Что такое гейзер? Что такое гейзер вулкана? Вулканы. Горячие источники, гейзеры



Кратер –чашевидное отверстие на вершине вулкана через которое на поверхность земли выходит лава, пепел, пар, вулканические бомбы… Жерло – канал по которому движется лава Очаг магмы –расплавленное вещество мантии возникающее в отдельных очагах на разных глубинах верхней мантии Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250оС. Скорость течения 300 – 500 метров в час.


Вулканы действующие уснувшие потухшие вулканы, которые извергаются в наши дни или на памяти человечества. Их насчитывается 800 (На Камчатке). не извергавшиеся на памяти человечества, но иногда они начинают действовать. бездействуют много тысяч лет. (Крым, Забайкалье).


На главном острове Гавайи находится вулкан Мануа-Лоа Характерная особенность его состоит в том, что базальтовые расплавы здесь изливаются относительно спокойно, без взрывов. Расплав слабо насыщен газами и имеет небольшую вязкость, хотя иногда и возникают необыкновенно эффектные лавовые фонтаны В результате такого извержения вулкан имеет очень пологие склоны, на которых расположено несколько кратеров. Вулкан Килауэа, расположенный в Гавайском архипелаге самый активный вулкан в настоящее время. Вулкан поднимается всего на 1,2 км над уровнем моря, однако его последнее длительное извержение началось в 1983 году и продолжается до сих пор. Потоки лавы уходят в океан на км.

















Крупнейшие вулканы планеты (практическая работа с физической и к/к картой) Название вулкана Материк, где находится Абсолютная высота Действующий или потухший координаты Ключевская Сопка Евразия4750действующий68с.ш 160в.д. Везувий?? действующий? Этна?? действующий? Эльбрус?? потухший? Кракатау?? действующий? Фудзияма?? действующий? Гекла?? действующий? Котопахи?? действующий? Орисаба?? действующий?



Вулканы - это огненные горы, в которых есть канал в недра земли, к расплавленной магме. Иногда эта магма вырывается на поверхность в виде раскалённой лавы. Вулканы, которые часто проявляют активность, называются действующими, а те, что могут в будущем стать действующими, - спящими. Вулкан, жизнь которого прекратилась навсегда, называется потухшим.

Так заложено природой, что одни пласты земной коры поднимаются и образуют горы, другие, напротив, опускаются — и появляются глубочайшие впадины в океанах. Передвигаясь, пласты земной коры давят со страшной силой на лежащую под ними раскалённую магму, которая в поисках выхода под давлением устремляется в трещины земной коры. В тот момент, когда она вырывается на поверхность, и происходят извержения вулканов.


Магма - это вязкая жидкость, состоящая из смеси различных расплавленных минералов и некоторых минеральных кристаллов. По консистенции она напоминает тающий снег или замерзающую слякоть с кристалликами льда. Есть в магме также вода и растворённые газы. Учёные полагают, что магма образовывается в некоторых частях нижней мантии.


Форма вулканов зависит от типа лавы, от того, как далеко она растекается, а также от силы взрыва. Вязкая лава — очень густая, быстро застывает вокруг жерла, образуя крутой конус. Жидкая лава течёт очень быстро и может растечься на несколько километров от кратера, прежде чем начнёт остывать.

Мощные струи очень горячей воды обычно имеют высоту около 20-40 м и больше. Самый высокий выброс наблюдался в 1904 году в Новой Зеландии: гейзер Ваймангу выбросил столб воды и пара высотой почти 460 м.

Породы, образовавшиеся при извержениях вулканов, принято называть вулканическими. Многие из них содержат руды ценных металлов, золото и медь, минералы, например алмазы. Несмотря на постоянную угрозу новых извержений, крестьяне близлежащих селений трудятся на полях, используя плодородный вулканический пепел в качестве удобрения.

Вулкан Мауна-Кеа на одном из Гавайских островов спит. Это самый высокий вулкан, он возвышается над уровнем моря на 4200 м, но его основание находится в море на глубине 5840 м. Если мерить от подводного основания до вершины, то можно считать этот вулкан высочайшей горой мира - 10 040 м.


Земля - неединственная планета Солнечной системы, имеющая вулканы. На Марсе есть громадный вулкан, названный Олимпус Монс. Его высота 25 км, а ширина 600 км.

Гейзер - это естественный фонтан кипятка. Гейзеры действуют каждый по своему «расписанию», через определённые промежутки времени. Гейзеры - соседи вулканов. Трещины и пустоты глубоко в земле неподалеку от вулкана постепенно наполняются водой. Вулканы согревают под землёй воду, некоторое время она бурлит и клокочет, но не вырывается наружу - для того, чтобы выплеснуться, ей нужно закипеть. Как только температура поднимется выше 100 градусов, образующийся пар с шумом устремляется в небо, увлекая за собой кипящую воду. Новый выброс происходит, когда трещина вновь заполнится водой.


Этот суровый и неприветливый остров (Ис­ландия в переводе - «страна льдов») интересен тем, что вулка­нические явления отличаются здесь своеобразными чертами, ни­где уже более не повторяющимися.

Здесь словно воочию восстанавливаются перед нами самые бурные, самые древние , периоды .

Вулканическая деятельность в Исландии

По напряженной вулканической деятельности Исландия - наиболее примечательная область земного шара. Проявление вулканизма, происходившее здесь в грандиозных размерах в третичный период, не успокаивается до настоящего времени.

Лавовые потоки древнейших извержений тянутся сплошной каменистой пустыней иногда на десятки километров. Самая боль­шая из них - Одадахраун (в северо-восточной половине остро­ва) занимает свыше 130 километров в длину и 30 километров в ширину.


Лавовый поток

Общая площадь под лавовыми потоками доходит до 7000 квадратных километров, т. е. почти равна Онежскому озеру (без северных заливов).

В Исландии - 26 крупных действующих вулканов и множе­ство мелких. Наибольшей известностью пользуется вулкан Гекла (1447 метров высоты), увенчанная тремя вершинами. Сочетание черных базальтовых окал, черного пепла и белых пятен снега придает Гекле весьма мрачный вид.

Это один из наиболее актив­но действующих вулканов: начиная с XII века за Геклой числит­ся свыше 70 извержений. Одно из крупнейших извержение Геклы было в 1947 г.


Оно продолжалось более года. Грохот вулкана был слы­шен за 400 километров. Последнее извержение было в 2000 году.

Из больших и малых кратеров Гекла, помимо лавы, выбра­сывает массу тончайшего пепла, который повергает во мрак зна­чительную часть острова и засыпает огромные его площади. Пепел далеко разносится ветром.

В 1947 г. он был обнаружен в Южной Англии, Скандинавии и Финляндии. Последствия этого извержения причинили много бедствий населению, превратив в пустыню ближайшие к вулкану цветущие районы. Сильно по­страдали не только посевы и пастбища, но также и овцы, лишившиеся подножного корма.

Особенности лавы вулканов Исландии

Интересно отметить, что излияние лавы происходит в Ислан­дии не только через вулканы, но также и непосредственно из огромных трещин. Они тянутся на десятки километров, разла­мывая встретившиеся на пути возвышен­ности. На 150-200 метров уходят в глубину разломы трещин. Особенно их много в северо-восточной части острова. Во время извержения над трещинами возникают невысокие конусы (до 50 метров).

Мощное извержение лавы из трещины Скаптар, протяжением а 24 километра, произошло в 1783 г. На ней образовалось свыше 90 вулканических кратеров и конусов (из них 34 высотой до 50 метров). Излившаяся лава покрыла 900 квадратных километров. Средняя мощность потока достигала 30 метров. Общее количество выброшенных вулканических продуктов определялось приблизительно в 27 кубических километров.

Последствием этого извержения была гибель кормов для ско­та. В конечном итоге от землетрясений, голода и эпидемии по­гибло 9 тысяч человек, т. е. почти одна пятая часть населения острова. Кроме того, в результате извержения пеплом был полностью уничтожен урожай в Шотландии (приблизительно за 1000 километров от района извержения). В Шотландии так же на­ступил голод и погибло много людей.

Особенно разрушительные катастрофы происходят при извер­жении исландских вулканов, расположенных среди глетчеров, (подробнее: ) так как излияние лавы вызывает массовое таяние льда с образованием грязевых потоков, причиняющих страшные опусто­шения.

Гей­зеры Исландии

Помимо вулканов, Исландия славится замечательными гей­зерами . Это - своеобразные пароводяные вулканы. Они перио­дически выбрасывают фонтаны горячей воды и пара (по-немецки «хейс» - горячий).

В горячих глубинных водах содержится значительное коли­чество растворенного кремнезема. При охлаждении воды кремне­зем выпадает в виде белого осадка - гейзерита. Из него со временем нарастает невысокий плоский конус с чашеобразным углублением.

На дне этого чашеобразного бассейна находится устье канала, уходящего в глубину на 20-30 метров. Горячая вода, поступая из канала, постепенно заполняет бассейн. Через некоторое время она закипает, - и мгновенно на 20-40 метров в высоту взлетает огромный столб воды и пара. Часть воды воз­вращается в бассейн. Гейзер успокаивается и затем снова, через 10-20 минут, а то и через 20 часов, повторяется та же самая картина.


Периодичность действия гейзера объясняется тем, что у са­мого дна канала собирается перегретая вода, примерно в 126- 127°. Однако и при такой температуре она не закипает, потому что на воду давят вышележащие слои, температура которых по­степенно убывает до 70-80°.

Постепенно, благодаря притоку тепла снизу, температура в водяном столбе повышается, начинают выделяться пузырьки пара, затем вода закипает с поверх­ности,- давление сразу уменьшается, и перегретая вода, пере­ходя в парообразное состояние, мгновенно извергается. Выбро­шенная фонтаном вода охлаждается, частично возвращается в бассейн и уходит в канал. Приток перегретых глубинных вод рождает новый взрыв.

Гейзеры других стран

Помимо Исландии, гейзеры имеются в Новой Зеландии, в США (в Иеллоустонском национальном парке), а также и в дру­гих странах, где проявляется вулканическая деятельность или где она проявлялась раньше, т.к. как лава долго сохра­няет тепло.

Известны гейзеры с неослабевающей деятельностью на про­тяжении многих столетий, однако вместе с тем наблюдаются и обратные явления, когда гейзер постепенно затухает, превра­щаясь в горячий источник, или даже исчезает совсем.

На север­ном острове Новой Зеландии еще до 1904 г. действовал знаме­нитый, ныне замолкший гейзер Ваймангу, выбрасывавший са­мый мощный в мире фонтан высотой в 450 метров.

Гейзерами богата и Камчатка, особенно в райо­не затухающего вулкана Кихпиныч (к югу от озера Кроноцкого). Основная масса гейзеров (не менее 22 крупных и около 100 мелких) расположена в долине речки Гейзерной.


Самый мощ­ный гейзер - Великан - через каждые 2 часа 50 минут выбрасывает фонтан воды и пара почти на 40 метров. Бассейн Велкана 3 на 1,5 метра при глубине не менее 3 метров. Температура воды камчатских гейзеров - 94-99°.

Камчатка богата также горячими (от 50-100°) и теплыми (от 20 до 50°) минеральными источниками различного химиче­ского состава.

В районе действующих и особенно затухающих вулканов встречаются грязевые вулканы. Это невысокие холмы с впадиной на вершине. Камчатские грязевые вулканы совсем миниатюрны по размерам - 30 сантиметров высоты при диаметре кратера в 15-10 сантиметров.

По временам они изливают потоки грязи и выделяют газы. Грязевые вулканы бывают горячие и холодные. Первые связаны с вулканическими районами, а вторые - боль­ше с нефтяными (например, Бакинские промыслы, остров Ява, Мексика и др.).

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Вулканы. Горячие источники, гейзеры». При помощи него вы сможете получить представление о вулканах, их строении, видах и способах образования. Учитель расскажет о горячих источниках и гейзерах, а также об их особенностях.

Вулканы бывают разные, многие находятся на дне океанов; формируются разные периоды времени. Благодаря подводным вулканам образуются вулканические острова.

В верхней части мантии ее вещество плавится, и образуется очаг магмы - «сердце» вулкана. Именно это вещество изливается из вулкана. Под давлением через трещины в земной коре и более мягкие горные породы магма устремляется наверх. Когда магма вытекает на поверхность, она теряет часть веществ и немного остывает, образуя потоки лавы и пепел.

Рис. 2. Строение вулкана ()

Рис. 3. Извержение вулкана ()

Самый высокий вулкан России - Ключевская Сопка, высотой 4750 метров. Самые высокие вулканы Земли: Охос-дель-Саладо, Килиманджаро. Высота марсианского вулкана Олимп составляет 26 километров! Этот вулкан является самой высокой горой в Солнечной системе.

Рис. 4. Ключевская Сопка ()

Вулканы бывают:

1. Потухшие (не извергались на памяти человека): Эльбрус, Казбек.

2. Уснувшие (вулканы, которые не извергались и вдруг стали извергаться).

3. Действующие (извергались относительно недавно): Ключевская Сопка, Этна, Льяма, Асама.

В древности люди очень боялись вулканов и их извержений. В настоящее время вулканы являются объектами изучения, в том числе такой науки, как вулканология. Больше всего вулканов находится в пределах Тихоокеанского огненного кольца.

В местах, где есть вулканы, температуры подземных вод очень высоки. Эти воды могут постепенно выходить на поверхность. Такие объекты природы называют горячими источниками.

Иногда горячие источники могут фонтанировать под давлением, выбрасывая горячую воду и пар из недр Земли, такие объекты называют гейзеры. Гейзеры используют при обогреве, для получения энергии на ГеоТЭС, для лечения.

Домашнее задание

Параграф 19.

1. Расскажите про строение вулкана.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Аши

Конспект урока географии

в 6 классе

Тема: «Вулканы. Гейзеры»

Выполнил: Сухих Н.В.,

учитель географии,


Образовательные:

  • Сформировать понятия «вулкан», «гейзер», «кратер», «жерло», «очаг магмы», «конус»

  • Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров

  • Изучить отличия действующих и потухших вулканов
Развивающие:

  • Развитие умения определять географическое положение вулкана

  • Учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить

  • Продолжить формирование познавательного интереса к географии с помощью новых информационных компьютерных технологий
Воспитательные:

  • Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, сопереживать товарищу

  • Проведение профориентационной работы, на примере профессии вулканолога
Тип урока: изучение нового материала

Методы : репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Изучаемые термины : вулкан, гейзер, кратер, жерло, очаг магмы, конус, действующий вулкан , потухший вулкан, уснувший вулкан

Оборудование:


  • учебник «Начальный курс географии», авторы: Т.П. Герасимова; Н.П. Неклюкова

  • учебное электронное издание: «Начальный курс географии» 6 класс, автор Петрова Н.Н

  • Библиотека электронных наглядных пособий по географии 6-10 класс,

  • тематическая презентация «Вулканы»,

  • атласы, физическая карта полушарий.
Обучающая практическая работа : определение географического положения вулкана

Этапы урока.


  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление знаний

  5. Проверка знаний (тестирование)

  6. Итог урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, мы им рады! Работать будем в обычном режиме. Проверьте, чтобы все необходимое для урока у вас было на парте.

Ребята, кто из вас хорошо будет работать, внимательно слушать, давать полные ответы за работу на уроке получат хорошие оценки.

Учитель настраивает ребят на хорошую работу на уроке


Дети проверяют оборудование, необходимое для работы на уроке

  1. Актуализация знаний
Сейчас я вам продемонстрирую один увлекательный опыт. И вы сразу угадаете, о чем мы будем сегодня на уроке говорить.

Беру небольшое количество дихромата аммония. Поджигаю (соблюдая все правила техники безопасности), когда идет процесс горения, такое ощущение, что происходит небольшое извержение вулкана.

И как? Интересно? Страшно? Итак – тема нашего урока «Вулканы»

Открываем тетради и записываем тему урока «Вулканы»


Наблюдают за опытом

Узнают тему урока

Записывают тему урока



3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы должны:


  1. Изучить строение вулкана

  2. Познакомиться с продуктами извержения вулканов

  3. Узнать о размещении вулканов

  4. Выяснить отличия действующих и потухших вулканов

  5. Практическая работа «Определение географического положения вулкана»

  6. Изучить гейзеры и горячие источники

Знакомятся с целями урока

Давайте посмотрим слайды и попробуем сформулировать определение – вулкан – это..

(демонстрация слайдов)



Рассматривают слайды и формулируют определение вулкана

А вот откуда произошло название «вулкан» знает Яшбулатов Вася и он нам сейчас расскажет.

Итак, вы поняли, что вулканы назвали в честь бога огня и кузнечного дела.



Слушают сообщение «Откуда пошло название «вулкан»

Вулкан имеет определенное строение .

Откройте стр. 49, прочитайте пункт 1, рассмотрите рис.31


Читают пункт 1 на стр. 49, рассматривают рисунок рис. 31

Кратер – это отверстие, углубление на вершине вулкана, из которого изливается магма (показывает)

Сколько кратеров показано на рис. 31?

Жерло – канал, по которому поднимается магма. Он может быть вертикальным или наклонным(показывает)

Сколько каналов на рис. 31?

Очаг магмы – скопление магмы в земной коре, у границ мантии

Покажите его.

Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой (показывает)

Ребята, кто сможет выйти к доске и рассказать о строении вулкана?


Отвечают на вопросы



1 вертикальный и 3 наклонных

1 человек у доски рассказывает о строении вулкана


Мы знаем, что из вулкана изливается магма, но правильнее её назвать?

Лава – это продукт извержения вулкана, Кроме неё есть ещё и другие продукты, которые мы сейчас рассмотрим.

Продукты извержения вулкана: я буду рассказывать, а вы должны заполнить схему

Лава – имеет температуру 1000 градусов, может двигаться со скоростью 50 км/ ч (как электричка). Лава бывает жидкая , вязкая, очень вязкая. Внешний вид конуса вулкана зависит от того какая лава. Если лава жидкая, то склоны вулкана будут пологими, такой вулкан называется щитовым. Если лава вязкая, или очень вязкая, то склоны будут крутыми, такой тип вулканов называется центральным.

– лавой

Заполняют схему

Рассматривают слайды



Вулканические бомбы – куски лавы размером от 5см до нескольких метров. Свою форму они приобретают в полете. Они образуются из вязкой лавы




Вулканический пепел – мелкие частицы обломков лавы размером до 2 мм. Он не имеет ничего общего с пеплом, который образуется от сжигания бумаги или дров.

ФОНТАН ВАМ ТОТ ИЗВЕСТЕН.


Гейзер


Что такое гейзер?

Если вы затрудняетесь, то стр. 52, найдите определение

Что в переводе с исландского, обозначает слово «гейзер»?

Чаще всего работа гейзера начинается с небольшого всплеска воды, затем начинает выделяться пар и, наконец, с громким шипением, свистом, грохотом из-под земли поднимается столб горячей воды



Ребята, я вам предлагаю посмотреть анимацию и ответить на вопросы:

Какие условия необходимы , чтобы образовался гейзер?


  1. вода

  2. очаг магмы, чтобы вода нагревалась

  3. трещины в земной коре.


Только, если все 3 условия будут реализовываться, то гейзер будет работать.

Таких мест на Земле очень немного.


  • ОСТРОВ НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ (Вайманту, 1899-1917годы, на высоту 457 метров)

  • ОСТРОВ ИСЛАНДИЯ (Страна льда и огня)

  • ПОЛУОСТРОВ КАМЧАТКА (ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ – 1941 год. Татьяна Устинова: Первенец, Фонтан, Щель, Большая печка, Восьмерка, Плачущий, Великан – 30 метров, 2 минуты работает, 4,5 часа отдыхает)
ЙЕЛЛОУСТОНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК (Верный старик или Старый служака , через 70 минут, 45 метров




  • Как человек использует подземные горячие воды?





  1. Домашнее задание : параграф 19, на к/к подписать вулканы, сообщения

6. Итог урока