Как устроена канатная дорога на горнолыжном курорте.

В грузинском курортном городе Гудаури днем в пятницу, 16 марта, вышла из строя канатная дорога, которая использовалась лыжниками и сноубордистами для подъема и спуска с гор. Она ускорила движение, фактически выбрасывая из кресел людей. В какой-то момент одно сиденье сломалось об опору подъемника, и в эту преграду стали врезаться другие спускавшиеся кресла с людьми. Многие лыжники, понимая, что вот-вот угодят в настоящую мясорубку, стали спрыгивать с высоты на землю.

В результате ЧП, по последним данным, пострадали 11 человек. Четверо раненых — российские граждане, еще двое — украинцы, кроме того, пострадал один швед и один грузин. Также сообщается, что среди пострадавших есть беременная женщина.

По имеющимся сведениям, двое жертв чрезвычайного происшествия получили серьезные травмы, в том числе переломы костей. Пострадавших эвакуируют с территории Гудаури с помощью вертолетов. Россияне, сообщает Ростуризм со ссылкой на Департамент ситуационно-кризисного центра МИД России, получили легкие ушибы и ссадины, помощь им была оказана на месте.

Кроме того, в Instagram пользователи пишут, что сотрудники подъемника не смогли оперативно провести эвакуацию людей с поврежденной канатной дороге. Эти данные также не подтверждены.

Фоторепортаж: В аварии с горнолыжным подъемником в Грузии пострадали люди

Is_photorep_included11685403: 1

«По информации местных властей, на канатной дороге отключилось электричество. Из-за этого кабинки с людьми начали на большой скорости спускаться с горы и сталкиваться друг с другом», — сообщает грузинский телеканал Imedi. В свою очередь электрораспределительная компания Energo-Pro Georgia опровергла распространившуюся в СМИ информацию о том, что неполадки на канатной дороге произошли из-за аварийного отключения электричества.

Выдвигаются и другие версии произошедшего. Ее высказал глава компании CEI International Сандро Шейла, которая осуществляла контроль за техническим состоянием канатной дороги в декабре 2017 года.

«Я переговорил только что с инспектором, который проверял дорогу. По его словам, вероятнее всего, на этой дороге вышли из строя тормоза. Это пока предварительные оценки, окончательно будет ясно после завершения расследования»,

— сказал он Общественному грузинскому телевидению. На место выехали представители компании и Служба по государственному надзору Грузии.

События в Гудаури прокомментировал министр экономики и устойчивого развития Грузии Дмитрий Кумсишвили. «Канатная дорога была проверена, однако это не имеет никакого значения. Случай уже произошел. Канатку проверили в конце декабря, точно так, как это было запланировано. Сейчас уже следствие должно установить причины, и виновник ЧП обязательно должен быть строго наказан», — заявил он в эфире местного телеканала Rustavi 2.

Кумсишвили подчеркнул, что на месте делается все, чтобы жизни и здоровью людей не угрожала опасность. Представители министерства экономики и устойчивого развития Грузии уже связались с австрийской компанией «Доппельмайер» (Doppelmayr), которая производит канатные дороги, чтобы они прислали экспертов для установления причин инцидента.

Doppelmayr Garaventa Group — австрийско-швейцарская компания, специализирующаяся на производстве кресельных подъемников, канатных дорог, гондол, поверхностных буксировочных устройств для горных лыж и аттракционов, а также двигателей для городского транспорта и систем транспортировки материалов. До инцидента в Гудаури информация о происшествиях с оборудованием, которое производила данная структура, в СМИ не попадала.

Гудаури — один из наиболее популярных горнолыжных курортов Грузии. Он расположен близ дороги, ведущей к грузино-российской границе, на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря. Высота снежного покрова на склонах достигает 1,5 метров. Большинство горнолыжных трасс на курорте рассчитаны на новичков, детей и любителей, но есть трассы и для профессионалов. Горнолыжный сезон в Гудаури обычно длится с декабря по май.

Член Общественной палаты РФ по вопросам туризма Сергей Марков сообщил «Газете.Ru», что, с его точки зрения, происшествие в Гудаури окажет не негативное, а позитивное влияние на желание россиян посещать грузинские горнолыжные курорты.

«Пока люди в принципе не знают о том, что существуют великолепные курорты в Грузии, как в Гудаури, Габала в Азербайджане или Архыз в нашей стране. А из-за этого ЧП люди хотя бы узнают, что существует это место. Что же касается возможного страха перед авариями, то, во-первых, такие инциденты происходят везде, в том числе — на итальянских курортах, а во-вторых,

наш человек придерживается правила «снаряд в одну и ту же воронку не попадает». Не думаю, что сегодняшнее известие их сильно отпугнет» ,— сказал он.

Чрезвычайные происшествия периодически случаются на различных горнолыжных курортах мира. Так, в декабре 2017 года произошел пожар на горнолыжном курорте «Снежный» в Приозерском районе Ленинградской области. Возгорание возникло в здании, где был расположен пункт проката и ресторан. Пожар охватил площадь в тысячу квадратных метров, но его оперативно ликвидировали пожарные. В результате ЧП никто не пострадал.

6 января 2018 года сильный ветер чуть не унес жизни четырех туристов в Австрии. Тогда на эту страну обрушился снежный шторм «Эленор». Стихия застигла четверых лыжников прямо в кабинке подъемника во время движения. Ветер, порывы которого достигали порой 90 км/ч, начал раскачивать вагончик.

Кадры того, как отдыхающие оказались на волосок от гибели, облетели весь интернет. Однако они смоли самостоятельно покинуть подъемник и спастись.

Как проверяются канатные дороги в Германии и Баварии?

Процедура инспектирования является единой для всей Германии. Канатные дороги проверяются дважды в год, однако инспектирующие компании разные в различных землях.

TUV Suddeutschland проверяет в Баварии 120 канатных дорог и 800 лыжебуксиров.

Раз в год TUV (Стандарты безопасности для технических сооружений, механизмов и моторов в Германии) проводит полную проверку канатных дорог. Эта процедура, среди прочего, включает контроль безопасности и проверку работоспособности всех частей, механизмов в целом и строительных конструкций тросы, тормоза, вестибюли, работоспособность зажимов, средства телеметрии и т.д.) Проверка больших по вместимости кабин занимает до 5-ти дней. Кроме этого, оператор канатной дороги обязан с заданной периодичность самостоятельно проводить проверки, представляя отчеты в TUV. Следующий блок концепции обеспечения безопасности - проверка машин и механизмов до начала их эксплуатации. Это очень детальная проверка является существенным фактором в обеспечении безопасности. За последние 50 лет в Баварии зафиксировано лишь 2 насчастных случая на канатных дорогах с одним летальным исходом в каждом.

Чем отличается подход к безопасности во Франции? Те же ежегодные проверки, проводимые, правда, не сертифицированными фирмами, а государственной организацией.

Что предпринимается в Германии для предупреждения последствий обрыва троса? Хотя за последние 50 лет в Германии не было зафиксировано ни одного случая обрыва троса тяги, большие кабины оснащаются специальным устройством, затормаживающим кабину при обрыве троса тяги. Мы исключаем всякую вероятность обрыва троса тяги в нашем регионе, т.к. для предотвращения этого нами проводятся следующие мероприятия:

  • раз в полгода - полный внешний осмотр троса;
  • раз в 4 года - исследование внутренней структуры троса;
  • раз в 12 лет - полная замена "главного" троса.

Таким образом, мы считаем, что обрыв гавного троса также практически исключен.

Насколько безопасны канатные дороги в целом? Ежегодно канатные дороги Европы перевозят около 1 миллиарда пассажиров. По количеству несчастных случаев канатные дороги являются одним из самых безопасных видов транспорта. Наиболее тяжелые несчастные случаи на канатных дорогах за последние десятилетия (по данным Skiresort Service International):

  • 29.08.1959 - В Бразильском портовом городе Santos кабина слетает с главного троса и падает на крутой склон. 31 жертва
  • 29.08.1961 - Реактивный истребитель рвет трос тяги канатной дороги в Белой долине региона Монблан между пиками Aiguille du Midi и Heilbronner. Несколько кабин падают на ледник. 9 жертв.
  • 12.07.1972 - Обрыв троса канатной дороги между Betten и Bettmeralp в Oberwallis / Switzerland. 13 жертв.
  • 26.10.1972 - На Французской лыжном курорте Les Deux-Alpes к востоку от Гренобля 9 человек потеряли свои жизни в процессе испытания новой канатной дороги, еще не запущенной в эксплуатацию. На высокой скорости 2 кабины столкнулись и упали.
  • 09.03.1976 - В регионе зинего отдыха Cermis вблизи Cavalese / Trient в Северной Италии полностью загруженная кабина после обрыва троса падает с 60-ти метров. 42 жертвы.
  • 29.01.1983 - Нефтяная вышка, упавшая на тросы канатной дороги в Сингапуре, вызвает падение 2-х вагончиков. 7 жертв.
  • 13.02.1983 - В регионе Campoluc, что в Италии, кабины, слетевшие с тросов из-за сильного ветра, убивают 11 человек. Февраль 1990 - 1 жертва в Leysin/Switzerland после самопроизвольного схода кабины со станции.
  • 01.06.1990 - В столице Грузии Тбилиси 2 кабины падают с высоты 20 метров в результате обрыва главного троса. 15 человек погибли, 45 получили тяжелые увечья.
  • Февраль 1991 - Scheffau - сильным порывом ветра главный троса слетает с опоры. 7 смертей, много ранений.
  • 29.01.1992 - В Na?feld (Sonnenalpe) of Carinthia четыре кресла слетают с тросов. 4 туриста погибли.
  • 20.12.1993 - Сломанный зажим вызвал столкновение 8-ми кресел. 1 смерть, 15 ранений. Случай произошел спустя всего неделю после открытия канатной дороги!
  • 16.12.1996 - Поломка оси шкива в Riederalp/Switzerland - 1 смерть, 18 ранений.
  • Февраль 1997 - Spittal an der Drau вагончик, "пущенный под откос" в месте провисания троса - 25 раненых.
  • 26.10.1997 - Les Deux Alpes - 9 человек погибли в процессе испытаний новой канатной дороги. Две кабины столкнулись на высокой скорости и упали вниз.
  • 03.02.1998 - В Fleimstal/Italy at Cavalese в Доломитах ивстребитель ВВС США налетает на трос канатной дороге в результате несанкционированного полета на малой высоте. Кабина пролетает около 80 метров вниз. 20 человек погибло. Второй несчастный случай на этой канатной дороге.
  • 01.07.1999 - падение кабинки между опорами в Saint-Etienne en Devoluy. 20 погибших.
  • 10.06.2000 - В Katzsteintunnel, между Garmisch и Eibsee в результате столновения 2-х поездов 57 человек получают серьезные травмы.
  • 06.07.2000 - Oberstdorf- кабина врезается в станцию Nebelhorn-Gipfelbahn на высокой скорости. 7 человек погибло.

За 60 лет существования на горнолыжных курортах кресельных подъемников они по праву могут называться убийцами сноубордистов и лыжников. Даже лавины на их фоне выглядят менее опасными явлениями природы.

Крупнейшая катастрофа произошла 11 ноября 2000 года, когда на курорте Капрун в результате пожара на фуникулере погибли 155 человек. Причиной пожара стала неисправность в проводке вагона. Пожар начался в тот момент, когда фуникулер находился в туннеле. Из-за сильной тяги пожар разгорелся моментально и спастись смогли только 12 человек.

29 января 1983 года в Сингапуре нефтяное буровое судно столкнулось с вагоном канатной дороги. Погибли 7 пассажиров.

В австрийском Зельдене 5 сентября 2005 года на канатку в пролетавшего грузового вертолета упал бетонный блок весом в 750 киллограм. Погибли 9 туристов из Германии.

26 августа 1962 года французский пилот Бернар Зиглер на истребителе F-84F перерезал кабель канатной дороги на курорте Vallee Blanche во Франции. В аварии погибли 6 человек. Удивительно, но Зиглер не понес никакого наказания. Позже он стал летчиком-испытателем и дослужился до старшего вице-президента Airbus.

Спустя почти 40 лет такая же история произошла в Италии. 3 февраля 1998 года истребитель морской пехоты США перерезал кабель лифта на курорте Cavalese. Погибли 20 человек. Капитан Ричард Эшби был отдан под суд, но был признан невиновным по причине отсутствия доказательств. Сразу после аварии пилот уничтожил видеозапись полета. Эшби приговорили к 4 с половиной месяцам заключения и уволили из морских пехотинцев.

Но это еще не самое страшное происшествие в Италии. 9 марта 1976 года в местечке Cermis из-за обрыва кабеля погибли 42 человека. Это происшествие местные жители называют «Резня в Кермише».

Погибшие и раненые

Всего в пяти авариях на канатных дорогах из всех пострадавших выжил только один человек. Еще в пяти несчастных случаях никто не погиб.

Тенденции

Самым многострадальным курортом является итальянский Cavalese. Там произошло две крупных катастрофы. Кроме аварии с истребителем, на этом маленьком курорте произошло извержение вулкана во время которого погибли люди, находящиеся на подъемнике.

Еще мы бы рекомендовали держаться подальше от подъемников Yan. Сейчас их практически не осталось, но на некоторых курортах США они еще имеются. Плохой дизайн, плохое качество установки и вопиющее пренебрежение к безопасности привело к 3 несчастным случаям. После очередной аварии владелец компании Янек Кунжынски сбежал в Мексику, чтобы избежать судебного преследования.

Страны

Самым опасным местом для горнолыжников остается Австрия. Однако США лидирует с точки зрения вреда, нанесенного людям и огромного числа несчастных случаев.

Полный перечень аварий

В этот список вошли только крупные аварии, когда погиб хотя бы один человек или более 10 туристов получили ранения. События представлены в хронологическом порядке.

9 апреля 1947 , Monte Serrate, Сан-Паулу, Бразилия: 1 погибший, 6 раненых.
Фуникулер в Монте Серрате вез 30 человек, когда оборвался трос. Погибла одна женщина и 6 человек были ранены.

26 июля 1956 , Роу-Маунтин, Нью-Гемпшир, США: 1 погибший, 7 пострадавших.
На клеселке находилось 30 человек, когда произошла авария. Это было первое происшествие в истории на кресельном подъемнике.

10 августа 1957 , Конье, Валь д’Аоста, Италия: 1 погибший, 11 ранены
Авария канатки при перевозке рабочих.

15 августа 1960 , Монте-Фаито, Неаполь, Италия: 2 погибших
Канатка проходила над железнодорожными путями. Авария произошла как раз в этом месте. Погбли 2 человека.

29 августа 1961 , Aiguille du Midi, Монблан, Франция: 6 погибших
В канатную дорогу Vallee Blanche, которая соединяет итальянский Курмайор с французским Шамони, врезался истребитель F-84F французских военно-воздушных сил. Три кабины упали на землю. Погибли 6 человек. Еще 81 пассажир оказался в ловушке. Спасти их смогли только спустя 20 часов. Самолет в это аварии не пострадал и смог самостоятельно приземлиться на аэродроме.

5 сентября 1965 , Линкольн, Небраска, США: 2 погибших, 48 раненых
Два человека были убиты и по меньшей мере 48 получили ранения когда две стальных башни канатной дороги рухнули в толпу во время ярмарки.

25 декабря 1965 , Пюи де Санси, Франция: 7 погибших, 10 раненых
В Рождество 1965 года из-за сильного ветра с канатки сорвалась гондола на борту которой находилось 17 туристов. Тринадцатилетний мальчик Жан-Пьер Оди чудом не получил ни царапины. Его ботинок зацепился за лыжу и он остался болтаться в воздухе, даже не ударившись о землю.

9 июля 1966 , Aiguille du Midi, Монблан, Франция: 2 погибших, 16 раненых
Трагедия произошла не смотря на проверку, которая прошла тем же утром. Три гондолы сорвались с креплений и зависли над ледником. Два человека погибли, 16 получили ранения. Всего в вагончиках находилось 80 человек.

15 июня 1968 , Ратон Пасс, Нью-Мехико, США: 1 погибший, 7 раненых
Большая группа школьников приехала на курорт. Кресельная канатная дорога стала перегружена и начала крутиться в обратную сторону. Школьники пытались затормозить канатку, упираясь ботинками в землю. Система среагировала на эти действия, как на аварию и резко затормозила. От толчка некоторые пассажиры просто выпали из своих кресел.

8 декабря 1970 , Мерано, Италия: 5 погибших
Информация об этой аварии весьма расплывчата и в разных источниках приводятся различные факты.

1 августа 1971 , Alagna Valsesia, Италия: 4 погибших
Ехавшая впереди гондола соскользнула с крепления, покатилась назад и врезалась в идущую за ней кабину.

12 июля 1972 , Bettmeralp, Швейцария: 12 погибших, 2 раненых
В день катастрофы буксирный трос оборвался, кабина накренилась и врезалась в бетонную опору станции. 12 из 14 пассажиров погибли.

26 октября 1972 , Les Deux, Альпы, Франция: 9 погибших
В ходе испытания канатной дороги 2 кабины столкнулись. Погибли девять человек.

1 января 1973 , курорт неизвестен, Айдахо, США: 17 раненых
Подробности отсутствуют

9 июля 1974 , Ulriken, Норвегия: 4 погибших
Уже приближаясь к вершине склона, с направляющих соскользнул кабель и гондола рухнула вниз.

9 марта 1976 , Cavalese, Италия: 42 погибших, 1 раненый
Порвался стальной трос и кабина рухнула вних. Из 43 пассажиров единственной выжившей была 14-летняя девочка Алессандра Пювезан.

26 марта 1976 , Vail, Колорадо, США: 4 погибших, 5 раненых
Из-за плохо содержания канатки стальной трос лопнул и упали две гондолы.

20 января 1977 , Jiminy Peak, Новая Англия, США: 11 раненых
В результате аварии канатная дорога резко стала вращаться в обратную сторону, а потом совсем остановилась. 11 человек получили различные травмы. Еще несколько десятков получили различные степени обморожения.

15 апреля 1978 , Скво-Вэлли, Калифорния, США: 4 погибших, 32 раненых
Во время метели вагон с 44 пассажирами сошел с рельсов и упал с высоты 23 метров. Тормоза не дали вагону упасть окончательно, но от толчка у вагона оторвался пол и 12 человек все таки упали на землю. Трое погибли сразу, один скончался в больнице.

5 апреля 1981 , Калифорния, США: 17 раненых
Из-за того, что некоторые из туристов раскачивались в креслах во время подъема, несколько кресел врезались в опорные столбы. Причиной аварии признаны сами пассажиры.

29 января 1983 , Сентоса, Сингапур: 7 погибших, 1 раненый
В Сингапуре две кабины фуникулера упали в море после того, как трос канатной дороги зацепило нефтедобывающее судно. 13 человек были спасены при помощи вертолетов.

13 февраля 1983 , Валь д’Аоста, Италия: 11 погибших
Одна из кабин сошла с креплений и столкнулась еще с двумя. От перегрузки кабель не выдержал и все три кабины рухнули вних. Погибли 11 пассажиров.

4 февраля 1984 , Powderhorn, Мичиган, США: 1 погибший, 8 раненых
Работник канатки запутался в тросе, когда пытался исправить мелкую неполадку. В результате сам лифтер погиб, еще 8 пассажиров получили травмы, когда были выброшены из своих кресел.

14 декабря 1985 , Keystone, Коларадо, США: 2 погибших, 48 раненых
Плохое качество сборки канатки компании Lift Engineering (Yan) послужило причиной аварии, во время которой из своих кресел выпали 50 человек.

1 марта 1987 , Luz-Ardiden, Huates- Pyrénées, Франция: 6 погибших, 87 раненых
Сразу 50 кресел канатной дороги упали на землю. 6 человек погибли, 87 получили ранения, 41 из них — серьезные.

13 января 1989 , Alpe d’Huez, Франция: 8 погибших
Во время испытаний отремонтированной канатки одна из кабин оторвалась от кабеля и убила 8 техников, проводивших испытания. Три должностных лица компании, которые ремонтировали эту дорогу, были признаны виновными в непредумышленном убийстве. Им были вынесены условные приговоры и штрафы.

23 декабря 1989 , Кленовая гора, Мичиган, США: 1 погибший
6-летний мальчик был задушен собственной одеждой, которая попала в механизм канатки.

1 июня 1990 , Тбилиси, Грузия: 21 погибший
Несколько кабин сорвались с троса и начали скользить вниз, срывая все новые кабины, пока не столкнулись с бетонной стеной базовой станции. Во время этого спуска один человек выпал из кабины прямо на улицу Тбилиси. Остальные погибли от удара со станцией. Причиной аварии стала перегрузка кабин и неправильная установка и эксплуатация канатной дороги.

24 ноября 1991 , Pico Espejo, Венесуэла: 2 погибших
Авария на одной из самый высокогорных канаток в мире унесла жизни 2 пассажиров. Интересно, что 5 человек погибли при строительстве этой канатки еще в 1958 году.

29 января 1992 , Nassfeld, Австрия: 4 погибших, 9 раненых
Кабель соскочил с направляющего колеса и несколько человек выпали из кабины.

4 апреля 1993 , Sierra Ski, Калифорния, США: 1 погибший, 1 раненый
9-летний мальчик был убит, а его 14-летний друг получил травму во время игры с креслами подъемника.

28 августа 1993 , Монте Соларо, Италия: 1 погибший, 10 раненых
Трагедия произошла на острове Капри во время пожара на горнолыжном курорте. Некоторые пассажиры, чтобы спастись от дыма и огня, прыгали из кабин. Самого последнего пассажира спасли с канатки спуста 40 часов.

23 декабря 1995 , Whistler, Канада: 2 погибших, 10 раненых
Еще одна авария с канаткой Yan. Четыре кресла сорвались с троса из-за неправильного проектирования и сборки системы.

12 октября 1996 , Квебек, Канада: 1 погибший, 15 раненых
Фуникулер врезался в базовую станцию с 16 туристами на борту из-за отказа тормозов.

6 декабря 1996 , Snow Valley, Онтарио, Канада: 1 погибший, 1 раненый
Лыжный инструктор погиб, когда кресло, на котором он ехал, врезалось опору.

14 декабря 1996 , Riederalp, Швейцария: 1 погибший, 18 раненых
Из-за поломки механизма в базовой станции три гондолы упали на землю.

3 февраля 1998 , Cavalese, Италия: 20 погибших
Кабель канатной дороги был поврежден истребителем морской пехоты США. 20 человек упали с высоты 80 метров. Никто не выжил.

1 июля 1999 , Сент-Этьен, Devoluy, Франция: 20 погибших
20 человек погибли, когда гондола оторвалась от троса и ударилась о землю. Канатка работала для нужд обсерватории Буре и была закрыта для туристов.

26 декабря 1999 , Crans Montana, Швейцария: 1 погибший, 4 раненых
Во время сильной бури ветер со скоростью 42 метра в секунду вырвал дерево и бросил его на трос канатной дороги.

6 июля 2000 , Oberstdorf, Германия: 32 раненых
Из-за сбоя электронной системы 2 кабины канатной дороги врезались в бетонную стену.

11 ноября 2000 , Капрун, Австрия: 155 погибших
Во время пожара в тунеле канатной дороги сгорели 2 фуникулера. В огне погибли 155 человек.

4 января 2001 , Паудер Ридж, Миннесота, США: 1 погибший
14-летняя сноубордистка умерла от удушья, когда пыталась спрыгнуть с кресла во время движения. Ее приятель спрыгнул удачно, а девушка зацепилась шлемом за поручни безопасности и была задушена ремнем от шлема.

1 февраля 2001 , Flight, Сан — Франциско, США: 1 погибший, 7 раненых
Снова врезались друг в друга вагоны Lift Engineering (Yan).

3 января 2003 , Артурс Сит, Мельбурн, Австралия: 18 раненых
Один из пилонов канатки рухнул, ранив 18 человек. Еще 65 застряли на подъемнике. Эта авария была первой из трех, которые произошли за три года. Владельцев канатки судили, а кресельная канатная дорога в настоящее время закрыта.

19 октября 2003 , Дарджилинг, Индия: 4 погибших, 11 раненых
Три вагона упали с высоты 30 метров. На удивление для такой аварии количество жертв было минимальным.

2 апреля 2004 , Ереван, Армения: 3 погибших, 6 раненых
Один из поездов из центра города к местечку «Нор-Норк» сошел с рельс.

5 сентября 2005 , Зельден, Австрия: 9 погибших, 10 раненых
С вертолета, работавшего на строительной площадке, сорвался бетонный блок весом 750 киллограм и попал прямиком в одну из гандол. От удара канатную дорогу сильно раскачало и пассажиры других вагонов выпадали из окон.

24 мая 2007 , Циллерталь, Майрхофен, Австрия: 1 погибший, 2 раненых
Во время тестирования канатной дороги кабина лифта упала с высоты 40 метров. В этот момент внутри кабины находилось трое рабочих.

28 ноября 2007 , Калифорния, США: 1 погибший
19-летний сноубордист упал с кресла, когда наклонился, чтобы размассировать ногу, которую свело судорогой.

2 марта 2008 , Шамони, Франция: 1 погибший
Человек выпал из гондолы, когда неожиданно лопнули пластиковые окна, на которые он оперся во время подъема. Он и трое его приятелей во время подъема выпивали.

3 января 2008 , Гриндельвальд, Швейцария: 1 погибший, 3 раненых
Сильный ветер сбросил трос канатной дороги из направляющего колеса в результате чего несколько кресел сорвались.
16 декабря 2008, Blackcomb, Британская Колумбия, Канада: 10 раненых
Рухнула одна из опор гондольного подъемника.

2 марта 2009 , Сьерра-Невада, Испания: 17 раненых
Соскочивший с направляющих трос и несколько упавших кресел.

1 сентября 2009 , Небесный, Калифорния, США: 1 погибший, 1 раненый
Молодая семейная пара ехала на кресельном подъемнике и как могла отмечала медовый месяц. Неожиданно молодые люди соскользнули с кресла. Девушка смогла зацепиться на кресло, а мужчина упал и погиб.

17 декабря 2009 , Висконсин, США: 14 раненых
Из-за перегрузки канатки кресла то резко двигались вперед, то откатывались назад. Многие пассажиры не смогли удержаться и были сброшены на землю.

Проблемы с подъемниками в грузинском Гудаури были и раньше

В пострадали 11 человек: вышедший из строя механизм стал настоящей мясорубкой. По рассказами очевидцев, канатная дорога резко остановилась, а потом начала двигаться назад, набирая скорость. В какой-то момент одно из сидений врезалось в опору и стало преградой для остальных гондол. В результате сидения с людьми, не успевшими спрыгнуть, начали врезаться друг в друга. Травмы, в том числе переломы, получили четверо россиян.

«МК» поговорил с очевидцами, выяснил, как работал подъемник в последние месяцы перед аварией, и что могло стать причиной катастрофы.

Анне Гусевой повезло - она не попала в числе тех 11 человек, кто действительно пострадал. Зато провисела на подъемнике 2 часа в компании трех таких же пассажиров - мужчин из Украины, России и Австрии. По ее словам, когда до вершины оставалось около 50 метров, сиденье остановилось, на 30 секунд зависло, а потом начало двигаться назад. Поначалу, когда скорость была небольшой, это казалось забавным.

«Наше сиденье развивало все большую и большую скорость, многими овладела паника. везде слышались крики "Прыгайте, там ад, прыгаааайййтттеее», - рассказала девушка «МК». - Нам повезло, что в момент трагедии мы были практически на вершине, поэтому откатились назад примерно до середины горы. Тем, кто был ниже, повезло гораздо меньше: раздавались крики тех, кто был рядом, тех, кто пострадал и тех, кто остался в кабинках. Кричали все. Затем движение вниз резко остановилось.

Мы, обернувшись назад, видели, как спрыгнувшие люди ползли к спуску, то ли с ушибами, то ли с переломами. Минут через 15 проехал спасатель на снегоходе и сказал, чтобы мы не волновались: всё самое худшее позади. Сначала они займутся ранеными внизу, а потом спустят нас. Паника немного спала, ребята из соседней кабинки, украинцы, сказали, что они приехали большой группой, 40 человек, и многие из тех, кто внизу, были из их группы. По их словам, одна девушка погибла (позже полицейский эту информацию опроверг) и очень много раненых - мол, там месиво. Примерно через час началась операция по спасению. Одновременно с вершины горы и с подножья две группы спасателей стали тросами снимать людей. До нас они добирались еще чуть больше часа. Хочу отметить самоотверженность полицейских и спасателей, было видно, что они делали все, что могли.

Один из них поднялся наверх и на руках стал подтягиваться по тросу навстречу нашей кабинки. Хоть у него и была страховка, высота там была приличная, и он, подробно изложив инструкцию, кинул мне спасательный трос, которым надо было обмотаться.

В это время двое спасателей снизу потянули меня и помогли плавно спуститься. Одновременно люди, которых уже спасли, и другие спасатели убирали брошенное оборудование, палки, борды, чтобы никто при спуске не наткнулся, многие поднимались в гору своим ходом, по метровому снегу это было очень тяжело сделать. Когда меня спустили, метров 500 я прошла своим ходом, затем меня подхватил полицейский на снегоходе и довез до подножья. Параллельно я видела, как на носилках уносили пострадавших в машины скорой помощи, многие плакали. Что там сейчас происходит, сказать не могу, так как погода примерно через час сильно испортилась, видимость упала до 50 метров, пошел сильный снег».

По словам тех, кто отдыхал в Гудаури раньше, проблемы с канатной дорогой были и до этого.

«В марте отдыхали там с семьей 5 дней, подъемники за это время не работали ни разу», - пишет в соцсетях пользователь Виктор.

«10 дней отдыхали в феврале, канатки работали, но один раз гондолу очень резко тормознуло, сиденья болтались с разлетом несколько метров в разные стороны», - рассказывает другой турист.

«Сегодня 11.03.2018 опять проблема с подъемниками. Самое плохое, что никто не может сказать, что происходит - ни полиция, ни персонал. Люди мечутся между подьемниками, кто как может, некоторые платят снегоходчикам. Почему администрация молчит и даже не оповещает людей что творится на курорте или они тоже не в курсе?» - спрашивают другие пользователи.

Один из пользователей, который, вероятно, стал свидетелем момента аварии, описывает происходящее так: «Канатная дорога остановилась. Потом вышел грузин из будки и сказал, что больше не поедет, мы только развернулись и вышли за сетки, как они отжали тормоз и под весом все это поехало вниз. Так как этот подъемник должны были открыть вчера и открыли только сегодня, есть подозрение, что они его так и не обслужили нормально»

Пока нет официального расследования, говорить о самих причинах бессмысленно, - рассказал «МК» анонимно один из экспертов компании, обслуживающей канатные дороги, - Но можно предположить, три версии. Первая - отключение электричества. Однако, как я уже слышал, заявляли, что перепадов напряжения на этом участке не было. Второй вариант - отказ тормозов. Их могло по какой-то причине сорвать. Должен стоять нормальный закрытый тормоз, который бы при обесточивании блокировал баран самой лебедки, чтобы она не двигалась. По какой-то причине (не исключено качество обслуживания), тормоз не закрылся. В результате, так как на спуск людей не было и ветка на подъем была тяжелее, сидения под собственным грузом поехали вниз. Третий вариант - если тормоза были в нормальном состоянии, то могла сломаться ось, которая соединяла барабан лебедки и двигатель. В этом случае даже при выключенном электричестве лебедка будет крутиться, пока не остановится сама.

Известно, что эта канатная дорога была произведена австрийско-швейцарской компанией, не замеченной ранее в подобных инцидентах. Дорогу проверяли в декабре прошлого года, и признали полностью исправной, выдав соответствующий сертификат. Директор компании, выдавшей документ, уже заявил СМИ, что причиной аварии может действительно стать поврежденный тормоз механизма.

Представитель дочерней компании в России в свою очередь заявил, что дело не в тормозах. По его словам, раз дорога смогла остановиться, значит тормоза точно сработали. Что стало причиной ее обратного движения он не уточнил.

Читайте материал: Очевидец о причине аварии подъемника в Гудаури: «Меняли электронную плату»

Пять жутких случаев, когда поездка на подъемнике оборачивалась кошмаром


Пять жутких случаев,
когда поездка на подъемнике
оборачивалась кошмаром

Возможно, вы и не догадывались, но сход лавин, травмы, полученные во время катания вне трасс или в парке, а также алкогольные отравления - это далеко не единственные опасности, угрожающие вам на горнолыжных курортах. Можно даже не придумывать ничего нового вроде легенд про йети, черного лыжника и инопланетян, ворующих сноубордистов прямо со склонов; история знает множество жутких случаев, когда ничто не предвещало беды, но поездка в горы оборачивалась кошмаром.


Кадр из фильма «Замерзшие», kinopoisk.ru

Хотя с каждым годом технологии строительства канатных дорог стремительно совершенствуются, всегда остается вероятность несчастных случаев. Статистика аварий на подъемниках за 70-летнюю историю ежегодно пополняется новыми инцидентами, в ходе которых страдает и гибнет большое количество людей. Мы выбрали пять жутких и, к сожалению, реальных историй, произошедших на подъемниках горнолыжных курортов, по сравнению с которыми сюжет фильма «Замерзшие» покажется ничтожным.

Белая Долина

Обрыв тросов канатной дороги - явление само по себе достаточно редкое, но история знает несколько жутких случаев, когда по разным причинам это все же происходило. Удивительно, но иногда виновниками аварии становятся не инженеры, а представители военно-воздушных сил. В 1961 году один из участков канатной дороги «Белая Долина», соединяющей французскую сторону Монблана с итальянской, зацепил крылом французский истребитель F-84F . В результате обрушения трех кабин погибло 6 человек, еще 80 человек зависли над склоном и ждали спасения почти сутки. Самолет, тем временем, благополучно приземлился на аэродроме, а его пилот, не понесший никакого наказания, позже занял руководящую должность в Airbus.

Выжившая

Просчеты инженеров, нарушение правил эксплуатации, аномальные погодные условия - все эти ингредиенты, собранные воедино, могут обратиться в адскую смесь. В 1976 году в Доломитовых Альпах на итальянском курорте Кавалезе оборвался тросс канатной дороги, в результате чего кабина с 44 пассажирами упала с высоты 200 метров и еще несколько сотен метров катилась вниз по склону. Удивительно, что среди пассажиров спасатели обнаружили выжившую - ей оказалась 14-летняя итальянка, Александра Пиовесана.


Фото: andregovia @ flickr.com

Реактивная тяга

Истребитель, проходящий на скорости 870 км/ч над курортом, перерезал крылом трос канатной дороги.

Спустя 22 года после аварии на Кавалезе внимание общественности вновь было приковано к злополучному курорту. На этот раз дурную славу несчастливому месту принес пилот ВВС США, Ричард Эшби, и его штурман, Джозеф Швейцер. 3 февраля 1998 года снизившийся до запрещенной высоты истребитель, проходящий на скорости 870 км/ч над курортом, перерезал крылом трос канатной дороги, в результате чего погибло двадцать человек. Самолет, как и при столкновении в Белой Долине, благополучно приземлился на своей базе, находившейся неподалеку. В ходе судебного разбирательства обвинение в непредумышленном убийстве 20 человек с пилотов было снято. Одним из доказательств послужила якобы устаревшая карта, на которой не были обозначены подъемники.

Огненная ловушка

Последнее, о чем можно вспомнить в стране снега и льда, - это огонь. Но, к сожалению, словосочетания вроде «неисправные электроприборы» иногда появляются в жутких новостях с горнолыжных склонов. В 2005 году на австрийском курорте Капрун в главной кабине наземного поезда-фуникулера возник пожар, вызванный неисправностью отопительной системы. Авария произошла именно в тот момент, когда состав со 167-ю пассажирами зашел в тоннель, проходящий под горой. Жутких последствий можно было бы избежать, но из-за отказа аварийной системы открытия дверей, отсутствия средств пожаротушения и неграмотных действий сотрудников курорта за считанные минуты сгорело заживо 155 человек.


Фото: jimmydspics @ flickr.com

Неподъемный груз

История доказывает, что сход лавины, шквальный ветер и истребители - далеко не единственное, что может угрожать пассажирам подъемников. В 2005 году на леднике Реттенбах, что неподалеку от Зельдена, на тросс канатной дороги с вертолета, транспортировавшего стройматериалы, упал бетонный блок весом почти в тонну. В результате срыва двух кабин погибли девять человек и еще десять получили серьезные травмы.


Фото: charliejoephotography @ flickr.com

Надеемся, данная подборка нисколько не отобьет у вас желание посещать зарубежные горнолыжные курорты, а лишь пополнит список страшных историй рассказанных у костра приятелям. Не превращайтесь в параноиков но и не забывайте про внутреннее чутье. Всем здоровья и удачи!