III. Сообщение темы и целей урока

Конспект урока окружающего мира на тему: Природа в опасности. Охрана природы!

Конспект урока окружающего мира разработан для учащихся 3-х классов на основе УМК "Школа России", автор учебника А.А.Плешаков.
Цель: формирование у учащихся начальной школы положительного отношения к природе, как одной из ценностей нашей жизни.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с положительными и отрицательными сторонами человеческого влияния на природу;
2. Познакомить с понятием «Красная книга»;
3. Учить правильному поведению в природе;
4. Развивать логическое мышление, активное и целенаправленное восприятие, грамотную речь, наблюдательность.
5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Урок построен на активном участие детей в образовательном процессе. Включает повторение основным правил поведения в природе, решение проблемных ситуаций, подробное знакомство с Красной книгой. Помимо всего вышеперечисленного включено обсуждение экологической ситуации в своем родном крае, просмотр слайд-шоу о заповедных местах Смоленской области.

Ход урока

1.Организационный момент
Звучит музыка («звуки природы»)
2.Актуализация знаний
-Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в лес. В лес нас приглашает Лесовичок.
Очень добрым, очень светлым,
Золотистым, ясным днём
Мы поедем в гости к лесу,
В гости к солнышку пойдем!

-Итак, мы отправляемся с вами в лес! Человек многим обязан природе, лесу.
-Чем же именно нам дорог лес?
Почему мы с лесом дружим,
И зачем он людям нужен?

-Совершенно верно. Лес - это кладовая с великими сокровищами жизни. Он дарит нам орехи, грибы, ягоды, украшает нашу Землю.
-Наша природа разнообразна и величава. В летнюю пору на цветах жужжат пчелы и шмели, порхают бабочки. Небесную синеву разрезают крылья птиц. А какое множество животных, разных видов обитает на земле! Многообразен и удивителен мир природы!
-Посмотрите на доску. Нужно определить, кому, что кому необходимо для жизни?
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес
-Для того чтобы узнать, какие животные и птицы обитают на нашей лесной полянке, Лесовичок приготовил загадки, которые вам нужно отгадать. Слушайте внимательно!
1. Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки все грызет? (Белка)

2. Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны,
Днём и ночью смотрит сны? (Медведь)

3. Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком. (Ёж)

4. На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…(Скворец)

5. Днём спит,
Ночью летает
И прохожих пугает. (Сова)

6. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её… (Лиса)

7. У меня ходули, -
Не страшит болото:
Лягушат найду ли –
Вот моя забота. (Цапля)

8. Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (Волк)

9. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа –
Целый день долбить стволы. (Дятел)

10.Отгадайте, что за шапка,
Меха белого охапка
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. (Заяц).
Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
3.Работа над новым материалом

Но они почему-то опасаются пускать нас в своё лесное царство, и очень чем-то взволнованы. Они прислали нам письмо: «Природа в опасности!» И это тема нашего урока.
- Как вы думаете, что же случилось?
- Наверно, до нас в лесу были те, кто природу не бережет, плохо к ней относится. Но я уверена, что вы знаете, как вести себя в лесу, на речке, у озера.
- Я, сейчас, буду показывать рисунки, а вы должны будете ответить, что они означают и почему этого нельзя делать.
«Запретные знаки»
Нельзя сбивать грибы ногами.


Деревья и грибы между собой дружат. Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница всасывает из почвы и посылает дереву воду.
Не разоряй муравейники.


Муравьи – защитники леса. Семья одного муравейника защищает от опасных насекомых огромные участки земли.
Не разоряй птичьи гнезда.


Если разорять птичьи гнезда, то птиц будет все меньше и меньше, и они могут совсем исчезнуть.
Не убивай лесных насекомых.


Пауки защищают сады, поля и огороды от всевозможных клещей и улиток.
Не рвите ландыши.


Они занесены в красную книгу.
Не вырывай кустарники с корнем.


Не оставляй после себя мусора.


Мусор, который оставляют люди не может сам переработаться, а это мешает жизни животных. Они могут пораниться о стеклянные бутылки, или отравиться.
Не оставляй костры горящими в лесу.
Может возникнуть пожар, что нанесет непоправимый вред лесу.
Не забирай лесных животных домой.


-Молодцы! Природу нужно охранять и беречь. В лесах обитают разные ценные животные, будем охранять наши леса!
-Проверим, как вы уяснили эти правила.
-Откройте тетради с.6 №1
-Запишите правила, которые соответствуют знакам.
-Теперь вы хорошо запомнили правила вежливости в природе. Послушайте стихотворение и скажите, будете ли вы вести себя так, как герой стихотворения.
Дикарь в лесу
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешника кусты - сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех - сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белки и смотреть
На это было больно.
-Почему мальчик не понравился белочке? (ломал ветви, шумел, сбивал грибы).
-А верны ли наши мысли мы узнаем, прочитав текст в учебнике на с.27. («О маленьких ранах…)
-Какие же раны человек наносит природе?
-Даже самые маленькие раны природе тяжело излечить, потому что уж очень много у нее вредителей.
Игра «Выбери правило вежливости»
-Сейчас я буду вам называть правила. Если так можно делать – «ДА», если нельзя – «Нет».
1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. (ДА)
2.В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, еще вырастит. (НЕТ)
3.Наконец-то можно пошуметь, покричать в лесу. (НЕТ)
4.Старайся не шуметь, а то животные очень испугаются. (ДА)
5.Пучеглазую лягушку, жабу и ужа, гусениц, букашек можно всех прогнать. А лучше бы их совсем не было. (НЕТ)
6.Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело. (ДА)
-Продолжим путешествие. Однажды Лесовичок обходил свои лесные владения. Смотрит, из воды рыбка выскочила и говорит: « Не отпускай ты меня Лесовичок, в воду не хочу там больше жить»
-Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там - ее дом?
-Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке?
-А какая еще опасность угрожает природе?
-На все эти вопросы нам помогут ответить страницы учебника с.27 («О ранах больших»)
-Мы с вами говорили о маленьких ранах, а еще есть и большие раны. Прочитаем.
-Так о каких же больших ранах говориться в учебнике?
-Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит и здоровью самого человека, так как он пьет воду, дышит, использует в пищу растения и животных.
-По вине людей уже исчезло немало животных и растений. Многие другие стали редкими и находятся на грани исчезновения. Лесовичок хочет послушать, что вы знаете о таких животных.
-А где мы можем найти списки таких животных?
-Верно, в Красной книге.
-Ребята, а кто знает, что такое КРАСНАЯ КНИГА природы?
Почти все растения и многие животные занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. Но ведь книга о природе, а обложка почему–то красная. Не зеленая как листья деревьев, не голубая, как речная вода, а красная.
Почему ребята, как вы думаете?
-Совершенно верно. Красный цвет – это цвет тревоги. Цвет ёё обложки тревожное напоминание людям, ведь в этой книге списки редких, находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и насекомых. (показ красной книги).
-Изначально все сведения о редких и исчезающих видах растений и животных помешались в одном томе Красной книги. И страницы в ней были цветными. Но это было сделано не для украшения, а для того, чтобы нам было легче понять, какая угроза нависает над тем или иным видом живой природы. Теперь мы вспомним цвета страниц и их значение:
1.Красные страницы -на них представлены те виды животных и растений, которым грозит полное исчезновение. Этот процесс невозможно остановить без вмешательства человека. Это исчезающие виды. Это– красный волк и зубр.
2.Желтые страницы - на них животные, которые встречаются в достаточном для выживания количестве, но их численность сокращается. Это сокращающиеся виды. Это Амурский тигр, карликовый тушканчик, морж, лев.
3.Белые странички – здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Это редкие виды. К ним относятся: белый медведь, снежный барс, утконос, фламинго.
4.Серые странички – на этих страницах животные, которые мало изучены, а места их обитания труднодоступны или точно не установлены. Это неопределенные виды. Слоновая черепаха, императорский пингвин.
5.Зеленые странички – на них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Восстанавливающиеся виды. Например, бурые медведи.
6.Черные странички- на них можно увидеть изображение животных и растений, которых мы уже нигде не встретим. Это исчезнувшие виды. Странствующие голуби, Морская корова.
Об этих животных мы поговорим подробнее. Послушаем, что интересного о них вы нашли.
(Рассказы учащихся)
1. Морская корова
Примерно 250лет назад один путешественник (Георг Стеллер) обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных. Этих животных назвали морскими коровами. Морская корова- малоподвижное беззубое животное с раздвоенным хвостом, практически не умело нырять, питалось водорослями. На них вскоре стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали их…Прошло несколько лет и морские коровы навсегда исчезли.
2.Странствующие голуби
В Северной Америке жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, но люди не прекращали охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одной такой птицы.
(Рассказы учащихся)
-Грустно смотреть на черные странички Красной книги. Особенно понимая, что в этом виноват человек. Так же, число записей в Красной книге все время растет.
Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов.
-Люди поняли, что природа в опасности и ее нужно охранять. Как вы думаете, что для этого делают люди?
-Прочитаем на с.29-30. («Охрана природы»)
-Какие же еще меры принимаются для охраны природы?
1.Красная книга
2.Переоборудование фабрик и заводов
3.Посадка новых лесов
4.Запрет на охоту животных
5.Заповедники и национальные парки
- с.32 посмотрим названия заповедников и парков.
Баргузинский(в Бурятии)
Куршская коса(на побережье Балтийского моря)
-А есть ли у нас в Смоленской области заповедники или национальные парки?
-У нас в Смоленской области существует национальный парк «Смоленское поозерье».
Национальный парк «Смоленское Поозерье» был создан 15 апреля 1992 года. Создание парка преследовало цели сохранения уникальных широколиственно-тёмнохвойных лесов, изучения флоры и фауны региона, сохранение видов растений и животных.
-А теперь давайте мысленно перенесемся в национальный парк «Смоленское поозерье», и посмотрим, какие животные там обитают.
-Каких же животных мы встретили в национальном парке?
-А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?
1.Соблюдать правило поведения в природе
2.Делать кормушки
3.Кормить птиц
4.Сажать деревья и цветы
-Как же нужно относиться к природе, чтобы она не погибла?
-Верно, нужно беречь нашу природу и нашу землю.
Берегите Землю!
Берегите землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях ежевики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в ниве
Берегите землю! Берегите!

(чтение учащимся)
4.Итог урока:
- Что нового вы узнали сегодня?
- Какая же опасность грозит природе?
- Какие меры принимаются для ее охраны?
- Да, ребята, вы уже много знаете о природе, давайте же всегда жить с нею в дружбе, потому что:
Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют сами защититься!
Рефлексия:
Солнышко: кто будет защитником природы, кто все понял на уроке и запомнил.
Капелька: кому было, что - то непонятно.
Знак вопроса: кто хочет еще, что - то узнать о животных и охране природы.
- Вы молодцы! Теперь Лесовичок и обитателей леса уверены, в том, что мы настоящие друзья природы, и когда-нибудь обязательно позовут нас к себе в гости вновь! Лесовичок прощается с вами и благодарит за урок.
5. Домашнее задание:
Учебник: с.27-32(читать)
Тетрадь: с.11 № 2,3,4
Дополнительные задания:
Кроссворд в тетради с.12 №4











муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 п. Клетня Брянской области

Урок окружающего мира

по теме:

" Природа в опасности!

Охрана природы. "

3-й класс

Подготовила

учитель начальных классов

Соловьева Олеся Васильевна

2015г

Урок окружающего мира по теме

" Природа в опасности! Охрана природы. " 3-й класс

Тип урока. Урок объяснения нового материала

Цели деятельности педагога:

1 . Обучающие:

Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу;

Цель создания Красной книги;

Учить правильному поведению в природе.

2. Развивающие:

Развивать логическое мышление, память, воображение, речь;

3. Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, своей Родине;

Бережное отношение к природе.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды;

Приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; объяснять, что такое ответственное отношение к природе.

Регулятивные:

Принимать и сохранять целевые установки урока;

Овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УДД:

Сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу;

Использовать дополнительную литературу,

Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием.

Коммуникативные УУД:

Взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

Формулировать выводы из изученного материала;

Осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные УДД : осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

Оборудование.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013г, Плешаков А. А. Рабочая тетрадь для 3 класса. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013г., , мультимедийный проектор, презентация к уроку, запись песни (видео)А. Пахмутовой «Просьба», Красная книга, иллюстрации с изображением загрязненных территорий окружающей среды, карточки с заданиями.

Ход урока.

I . Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал он на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.
Тихо сели за свой .

II . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

( Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)

1) Приведи примеры экологических связей: Живое - неживое, природа - человек.

2) Приведи примеры экологических связей: Неживое - живое, растение - животное.

3) Подчеркни, что составляет окружающую среду лося. Почва, река, береза, пальма, мартышка, синица, черника, шиповник, заяц.

2. Фронтальный опрос

- Что такое окружающая среда?

- Что изучает наука экология?

- Какие книги по экологии вы нашли?

III . Самоопределение к деятельности Слайд 1.

Учитель. Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш дом. Она покрыта лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы, насекомые, птицы, звери. Послушайте стихотворение.

УЧЕНИК .

Живая планета Земля Слайд 2-9.

Я - горячее пламя огня,
И белый холодный снег,
Я - маленькая капля дождя.
И вода всех морей и рек.

Я - извержение вулкана,
И тихий ветер, и пушистые облака,
Я - нераскрытая тайна океана,
Я - живая планета Земля.

Учитель. Человек живёт в этом прекрасном мире, наполненном гармонией и красотой. И судьба планеты Земля - в ЕГО руках.

Вместе с тем (на доску вывешиваются картинки)

    Человек! Создал страшные яды, которые убивают всё живое.

    Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.

    Человек! Вырубает лес, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.

    Нашей планете грозит страшная беда!

Ведь недаром президент РФ издал указ о том, что 2013 год был назван «Годом охраны окружающей среды».

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Слайд 10.

Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? В чем? Почему? Как вы понимаете тему «Природа в опасности »? Сегодня мы подробно ответим на эти вопросы и еще раз убедимся в красоте природы.

IV . Работа по теме урока. Беседа

Учитель. Слайд 11. Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек - это одно целое.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

Ученик. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель. Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.

Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.

Ученик. Стихотворение «Я обнял глобус..»

Я обнял глобус – шар земной. Один – над и водой. В руках моих материки Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол Мне говорят: «Будь с нами добр. Не растопчи нас, и не жги, Зимой и летом береги».

И птиц, и рыб я слышу всех: «Тебя мы просим, человек, Ты обещай нам и не лги, Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной, И что-то сделалось со мной. И вдруг шепнул я: «Не солгу, Тебя, родной мой, сберегу».

Учитель. Загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и растительного мира на планете приобрело глобальные масштабы.

Об этом посмотрим сказку «Колобок» на новый лад. Слайд 12-23.

1 скоморох:

Здравствуйте, гости дорогие!
Да вы, хозяева родные!

2 скоморох:

Здоровья вам, да удали!
Терпения и радости.
А сказочку послушать не желаете?
А где послушать, там и посмотреть.
А сказка наша не простая,
Хоть всем знакомая такая.

1 скоморох:

Отгадайте- ка загадку:
Покатился без оглядки
Через поле и лесок
Наш румяный......колобок.

Скоморохи убегают. Появляется старуха.

Старуха:

Всё, готово, испекла!
Остудить теперь нужда.

Дед:

А хорош-то, а пригож. Так и съел бы!

Старуха: - Ну, не трожь!

Дед:

Да не трону, не боись.
А бедовый, а румяный.

Перекатывает колобок. Колобок укатился

Дед:

Вот безрукий, непутёвый!
Стой, куда ты, погоди!

Старуха

Да держи его, держи!

Дед:

Ой, лови его, лови!
Бесполезно, не догоним!
Силы, мать, уже не те.

Старуха:

Что, допрыгался, чертяга.
Говорила ведь, не трожь!

Дед:

Что же делать? Можь вернётся?
Погуляет и придёт.

Старуха:

Нет, старик, он не вернётся.
Посмотри, как он хорош!

Дед:

Ладно, бабка, не горюй!
Да не плачь ты, ради Бога!
О-хо-хо! Пойдём домой!

Скоморохи:

Плачет баба, плачет дед,
Колобка и следа нет,

2 - Покатился по дорожке,
Не догонят резвы ножки.

3 - Покатился без оглядки,
Засверкали только пятки.
Через поле и лесок
Наш румяный колобок.

Появляется заяц, голова забинтована, лапы перевязаны.

Заяц:

Ох-ох-ох! Не дай Бог!
Что за запах аппетитный?
Колобок?! Так поедим!
Стой, ни с места!
Ох-ох-ох! (стонет)

Колобок:

Ты чего это, косой?
И побитый, и хромой?

Заяц:

Попрошу не обзываться!
А косой ты знаешь кто?

Колобок:

Уж не я ли?

Заяц:

Нет, не ты! Есть кругляш у нас такие,
Кто вчера здесь отдыхал,
А потом бутылками пустыми
По кустам, прицелившись, стрелял.
А я как раз под кустиком лежал,
Ну..., культурно отдыхал.

Колобок:

Вот беда! А что потом?

Заяц:

Что? Ты даже не поверишь!
Мусор, грязь, осколки, банки,
Целлофан, бумага, склянки.
Это ж надо только думать!
Это разве были люди?!
Ведь поранятся зверята,
Несмышленые ребята.
Ты катись-ка дальше, друг,
Всех предупреди вокруг.

2 скоморох:

Покатился без оглядки наш румяный колобок,
А навстречу ему... волк.

Колобок:

Здравствуй, серый!
Аль не рад?
У - у- у! Что-то ты волочишь ноги?
Довели тебя тревоги?

Волк:

Это верно, колобок, круглый и румяный бок.
Был я резвым и весёлым,
Никогда не был голодным.
Добывал я пищу сам,
Резво бегал по лесам!
Дёрнул чёрт связаться с ним!

Колобок:

С кем?

Волк:

Да с бараном, что стащил.
А барашек тот гулял
По лугам, да по полям.
А траву на тех полях,
Посыпают с самолёта,
Обрабатывают что- то.
Гербициды, пестициды,
В общем, химия одна.

Колобок:

Волк:

Всё тебе чего, чего!
Съел того барашка я,
Обглодал всего и вот...
Живот пучит, лапы крючит,
Зубы сводит, череп рвёт.
Всё - лечиться надо мне.
На поляне дальше есть травка,
Что мне надо съесть,
Ле-кар-ствен-ная!

Колобок:

Ты лечись, волк, поскорее,
Впредь же будь теперь умнее.
На поляне аккуратней:
Там бутылки, банки, склянки,
Себе лапы не порежь.

Волк:

Вот спасибо, круглый бок.
Ну, катись и будь здоров!

Колобок:

И тебе здоровья тоже.
Что творится-то! О, Боже!

3 скоморох:

Покатился Колобок, Волку он уже помог.
Помогать не стыдно ведь.
Глянь, сюда идёт... медведь.

Колобок:

Здравствуй, Миша-Генерал!
Тоже что ли захворал?

Медведь:

Здравствуй, здравствуй, Колобок,
Круглый и румяный бок!
Я, друг мой, не заболел,
Я в своём родном лесу,
Чуть живьём, брат, не сгорел.

Колобок:

Как же, Миша, так случилось?
Правило-то надо знать,
Что в лесу нельзя медведям,
Ведь со спичками играть.

Медведь:

Да не я! Я что уж, глупый,
Чтобы спичками шалить?
Шёл грибник, окурок бросил,
Ума нет, чтоб потушить!
Вспыхнул лес, трещал валежник,
Еле ноги я унёс, а хотел берлогу строить, да,
С бедою не поспорить.
Птичек жалко, жалко белок, а ежата,
Вот беда...

Колобок:

Ой-ой-ой! Вот уж беда!
Чем помочь такому горю?
А в соседнем-то околке,
Под большой ветвистой ёлкой,
Места разве не найдёшь?

Медведь:

Ты о чём, румяный бок?
Нет околка, изрубили.
Ёлок тоже нет - спилили.
Что за люди, не пойму?
Сеют лишь одну беду!
Ну, счастливо, Колобок,
Не скучай и будь здоров!

Колобок:

Ох, ох, ох! Да что тут скажешь?

Появляются Скоморохи. Второй - плачет

1 скоморох:

Ты чего?

2 скоморох:

Животных жалко!

1 скоморох:

Нам нельзя, брат, унывать,
Будем сказку продолжать!
Глянь, сюда бежит лисица.

Колобок:

Ба! Лисица! Вот так диво!
Ты куда это спешишь?
На меня и не глядишь!
Не узнала что ль меня?
Вот плутовка, во даёт,
Колобка не узнаёт.

Лиса:

Колобков уже не ем,
На диете я теперь!
А не то давно бы съела,
Да боюсь полнеть не в меру.
Ты в магазине не бывал,
Курочки там не видал?
В лесу птиц совсем не стало,
Я чуть-чуть оголодала.

Колобок:

Сам в магазине не бывал,
А от бабки-то слыхал
Разговор её с соседкой,
Что лежат, мол, год как
В лавке
Ножки Буша на прилавке.

Лиса:

Издеваться! Как так можно!
Есть их даже невозможно!
Нет ни запаха, ни вкуса
Не губи ты мою душу!
С каждым днём в лесу всё хуже,
Потравили даже лужи.
Страшно воду пить в реке,
Жизни нет зверью нигде!

Колобок:

Нет, не зря я совершил прогулку эту!
Леса без птиц,
И земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды!

Выходят все звери

... Заяц :

Как это страшно -
Умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного.
Когда опустошённая природа,
Уже не в силах сделать ничего!

Волк:

И поползет проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут,
И падут растенья,
И зверь не обойдёт своей беды.

Медведь:

Земля защиты требует, защиты.
Она спасенья просит у людей!

Все:

Надо всем беречь природу!
Коль беречь её не будем-
Сами мы себя погубим...

Учитель. Ребята! Мы просмотрели сказку. Какие выводы можем сделать?

V . Физкультминутка

По тропинке лесной как-то

Шли мы все домой.

Меж осинок и березок,

Между кленов и дубов,

Меж пенечков и сосенок

По тропинке шли домой.

Вдруг лисичку увидали,

За лисичкой побежали.

Мы лисичку не догнали,

Вновь домой мы зашагали.

По тропинке по лесной

Шли мы дружно все домой.

Меж осинок и березок,

Между кленов и дубов,

Меж пенечков и сосенок

Наконец пришли домой.

VI .Работа с учебником. Слайд 24.

- Прочитайте в учебнике на с. 29 текст «О маленьких ранах...».

- Что такое маленькая рана у природы?

- Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы наносим природе.

- Прочитайте на с. 29 текст «О ранах больших».

- Что такое большая рана?

- Приведите примеры больших ран природы.

- Почему загрязняются воздух и реки, исчезают растения и животные?

-Сейчас я расскажу вам одну историю. Слайд 25.

Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница сердится:

-Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и...

- Но почему? - чуть не плачут ребята. - Они же такие красивые.

( Слайд 26. Фотографии цветов.)

- Объясните, почему сердится учительница. (Ответы учащихся.)

Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит - всякий сорвет.

Оттого цветов этих и стало так мало и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.

- А ромашку рвать можно? - спросила одна девочка.

- Как бы вы ответили на вопрос девочки?

- Какой цветок вы бы выбрали - большой и яркий или маленький и чахлый? (Ответы учащихся.)

Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения потомство дать так и не успевают - в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, - мы в результате себя же и грабим.

- О какой ране природы - большой или маленькой - я вам рассказала?

Слайд 27.

- Почему нельзя рвать полевые цветы?

- Что можно сделать, чтобы у вас в доме были полевые цветы?

- Прочитайте в учебнике на с. 30-31 о животных,которые исчезли навсегда. Слайд 28-30

- Как называются эти исчезнувшие животные?

- По чьей вине исчезают растения и животные?

Как мы можем помочь природе? Давайте составим правила

«Помощь природе». Слайд 31.

- Работая в паре, составьте правила поведения в природе.

(Учащиеся получают заранее приготовленные листочки в виде березовых листочков.)

Напишите на листочках правила поведения в лесу. (На доске вывешиваются листочки, составляется дерево с правилами.Ученики выходят с ними и читают их вслух.)

Памятка-правила «Помощь природе»

1. Не разоряй муравейников.

2.Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов,

не нарушай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.

3.Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них могут поселиться споры грибов-трутовиков, разрушающих деревья.

4.Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.

5.Не засоряй мусором водоемы.

6.Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений.

7.Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.

8.Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчел,

бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки.

Подкармливай солью лосей и других животных.

9.Не разводи костров в лесу.

10.Не оставляй мусор после себя.

Учитель. Давайте отдохнем!

Физкультминутка-игра «Да, нет»

Правила игры: если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши над головой, если – нет, то присядьте.

    Необходимо экономно использовать природные ресурсы.

    Я закрываю водопроводный кран, пока чищу зубы.

    Я не выключаю свет, выходя из комнаты.

    Мне не нравится запах выхлопных газов.

    Я мусорю на улице.

    Видя насекомое в своей комнате, я выпускаю его на волю, вместо того, чтобы убить.

    Используя бумагу в работе, трачу её попусту, не экономно.

    Планета Земля - наш общий дом.

    Охрана природы приносит пользу.

Слайд 33.Продолжение работы по теме урока.

Охрана природы

- Расскажите, какие меры предпринимает человек, чтобы спасти природу.

- Прочитайте об этих мерах в учебнике на с. 31-32.

- Куда заносятся сведения о редких растениях и животных?

- Как называются охраняемые территории? Слайд 34-36

- Что такое заповедник?

Что охраняется в заповеднике?

- Что такое национальный парк?

Существуют еще охраняемые территории, которые называются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определенного времени (5-10 лет).

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется «Красной книгой». Слайд 37.

Почему выбран красный цвет? (Красный цвет - это сигнал тревоги.)

Что вы знаете о Красной книге?

    Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений: Красная книга России» . Ее обложка красного цвета, и выбран он не случайно. Ведь красный цвет - светофор тому пример - сигнал тревоги, опасности.

    Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены те животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте будем охранять животных, оберегать их, а если надо, то и помогать им!

Учитель. А только ли в лесу человек совершает плохие поступки? Какие экологические ситуации в нашем поселке вас не радуют? Слайд 38-40

На территории района расположены два очистных сооружения. Одно из них и работает удовлетворительно из-за неполной загруженности, что ведет к нарушению технологического процесса очистки вод.

Атмосферный воздух . На территории Клетнянского района действует несколько предприятий. Промышленными предприятиями района проводится определенная работа по охране атмосферного воздуха. Практически на всех предприятиях назначены ответственные лица за охрану окружающей среды.

Отходы . В 2014 году в п. Клетня образовалось и вывезено на полигон более 2.2 тыс. м3 производственных и бытовых отходов.

Основная экологическая проблема района заключается в захламлении твердыми бытовыми отходами зелёной зоны п. Клетня. В 2014 году при проведении рейдов обнаружено более 12 несанкционированных свалок. Более половины из них ликвидированы.

Учитель. Скажите, а в каком городе вы бы хотели жить? Давайте попробуем его построить, чтобы все были в нем счастливыми.

Кислотный дождь


На доске прикреплены листы в форме кирпичиков со словами:

Горы мусора


Очистительные сооружения

Радуга


Браконьерство


Затоптанные цветы

Зеленые насаждения

VII . Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради.

1 (с. 18).

- Прочитайте задание.

- Какое влияние на природу может оказывать человек?

- Приведите свои примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

3(с. 19).

- Прочитайте задание. Выполните его.

- Напишите, как еще называются охраняемые территории.

5 (с. 20).

- Прочитайте задание. Разгадайте кроссворд.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VIII .. Рефлексия

Тест «Проверь себя» Слайд 41-47.

Оценивание учащихся.(комментирование оценок)

IX . Подведение итогов урока

- Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?

Учитель. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите природу! Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

Послушайте стихотворение:
Берегите Землю! (Слайд 48-58.)

Берегите Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,

- Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите...

М. Дудин

Учитель . За 3 года мы с вами выучили много песен. Какая из них может стать гимном охраны природы?

Звучит песня и видео А. Пахмутовой «Просьба».

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 29-34.

2. Рабочая тетрадь с.19№2,с.20№4, с.21 №6

(Придумайте и нарисуйте на отдельном листе плакат «Берегите природу!»)

Список использованной литературы

1.Презентация http://сайт/, фото загрязнение окружающей среды

4.Интернет ресурсы http://nsportal.ru/,http://kopilkaurokov.ru/

5 .Материалы из межпоселенческой районной библиотеки п.Клетня об экологических ситуациях в Клетнянском районе.

Карточка №1

Живое - неживое, природа - человек.

Карточка №2

Приведи примеры экологических связей:

Неживое - живое, растение - животное.

Карточка №3

Подчеркни, что составляет окружающую среду лося.

Почва, река, береза, пальма, мартышка, синица, черника, шиповник, заяц .

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов Московской области

«Педагогическая академия последипломного образования»

МОУ МЦ « Раменский дом учителя»

Проектная работа

Разработка урока по окружающему миру

в 3-м классе

на основе системно – деятельностного,

компетентностного подхода

слушателя курсов

« Педагогические условия

введения ФГОС 2-го поколения

в начальной школе»,

учителя начальных классов

МОУ Кратовская СОШ № 98

Александровой Ольги Владимировны

Раменское

2013 год

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Личностные результаты

«Природа в опасности»

Ознакомить учащихся с влиянием человека на природу, познакомиться с Красной книгой России и создать собственную Красную книгу.

Охрана природы, экология, правила поведения в природе, Красная книга России, заповедники, национальные парки

— учить правильному поведению в природе, расширить и углубить знания учащихся о животных и растениях Красной книги;

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

по теме: «Природа в опасности»

Цель: ознакомление учащихся с влиянием человека на природу и созданием Красной книги.

Учебные задачи :

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: — формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные : формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные : развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные : развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения : — учить правильному поведению в природе, расширить и углубить знания учащихся о животных и растениях Красной книги;

— развивать воображение и логическое мышление;

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Базовая технология: технология деятельностного подхода.

Ресурсы: основные:

    Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.29 — 34, М. «Просвещение», 2013г

    Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.18 — 21, М. «Просвещение», 2013г

дополнительные:

мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент

Любите родную природу-

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

II. Сообщение темы и цели урока

Прочитайте тему урока: «Природа в опасности!» (слайд №2)

— Природа находится в опасности, она просит нас о помощи. Мы должны помочь ей, необходимо сохранить богатства природы.

Первым на Земле этот зов услышал человек, который ближе всех к природе. Он сегодня у нас в гостях. А кто это? Вы должны его узнать, выполнив задания. (слайд №3)

III. Проверка домашнего задания

— Это слово – имя человечка. Для вас этот гость приготовил задания, выполнив которые вы имеете право открыть букву соответствующую номеру задания. (слайд №3)

1 задание

— Что такое «окружающая среда»?

2 задание

— Что изучает наука экология?

3 задание

— Приведите примеры экологических связей:

а) живое неживое,

б) неживое живое

в) растения животные,

г) человек природа.

4 задание

-Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец.

5 задание

— Какое значение для людей имеет экология?

— У нас осталась одна буква, я думаю вы уже догадались, кто же сегодня у нас в гостях?( Лесовичок) (слайд №3)

IV. Изучение нового материала

Необходимость бережного отношения к природе – беседа

— На урок Лесовичок принёс запрещающие знаки и хочет проверить, как вы их понимаете и выполняете. (слайд №4)

— Запишите правила, которые соответствуют данным знакам.

— Ребята, вы запомнили правила вежливости? Не будете ли вы похожи на этого мальчика? Ученик читает стихотворение Т. Ладонникова «Дикарь в лесу» (слайд № 5)

— Почему мальчик не понравился белочке?

Игра «Выбери правило вежливости» (слайд № 6)

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2.В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.

3.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.

4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

(Дети выбирают правила 1, 4, 5, ещё раз зачитывают эти правила.)

Однажды обходил Лесовичок свои владения (слайд № 7).

Глядь, выскочила из воды рыбка и молвит: «Не отпускай ты меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки нет, там жить» (слайд №7, включается звук).

— Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там – её дом? (слайд №8)

— Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке?

— А кому ещё угрожает опасность? Почему?

Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит его собственному здоровью, так как человек пьёт воду, дышит, использует разнообразных животных и растения (слайд №9).

V. Физкультминутка «Лес» (слайд№10)

А сейчас Лесовичок приглашает всех нас в лес.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

VI. Охрана природы – лекция учителя (слайд №11)

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.

Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.

Работу по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 году.

По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и заданы в виде книги. Это и была первая Красная книга. (слайд №12)

В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

В Красную книгу России занесены:

а) млекопитающие: сурок-байбак, кулан, красный волк, манул, зубр и другие (слайд №13);

б) птицы: черный аист, скопа, беркут — балобан, казарка, дрофа и др.;

(слайд №14)

в) рыбы: стерлядь, сёмга, ручьевая форель, корюшка, хариус и др.;

(слайд №15)

г) насекомые: подалирий, щелкун каштановый, цикада горная, шмелевидка и др. (слайд №16);

д) растения: венерин башмачок, шафран, кастилея красная, родиола розовая и др. (слайд №17).

Создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной (слайд № 18).

— Так почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник? (Высказывания детей)

— Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?

Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, прочисти родник, подкорми птиц.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы (слайд №19, три картинки).

— А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? (Ответы детей.)

— Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила! (Повторение правил вежливости.)

VII. Задание Лесовичка (слайд №20)

Помоги природе посади дерево, сделай кормушку, запаси на зиму корм для птиц.

VIII. Итог урока

— О чём вы узнали сегодня на уроке?

Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину» (слайд №20).

Ученик читает стихотворение:

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,

Рек не загрязняли.

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!

Лесовичок прощается и желает всем удачи. Он отправляется в свои владения.(слайд №21)

IX. Домашнее задание

«Проверь себя»;

Литература

1. Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс. Москва «ВАКО» 2004

2. Н.В.Лободина, Л.И. Рудченко. Окружающий мир. 3-4 классы; поурочные планы. Издательство «Учитель», 2011