Как развить логическое мышление. Что такое мышление? Определение

Доброго времени суток, дорогие друзья! А вы помните, на какие оценки вы в школе учились? Я помню. У меня в аттестате нет троек. Но в течении любого года обучения были тройки, двойки и даже колы иногда случались. Вот я думаю, в кого это Александра, моя дочь, такая? Отличница, на доске почета висит! Видимо те дополнительные упражнения, которые мы с ней делаем, приносят свои плоды.

План урока:

Упражнение 1. Соединяем несоединимое

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.

Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

  1. Курица ходит вокруг столба.
  2. Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
  3. Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
  4. Столб упал прямо на курицу.

Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:

  • ромашку с молоком;
  • наушники с медузой;
  • сапоги с луной.

Упражнение 2. Словоразбиватели

Если в предыдущем упражнении мы соединяли, то в этом будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.

Например, слово «выключатель» разбивается на:

  • тюль;
  • ключ;
  • клюв.

Я больше не вижу вариантов, а вы?

Можно разбивать любые длинные слова, например, «праздник», «картина», «полотенце», «полярник».

Упражнение 3. Ребусы

Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.

В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.

  1. На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
  2. На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
  3. Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
  4. Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
  5. Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
  6. Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.

Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.

Своими вариантами ответов можно делиться в комментариях. Много всяких ребусов найдете в детских журналах и .

Упражнение 4. Анаграммы

Можно ли апельсин превратить в спаниеля и наоборот? «Легко!» — ответят любители анаграмм. Даже волшебная палочка не понадобится.

Анаграмма- литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Так же легко сон превращается в нос, кот в ток, а липа в пилу.

Ну что, попробуем? Давайте сделаем так, чтобы:

  • «карета» улетела к звездам;
  • «слово» выросло на голове;
  • «шнурок» научился летать;
  • «атлас» стал съедобным;
  • «насос» поселился в лесу;
  • «соринка» стала прозрачной;
  • «валик» положили на стол перед обедом;
  • «плюшка» научилась плавать;
  • «ромашка» крутилась у фонаря летними вечерами;
  • «парк» не мог прожить без воды.

Упражнение 5. Логические задачи

Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.

Начнем с тех, что попроще:

  1. Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
  2. Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
  3. Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.

А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.

«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»

«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»

А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить. Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.

«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».

Если на какой-нибудь задачке все-таки засыпетесь, то обращайтесь, помогу)

Упражнение 6. Спичечные головоломки

Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.

Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.

Для начала разомнемся:

  • сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
  • из семи палочек два одинаковых квадрата;
  • уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).

Теперь посложнее:

Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.

Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.

Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.

Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.

Ответы можно подглядеть в конце статьи.

Упражнение 7. Правда и ложь

А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.

Покажите ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.

И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:

  • некоторые фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет треугольников;
  • на карточке есть круги;
  • некоторые фигуры на карточке квадраты;
  • все фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет многоугольников;
  • на карточке нет ни одного прямоугольника.

Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.

Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.

Высказывания могут быть следующими:

  • все эти животные хищники;
  • на картинке присутствуют домашние животные;
  • все животные на картинке могут лазать по деревьям;
  • у всех животных есть мех.

Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.

Упражнение 8. Инструкция

Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.

Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.

Итак, инструкция по использованию расчески.

  1. Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
  2. Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
  3. Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
  4. Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
  5. Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
  6. Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
  7. Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
  8. Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
  9. После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
  10. Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
  11. Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.

Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!

Упражнение 9. Составляем рассказ

Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет . А я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.

Как всегда пример.

Даны слова: Ольга Николаевна, пудель, блёстки, репа, зарплата, седина, замок, наводнение, клен, песня.

Вот что получилось у Саши.

Ольга Николаевна шла по улице. На поводке она вела своего пуделя Артемона, пудель был весь блестящий. Вчера он сломал замок на шкафчике, добрался до коробочки с блестками и высыпал их на себя. А еще Артемон перегрыз трубу в ванной и устроил настоящее наводнение. Когда Ольга Николаевна пришла домой с работы и увидела все это, в ее волосах появилась седина. А сейчас они шли за репой, так как репа успокаивает нервы. А репа была дорогая, стоила пол-зарплаты. Перед тем как войти в магазин Ольга Николаевна привязала пуделя к клену и, напевая песню, зашла внутрь.

А теперь попробуйте сами! Вот вам три набора слов:

  1. Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.
  2. Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.
  3. Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.

Упражнение 10. Наведем порядок

Сыщиками мы уже поработали. Теперь предлагаю поработать полицейскими. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках нарушили порядок. С нарушителями порядка будем бороться. Попробуйте расставить слова так, как им и положено стоять.

  1. Еды, приходит, время, во, аппетит.
  2. Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.
  3. Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.
  4. И, кататься, саночки, любишь, возить, люби.
  5. Ждут, не, семеро, одного.
  6. Слово, кошке, и, приятно, доброе.
  7. Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.
  8. Падает, не, яблони, далеко, яблоко, от.
  9. Течет, камень, не, вода, лежачий, под.
  10. Осени, считают, по, цыплят.

Хочу уточнить. Мы не занимаемся этим специально. То есть не бывает такого, чтобы я сказала: «Давай, Александра, садись-ка за стол, будем мышление развивать!» Нет. Все это между делом, если идем куда-нибудь, едем, перед сном вместо книжек. Заниматься очень интересно, так что заставлять никого не приходится.

Ну а теперь обещанные ответы на спичечные головоломки!

Ответы на головоломки

Про два треугольника из пяти спичек.

Про два квадратика из семи.

Получаем три квадрата.

Разворачиваем стрелу (следите за цветом палочек).

Поворачиваем рыбку.

И про два равносторонних треугольника.

А еще недавно обнаружила в интернете это видео. На нем совсем другие упражнения. Мы попробовали, пока получается с трудом. Что ж, будем тренироваться. Посмотрите, может и вам пригодится?

Дерзайте! Занимайтесь! Развивайтесь вместе со своими детьми. Попробуйте эти «золотые» упражнения. Результатами похвастайтесь в комментариях!

Благодарю вас за внимание!

И жду в гости снова! Здесь вам всегда рады!

Неотъемлемой частью жизнедеятельности человека является мышление. Определение данного понятия было дано еще в древности. Этим вопросом интересовались ученые и мыслители во все времена. И на сегодняшний день данное явление нельзя считать полностью изученным.

История изучения мышления

Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. был первым, кто затронул этот вопрос. Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение.

Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление - космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы "вспомнить" те знания, которые были "забыты". Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.

Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку - логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая "мыслительная машина".

Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.

Мышление: определение

Процессы, происходящие в головном мозге человека, всегда вызывали повышенный интерес. Поэтому существует немало теорий о том, что такое мышление. Определение напрашивается следующее: это познавательная деятельность, которая осуществляется человеком. Это своего рода способ восприятия и отражения действительности.

Главный результат мыслительной деятельности - это мысль (она может проявляться в виде осознания, понятия, идеи или в прочих формах). При этом не стоит путать данный процесс с ощущением. Мышление, по мнению ученых, присуще только человеку, а вот чувственными восприятиями обладают также животные и более низкие формы организации жизни.

Стоит отметить ряд отличительных особенностей, которыми характеризуется мышление. Определение данного термина дает право говорить о том, что оно позволяет получать информацию о тех явлениях, которые не могут быть восприняты при непосредственном контакте. Таким образом, отмечается взаимосвязь мышления с аналитическими способностями.

Стоит отметить, что способность человека к мышлению проявляется постепенно, по мере развития индивида. Так, при познании человеком норм языка, особенностей окружающей среды и прочих форм жизнедеятельности, оно начинает приобретать все новые формы и глубинные смыслы.

Признаки мышления

Мышление имеет ряд определяющих признаков. Основными считаются следующие:

  • этот процесс позволяет субъекту ориентироваться в межпредметных связях, а также понимать сущность каждого конкретного явления;
  • оно возникает на основе имеющихся теоретических знаний, а также ранее выполняемых практических действий;
  • мыслительный процесс всегда опирается на фундаментальные знания;
  • по мере своего развития мышление может выходить далеко за пределы практической деятельности и имеющихся представлений о тех или иных явлениях.

Основные мыслительные операции

Определение слова "мышление" на первый взгляд не раскрывает всей сущности данного процесса. Чтобы лучше понять его смысл, стоит ознакомиться с основными операциями, которые и раскрывают суть термина:

  • анализ - разделение изучаемого предмета на составляющие;
  • синтез - выявление взаимосвязей и объединение разъединенных частей;
  • сравнение - выявление схожих и различных качеств предметов;
  • классификация - выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
  • конкретизация - выделение определенной категории из общей массы;
  • обобщение - объединение предметов и явлений в группы;
  • абстрагирование - изучение конкретного предмета в независимости от других.

Аспекты мышления

На мышление и подход к решению проблем оказывают влияние существенные аспекты, которые формируются в процессе жизнедеятельности человека. Стоит отметить такие существенные моменты:

  • национальный аспект - это менталитет и специфические традиции, которые исторически заложены в человеке, проживающем в определенной местности;
  • общественно-политические нормы - формируются под давлением социума;
  • личные интересы - субъективный фактор, который может повлиять на окончательное решение проблемного вопроса.

Виды мышления

Как уже упоминалось, еще в античный период данному понятию было дано определение. Виды мышления следующие:

  • абстрактное - подразумевает использование ассоциативных символов;
  • логическое - используются устоявшиеся конструкции и распространенные понятия;
  • абстрактно-логическое - совмещает в себе оперирование символами и стандартными конструкциями;
  • дивергентное - поиск нескольких равноправных ответов на один и тот же вопрос;
  • конвергентное - допускает лишь один единственно правильный путь решения проблемы;
  • практическое - подразумевает выработку целей, планов и алгоритмов;
  • теоретическое - подразумевает познавательную деятельность;
  • творческое - имеет целью создание нового "продукта";
  • критическое - проверка имеющихся данных;
  • пространственное - изучение объекта во всем многообразии его состояний и свойств;
  • интуитивное - быстротечный процесс с отсутствием четко очерченных форм.

Фазы мышления

Исследователи обращают внимание на активный, динамичный характер мышления. Учитывая, что основной его целью является решение проблем, можно выделить такие основные фазы:

  • осознание наличия проблемы (является результатом потока информации, которая обрабатывалась на протяжении определенного периода времени);
  • поиск возможного решения и формирование альтернативных гипотез;
  • всесторонняя проверка гипотез на предмет применимости их в практической деятельности;
  • решение проблемы проявляется в получении ответа на проблемный вопрос и фиксирование его в сознании.

Уровни мышления

Определение уровня мышления впервые заинтересовало Аарона Бека, которого по праву считают отцом когнитивной психологии. Он полагал, что на бессознательном уровне человеком руководят убеждения и устоявшиеся схемы. В связи с этим выделяют такие уровни мышления:

  • произвольные мысли, которые находятся на поверхности сознания (их легко осознавать и контролировать);
  • автоматические мысли - это некоторые стереотипы, которые устоялись как в обществе, так и в сознании человека (в большинстве случаев они закладываются процессе воспитания и обучения);
  • когнитивные убеждения - это сложные конструкции и схемы, которые возникают на бессознательном уровне (они трудно поддаются изменению).

Процесс мышления

Определение процесса мышления гласит, что это набор действий, при помощи которых человек решает те или иные логические задачи. В результате также могут быть получены принципиально новые знания. У данной категории есть следующие отличительные особенности:

  • процесс носит опосредованный характер;
  • опирается на ранее полученные знания;
  • во многом зависит от созерцания окружающей среды, но не сводится к нему;
  • связи между различными категориями находят свое отражение в вербальной форме;
  • имеет практическую значимость.

Качества ума

Определение уровня мышления неразрывно связано с определением К ним относятся следующие:

  • самостоятельность - способность генерировать оригинальные идеи и мысли, не прибегая к помощи окружающих, не пользуясь стандартными схемами и не поддаваясь постороннему влиянию;
  • любознательность - потребность в получении новой информации;
  • быстрота - время, которое проходит с момента осознания проблемы до генерирования окончательного решения;
  • широта - способность применять к решению одной и той же задачи знания из разных отраслей;
  • симультанность - умение смотреть на проблему с разных сторон и генерировать разносторонние пути ее разрешения;
  • глубина - это степень владения той или иной темой, а также понимания сущности ситуации (подразумевает понимание причин тех или иных событий, а также умение предвидеть дальнейший сценарий развития событий);
  • гибкость - умение учитывать специфические условия, в которых возникает проблема, отходя от общепринятых шаблонов и алгоритмов;
  • логичность - установление точной последовательности действий в решении задач;
  • критичность - склонность к тому, чтобы подвергать глубокой оценке каждую из возникающих идей.

Какие методики определения уровня мышления известны?

Исследователи отметили, что мыслительные процессы у разных людей протекают неодинаково. В связи с этим возникает необходимость в такой работе, как определение уровня логического мышления. Стоит отметить, что по данному вопросу разработано достаточно много методик. Наиболее часто используются следующие:

  • "20 слов" - это тест, который помогает выявить способности человека к запоминанию.
  • "Анаграммы" - методика, которая направлена на определение способности к комбинаторному мышлению. Также тест позволяет выявить склонность к коммуникациям.
  • "Выявление существенных признаков" - методика определения мышления, которая призвана выявить умение человека отличать первостепенные и второстепенные явления.
  • "Заучивание слов" - определяет, насколько развиты способности, связанные с запоминанием и воспроизведением информации. Также тест позволяет оценить состояние памяти и концентрации внимания у людей, страдающих психическими заболеваниями.
  • "Количественные отношения" - тест на уровень логического мышления у подростков и взрослых людей. Вывод делается на основании решения 18 задач.
  • "Куб Линка" - это методика, которая направлена на выявление у человека специальных способностей (наблюдательность, склонность к анализу, умение выявлять закономерности и т. д.). Путем решения конструктивных задач можно оценить степень сообразительности человека.
  • "Построение забора" - тест на уровень развития мышления. Выявляется, насколько хорошо испытуемый понимает конечную цель, насколько точно он следует инструкции. Определяющими факторами также считаются темп и координация действий.

Как развить мышление: пошаговая инструкция

Если тест на определение показал неудовлетворительные результаты, не стоит сразу опускать руки. Развить данную способность можно следующим образом:

  • записывайте свои идеи, а также ход решения проблемы (это позволяет задействовать больше отделов головного мозга);
  • обратите внимание на логические игры (самым ярким примером являются шахматы);
  • купите несколько сборников с кроссвордами или головоломками и посвящайте их решению все свободное время;
  • чтобы активизировать мозговую активность, необходим (это может быть неожиданное изменение режима дня, новый способ выполнения привычных действий);
  • физические нагрузки (лучше всего отдать предпочтение танцам, так как они заставляют постоянно думать и запоминать схему движений);
  • займитесь изобразительным искусством, что поможет вам найти новые формы подачи своих идей;
  • заставьте свой мозг усваивать новую информацию (можно начать изучать иностранный язык, посмотреть документальный фильм, прочитать раздел энциклопедии и т. д.);
  • подходите к решению проблем системно, а не хаотично (данный процесс включает установленную последовательность этапов - от осознания проблемы до выработки окончательного решения);
  • не забывайте об отдыхе, ведь чтобы мозг работал наиболее продуктивно, ему нужно давать время на восстановление.

Мышление и психология

Стоит отметить, что в психологии весьма активно изучается данное понятие. Определение мышления простое: совокупность процессов умственной активности, на которых основана познавательная деятельность. С этим термином связывают такие категории, как внимание, ассоциация, восприятие, суждение и прочие. Считается, что мышление - это одна из наивысших функций человеческой психики. Оно рассматривается как опосредованное отражение действительности в обобщенной форме. Суть процесса состоит в выявлении сущностей предметов и явлений и установления взаимосвязей между ними.

Мышление – это одно из наиболее важных отличий человека от других живых существ. Что же такое – мышление? Мышление – это способность думать, анализировать ситуацию, делать на основе наблюдений какие-то выводы, а также излагать имеющуюся у человека информацию. Поведение человека очень сильно зависит от образа его мышления, а раз так, то если мы будем развивать мышление , то сможем изменить и свое поведение в различных ситуациях, стать немного другой личностью.

Развитие мышления – это упражнение, при котором мы изменяем ход своих мыслей об одном и том же предмете или явлении. Например, когда на улице жаркий летний день, можно думать о нем совершенно по-разному. Первое, как уже было сказано ранее, просто констатация факта: «На улице жаркий летний день». Или: «Отличная погода». Или: «Невыносимая жара». Или: «Превосходная погода для похода на пляж!». Способов рассказать о жарком летнем дне множество и каждый из них несет свою эмоциональную окраску, а значит, и определяет наше отношение к погоде за окном и определяет дальнейшее поведение. Точно так же обстоит дело с любым событием, происходящим вокруг нас.

Вот тут-то и возникает самая большая проблема – мы думаем всегда одним и тем же способом, к которому привыкли и даже не задумываемся о возможности посмотреть на знакомое явление под другим углом.

Получается очень интересная ситуация. Тысячи людей живут друг с другом, общаются, но при этом, каждый считает свой образ мышления самым верным и единственно возможным. При этом, практически никто даже не задумывается о том, что мыслить можно по-другому.

Потому и заключается развитие мышления именно в том, чтобы научиться думать по-разному, сделать свое мышление более гибким.

Начать развивать мышление очень просто – возьмите какую-нибудь проблему, которая уже давно вас беспокоит, но вы не можете найти ее решение. Подумайте о ней по-другому, потом еще раз измените точку зрения, а потом еще раз и еще. В конце концов, вы найдете тот путь, который сможет решить вашу проблему.

Вообще, само возникновение проблемы обычно связано с неправильным мышлением, неверным подходом к ее решению.

Способы развития мышления

1. Вспомните детские задачи, где нужно найти выход из лабиринта. Если идти неправильным путем, упрешься в тупик, и прийти к выходу можно лишь вернувшись к одной из развилок. Таким же образом и следует развивать мышление.

2. Присмотритесь, как думают (говорят или пишут) другие люди. Попробуйте думать, как каждый из них, возможно, один из этих способов вам понравится.

3. Можно также изучить различные способы мышления, описанные в литературе – художественной и психологической.

4. Попробуйте собрать вместе способы мышления, о которых вы узнали и на их основе, создать свой образ мысли, скорее всего, он вам будет ближе всех.

Но самое важное – не останавливайтесь ни на одном из найденных вами образов мышления, так как каждый из них подходит для успешного решения только определенных ситуаций.

Смысл развития мышления состоит не в том, чтобы найти идеальный способ мышления, а в том, чтобы сделать свое мышление более пластичным, максимально разнообразным, ведь чем большее количество образов мышления будет в вас, тем к большему количеству возникающих перед вами проблем, вы будете готовы.

Считается, что богатые люди и бедные, счастливые и несчастные думают совершенно по-разному, учитесь думать по-другому, развивайте свое мышление и, скорее всего, найдете тот способ мышления, который поможет вам стать успешным и счастливым.

Фев 24 2016

Умение решать задачи в уме и делать выводы о явлениях опосредовано позволяет логическое мышление. Человек и не задумывается, на сколько логика является ценным приобретением в ходе развития интеллекта. Что же такое логика? Логика – это наука о правильности суждений, включающая в себя правила соблюдения последовательности реальных фактов, доказательства, проверку наличия или поиск аргументов.

Логика дает способность подтверждать и доказывать свои теории, грамотно отвечать оппонентам в споре. На начальной стадии развития в школе, способность логиески мыслить приравнивается к умению решать задачи по математике. Именно с математических операций ребенок учится абстрагироваться от конкретного материала и связывать абстракции между собой. Логика, образно выражаясь, счищает с информации конкретный смысл и доводит мысль до элементарной формулы.

Что такое логика?

Действие логических преобразований в уме выделяется как тип мышления. В этом случае логика представляет собой процесс во времени, то, как разум выстраивает связи между реальными предметами. Такие связи более устойчивы и предметны, чем те связи, которые образуются в рамках простого восприятия. Проводятся связи не только между отдельными явлениями реальности, но и между словами и целыми предложениями, которые представляют собой графический образ мысли.

Кроме этого, логика причастна к созданию абстрактных понятий.

Понятие – это абстрактная сущность, оно объединяет сразу несколько объектов (или предметов реальности). Содержанием понятия становится обобщенный признак, который проявляется в разной степени у всех этих объектов.

Например, в понятие «живой организм» могут входить растения и животные, которых объединяет наличие органических азотистых соединений (нуклеиновых кислот). Далее, в понятие «растения» входит любое растение (роза, папоротник, елка). Затем эту цепочку можно разложить на конкретных представителей рода – «цветковые», «водоросли», «мхи». Таким образом, понятия низкого уровня поднимаются в результате обобщения к более высшим. Например, к понятию «жизни» вообще, на основе понятий «воссоздания себя» и «обмена энергии».

Такая многоуровневая иерархия понятий образует систему упорядоченных знаний , любое явление на своем месте, как книги в библиотеке. В отличие от слова, оно не имеет четких границ смысла. Его невозможно передать одним каким-то словом. Но оно помогает лучше освоить информацию и то, о чем идет речь, исключает двусмысленность в обмене фактами и присуща только живому субъекту. Понятия формируются в рамках какой-либо специфической системы. Например, в рамках науки социологии есть понятия: «семья», «город», «общество» и так далее.

Получение абстрактных единиц и их связывание друг с другом начинается с двух главных логических операций – анализа и синтеза. Анализ – это разложение явления реальности, предмета или информации на элементарные единицы. В процессе определяется, из чего и как состоит объект, что лежит в его сущности, как соотносятся части целого между собой.

С Викиум вы сможете организовать процесс развития памяти и логического мышления по индивидуальной программе

Синтез – это объединение различных элементов. Например, объединение двух объектов в одно понятие, либо соединение частей объектов для получения новой абстракции или модели реальности. Хорошим примером демонстрации понятия «синтез » может быть объединение всех сенсорных сигналов организма в один смысл, в компонент сознания. Однако, логика, как способность разума, занимается объединением уже готовых смыслов в суждения, а суждения в умозаключения. Хотя по своей природе мозг (разум) стремится объединять все в целостную картину сознания и только логика помогает достичь правильности её восприятия .

Логика занимается поисками истинного знания, отождествлением правильных представлений о реальности с положением дел в мире.

Язык представляет главную знаковую систему и инструмент, с помощью которого можно увидеть и почувствовать отражение логических связей.

Знак – это двойственная сущность, которая состоит из формы (звуковая, графическая), воспринимаемой с помощью органов чувств и его значения или содержания. Эти две стороны знака имеют между собой ассоциативное, условное соответствие, образованное в процессе общения людей и их культурного развития. Знаком может быть и одно слово, словосочетание, законченное предложение и даже целый текст.

Каждый знак имеет свой десигнат, то есть то, что этот знак обозначает. Под десигнатом понимается реальная вещь — конкретный человек, сущность, предмет, его толкование и концепт. Отношения между знаком и десигнатом называется смыслом — какое свойство или признак предмета подразумевается под его фонетической оболочкой. Конкретный предмет приобретает практическое значение в той или иной ситуации. Например, слово «огонь» — обозначает и «тепло», и «свет», и «пожар». Понятие «тепло» имеет в своем содержании и «тепло» от огня, и «тепло» от человеческого тела и метафорический смысл «тепло» души. Каждое значение входит в содержания понятий каждого из них.

Два или несколько знаков в одной ситуации (контексте) образуют синтаксические связи, которые позволяют реализовать один из смыслов знака на более конкретном уровне (лексическом) и получить развернутое представление о мире. Ещё один вид связи знака и десигната в отношении к субъекту– прагматический, который соотносится с конкретной ситуацией и то, как её понимает говорящий.

С помощью языка можно построить любые предложения (в логике – суждения), даже те, которые не будут иметь смысла в реальном мире. Язык в этом плане не заботится о правильности представлений и мыслей.

Например, предложение «зеленые мысли яростно спят» может быть бессмысленно, с точки зрения логики, однако, оно соответствует всем правилам грамматики языка и на основе элементарных смыслов распознается. Также в языке строятся вопросительные, восклицательные предложения, которые выходят за пределы формальной логики и означают различные эмоции человека. Они являются и не истинными, и не ложными, поэтому не представляют ценности для логики.

Некоторые языковые теории выдвигают версии о том, что любое, даже самое абсурдное предложение может получить свой смысл с помощью воображения. Например, существует теория о параллельных мирах: концептуально она означает, что не стоит отбрасывать бессмысленное предположение, а попытаться представить тот мир, в котором оно будет иметь действительное значение.

Логика в отличие от языковой системы занимается рассмотрением утвердительных предложений то, что соотносится с реальными фактами . Такие предложения называются истинными суждениями.

Этапы развития логического мышления у человека

Логическое мышление классифицируется по этапам развития, а также разделяется на типы в зависимости от преобладания того или иного элемента сознания:

  1. Формирование логики начинается с наглядно-действенного мышления . На ранней стадии у маленьких детей отсутствуют устойчивые логические связи. В этом случае мыслительный процесс опирается на реальную ситуацию – построение слов из кубиков, фигур из конструктора.
  2. Вторая стадия развития логического мышления – наглядно-образная , развивается в дошкольный период. На этом этапе происходит отрыв конкретных образов от реального предмета. Ребенок оперирует не реальными предметами, а вызываемыми из памяти образами этих предметов. На этом этапе ещё отсутствует анализ, образ предмета не расчленяем на составляющие.
  3. Следующая ступень развития логики, происходит в младший школьный период. На этой стадии развития все практические действия преобразуются во внутренний процесс мышления. Ребенок школьного возраста с успехом улавливает элементарные связи, сходства и различия объектов. Мышление достигает абстрактного уровня , появляется умение игнорировать конкретные свойства предметов и объединять их в категории, классы.

Как развить логическое мышление?

Занятия интеллектуальными играми способствуют развитию логического мышления.

  1. Шахматы, покер и подобные им являются одними из лучших методом тренировки для ума.
  2. Использование созвучных слов, придумывание рифм может стать упражнением на развитие логического мышления. Популярная английская игра – лимерики – придумывание абсурдных стишков. Также придумывание пародийного стишка на популярный стих или песню. Отличными пародиями являются стишки из книги Кэрролла «Алиса в зазеркалье».
  3. Другим упражнением на развитие логики может стать пересказ или перефразирование предложения и текста . Постарайтесь выделить глубинный, абстрактный смысл и обозначить его, другими словами. Попытайтесь свернуть в одно слово или развернуть в несколько один и тот же смысл.
  4. Игра в аналогии. Возьмите любой объект – структуру, постарайтесь увидеть её суть (смысл). Попробуйте представить этот объект или смысл в другой системе. Например, возьмите характеры своих друзей и попробуйте представить их, как химические элементы: «золото» — богатый, «свинец» — ленивый, «мышьяк» — ехидный, вредный и так далее.
  5. Для развития логики подойдет разгадывание кроссвордов, головоломок и соответсвующие компьютерные игры , в том числе онлайн тренажеры.
  6. На развитие интеллектуальных способностей влияет тренировка объединения любых слов в классы, либо подробная детализация объекта . Например, возьмите несколько слов: «рыба», «квадрат», «кружка», «погода» и детально рассмотрите их, из каких элементов они состоят и с чем могут быть связаны. «Квадрат» – это «прямая», «угол», «параллельные прямые», «плоскость». «Погода» — «атмосфера». Используйте матрицу связей (отношений слова): причина-следствие, часть-целое, вид-род, последовательность, противоположность.
  7. Занимайтесь изучением толковых словарей, придумывайте собственные толкования явлений.
  8. Для улучшения словесно-логического мышления психологи рекомендуют вести записи в дневнике . Конкретизировать свои мысли с их помощью. При прочтении какой-либо информации (статьи, книги) постарайтесь законспектировать все новые знания.
  9. Чтение философских трактатов и научных книг также усовершенствует логику, структурирует мысли.

Опять же, отметим, что только регулярные упражнения и постоянные тренировки в данном направлении дадут ожидаемый результат.

Многие гуру бизнеса в своих книгах или на тренингах начинают общение с аудиторией с того, что указывают на ошибки мышления современного человека. Дело в том, что по сути, если отбросить все стереотипы и предположения, в дошкольных учреждениях и школах нас не учат развивать мышление. Дети решают определенные задачи, учатся работать с данными, получать условия и даже анализировать действия, однако, для личностного роста условия создаются только в институте, и то, это ограниченные курсы базовых предметов.

Человек использует различные виды мышления:

  • Логическое мышление – его задача – обобщать происходящее, находить последовательности, причинно-следственные связи.
  • Дедуктивное мышление – очень похожий на логическое мышление процесс, однако он отличается генерацией умозаключений, а не сравниванием происходящего с логическими действиями. Человек сам определяет связанные процессы и сам понимает, к чему они приводят.
  • Аналитическое мышление – очень связано с логикой, чаще всего характеризует умение быстро находить эффективное и оптимальное решение в той или иной ситуации.
  • Творческое мышление – здесь в большей степени работают не логические центры, а творчество, воображение. Оно отвечает за генерацию креативных идей, мыслей.
  • Индуктивное мышление – некая форма логического мышления, которая отвечает за обобщение и подведение итогов в мыслительном процессе.

Интересно, что логическое и аналитическое мышление (как наиболее взаимосвязанный тип) сохраняются до глубокой старости, до того времени, пока мозг не атрофируется и не теряет способность к рациональному исследованию окружающего мира.

Особенности человеческого развития личности таковы, что кто-то в своей жизни основывается на логических выводах и активно использует логику, кто-то живет и принимает творческие решения, которые диктует воображение, желания, эмоции. Это не хорошо и не плохо, просто такова предрасположенность человека. Однако аналитическое мышление можно развить, причем считается, что логику развивать труднее, чем творческие способности.

Мышление – это способность к моделированию систематических отношений с окружающим миром. Чем чаще вы будете решать задачи определенного типа и сложности, тем больше будет развиваться логическое мышление. Аналитический склад ума ценится на руководящих должностях, у тех людей, которые должны решать огромный поток различных по типу задач, и находить оптимальное решение для них. Более того, способность к аналитическому мышлению позволяет складывать общую картину мира, что помогает добиваться больших успехов за счет понимания причинно-следственных связей.

Как развить аналитическое мышление?

Первое, что нужно знать, перед началом работы по саморазвитию, это то, что аналитическое мышление очень тесно связано с логикой. Следовательно, решая задачи на логическое мышление , вы сможете получить аналитический склад ума, переориентировав свое мировоззрение. Решайте задачи, ребусы, кроссворды, сложные головоломки, разгадывайте загадки. В школе мы все получаем базу, особенно на математических предметах. Со временем же, особенно после начала трудовой деятельности, большинство людей забрасывают свое развитие, ошибочно полагая, что работа в себе содержит все условия для улучшения качеств.

Аналитическое мышление развивается у каждого по-разному, с разной скоростью и разными результатами. Особенно аналитический склад ума развивается быстро при изучении иностранных языков, языков программирования, при работе с техникой, сложными механизмами, большими массивами данных.

В современном бизнесе тяжело сказать однозначно, что привело к успешности предпринимателя, его аналитический склад ума, или решение огромного количества задач улучшили способности к мышлению. Однозначно известно то, что навык стратегического видения, прогнозирования результата, работа на достижение различных целей, путем определенных алгоритмов и действий – заслуга аналитического мышления, которое можно и нужно развивать.

Создавайте ситуации

Данная техника очень проста и доступна, поскольку вам потребуется немного свободного времени и ваш интеллект. Суть задачи заключается в придумывании определенной ситуации, постановке цели и формирование эффективного решения. Например: Ваша цель – полететь в космос. Для этого вам потребуется либо участие в космической программе, либо деньги для покупки билета по программе космического туризма. Если у вас есть проблемы со здоровьем, или вы имеете пожилой возраст, а физическая подготовка слаба – ваш выход только в покупке места в Шатле. Развивая эту идею, работая над генерацией цепочки решений, анализируя информацию, вы развиваете свое аналитическое мышление. Если вы не хотите тратить время впустую – начните планировать собственное дело, покупку загородного дома или автомобиля, анализируйте, что вам может пригодиться во время поездки на заграничный курорт.

Психологические тренажеры

Конечно, команда BrainApps не могла упустить из виду необходимость развития аналитического мышления. У нас вы найдете огромное количество игр и тренажеров, которые направлены на развитие в том числе и логики. Есть задачи на быстрое принятие решения, поиск оптимального ответа, на восстановление полной картины, располагая частностями. Главная особенность нашей площадки – мощная поддержка пользователей. Вы получите:

  • Личного тренера – уникальный специально разработанный механизм построения тренировок согласно вашим целям и способностям;
  • Статистический модуль – возможность проверки в личном кабинете прогресса вашего развития, для еще более эффективных тренировок;
  • Интересные и захватывающие игры, которые придутся по вкусу и взрослым и детям.

Помните, самая лучшая инвестиция – это инвестиция в себя! Ваш интеллект – это величайший феномен, который требует к себе бережного и ответственного отношения. Занимайтесь, и результаты ваших тренировок не заставят себя ждать.