Демократические тенденции в кндр в xxi веке: причины, особенности, прогнозы. Экономика Северной Кореи: описание и интересные факты

По Конституции КНДР - «суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего корейского народа». КНДР является также «революционным государством». Реальная власть в стране находится в руках военных. Высшим органом власти фактически является Государственный комитет обороны во главе с Ким Чен Иром. КНДР - это супертоталитарное государство с присущей ему системой культа личности Ким Чен Ира.

Действует Конституция 1972 с важными изменениями и дополнениями 1992 и 1998. В частности, введена новая глава «Оборона страны», упразднены должность президента, Постоянный совет Верховного народного собрания, Центральный народный комитет и Административный совет, учреждён Государственный комитет обороны, восстановлен президиум Верховного народного собрания и кабинет министров.

В административном отношении КНДР делится на 9 провинций: Рянган, Чаган, Северная Хамгён, Южная Хамгён, Северная Пхенан, Южная Пхенан, Северная Хванхэ, Южная Хванхэ, Канвон. Три города центрального подчинения: Пхеньян, Кэсон, Нампхо.

Наиболее крупные города: Пхеньян (столица), Вонсан, Синыйджу, Хамхын, Хэджу, Чхонджин.

Принципом государственного управления является демократический централизм. Высший орган законодательной власти - Верховное народное собрание (ВНС). Высший орган исполнительной власти - кабинет министров.

Глава государства: по Конституции - председатель президиума ВНС, реально председатель Государственного комитета обороны.

Председатель Государственного комитета обороны - Ким Чен Ир; председатель президиума ВНС - Ким Ен Нам, председатель кабинета министров - Пак Бон Джу.

Конституция декларирует, что выборы в ВНС и местные народные собрания (провинций, городов и уездов) проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В условиях КНДР выборы носят формальный характер.

Ким Ир Сен (1912-94) - основатель и бессменный руководитель КНДР в течение почти 50 лет. В Конституции КНДР Ким Ир Сен охарактеризован «гением идей, теории и практики руководства, всепобеждающим, стальным полководцем, великим революционером» и объявлен «вечным президентом» Северной К.

Ким Чен Ир (род. 1942) - сын Ким Ир Сена. Получил высшую власть в стране от отца. В северокорейской пропаганде называется «великим полководцем», «любимым руководителем корейского народа».

Ким Чен Ир выдвинул курс на строительство «могущественной державы», проводит политику «приоритета армии» в целях мобилизации общества на сохранение существующего режима.

По Конституции народные собрания провинций, городов и уездов (законодательные органы) и соответствующие народные комитеты (исполнительные органы) выполняют хозяйственные функции. Реально же руководство хозяйственной деятельностью осуществляют органы Комитета обороны на местах.

Трудовая партия К. (ТПК) почти 60 лет является монопольно правящей партией в КНДР. Численность 2,5 млн членов. Всего состоялось 6 съездов партии (последний в 1980). Главная функция ТПК - претворение в жизнь идеологии чучхе («человек - хозяин всему»).

Кроме ТПК, в стране действуют Социал-демократическая партия и религиозная партия Чондогё-Чхонудан («партия молодых друзей»). Эти партии полностью поддерживают политику ТПК и не играют существенной роли в политической системе КНДР.

Основные общественные организации: Объединённые профсоюзы К. (ОПК), Союз трудящихся сельского хозяйства (СТСХ), Кимирсеновский социалистический союз молодёжи (КССМ), Союз демократических женщин (СДЖ). Главная задача общественных организаций - выполнение функции «приводных ремней», т.е. обеспечение связи ТПК с населением, проведение идейно-воспитательной работы на основе идеологии чучхе.

Все партии и общественные организации (всего более 70) входят в Единый демократический отечественный фронт (ЕДОФ). В центре деятельности ЕДОФ - борьба за мирное объединение К. на основе северокорейской политической платформы - образования конфедерации Корё.

Внутренняя политика правящего режима направлена на укрепление «социализма корейского образца», строительство «могущественной державы», превращение страны в «крепость». Осуществляется линия на милитаризацию общества, усиление индоктринации населения в духе идей чучхе («чучхеизация»).

Основные принципы внешней политики - «самостоятельность, мир и дружба». КНДР поддерживает дружественные отношения с КНР, имеет с ней союзный договор. Развивает добрососедские связи с РФ. В 2000 между КНДР и РФ подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Президент РФ В.В. Путин в 2000 нанёс визит в Пхеньян. Руководитель КНДР Ким Чен Ир посетил РФ в 2001 и 2002.

КНДР стремится к нормализации отношений с США, выступает за двусторонний диалог с Вашингтоном в целях разрешения северокорейской ядерной проблемы. В 2003 КНДР объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия и возобновлении военной ядерной программы.

Пхеньян настаивает на получении со стороны Вашингтона твёрдых гарантий собственной безопасности в обмен на прекращение военной ядерной деятельности.

В последние годы КНДР заметно расширила внешнеполитические связи, установив дипломатические отношения практически со всеми западноевропейскими государствами и в целом с ЕС. КНДР поддерживает дипломатические отношения более чем со 150 государствами мира.

Вооружённые силы КНДР насчитывают 1,2 млн чел. На вооружении находится около 4 тыс. танков, более 600 самолётов, 11 тыс. орудий, 800 ракет типа СКАД и 200 баллистических ракет класса «Нодон» (дальность полёта св. 1000 км). Ежегодные расходы на содержание огромной армии составляют более 50% государственного бюджета.

В связи с разразившимся в 2003 ядерным кризисом КНДР официально объявила о том, что намерена «укреплять самостоятельные силы ядерного сдерживания как меру самозащиты».

Межкорейские отношения

Почти 60 лет Корейский полуостров расчленён на два государства - КНДР и РК, создавшие противоположные общественно-политические и экономические системы. Весь период существования двух корейских государств отмечен острым военно-политическим и идеологическим противоборством, трёхлетней кровопролитной войной 1950-53.

В нач. 1970-х гг. Север и Юг приступили к диалогу, завершившемуся принятием Совместного заявления (4 июля 1972), определившего основополагающие подходы Пхеньяна и Сеула к объединению К., которое должно быть достигнуто, во-первых, самостоятельно, без вмешательства внешних сил, во-вторых, мирным путём и, в-третьих, на основе национальной консолидации.

В нач. 1990-х гг. КНДР и РК подписали два важных межгосударственных документа - Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах (13 декабря 1991) и Декларацию о безъядерном статусе Корейского полуострова (31 декабря 1991). Эти документы де-юре зафиксировали наличие двух государств на Корейском полуострове и принципы их взаимоотношений как самостоятельных государств.

Историческими событиями в межкорейских отношениях стали встреча руководителей КНДР и РК Ким Чен Ира и Ким Дэ Чжуна в июне 2000 в Пхеньяне и подписанная ими Совместная декларация (15 июня 2000), в которой нашли отражение общие подходы к объединению страны, развитию политических, экономических и культурных связей между Севером и Югом. На высшем уровне было подтверждено, что объединение К. будет осуществлено самими корейцами, мирным путём и на основе сближения северокорейской идеи конфедерации и южнокорейской концепции сообщества.

Важное значение для межкорейского сближения имела политика «солнечного тепла», проводившаяся президентом Ким Дэ Чжуном в отношении КНДР (вовлечение Северной К. в широкое международное сотрудничество, развитие многосторонних связей с ней).

В 1998-2002 между Севером и Югом установились политические контакты, расширились экономическое сотрудничество, торговля, гуманитарные связи. КНДР и РК осуществляют взаимовыгодные проекты: соединение железных дорог Севера и Юга с выходом на Транссиб, создание технопарка в районе Кэсона, туристический проект «Кымгансан» и др. Тем не менее межкорейский диалог нельзя назвать стабильным. Периодически между сторонами возникают серьёзные конфликты (боевые столкновения военных судов в Жёлтом море в 1999 и 2002). Негативно влияет на диалог и ядерная проблема КНДР. Правительство президента Но Му Хена выступает за продолжение политики диалога с КНДР, за мирное политическое урегулирование северокорейской ядерной проблемы.

Правительство КНДР заявляет, что в их стране настоящий рай: все счастливы, обеспечены и уверены в будущем. Но беженцы из описывают другую реальность, страну, где приходится жить за гранью человеческих возможностей, без цели и права выбора. Экономика длительное время находилась в кризисе. В публикации будут представлены особенности страны.

Характеристика

В экономике Северной Кореи есть три отличительные черты. Во-первых, она представляет собой такой порядок, при котором ресурсы имеют централизованное распределение. Этот называется плановой. Во-вторых, ресурсы используют для противостояния возможным угрозам, что могут разрушить целостность страны. Такое использование называется мобилизационной экономикой. И в-третьих, руководствуются принципами социализма, то есть справедливости и равенства.

Из этого получается, что экономика Северной Кореи - это плановая мобилизационная экономика социалистической страны. Это государство считается самым закрытым на планете, а так как с 60-х годов КНДР не делилась экономической статистикой с другими странами, то о том, что происходит за ее границами, можно только догадываться.

Страна отличается не самыми благоприятными погодными условиями, поэтому возникает нехватка продовольственных товаров. По оценкам специалистов, жители находятся за гранью бедности, только в 2000-м году голод перестал быть проблемой государственного масштаба. По состоянию на 2011 год КНДР находится на 197-м месте в мире по уровню покупательской способности.

Из-за милитаризации и политики национал-коммунистической государственной идеологии Ким Ир Сена экономика длительное время пребывала в упадке. Лишь с приходом Ким Чен Ына стали внедряться новые рыночные реформы и вырос уровень жизни, но обо всем по порядку.

Экономика послевоенного периода

Во второй половине 20-х годов ХХ века Корея начала разрабатывать залежи полезных ископаемых на севере страны, что стало причиной увеличения численности населения. Это прекратилось после окончания Второй мировой войны. Корею тогда условно поделили на две части: южная отошла к США, а северная оказалась под властью СССР. Это деление спровоцировало дисбаланс природных и человеческих ресурсов. Так, на севере был сосредоточен мощный промышленный потенциал, а на юге - основная часть рабочей силы.

После становления КНДР и завершения (1950-1953) экономика Северной Кореи стала меняться. Запрещено было заниматься предпринимательской деятельностью, и в обиход вошла карточная система. Нельзя было торговать зерновыми культурами на рынках, да и сами рынки использовались крайне редко.

В 70-х годах власти начали вести политику экономической модернизации. В тяжелую промышленность были внедрены новые технологии. Страна начала поставлять на мировой рынок полезные ископаемые и нефть. В 1979 году КНДР уже могла покрыть внешние долги. Но в 1980 в стране начался дефолт.

Два десятилетия кризиса

Экономика Северной Кореи, кратко говоря, потерпела полное фиаско. Спрос на продукцию значительно снизился, а из-за нефтяного кризиса страну признали банкротом. В 1986-м году внешняя задолженность странам-союзникам составляла свыше 3-х миллиардов долларов, а к 2000 году долг превышал 11 миллиардов. Уклон экономического развития в сторону тяжелой промышленности и военной техники, обособленность страны и отсутствие инвестиций стали теми факторами, что препятствовали экономическому развитию.

Чтобы исправить ситуацию, в 82-м году было принято решение о создании новой экономики, основой которой должно было стать развитие сельского хозяйства и инфраструктуры (особенно электростанций). Спустя 2 года был принят закон о коллективных предприятиях, что помогало привлекать заграничные инвестиции. 1991 год ознаменовался созданием специальной экономической зоны. Пусть и с трудом, но инвестиции туда потекли.

Идеология чучхе

Особое влияние на экономическое развитие государства оказала идеология чучхе. Это своеобразное соединение концепций марксизма-ленинизма и маоизма. Основные ее положения, повлиявшие на экономику, заключались в следующем:

  • революция - это способ достигнуть самостоятельности;
  • ничего не делать означает отказаться от революции;
  • для защиты государства нужно вооружить весь народ, чтобы страна превратилась в крепость;
  • правильный взгляд на революцию происходит от чувства безграничной преданности вождю.

По факту это то, на чем держится экономика Северной Кореи. Основная часть ресурсов направлена на развитие армии, а оставшихся средств едва хватает, чтобы избавить граждан от голода. А в таком состоянии бунтовать никто не будет.

Кризис 90-х годов

После холодной войны СССР прекратил оказывать поддержку Северной Корее. Экономика страны перестала развиваться и пришла в упадок. Поддержку Корее перестал оказывать и Китай, а в сочетании с природными бедствиями это привело к тому, что в стране наступил голод. По данным экспертов, голод стал причиной гибели 600 тысяч человек. Очередной план по установлению баланса провалился. Возросла нехватка продовольствия, разразился энергетический кризис, в результате - остановка множества промышленных предприятий.

Экономика 21-го века

Когда к власти пришел Ким Чен Ир, экономика страны немного «взбодрилась». Правительство провело новые рыночные реформы, увеличилась сумма китайских инвестиций (200 млн долларов в 2004-м). Из-за кризиса 90-х годов в КНДР широко распространилась полулегальная торговля, но как бы власти ни пытались, даже сегодня в стране существуют «черные рынки» и контрабанда товаров.

В 2009 году была предпринята попытка провести финансовую реформу, чтобы укрепить плановую экономику, но в результате в стране резко вырос уровень инфляции, а некоторые товары первой необходимости стали дефицитными.

На момент 2011 года платежный баланс КНДР, наконец, стал показывать цифру со знаком плюс, положительное влияние на государственную казну оказывает внешняя торговля. Так какая экономика в Северной Корее сегодня?

Плановая экономика

То, что все ресурсы находятся в распоряжении правительства, называется командной экономикой. Северная Корея является одной из социалистических стран, где все принадлежит государству. Именно оно решает вопросы производства, импорта и экспорта.

Командно-административная экономика Северной Кореи призвана регулировать количество изготавливаемой продукции и ценовую политику. При этом правительство принимает решения, не основываясь на реальных потребностях населения, а руководствуясь плановыми показателями, что представлены в статистических отчетах. В стране никогда не бывает переизбытка товара, так как это нецелесообразно и экономически невыгодно, чего правительство не может допустить. Но очень часто можно встретить нехватку товаров первой необходимости, в связи с этим процветают нелегальные рынки, а вмести с ними и коррупция.

Как наполняется казна?

Северная Корея только недавно начала выходить из кризиса, за гранью бедности находится ¼ часть населения, чувствуется острая недостача продовольственных товаров. И если сравнивать экономику Северной и Южной Кореи, которая соперничает с Японией в производстве гуманоидных роботов, то первая определенно отстает в развитии. Тем не менее государство нашло способы наполнения казны:

  • экспорт минералов, оружия, текстиля, сельскохозяйственных продуктов, коксующего угля, оборудования, зерновых культур;
  • нефтеперерабатывающая промышленность;
  • налажены торговые отношения с Китаем (90% товарооборота);
  • налогообложение частного бизнеса: за каждую совершенную сделку предприниматель платит государству 50% прибыли;
  • создание торговых зон.

Кэсон - торгово-промышленный парк

Вместе с Корейской Республикой был создан так называемый промышленный парк, где расположились 15 компаний. В этой зоне работает более 50-ти тысяч северокорейцев, их заработная плата почти в 2 раза выше, чем на территории родного государства. Промышленный парк выгоден для обеих сторон: в Южную Корею экспортируется готовая продукция, а Северная имеет хорошую возможность пополнить государственную казну.

Город Даньдун

Подобным образом налажены отношения и с Китаем, только в этом случае оплотом торговли выступает не промышленная зона, а китайский город Даньдун, где и проводятся торговые сделки. Сейчас там открыто множество северокорейских торговых представительств. Продавать товары могут не только организации, но и отдельные представители.

Особым спросом пользуются морепродукты. В Даньдуне существует так называемая рыбная мафия: чтобы продать дары моря, необходимо заплатить достаточно высокий налог, но даже так получается хорошая прибыль. Есть, конечно, смельчаки, которые ввозят морепродукты нелегально, но из-за строгих санкций их с каждым годом становится меньше.

Сегодня Северная Корея зависима от внешней торговли, это Но в экономике страны есть еще несколько интересных моментов, некоторые из них неотделимы от политики.

Так, в стране существует 16 трудовых лагерей, созданных по принципу ГУЛАГа. Они выполняют две роли: наказание преступников и предоставление бесплатной рабочей силы. Так как в стране существует принцип «наказания трех поколений», то некоторые семьи всю жизнь проводят в этих лагерях.

В период экономического упадка в стране процветало страховое мошенничество, причем на международном уровне, за что на правительство не единожды подавали в суд с требованием вернуть страховые выплаты.

В конце 70-х годов была отменена на внешнюю торговлю. В связи с этим на международный рынок мог выйти любой желающий, предварительно зарегистрировавшись в специальной внешнеторговой фирме.

Во время кризиса основной валютой являлась еда, ее можно было обменять на что угодно.

Экономика Северной Кореи первое в мире место может занять по степени закрытости от внешнего мира.

В экономике страны все еще много пробелов, граждане пытаются мигрировать при любом удобном случае, а из обихода все еще не вышли карточки, заменяющие деньги. Попасть на территорию государства практически невозможно, а все видимые туристам участки можно назвать показательно-образцовыми территориями. Мир теряется в догадках, что на самом деле происходит в Северной Корее, но экономика страны поднимается и, возможно, спустя десятилетие КНДР будет находиться на одном уровне экономического развития со своими ближайшими соседями.

В 1945 году Корею освободили от колониального господства Японии. Ежегодно празднуется День освобождения - 15 августа. Часть территории страны заняли советские войска, остальную - американские. Но мечта о едином независимом государстве не осуществилась.

«Опека» СССР и Америки

Дальнейшая история Кореи связана с разделением территории на две части. Советское командование, обнаружив коммунистические настроения у корейского населения, стало помогать в создании социалистического государства. США, со своей стороны, способствовали восстановлению южной части. Планировалось, что страну будут «опекать» на протяжении пяти лет, а затем оставят её в покое. Такое решение приняли во время переговоров зарубежные министры Англии, США и СССР.

В 1945-м приехал Ли Сын Ман, которого уважали как борца за свободу. Его встречали торжественно. Треть жизни этот человек прожил в США, поэтому американцы поддерживали его как кандидата на должность правителя. Примерно в это же время из Советского Союза прибыл Ким Ир Сен, который стал руководить местной Коммунистической партией.

Свою работу начала советско-американская комиссия, но из-за многих противоречий совместная деятельность не принесла результатов. Спустя два года США обратились к Ассамблее ООН с просьбой помочь организовать выборы и сформировать правительство. Этот вариант не понравился СССР по двум причинам - из-за неясных сроков и участия ООН. Стороны обвиняла друг друга в попытках разделить территорию.

Возникновение двух государств (40-50 гг.)

История Южной Кореи этого времени была решающей, ведь оба «опекуна» предпринимали попытки разрешить вопрос. Поскольку СССР не пустило представителей комиссии на территорию Северной части, выборы провели лишь на Юге (1948 год). Был сформирован парламент, принята Конституция и выбран Президент. В августе 1948-го провозгласили появление Республики.

Народное собрание на Севере осуществило выборы в Верховное Народное Собрание, а вскоре объявило о появлении Корейской Народно-Демократической Республики. Премьер-министром назначили Ким Ир Сена, а к зиме подготовили Конституцию. В 1948-1949 гг. территорию покинули все иностранные войска.

История Кореи в 50-х связана с военным конфликтом между Севером и Югом. Сначала армия Севера стремительно наступала и завоевала Сеул. Юг поддержали международные вооружённые силы, и военные действия стали разворачиваться уже на территории КНДР. В 1953 г. гражданская война завершилась перемирием, но обе стороны понесли существенные потери. Было разрушено 50% домов и 80% промышленных предприятий. Но главное, что произошедшее еще сильнее настроило стороны против друг друга.

С этого периода РК и КНДР стали развиваться как два независимых и враждебных государства, которые связывают общие события в прошлом и одна нация. Южная Корея практически превратилась в островную страну, отделенную с трех сторон морями и с четвертой - наглухо закрытой границей со своей Северной соседкой. Чтобы поддержать порядок и восстановить экономику, Ли Сын Ман усилил единоличную власть. Это не понравилось местным жителям, и перемены были восприняты как диктатура.

Жизнь страны в 60-е годы

Новейшая история Республики Кореи начинается с правления Ли Сын Мана. Авторитаризм, коррупция, уменьшение демократических свобод - всё это связывают с первым президентом. Из-за обвинений в поддержке коммунистической партии казнили людей. В 60-х из-за фальсификации выборов прошли многочисленные протесты. Около 100 тысяч студентов вышли на улицы Сеула, что привело к побегу Ли Сын Мана. Мятеж назвали «Апрельской революцией».

После этого внесли поправки в Конституцию, усилив роль двухпалатного парламента. Был выбран новый президент и премьер-министр. Но правительству оказалось не по силам улучшить политическое и экономическое состояние государства. Тем временем КНДР демонстрировало успехи в экономике, что вызвало стремление к объединению. Правительство Кореи выпустило два закона, запрещающие контакты с «соседкой». Это вызвало очередные демонстрации.

После военного переворота руководить страной стал Пак Чон Хи (до 1979 года). Правила в стране ужесточились. Например, был составлен список из 4 тысяч деятелей, которым запретили заниматься политикой. Демонстрации и митинги тоже попали под запрет, а многие СМИ закрыли. Были предприняты попытки восстановить отношения с Японией, что вызвало негатив со стороны населения. Люди выходили на демонстрации с требованием прекратить переговоры. Народ пугало возможное восстановление империализма. Из-за протестов было даже введено чрезвычайное положение.

Были и положительные стороны правления в истории Кореи этого периода. Провели модернизацию, ставшую причиной «экономического чуда». Для развития местной промышленности привлекался иностранный капитал, увеличивался экспорт товаров за границу. Важную роль сыграли реформы в системе образования.

История 70-х годов

В 1972 г. Пак Чон Хи выступил перед народом со специальным заявлением. Он сделал акцент на изменении баланса «великих» держав и угрозе для безопасности страны. США установили контакт с Китаем и заключили договор с СССР об ограничении стратегических вооружений. Север и Юг Корейского полуострова стал плотно общаться и появилась перспектива сотрудничества. Но Конституция новым реалиям не отвечала. В стране ввели чрезвычайное положение, запретили деятельность политических партий, распустили Национальное собрание. Планировалась работа над поправками к Конституции и утверждение через народный референдум.

Новейшая история Кореи помнит это время как диктаторское, а события получили название «Октябрьские реформы». Но поправки делали власть президента почти абсолютной. Например, глава страны должен был избираться специальным центральным органом. После референдума фактически установилась «вечная власть». Начало разворачиваться движение за изменение Конституции, а во время торжественной речи к годовщине освобождения произошло покушение на жизнь Пак Чон Хи. В 1979 году президента застрелил из пистолета начальник ЦРУ корейской разведки во время официальной встречи в штаб-квартире. Преступника арестовали.

В начале пути к демократизации (80-е)

После избавления от «диктатора» корейцы рассчитывали на светлое будущее. Началось движение за демократию, которое назвали «сеульской весной». Около 20 городов были охвачены демонстрациями. Правительственные войска противостояли мятежникам. В результате более 3 тысяч человек были ранены, а 154 демонстранта убиты. Руководство операцией подавления на себя взял Чон Ду Хван, начальник Службы безопасности вооруженных сил. Вскоре он оказался на «политическом Олимпе» и занял место президента через избрание на Национальной конференции объединения. Новейшая история Республики Кореи плотно связана с деятельностью этого человека.

Чон Ду Хван продолжал диктаторскую политику своего предшественника. Но народ стоял на своем, и он был вынужден пойти на уступки. В конце 80-х на всенародном референдуме приняли поправки к Конституции, которые ограничивали возможности главы страны. Например, теперь он не мог распускать парламент или вводить чрезвычайное положение. В 1987 г. победу на выборах получил представитель военных кругов Ро Де У.

Новая власть тесно сотрудничала с оппозицией и выпустила многих бывших политических заключенных. Во время его правления были проведены Олимпийские Игры, первые в истории Южной Кореи - они открыли страну миру. Были установлены дипломатические отношения с СССР, Китаем и государствами Восточной Европы. В 1991 году страна вступила в ООН.

Реформы в 90-е годы

Лидерство одной партии уже было невозможно. Некоторое время даже действовала четырёхпартийная система. В 1992 г. был выбран новый президент - Ким Ёнсан. Народ считал его борцом за демократию. На инаугурации он обратился к главе КНДР Ким Ир Сену с надеждой, что две части Корейского полуострова будут сближаться и сотрудничать. Ким Енсан стал первым президентом, избранным демократическим путём и не связанным с военными или диктатурой.

После принятия обязанностей Ким Ен Сан начал проводить реформы. Появились законы, которые закрывали доступ на политическую арену силовым структурам. Деятельность власти стала более прозрачной для людей, и даже возле дворца теперь могли свободно разгуливать граждане. Ещё одно направление реформ - борьба с коррупцией. Бывшие правители Чон Ду Хван и Ро Де У были арестованы за многомиллионные взятки - их приговорили к длительному заключению.

Реформы Ким Ен Сана также повлияли на экономику и механизм местного самоуправления. Делались шаги для развития туризма, а 1994 год даже объявили «Годом посещения Кореи». Но не все было гладко. В Сеуле обрушилась половина здания известного супермаркета - погибло много людей. Это, а также новое трудовое законодательство, отразилось на имидже президента. Ухудшалась экономическая ситуация - начался финансовый кризис. Еще одной каплей стал обвал национальной валюты. В пик кризиса, в конце 1997 года, провели выборы. Победителем стал Ким Дэ Чжун.

Самой главной задачей для администрации было преодоление экономического кризиса. МВФ и другие организации заняли 50 млрд долларов, но долг был погашен за короткий срок. Был брошен призыв народу с просьбой экономить, и корейцы откликнулись. Также власть попросила продать по низким ценам золото и серебро. Инициатива была поддержана.

Изменились отношения с КНДР. По отношению к «соседке» была введена политика «солнечного тепла». Начали строить железные дороги, соединяющие две страны. Появилась свободная туристическая зона между государствами, где разъединенные семьи могли встретиться. Также оказывалась гуманитарная помощь. В 2000-м г. произошла историческая встреча между двумя главами государств.

Современные события

Новейшая история Кореи в начале XXI столетия связана с социально-экономическим развитием. Рост благосостояния населения позволил меньше времени проводить на работе, и люди стали выступать за введение 5-часовой рабочей недели. В 2003 г. место президента занял Но Му Хён. Новый руководитель пообещал, что правительство будет более открытым. Но на посту продержался всего год. Был поставлен вопрос об импичменте в связи с финансированием предвыборной компании Но Му Хёна. Конституционный суд объявил, что в действиях не найдено ничего противозаконного, и Но Му Хён вернулся к своим обязанностям.

В 2004 году страна начала активно торговать с Китаем, что позитивно сказалось на её экономике. В 2008-2010 гг. сильно ударил экономический кризис. Был спад промышленного производства, увеличилась безработица. Чтобы справиться с проблемой, приняли специальную программу.

Южная Корея относится к высокоразвитым странам Северо-Восточной Азии. С момента возникновения государства после разделения на Северную и Южную Корею и вызванной этими событиями гражданской войной экономика страны несколько раз меняло свое направление. Но в ее структуре один принцип остается неизменным с 1960-ых годов – пятилетнее планирование. Политика и государственное устройство Президент Республики Корея Главой государства в Южной Корее является президент. Нынешний президент Пак Кын Хе, первая женщина- президент, представляющая партию Сенури, была избрана в 2012 году. Парламент Однопалатное Национальное собрание (300 мест). 245 депутатов избираются по мажоритарной системе с относительным большинством голосов в одномандатных округах, 54 - по национальным партийным спискам с 5-процентным заградительным барьером. Срок депутатских полномочий - 4 года. Выборы в парламент начали проводиться с 1948 года. С 1972 по 1988 годы в стране существовал диктаторский строй и выборы фактически являлись фиктивными. С 1998 года Южная Корея стала демократической страной, выборы в парламент проходят раз в пять лет. Права человека Южнокорейское государство активно вмешивается в личную жизнь своих граждан. Например, людям, носящим одну фамилию, нкиогда не разрешат вступить в законный брак. Женщинам запрещено носить мини- юбки и декольте. Бичом южнокорейского общества является Закон о государственной безопасности, принятый ещё в 1948 году. Данный закон определяет Северную Корею как "антигосударственную организацию" и практически запрещает распространение в позитивном ключе любой информации о КНДР. Попытка выехать на территорию КНДР без разрешения южнокорейского правительства карается тюремным заключением сроком до 10 лет. Согласно данным Международной амнистии, расплывчатые формулировки закона о государственной безопасности " используются для того, чтобы произвольно преследовать отдельных людей и целые группы, якобы критикующие действия правительства, и особенно - политику в отношении Северной Кореи. Пользователи социальных сетей, обсуждающие на этих площадках такие острые вопросы, как проблемы Северной Кореи, всё чаще становятся фигурантами уголовных дел и оказываются под судом"*8+. Административное деление Республики Корея Южная Корея разделяется на 9 провинций (то), 6 городов прямого подчинения со статусом, приравненным к провинциям (кванъёкси), и 1 город особого статуса (тхыкпёльси). Они, в свою очередь, делятся на ряд более мелких образований, включающих: город (си), уезд (кун), городской муниципальный округ (ку), поселок (ып), волость (мён), район (тон) и деревня (ри). Население Корейцы являются коренным и основным народом. С конца XIX века в Корее также проживали несколько десятков тысяч китайцев. На 2006 год их численность оценивалась в 20700 человек. Большинство из них имеют тайваньские паспорта*10+. В последние годы число иностранцев в Корее увеличивается. По данным на ноябрь 2012 года*11+, в Корее находились 1,4 млн иностранцев. Из них по краткосрочным визам (до 3 месяцев) - 293 тыс. человек, по долгосрочным - 944 тыс. человек, на постоянном месте жительства в Корее - 188 тыс. человек. Около половины из них - граждане КНР, из которых примерно две трети - этнические корейцы. 3. Экономическая ситуация в Республике Корея В начале 2000-х годов ситуация в отдельных сферах южнокорейской экономики (прежде всего в сфере производства полупроводников) складывалась крайне благоприятно. За первое полугодие 2000 г. экспорт южнокорейских полупроводников вырос на 31,8% (по сравнению с 1-м полугодием 1999 г.) и достиг уровня в 11,9 млрд долларов*41+. В середине августа южнокорейская экономика демонстрировала устойчивую тенденцию экономического роста, занимая 13-е место в мире. При этом по уровню ВНП Южная Корея была на 13-м месте (406,7 млрд долларов; при том, что по количеству населения Республика Корея была 25-й страной в мире - 46 млн 858 тыс.), по экспорту - на 12-м месте, по импорту - на 14-м, по валютным запасам - на 7-м месте (74 млрд долл. США), по количеству пользователей сотовыми телефонами - на 6-м месте (50 чел. из 100), по кораблестроению - на 2-м месте, по количеству рабочих часов - на 1-м месте (50 часов в неделю). Во второй половине 2000 г. в Южной Корее продолжились экономические реформы, в рамках которых государство ликвидировало убыточные предприятия. Так, в ноябре 2000 г. правительство опубликовало список 18 убыточных фирм, подлежащих ликвидации. Это были частные фирмы известных корпораций, такие как «Коммерческие автомобили Самсунг» (Sansung Commercial Vehicles), крупнейший производитель музыкальных инструментов «Самик» (Samick) и т. п. Были объявлены банкротами и взяты под государственное (судебное) управление 11 фирм. 8 ноября 2000 г. банкротом объявили фирму «Дэу Моторс» (Daewoo Motors). Таким образом, роль государства и планового регулирования в экономике Южной Кореи по-прежнему оставалась очень высокой. При этом в планах правительства роль частного капитала оставалась высокой. 29 марта 2001 г. был открыт новый международный аэропорт в Инчхоне (первая очередь), построенный на острове Ёнчжондо. Сам проект по строительству нового международного аэропорта стал разрабатываться еще в 1992 г., и порядка половины от стоимости строительных работ было профинансировано частным капиталом*42+. По итогам 2000 г. Южная Корея стала 4-м в мире производителем автомобилей. Событие это известной мере можно назвать историческим, поскольку в дальнейшем Южная Корея потеряла это высокое место, опустившись к 2004-2005 гг. на 7-е место в рейтинге автопроизводителей и уступив 6-е место Китаю. 8 2002 г. сфере экономики в Южной Корее наблюдалось продолжение процесса трансформации банковской системы. Так, в апреле 2002 г. было объявлено о возможном слиянии банков Синхан ынхэн («Новый корейский банк») и Корам ынхэн («Корейско-американский банк»). Слияние банков объяснялось ужесточением конкуренции с другими южнокорейскими банками, в частности, с банком Кунмин ынхэн («Гражданский банк»)*43+. 9 июля 2003 г. Корейский институт развития (Когеап ОеуеюртепЪ ГпзШиЪе) опубликовал сообщение, согласно которому прогнозируемый рост южнокорейской экономики (ВВП) в 2003 г. должен был составить 3,1% (против 6,3% в предшествующем 2002 г.). 2003 г. продемонстрировал дальнейшее развитие тенденции переноса южнокорейского производства в Китай, иногда в форме «продажи предприятия» иностранному (китайскому) владельцу. Так, 16 декабря 2003 г. в южнокорейской прессе появилось сообщение о том, что автомобильная фирма «Ссанъён моторе» (Ssаngуоng Motors) будет продана китайской государственной нефтехимической корпорации «Китайская национальная группа Голубая звезда» (Сhina National Bluestar Group). Предполагалось, что Меморандум о намерениях будет подписан к концу декабря 2003 г., а соглашение о покупке 50% акций по цене 11000 вон за штуку - в первом квартале 2004 г.*44+ Однако в целом не все в экономике Южной Кореи вызывало чувство оптимизма. Несмотря на известный контроль со стороны государства в сфере ценообразования, начало 2004 г. сопровождалось очередным ростом цен. По сообщениям Управления статистики Республики Корея (Тхон-гечхон) за февраль 2004 г. значительно выросли цены на основные потребительские товары - на 3,4%, по сравнению с февралем 2003 г., что уже превысило планировавшийся правительством уровень инфляции в 3%*45+. Развитие инфраструктуры, скоростные поезда. Стремительное социально-экономическое развитие Южной Кореи, вовлечение все большего числа населения в сферу высокотехнологичного бизнеса, потребность в большей мобильности граждан и перенаселенность крупных экономических центров Южной Кореи привели к необходимости постройки линии скоростных железных дорог, которая должна была связать все крупнейшие города страны. Проект по постройке скоростной железной дороги, получивший название «Кэй Ти Экс» (КТХ - аббревиатура от англ. Коrеа Тrain Ехрress) был начат в 1992 г. В качестве основы проекта были выбраны французские технологии фирмы «Альфстом» с перспективой постройки производственных мощностей, необходимых для производства и обслуживания подвижного состава. Первые пробные пуски поездов состоялись в 2000-2001 гг. 1 апреля 2004 г. началось регулярное движение скоростных поездов «Кэй Ти Экс». Поначалу на скоро-стоной железной дороге возникали те или иные неисправности, вызывавшие сбой в движении и дававшие повод для критики со стороны противников проекта. Однако в течение последующих лет недоработки были во многом устранены, и линия скоростных железных дорог стала играть важнейшую роль в транспортной системе Республики Корея. В конце апреля 2004 г. в южнокорейской прессе появились аналитические статьи о первом месяце эксплуатации скоростной железной дороги «Кей Ти Экс». Оценки, как и следовало ожидать, были весьма пессимистичными. Так, указывалось на то, что количество пассажиров, пользующихся скоростными железными дорогами, почти в 2 раза меньше расчетной цифры: ежедневное число пассажиров колебалось в пределах 71 тыс. человек вместо запланированных 150 тыс. В то же время число пассажиров, использовавших «традиционную» железную дорогу, несмотря на сокращение количества обычных поездов дальнего следования, оставалось по-прежнему высоким, до 107 тыс. человек в день. Подобные цифры, а также результаты опросов общественного мнения, согласно которым только треть пассажиров была довольна качеством обслуживания на новых скоростных поездах, внушала некоторый пессимизм относительно окупаемости и рентабельности нового вида транспорта. На самом деле это было частью процесса освоения и популяризации нововведения общегосударственного масштаба. Люди не так легко отказываются от своих привычек, в особенности если это связано с большими расходами (стоимость проезда на скоростном экспрессе примерно в 1,7 раза больше, чем в обычном поезде дальнего следования), и не сразу понимают, что дороговизна с лихвой окупается большим комфортом и экономией времени*46+. В апреле 2004 г. стала особо заметной тенденция переноса производственных мощностей крупнейших южнокорейских электронных компаний из Западной Европы в Восточную - в те страны, которые вот-вот должны были стать членами Евросоюза, и имели ряд экспортных налоговых льгот, которые делали производство именно в этих странах более выгодным. Так, компания «Самсунг Электронике» (Samsung Electronics) в марте 2004 г. закрыла линии по производству мониторов в Великобритании и перенесла сборочные заводы в Словакию. Фирма «Эл Джи - Филипс Мониторс» (LG-Philips Моnitors) еще в августе 2003 г. закрыла завод в Уэльсе и в первой половине 2004 г. занималась налаживанием производства в Венгрии. Фирма «Дэу Электронике» (Daewoo Electronics) перенесла завод из Франции в Польшу (Варшава) еще в 1994 г. Однако в преддверии вступления Польши в ЕС фирма планировала расширить производство на имеющихся заводах и в сентябре 2004 г. открыть линии по сборке цифровых телевизоров и жидкокристаллических мониторов*47+. Помимо указанного, процесс переноса южнокорейских производственных мощностей затронул и Китай. К июню 2004 г. четко обозначилась тенденция падения конкурентоспособности южнокорейских товаров, производимых в Китае, и, как следствие, сокращение производства с последующими планами переноса производственных мощностей в страны Юго-Восточной Азии. В частности, в июне 2004 г. руководство компании «Самсунг Электронике» объявило о планах закрытия китайского завода по производству СВЧ-печей и переноса завода в Таиланд. Причиной указанного явления было то, что в Китае до 30% произведенных южнокорейскими фирмами товаров шло на внутренний китайский рынок, в то время как в странах ЮВА до 90% продукции отправлялось на экспорт. В то же время в самом Китае появлялось все больше собственных фирм, производивших товары, аналогичные южнокорейским, но стоившие гораздо дешевле. Поэтому потребление южнокорейских товаров на китайском рынке постоянно сокращалось, что и приводило к убыткам*48+. По июльским прогнозам южнокорейского Центрального банка и «Института экономических исследований Эл Джи» в 2004 г. уровень роста экономики должен был составить не 5,5%, как это предсказывали в мае 2004 г, а 5,4%. Ухудшение показателей экономического роста объяснялось сокращением потребительского спроса, снижением инвестиций в промышленное оборудование, ростом цен на нефть и усиливающейся конкуренция со стороны Китая (рост экономики которого прогнозировался в 8,7%)*49+ Первые годы XXI столетия продемонстрировали тенденцию постепенного качественного изменения южнокорейского рынка труда. Согласно сообщениям Статистического управления Республики Корея (Тхонгечхоп) от 19 октября 2004 г., наибольший рост количества занятых наблюдался среди женщин 40-50 лет. При этом они устраивались либо на поденную работу, либо открывали небольшие собственные предприятия (в большинстве случаев рестораны). Рост числа занятых именно в этой категории населения объяснялся сложностями в экономическом положении в семье (необходимость оплаты дополнительного образования детей или же потеря мужем рабочего места).

В данной статье рассматривается понятие демократизации, а так­же развитие и становление современных демократических тенденций в КНДР, новый виток развития которых наступил с приходом к влас­ти Ким Чен Ына. Данные тенденции представляются специфичными, противоречивыми даже для азиатского региона и безусловно имеют свои особенности. Также статья включает в себя краткий анализ исторически обусловленных причин и предпосылок современного по­литического курса, оценку современного состояния демократизации страны в различных сферах жизни общества с акцентом на описание структуры общественной жизни, пропитанной идеологией чучхе. Да­лее следует краткий анализ правовой базы, обеспечивающей реализа­цию демократических прав и свобод, а также составление краткос­рочных и долгосрочных прогнозов политического развития в демокра­тическую или антидемократическую сторону.

The democratization, the development and the formation of the modern de­mocracy in DPRK is the subject of the paper. The new wave of democratiza­tion came after Kim Jong-un has become a leader. These tendencies are spe­cific and contradictory, especially for Asian region. This article is also contents the analyze of the historical reasons of modern political direction, evaluation of modern condition of state’s democratization in all spheres of social life with the description of the special social life’s structure full of Juche idea. This article is also aimed at analyzing of law basis about rights and freedoms, and execu­tions of short-term and long-term prognosis.

Ю. Б. Губайду ллина

Корейская Народная Демократическая Республика - самая закрытая страна в системе современных международных отношений, которая, без­условно, является важным актором международных отношений и одним из ключевых в азиатском регионе. Однако автономный и закрытый вектор развития внешней и внутренней политики последних лет делает Северную Корею непредсказуемым партнёром для стран-соседей и всего междуна­родного сообщества. Лидеры западных стран демонизируют образ КНДР, в частности президент Дж. Буш-младший включил Северную Корею в состав «оси зла», а Барак Обама обвинил её в кибератаке, а также ввел систему сан- кционных мер (Российская Газета 2015).

В свою очередь КНДР не скрывает своего негативного отношения к обвинителям, так, например, представи­теля Государственного комитета безопасности КНДР сравнил Б. Обаму с «обезьяной в тропическом лесу» (Associated Press 2014). И несмотря на все «выпады» и критику европейских политических деятелей о внешнем и вну­треннем политическом курсе, структуре и степени развития гражданского общества, в последние несколько лет можно отметить отчётливую тенден­цию к демократизации. Не существует официальной информационной си­стемы, которая помогла бы составить целостную картину внутренних со­циальных, политических и экономических процессов, что ставит Северную Корею в ряд стран, чей внешний и внутренний политический курс является трудно прогнозируемым. С конца 60-х готов XX в. Северная Корея не публиковала официальных данных о своих экономических и социальных по­казателях, следовательно, основной информационный пласт в настоящий момент состоит из различных оценок экспертов и специалистов, способных сделать относительно достоверные выводы и прогнозы.

Перед фактическим анализом и рассмотрением вышеописанных про­цессов в КНДР логично будет уточнить, как именно трактуется демократия в современном научном мире. Термин «демократия» берёт начало ещё из Древней Греции, где впервые при Солоне в Афинах был установлен демо­кратический режим, и с тех пор претерпел множество трансформаций и из­менений. В настоящее время под ним понимают особую форму правления, при которой осуществляется народное правление большинства населения в интересах большинства и с помощью большинства (Стёпина 2001). Стоит отметить тесную связь демократии и гражданского общества, ведь только в настоящем гражданском и социальном обществе граждане способны реали­зовывать свои демократические права и свободы, т. е. участвовать в управле­нии политической жизни страны, развивать гражданские институты и т. д. Такое гражданское общество, следующее системе законов и предписаний, установленных демократическим государством, будет стабильным, эффек­тивным, обладающим мощным созидательным потенциалом. Это и являет­ся ключом к правильному пониманию демократии и объяснением слабого развития стран, в которых общество не способно использовать демократию как инструмент управления и воздействия на государство (Ивина 2004). Подведём итог: под демократическими тенденциями автор статьи понимает комплекс мер, а также совокупность нормативно-правовых актов, которые способствуют установлению в стране такого режима, в котором формиру­ется и функционирует институт гражданского общества и, следовательно, появляется возможность выражения воли народа, его активное участие в политической жизни при соблюдении прав и свобод каждого гражданина.

Очевидно, что Северная Корея, страна с почти столетней историей, на протяжении этого времени имела противоречивые направления развития. Рассмотрим последние и наиболее значимые два десятилетия. После смер­ти Ким Ир Сена в 1994 г. страна находилась в очень нестабильном положе­нии. Был разрушен социалистический блок, что ставило под угрозу поли­тическую систему Северной Кореи. Явный дефицит импорта и зарубежных поставок в сочетании с очень низкой эффективностью сельского хозяйст­ва привели страшному кризису и массовому голоду населения (CNN 2003). В 1997 г. после окончательной концентрации власти в руках Ким Чен Ира он был назначен генеральным секретарем Трудовой партии Кореи и председателем Комитета национальной обороны (BBC News 2006), так как пост президента был навсегда закреплен за его отцом.

С приходом к власти Ким Чен Ира страну потрясли массовые реформы и изменения. Из конституции страны были исключены все упоминания ком­мунизма, взамен которого появилась новая политическая политико-эконо­мическая концепция Сонгун, действующая под девизом «Армия на первом месте». Именно руководствуясь этой концепцией и были проведены главные изменения. В политической сфере, на Сонгун были возложены надежды, как на фундамент для воссоединения Северной и Южной Кореи, которая так­же стала идеологической основой для объединения общества КНДР одной идеей, с помощью которой страна сможет выйти из кризисной ситуации (Korea Overseas Information Service 2007). С помощью Сонгуна правительст­во КНДР надеялось решить ряд экономических проблем, таких как кризис и голод. Однако, по мнению С. Курбанова, - главы института корееведе- ния СПбГУ нувориши (разбогатевшие представители низшего сословия) в КНДР придерживаются и будут придерживаться политики «Армия на пер­вом месте», чтобы уберегать свои богатства (Daily NK 2007). Так или ина­че, командно-административные методы экономики являются безусловно оправданными, ведь в условиях глубокого экономического кризиса только государство может являться тем мобилизационным центром, которое смо­жет грамотно направить ресурсы и усилия страны для преодоления кризи­сной ситуации.

При Ким Чен Ире произошли важные шаги в развитии международных связей. Так, например, был подписан важнейший договор «sunshinepolicy» с Южной Кореей, за которую, кстати, руководитель РК был награждён Но­белевской премией мира, а также Кымгансан был объявлен туристической зоной, доступной также для жителей Южной Кореи (Lankov 2005). В отно­шениях с Китаем также наблюдалось заметное сближение. В середине 1990­х годов из США, Южной Кореи, а также Японии поступила большая гуманитарная помощь, которая помогла частично решить продовольственный вопрос. Вышеизложенные факты дают основание сделать вывод о том, что внешнеполитический курс стал более либерализованным, открытым, а ме­ждународные связи укрепились. Однако в 2008 г. наступил новый период обострения отношений с РК, когда КНДР заморозила все интеграционные процессы, а также расторгнула все международные мирные договорённости и даже заявила о возможности войны, однако к середине 2009 г. конфликт был урегулирован и связь была восстановлена.

Рассматривая юридически-правовую сторону вопроса, стоит отметить, что в 1992 и 1998 гг. были приняты очень важные поправки в Конституции КНДР, которые устанавливали новые рыночные элементы экономики, а также восстановлен кабинет министров, тем самым оформив смену формы власти от президентской республики к парламентской (Политические систе­мы современных государств 2012: 260-262).

Подытожив результат правления Ким Чен Ира, стоить отметить, что страна безусловно предприняла ряд мер к смягчению внутреннего режима и международных внешних связей, либерализовала экономическую сферу, введя элементы рыночной экономики, которые также закреплены юридиче­ски, т.е. Корейская Народная Демократическая Республика под руководст­вом Ким Чен Ира обозначила демократическое направление развития.

Именно на таком базисе и продолжилась поэтапная демократизация под руководством Ким Чен Ына последние 5 лет. Конституция КНДР включает в себя положения о правах и обязанностях граждан КНДР, например, пра­во избирать и быть избранными. Закреплено право избирателей отзывать депутата, если он не оправдал их доверия (ст. 7). Конституция закрепляет суверенную власть за народом, наделяет граждан следующими основны­ми правами, гарантируя их соблюдение: свобода слова, печати, собраний, демонстраций и объединений; свобода совести; право подавать жалобы и заявления; право на труд; свобода научной и литературно-художественной деятельности. Поправки к конституции отражают также изменения, про­изошедшие в экономическом положении КНДР. В 1998 г. была внесена по­правка (ст. 33), согласно которой предполагается управление экономикой с использованием «экономических рычагов, таких как себестоимость, цена, рентабельность». Таким образом, был конституционно закреплен переход к некоторым экономическим методам управления народным хозяйством (По­литические системы современных государств 2012: 260-262).

Стоит отметить, что в КНДР хорошо развита система местного самоу­правления. Местными органами власти являются провинциальные (городов центрального подчинения), городские и уездные народные собрания. На­родные собрания избираются сроком на 4 года на основе всеобщего, равно­го, прямого голосования (Шарев 2009: 152-153).

В КНДР существует система государственного социального обеспечения и социального страхования трудящихся: выплата пенсий по старости и ин­валидности; предоставляются оплачиваемые отпуска по временной нетру­доспособности, 77-дневные оплачиваемые отпуска женщинам по беремен­ности и родам. Около 2/3 детей дошкольного возраста воспитывается в дет­садах и яслях на государственные средства. Установлен 8-часовой рабочий день при шестидневной рабочей неделе. Для женщин-работниц, имеющих трёх и более детей, рабочий день сокращён на два часа без снижения зарпла­ты. Конституция КНДР закрепляет принцип равенства полов (ст. 77). Севе­рокорейское правительство принимает различные меры в целях повышения активности женщин. Труд женщин, в первую очередь женщины-матери, ох­раняется законом. Местные органы власти и местные государственные уч­реждения обязаны создавать ясли и детские сады, а также организовывать для домохозяек надомные промысловые кооперативы (Политические систе­мы современных государств 2012: 264-266).

Также необходимо отметить, что КНДР, несмотря на закрытый статус, интегрировано в ООН и его различные органы: Продовольственной и сель­скохозяйственной организации ООН, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ЮНИДО, Все­мирной организации здравоохранения, ВМО. КНДР также состоит в ряде международных организаций, таких как АСЕАН, Международном фонде сельскохозяйственного развития, Организации Красного Креста и т. д.

Несмотря на то, что Северная Корея безусловно является страной, содер­жащей в себе элементы демократии и социального государства, следует от­метить, что далеко не всегда положения, декларированные в Конституции, соблюдаются в жизни. Так, например, свобода слова абсолютно не соблю­дается. В рейтинге «Свобода прессы 2008», подготовленном Freedom House, КНДР занимает 195-е место из 195 возможных (несвободные СМИ).

ООН, а именно Третий комитет Генеральной Ассамблеи, всерьёз озабо­чен многочисленными фактами нарушения прав человека в КНДР, поэто­му рекомендует передать это дело в Международный уголовный суд (Центр новостей ООН 2004). США также обеспокоены настоящем положением дел в Северной Корее. По многочисленным заявлением беженцев в КНДР про­исходят массовые расстрелы, репрессии. А также зафиксированы массовые случаи похищения жителей других стран властями Северной Кореи. Всё это побудило Америку издать закон о правах человека в Северной Корее в 2004 г., в котором выражено желание содействовать соблюдению прав чело­века, а также защищать беженцев. Знаменитая организация Human Rights Watch подтвердила вышеописанные факты (Human Rights Watch 2004).

Подводя итог, стоить сказать, что современная ситуация в Северной Ко­рее не позволяет назвать страну демократической. Международное сооб­щество пока не имеет достаточно рычагов для защиты прав и свобод жи­телей КНДР, которые несмотря на вполне демократичную Конституцию, не соблюдаются. Безусловно, многие элементы, свойственные гражданскому обществу и социальному государству есть, но это не позволяет говорить о том, что общая тенденция развития государства демократическая. Гово­ря о перспективе, едва ли следует ожидать качественно новых изменений в данном направлении, так как несмотря на вполне заметную либерализацию экономической сферы, политическая и социальная сфера всё ещё тотально контролируется. Страна имеет специфическое сочетание полярно противо­положных элементов. Это и делает КНДР крайне непредсказуемым актором на международной арене. Стоит также отметит, что преемственность влас­ти, всё ещё явное присутствие некоторых черт традиционного государства позволяет прийти к выводу о том, что Северная Корея под руководством Ким Чен Ына продолжит курс на сохранение безусловной и сильной власти правителя, которое возможно и приведёт страну к новым экономическим и технологическим высотам.

Литература

  • Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Под редакцией В. С. Стёпина. М.: Мысль. 2001.
  • Политические системы современных государств: энциклопедический справочник: в 4 т. Т. 2: Азия. М., 2012. С. 260-266.
  • Российская Газета, 02.01.2015.
  • Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. Центр новостей ООН. ООН, 18.11.2014.
  • Шарев П. С. Социально-политические системы государств корейского полуострова. Томск, 2009.
  • Associated Press, 27.12.2014.
  • Kim JongIl: Playing a poor hand skillfully. CNN, 21.08.2003.
  • Lankov A. No sunshine yet over North Korea. Asia Times, 13.05.2005.
  • Malinowski T. Advancing Human Rights in North Korea. Humans Rights Watch, 02.03.2004. Profile: Kim Jong-il. BBC News, 09.10.2006.
  • S. Korea bans 32 pro-N. Korea Internet sites Korea. Korea Overseas Information Service 26.03.200.