Гуру нанак дев число 13. Ранняя жизнь нанаки

ГУРУ НАНАК первый индийский сикх. Основатель целой религии. Родина сикхизма является север Индостана.

Пенджаб – северо-западные ворота Индии. Через эти ворота с тех древнейших времен, когда еще и страны такой, как Индия, не было, проникали на эти земли самые разные захватчики и завоеватели. Считается, что первыми были племена арьев, пришедшие сюда из Восточной Европы через Среднюю Азию, – в III–II тыс. до н. э., но, впрочем, не исключено, что до их появления через эти ворота здесь проходили и представители других этносов – возможно, из древних стран Передней Азии.

Основоположник сикхизма гуру Нанак. Индийская миниатюра

Как память о боевом прошлом Пенджаба здесь и теперь всюду можно видеть вооруженных людей. На любой базарной улице, шумной, веселой и яркой, сквозь сутолоку видны лавки оружейников, а в их прохладной полумгле – проблеск острых кинжалов и сабель.

Пенджаб лежал на границе с миром ислама, на стыке двух вер, двух культур.

Мирное население Пенджаба все чаще и чаще должно было браться за оружие, чтобы отстаивать от врагов свои дома, поля и скот, города и храмы. Но не было равенства и не было единства в этих войсках. Кастовые барьеры были неодолимы, племенные и религиозные различия мешали взаимопониманию.

Люди неоднократно делали попытки сблизиться, найти синтез, сплав идеологий, который помог бы им соединить свои силы, который снял бы с их жизни проклятие кастового неравенства.

И вот тут предлагал себя ислам – религия без каст, религия, обещавшая равенство всем, кто признает, что нет бога, кроме Аллаха , и что Мухаммед – пророк его. В ислам обращались тысячи людей.

Умнейшим человеком своей эпохи был основоположник сикхизма Нанак, родившийся в 1469 году. Его детство и юность протекали в Пенджабе , в том самом Пенджабе , на который волна за волной обрушивались завоеватели. Гуру Нанак, учившийся и у муллы, и у брахманов, сделал целью своей жизни создание учения об истинном равенстве.

Он возгласил, что ему было видение: бог открыл ему, что разница в вере не создает разницы между людьми и все равны вне зависимости от вероисповедания и касты. Он стал с жаром проповедовать свое учение, разъезжая по всему Пенджабу.

Сначала его окружала небольшая группа приверженцев, которым он дал имя сикхов – учеников, но с годами она выросла в многочисленную общину, жадно впитывавшую учение своего гуру.

Гуру Нанак резко выступал против брахманской гордыни и против бесчисленного множества ритуальных обрядов, совершения которых брахманы требовали от всех последователей индуизма.

Он выступал против поклонения изваяниям богов. Он отрицал брахманские предписания отшельничества во имя спасения души и утверждал, что мирская активная жизнь, жизнь среди людей и ради служения людям гораздо более угодна богу.

Все, чему он учил, было направлено на объединение людей, на то, чтобы они осознали, что все они похожи друг на друга.

Гуру Нанак был и хорошим поэтом. В своих стихах-молитвах он воспевал природу Пенджаба, труд людей на полях, их радость в дни урожаев. Он призывал людей paзмышлять о боге в предутренние часы, а дни свои отдавать полезному труду. Ритуал, который он выработал для своих сикхов, был прост, понятен и целесообразен.

И еще одна неоценимая его заслуга состоит в том, что молитвы он стал произносить на народном разговорном языке панджаби. Не древний санскрит брахманов, не персидский язык двора мусульманских правителей и не арабский язык медресе, а простой, для каждого родной язык панджаби.

Допуская к молитве женщин, он открыл своей религии путь в глубины каждой семьи.

Великим человеком был гуру Нанак, которого современные сикхи зовут «гуру Нанак део» , то есть «учитель-Нанак-бог».

После его смерти сикхизм стал разрастаться, как разгорающееся пламя. Следующий гуру создал особый алфавит языка панджаби, укрепив пенджабскую обособленность. Движение вышло за рамки городов и стало распространяться по деревням.

Третий гуру стал выступать против затворничества женщин и против многоженства, начал призывать к межкастовым бракам и – неслыханное в Индии дело! – к бракам вдов.

Строжайшим образом он воспретил сати – издавна распространенный в Индии обычай самосожжения вдов из среды высоких (главным образом воинских) каст.

Последующие гуру поощряли развитие торговли и ремесел, основывали города и строили гурдвары – сикхские молитвенные дома.

Трапезная при гурдваре – лангар – стала местом проверки готовности принять равенство и истинного признания равенства. Она приобрела ритуальное и социальное значение: кто ест в лангаре вместе со всеми, тот истинный сикх, тот исповедует правильную веру.

В XVI в., при пятом гуру, Арджуне, выстроили прославленный храм Харимандир, известный ныне под названием Золотого Храма, и город вокруг него – знаменитый Амритсар.

К началу XVII в. гуру Арджун собрал все гимны и молитвы, сложенные предшествующими гуру, сам создал много новых и составил таким образом священное писание сикхов – Грантх, или Грантх-сахаб (т. е. «господин Грантх»), или Гуру-Грантх-сахаб. Эта книга была торжественно возложена на престол Харимандира, и с тех пор этот храм стал главной святыней сикхов, оплотом их веры.

Рост сикхской общины и распространение ее влияния стали воспринимать в Дели как угрозу трону Великих Моголов. Джехангир начал войну против сикхов и захватил в плен гуру Арджуна.

Не выдержав жестоких пыток, гуру попросил у своих тюремщиков разрешения совершить омовение, погрузился с головой в воду реки и оставил этот мир. Это случилось в 1606 г.

В XVII в. на трон Великих Моголов взошел Аурангзеб, правитель жестокий и коварный. Сикхи заботили его с давних пор. Он наводнил Пенджаб шпионами, посылал свои отряды преследовать сикхов, жестоко казнил их девятого гyрy, престарелого Тегх Бахадура, велев заживо распилить его пилой посреди улицы Чандни-Чоук в Старом Дели.

Привыкнув к мысли о равенстве и братстве в рамках своей общины, сикхи смело поставили вопрос о праве на власть и землю, вопрос о свободе. Они считали, что имеют право поднять оружие на всех своих угнетателей и поработителей-феодалов.

И вот на эту подготовленную почву, к этой бурлящей, такой разноликой и вместе с тем такой уже однообразной толпе вышел последний наставник, последний живой гуру, настоящий вождь – Говинд Раи, или Гобинд Сингх.

Красавец и рыцарь, поэт и дипломат, охотник и воин – таким предстает перед нами Говинд из рукописей и легенд, песен и поэм, таким изображают его тонкие миниатюры и народные лубки.

Когда смотришь на изображение Говинда, кажется, что он так и прискакал откуда-то в Пенджаб на своем стремительном коне и никогда не покидал седла. А был он не только воином, но и мудрецом, поэтом и дальновидным политиком. Он обладал той проницательностью, без которой невозможно правильно оценить и возглавить историческое движение.

Прозорливая мысль Говинда и его неукротимый дух помогли ему найти для общины сикхов единственно нужную по тому времени форму – форму боевого братства, массовой воинской дружины.

Гуру Нанак является основателем религии СИКХИЗМ, возникшей в Пенджабе в конце 15 века. Слово «сикх» возникло от палийского слова sikkha или санскритского sissya, означающего «ученик». Сикхи считают себя учениками 10-и гуру, начиная с Нанака и заканчивая Гобиндом Сингхом (1666-1708). Больше всего сикхов живёт в шт. Пенджаб, в Дели и в других частях Индии.

Нанак родился 15 апреля 1469 в семе Беди, принадлежащей индуистскому клану Кхатри. Кго отец Мехта Калу был патвари - чиновником правительства, производящим расчёт доходов от земель. Он работал на мусульманского землевладелца Рай Буллара. Мать Нанака носила имя Мата Трипта, у него была также старшая сестра Биби Нанки.

Сикхская традиция рассказывает, что однажды Нанак пропал, и уже все стали считать, что он утонул, когда ходил купаться утром на реку Кали Бейн, но через три дня он снова появился, и на все вопросы отвечал только одно: "Там нет хинду, там нет мусульман" (на пенджаби: na ko hindu na ko musalman"). С этого момента Нанак стал распространять своё учение, и считается, что это было началом сикхизма. Он совершил четыре больших поездки, преодолев много тысяч километров, точный его маршрут служит предметом споров. Первая поездка проходила в Бенгал и Ассам, вторая - в Цейлон через Тамиль Наду, третья - на север в Кашмир, Ладак и Тибет, а последняя - в Багдад и в Мекку.

Нанак женился на Сулакни, дочери Мулчанда Чона, торговца рисом из города Батала. У него было два сына. Старший сын Шри Чанд стал аскетом, погруженным в себя. Младший сын Лакшми Дас был полностью погружен в мирские заботы. Нанак считал, что оба сына не могут перенять у него статус гуру.

Священным Писанием сикхов является книга «Ади Грантх», написанная десятью гуру. В данной религии подчеркивается единство Бога, как высшего существа. Для определения Всевышнего используются имена, заимствованные, как у индусов, так и у мусульман. Бог является имперсональным (Ниргун) и личностным (Саргун). Имперсональный аспект Божества бесформен и не достижим для человека. Когда он открывается через Свое Творение, Он становится относительным и личностным.

Целью жизни отдельного человека является единение и слияние с высшей душой. Основные препятствия на духовном пути - 5 пороков: вожделение, гнев, алчность, привязанности и эгоизм. Специфика сикхской медитации состоит в определенном синтезе йогического самоуглубления и бхактической любви. Бог ищется каждым сикхом в глубинах собственной души.

В достижении спасения сикхизм отвергает все посты, ритуалы и обычаи. Он отвергает самоистязание, затворничество и отречение. Сикхизм не признает поклонения богам и богиням, камням, статуям, идолам, картинам и т.д. Только Один Бог, бесформенный, должен прославляться.

Как уже упоминалось, основателем и вдохновителем данной религии считается Гуру Нанак, который родился в 1469 г. В деревне Раи Бхои ди Таванди (65км. От Лахора, в настоящее время территория Пакистана). Скорее всего, Нанак с юности близко познакомился с верованиями мусульман и индусов и приобрел некоторые познания в Коране и брахманических шастрах.

Относительно жизни Нанака существует множество легенд, в которых сказочные элементы переплетены с реальными событиями. Так, в Джанамсакхи рассказывается, что он уже в 7 лет проявил свои чудесные способности, попросив школьного учителя объяснить ему значение букв алфавита. Когда учитель оказался не в состоянии сделать это, Нанак подробно описал ему значение каждой буквы, раскрыв глубокую истину относительно человека и Бога и способа реализации Бога в понятиях алфавита. В Султанпуре Нанаку было первое видение Бога, в котором он получил право на призыв к человечеству. Это событие также описано в Джанамсакхи. Однажды утром Нанак пришел к реке, чтобы совершить омовение. Во время купания он исчез в воде и оставался там трое суток. В течение этого времени Нанак имел видение Божественного присутствия и ему было поручено проповедовать Божественное имя (Нам) во всем мире. Когда Нанак появился через 3 дня, он провозгласил: «Нет индусов, нет мусульман». Это означало, что нет различий между людьми различных вероисповеданий.

Сикхская традиция утверждает, что Нанак также совершил 4 длительных путешествия на восток, в Ассам; на юг, через землю тамилов, на Шри-Ланку; на север, в Ладакх и Тибет; и на Запад, в Мекку, Медину и Багдад. Путешествуя, Нанак посетил духовные центры индусов, мусульман, буддистов, джайнов, суфиев, йогов и сиддхов. Он встречал людей различных религий, племен, культур и рас. Он путешествовал пешком, вместе со своим другом по имени Мардан, тоже поэтом. Его путешествия называют удаси. Последние годы своей жизни Нанак провел Картарпуре, где возвел первый храм сикхов. Он назначил первого своего ученика Ангада своим преемником.

Проникновение ислама в Индию привело к возникновению в 15-16 вв. своеобразной индо-мусульманской культуры. Индо-мусульманский синтез затронул религию, философию, поэзию и литературу, музыку и живопись. Сикхизм, в свою очередь, явился определенным синтезом воззрений движения бхакти (индийских вайшнавов) и суфиев (мистического направления в исламе).

Родился Нанак 15-го апреля 1469-го, в деревушке близ современного Лахора, Пакистан (Lahore, Pakistan). Отец его, Мехта Кальян дас Беди (Mehta Kalyan Das Bedi), был учетчиком урожая, работавшим на местного мусульманского землевладельца Рая Булара Бхатти (Rai Bular Bhatti). У Нанака была старшая сестра, Биби Нанаки (Bibi Nanaki) – кстати, позже также ставшая чрезвычайно важной в духовных кругах персоной.

После свадьбы Нанаки перебралась к мужу, в Султанпур (Sultanpur); за ней последовал и Нанак, чрезвычайно привязанный к старшей сестре. Жизнь в Султанпуре сильно повлияла на становление юноши; особо важную роль сыграла работа в правительственной организации.

Необычные способности проявились у Нанака сравнительно рано – уже в 5 лет он активнейшим образом интересовался духовными материями. В 7 лет мальчика отправили в деревенскую школу; там Нанак поражал всех – от одноклассников до педагогов – своей необычайной мудростью и проницательностью. О юном Нанаке рассказывали многое – так, некто видел, как дикая кобра своим раздутым капюшоном прикрывала голову спящего мальчика от палящего солнца.

В полной мере таланты Нанака раскрыли его сестра и местный землевладелец Ваш Хуньян (Dev Vash Hunjan); именно по их совету мальчик отправился в путешествие. Считается, что в 1499-м 30-летнему Нанаку было видение; юноша пропал – и многие были уверены в том, что он утонул в реке во время утреннего купания. Вернулся Нанак через три дня – и с этого момента он начал проповедовать новую религию.

Точного описания всех похождений Нанака не существует; чаще всего адепты сикхизма рассказывают о четырех его путешествиях. В общей сложности Нанак прошел несколько тысяч километров. Во время первого путешествия он отправился на восток, в Бенгалию (Bengal) и Ассам (Assam), во второй раз дорога повела его на юг – в Тамилнад (Tamil Nadu). В третий раз Нанак отправился на север – в Кашмир (Kashmir), Ладак (Ladakh) и Тибет (Tibet), в четвертый – на запад, в Багдад (Baghdad), Мекку (Mecca) и Медину (Medina). Довольно много времени Нанак провел в Аруначал-Прадеше (Arunachal Pradesh).

Гуру Нанак женился на Мате Сулакхни (Mata Sulakhni) примерно в 16 лет; брачная церемония прошла в Батале (Batala). Мата подарила Нанаку двоих сыновей – Шри Чанда (Sri Chand) и Лакшми Чанда (Lakhmi Chand).

В многочисленных прочтениях учений Нанака можно выделить целый ряд общих принципов. Первым таким принципом является божественная сущность – в той или иной степени имеющаяся практически во всех религиях. По Нанаку, сущность эта была неким бесформенным, неразрушимым и бессмертным Создателем, лежащим за гранью человеческого понимания. Нанак не раз акцентировал внимание на опасностях самовлюбленности и призывал посвящать всю свою жизнь служению Богу. Практиковать учение Нанака предполагалось тремя способами. Во-первых, сикхи должны были делиться с нуждающимися; во вторых, им следовало зарабатывать на жизнь исключительно честным трудом, не прибегая к обману или эксплуатации. Наконец, верующие должны были регулярно медитировать на имя Божье и воспевать его специальными мантрами.

Гуру Нанак обрел просветление в 1496 году и тогда же создал эпическую поэму , которая повествует о его глубоком переживании Бога и явлении всего творения, как оно есть. Его первым заявлением после просветления было, «Нет индийца, нет мусульманина». Он просто сказал, что по своей сути все одинаковы. Во времена Гуру Нанака это стало очень радикальным утверждением, т.к. люди различных культур были враждебно настроены друг к другу.

Индийское общество олицетворяло индийскую культуру, а мусульмане придерживались семитской культуры. Мусульмане были завоевателями и занимали высшие посты и должности. Индийцы носили статус неприкасаемых и людей второго сорта. Индийцы презирали и ненавидели своих завоевателей-мусульман, а те считали индийцев неверными. В индийском же обществе царила кастовая система, и идея равенства изжила саму себя.

Знакомая картина? Основная истина, которую провозгласил Гуру Нанак – о человеческом равенстве, – лежит в основе непростых социальных перемен, которые мы пытаемся осуществить и в наше время. Подумайте об этом. Если мы допустим, что каждый по своей сути такой же, как любой другой, многие проблемы просто исчезнут. Это подразумевает не просто возлюбить своего ближнего как самого себя, а означает, что твой ближний – это ты сам. Гуру Нанак осознавал глубинную связь, объединяющую всех живых существ, и учил, что все мы сотворены из одной энергии. Нет существенных различий между богатым и бедным, христианином и мусульманином, ученым и необразованным, молодым и стариком, мужчиной и женщиной. Все суждения, разделяющие нас и идущие от ума, должны исчезнуть. И в то время не могло быть более важного социально значимого заявления.

Гуру Нанак жил во времена, когда в индийском обществе царили неразбериха и сумятица. Повсеместно были распространены коррупция, подлость и предательство. Честь, правосудие, положение в обществе – все это покупалось и продавалось. Гуру Нанак открыто высказывал свое мнение о правящем классе, у которого не было ни стремления к справедливости, ни порядочности. Вот как он выразительно описывает те времена: «Кали Юга – это кинжалы, короли и убийцы. Дхарма обрела крылья и исчезла. Луна истины никогда не была видима в темной ночи фальши и лжи». Гуру Нанак резко осуждал коррумпированное управление, «нет никого, кто бы ни брал или ни давал бы взяток. Даже король вершит правосудие в зависимости от того, как намазана его рука».

Самые тяжелые времена в жизни Гуру Нанака были связаны со вторжением в Индию империи Моголов в 1521 году. Гуру очень эмоционально описывает страдания людей во времена вторжения. Самые лучшие стихи вошли в его широко известное произведение «Бабур Вани». По сути, Гуру Нанак был первым индийским святым, который прямо осуждал эксплуатацию. В те темные времена религиозной и культурной разделенности он высказал новые революционные идеи, чтобы поддержать в каждом человеке уверенность в себе, и собрать людей вместе как равных.

Гуру Нанак родился в семье высокой касты. Но он общался со всеми. Он жил и ел вместе с мужчинами и женщинами из низших каст и классов. В то время это было неслыханно, как с точки зрения религии, так и общественного уклада. Консервативная индийская кастовая система была подкреплена священными писаниями, наряду с религиозным оправданием существования касты неприкасаемых и «грязных» людей. Очень показательным стало то, что первым компаньоном Гуру стал Мардана – мусульманин низшего сословия. Подношения, которые получал Гуру во время странствий, раздавались бедным. Излишки еды собирали и передавали на общую кухню, где все могли питаться вне зависимости от своего статуса. Этот институт общей кухни, или лангар , больше чем что-либо еще, помог установить равенство классов, каст и полов. Все сидели за одним столом и беседовали. Короли и брахманы ели рядом с золотарями и нищими. Принимали всех абсолютно одинаково.

Гуру Нанака, основатель религии сикхов, родился 15 апреля 1469 года в деревне Раи Бхои Талванди в западной части индийского штата Пенджаб. Он родился в простой семье индусов. Его отец Метха Кальян Дас был бухгалтером у местных мусульманских властей.

Гуру Нанак, бесценная жемчужина, сияющая звезда, божественный свет, сиял среди сверстников с самого детства. Его мудрые вопросы и духовные познания удивляли всех тех, кто общался с Ним дома и в школе. Когда Его отправили в школу, Гуру Нанака сказал учителю:

"Преподайте мне только один большой урок жизни. Расскажите мне о Творце и о чуде этого Великого Мира."

Он ставил в тупик школьных учителей своими вопросами. Гуру Нанака получил знания санскрита, персидского и местного языков. То, что другие ученики изучали годами, Он усваивал за считанные недели, и при этом был добропорядочным и рассудительным учеником. Мальчик сначала обучался в индийской школе пенжабской грамоте, потом в мусульманской школе изучал персидский.

С раннего детства у Гуру Нанаки были друзья среди индусских и мусульманских детей. Ему было интересно узнать смысл жизни. В возрасте шести лет его отправили к учителю деревенской школы, чтобы изучать математику и научиться читать и писать на хинди. Потом он занимался изучением мусульманской литературы, а также учил арабский язык.

В возрасте десяти лет Гуру Нанака согласно старому индийскому обычаю должен был пройти обряд священной нити. На церемонии присутствовали члены семьи и друзья. Увидев нить, юный Нанака поинтересовался, сделает ли эта нить его лучше и добрее, но, услышав в ответ, что это всего лишь традиция к разочарованию семьи отказался принять священную хлопковую нить из рук священника-индуса. Он пропел следующую поэму:

"Пусть сострадание будет хлопком, удовлетворенность - нитью,
воздержание - узлом, а истина - учением.
О священник, если у тебя есть такая нить, то дай ее мне.
Она не износится, не испачкается, не сгорит, не потеряется.
Говорит Нанак, благословлены те, кто носит такую нить."

Отец Гуру Нанаки подумывал о том, как бы привлечь Его к делу. Он дал Ему несколько серебряных монет, чтобы тот принес из города что-нибудь, что можно было бы с выгодой продать в Талванде. По дороге туда Гуру Нанака встретился с бедствующими святыми и потратил деньги, чтобы накормить и одеть их. Он вернулся домой с пустыми руками. Отец пришел в ярость, когда сын сказал ему, что он заключил "истинную сделку".

Юношей Гуру Нанака пас коров своей семьи и мог проводить многие часы в медитации и религиозных разговорах со святыми индусами и мусульманами, жившими в лесах, окружающих деревню. Думая, что семейные узы вызовут у Гуру Нанаки интерес к делам семьи, отец нашел для него подходящую пару. В возрасте восемьнадцати лет, в 1487 году, Он женился на Салакхани - дочери набожного купца. Гуру Нанака не противился женитьбе, так как чувствовал, что это не противоречит духовным поискам. Он был счастлив в браке, любил жену, со временем у Него родилось два сына: Шри Чанд в 1491 году и Лакшми Чанд тремя годами позже. В это же время несколько лет Он находился на службе в столице Пенджаба.

1496 год стал годом духовного перерождения для Нанаки. Как-то раз во время обычного омовения в реке Он нырнул и не вынырнул. Все решили, что Он утонул, но через три дня Он снова появился в городе. Он больше не был тем, кем был раньше. Он оставался в трансе и ничего не говорил. Три дня он молчал, а затем заявил, что существует только один Бог, и этот Бог - Истина. Он бросил работу и раздал беднякам все, что у него было. Его глаза излучали таинственный свет, а над головой мерцал еле заметный нимб.

Вначале Он прочитал стих, известный сейчас как "Мул Мантра" - первозданная мантра, которая появляется в начале каждой главы в Священном Писании Сикхов. Это одно из самых понятных определений Бога и одна из самых могущественных мантр во всем мире.

"Тот, Кто есть Истина, и только Он - Вездесущая, Вечная Суть Реальности. Творец, Вездесущий и Всемогущий, Непознаваемый. Существующий до начала и после конца. Вне времени, пространства и формы. Невовлеченный в цикл рождений и смертей, Самопроявляющийся. Любящий, полный сострадания, проливающий свет".

Затем Он сказал: "Нет ни мусульман, ни индусов". Даулат Кхан спросил, что Он имеет в виду, затем он сказал Гуру Нанаке: "Возможно индусы больше не индусы, но мусульмане остаются преданными своей вере". Гуру Нанака ответил: "Пусть благосклонность Бога будет мечетью, преданность - ковриком для молитв. Пусть Коран будет хорошим проводником. Пусть скромность будет состраданием, хорошие манеры - постом, вы должны быть такими мусульманами. Пусть добрые дела будут вашей Каабой, а истина - вашим наставником. Ваша Карма будет вашим кредо и молитвой, тогда Бог отстоит вашу честь".