Храм Падманабхасвами – самый богатый храм в мире. В индии не могут поделить клад, по стоимости превышающий бюджет хорватии

Верховный суд Индии пытается сейчас решить судьбу огромного богатства, хранящегося в подвалах вишнуистского храма в городе Тируванантапурам. Речь идет о сокровищах, чья стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет 22 миллиарда долларов. С одной стороны, на них претендуют потомки раджей, веками копивших золото и драгоценные камни. С другой - верующие индуисты и профсоюз служителей храма. Между тем цена вопроса может подскочить значительно выше, поскольку еще не все храмовые хранилища вскрыты, а совокупная стоимость находящихся там сокровищ, вероятно, равняется триллиону долларов.

Звезды во мраке

«Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак - его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».

Так описал сокровища храма Падманабхасвами один из членов спецкомиссии, назначенной Верховным судом Индии для осмотра сокровищницы - каллары, в которой раджи Траванкора, древнего княжества на территории нынешнего штата Керала, веками складировали свои богатства. В присутствии потомка раджей одно из хранилищ вскрыли, чтобы убедиться: древние легенды о бесчисленных богатствах княжеской семьи не лгут.

Сейчас Падманабхасвами находится под круглосуточной охраной 200 полицейских. Все подходы к храму просматриваются камерами наружного наблюдения, на входе установлены рамки металлоискателя, а на ключевых позициях размещены пулеметчики. Эти меры не выглядят избыточными: хотя члены комиссии обязались хранить полный перечень найденных сокровищ в секрете, речь, по самым скромным подсчетам, идет о ценностях, слегка превышающих бюджет Хорватии. Среди наиболее примечательных экспонатов из чистого золота - полноразмерный трон, усыпанный сотнями бриллиантов и другими драгоценными камнями, 800 килограммов монет, цепь длиной в пять с половиной метров и золотой сноп весом более полутонны.

Остальные хранилища еще не вскрыты. В них могут находиться сокровища стоимостью триллион долларов - это больше, чем военные бюджеты США, Китая и России вместе взятые.

Кобры и несовершеннолетние боги

Княжество Траванкор на юге Индии было основано в 1729 году, но храм Падманабхасвами гораздо древнее. Его нынешнее здание построено в XVI веке. Святилище же на этом месте, как уверяют историки, было задолго до этого. В древних тамильских текстах его именовали Золотым храмом, поскольку по преданию стены святилища были из чистого золота. Столетиями люди несли туда подношения богу Вишну. После основания Траванкора в храм буквально хлынул поток драгоценностей: бесстрашные раджи одержали немало побед над соседями, присвоив их сокровища, и даже нанесли поражение голландской Ост-Индской компании. Государство процветало, торговля крепла, деньги текли рекой.

Возвращавшиеся из удачных странствий купцы оставляли в Падманабхасвами, главном храме Траванкора, щедрые подношения. Немало сокровищ храму перепало и от самих раджей: по обычаю наследник трона, достигнув совершеннолетия, передавал храму в дар золота столько, сколько весил он сам. В британские времена Траванкор стал туземным княжеством, его правители были у британцев на хорошем счету и пользовались многочисленными привилегиями, продолжая богатеть. Сокровища храма были в безопасности: хотя каллары охраняли лишь несколько человек с деревянными палками, каждый в Траванкоре знал, что подвалы Падманабхасвами кишмя кишат ядовитыми кобрами, чьи изображения были высечены на дверях в назидание ворам.

В 1946-м, перед уходом британцев из Индии, властители Траванкора вспомнили о былой славе, отказавшись присоединяться к Индии и Пакистану. «Траванкор станет независимым государством, - объявил представитель княжества. - Мы не видим причин, по которым должны иметь меньше суверенитета, нежели Дания, Швейцария или Сиам». Лишь с большим трудом траванкорцев удалось уговорить присоединиться к Индии, но взамен княжеская семья вытребовала себе немало привилегий, включая титул хранителя храма Падманабхасвами.

Дело в том, что по индийским законам божества, которым посвящен храм, могут владеть поднесенными им дарами и земельными участками при святилище. При этом юридически боги приравнены к несовершеннолетним, а следовательно, им полагается опекун - он же хранитель храма и всех его сокровищ. Именно эту должность и получили раджи Траванкора. Вскоре поползли слухи: злые языки говорили, что лишившиеся других доходов раджи нет-нет да и запускают руку в храмовые богатства.

Война Ананды Падманабхана

Все изменили два человека. Дом Ананды Падманабхана, юриста из Тируванантапурама, стоит на улице, ведущей к храму, и он с детских лет слышал все толки и сплетни о нечистых на руку бывших раджах Траванкора. Его дядю Сундарараджана, истово верующего индуиста, не волновали земные богатства - только служение богам. С годами Падманабхан под влиянием дяди с головой ушел в религию и решил посвятить жизнь богу Вишну.

В 2007 году он подал в суд на главу рода траванкорских раджей, 86-летнего Мартханду Варму, утверждая, что он плохо справляется с обязанностями хранителя и Вишну из-за них лишился немалой части своих богатств. По подсчетам юриста, в общей сложности за последние десятилетия из храма пропали ценности на сумму более чем в миллиард рупий (15 миллионов долларов). «Они даже не вели нормальный учет, - возмущался адвокат. - Королевская семья лгала, утверждая, что сокровища никогда не открывались, но и по обрывкам записей видно, что их вскрывали минимум семь раз». Божеству, заявлял Падманабхан, требуется новый опекун.

Падманабхана неожиданно поддержал профсоюз служителей храма. Его лидер, в частности, сообщил: «Множество вещей за последние годы исчезло. В храме хранилась флейта из слоновой кости, ей было много веков. Я видел ее однажды, но с тех пор ее так никто и не нашел. Кучу сокровищ просто украли». Вскоре одного из активистов профсоюза, Падманабху Даса, неизвестные облили кислотой, он выжил буквально чудом.

Расследование, проведенное генеральным ревизором Индии Винодом Раем, подтвердило свидетельства Падманабхана и членов профсоюза. В итоговом документе на 1000 страниц перечислялись пропавшие из храма драгоценности, и список, как говорится в документе, неполон.

Потомки былых королей

За время процесса умер престарелый потомок раджей Мартханда Варма, его место занял племянник - мелкий предприниматель Мулам Тирунал Рама Варма. Он, как и его дядя, категорически отвергает все обвинения. Интересы бывших властителей отстаивает в суде целая команда профессиональных адвокатов.

Раджи Траванкора веками владели храмом, напоминает защита, и состояли в особых отношениях с богом Вишну: так, короли из века в век сопровождали его идол во время торжественного омовения в море дважды в год и даже просили у него разрешения, если нужно было покинуть город. Никакой земной закон не в силах изменить этой священной связи. Любые обвинения в хищениях вообще смешны: записи свидетельствуют, что покойный Мартханда неоднократно вносил деньги, чтобы покрыть дефицит храмового бюджета.

На стороне раджей - колоссальное влияние, которым они до сих пор пользуются в штате Керала, где их по привычке иногда величают королями. В случае необходимости бывшие правители Траванкора легко организуют кампании в свою поддержку.

«Королевская семья считает храм и сокровища в нем своей собственностью, - жалуется Падманабхан. - Но в 1972-м правительство лишило их, как и других правителей, всех привилегий и доходов. Персональное исключение делалось лишь для тех, кто был правителем на момент обретения независимости, но последний настоящий раджа Траванкора умер в 1991 году. Сейчас моя работа почти завершена - я хотел лишь, чтобы сокровища были должным образом сосчитаны и описаны, а дальше уже пусть решает суд».

Нужно больше золота

Над этой схваткой незримо возвышается еще один игрок - федеральное правительство. Индия отчаянно нуждается в золоте: ежегодно для того, чтобы удовлетворить спрос ювелирной отрасли, приходится импортировать около тысячи тонн, тратя на это бешеные деньги. А в индуистских храмах по всей стране, по подсчетам главы индийского Аруна Джатли, хранится более трех тысяч тонн этого драгоценного металла (золотой запас Индии, для сравнения, составляет 550 тонн).

В самом начале восемнадцатого столетия на территории полуострова Индостан образовалось княжество Траванкор. В последующие годы данное княжество было часто посещаемым местом, через которое постоянно проходили торговцы специй. Обычно они оставляли щедрые дары богу Вишну, которого местные жители особенно сильно уважали и считали своим основным покровителем. В 1731 году могущественный правитель Траванкора М. Варма распорядился соорудить на территории княжества величайший и прекрасный храм Падманабхасвами.

Основная достопримечательность храма

Получившийся храм «гопурам» состоял из семи ярусов, которые формировали цельное здание высотой больше тридцати метров. Каждый ярус был украшен великолепными скульптурами, лепниной и росписью. Не менее прекрасным был интерьер храма Падманабхасвами. При входе в него располагались 365 колон, которые изготавливались из гранита. Они формируют протяженный коридор, ведущий к основной зале. Основное помещение, в свою очередь, мастера украсили фресками, изображениями религиозных различных событий и мистических историй. Кроме этого, там установили самую величественную и драгоценную статую бога Вишну, который пребывает в позе «ананантхасаянам» - волшебном сне, о котором рассказывают легенды.

Вишну дремлет на особом ложе, произведенном ним же из Мирового Змея, которого он якобы победил. Этого змея величают Ананта-Шеше, и он в свое время являлся правителем всех нагов – змеевидных существ, которые могли перевоплощаться в людей, и были развитой, предшествующей нам цивилизацией.

Из пупка бога Вишну прорастает лотос, на котором сидит Брахма. Под левой рукой Вишну находится камень-лингам, считающийся важнейшим атрибутом Шивы. К слову, у Вишну было две жены: покровительница Земли Бхудеви и богиня процветания по имени Шридеви.

Высота вышеописанной статуи составляет пять с половиной метров. Ее создали из дорогих святых камней «Шалаграмашил», после чего покрыли толстым слоем золота и украсили драгоценными кристаллами. Из 3-х входов храма можно лицезреть это произведение искусства, но только частично. К примеру, через одни ворота можно видеть только живот Вишну, через вторые – стопы.

Древнее проклятие Траванкора

Если пообщаться с местными жителями, то можно узнать, что храм с его всемирно известной статуей являются лишь частью сокровищ.

Все началось в 2009 году, когда адвокат С. Раджан обратился в суд с требованием открыть погреба храма Падманабхасвами. Болеее 130 лет назад их запечатали, чтобы злоумышленники не прикоснулись к имуществу Вишну. Юрист имел добрые намерения: он считал, что без должной охраны сокровища разграбят «черные копатели», которые рано или поздно могут до них добраться. К слову, храм Падманабхасвами охранялся некачественно. Местная современная власть не могла снарядить охрану необходимыми приспособлениями, а также не желала нанимать большое количество людей. Конечно же, в храме не было современных автоматизированных охранных систем: камер видеонаблюдения, лазерной сигнализации и прочего. Раджан добился своего, несмотря на недовольство местных жителей, которые считали, что имущество бога не должно принадлежать государству. Спустя некоторое время погреба храма Падманабхасвами вскрыли, так как собирались провести инвентаризацию их содержимого.

Находка потрясшая весь мир

Под величественным храмом хранилось огромное состояние: сундуки с тоннами золотых и серебряных монет, золотые слитки, общий вес которых составлял несколько тонн, мешки с драгоценными камнями. Кроме всего ранее перечисленного, в погребах хранились древнейшие короны, различная атрибутика правителей, украшения, ценные монеты других стран, золотые полотна и статуя бога Вишну в классической позе высотой не менее 1,2 метра. Самое интересное, что вся она была изготовлена из золота высочайшей пробы.

После инвентаризации выяснилось, что эти драгоценности имеют немыслимую стоимость – более триллиона рупий Индии, либо более двадцати миллиардов американских долларов. Данная сумма перекрыла даже бюджет всего округа Дели. Исследователи никогда не задумывались о том, что под каким-либо храмом на протяжении сотен лет могли храниться такие объемы богатства, которое никто не тронул и не разграбил. Найденные сокровища решили максимально обезопасить: установили в храме камеры, посадили за мониторы полицейских, которые следили за происходящим в храме круглосуточно, оснастили все помещения самой современной сигнализацией.

Обычные индусы после такого события взялись за металлоискатели и побежали исследовать остальные храмы в надежде на то, что подобные сокровища окажутся еще где-то. Интрига вокруг вышеописанного храма продолжает разворачиваться и ныне, так как под ним вскрыли только 5 погребов. На сегодняшний день археологам удалось обнаружить шесть подобных хранилищ. Последнее планируют открыть в скором времени и надеются, что в нем находятся самые ценные изделия.

К сожалению, мало кто из правительства и исследователей обратил внимание на проклятие, которое наложили жрецы Вишну на тех, кто прикоснется к сокровищам бога. Известно, что после вскрытия скарбницы (приблизительно через неделю после этого) скоропостижно умер С. Раджан, который являлся первым инициатором. СМИ тогда заявили, что его погубила лихорадка, но после стало известно, что вскрытие так и не показало истинной причины смерти. С. Раджан никогда не жаловался на здоровье, был крепким физически и морально мужчиной. После его смерти индусы заговорили о проклятии уже в полный голос, утверждая, что так Вишну мстит за нарушенный сон.

Загадочный 6-й тайник

Один из потомков правителей Траванкора заявил, что шестой тайник храма Падманабхасвами открывать ни в коем случае нельзя. По его словам, он запечатан особым «штампом змея», который обладает магической силой. Существует легенда, что под «штампом змея» хранится самый важный запас для Вишну, который обычный человек трогать не должен. Вскрыть дверь тайника могут только жрецы в особом случае с помощью особого ритуала, который действует только один раз. Тех, кто вскроет тайник самостоятельно без особой причины, ожидает страшная смерть.

Храм Падманабхасвами находится в индийском городе Тривандрум, который расположен в штате Керала. Это культовое сооружение считается одним из 108 обителей Вишну, верховного бога в вайшнавских традициях индуизма.

Информация! Читайте, на майские праздники

Образ бога представлен огромной позолоченной и украшенной драгоценностями фигурой, лежащей на гигантском змее Ананта-шеше в позе вечного сна. Тут же установлены скульптуры его жены, богини Земли Бхудеви, и богини процветания Шридеви.

В пупке Вишну расположен лотос, в котором восседает Брахма. Левая рука скульптуры божества направлена в сторону камня – лингама, символизирующего образ Шивы.

Храм Падманабхасвами – божественное великолепие

Почти 300 лет храм является украшением и визитной карточкой Индии. Высокое сооружение, достигающее в высоту более 30 метров, на котором расположено семь рядов надстройки, украшенной резьбой мастеров того времени. На гопураме установлено множество статуй и композиционных скульптур, которые считаются шедеврами индийского искусства.

Внутреннее помещение состоит из огромного зала. Величественные рельефные столбы, а также золотой шест, увенчанный флагом, создают атмосферу торжественности и гармонии.

Фрески, изображающие фигуры из древних и религиозных легенд, покрывают храмовые стены. Считается, что эти изображения охраняют покой божества.

Богатства храма

В 2011 г в одном из помещений в храмовом подземелье обнаружили невероятные богатства. Высказывалось предположение, что найденные ценности складировались в помещениях храма, существовавшего здесь тысячу лет назад.

Правители княжества Траванкора тщательно охраняли свои богатства, скрывая информацию о них даже от самых близких людей. Поэтому тайна о сокровищах долго оставалась нераскрытой. Так было открыты основные сокровища храма, а золотая скульптура Вишну оказалась частью богатства.

По легенде, правители Траванкора продолжали накапливать сокровища, поскольку здесь пролегал путь торговцев пряностями, которые в те времена оценивались дороже золота. Купцы со всего мира оставляли щедрые подношения божеству Вишну, надеясь на милость и процветание. Не оставались без подарков и местные власти. Все пожертвования собирались в помещениях храма Падманабхасвами.

Историческим прошлым храма и правителей княжества заинтересовались местные власти, ученые и любопытные жители. Легенда о богатствах храма передавалась из уст в уста столетиями. Так, в 2009 году Верховный суд Индии решил вскрыть помещения, доступ в которые запрещен религиозными деятелями страны и предками основателей храма.

Считалось, что сокровища божества нельзя осквернять взглядом простолюдина. Однако местные правоохранительные органы настаивали на вскрытии замурованных комнат, чтобы оценить находящиеся там сокровища и установить адекватную их размерам охрану.

Организованная индийскими властями комиссия вскрыла пять подземных комнат. Информация о размерах найденных богатствах потрясла воображение. Даже те, кто предполагал найти в тайных комнатах много драгоценностей, не ожидали увидеть сундуки с тоннами золота, украшений и драгоценных камней.

Найдены уникальные изделия: золотая корона с изумрудами и рубинами, золотая пятиметровая цепь, полотно из чистого золота весом 36 килограммов, редкие монеты некоторых стран мира и статуя Вишну, выставленную сегодня в храме на обозрение и поклонение.

Найденные сокровища оценены в триллион рупий местной валюты, что гораздо больше бюджета столичного города Индии Дели.

Журнал Фокус опубликовал интересные данные о богатстве и роскоши индийских храмов , и не обошел своим вниманием богатство индийских гуру. Религиозные лидеры Индии на самом деле уже давно не являются аскетами. Иначе, они бы не создали тех мощных бизнес-империй, стоимость которых оценивается в сотни миллионов долларов.

«Популярность гуру в Индии – это результат чрезвычайной религиозности индусов, которая растёт, несмотря на модернизацию и уровень образования в обществе, – объясняет феномен поклонения историк Рамчандра Гуха. – Религиозность предполагает, что индус будет нести деньги или драгоценности божеству, и для него неважно, живой это человек или бессловесная статуя».

Один из самых известных и почитаемых в Индии духовных наставников Саи Баба , скончался в апреле этого года в возрасте 84-х после продолжительной болезни. Он был популярен не только в Индии. Учение Саи Бабы оказало влияние и на умы жителей стран Запада, а среди его последователей были как местные богачи, так и известные люди, к примеру, голливудская актриса Голди Хоун и основатель Hard Rock Cafe Айзек Тигретт.
Когда наставник отошёл в мир иной, в его доме нашли золото и серебро на сумму $5 млн. и ещё $2,8 млн. наличными. Кроме того, среди вещей Саи Бабы обнаружили мешочки с бриллиантами, дорогую парфюмерию и несколько сот пар обуви. Деревушка Путтапарти, откуда гуру был родом, за время его деятельности разрослась, обзавелась собственным аэропортом и больницей, здесь появился университет и развитая инфраструктура. Приближённые к Саи Бабе ученики говорят о том, что у гуру никогда не было счетов в банках, очевидно, он отдавал предпочтение проверенным временем тайникам. По имеющейся информации, траст, оформленный на имя наставника, располагал около $10 млрд. Кто сегодня управляет этими активами, точно не известно.
Даже после смерти гуру Саи Бабы в его храм приезжают тысячи последователей. По информации трастового фонда Шидри Саи, ежегодные благотворительные пожертвования учеников составляют более $80 млн. Кроме того, драгоценности, украшающие святилище, стоят не менее $8 млн.

«Список очень богатых религиозных лидеров Индии довольно длинный. Они не любят, когда их называют бизнесменами, но среди индийских предпринимателей они самые успешные, – отмечает Свами Джи, один из религиозных наставников, осуждающий своих богатых коллег. – Многие утверждают, что строят на пожертвования храмы, школы и больницы. Им следовало бы отдавать на благотворительность всё, что они получают. Но они не в силах отказаться от баснословного богатства и, как правило, распределяют его между членами своей семьи».

Верующие своими пожертвованиями озолотили индийских гуру, но и поспособствовали богатству и роскоши индийских храмов .

Храм Падманабхасвами, штат Керала

После того как несколько недель назад здесь нашли драгоценности на сумму $22 млрд., храм стал самым богатым в Индии. Среди обнаруженных сокровищ – отлитая из золота статуя бога Вишну высотой 1,2 м, алмазы, рубины, блюда, инкрустированные драгоценными камнями.

Храм Венкатешвара в Тирупати, штат Андхра-Прадеш

История этого храма насчитывает более XII столетий. Каждый день его порог переступают 65 тыс. пилигримов, а в праздничные дни – свыше 300 тыс. В прошлом году храм собрал пожертвований на сумму $163 млн. Здесь также хранятся 5 тонн золота, и ещё $140 млн. размещены на долговременных депозитах.

Шри Хармандир Сахиб/Шри Дарбар Сахиб (Золотой Храм в Амритсаре)

Это святыня для религии сикхов. Стены храма покрыты деревянными пластинами, инкрустированными золотом и серебром. Ежедневно здесь бывают не менее 40 тыс. человек. В праздничные дни – до 1,5 млн. В храме хранится 750 кг чистого золота.

Храм Сиддхивинаяка, Мумбаи

В прошлом году пожертвования пилигримов составили более $11 млн. На долгосрочных депозитах храма лежат $30 млн. Только в мае нынешнего года пожертвования составили $500 тыс., 727 кг золота и 11,5 тыс. кг серебра.
Пусть же всего этого несметного богатства хватит и индийским гуру, и индийскому народу, чтобы чувствовать себя богатыми духовно и обеспеченными для мирских нужд.

В начале XVIII века на юго-западе полуострова Индостан было образовано княжество Траванкор. В течение многих столетий по его территории проходили оживленные торговые пути. Европейские торговцы перцем, гвоздикой и корицей появились здесь в XVI веке, после того как в 1498 году сюда приплыли каравеллы португальца Васко да Гамы.

Иностранные и индийские купцы, приезжавшие в Траванкор за специями и другими товарами, обычно оставляли щедрые подношения богу Вишну, чтобы получить благословение на удачную торговлю от высших сил и заодно заручиться расположением местных властей. Помимо пожертвований в храме складировалось золото, получаемое от европейских купцов в уплату за пряности.

В 1731 году одним из самых могущественных правителей Траванкора раджой Мартханда Вармой (он правил в 1729- 1758 годах), в столичном городе Тривандруме (сейчас он называется Тируванантапурам - столица нынешнего индийского штата Керала) был построен величественный храм Падманабхасвами.

Собственно, одна из 108 обителей Вишну здесь находилась еще с III века до н. э., а в XVI веке расположился храмовый комплекс. Раджа на том же месте выстроил гопурам - главную семирядную башню храма высотой 30,5 м. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром.

Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365 прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов.

Основной зал храмовой постройки украшен фресками, изображающими различные мистические истории, и предназначен для хранения главной святыни: уникальной статуи Падманабхасвами - формы Вишну, пребывающего в позе Ананантхасаянам, то есть в вечном мистическом сне.

Скульптурное воплощение верховного бога возлежит на гигантском тысячеголовом змее Ананта-Шеше - царе всех нагов. Из пупка Вишну произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука изваяния расположена над камнем-лингамом, который считается самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня Земли Бхудеви и богиня процветания Шридеви.

Статуя высотой 5,5 м построена из 10 008 Шалаграмашил (священных камней) и покрыта золотом и драгоценными камнями. Ее можно увидеть из трех ворот храма - через одни видны стопы, через другие - тело, а через третьи - грудь и лицо. На протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и были попечителями земного имущества Вишну.

Однако несколько лет назад выяснилось, что и величественный храм, и великолепная скульптура - лишь видимая часть богатства Падманабхасвами. Более того, над провинцией Керала нависло древнее проклятие.

Дело в том, что в 2009 году известный индийский адвокат Сундара Раджан написал в Верховный суд Индии петицию: он потребовал открыть кладовые храма Шри-Падманабхасвами, опечатанные более 130 лет назад. Беспокоило юриста то, что без должного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. Раджан, как бывший полицейский, указывал на недопустимо плохую охрану храма.

Местные полицейские подтвердили его слова: у полиции Керала нет ни технических средств, ни опыта по защите подобных богатств. «Необходимы установки лазерной сигнализации, системы видеонаблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет», - сообщил офицер полиции.

В феврале 2011 года суд признал правоту Сундара Раджана и обязал государство установить должный контроль над храмом, дабы обеспечить необходимую охрану хранящихся в его кладовых ценностей. Согласно судебному решению, исторический памятник передан под юрисдикцию правительства штата Керала.

Разумеется, потомок раджи Траванкора и попечитель храма восьмидесяти летний Утрадан Тирунаал Мартханда Варма обратился в Верховный суд с апелляцией. Аристократ заявил, что специальный закон, принятый после получения Индией независимости, дает ему полное право контролировать храм.




Кроме того, он настаивал, что раджи Траванкора издавна являлись жрецами бога Вишну, что дает им право на управление храмовым имуществом. Однако Верховный суд не согласился с доводами истца и отклонил апелляцию на основании того, что раджи в XXI веке уже не имеют особого правового статуса и рассматриваются как обычные граждане Индии.

Несмотря на гнев верующих, которые полагали, что грабить богов не дозволяется никому, в том числе и властям, специальная правительственная комиссия исполнила решение Верховного суда и вскрыла храмовые тайники, чтобы провести инвентаризацию ценностей.

То, что обнаружилось внутри пяти секретных подземных помещений, потрясло весь мир: сундуки примерно с 1 т золотых монет, 1 т золота в слитках и ювелирных изделиях, мешки с бриллиантами и другими драгоценными камнями.

В одном из хранилищ обнаружили инкрустированные изумрудами и рубинами короны, золотые ожерелья, золотую цепь длиной 5,5 м, 36-килограммовое золотое «полотно», редкие монеты разных стран, а также изумительную статую бога Вишну, лежащего на змее Ананта-Шеше, выполненную из чистого золота и имеющую высоту 1,2 м.

По предварительным данным, найденные сокровища оцениваются почти в триллион индийских рупий, что превышает 20 миллиардов долларов в золотом эквиваленте. Это больше, чем бюджет всего столичного округа Дели!

По словам индийских археологов и исследователей, они даже не представляли, насколько внушительным окажется найденный клад. Естественно, правительством штата были приняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для их охраны привлекли большую часть полицейских штата. В самом же храме срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения.

После этого индусов охватила настоящая мания: схватив металлоискатели или вооружившись чистым энтузиазмом, толпы «паломников» побежали в храмы - вдруг где-то еще найдутся подобные сокровища? В «дома богов» бросились и те, кто никогда благочестием не отличался.

Всем известно, что с глубокой древности богатые семьи Индии щедро жертвовали храмам драгоценности, к тому же существовал обычай во время войн и междоусобиц прятать в храмах городскую казну. Но священные сооружения в Индии всегда были неприкосновенны, и не все индусы ринулись на поиски сокровищ - верующие ужасаются поступкам «богохульников» и утверждают, что боги не простят вторжения в свои дома.

В то же время интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь вскрыты были только пять сокровищниц. После этого собирались вскрыть последнее из шести подземных хранилищ, где, как считается, находится самая ценная часть клада.

Однако проклятия, которыми грозят жрецы Вишну, останавливают высших должностных лиц Керала от решительных действий. И наиболее ярким примером того, что неразумно отмахиваться от угроз жрецов, послужила таинственная смерть инициатора святотатства.

Не прошло и недели после вскрытия сокровищ, как семидесятилетний Сундар Раджан скоропостижно скончался, по официальной версии - от лихорадки. Физически крепкий мужчина, никогда до этого не жаловавшийся на здоровье, внезапно умер, причем вскрытие так и не установило точной причины его смерти. Разумеется, многие индусы сообщениям в прессе не поверили и расценили его кончину как наказание Вишну за потревоженный сон.

Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора. Он заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами. Этот тайник не был вскрыт одновременно с пятью другими комнатами, поскольку он запечатан особым «знаком змея», охраняющего покой Вишну. И дело даже не в сокровищах, которые там хранятся.

Существует легенда о том, что в помещении, запечатанном «знаком змея», хранится своего рода неприкосновенный запас храма Вишну. Золото и драгоценности, хранящиеся там, запрещено трогать.

Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть.

Рассказывают, что где-то в конце XIX века англичане, чувствовавшие себя тогда в Индии полными хозяевами, несмотря на все предостережения раджи и жрецов, решили проникнуть в запретную сокровищницу. Но это им сделать так и не удалось.

Смельчаки, вошедшие в подземелье с факелами и светильниками, вскоре с дикими воплями выскочили оттуда. По их словам, из темноты на них набросились гигантские змеи. Разъяренных пресмыкающихся не удалось остановить ни острыми кинжалами, ни выстрелами. Несколько человек были укушены ядовитыми тварями.

В страшных мучениях святотатцы, покусившиеся на сокровища Вишну, скончались на руках своих товарищей. Больше никто не рискнул повторить их попытку попасть в запретную кладовую.

Так что заветная дверь пока еще не открыта. Один из служителей храма даже дал под присягой показания о том, что вскрывать «дверь со змеей» нельзя - это сулит всем неисчислимые беды. Верховный суд вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет открыто, пока местные власти не гарантируют храму неприкосновенность и безопасность, а сокровищам - должную оценку и охрану, документацию, съемку и профессиональную атрибуцию. Однако, как отметили судьи, это пока не было выполнено даже для уже найденного богатства.

А пока верховные судьи разбираются со старинными заклятьями, историки и общественность спорят, кому теперь принадлежит сокровище и что с ним делать. Проректор университета им. Махатмы Ганди в Керала Раджан Гуруккал уверен, что независимо от того, было ли это сокровище княжеским или храмовым, это - уникальное археологическое богатство, имеющее возраст в несколько сотен лет.

«А любой археологический объект принадлежит нации». Ведь в первую очередь храмовый клад представляет огромную ценность как источник сведений об обществе средневековой Индии и не только, поскольку клады, тем более такие большие, могут содержать монеты и драгоценности, накопленные за достаточно большие промежутки времени. Гуруккал уверен, что сохранностью найденных исторических и культурных предметов должно заниматься государство, и призывает отправить сокровище в национальный музей.

А вот экс-глава Совета археологических исследований Нараянан заявил прессе, что власть, напротив, не должна вмешиваться - судьбу клада должен решать храмовый совет. В противном случае это будет покушением на частную собственность.

Представители индийской интеллигенции, в том числе бывший судья Верховного суда Индии Кришна Айер, предлагают использовать богатства на благо общества: в стране 450 миллионов человек живут за чертой бедности.

«Являются ли найденные сокровища наказанием или благословением для одного из самых бедных индийских штатов, покажет время. С определенностью можно сказать одно: для властей штата Керала деньги были бы точно не лишними», - отметил германский еженедельник «Der Spiegel».

При этом члены индуистских общин настаивают на сохранении сокровищ на прежнем месте, говорится в статье. А одна из них даже пригрозила акцией массовых самоубийств, если ценности будут вывезены из храма. Разгневанные индуисты аргументируют свою позицию тем, что лишь потомки махараджей, которые охраняют сокровища храма, могут решать, что с ними делать.

Впрочем, глава правительства штата Ооммен Чанди уже пообещал, что все ценности останутся во владении храма. Он добавил, что по этому поводу идут консультации с потомками правителей Траванкора и главным жрецом храма.

С другой стороны, многие храмы кладут свои сокровища в банк (например, храм Тирумалы Венкатешвары, расположенный на востоке страны, хранит в банке треть из своих трех тонн золота). Другие же активно вкладывают средства в образование и культуру, строят школы.

Особо заинтересованные в судьбе сокровищ лица, которые совсем не удивились тому, что было найдено в тайных кладовых, это княжеская семья Траванкора.

«Мы лишь удивлены тому, что этому так удивились, - сказал в одном интервью Мартханада Варма. - Все знали, что наша семья богата и много веков дарила золото храму». При этом князь ушел от ответа на вопрос, готова ли его семья передать часть найденных сокровищ на общественные нужды: «Все ответы должен дать Верховный суд. Мы ждем его решения».

А пока суд тянет время, драгоценности лежат в старинных храмах. Никем не учтенные, они потихоньку растаскиваются, исчезают. Нередко артефакты подменяются новоделами, а оригиналы оседают где-то в частных коллекциях.

Единственный путь прекратить это - поставить храмовые памятники и сокровищницы под контроль центральных властей, считают в Индии многие. Собственно, об этом и говорил юрист и бывший полицейский Сундара Раджан, который затеял историю со вскрытием храмовых тайников и умер то ли от лихорадки, то ли от гнева Вишну.