Как и когда происходит схождение благодатного огня, или предание о конце света. «Святой свет»: могут ли учёные объяснить схождение благодатного огня

24 апреля наступит Пасха. Кульминацией главного христианского праздника будет схождение Благодатного огня в храме Гроба Господнего. Вновь возникнут споры о том, что же из себя представляет чудесный огонь, как объяснить его возникновение? Атеисты убеждены, что это просто обман. Люди верующие, напротив — что это самое настоящее чудо. Кто же прав?

Странный разряд

Совсем недавно в прессе появилось сообщение о том, что российский физик, сотрудник РНЦ «Курчатовский институт» Андрей Волков в прошлом году побывал на церемонии схождения Благодатного огня и тайно произвел некие измерения.

По словам Волкова, за несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии (часовня, где загорается чудесный огонь) прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. То есть произошел электроразряд.

Физик приехал в Иерусалим как ассистент одной из съемочных бригад, которые получили разрешение на работу внутри храма. По его словам, по одному измерению трудно о чем-либо судить достоверно, поскольку необходима серия экспериментов. Но все же «могло получиться и так, что мы засекли причину, предшествующую появлению подлинного божественного Благодатного огня»…

Сегодня ближе к полуночи в аэропорту Внуково приземлился самолет с Благодатным огнем. Священный огонь из храма Гроба Господня в Иерусалиме по традиции повезли в храм Христа Спасителя, а частички Огня доставили в различные храмы по всей стране.

Но что же такое Благодатный огонь - фокус для верующих или Свет Истинный - удалось выяснить российскому физику. Ученый из Института атомной энергии с помощью высокоточных приборов смог доказать, что Благодатный огонь на самом деле имеет божественное происхождение.

Руководителю лаборатории ионных систем РНЦ «Курчатовский институт» Андрею Волкову удалось то, что до сих пор не удавалось ни одному ученому в мире: он провел научный эксперимент в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

В момент сошествия Благодатного огня приборы зафиксировали резкий всплеск электромагнитного излучения.

52-летнего кандидата физико-математических наук Андрея Волкова всегда интересовал феномен возникновения необычного самовоспламенения в храме Гроба Господня, которое случается накануне православной Пасхи. Этот огонь появляется сам собой, в первые секунды он не обжигает, верующие омывают им лицо и руки, словно водой. Волков предположил, что это пламя - плазменный разряд. И у ученого возникла идея смелого опыта - измерить электромагнитное излучение в самом храме во время схождения Благодатного огня.

Я понимал, что сделать это будет непросто - в святое место с аппаратурой могли не пропустить, - рассказал «Твоему ДНЮ» Андрей Волков. - И все же решил рискнуть, благо все приборы умещались в обычном кейсе. В общем, надеялся на удачу. И мне повезло.

Излучение

Ученый настроил приборы: если во время схождения Благодатного огня случится скачок электромагнитных полей, то компьютер его зафиксирует. Если же пламя - фокус, который устраивается для верующих (такое объяснение феномена до сих пор в ходу среди атеистов), то никакого скачка не произойдет.

Волков наблюдал, как Иерусалимский патриарх, сняв облачение, в одной рубахе вошел в Кувуклию (часовню в Храме) со связкой свечей. Люди, замерев, ждали чуда. Ведь, по преданию, если Благодатный огонь не сойдет к людям в канун Пасхи, это будет знаком приближающегося конца света. О том, что чудо случилось, Андрей Волков узнал раньше всех, кто был в храме, - его приборы уловили резкий скачок!

За шесть часов наблюдения за электромагнитным фоном в храме, именно в момент сошествия Благодатного огня прибор зафиксировал увеличение интенсивности излучения в два раза, - свидетельствует физик. - Теперь ясно, что Благодатный огонь не сотворен людьми. Это не обман, не мистификация: его материальные «следы» можно измерить!

По сути, этот необъяснимый всплеск энергии можно назвать посланием Бога?

Многие верующие считают именно так. Это материализация Божественного, чудо. Другого слова не подберешь. Замысел Бога нельзя втиснуть в математические формулы. Но Господь этим чудом каждый год дает нам знак, что православная вера - истинная!

«Огонь как кобра»

Аргументом в пользу того, что Благодатный огонь имеет «природное», а не божественное происхождение, служит тот факт, что похожие феномены все-таки встречаются. Конечно, их ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с огнем в Храме Господнем. Однако имеются некоторые общие черты.

Начнем с такого признака, как внезапность, отсутствие видимой причины. Это же свойство характерно для такого явления, как самовозгорание, которое встречается не так уж и редко. Например, «Буфф-сад» в прошлом месяце писал об аномальном пожаре на улице Большой Подгорной, произошедшем минувшей весной. Это далеко не единичный случай. И не только для Томска. Например, беспричинные пожары не редкость для Москвы. Самое удивительное, что особенно часто это случается на Садовом кольце. Причем горят не только квартиры и офисы, а даже салоны автомобилей.

Возьмем другой признак Благодатного огня — свойство не обжигать, хотя бы первое время. Это уже похоже на так называемую холодную плазму, низкотемпературную ионизированную субстанцию. Похоже, подобная плазма существует не только в физических лабораториях.

Приведем цитату из газеты «Шахтерский край», Новокузнецк. Описывается случай, когда пожарный выехал на вызов и увидел перед глазами совершенно необычное. «Вламываюсь как-то в комнату, посреди которой завис оранжево-голубой избирающийся столб пламени. Огонь как кобра стоял в вертикальном положении, словно готовился к прыжку. Я сделал шаг навстречу пламени, а его тут же со свистом всосало в дырку в полу… А когда мы тушили барак на улице Веры Соломиной, огонь словно прятался от нас, перекидывался с одной стены на другую…». Обратите внимание, что пламя извивалось, «пряталось», но не вызывало возгорания.

Наука и мифы

Известны случаи, когда загадочное пламя или свечение, принимаемые за чудеса, со временем находили научное объяснение. Согласно старым поверьям, огни, мерцающие на болотах, это свечи, которыми освещают себе путь заблудшие души. Теперь достоверно известно, что блуждающие огни есть не что иное, как горючий болотный газ, выделяющийся из гниющих растений. Голубоватое свечение на мачтах и шпангоутах кораблей - так называемые «огни святого Эльма», наблюдаемые еще со средних веков - вызваны грозовыми разрядами в море. А северное сияние, которое в скандинавских мифах является отблеском золотых щитов валькирий? Ученые объясняют этот феномен взаимодействием потоков заряженных частиц, проходящих через верхние слои атмосферы, посредством магнитного поля Земли.

Впрочем, некоторые случаи до сих пор остаются загадкой. В 1905 году загадочные огни посетили валлийскую проповедницу Мэри Джонс. Их вид варьировался от небольших огненных шаров, столбов света шириной метр до слабого свечения, напоминающего распадающийся в небе фейерверк. Причем некоторые исследователи появление таинственных огней объясняли психическим перенапряжением, которое испытывала Джонс во время проповедей.

Надо не гадать, а исследовать

Вернемся же к тому, с чего начали, к чудесному Благодатному огню в Иерусалиме. Оказывается, московского физика Андрея Волкова чуть было не опередили томичи. В позапрошлом году в Иерусалим собралась поехать исследовательская группа, среди которых были директор центра «Биолон» Виктор Фефелов и известный фотожурналист Владимир Казанцев.

— Мы хотели изучить Благодатный огонь с помощью физических приборов,— рассказывает Виктор Фефелов. - С помощью ученых Томского научного центра собрали оборудование: автоматический спектрофотометр, другие всевозможные приборы для изучения электромагнитных волн самого широкого диапазона… Внешне бы все выглядело как съемка на обычную видеокамеру, на самом деле бы проводился тщательный анализ от рентгеновского и гамма-излучения до низкочастотного. Мы совершено непредвзято надеялись найти ответ - либо это чудо, либо природное явление, либо обман.

Увы, из-за проблем с визами поездка сорвалась. Хотя многие томичи оказали ту или иную поддержку: член-корреспондент РАН Владимир Зуев, депутат Николай Вяткин, директор телестудии Елена Ульянова и другие. Исследователи получили одобрение и в церковных кругах. Быть может, удастся в следующем году.

* * *
Быть может, отгадка кроется в геофизике? То есть все дело в выходе на поверхность сгустка тектонической, подземной энергии в виде низкочастотного электромагнитного излучения, которое и сумел зафиксировать Волков?

— Земля - это очень большой, чрезвычайно сложный электромагнитный объект,— говорит Виктор Фефелов,— причем крайне малоизученный. Вполне вероятно, что в этом явлении есть и тектонический вклад. Не надо гадать, надо исследовать.

Действительно, быть может, Благодатный огонь обусловлен множеством причин? Кувуклия находится в уникальном месте, с точки зрения динамики тектонических плит. Быть может, верующие, собравшиеся у Храма Господня, тоже генерируют энергию, которая благодаря большому количеству эмоционально возбужденных людей многократно усиливается? Вспомним упомянутый случай с проповедницей Мэри Джонс.

Возможно, существуют и другие факторы, о которых мы еще не знаем,

С раннего Средневековья появился обычай. по которому накануне Пасхи иерархи Православной Церкви зажигали огонь в иерусалимском и благословляли его в честь главного праздника верующих. Однако с конца первого тысячелетия, судя по сообщениям религиозных историков того времени, появилось о схождении священного огня, то есть о том, что огонь накануне Пасхи дается верующим Богом. Многочисленные свидетельства о схождении огня относятся к X веку, причем об этом чуде писали не только христианские, но и историки. Первоначально огонь зажигался утром, причем сам обряд описывается по-разному, чаще всего упоминается появление молнии. Неизменным остается только место - храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Некоторые очевидцы событий X века писали о том, что огонь был принесен непосредственно ангелом.

Современный обряд схождения огня

К XIX веку церемония схождения Благодатного огня приобрела современные черты. Она даже была закреплена специальным документом, изданным правительством Османской империи. Это было сделано во избежание конфликта между представителями различных православных , а также православных с мусульманами.

Ключи от часовни Гроба Господня много поколений хранятся в одной арабской семье, представитель которой и передает раз в год ключи патриарху.

Службу в день схождения огня проводит иерусалимский патриарх. Вместе с ним имеют право находиться и священнослужители других православных церквей, например, армянской. Священники надевают праздничные белые одежды, а затем обходят крестным ходом вокруг храма, вознося молитвы. После этого патриарх вместе с представителем духовенства может в маленькую древнюю часовню, над которой был надстроен храм Гроба Господня. С собой они берут свечи, которые позднее будут зажжены от Благодатного огня.Патриарх возносит специальную молитву непосредственно у Гроба Господня. В это время верующие ждут схождения огня как в самом храме, так и за его пределами. Также ведется телевизионная трансляция во многих странах, в том числе в России. После появления огня патриарх зажигает от него свечи, от которых, в свою очередь, может зажечь огонь любой желающий. После церемонии Благодатный огонь

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

История

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

© photo: Sputnik / Целик

Репродукция картины "Голгофа" М. ван Хемскерка

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Одно из самых древних описаний схождения благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Церковная церемония

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы. Многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Само схождение благодатного огня происходит в Великую субботу днем.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (что означает царская опочивальня) — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральный храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.

Nazi Zhorzholiani

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении огня присутствуют три группы участников.

Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению, игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного, и — местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании благодатного огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески молитвенная процессия) благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

Процедуры

Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, грузин, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, и полицейские тщательно обыскивают его и Гроб Господень, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы).

Незадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого Патриарх в одном длинном ниспадающем хитоне заходит в часовню и коленопреклоненно молится.

Схождение

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Nazi Zhorzholiani

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает благодатный огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Позднее от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Рассказывают, что в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить благодатный огонь и в Грузию.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

© photo: Sputnik / Виталий Белоусов

Благодатный огонь исцеляет

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Православные христиане верят, что священный огонь, который исходит из могилы Христа, представляет собой пламя силы Воскресения. Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: "Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена".

С точки зрения православия, благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века".

Традиции и обычаи

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Большинство верующих в Грузии встречает Пасху в церквях, чтобы отнести кусочек божественного огня, доставленного со Святой земли, в свои дома. Благодатный огонь привозят в Тбилиси и затем во время службы распределяют по всем церквям.

Тем, кто по каким-то причинам не смогли прийти на службу, церковные служители рекомендуют в эту ночь зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и помолиться.

© photo: Sputnik / Михаил Мокрушин

Великая суббота — день доброты, примирения и всепрощения. Поэтому в этот день обязательно нужно попросить прощения у всех, кого вы могли обидеть. Помириться со всеми, с кем были в ссоре, чтобы не омрачать наступающий праздник негативными чувствами и эмоциями.

Также в субботу перед Пасхой обязательно нужно раздать милостыню всем нуждающимся, которых вы встретите на своем пути. А также подарить пасхальные подарки родственникам и близким.

В Великую субботу продолжается пост. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. С самого утра хозяйки принимаются за приготовление яств к богатому пасхальному столу. Согласно традициям, в праздник Воскресения Христова на столе должно быть не меньше 12 блюд.

Как и на протяжении всей Страстной недели, в Великую субботу нельзя справлять свадьбы, дни рождения, различные торжества и вообще веселиться. Согласно поверьям, если свадьбу сыграли на Страстной неделе, то молодые вместе долго жить не будут.

Вечером в Великую субботу в церквях и храмах начинают освящать пасхальные куличи, крашенные яйца и продукты к пасхальному столу, которые хозяйки приносят в церковь в специальных корзинках.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Приметы

Как и в предшествующие два дня, в субботу перед Пасхой ничего нельзя отдавать из дома, кто бы у вас что ни попросил. Таким образом вы можете отдать свое здоровье, благополучие, удачу.

В этот день можно убирать могилы на кладбище, однако поминать в субботу нельзя.

Если погода в Великую субботу будет теплой и ясной, то и лето будет жаркое и засушливое. А если в этот день холодно и дождливо, то и лето будет прохладным.

© photo: Sputnik / Maria Tsimintia

В древнем Иерусалиме в Великую Субботу – в канун православной Пасхи – проходит церемония Схождения Святого Огня. Храм Гроба Господня наполнен паломниками со всего мира. В часовню (Кувуклию), построенной по преданию на месте захоронения Христа, заходят армянский архимандрит и греческий патриарх. Вскоре появляется Огонь, который передается верующим. Но каким образом загорается он?

ПО ТЕМЕ

На протяжении веков люди искали ответ на этот вопрос. Для христиан божественная природа Огня безусловна. Атеисты же твердят о грандиозной мистификации, Якобы, в гробнице за иконой есть скрытая от глаз ниша, в которой горит лампада. От нее-то и загорается так называемый Благодатный Огонь. Пишут и о самовозгорающемся масле, которое вспыхивает, взаимодействуя с кислородом.

Мол, вся эта шумная церемония является всего лишь репрезентацией, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Две с лишним тысячи лет назад радостная весть от Гроба воссияла и осветила все вокруг. Вот и теперь совершается символический повтор того, как весть о Воскресении разошлась по миру.

Несколько лет назад сотрудники Курчатовского института, занимающиеся физическими проблемами, побывали на церемонии схождения Благодатного огня и произвели специальные измерения. За несколько минут до выноса огня прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, уловил странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. То есть произошел электроразряд.

Такие разряды часто случаются на границе разлома тектонических плит, а Храм Гроба Господнего стоит именно в таком уникальном месте. Заинтересовало ученых и свойство Благодатного огня не обжигать первое время. Так ведет себя плазма – низкотемпературная ионизированная субстанцию. Ее до сих пор удавалось получить только в лабораторных условиях.

Точного ответа о природе Огня никто дать не может. Да это и не нужно. Куда важнее, что он объединяет верующих всей планеты, его появления ждут миллионы христиан. Ведь, по преданию, день, когда чуда не случится, станет знамением конца света.

«Не прельщайтеся, иудее, навыкните речением пророческим,
и уразумейте, яко Той есть воистину Избавитель мира, и всесиль-ный»

(Стихира 6-я на «Господи воззвах»воскресной службы 5-го гласа)

Господь наш Иисус Христос пострадал и умер на Кресте, был погребен во гробе, принадлежавшем Никодиму, и воскрес из гроба в третий день после Своей кончины. Где находилась гора Голгофа - место страданий Спасителя и место Его погребения? Согласно Священному преданию, в евангельскую эпоху скала, называемая Голгофа, существующая и по сей день, на которой и произошло Распятие Христа, была расположена почти сразу за стенами тогдашнего Иерусалима с внешней стороны. Святая Гробница - пещера, в которой находилось тело Спасителя в течение трех дней, была высечена в небольшой скале, расположенной на расстоянии десятка метров от Голгофы, которая несколько возвышается над скалой Святой Гробницы. По внутреннему устройству Святая Гробница представляла собой высеченную в скале пещеру, в которой было два помещения: дальнее, являвшееся собственно погребальной камерой, с ложем - аркосалием - и входное помещение перед ней. В IV веке по приказу святой равноапос-тольной Елены над местом Голгофы и Святой Гробницы был воздвигнут великолепный храм - Базилика, причем и сама Голгофа, и Святая Гробница были заключены под его сводами. До нашего времени Базилика несколько раз перестраивалась, даже разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится специальная часовня - Кувуклия. Слово «Кувуклия» означает «царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово применяется в единственном на земле месте - в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, первенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. Современная Кувуклия представляет собой часовню, размером около восьми метров в длину и шесть метров в ширину, располагается под сводами Храма Гроба Господня. Как и в евангельские времена, Гроб Господень, Святая Гробница в настоящее время состоит из двух ком-нат: небольшая «погребальная камера» 2,07х1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем - аркосалием, и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4х3,9 метра. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

Современный Храм Гроба Господня - это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду - архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимских, подземный храм Обретения Животворящего Креста, Храм святой равноапостольной Елены, несколько приделов - маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т.п. Причем различные части Храма принадлежат нескольким христианским вероисповеданиям. Например, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей - католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены, придел «Три Марии» - Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии - Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни - Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. С того времени как Иерусалим стал принадлежать православным христианам, Храм Гроба Господня находится в черте города, обнесенного при султане Сулеймане высокой квадратной стеной; длина ровно каждой из четырех сторон ровно один километр.

Издревле известно о Чуде схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем. Сошедший Огонь обладает уникальным свойством: он не обжигает первые минуты. Повелевая Огню сойти, Господь свидетельствует о Своем Воскресении. Первым свидетелем схождения Благодатного Света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам св. Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он помимо погребальных пелен, как мы читаем в Евангелии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет. «Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно». Так сообщает нам об этом святитель Григорий Нисский. Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления Благодатного Огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам, появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного Огня накануне Праздника Светлого Христова Воскресения в Великую Субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представите-лями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также и представителями иных нехристианских религий. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой Пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. Само схождение Благодатного Огня происходит в Великую Субботу днем. Храм Гроба Господня заполнен так, что люди в Субботу утром стоят вплотную друг к другу, причем даже в самых отдаленных местах Храма. Не попавшие внутрь Храма заполняют площадь и всю ближайшую территорию. По самым скромным подсчетам, вместительность Храма Гроба Господня до 20 тысяч человек, площадь около Храма и ближайшие окрестности Храма вмещают еще около 50 тысяч человек. В Великую Субботу и Храм, и площадь перед Храмом, и ближайшие окрестности заполнены людьми, ожидающими сошествия Благодатного Огня. Так было, по описаниям русских паломников, и сто, и двести, и девятьсот лет назад. Одно из самых древних описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумен Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 годах. Вот как он описывает это событие:

«И когда наступи-ло семь часов дня субботнего (около 12-13 часов современного времени. - Авт .), пошел король Балдуин (Храм в то время принадлежал крестоносцам. - Авт .) со своим войском к Гробу Господню из дома своего, все шли пешие. Король прислал гонцов в подворье монастыря Саввы Освященного и позвал игумена и монахов, они пошли к Гробу, и я, худой, пошел с ними. Пришли мы к королю и поклонились ему. Тогда и он поклонился игумену и всем монахам и повелел игумену монастыря Саввы и мне, худому, близ себя пой-ти, а другим игуменам и всем монахам повелел перед собой пойти, а войску своему повелел сзади пойти. И пришли к западным дверям Храма Воскресения (Храм в те времена выглядел отлично от современного. - Авт .). И множество людей обступили двери церковные и не могли тогда в Храм вой-ти. Тогда король Балдуин приказал своим воинам разогнать людей силою, и была проложена среди толпы дорога, как улица, до самого Гроба. Прошли мы к восточным дверям Гроба Господня, король впереди пошел и встал на свое место, на правой стороне у ограды великого алтаря, про-тив восточных дверей и дверей Гроба. Тут находилось место короля, соз-данное на возвышении. Повелел король игумену монастыря Саввы со своими монахами и православными священниками встать над Гробом. Меня же, худого, повелел поставить высоко над самыми дверями Гробницы, против великого алтаря, чтобы мне было видно в двери гробные. Двери же гробные все три (в современной Кувуклии одна. - Авт .) запечатаны были царской печатию.

Католические священники в великом алтаре стояли. И как наступил восьмой час дня, начали службу вверху Гроба священники православные, были тут и все духовные мужи и многие пустынники. Католики в великом алтаре начали верещать по-своему. Так все они и пели, и я тут стоял и прилежно смотрел в двери гробные. И как начали читать паремии Великой Субботы, на первом чтении паремии вышел епископ с дьяконом из великого алтаря, подошел к дверям гробным, посмотрел в Гроб сквозь крестец дверей, не увидел света в Гробе и возвратился назад. И как начали читать шестую паремию, тот же епископ подошел к дверям гробным и ничего не увидел. Тогда все люди завопили со слезами: "Кирие, елейсон!" - что значит "Господи, помилуй!". И когда миновал девятый час и начали петь песнь проходную "Господу поем", тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом Храма, пошел небольшой дождь над Гробом и очень намочил нас, стоящих у Гроба. Тогда внезапно и засиял свет в Святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое.

Пришел епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери гробные, взял свечу у короля Балдуина, вошел в Гроб, зажег первой королевскую свечу от света святого, вынес из Гроба эту свечу и подал самому королю в руки. Встал король на своем месте, держа свечу с великой радостью.

От свечи короля мы зажгли свои свечи, а от наших свечей все люди зажгли свои свечи. Свет святой не такой, как земной огонь, но чудный све-тится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится».


П
очти такая же процедура происходит и теперь. Только современный Храм не имеет отверстия в куполе, рыцарскую стражу сменила израильская полиция и турецкая стража. Вход в современный Храм не с восточной, а с южной стороны, и католики сейчас при схождении Благодатного Огня не участвуют. Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня необходимо присутствуют три группы участников.

Прежде всего - Патриарх Иерусалимской Православной Церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению (как было в 1999-м и 2000 году, когда Огонь принимал Хранитель Гроба митрополит Даниил). Только по молитвам этого обязательного участника таинства Благодатного Огня совершается чудо его схождения. Это опыт, проверенный сто-летиями.

В 1578 году, при смене турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха представителю Армянской церкви. Православного Патриарха со священнослужителями в 1579 году в Великую Субботу даже не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны. Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм (турки немедленно выгнали армянских священников из Кувуклии) и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

С 1579 года никто больше не оспаривал и не делал попыток получать Благодатный Огонь в обход Иерусалимского Православного Патриарха. Представители других христианских вероисповеданий обязательно присутствуют в Храме в Великую Субботу, но получают Огонь из рук Православного Патриарха.

Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры преподобного Саввы Освященного . Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь эта лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. В 614 году, во время нашествия шаха Хасроя, персы перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре четырнадцать иноков, включая двух русских. Но присутствие игумена монастыря с иноками было обязательно как во времена паломничества игу-мена Даниила, так и при схождении Огня в современное время.

И наконец, третья группа обязательных участников - местные православ-ные арабы . В Великую Субботу - минут через двадцать-тридцать после опечатывания Кувуклии - с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски арабская православная молодежь. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Кото-рую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Молодые православные арабы громко восклицают, буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел. Все три указанные группы обязательно принимают участие в современной литании Благодатного Огня.



В
наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую Субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени. Где-то к десяти часам дня Великой Субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. После этого происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня и опечатывания входа в Кувуклию большой восковой печатью. Свои личные печати на большой вос-ковой ставят осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и пр. Затем ты становишься свиде-телем чудесного явления. Сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все воздушное пространство Храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Через небольшое время после опечатывания Кувуклии молодые православные арабы, как уже было упомянуто, начинают возносить свои молитвы ко Христу, Пресвятой Богородице, святому Георгию о даровании Благодатного Огня. Их эмоциональные молитвы, возгласы и пляски, сопровождаемые ударами в барабаны, происходят непосредственно у Кувуклии в течение 20-30 минут. Через некоторое время, как правило, около тринадцати часов, начинается непосредственно литания (по-гречески «молитвенная процессия») Благодатного Огня - крестный ход от алтаря Кафоликона через весь Храм с выходом к ротонде и троекратным обходом Кувуклии. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец, и наконец, сам Блаженнейший Патриарх Иеруса-лимский. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного. Патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают: снимают с него праздничные ризы, оставляют в одном белом подризнике. При этом иногда Патриаха обыскивают. Хотя это и не осуществляется каждый раз в обязательном порядке, но представите-ли власти всякий раз могут воспользоваться этим правом, что нередко осуществлялось в прошлом. Это зависит от распоряжения непосредственных властей Иерусалима: если правитель ненавидит христиан - могут обыскать. Только в одном подризнике Патриарх заходит в Кувуклию. Теперь все зависит от него, от его тайной коленопреклоненной молитвы. Напряжение достигает наивысшей точки, многих из собравшихся охватывает ощущение, что по его грехам Великое Чудо может не произойти. После захода Патриарха в Кувуклию интенсивность и частота голубоватых световых всполохов нарастает. Голубоватые молнии бьют во всем Храме то сверху из-под куполов, вниз, то снизу под купола Храма. Непредсказуемый ливень таких голубоватых всполохов молний пронизывает все пространство Храма, особенно Кувуклию во время коленопреклоненной молитвы Патриарха у трехдневного ложа Спасителя о схождении Благодатного Огня. Его молитва может занять и десять минут, может и больше часа - когда как. Лица ожидающих схождения Огня людей в Храме полны волнения и ожидания. Кто-то поет молитвы ко Христу и Богородице, кто-то встревоженно ожидает чуда и боится, что по грехам нашим оно может не произойти, когда голубоватые всполохи-молнии стихают.

Все ожидающие пронизаны чувством сопричастности великому событию, происходящему не более двух тысяч раз за всю историю человечества. За это время успели развиться, прославится и погибнуть империи Римская, Аббиссинская, Византийская, Оттоманс-кая, в обычном житейском укладе людей произошли огромные изменения, но по коленопреклоненной молитве Патриархов Иерусалимских в Великую Субботу, в ожидании огромного количества людей, на протяжении почти двух тысяч лет неизменно совершается это Великое Чудо схождения Благодатного Огня.

И наконец Огонь сходит. Еще прежде чем появится Патриарх с зажженными от Благодатного Огня свечами в дверях Кувуклии, свещеносцы-скоро-ходы, принявшие Благодатный Огонь через оконца в приделе Ангела, уже разносят его по всему Храму. И радостный колокольный звон, звучащий в Великую Субботу только после сошествия Огня, сообщает всем присутствующим в Храме и окрестностях о совершившимся чуде. Огонь молниеносно распространяется по всему Храму - все зажигают свои свечи от свечей вестников-свещеносцев и друг от друга. Огонь не обжигает , причем не только Огонь от Патриаршей свечи, а и от всех обычных све-чей, купленных не в Храме (здесь нет никакой торговли), а в обычных арабских лавках Старого города.

Отдельно нужно сказать об интенсивности пламени. Пасхальная свеча Храма Гроба Господня - это тридцать три соединенных свечи. В основном у каждого из присутствующих в руках по три пучка свечей и свечи из других мест Святой земли. Когда Огонь дошел до человека - в руках нас-тоящий костер, от которого исходит сильный жар. Надо заметить, что в Храме люди стоят так плотно, что будь Огонь обыкновенным- обязательно кто-нибудь загорелся бы, ведь у каждого в руках не по одному пуч-ку. Однако люди на глазах друг у друга в буквальном смысле слова омываются Благодатным Огнем, который первое время вовсе не жжет. Пламя у всех настолько обширное, что видно, как оно касается близстоящих людей. Огонь буквально касается одежды близстоящих людей, косынок женщин. И за всю историю нисхождения Огня - ни одного несчастного случая, ни одного пожара.


П
осле этого в Старом городе начинается торжественное шествие с Огнем, который, кстати, несут во главе каждой колонны тур-ки-мусульмане. Население Иерусалима - около 800 000 человек; вся христианская и арабская общины Иерусалима (более 300 000 человек) участвуют в шествиях, причем даже арабы-мусульмане считают необходимым принести Благодатный Огонь в дом и зажечь домашние светильники от него. Этот день в Иерусалиме не празднуют только иудеи, которые предпочитают не выходить из дома и на следующий день имеют грустные лица. Именно иудеи в основном и пишут об имитации «нечестными» священниками схождения Благодатного Огня (называя явление схождения Огня греческими «хитростями»), причем в последние почти пятьдесят лет иудеи участвуют и в опечатыва-нии Кувуклии, и в обыске Иерусалимского Патриарха.

Немного нужно сказать и о возможности подлогов. Дело в том, что сама земля, на которой построен Храм, принадлежит турецкой семье. Каждым утром происходит интересный ритуал: стоящие перед главными воротами священники ожидают открытия Храма, вручают установленную давным-дав-но арендную плату и после этого в сопровождении членов турецкой семьи проходят в Храм. Любое шествие в Храме, например, крестный ход на Пасху вокруг Кувуклии, происходит в сопровождении кавасов - турок, охраняющих процессии от провокаций мусульман и иудеев. До входа в Кувуклию Иеруса-лимского Патриарха она стоит запечатанной, под надзором двух турецких стражей и израильской полиции. В Великую Субботу, как уже было сказано, перед тем как войти в Кувуклию, Патриарх разоблачается и его тщательно обыскивают, хотя и не всегда. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется перед входом в нее Патриарха Иерусалимского с армянским первосвященни-ком. Для получения Огня в Кувуклию входят двое - Иерусалимский Патриарх и представитель Армянской церкви. Представитель Армянской церкви, входящий вместе с Иерусалимским Патриархом в Кувуклию получать Огонь, оставаясь в приделе Ангела, видит все действия и имеет возможность вмешаться. Учитывая почти двухтысячелетнюю заинтересованность нехристианских участников этого Великого Чуда в разоблачении и срыве хотя бы одного сошествия Благодатного Огня, версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей, живущих в Иерусалиме. Даже арабы-мусульмане, которые считают необходимым принести Благодатный Огонь домой, любое рассуждение о подлоге посчитают обманом. У них есть легенда, что в год, когда не сойдет Огонь Благодатный, наступит конец света.

Вопрос о том, каким образом сходит Благодатный Огонь на трехдневное ложе Спасителя, давно интересовал любознательных. Существуют прямые свидетельства о картине возжигания Святого Огня. В послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, к эмиру Дамасскому (начало X века) написано: «Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь». Константинопольский клирик Никита писал (947 год): «Около шестого часа дня, воззрев на Божественный Гроб Спасителя, Архиепископ видит Божественное светоявление: ибо чрез придел Ангела ему доступен вход в дверь. Улучив время для передачи оного света поликандилам, находящимся в святой церкви Божией, как он это обычно делает, он еще не выступил из Гроба, как уже можно было внезапно видеть всю Божию церковь, исполненную неприразимым и Божественным све-том». Трифон Коробейников писал (1583 год): «И тогда вси люди зрят бла-годать Божию, пришедшую с небеси на Гроб Господень, ходящу огню по доске Гроба Господня аки молния и цвет в нем зрится всяк: Патриарх же приступает ко Гробу держаще свещи вскрай Гроба, и снидет от Гроба Господня огонь на патриаршеские руки и на свещи. Тогда же и кадила христианские сами возжгошася, иже над Гробом Господним». Иеромонах Ме-летий, совершавший паломничество в Святую Землю в 1793-1794 годах, передает рассказ о сошествии Огня со слов архиепископа Мисаила, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение многих лет. «Вшедшу мне,- сказывал он, - внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей крышке Гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде голубого, белого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат «Господи, помилуй», не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжига-ются».

Все приведенные источники сообщают или о конденсации жидких мелких капель «огненного бисера» непосредственно на ложе-аркосалии Святого Гроба при существующем куполе над Кувуклией, или о выпадении дождевых капель над Кувуклией и наличии вследствие дождя на крышке Святого Гроба «мелких бисеринок» при открытом куполе Храма и о голубоватых всполохах - молниях, предшествующих сошествию Благодатного Ог-ня. Оба указанных явления одновременно имеют место в течение коленоп-реклоненной молитвы Патриарха Иерусалимского и в настоящее время. Его молитва приводит к возжиганию Благодатного Огня из мелких капель жид-кости при наличии всполохов - молний; при этом самопроизвольно возжи-гаются и фитили свечей или лампад на крышке святого Гроба. Возможны также возжигания фитилей православных лампад, висящих около Кувуклии. Так было и почти две тысячи лет назад, по описаниям очевидцев, так совершается чудо схождения Благодатного Огня по описаниям очевидцев и в настоящее время. Господь наш Иисус Христос повелевает Огню воспламениться из капелек «дождя» на крышке Святой Гробницы, или на фитиле православной лампады у Кувуклии по молитве Иерусалимского Патриарха, как бы напоминая нам, грешным, ежегодно в Великую Субботу о своем Воск-ресении и победе над адом. Но грешные люди по-разному воспринимают факт сошествия Благодатного Огня. Ищущим и сомневающимся Господь свидетельствует об истинности своего Воскресения именно на этом месте в Иерусалиме в евангельские времена и укрепляет в вере. Равнодушным и не стремящимся к своему спасению и жизни вечной свидетельствует о Своем Воскресении и предстоящем Страшном Суде. Своим сознательным про-тивникам свидетельствует о Своей победе над адом и вечных муках, ожидающих всех Его противников после Страшного Суда. Соответственно по-разному истолковывают факт схождения Огня и различные религии. Практи-чески все христианские конфессии (в том числе и католики до Великой Схизмы 1054 года - то есть до отделения католицизма от Православия - принимавшие активное участие непосредственно в литании) присутствуют в Храме и принимают Благодатный Огонь из рук Патриарха Иерусалимского. Мусульмане официально не присутствуют в Храме, но и не отрицают факта сошествия Благодатного Огня, почитая Спасителя нашего Иисуса Христа одним из своих Пророков. Отрицают факт сошествия Благодатного Огня, как и факт Воскресения Христова, только иудеи да атеисты. Именно они и распространяют, в том числе в печати, слухи о «хитростях» нечестных священников. Официальными лицами, проверяющими Кувуклию, обыскивающими Патриарха и являющимися, таким образом, гарантами того, что никаких подлогов нет, при христианском и мусульманском контроле над Иерусалимом были представители властей, которые за клевету могли казнить, а при существующем израильском контроле власти, согласно израильским законам, за клевету могут по суду под-вергнуть солидному штрафу.


П ри всех возможных вариантах во время Чуда схождения Благодатного Огня остаются абсолютно необъяснимыми с точки зрения современной науки следующие явления:

1. Наличие всполохов света, предшествующих и сопровождающих возгора-ние Благодатного Огня. После захода Патриарха в Кувуклию в Храме наб-людается необыкновенное явление. По всему Храму, но преимущественно около района Кафоликона и Кувуклии (над ними расположены купола) начинают возникать всполохи голубоватого цвета, напоминающие зарницы, подобные тем, которые каждый наблюдал в вечернее время суток на небе. Эти всполохи-зарницы могут вспыхивать в любом направлении - и сверху вниз, и слева направо, не обязательно под куполами. Всполохи имеют характерные особенности: сверкает свет без видимого источника, никогда никого всполохи не ослепляют, отсутствует звуковое сопровождение (гром), характерное для обыкновенных молний. Все это создает у очевидцев впечатление, что источник всполохов находится как бы за предела-ми нашего мира. Отличить их от вспышек фотоаппарата несложно. Снимая ожидание и схождение Огня на свою видеокамеру, М.Шугаев смог увидеть четкие отличия. Пользуясь режимом покадрового просмотра и применяя стоп-кадры, можно их легко отдифференциировать: вспышки от фотоаппарата короче по времени и имеют белый цвет, всполохи-зарницы дольше по времени и имеют голубоватый цвет. По свидетельствам монахов, несущих послушание непосредственно у Кувуклии, голубоватые всполохи можно уви-деть в Храме не только в Великую Субботу. Но это разовые и короткие по времени всполохи, длительные же по времени и следующие друг за другом с небольшими интервалами всполохи света бывают только в Великую Субботу, где-то с двенадцати до шестнадцати-семнадцати часов.

2. Феномен появления капелек жидкости. Для начала необходимо отметить, что непосредственно Святую Гробницу в Великую Субботу увидеть могут только люди, находящиеся по служебным делам: священнослужители, участ-вующие в литании, и официальные представители иерусалимских властей, опечатывающие Кувуклию и обеспечивающие порядок. Информация, которая доступна, может исходить или непосредственно от таких людей, или в пересказах близких. В дополнение к уже приведенным источникам можно вос-пользоваться рассказом паломника XIX века, взявшего интервью у Патриарха: «"Откуда, ваше Блаженство, изволите получать Огонь в Кувуклии?" Престарелый архипастырь, не обращая внимания на то, что слышалось в тоне вопроса, невозмутимо отвечал так (мною почти слово в слово записано было слышанное): "Я, милостивый государь, извольте знать, без очков уже не чтец. Когда впервые вошел я в придел Ангела и за мною зак-рылись двери, там царил полумрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды Святого Гроба, тоже слабо освещенной сверху. В приделе же Святого Гроба я не мог различить, молитвенник ли у меня в руках или что другое. Едва-едва замечалось как бы белесоватое пятно на черном фоне ночи: то, очевидно, белела мраморная доска на Святом Гробе. Когда же я открыл молитвенник, к удивлению моему, печать стала вполне дос-тупна моему зрению без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением строки три-четыре, как, взглянув на доску, белевшую все более и более и так, что мне явственно представились уже все четыре ее края, заметил я на доске оной как бы мелкий рассыпанный бисер разных цветов, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку и того меньше, а доска начала положительно издавать яко бы свет. Бессоз-нательно сметая изрядным куском ваты этот жемчуг, который начал сли-ваться подобно каплям масла, я почуствовал в вате некую теплоту и столь же бессознательно коснулся ее фителем свечи. Он вспыхнул подобно пороху, и - свеча горела и три образа Воскресения озаряла, как озаряла и лик Богоматери и все металлические над Святым Гробом лампады"» (Нилус С. Святыня под спудом. Сергиев Посад, 1911). Официальных документов исследования химического состава капель не существует. Неофициальные аналитические исследования, проведенные современными энтузиастами, говорят об эфирно-масляном содержании капель (аналогичные соединения могут быть растительного характера).

3. Феномен того, что Огонь не жжет и не обжигает, при том, что распространяется жар. Обычный огонь свечи имеет температуру многие сот-ни градусов, близко к тысяче градусов по Цельсию. Если попытаться совершить омовение таким огнем в течение более пяти секунд, ожоги на руках и лице обеспечены. Загорятся или начнут тлеть волосы (борода, брови, ресницы). В Храме Гроба Господня более десяти тысяч человек в течение двух-трех минут воз-жигают около двадцати тысяч пучков свечей (большинство из паломников воз-жигает по два-три пучка свечей). Люди стоят вплотную друг к другу. Объем Храма ограничен. Попробуйте зажечь в течение нескольких минут обыкновенным огнем двадцать тысяч пучков свечей в плотно стоящей толпе людей. Думаем, волосы и части одежды у большинства женщин обязательно вспыхнут. При тысячеградусной температуре огня и двадцати тысячах источниках огня в замкнутом помещении возникнут тепловые удары и обмороки, особенно у пожилых людей. У Святого Огня есть свойство, отличающее его от привычного нам огня. Он не только не жжет, но и не обжигает в течение времени, дос-таточного для произнесения примерно сорок раз «Господи, помилуй» и при непрерывном омовении им человеческого лица (без отвода руки со свечами). Святой Огонь обогревает, но не обжигает! При этом надо отметить, что свечи при этом легко возжигаются от Огня и не обжигающий человека Огонь распространяется по Храму за счет возгорания свечей - одной от другой. От Патриарших свечей Огонь в течение нескольких минут распространяется по всему Храму. Естественно, паломники с горящими пучками свеч находятся в эмоциональном восторге, обращая очень мало внимание на поведение соседей. Но ни свисающих деталей одежды (косынок, поясов) ни длинных волос женщин Огонь не под-жигает! Возраст большинства паломников, как правило, выше среднего, почти сутки они проводят в Храме, но тепловых ударов и обмороков не наблюдается. За всю историю схождения Огня не было ни одного пожара.

4. Наличие совместного появления всех вышеописанных чудесных явлений именно в Великую Субботу накануне праздника Православной Пасхи (в соответствии с александрийской пасхалией, которой в настоящее время придерживаются только Православные Церкви). Можно сказать, что наблюдаемые при схождении Благодатного Огня явления частично происходят в Храме Гроба Господня и в обычное время. По свидетельствам монахов, несущих послушание непосредственно у Кувуклии, голубоватые всполохи можно увидеть в Храме не только в Великую Субботу. Но это - разовые всполохи. Многочисленные, с небольшим интервалом времени вспышки бывают только в Великую Субботу, примерно с 12 до 16-17 часов. Самостоятельное возжигание лампад, также иногда наблюдаемое и в другие дни, возможно, происходит от этих всполохов. Но в обычное время у такого самовозгорающегося огня не зафиксировано свойство не жечь. Думается, что любые попытки воспроизвести схождение Благодатного Огня в лаборатории, построенной в непосредственной близости с Храмом Гроба Господня, будут вынуждены столкнуться с проблемой воспроизведения вышеупомянутого чудесного свойства огня. Много потрудившись, возможно воссоздать и химический состав капель, и при помощи специального современного обору-дования искусственно воссоздать интенсивные всполохи света (скорее всего в сопровождении звука или грома), но указанное свойство Огня не удастся воспроизвести никогда! Да и случай, происшедший в 1579 году, когда Огонь сошел из колонны, свидетельствует о том, что приведенное описа-ние является описанием лишь наиболее часто встречающихся свойств сошествия Огня. Но непосредственно Огонь может сойти и другим образом. Невозможно не увидеть, что сошествие Огня в Великую Субботу на Гробе Господнем есть результат непосредственно Божественного (на языке науки - трансцендентного) воздействия. Господь повелевает каждый год уже более двух тысяч лет на месте Своих Крестных страданий и земной смерти сойти Огню, причем повелевает в день накануне Своего Воскресения.

Схождение Благодатного Огня наблюдается только накануне Православной Пасхи, по Православному календарю итолько по молитвам Православного Патриарха; Огонь сходит только на свечи Православного Патриарха, чтоявляется неоспоримым свидетельством несомненной истинности и божественной благодатности Православия - в отличие от множества других кон-фессий, лишь именующих себя христианскими. История помнит два случая, когда пытались получить Огонь представители иных христианских конфессий. О неудачной попытке армянского духовенства получить Огонь уже говорилось. В 1101 году представители римско-католической церкви, владевшие в то время Иерусалимом, самостоятельно пытались получить Огонь. Чуда сошествия Святого Огня в Кувуклии не произошло, покуда не были приглашены для участия в этом обряде православные христиане. «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав» (Стивен Рансимен . Восточная схизма. М.: Наука, 1998. С. 69-70).

И с тех пор более уже никто из неправославных не пытается повторять подобные попытки, опасаясь провала и неизбежно следующего за ним посрамления.



Ч
удо Благодатного Огня - одно из немногих чудес Православия, в принципе доступное каждому, желающему познать истину: «прииди и виждь!» Любой сомневающий-ся, заплатив 600-700 долларов (это цена стандартной туристической поездки в Святую Землю - Иерусалим, Тиверия - на 7 дней), вполне в состо-янии лично убедиться в достоверности факта и всех вышеописанных деталей схождения Благодатного Огня. Чудо происходит перед лицом всего мира, «всего прогрессивного человечества» (и даже регулярно транслиру-ется по российскому телевидению и по Интернету на сайте Иерусалимского Православного Патриархата). Но многие ли откликаются своим сердцем на этот очевидный, явный для всякого призыв?..

Когда-то давно, еще за многие сотни лет до Рождества Христова, до Его искупительных страданий и Воскресения, перед жителями Израиля (и в лице их - перед всем человечеством) встал вопрос о том, кто же прав: служители Бога Истинного или служители языческих богов? Так было, когда возник спор между служителями идола Ваала и пророком Божи-им Илией (см. 3 Цар. 18, 21-39). И после долгих споров Илия предложил им простой способ проверки того, кто же прав. Этот способ, мы, люди ХХI века, можем справедливо назвать экспериментальным способом - в соответст-вии с точными критериями экспериментального метода, принятыми в сов-ременной науке. Предложение было таково: «Пусть каждый из нас призо-вет имя своего Бога, и тот Бог, который даст ответ посредством огня, - тот есть Бог истинный. И если Господь Бог, то пойдем за Ним, а если Ваал Бог - то пойдем за Ваалом». И тогда по милости Божией было явле-но, Кто есть истинный Бог и кто есть истинный Его почитатель, потому что огонь сошел тогда только по молитве пророка Илии и сжег и жертву, и дрова, и сам каменный жертвенник, на что покусившись, жрецы Ваала потерпели полное фиаско. И тогда стало ясно всем, где же подлинное богопочитание.

Ситуация схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем ежегодно практически воспроизводит эту экспериментальную ситуацию, имевшую место за много сот лет до Рождества Христова. И здесь есть много молящихся представителей разных конфессий, и здесь есть истинный служитель истинного Бога, по молитве которого (и только по его молитве!) чудесным образом сходит Огонь, обладающий сверхъестественными свойствами. Только вот разве нет теперь служителей иных вероисповеданий, пытающихся оспаривать свое право на принятие от Бога огня, как это было при Илии. В силу того, что такие попытки, как показывает история, всегда кончаются провалами, а желающих рискнуть и оскан-далиться больше уже нет никого... Бог - неизменяем, об этом с очевидностью свидетельствует библейский ветхозаветный текст: Аз Господь Бог ваш, и не изменюся (Мал. 3, 6). И так же, как и тогда, в далекие времена Илии, неизменяемый в естестве Бог дает ответ вопрошающему человечеству, ответ на вопрос о том, где истинная вера, дает ответ посредством огня. Ответ - не ложный, как не ложен и Сам отвечающий - Господь есть истина (Иер. 10, 10). И всякий, кто принимает за истину библейский текст, должен в силу своей веры в неизменяемого Бога и веры в подлинность упомянутой истории про схождение огня с неба по молитве пророка Илии с логической необходимостью сделать вывод о том, что огонь посылается Богом только по молитве Своего истинного служителя. Но этого вывода, как пра-вило, никто не делает... В той древней истории о схождении огня по молитве пророка Илии, может быть, самым поразительным было даже не само чудо его схождения, а то, что, восприняв на первых порах с восторгом чудесное свидетельство о Боге истинном, израильтяне почти тут же отпали обратно в богоотступничество. Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее (3 Цар. 19, 10) - так жалуется на них Богу пророк Илия спустя лишь краткое время после чуда схождения огня. Вот что поражает во всей этой древней истории больше все-го.

Сохраняется аналогичная картина и в наше время - радость ликования о схождении Благодатного Огня сменяется отступлением во тьму лжи у большинства свидетелей его схождения в Храме Гроба Господня... Сходит Огонь, оставляя безответным падшее и слепотствующее человечество, безответным перед лицом Праведного Судии. Не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2, 10) - такова схема поведения утопающего в грехах человеческого рода, и с этой порочной схемой, схемой сознательной и произвольной, ничего не может поделать даже явное Божие чудо...

От редакции журнала "Благодатный Огонь": В защиту чуда Благодатного огня см. статьи