Где находится Белый Храм в Тайланде и почему он столь популярен? Белый храм в тайланде.

– это не только популярный курорт с жарким климатом и экзотическими пейзажами. Кроме туристических красот эта страна еще привлекает своей уникальной архитектурой и умиротворяющей атмосферой.

Многие люди едут сюда, чтобы отдохнуть от жизненной суеты, расслабится, а также насладится удивительными храмами , каждый из них сочетает в себе традиционные элементы буддийской культуры, но, тем не менее, поражает оригинальностью и уникальностью архитектурного решения.

На сегодняшний день, пожалуй, самым необычным и запоминающимся храмом в Таиланде по праву можно назвать Ват Ронг Кхун , который больше знаменит как Белый храм . По сравнению со многими другими архитектурными он один из самых новых. Более того, его строительство длится и по сегодняшнее время .

Первый же камень в его фундамент заложен в 1997 году. Задумка этого комплекса принадлежит таиландскому художнику Чалермчаю Коситпипату. Чтобы не зависеть от спонсоров, он вкладывает в создание храма свои собственные средства. Главный помощник в этом деле и, по совместительству, главный инженер - родной брат художника.

Чем же так знаменит Белый храм на весь мир? Прежде всего, своим белым цветом, благодаря которому он и получил свое второе название. Все, начиная от пола, и заканчивая элементами декора, в этом месте выполнено в сияющем белом цвете. Кроме того, стены покрыты мозаикой из зеркальных кусочков.

Белый храм (Wat Rong Khun) – это символ чистоты Будды, который вбирает в себя лучшие традиции буддийского искусства и современные дизайнерские подходы. Еще более волшебным и загадочным он выглядит во время вечернего заката и утреннего восхода солнца. Яркие лучи, попадая в тысячи зеркальных осколков, создают просто волшебное зрелище. Очень многие сравнивают его с резиденцией Снежной Королевы .

Вход к Ват Ронг Кхун начинается с прохода сквозь врата Ада . Это дорожка, именуемая тропой сомнений истраданий. С обеих сторон ее окружают тянущиеся из-под земли руки грешников - нараков . Согласно преданиям, они отбывают наказания за все грехи в буддийском чистилище, которое называется Нарака . Зрелище это одновременно пугающее и завораживающее.

Далее нужно пройти сквозь огромные сверкающие рога, что символизируют уста Раху – мифологический змей - демон, который пожирает Солнце и Луну во время затмений. Потом дорожка ведет к мостику над небольшим прудом, что символизирует реку, которая разделяет миры мертвых и живых.

Кстати, стоит знать, что из идеологических соображений движение по мостику только одностороннее. Впрочем, про это точно не забудешь, так как возле него стоит специальный человек с рупором и постоянно предупреждает про это посетителей. В конце мостика перед часовнями можно увидеть скульптурные изображения Будды в позе лотоса.

Крыша храма украшена статуями четырех животных, которые являются символами четырех стихий:

  • Землю символизирует слон,
  • воду – сказочные змеи наги,
  • ветер – лебедь,
  • огонь – лев.

Также на территории комплекса можно посмотреть много других скульптур самых разных мифических существ и, особенно, Будды. Вообще, различных фигурок, скульптур и прочих элементов декора здесь настолько много и они настолько продуманы до мельчайших подробностей, что их можно рассматривать и изучать часами.

Сам храм по размерам не большой, если сравнивать с другими храмами Таиланда. Но стоит учесть, что это – всего лишь часть большого комплекса, строительство которого еще далеко к завершению.

Чем удивляет храм внутри

Многие туристы, исходя из внешней красоты храма и первого впечатления, предвкушают, что внутри Ват Ронг Кхун их будет ждать вообще что-то невероятное и потустороннее. Но многих может ждать разочарование и даже небольшой шок. Внутри храм далеко не белоснежный . Более того, все стены его расписаны цветными графити, которые своеобразно иллюстрируют мировые события и современных героев. Например, в очень интересной трактовке подана трагедия в Нью-Йорке 11 сентября.

Так же на стенах можно лицезреть:

  • Человека – паука,
  • Нео из кинофильма «Матрица» ,
  • Бетмена,
  • Супермена,
  • джедаев из «Звездных Войн» .

На другой стене изображена современна трактовка конца света, где показаны катастрофы Земли. В храме есть две статуи Будды и его большое изображение на одной из стен.

Роспись все время дополняется разными событиями и явлениями из современной жизни. Задумка состоит в том, чтобы в дальнейшем было понятно, когда созданы эти картины. Боковые стены еще до конца не завершенные.

Немного пугает фигура монаха, которая также находится внутри храма. По одним источникам, это восковая фигура, а по другим – забальзамированное тело настоящего монаха. В любом случае, это выглядит очень правдоподобно.

Делать фотографии и вести видеосъёмку внутри запрещено. Кроме того, при входе внутрь нужно снимать обувь.

Где находится Белый храм в Таиланде

Можно назвать несколько способов, как добраться до Ват Ронг Кхун. Он расположен на расстоянии 14 километров от центра города Чианг Рай . Первый и наиболее комфортный вариант – сесть на автобус на старом автовокзале, который можно найти в центре города, рядом с ночным базаром. Стоимость билета обойдется туристу около 20 бат . Обратный билет можно не брать, потому что назад можно вернуться. Подсев в любой, проходящий мимо автобус.

Второй вариант – взять в аренду мопед и поехать самостоятельно. В этом случае путешественнику нужно ехать прямо по трассе в сторону Чианг Май, храм будет находиться по правую сторону, там же обязательно будет указатель.

Третий способ – воспользоваться местным дешевым транспортом , который называется тук-тук. Кроме того, всегда есть такси и турагенства, которые готовы быстро и с комфортом показать туристу любые достопримечательности.

  • Время работы храма с 6.30 до 18.00. Вход для всех бесплатный.

Белый храм Ват Ронг Кхун – это настоящая находка для тех, кто ценит искусство, которое вбирает в себя древние религиозные и мифологические мотивы и современное искусство. Но он будет интересен и обычным людям, которые просто хотят отдохнуть, и насладится божественной красотой творения человеческих рук.

Целью нашей первой поездки в Чианграй был великолепный Белый храм Таиланда (Wat Rong Khun). Он находится всего в нескольких километрах от города Чианграй, мы его заприметили еще по дороге, когда направлялись к . Белые, переливающиеся на солнце верхушки White temple (так Ват Ронг Кхун называют иностранцы) видны прямо с трассы. Потом мы сюда еще приезжали, путешествуя на машине по северу.

Когда взгляду открывается сразу весь белоснежно-зеркально-резной храм, ты понимаешь, что с дороги ты не видел ничего. Этот вид завораживает, и появляется ощущение, что ты попал в сказку. Конечно же, первое, что приходит на ум, это замок Снежной Королевы. Wat Rong Khun красив, даже, наверное, слишком красив, чтобы быть именно храмом. Это настоящее произведение искусства. Олег очень метко его сравнил с Третьяковкой. И хотя тайцы и приходят сюда, чтобы помолиться, нам показалось, что по энергетике это место в значительной степени уступает тем же полуразрушенным старым ватам в Чианг Саен.

Наверное, такое впечатление из-за того, что, во-первых, место это относительно новое (строительство началось в 1997 году и, кстати, ведется до сих пор), а во-вторых, потому что уж очень сильно оно туристическое. Посетителей было довольно-таки много, хотя они как-то равномерно распределялись по окрестностям и не сильно часто попадались на глаза и в кадр.

При входе на территорию Белого храма сидит охранник и висит табличка, что из-за непристойного поведения (чьего, мы не поняли), иностранные туристы допускаются только в сопровождении их гида. Мы нерешительно потоптались перед воротами, а потом все-таки решили попытать счастье, остановят, так остановят. Но спокойно прошли, не будучи остановленными стражем порядка.

Ко входу в Wat Rong Khun ведет красивый мостик, символизирующий дорогу к просветлению, месту, где живет Будда (по-нашему, попросту Рай). Но прежде, чем туда добраться, нужно преодолеть человеческий мир (маленький полукруг прямо перед самим мостом), а затем пройти через Ад с тянущимися руками грешников (большой полукруг, заканчивающийся клыками – это уста Раху). Жалко, что перед поездкой не прочитала обо всем об этом в интернете заранее, было бы интереснее там бродить, понимая, что к чему.

И вот, мы у дверей Рая храма Ват Ронг Кхун. Снимаем обувь и входим внутрь. А там… почти ничего и нет. Только оригинально расписанные стены и сидящая фигура какого-то святого, видимо, монаха. В Интернете нашла, что он забальзамирован, как наш Ленин, другие утверждают, что это просто кукла. Уж не знаю, что правда, а что нет, но выглядит он вполне, как живой, от чего становится жутковато. Такие же .

Впечатлила оригинальная роспись стен. Мы, правда, не поняли, кем она выполнена. То ли создателем храма Чалемчай Коситпипат (Chalermchai Kositpipat), то ли несколькими авторами. Пристав к чужому экскурсоводу с вопросами, мы узнали, что нарисованные герои Матрицы, Аватара, Терминатора и т.д – это символ того, что люди сейчас в основном живут в иллюзорном, придуманном ими самими мире, а не в реальности, что нехорошо. Ну, про оружие, ракеты, башни близнецы и события 11 –го сентября я вообще молчу.

А еще, как нам сказали, роспись постоянно пополняется разными явлениями из нашей современной жизни (Аватар тому доказательство), так сказать, идет в ногу со временем. Это сделано для того, чтобы впоследствии было понятно, когда именно создавались эти картины, эдакие временные вехи. Одна стена, кстати, пока вообще пустая. Интересно, что на ней появится лет так, эдак, через 50…

А еще год назад Аватара тут не было…

Кстати, фотографировать внутри храма запрещается. Причину мы узнали уже потом, у одного из водителей, который подбрасывал нас. Рисунки на стене – это авторские работы и почему-то их создатель (создатели?) не хотят, чтобы они распространялись посредством Интернета.

Строительство еще продолжается. Об этом свидетельствуют не только стоящие позади храма Wat Rong Khun белые, но еще лысые, без рюшечек, здания-болванки, как мы их назвали, но и заготовки тех самых бело-зеркальных красивостей недалеко под навесом. Интересно было поизучать, как оно все рождается и творится. Говорят, комплекс будет включать девять таких изумительных зданий. Интересно будет сюда вернуться лет через 10, это ж просто сказка будет самая настоящая!

По всей территории стоят различные скульптуры, не менее изумительные и оригинальные, чем сам белый храм Wat Rong Khun. Каждая из этих скульптур наверняка несет какой-то сакральный смысл, но мы, к сожалению, поняли только то, что ну уж совсем для чайников – курить и пить нехорошо.

Порадовавшись, что к нам эти упреки-предупреждения не относятся, мы отправились на изучение удивительного золотого здания-дворца. Я долго гадала, что это может быть. И по тому, что наверху изображены чуть ли ни целующиеся мужчина и женщина, решила, что это какое-то подобие нашего ЗАГСа. Наивная, представляете, какого было мое разочарование, когда я прочитала ужаснувшую меня надпись — Туалет?! Да-да! Золотой туалет! Уму непостижимо! Но красиво, по сказочному…

Ну, и купив напоследок магнитик из этого завораживающего места, мы еще и поизучали стойки-витрины Lost and Found с представленными там экспонатами – потерянными вещами. Знаете, что больше всего теряют? Чехлы от фотоаппаратов и кепки! Но поразили меня больше всего запечатанные в пакетики деньги с подписанной суммой! И таковых там немало.

Короткое видео

Информация для посещения

Вход 50 бат. Детям до 120 см бесплатно.

Открыт с 7 до 17. В сезон (ноябрь-февраль) работает часов до 18. Но так как территория не очень большая, то в любое время суток можно довольно близко подойти к храму и понаделать красивых фотографий. Именно в темное время суток зажигается подсветка и храм выглядит особенно волшебно. Ну, я к тому, что даже если вечером-ночью будете проезжать, то загляните, там всего 100 метров от трассы ехать.

Как добраться

Проще всего, конечно же, на арендованной машине. Она позволяет огромную свободу по планированию и перемещениям по стране. В противном случае вы можете доехать на маршрутке из Чианграя от старого автовокзала (центр города) за 20 бат. Или же двинуть из Чиангмая на маршрутке или автобусе с и попросить высадить вас на трассе напротив храма.

Ночевка

В Чианг Рай удобно заночевать, чтобы никуда не торопиться. Можно посмотреть немного сам город, его центральную часть и посетить несколько достопримечательностей в округе, например, антагонист Белому. Ночевка также удобна, если у вас целое путешествие по северу Таиланда.

Я как-то останавливался в дешевом гесте Baan Nukanong Guesthouse (), но он очень простой, не всем подойдет. Упал в первом попавшемся, не было сил искать. Думаю имеет смысл посмотреть что-то еще и забронировать заранее. Проще всего искать отели на , там все скидки и самая полная база отелей. Ну, а бронировать далее будете уже или в Букинге, или в Агоде, что предложит.

Вот парочка отелей, которые я приметил для себя для следующей поездки: Sirin Place Boutique и Nice Inn Town Hotel and Apartments . Оба в центре, с высоким рейтингом, совсем недорогие. В Nice Inn Town вообще очень классные Делюксы и Суперироры (с кухней). Цены на севере, конечно, очень радуют. Все раза в 2 дешевле, чем на юге на курортах. Пользуйтесь!

Где находится храм

Белый храм расположен где-то в 13 километрах от города Чианг Рай, на юг в сторону Чианг Мая. Около основной трассы, которая соединяет Чиангмай и Чианграй.

Основные моменты

Абсолютно белые стены и скульптуры буддистского культового здания сделаны из алебастра и инкрустированы изящной зеркальной мозаикой. Считается, что лучшее время для осмотра Белого храма – предзакатные часы или время на утренней заре. В мягком розовато-золотистом свете солнечных лучей Ват Ронг Кхун смотрится особенно эффектно. Не менее волшебно выглядит отражение буддистского храма в глади расположенного рядом декоративного пруда.

Белый храм в Таиланде уникален, и поэтому он давно стал тайской национальной достопримечательностью. Ват Ронг Кхун – популярный туристический объект, и к нему ежедневно подъезжает множество автобусов с тайскими и иностранными путешественниками, школьниками, студентами и буддистскими монахами. Туристам нужно быть готовыми к тому, что возле Белого храма почти всегда многолюдно, и, чтобы попасть в него, придется отстоять очередь.

Строительство храма Ват Ронг Кхун началось в 1997 году и продолжается по сей день. Несмотря на то, что в этом буддистском храме монахи постоянно не живут, его строительство было одобрено Буддистской Сангхой Таиланда.

В начале мая 2014 года на севере королевства прошло землетрясение, которое имело силу в 6,3 баллов. Подземные толчки значительно повредили Ват Ронг Кхун. Частично разрушенными оказались не только фрески и скульптуры, но и кровли и несущие стены здания. Сразу же после землетрясения Чалермчай Коситпипат сделал заявление, что Белый храм не подлежит восстановлению. Однако позже культовое сооружение все же принялись реставрировать, и эти работы еще продолжаются.

Помимо прекрасных фотографий и ярких впечатлений, многие туристы увозят на память о посещении Белого храма открытки с печатью Ват Ронг Кхун. Здесь также открыт магазин, где продают разную сувенирную продукцию и картины Чалермчая Коситпипата.

Замыслы художника

Автор проекта Белого храма, Чалермчай Коситпипат, построил его на собственные деньги и стал единственным владельцем необычного архитектурного сооружения. Художник получал предложения от других спонсоров и тайского государства, но отверг их, так как не хотел постороннего вмешательства в реализацию своих творческих замыслов.

Средства, на которые был создан храм Ват Ронг Кхун, Чалермчай Коситпипат собирал в течение двух десятков лет, продавая собственные картины. Будучи убежденным буддистом, художник верит, что Белый храм – гарантия его вечной жизни. Мечта художника – построить большой буддистский центр, где можно будет обучать медитации всех людей, практикующих Дхарму, а также каждого, кто интересуется буддизмом.

Ват Ронг Кхун интересен тем, что представляет собой смесь традиций буддистского искусства и современных дизайнерских решений. Несмотря на многочисленную религиозную символику и изображения Будды, традиционные буддистские каноны в оформлении Белого храма соблюдены лишь отчасти. Здесь можно увидеть много сюрреалистической живописи и символических авторских прочтений буддистского учения.

Архитектурный комплекс

Ват Ронг Кхун расположен на площади 3 га и состоит из трех зданий – Белого храма, картинной галереи и золотого дворца. По замыслам Чалермчая Коситпипата, буддистский храмовый комплекс в дальнейшем будет расширен до девяти строений. Здесь планируют возвести часовню, монастырь, павильон, музей, пагоду, зал, в котором буддистские монахи смогут проводить проповеди, а также комнату для отдыха.

Сам Ват Ронг Кхун олицетворяет Нирвану или состояние блаженства, достигнуть которого можно только пройдя страдания земной жизни и цикл перерождений. Белый цвет храма, по замыслу автора проекта, символизирует чистоту Будды, а зеркальные вставки стен – его мудрость, которая озаряет каждого в этом мире. На храмовой крыше установлены стилизованные скульптуры четырех животных, которые по буддистским традициям символизируют главные стихии мира: слон – землю, лебедь – воздух, змеи-наги – воду, а лев – огонь.

Чтобы попасть в Ват Ронг Кхун, необходимо пройти через изящный мостик, который означает переход в Рай из обычной жизни. В начале мостика очерчен круг с обращенными к небу большими клыками. Это символическая пасть мифологического демона Раху, который во время затмений проглатывал небесные светила.

Дорога в райское место или обитель Будды лежит через Ад или Чистилище, поэтому перед входом на мостик посетителей встречают символические руки грешников – нараков. Их множество, и некоторые руки держат чаши для подаяний, как бы прося о помощи и спасении. Это скульптурное изображение из нескольких сотен рук производит очень сильное впечатление.

Кроме белоснежного храма, на территории комплекса построен красивый золотой дворец, стены которого украшены затейливыми барельефами и орнаментами. Это настоящее произведение искусства, перед которым красуются яркие клумбы с цветами. Однако, роскошное золотистое здание предназначено для… туалета и пользуется не меньшей популярностью у туристов. Перед его входом необходимо переобуться в специальную сменную обувь. Пробиться через вечную очередь внутрь этого дворца-туалета непросто – так много туристов хотят сделать здесь фотографии! Поэтому для «особых нужд» за Белым храмом построили обычные туалеты.

Вся территория вокруг Ват Ронг Кхун очень красиво оформлена. Вокруг зданий продолжены аккуратные мощеные дорожки, под деревьями поставлены скамейки и высажены декоративные растения. По окрестностям Белого храма приятно неспешно гулять и отдыхать от дневного зноя в густой тени деревьев.

На зеленых газонах можно увидеть несколько необычных скульптур, изображающих буддистские мифологические персонажи, а также самого Будду. На деревьях плюмерии, высаженных рядом с храмом, развешены колоритные смеющиеся маски. А вокруг Белого храма обустроен небольшой пруд, где выращивают декоративных золотых рыбок, которых с удовольствием кормят посетители.

На территории Ват Ронг Кхун также находится красивый «золотой» колодец, который не обходит вниманием ни один турист, приехавший посмотреть Ват Ронг Кхун. По сложившейся здесь традиции, кинувший монетку и попавший в центр колодца, может рассчитывать на исполнение желания. Многие путешественники также оставляют на храмовых деревьях специальные листики со словами молитвы. Таких деревьев возле Белого храма несколько.

Интерьеры Белого храма

Перед входом в Ват Ронг Кхун, по буддистской традиции, необходимо снять обувь. Внутри фотографировать нельзя. Помещение полупустое. Посредине храма установлена скульптура буддистского монаха. Во многих тайских храмах есть подобные изображения. Их делают очень правдоподобными, и у посетителей создается впечатление, что перед ними сидит живой человек. Многие считают, что такие «живые» скульптуры – это мумии. Однако, на самом деле их делают из воска и других материалов.

Стены Белого храма расписаны самим художником и его помощниками в золотистых тонах. Основная тематика фресок Белого храма – эта вечная борьба со злом. В буддизме зло, как правило, олицетворяет демон Мара, которому приписывают попытки сбить с пути просветления самого Будду.

Любопытно, что живописные сюрреалистические картины включают героев художественных фильмов «Звездные войны», «Аватар» и «Матрица». На фресках можно также увидеть виды современного Бангкока, сцены из буддистской жизни, человека-паука, Джека Воробья, панду, Майкла Джексона, космические шаттлы, планету Земля и террористический акт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Авторские росписи были сильно повреждены в результате землетрясения, и сейчас их восстановление продолжается.

Одна из стен занята под алтарь. На ней изображен Будда, сидящий в позе лотоса. А перед ним установлены скульптурные изображения Будды.

Как добраться

Белый храм находится в северной части Таиланда, неподалеку от города Чианграй. На машине от Чианграя нужно проехать 13 км на юг – в сторону города Чиангмай. От старого автовокзала Чианграя до Белого храма туристов возят на маршруте (20 THB). Кроме того, до Ват Ронг Кхун можно доехать на маршрутках, связывающих Чиангмай и Чианграй.

Для визита в буддистский храм, по местным традициям, нужно иметь одежду, закрывающую руки и ноги. В низкий туристический сезон вход в Белый храм открыт с 7.00 до 17.00. А с ноября по февраль храм закрывается для посетителей на час позже – в 18.00. Полюбоваться Белым храмом снаружи можно в любое удобное время. Возле Ват Ронг Кхун открыты лавки для туристов и кафе, в котором можно перекусить.

За осмотр Белого храма и его территории денег не берут. Однако, при желании, здесь можно оставить пожертвования на развитие проекта – восстановление разрушенных землетрясением зданий и строительство новых сооружений храмового комплекса.

Если бы снежная королева имела резиденцию в Таиланде, наверное это был бы Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun) или, как его еще называют, белый храм. Это удивительное, красивейшее, потрясающее (можно продолжать бесконечно) место находится в нескольких километрах от северного города Таиланда Чианг-Рай . Уже проезжая по трассе можно увидеть белоснежные, переливающиеся на солнце, верхушки храмового комплекса. Воздушные, как морская пена, строения притягивают взор и влекут к себе, как магнит. И уже на подъезде любопытные туристы понимают, что не зря пришли – здесь их ждет нечто совершенно особенное.

Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun)

Представьте себе смешение тайской архитектуры, скульптуры, буддийской символики и современного сюрреализма. Окрасьте все это в белый цвет, добавьте инкрустацию из зеркальной мозаики и поставьте на фоне пронзительной бирюзы тропического неба. Именно так, кратко, можно описать облик белого храма в Чианграй.

Это поистине уникальное место, поражающее своим внешним видом, и таящее глубокий скрытый смысл. Здесь нет ни одной случайной черты или лишней, выбивающейся из общей философии, детали. Абсолютно все здесь, от основных зданий и скульптурных групп до ограждений и мусорных урн, создано в едином авторском стиле и несет определенную смысловую нагрузку.

Белый храм не совсем обычное место для поклонений Будде и религиозных обрядов. Вернее даже сказать: совсем необычное. Основной отличительной чертой Вата, безусловно, является белый цвет и инкрустация маленьких зеркал, которые символизируют собой непорочность и мудрость Будды. Но, кроме привычных статуй святого и героев буддийской мифологии, посетители с удивлением обнаруживают здесь и отражение современного мирового искусства.

Главное здание храма расположено посреди пруда. В его водах лениво плавают или лежат на дне огромные черные рыбины или белые и золотые карпы. На берегах водоема и посреди него установлены статуи Будды, мифические герои и сюрреалистические скульптуры в духе произведений Сальвадора Дали.

Для того чтобы попасть в храм, посетители должны пройти сначала через небольшой полукруг, символизирующий собой человеческий мир, затем дорожку, проложенную сквозь лес белых человеческих рук, представляющих собой Ад и путь к счастью через противостояние человеческим страстям. Зрелище немного жутковатое, но впечатляющее. Затем следует мост, который является символом возрождения. Входом ему служат два гигантских клыка – уста Раху, после них на посетителей грозно взирают демоны Раху, которые контролируют жизнь и смерть. Пройдя по мосту через небесные врата, человек попадает в обитель Будды, а выражаясь языком христиан – в рай.

Убранство храма еще более поражает своих посетителей. Вместо традиционных буддийских фресок, изображающих бытие Будды, мифических героев, демонов и символов добродетели, на стенах изображены картины, подобные работам Иеронимуса Босха или Сальвадора Дали, как если бы они жили в Таиланде и в наше время. Там можно встретить стилизованное изображение башен-близнецов Нью-Йорка, в которые врезаются самолеты, Супермена, Человека-паука, Аватара, летящего на Урюк Макто, Нео из Матрицы, Хищника и других героев современного кинематографа. Причем все это удивительным образом соседствует с изображениями, присущими традиционной тайской живописи. Эти замысловатые картины изображают проявление добра и зла современного мира и призывают задуматься о нашем будущем. Каждая работа не считается законченной до конца и постоянно пополняется новыми персонажами. Также в храме есть стены, которые только ждут, когда кисть художника прикоснется к ним.

Напротив входа, прямо под статуей Будды восседает медитирующий монах, облаченный в традиционные оранжевые одежды. По одной версии — это забальзамированная мумия, по другой — восковая кукла.

Слева от основного храма выстроено еще несколько зданий: беседка, библиотека, галерея и… туалет. Последний резко контрастирует со всеми остальными строениями. Поражающий искусной резьбой и воздушными элементами декора, он полностью выкрашен в золотой цвет. В то время как белый цвет всего комплекса символизирует разум и чистоту учения Будды, золотой цвет этого вполне земного сооружения символизирует тело.

Вблизи беседки расположено несколько деревьев, на которые за 30 бат можно повесить кусочек фольги со своим желанием.

Но самой удивительной особенностью Ват Ронг Кхун является то, что это плод фантазии всего одного автора – тайского художника живописца Чалемчайя Коситпипата. Он строит храм на собственной земле исключительно на средства, полученные от продажи своих работ. Г-н Коситпипат отказывается от любых спонсорских вложений для того, чтобы полет его фантазии не ограничивали никакие материальные обязательства.

История создания белого храма

Возведение белого храма началось в 97-ом, а его завершение планировалось к 2008 году. Однако, та популярность, которую Ват приобрел у туристов со всего мира, стала поводом для того, чтобы сделать проект еще более грандиозным. На сегодняшний день, Чалемчай Коситпипат запланировал работы уже на 50-80 лет. Он хочет вести строительство вплоть до своей смерти, и надеется, что потом его дело продолжат последователи и ученики. Мечтой автора является постройка красивейшего в мире буддийского храма, под сводами которого тысячи людей будут практиковать медитацию и славить Будду.

Архитектор и художник Чалемчай Коситпипат

Сложно поверить, что совсем недавно, теперь уже для всех очевидный, гений Чалемчайя Коситпипата не желали признавать в тайском обществе. Известный замысловатыми картинами, объединяющими в себе традиционное тайское искусство с символами современной культуры, художник вызывал долгое время раздражение у тайской общественности.

Чалемчай родился 15 февраля 1955 года в маленькой деревушке Бан Ронг Кхун (Ban Rong Khun) в северной провинции Таиланда Чианг Рай (Changwat Chiang Rai).

С малых лет он увлекался рисованием, и, спустя годы, стал изучать искусство в бангкокском университете Силпакорн (Silpakorn). В 1977 году Чалемчай получил диплом бакалавра живописи, и уже в то время стал проявлять явную тягу к смешению современного и буддийского искусств, чем вызывал неприязнь у многих религиозных и политических деятелей. Однако, несмотря ни на чье мнение, Чалемчай продолжал идти своей дорогой и с 80-го года прошлого столетия выставлял свои работы на многочисленных выставках Европы, Азии и Америки.

После того, как г-н Коситпипат в своем своеобразном стиле расписал стены буддистского храма Buddhapadipa в Лондоне, на его голову опять обрушилась волна критики, которая остановилась лишь после того, как талант Чалемчайя признал сам король Таиланда , купив у него несколько работ.

На сегодняшний день многие картины Коситпипата находятся в королевском дворце и закрыты для всеобщего внимания. А тот факт, что на аукционе тайского искусства 98-го года в доме Christie одна из его работ ушла с молотка за 17,5 тысяч долларов, явно говорит о том, что к художнику пришло мировое признание.

Именно на вырученные от продажи своих картин средства Чалемчай Коситпипат и приобрел участок в своей родной деревне. Там он по сей день возводит храм своей мечты, который восхищает и будоражит умы миллионов туристов со всего мира вот уже больше десяти лет.

Время работы и цены

Белый храм открыт для посетителей ежедневно с 6:30 до 18: 00. Музей картин на территории Вата, где можно купить работы художника или их репродукции работает с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00. Вход абсолютно бесплатный, но следует помнить, что внутри храма фотографировать строго запрещено.

Как добраться до белого храма

Добраться до этого удивительного сооружения можно, проехав 13 км к югу от центра Чианг-Рай по шоссе № 118. Сделать это можно на сонгтео, либо на арендованном транспорте.

Черный храм в Чианг Рае – одна из самых жутких достопримечательностей Таиланда.

Даже найти дорогу сюда не так-то уж просто

Как добраться до Черного Храма в Чианг Рай

Вариант легкий – сказать таксисту Baan Dam или Black House. Вариант посложнее – взять байк напрокат и самостоятельно доехать до него (главное – не пропустить нужный поворот с дороги). Надеемся, карта поможет.

Для тех, кто первый раз в Чианг Рае, будет интересным тот факт, что создатель Черного храма – Таван Дучани (Thawan Duchanee) – это известный скульптор, художник и архитектор, известный также тем, что он построил на свои собственные деньги (с поддержкой спонсоров) один из самых необычных храмов Таиланда – Белый храм.

Когда попадаешь в Черный храм (который меньше всего на свете похож на храм), то ощущения жуткие. Кажется, что все это придумал человек с явно больной фантазией.

Тут тебе и кости, и шкуры, жуткие скелеты, страусиные перья, рога и темное-темное дерево.

Увы, с нами одновременно приехал автобус с китайскими туристами – главным проклятием отдыха в Азии (в Европе это британцы, если верить слухам), поэтому мы как могли бегали от них в противоположном направлении. Крокодил явно добегался..

В Черном храме есть много объектов, которые трудно ассоциировать с культурой Азии – например, подобные деревянные тотемы.

Туалет с фаллосами и чарками из дерева не оставит никого равнодушным. Кстати, он действующий.

Архитектура, как и музыка – один из очень ярких способов выражения себя. Пожалуй, в случае Черного храма, это чувствуется в каждой постройке.

Сказать, что Таван Дучани – эксцентричный, это значит значительно преуменьшить степень его “помешанности”. В хорошем смысле этого слова. Нужно быть невероятно смелым человеком, чтобы делать такие штуки. Кстати, мастерская под открытым небом

Рядом есть душ и туалет – я решила немного освежиться и воспользовалась душем – очень здорово!

Первые ассоциации с нижней фотографией – он затолкал в трубку целого ежа или дикобраза. Надеюсь, что все-таки нет.

Импровизированное застолье. Ему бы фильмы ужасов снимать.. Или сцену бала в Мастере и Маргарите.

Очень много фаллосов – деревянных, металлических, из костей. Похожа, тема мужских пиписек как никогда актуальна

Большая металлическая рыба

Многие объекты закрыты, видимо, для безопасности – на территории храма охрана только в больших залах, а по периметру можно гулять без особого контроля. Хотя иногда охранники замечают, что ты идешь куда-то, куда не надо ходить, и тогда они начинают отчаянно жестикулировать и на всех языках говорить, что туда нельзя.