Интересные психологические эффекты, которым подвержены люди. Интересные психологические эффекты

Многочисленные исследования взаимовлияния людей в процессе выполнения той или иной деятельности положили начало сравнительному анализу индивидуальной и групповой работы. Разная степень взаимосвязи людей во время труда накладывает определенный отпечаток на динамику их психических функций и работоспособности, что сказывается на конечном результате деятельности. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности весьма актуален и для спортивной науки и практики, так как в одних видах спорта преобладает индивидуальное выполнение упражнений (спортивное плавание, лыжные гонки, спортивная и художественная гимнастика, гигантский слалом и пр.), в других - групповое (спортивные игры, синхронное плавание, парное фигурное катание на коньках, эстафеты и пр.).

Уже в первых экспериментах, осуществленных в разных странах в начале века, было показано, что есть определенная разница в психологических условиях и результатах индивидуальной и групповой деятельности. Принадлежность человека к той или иной группе накладывает значимый отпечаток на его поведение и психические состояния. Психологическое воздействие группы на индивида осуществляется не прямо, а через содержание и характер выполняемой деятельности. Сила этого воздействия зависит от решаемой задачи, размера группы, индивидуальной подготовленности участников к выполнению деятельности, а также от добровольного согласия принять влияние группы либо, наоборот, за-" труднить его или отвергнуть.

Эффект присутствия

Многие виды трудовой и спортивной деятельности выполняются человеком в одиночку. Например, такова работа станочника, сварщика, гравера, таковы спортивные упражнения прыгунов в воду, пловцов, гимнастов, стрелков, тяжелоатлетов и Др- Существенно отличается от одиночной кооперативная групповая деятельность, особенно в тех случаях, когда участники ее физически взаимосвязаны друг с другом, как, например, в экипажах гребцов, при совместной переноске груза и пр. Поэтому в психологических исследованиях сравнивается не только одиночное и групповое выполнение работы, но и групповая деятельность с разной степенью взаимозависимости участников. Когда школьный класс пишет сочинение, взаимозависимость минимальна, так как каждый работает самостоятельно. Когда же спортсмены соревнуются в эстафетном беге, перетягивании каната, спортивных играх, то успешность" деятельности каждого из них зависит от согласованности усилий всей команды. В академической гребле, например, в экипаже восьмерки, степень.взаимозависимости участников команды особенно велика.

Этот феномен в психологии получил название «социальная фа- сшштация», или «эффект присутствия». Еще К- Маркс писал, что «при большинстве производительных работ уже сам обществен- ный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии», и пояснял: «Здесь дело идет не только о повышении путем кооперации индивидуальной производительной силы, но и о создании новой производительной силы, которая по самой своей сущности есть массовая сила»*. Даже в том случае, если человек выполняет свою работу самостоятельно, на его лич-. ность и деятельность определенное влияние оказывает присутствие других. Любая индивидуальная деятельность в присутствии зрителей, наблюдателей или судей имеет свои психологические особенности, отличающие ее от групповой и одиночной деятельности в изоляции.

Эффект присутствия проявляется главным образом в повышении мотивации деятельности, улучшении ее результатов, облегчении реакций, стимуляции активности. Но так он проявляется" обычно при выполнении хорошо заученных, автоматизированных действий, когда работа достаточно проста и привычна. В новых же и сложных условиях деятельности при столкновении с незнакомой публикой может наблюдаться затруднение деятельности, торможение индивидуальной активности.

Эффект присутствия усиливается в случае состязательных отношений с теми, кто наблюдает за деятельностью индивида. Известный американский психолог и спортсмен

еще в конце прошлого века провел наблюдения за велосипедистами и отметил, что они гораздо лучше выступают в гонках с соперниками, чем в езде на время.

Эффект совместного действия

Групповая деятельность, в которой все участники связаны условиями ее организации и выполнения, называется взаимосвязанной деятельностью. Чем выше степень взаимосвязанности групповой деятельности, тем сильнее выражен эффект совместного действия.

Экспериментально данная проблема рассматривается как вопрос о факторах и психологических закономерностях эффективности групповой деятельности в сравнении с ее индивидуальным выполнением.

В экспериментах, проведенных с группами кандидатов в отряд космонавтов, было показано, что успешность взаимосвязанной деятельности людей определяется не столько индивидуальной успешностью и активностью каждого члена группы, сколько оптимальностью их взаимодействия друг с другом, своеобразием стратегии и тактики совместных действий.

Для повышения групповой продуктивности в работе необходимо соответствие реально сложившейся в группе системы взаимоотношений тем требованиям, которые предъявляют к участникам задача и предстоящая деятельность.

Большой теоретический и практический интерес представляют эксперименты в парах и тройках. Эксперименты со школьниками показали, что результаты слабого учащегося в совместной работе с сильным значительно улучшаются при возникновении состязательной атмосферы в паре. Введение элемента соревнования значительно повышает результативность слабого участника пары и группы в целом. Вместе с тем сильный учащийся, включаясь в работу с одним или двумя слабыми, улучшает свои достижения менее значительно, чем партнеры.

Известный научный и практический интерес представляет вопрос о влиянии численности группы на эффективность деятельности ее участников. Исследования показывают, что групповая эффективность в том или ином виде деятельности возрастает при увеличении группы лишь до определенного уровня. В футболе-это команда численностью не менее 9-10 игроков, в волейболе- 5-6, в приятельской компании - 3-5 и т. д. При достижении некоторого «критического» размера группа перестает влиять на успешность выполнения задачи. Слишком большая численность участников группы приводит к тому, что они начинают мешать друг другу, что и снижает эффективность совместной деятельности.

Среди психологических феноменов , обусловливающих эффект совместного действия, необходимо учитывать уровень подготовленности участников к выполнению совместной деятельности, их психологическую совместимость, уровень развития группы как коллектива и др. Принято различать несколько видов и уровней совместимости людей при групповой работе.

Социально-психологическая совместимость - это сходство личных и общественных интересов и отношения к деятельности, общность целей и мотивов, ценностных ориентации и потребностей членов группы.

Психологическая совместимость - это сходство людей по проявлению психологических процессов и свойств (например, по параметрам ощущения и восприятия, по характерологическим проявлениям, темпераменту, уровню работоспособности и т. п.

Наличие совместимости обусловливает положительный эффект совместного действия, отсутствие совместимости влечет к конфликтности и межличностной напряженности во взаимоотношениях; В спортивной деятельности проблема совместимости членов группы особенно актуальна в командных видах спорта.

Психологические эффекты являются стабильными и легко обнаруживаемыми закономерностями, отражающими межличностные характеристики отношений людей в социуме и раскрывающими особенности тех процессов, которые отражают параметры их общения и взаимодействия. Проще говоря, психологические эффекты – это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом.

Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.

Итак, вот 8 самых интересных психологических эффектов:

1. Эффект Ромео и Джульетты

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

2. Эффект Несовершенства

Представьте себе, что вы в кого-то влюблены. Этот человек вам кажется добрым, талантливым, красивым. Затем представьте себе, что этот человек идет по тротуару и резко падает прямо лицом в грязь. По различным причинам, вы сильнее в него влюбляетесь, и вам кажется, что вы стали ему еще больше нравиться в результате его неуклюжести. Исследования показывают, что людям, как правило, начинает нравиться тот человек, которые несовершенен, который делает ошибки и признает их. Данный эффект анализировался в течение очень длительного периода времени, в итоге было обнаружено, что, к примеру, неуклюжие женщины привлекают мужчин больше, но не наоборот. Однако, основополагающий принцип, гласящий, что мы больше тянемся к несовершенным людям, остается неизменным.

3. Эффект Очевидца

Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне. Интересно то, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-нибудь поможет, т.к. каждый из них считает, что помочь должен кто-то другой. А если очевидец один, то и вероятность его помощи существенно увеличивается.

Проявление эффекта очевидца наглядно иллюстрируют различные сводки новостей о происшествиях, где сообщается, что люди, ставшие очевидцами трагических событий, не оказали никакой помощи пострадавшим. Возможно, и вы сами могли наблюдать ситуации, когда, например, человеку стало плохо в людном месте, и он упал, а толпа зевак, находившаяся рядом, просто продолжала наблюдать. Каждый мог помочь, но думал, что поможет кто-то другой. На самом деле, это проявление безразличия и бесчеловечности. Если вдруг вы станете очевидцем какого-то случая, не думайте, что помогут остальные, не оставайтесь безучастными, а поспешите на помощь пострадавшему. Быть может, вы спасёте чью-то жизнь. Не важно, как другие реагируют на ситуацию. Важно то, как отреагируете именно вы.

4. Эффект Труднодостижимости

Очень двоякий эффект. Заключается в том, что люди с более высокими и недоступными идеалами, более интересны и желанны для остальных, чем те, кто доступен здесь и сейчас. Одновременно с этим, «труднодостижимый» человек отваживает от себя людей и вскоре становится никому не нужным.

5. Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник – это психологический феномен, который заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, чем те, которые успели завершить. Данные об этом эффекте были получены опытным путём: проводилось несколько экспериментов, участниками которых были школьники и студенты. Во время этих экспериментов испытуемые заканчивали одни задания и прерывали выполнение других. По окончанию экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.

Эффект Зейгарник вы можете испробовать даже на себе. Возьмитесь за выполнение какого-нибудь не очень простого для вас самостоятельно выбранного задания и доведите дело до конца. Сделайте небольшую паузу. Затем возьмите листок и ручку и запишите все детали процесса выполнения. После этого выберите для себя другое задание. Доведите его готовность до половины и прекратите выполнение. После аналогичной паузы запишите все детали процесса. Вы заметите, что то, что вы закончить не успели, воссоздаётся в памяти гораздо легче и отчётливее, чем то, что вы закончили. Такой, так сказать, приём очень практично использовать для контроля выполнения каких-либо заданий и повышения эффективности. Если вы утомились, делая что-то, сделайте паузу, отдохните. После вы сможете продолжить с новыми силами, и в точности помня все детали того, что делали.

6. Эффект Аудитории

Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции.

Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители. Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги). Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни. С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность.

7. Эффект Ореола

Сутью эффекта ореола или хало-эффекта является следующее: если человек произвёл хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хорошие качества, которых на самом деле может и не быть. Если же человек произвёл плохое впечатление, то в дальнейшем люди будут неосознанно стараться видеть в нём плохие качества, независимо от общей характеристики его личности. Эффект ореола часто проявляется в визуальной оценке: если человек красив внешне, то он воспринимается умным, образованным, приятным в общении и т.д. Если же человек обладает не очень привлекательной внешностью, то и оценка его будет противоположной.

На деле эффект ореола может проявиться в работе или учёбе: если вы изначально зарекомендуете себя, как ответственного и добросовестного ученика, студента или работника, будете прилежно выполнять все задания, активно участвовать в учебном или рабочем процессе, вы, тем самым, создадите себе положительную репутацию, которая в будущем будет работать на вас. В дальнейшем вам могут простить небольшие погрешности в работе, невыполнение задания по каким-либо причинам, отсутствие на занятиях и т.п. Но стоит помнить о том, что злоупотреблять этим нельзя, иначе вы можете потерять свою репутацию. Старайтесь всегда и везде показывать себя только с лучшей стороны и проявлять только положительные качества. Именно это сослужит вам хорошую службу. Не нужно притворяться лучше, чем вы есть на самом деле, а стоит уделить внимание своим слабостям и постараться их искоренить, сделав себя более сильной личностью.

8. Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека. Эффект Пигмалиона, кстати, часто получает подтверждение в проверке паранормальных явлений: сторонники убеждаются в том, что эти явления есть, а противники – в том, что их нет.

Эффект Пигмалиона очень эффективен в применении. Вы можете испытать это, например, на своём ребёнке, который должен в ближайшее время попасть в новое окружение (новый класс, школа, спортивная секция и т.п.). Как правило, многие дети испытывают дискомфорт от того, что им предстоит общаться с незнакомыми людьми, думают о том, как их воспримут, боятся не понравиться и т.д. Скажите ребёнку, что вы уже общались с теми людьми, с которыми ему предстоит встретиться, и они настроены в отношении него очень доброжелательно, позитивно, дружелюбно, и рассчитывают на такое же отношение в ответ. Оказавшись в новом окружении, но будучи настроенным на позитивный лад, ваш ребёнок будет непроизвольно вести себя, рассчитывая на то, что вы ему говорили. А это, в свою очередь, будет реализовывать ваше пророчество. В итоге, велика вероятность того, что отношения в новом коллективе будут приятными и доставят удовольствие и вашему ребёнку и тем, кто будет с ним общаться.

Конечно же, рассмотренные нами психологические эффекты не являются единственными в своём роде. Подобных эффектов существует масса и все они уникальны и интересны. Психология, как известно, наука очень глубокая и обладает множеством особенностей и нюансов. Но эффектов, приведённых выше, должно быть достаточно, чтобы понять, что жизнь человека наполнена удивительными феноменами, а сама его личность – это предмет глубокого и тщательного изучения. Желание разобраться в особенностях человеческой натуры – это повод не только к поиску и усвоению новых знаний, но и похвальное стремление стать лучше самим и сделать лучше свою жизнь.

Развивайтесь, открывайте для себя новые грани человеческого бытия, аспекты своей личности и неповторимость природы человека!

Психологический эффект — это часто повторяющиеся явления, возникающие во время взаимодействия человека с человеком и человека с обществом. Эффекты подобного рода на самом деле являются стабильными и легко обнаруживаются. Есть даже группа самых распространенных психологических эффектов, которые нередко становятся частью нашей жизни, иногда даже без нашего ведома.

Эффект плацебо

Согласно определению «плацебо» — это вещество, не являющееся лекарственным препаратом, но используемое в качестве такового. Целебный эффект «плацебо» связан с верой пациента в то, что он принимает лекарство, а не «пустышку». Другими словами, весь эффект сводится к самовнушению человека. Правда некоторые «осложнения» могут вызвать особые психологические качества пациента, его индивидуальные характерные черты, а также вера в медицину.

Эффект Веблена

Экономически необоснованный повышенный спрос, а также демонстративное потребление товаров высокой ценовой категории. Дорогая вещь, как правило, подчеркивает статус его пользователя, потому на его покупку не скупятся. Феномен Веблена сегодня часто встречаемый, особенно в среде молодых людей, для которых социальный статус имеет большое значение. Одна из главных особенностей эффекта Веблена – чем выше цена, тем выше спрос.

Эффект Зейгарник

Занимательный психологический феномен, согласно которому человек гораздо лучше запоминает внезапно прерванное занятие, чем то, которое было завершено. В 192О-ых годах были проведены эксперименты с участием школьников и студентов. Ученикам испытания предоставили ряд заданий, и время от времени решение данных задач прерывали. По окончанию экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.

Холодное чтение

К холодному чтению, как правило, обращаются экстрасенсы и гадалки, которые стремятся создать впечатление того, что знают о человеке больше, чем это есть на самом деле. Делается это посредством анализа физических и внешних данных: пола, возраста, одежды, расовой, религиозной и сексуальной принадлежности, уровня образования и прочих данных. Метод строится исключительно на догадках, однако большинство из них бывают верными.

Эффект Пигмалиона

Он же эффект Розенталя – феномен уникальный и абсолютно необъяснимый. Заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности определенной информации, подсознательно будет вести себя таким образом, чтобы получить подтверждения своей веры. Другими словами, если человек верит в паранормальные явления, он чаще замечает странности и сталкивается с необъяснимыми явлениями.

Эффект Барнума/эффект Форера

Феномен также именуется эффектом субъективного подтверждения, заключается в том, что человек верит в описание своей личности, которое на самом деле имеет обобщённый характер и может быть применено в отношении других людей.

Эффект аудитории

Эффект аудитории — это влияние, которое оказывает аудитория на деятельность человека присутствием других людей. Влияние может иметь и положительный, и отрицательный эффект. В результате ряда исследований, была обнаружена закономерность, согласно которой человек, который выполняет знакомую ему работу, при наличии аудитории улучшит свой результат, и наоборот, при выполнении сложной и мало знакомой работы, присутствие других людей результаты ухудшает.

Эффект последовательности

Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия в зависимости от последовательности выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.

Эффект Хоторна

Согласно феномену Хоторна, когда человек сознает свое участие в эксперименте, то это приведет к искажённому, вероятнее всего, лучшему результату. Хоторн пришел к выводу, что человек, знающий о своем участии в эксперименте будет действовать гораздо более эффективно, проявит сосредоточенность, нежели в обычных условиях. Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.

Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового и чему-то научился.

Эффект первого впечатления

Смысл эффекта первого впечатления заключается в том, что люди при знакомстве с другими людьми и их оценке часто придают значение впечатлению, которое у них возникает в первые минуты общения. Бывает даже так, что при дальнейшем общении все последующие впечатления и сведения представляются неверными и отбрасываются. Первое впечатление может быть сформировано преднамеренно или непреднамеренно. На первое впечатление влияют такие особенности человека, как его внешний вид, манера держаться и разговаривать, уверенность или неуверенность в себе, голос, взгляд и т.д.

Эффект очевидца

Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне. Интересно то, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-нибудь поможет, т.к. каждый из них считает, что помочь должен кто-то другой. А если очевидец один, то и вероятность его помощи существенно увеличивается.

Эффект ореола

Сутью эффекта ореола или хало-эффекта является следующее: если человек произвёл хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хорошие качества, которых на самом деле может и не быть. Если же человек произвёл плохое впечатление, то в дальнейшем люди будут неосознанно стараться видеть в нём плохие качества, независимо от общей характеристики его личности. Эффект ореола часто проявляется в визуальной оценке: если человек красив внешне, то он воспринимается умным, образованным, приятным в общении и т.д. Если же человек обладает не очень привлекательной внешностью, то и оценка его будет противоположной.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Когда мы говорим, что наши действия - это результат только наших решений, мы немного лукавим. Ведь мозг постоянно ухитряется обманывать нас, искажая восприятие реальности.

сайт собрал 10 психологических эффектов, которые управляют нашим поведением, даже если мы об этом не догадываемся.

Этот синдром основывается на реальном эксперименте : если поместить лягушку в воду комфортной для нее температуры и включить постепенный нагрев, то лягушка потратит все силы на стабилизацию температуры тела и, когда вода закипит, не сможет выпрыгнуть и умрет. Если же поместить лягушку в емкость с кипящей водой, то она выпрыгнет сразу.

Так и люди, попадая в неприятную, но неопасную для жизни ситуацию, предпочитают терпеть постоянные мелкие неудобства, пока они не истощат их эмоционально. Болезненные отношения с близкими, ненавистная работа - все это ловушки , в которые мы сами себя загоняем из-за нежелания что-либо менять.

Зачастую наш мозг цепляется за старые представления , уже прочно укрепившиеся в массах, и отрицает новые, достоверные данные. Классический пример: долгое время люди не принимали тот факт, что Земля круглая (кстати, такие люди до сих пор существуют). Информация о том, что Земля плоская, была более «комфортной» для мозга, ведь все новое, как известно, пугает.

В повседневной жизни многие из нас бывают крайне консервативны: нам сложно расстаться с устаревшей информацией и даже чувствами , утратившими свою актуальность.

Когда дела идут совсем плохо, порой мы не хотим узнавать лишние подробности наших неприятностей -подобно страусу , зарывающему голову в песок. Мы игнорируем негативную информацию, предпочитая вовсе не думать о проблеме. Например, мы радуемся, что преподаватель еще не проверил наше экзаменационное задание, потому что не хотим знать результат. А вдруг он плохой?

Как ни парадоксально это звучит, но тот факт, что мы не можем распознать когнитивные искажения у самих себя, - это тоже искажение. Эффект слепого пятна - именно тот случай. Люди склонны замечать ошибки в поведении других, но игнорировать собственные (даже самые очевидные). Согласно исследованиям , каждый человек хоть раз испытывал на себе действие этого эффекта.

Часто мы переоцениваем значимость доступной нам информации , особенно когда принимаем решение. Например, человек, отстаивающий свою дурную привычку, будет говорить, что знает кого-то (совсем не обязательно лично), кто выкуривал по 3 пачки сигарет в день и дожил до 100 лет. Мозг исключает вероятность того, что этот пример если и не выдуман, то уж точно уникален. Человек автоматически распространяет удачный пример на свою ситуацию и считает, что ему волноваться не о чем.

Когда у нас что-то получается в новой для нас сфере деятельности, наше представление о собственных способностях, как правило, искажается , а самооценка становится завышенной. Именно поэтому новички дают «ценные» указания более опытным сотрудникам, но при этом не замечают собственных ошибок .По мере получения опыта человек начинает понимать, как много он еще не знает в своей области, и его когнитивное искажение меняет знак на «минус»: самооценка сильно занижается.

Исследование показало, что если поставить людей перед выбором снизить до нуля небольшой риск или значительно уменьшить огромный, то большинство выберет первый вариант (даже если он будет контрпродуктивным). Свести и так низкую вероятность авиакатастроф к нулю или резко уменьшить колоссальное число автомобильных аварий? Нулевой риск зачастую выглядит привлекательнее для нашего мозга .

Представьте, что вы решили накопить на машину. В какой-то момент, скажем, за пару недель до покупки, вы осознаете, что у вас скоро наберется нужная сумма денег, и переживаете сильнейшие эмоции: мысленно вы уже совершили покупку . Именно поэтому эмоции будут не такими сильными, когда вы действительно станете обладателем заветной машины. Возможно, вы даже почувствуете разочарование.