Реальности того времени остро ставили перед Россией дилемму: либо оставаться на задворках цивилизации и тащить на себе груз древних традиций, постепенно превращавшихся в пережитки, либо, встав на путь реформ, превратиться в великую державу, с которой бы считались развитые европейские государства. Россия в лице Петра I выбрала второй путь, тем более что для этого созрели все предпосылки:

1) экономическая отсталость страны представляла серьезную опасность для национальной независимости русского народа;

) российская промышленность и сельское хозяйство были основаны на подневольном труде крепостного крестьянства, а по объему и техническому оснащению заметно уступала западноевропейской;

) русское войско было плохо обучено и вооружено и в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов;

) существовал сложный государственный аппарат в виде огромной бюрократической приказной системы;

) существенным было отставание в сфере духовной культуры, связанное с засильем церкви.

Начало коренных преобразований в России прочно связано с именем царя Петра Первого. Он родился в Москве 30 мая 1672 года от брака царя Алексея Михайловича со второй женой - Натальей Кирилловной Нарышкиной. В течение нескольких лет Пётр I объездил многие европейские страны, изучая различные стороны экономики и политики этих государств, осваивая лично многие рабочие профессии при строительстве кораблей в Голландии и Англии.

Именно тогда идея прогресса через насилие прочно вошла в сознание людей. Сам Петр в насилии видел практически единственный способ преображения страны, отводя себе при этом самую неблагодарную и тяжелую роль учителя, мастера, который мучается со своими тупыми, недобросовестными и ленивыми учениками - русским народом. Царь полагал, то только он один может знать потребности общества и что лишь ему предназначено свыше вывести Россию на путь европейской цивилизации. Он не жалел для этого сил, постоянно показывая подданным, как нужно трудиться. Однако личного примера царя для достижения "общего блага" оказалось недостаточно. Поэтому была задействована вся машина государства, весь смысл деятельности которой сводился к двум важнейшим функциям: к изданию многочисленных и подробных законов, регламентов и инструкций, определяющих все стороны общественной и частной жизни подданных, и к подробному и детальному наблюдению за исполнением этих законов и уставов с помощью полиции и других государственных учреждений. Россия стояла на пороге больших перемен.









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований.
  • Доказать и показать, что России необходимы реформы.
  • Показать, что истоки петровских преобразований находятся в XVII веке.
  • Охарактеризовать деятельность следующих реформаторов:
    • Симеона Полоцкого
    • А.Л. Ордина-Нащокина
    • В.В.Голицына
  • Развивать у учащихся:
    • речь (устные ответы, сообщения)
    • логическое мышление (вопросы для учащихся, сравнение истории России с зарубежной историей периода XVII века)
    • умение работать самостоятельно по учебнику
    • умение чётко формулировать выводы
  • Воспитывать у учащихся интерес к истории России через различные формы активизации учебной деятельности.

Литература:

1) "Поурочные разработки по истории России" (с к.XVII-XVIII в.) Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. 2003г.

2) "История России в таблицах и схемах" М.И.Ивашко 2006г.

3) Использование источников из Интернета

Наглядность: схема "Основные направления преобразований в России I четверти XVII века"

Оборудование:

  • мультимедийная установка
  • рабочие тетради 7 кл. "История России к.XVII-XVII в." Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • презентация по уроку "Предпосылки петровских преобразований"

Тип урока: урок объяснения нового материала

Предварительная подготовка: сообщения учащихся на темы "Симеон Полоцкий", "В.В.Голицын и его планы"

Основные понятия:

  • Реформа, регулярная армия, регентство
  • Выдающиеся личности: С.Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын

План урока

1. Причины и основные направления реформ.

2. Усиление иностранного влияния.

3. Симеон Полоцкий.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

5. В.В.Голицын и его планы.

I. Организационный момент

II. Новый материал (использование презентации PowerPoint)

Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.

Дайте определение понятию реформа?

(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)

(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)

1. Причины и основные направления реформ.

Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?

(прошёл промышленный переворот (вспомнить определение), во многих странах прошли буржуазные революции (вспомнить итоги Английской буржуазной рев.), успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления).

Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.

Давайте выделим основные причины реформ:

  • В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить опред.- крепостное право)
  • Отсутствовали удобные порты для европейской торговли
  • Отсталая армия и флот
  • Непродуманный государственный аппарат
  • Слаборазвитая экономика
  • Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.

(запись в тетрадь)

Из причин выделяем направления реформ:

Попытайтесь выделить основные направления реформ.

  • Выход к морю
  • Реформа экономики
  • Реформа армии
  • Государственная реформа
  • Реформа культуры и образования

(запись в тетрадь)

2. Усиление иностранного влияния.

Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?

Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.

При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.

В рабочей тетради выполнить задание №2 (стр.36):

Усилению западного влияния на Россию в XVII в. способствовали:

а) постоянные войны России с Польшей и Швецией;

б) долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.

в) приглашение царями на службу зарубежных специалистов

г) стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;

д) стремительное формирование всероссийского рынка

е) снятие Россией таможенных барьеров

ж) присоединение Левобережной Украины и Киева к России

(а, б, в, г, д, ж)

3. Симеон Полоцкий.

Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.

Выступление учащегося с сообщением "Симеон Полоцкий"

В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?

Белорус по национальности, Симеон Полоцкий окончил Киево-Могилянскую академию и в 1656 году в возрасте 27 лет постригся в монахи. Службу проходил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище - Полоцкий). Здесь же он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.

Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?

Вывод:

Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:

  • выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
  • обучал дьяков (служителей) в приказах.
  • придворный поэт

Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр.95-96).

Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина и отметить их в рабочей тетради (задание №3 стр.36).

Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из самых известных политических деятелей России XVII века. Поступив на военную службу в 17 лет, он со временем стал не только полководцем, но и крупным дипломатом. В 1656 году Ордин-Нащокин подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году - крайне необходимое для России перемирие со Швецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина, а после заключения им Андрусовского перемирия с Речью Посполитой - боярского достоинства. Тогда же Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ. Во главе внешнеполитического ведомства он выступил за расширение экономических и культурных связей со странами как Западной Европы, так и Востока. От соперничества с Речью Посполитой он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу с турецкой угрозой.

В области внутренней политики Ордин-Нащокин во многом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянной армии.

Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.

Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.

По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.

Вывод:

Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:

а) расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;

б) заключение союза с Речью Посполитой против Турции;

в) сокращение дворянского ополчения;

г) увеличение стрелецких полков;

д) переход России к регулярной армии;

е) введение привилегий для иностранных купцов;

ж) создание новых мануфактур;

з) отмена льгот русским купцам;

и) передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

(а,б,в,г,д.ж,и)

Словарная работа: регулярная армия- войско, создаваемое на постоянной основе.

(запись в тетрадь)

5. В.В.Голицын и его планы.

Выступление учащегося с сообщением "Голицын и его планы"

Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Была отменена смертная казнь за "возмутительные слова" против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта.

Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути он считал только что утвердившееся крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал он и идеи введения "поголовной" подати с крестьянских хозяйств. Все это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.

Организованные и проведенные под руководством Голицына Крымские походы убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть наемная армия. Однако многое из задуманного Голицыну осуществить не удалось, так как в 1689 году к власти пришел Петр I, отправивший его в ссылку.

Слушая сообщение, учащиеся выполняют задание в рабочей тетради №1 стр.35

Вывод:

В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:

  • открыл Славяно-греко-латинскую академию
  • отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти
  • начал вводить европейские формы быта
  • предлагал освободить крестьян от помещиков
  • ввести "поголовную" подать
  • неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.

Словарная работа:

Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

(запись в тетрадь)

III. Закрепление, итоги, дом.задание.

1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?

2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.

Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.

Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр.97 (устно), записи урока, задание №4 в рабочей тетради.

Выставление оценок за работу на уроке.