Что такое бортовой самописец. Черный ящик самолета: зачем нужен и какого цвета он на самом деле? 

Черным ящиком (black box ) обыватели называют специальное устройство, используемое в авиации с целью записи всего, что происходит на борту во время полета, включая внутренние показатели датчиков и систем самолета и переговоры членов экипажа. Итак, что такое черный ящик в самолете? Давайте разберемся.

Как выглядит черный ящик самолета?

Как ни странно, черный ящик выглядит совершенно не так, как звучит его название. Традиционное исполнение бортового самописца – это шар или цилиндр, окрашенный в красный или оранжевый цвет. Такая форма и окрас выбраны не случайно: округлые очертания менее подвержены повреждениям во время аварии, а яркий оттенок делает ящик заметнее среди других обломков.

Если устройство окрашено в яркие цвета, то почему бортовой самописец называют черным ящиком? Чтобы узнать причину, нам нужно ознакомиться с историей появления этого важного прибора.

История появления бортового самописца

С увеличением числа самолетов в период бурного развития гражданской авиации стало происходить больше крушений. Чтобы выявить причины аварий и усовершенствовать новые модели самолетов, в 1939 году французские конструкторы разработали аппарат, представляющий собой светолучевой осциллограф, который фиксировал изменения параметров на пленку за счет отклонения световых лучей.

Осциллограф был защищен черным прямоугольным корпусом, благодаря которому и появилось сохранившееся до сегодняшнего дня название. Первые приборы выглядели именно так, как представляют себе черные ящики люди, далекие от авиации – поэтому их и стали так называть.

В 1953 году австралиец Д. Уоррен усовершенствовал внутренности черного ящика, добавив к нему магнитную ленту для голосовой записи.

Первые черные ящики были оснащены самописцами с бумажной лентой, которая подавалась за счет работы часового механизма. Со временем им на смену пришли фотоосциллографы, а через несколько лет их заменили магнитофоны и магнитные ленты.

Что находится в черном ящике самолета?

Сегодня запись показателей и переговоров ведется при помощи микросхем. Электронные платы устройства зафиксированы на специальных амортизаторах для дополнительной защиты. Сама плата схожа по свойствам и характеристикам с привычным флеш-накопителем.

Для облегчения поиска под водой черные ящики оснащают ультразвуковыми маяками. Если самолет упал в горах, для поиска самописцев применяют радиомаяки, предустановленные в них. Работу маяков обеспечивают встроенные аккумуляторы, которые активируются после удара.


Чтобы обеспечить сохранность черного ящика во время катастрофы, он сделан из защитного корпуса, который производят из титана или стали повышенной прочности. Кроме удара, по силе сравнимого со взрывом артиллерийского снаряда, черный ящик должен выдержать получасовое нахождение в огне и нахождение в воде на глубине до 6 км в течение месяца.

Сколько черных ящиков в самолете?

Выпускают две разновидности самописцев:

  • эксплуатационные
  • аварийные

Первый тип делают для контроля действий экипажа наземными специалистами, поэтому для удобства их устанавливают в кабине пилотов. Корпуса таких приборов не из титана, так что при аварии они часто повреждаются.

Аварийный самописец имеет более надежную защиту, которая обеспечивает его сохранности при аварии. Именно он становится источником информации для выявления причин крушения самолета. Соответственно, внутри каждого воздушного судна есть как минимум два бортовых самописца.

Как расшифровывается черный ящик в самолете?

Информацию, записанную на магнитной ленте (устаревшие версии черных ящиков, которые пока еще эксплуатируются на некоторых моделях самолетов) или флешке расшифровывают при помощи специального программного обеспечения на компьютере.


С учетом полученных данных специалисты моделируют развитие событий на тренажере или в виртуальной программе. Есть и еще один способ моделирования поведения самолета – при помощи двухмерных графиков.

Расшифровка требуется лишь в случае повреждения магнитной ленты в результате аварии. Есть два способа:

  • Для получения данных эксперты восстанавливают информацию посредством нанесения на ленту капельно-коллоидного раствора ферромагнитного порошка, который со временем проседает и выдает графическое изображение магнитной записи.
  • Расшифровать данные на ленте можно и при помощи магнитооптической визуализации, если пленка сохранила достаточный уровень намагниченности.

Итак, теперь вы знаете, что представляет из себя бортовой самописец. За появление новейших безопасных авиалайнеров мы должны благодарны не только инженерам-конструкторам, но и черным ящикам, которые помогли выявить недоработки предыдущих моделей и снизить частотность авиакатастроф.

Когда случается авиакатастрофа, большие надежды возлагают на расшифровку «черного ящика». Мы расскажем, что из себя представляет «черный ящик» и почему его так важно «прочитать».

Зачем и когда придумали?

Родиной первого «черного ящика» считается Австралия. Заслуга изобретения приписывается Дэвиду Уоррену. В 1953 году он работал в команде комиссии, расследовавшей причины падения первого реактивного пассажирского лайнера «Комета-2» и задумался над тем, что хорошо бы иметь на борту каждого самолёта прибор, который бы мог регистрировать все процессы, происходящие во время полета.

Через четыре года первый бортовой самописец был сделан. Дэвид собрал его с коллегами по лаборатории аэронавтики в Мельбурне. Ещё через год устройством заинтересовался глава британского Агентства регистрации воздушных судов. Он пригласил Уоррена в Англию, где при помощи других специалистов «черный ящик» был усовершенствован. Ещё через два года, после авиакатастрофы, произошедшей в штате Квинсленд, «черные ящики» было предписано иметь на всех австралийских судах и пошло их распространение по миру.

Почему ящик называется «черным»

Банально, но факт - ящик, конечно, не черный. И не ящик. Многие видели его на картинках. Обычно он представляет из себя либо оранжевый шар, либо оранжевый цилиндр. По поводу того, почему устройство до сих пор называется «черным» существует две версии. По одной - первые «черные ящики» действительно представляли из себя коробки черного цвета, а раскрашивать в яркие цвета их стали позже; по другой - «черным» ящик назвали за его недоступность ни для кого, кроме узких специалистов. Даже наземные службы не могли прикасаться к бортовому самописцу.

Из чего сделан?

Традиционно оболочка «черных ящиков» делается из титановых сплавов или легированного железа. В любом случае - это высокопрочный, жароустойчивый материал. Хотя, надо сказать, что основную сохранность «черных ящиков» обеспечивает даже не материал, из которого они изготавливаются, а место их расположения. Обычно - в хвосте или киле самолета.

Что внутри?

«Начинка» «черных ящиков» со временем менялась, но суть её оставалась прежней. Внутри бортового самописца находится устройство, которое регистрирует происходящие во время полета изменения, технические параметры, записывает разговоры пилотов и авиадиспетчеров. В первых «черных ящиках» параметры записывались чернилами на бумажной ленте, о качестве говорить не приходилось, потом пошло стремительное развитие, начала использоваться фотопленка, затем проволока. Сегодня данные, как правило, записываются на магнитные и твердотельные накопители.

Какие нагрузки выдерживает?

«Черные ящики» конструируются с учетом критических нагрузок. Они выдерживают 3400 g, и статику в 2 тонны на протяжении 5 минут, давление воды на глубинах до 6000 метров.

Особый разговор - испытания самописцов на прочность. Журнал Science приводит список проверок, которые проходят «черные ящики» перед эксплуатацией. Образцом самописца выстреливают из воздушной пушки, бьют, давят, держат в огне при температуре в 1000 градусов по Цельсию, держат при низких температурах до -70 градусов, погружают в соленую воду и технологические жидкости (бензин, керосин, машинные масла).

Что считывают «черные ящики»?

«Черные ящики» постоянно совершенствуются. Первые бортовые считыватели регистрировали только пять параметров (курс, высота, скорость, вертикальное ускорение, и время). Они записывались при помощи стилуса на металлическую одноразовую фольгу. Последний виток эволюции бортовых считывателей относится к 1990 году, когда для записи начали использовать твердотелые носители. Современные «черные ящики» способны держать на контроле до 256 параметров. NationalGeografic сообщает, что последние модели самописцев могут контролировать движение всех частей крыла и посадочных систем.

Почему так долго ищут?

Все бортовые самописцы оснащены радиомаяками, а также акустическими системами для поиска под водой, которые срабатывают только в случае опасности. Однако, надо признать, что радиомаяки - не самые надежные устройства. Если «черный ящик» оказывается под обломками или на большой глубине, то сигнал гасится, что значительно затрудняет поиски.

Как это сказать по-английски?

В англоязычных источниках «черный ящик» может называться по разному: flight recorder, blackbox и flight data recorder.

Тонет или нет?

Ещё одни вопрос, особо актуальный сегодня: тонут ли «черные ящики»? Практически все модели бортовых самописцев тонут. Обычно в их параметрах плавучесть не задается, но задается параметр нахождения в морской воде на определенной глубине. Так, для «черного ящика» Барс-2М информация должна сохраняться при нахождении в морской воде на глубине 1000 метров в течение 30 суток.

Сколько на самолете «черных ящиков»?

Количество самописцев может быть различное на разных типах самолетов. Обычно это бортовой накопитель данных, который используется в повседневной работе, а также защищенный бортовой накопитель, который и является пресловутым «черным ящиком». Отдельным блоком в нём расположен защищенный регистратор переговоров экипажа и звуков в кабине. Все технические параметры фиксируются на бортовом самописце относительно временной шкалы.

Есть ли альтернативы?

По-прежнему падают. Логично предположить, что «черные ящики» до сих пор не являются самыми надежными в мире устройствами, способными нарушить печальную статистику авиакатастроф. Есть ли альтернативы им?

На данный момент альтернативы «черным ящикам» не существует, но постоянно ведутся разработки по усовершенствованию самописцев. В ближайшее время планируется передавать все данные бортовых самописцев в режиме реального времени либо на спутник, либо службам на авиабазах.

В интервью журналу Newyorker Стив Абду, капитан Boeing 777 и партнер авиационной консалтинговой фирмы так прокомментировал перспективы таких изменений: «Отправка данных «черного ящика» в реальном времени потребует дорогостоящую спутниковую связь, но можно отправлять её с четырех-пяти минутными интервалами. Тогда это снизит цену и повысит рентабельность применения технологии». С каждым днем количество спутников на орбите Земли увеличивается, поэтому сохранение данных полета на «удаленном» устройстве представляется наиболее вероятной альтернативой долгим поискам и кропотливой расшифровке данных.

Чёрный ящик

Чёрный я́щик - объект, внутренняя структура которого неизвестна или неважна в рамках решаемой задачи, но о функциях которого можно судить по его реакциям на внешнее воздействие.

Полное описание функций «черного ящика» называется его каноническим представлением. «Чёрные ящики», характеризуемые одинаковыми каноническими представлениями, считаются эквивалентными.

В отличие от «черного ящика» «белый ящик» - это объект, внутренняя структура которого нам полностью известна, например, какое-либо созданное нами техническое устройство или компьютерная программа.

Понятие «чёрный ящик» широко используется во многих научных дисциплинах, в первую очередь технических, при изучении и/или описании любых объектов, обладающих относительно устойчивым характером (без учёта развития или изменения самого объекта). Это обусловлено тем, что «чёрный ящик» является наглядной формой представления результата основного процесса человеческого мышления - абстрагирования, и использование «чёрного ящика» при описании объекта значительно облегчает понимание смысла.

Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

«Чёрный ящик» при описании объекта (абстрагирование) .

Формулируется цель рассмотрения объекта. В соответствии с целью у объекта с известной структурой («белого ящика») выделяют главные для последующего рассмотрения свойства. Главные свойства приписываются новому, условному объекту - «чёрному ящику». Все иные свойства полностью исключаются из рассмотрения, и о самом их существовании требуется забыть (наиболее трудный момент). В результате возникает простой для понимания объект, который и рассматривается в дальнейшем (всё мешавшее пониманию главной мысли исчезло внутри чёрного ящика).

«Чёрный ящик» мы очень часто используем в обиходе (даже не подозревая об этом).

Например: - «Посмотри на эту штуку („чёрный ящик“). Если нажать вот сюда, то оттуда польётся кофе».

Четырёхполюсник.

Если у некоторого объекта выделить одно главное свойство, то его можно описать подобно тому, как это сделано в примере с кофе - указав одну точку для воздействия и одну точку для доступа к главному свойству. Однако для корректного описания необходимо измерять величину воздействия и соответствующее изменение свойства объекта. Для измерения же требуется наличие двух точек, одна из которых является начальной точкой отсчёта (нулём). Таким образом, если объект представить в виде «чёрного ящика», для которого указаны две точки для воздействия и две точки для доступа к главному свойству, то возможно описать его реакции на внешнее воздействие и дать соответствующее описание функции (каноническое представление). В графическом виде такой объект изображается как квадрат (чёрный ящик), у которого обозначены две точки входа (слева) и две точки выхода (справа), то есть объект с четырьмя точками-полюсами. Это и есть «четырёхполюсник». Многие объекты получили своё название в соответствии с определённой подобным методом функции (усилитель, генератор и т. д.). Описания некоторых из них приведены ниже, в разделе «Функции известны».

Широко известные «чёрные ящики».

Телевизор - самый распространённый, классический пример, используемый при объяснении самого понятия «чёрный ящик» (особенно до появления ЖКИ и плазменных экранов).

Мы смотрим на телевизор снаружи и рассматриваем (на экране) только то, что нас интересует. При этом мы не видим и не задумываемся о том, что находится внутри телевизора потому, что в данный момент это неважно и нас это не интересует.

Иными словами, мы знаем реакции «чёрного ящика» (телевизора) на внешние воздействия (если умеем им пользоваться) и при этом не знаем и не рассматриваем то, что у него внутри.

«Чёрный ящик» из игры «Что, где, когда» . Внутрь закрытого ящика, выкрашенного в чёрный цвет, помещён некоторый предмет. Игрокам сообщается характерное свойство этого предмета. То есть, механизм процесса мышления реализуется с помощью физических объектов. Поскольку игра носит интеллектуальный характер, то «чёрный ящик», представленный в виде реального объекта, подчёркивает методы, которыми должны владеть угадывающие игроки.

Черным ящиком часто в СМИ неправильно называют авиационый бортовой самописец . Бортовой самописец регистрирует основные параметры полета летательного аппарата и переговоры экипажа в полёте. Прибор помещен в очень прочный, герметичный корпус (защищающий при аварии). Как правило, этот корпус является шарообразным или цилиндрическим, красного или яркооранжевого цвета. Информация, содержащаяся в бортовом самописце, тщательно анализируется наземным персоналом после каждого полета, с целью определить, не были ли в полете достигнуты предельные (или запредельные) режимы. В этом случае ресурс летательного аппарата может быть пересмотрен. После летного происшествия или катастрофы информация, содержащаяся в бортовом самописце, позволяет однозначно восстановить причину (или комплекс причин) приведших к происшествию. Для этого создается комиссия по расследованию летного происшествия, носители информации из бортового самописца изымаются.

Функции известны

Композит механизмов:

Фильтр

Цель: обеспечить пропуск в систему только сигналов с заданными параметрами.

Свойства:

  • способность определять параметры поступающих на вход системы сигналов и определять степень их соответствия заданным параметрам;
  • закрывать доступ в систему сигналам, параметры которых не соответствуют заданным.

Функции: допуск в систему только сигналов с заданными параметрами.

Сепаратор

Цель: выделить индивидуальные, присущие только данному сигналу свойства.

Свойства: способность отделять несущественные признаки, свойства, от существенных присущих только данному сигналу.

Функции: определение индивидуальных признаков свойств сигналом и классификация сигналов по однородным признакам и свойствам.

Дифференциал

Цель: разделение сигналов по признакам и распределение их в системе в соответствии с её потребностями.

Свойства: способность разделять сигналы по свойствам и распределять их в системе в соответствии с заданной программой.

Функции: разделение и распределение сигналов в системе.

Трансформатор

Цель: преобразование сигналов, преобразование свойств сигналов в соответствии с заданной программой.

Свойства: способность изменять имеющиеся свойства поступивших сигналов в заданные свойства.

Функции: изменение свойств, качественных и количественных параметров сигналов в свойства с заданными количественными и качественными параметрами.

Трансмиссия

Цель: перемещение сигналов из точки А, в заданную точку Б, то есть от одного механизма к другому.

Свойства: способность перемещать сигналы во времени и пространстве.

Функции: перемещение сигналов с заданными параметрами, в заданное место системы.

Перемещение может осуществляться по горизонталям, по вертикалям и диагоналям.

Перемещение может осуществляться как вперед, так и назад (реверсивно).

Каждый из этих механизмов имеет весь представленный набор в своём составе.

См. также

  • Тестирование по технике чёрного ящика
  • Blackbox - менеджер окон для X Window System.
  • BlackBox Component Builder - компонентная среда разработки и выполнения для языка Компонентный Паскаль.
  • Black Box: The Complete Original Black Sabbath (1970-1978) - собрание первых восьми альбомов хэви-метал группы Black Sabbath.

Литература

  • Росс Эшби У. Глава 6. Черный ящик // Введение в кибернетику = An Introduction to Cybernetics. - Издательство иностранной литературы, 1959. - С. 127-169. - 432 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чёрный ящик" в других словарях:

    «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК» - (1) в авиации условное название устройства, устанавливаемого на борту гражданских и военных летательных аппаратов с целью регистрирования на магнитном носителе информации о параметрах полёта (от взлёта до посадки), режимах работы двигателей,… … Большая политехническая энциклопедия

    Защищённый бортовой накопитель. Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 … Энциклопедия техники

    Чёрный ящик - непосредственно не наблюдаемая совокупность неизвестных структур, явлений и свойств, о характере которых можно судить лишь по входу и выходу, т. е. по характеристикам, заметным при поступлении и выходе вещества и энергии из неизвестной… … Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов Энциклопедия «Авиация»

    Система (объект), внутр. устройство к рой, а также процессы, протекающие в ней. неизвестны либо слишком сложны для того, чтобы можно было по св вам её составных частей и структуре связей между ними делать выводы о поведении системы. Метод… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Термин, употребляемый гл. обр. в системотехнике для обозначения систем, структура и внутр. процессы к рых неизвестны или очень сложны; метод изучения таких систем основан на исследовании их реакций (изменений выходных сигналов) на известные… … Естествознание. Энциклопедический словарь

    1. Разг. Явление, не поддающееся наблюдению; какой л. объект, внутреннее устройство которого неизвестно. БМС 1998, 653. 2. Жарг. гом. Анальное отверстие, задний проход. БСРЖ, 717. 3. Жарг. бизн. Метод сохранения конфиденциальной информации при… … Большой словарь русских поговорок

С экранов телевизоров, когда происходит очередная авиакатастрофа, мы часто слышим о поисках черного ящика. Вы никогда не задумывались, а почему он так называется? Парадокс состоит в том, что это совсем и не ящик, и вовсе он не черный… На самом деле этот прибор называется бортовым самописцем.

Как выглядит бортовой самописец?

Давайте разберемся, каким внешним видом он обладает. как правило, имеет ярко-оранжевую или красную расцветку. На ящик он тоже совершенно не похож. Так как обычно имеет круглую или овальную форму. "Почему?" - спросите вы. Объяснение простое. При падении самолета тела округлой формы будут лучше противостоять внешним воздействиям. Кстати, яркая расцветка облегчает его поиски после авиакатастрофы.

На языке профессиональных авиаторов черный ящик называется системой аварийной регистрации параметров полета. А сокращенно - просто САРПП.

Устройство бортового самописца

Сам самописец - прибор нехитрый. В нем собрано множество датчиков, накопителей, блоков обработки сигналов. Микросхемы и контроллеры не очень отличаются от тех, что есть в наших ноутбуках. А вот так называемая флеш-память применяется в самописцах недавно. Множество самолетов, совершающих полеты в настоящее время, оборудованы еще старыми моделями. В них запись происходит на магнитную ленту, как в старых магнитофонах, или же на проволоку. Конечно, проволока намного прочнее, чем лента, а значит, и более надежна.

Чтобы лучше защитить все эти детали, их помещают в абсолютно герметичный корпус. Изготавливается он из титана или же высокопрочной стали. Внутри находится серьезный слой термоизоляции. Есть специальные стандарты, которым должны соответствовать бортовые самописцы, ведь данные будут сохраняться в условиях больших перегрузок, в огне и в воде. Неизвестно, где прибор может оказаться после авиакатастрофы, а потому должен выдерживать абсолютно все испытания.

Как ищут самописцы?

Действительно, а как найти бортовой самописец в воде? Ведь это может быть и небольшое озеро, и море, и даже океан. Оказывается, что черные ящики оснащают специальными ультразвуковыми маячками, которые включаются в момент соприкосновения с водой. Маяк издает сигнал на частоте 37 500 Гц. Когда эти звуки пеленгуют, то обнаружить сам ящик уже не составляет никакого труда. Из воды его поднимают водолазы или специальные роботы, когда глубина оказывается очень большой.

Что касается поисков на земле, то это еще проще. Зная место крушения авиалайнера, самописцы ищут поблизости, осматривая территорию вокруг.

Экскурс в историю

Как вы думаете, а кто изобрел первый самописец? Считается, что подобное устройство придумал Дэвид Уоррен, австралийский ученый. В 1953 году разбился первый пассажирский реактивный самолет «Комета-1». В этой авиакатастрофе никто не уцелел, и свидетелей трагедии не было, значит, и о причинах крушения говорить не приходилось. Дэвид работал в команде, которая проводила расследование падения. Ему пришла в голову идея о том, что им бы очень могли помочь записи переговоров пилотов, а также показания приборов в момент падения. Тогда можно было бы установить причины крушения лайнера.

В 1957 году Дэвид, вместе со своими коллегами, в Мельбурне, в лаборатории аэронавтики, создал Прибор записывал всю необходимую информацию и разговоры пилотов четыре часа подряд. Уже через год ученый отправился в Англию для дальнейшего усовершенствования своего детища. Новое изобретение поместили в ударостойкую и огнеупорную коробку. Его стали активно продавать во многие страны мира.

В 1960 году в Австралии произошла авиакатастрофа в штате Квинсленд. После нее правительство страны предписало всем авиакомпаниям установить на бортах самописцы. По сути, Австралия стала первой страной в мире, которая издала такой закон.

В настоящее время бортовой самописец - обязательное устройство на любом самолете. Оно помогает установить причины катастроф и предотвратить новые возможные трагедии.

А само название "черный ящик" прибор получил потому, что самые первые его экземпляры запрещали обслуживать техническим работникам. Внутреннее его устройство и принцип работы были строго засекречены. А делалось это авиакомпаниями для обеспечения максимальной объективности расследования авиакатастроф. Такова история первых самописцев.

Современные самописцы

Современные бортовые самописцы уже более усовершенствованы и сильно отличаются от своих прародителей. Внутри их находятся защищенные бортовые накопители (ЗБН). Как правило, сейчас на авиалайнерах ставят два таких ЗБН, один из которых записывает летные параметры, а второй - все переговоры экипажа. Но бывают и другие варианты. На некоторых авиалайнерах данные могут записываться и на два, и на три ЗБН. Это делается для перестраховки. В том случае, если одни разрушится, то обязательно уцелеет другой.

Для того чтобы защитить данные при катастрофе, полые части черного ящика заполняют специальным порошком, который выдерживает температуру горения авиакеросина. Благодаря ему температура внутри самописца не поднимается более ста шестидесяти градусов. Это позволяет сохранить всю информацию, находящуюся внутри. Что касается военных самолетов, то они ничем не отличаются от гражданских. Правда, в них еще ведется запись параметров относительно работы с оружием.

Где находятся бортовые самописцы в самолете?

Черные ящики находятся в самолетах обычно в хвостовой части фюзеляжа. По статистике, именно эта область менее всего подвергается повреждениям при авариях, ведь основной удар обычно приходится на носовую часть. Как мы уже говорили, самописцев на борту авиалайнеров несколько. Так уж повелось в авиации, что все системы резервируются. Так больше вероятность того, что хоть один из черных ящиков уцелеет, и информация с бортовых самописцев будет расшифрована.

Виды бортовых самописцев

Кстати, это оборудование отличается еще и по способу записи информации, что позволяет получить более точные результаты. Бортовых самописцев, точнее, их видов, два: речевой и параметрический. В чем их особенности и различия?

Запись бортового самописца первого вида (речевого) сохраняет не только разговоры членов экипажа и диспетчеров, но и все окружающие звуки в течение последних двух часов. Что касается параметрических, то они пишут данные с разных датчиков. Все параметры фиксируются по несколько раз в секунду, при быстрых изменениях частота регистрации информации увеличивается, а время варьируется от семнадцати до двадцати пяти часов. А значит, запись бортового самописца охватит длительность любого полета.

Параметрические и речевые приборы могут объединяться в один, но в любом случае все записи делаются по времени. Параметрические устройства фиксируют не все данные полета, а только те, что могут быть полезны при расследовании аварии.

Полную информацию обо всем происходящем на борту самолета пишут эксплуатационные приборы. Именно их данные используют для анализа поведения пилотов, ремонта лайнера и обслуживания. Они ничем не защищены, а потому расшифровка бортовых самописцев этого вида невозможна.

Какие данные фиксируются бортовыми самописцами

Черные ящики фиксируют множество параметров, среди которых можно выделить:

  • технические: давление гидросистем, обороты двигателей, давление топлива, температура и т. д.;
  • действия членов экипажа: выдвижение и уборка взлетно-посадочных механизмов, отклонение органов управления;
  • данные навигации: высота полета, скорость, прохождение маяков и т. д.

Как интерпретировать данные черного ящика?

В средствах массовых информации всегда сообщают о том, что данные черного ящика лайнера будут расшифровывать. А так ли это на самом деле? Расшифровка бортовых самописцев - это такой же миф, как и то, что ящики - черного цвета.

Хотим заметить, что информация не подвергается никакой шифровке. Это слово здесь даже неуместно. Журналисты, например, слушая диктофон, пишут текст. А комиссия, состоящая из экспертов, считывает информацию с носителя, который имеет бортовой самописец самолета, перерабатывает ее и пишет отчет в удобном для проведения анализа виде. В этом процессе нет никакого дешифрования. Более того, снять данные не представляет никакой сложности. О том, что говорят бортовые самописцы, можно узнать в любом аэропорту. Защита информации от посторонних не предусмотрена. Наверное, в этом нет необходимости.

Вообще бортовой самописец самолета предназначен прежде всего для установления причин авиакатастрофы, чтобы предупредить в дальнейшем подобные ситуации. А потому специализированная защита не нужна. Если уж по каким-то причинам хотят скрыть или умолчать истинные факты (возможно, по политическим мотивам), то всегда можно сослаться на большие повреждения и невозможность прочесть данные бортовых самописцев.

Всегда ли можно получить информацию?

Кстати, статистика говорит о том, что повреждения приборов возникают довольно часто. Это примерно каждая третья авария. Однако информацию все равно можно восстановить.

Отдельные фрагменты ленты склеивают, потом наносят специальный состав, а к уцелевшим частям микросхем припаивают новые контакты, чтобы подсоединить их к считывателю. Конечно, процесс непростой, делается это все в специальных лабораториях и занимает иногда достаточно много времени, но все-таки нет ничего невозможного.

Перспективы развития самописцев

В современном мире к самописцам предъявляются все более новые и жесткие требования. А значит, им есть куда развиваться. Ближайшая перспектива - производить видеозапись из разных точек снаружи авиалайнера и внутри него. Эксперты утверждают, что это может помочь перейти на новый уровень аппаратуры, чтобы приборы в кабине пилота были не стрелочными, а в виде дисплея. Поскольку старые ящики имеют свойство, так сказать, застывать во время аварии на последних показаниях, то имеет смысл заменить их экранами, которые так себя вести не будут. Однако в настоящее время, наряду с мониторами, все равно пользуются и стрелочными приборами, на случай их отказа.

Вообще сложно представить, что еще совсем недавно все самолеты строились и совершали перелеты без черных ящиков. В Великую Отечественную войну появились только первые летательные аппараты, на которых происходила регистрация нескольких параметров. Активное распространение самописцев стартовало только в начале шестидесятых годов (и в нашей, и зарубежной авиации). В СССР этим вопросом стали серьезно заниматься с 1970 года. Дело в том, что на тот момент уже запрещалось совершать международные рейсы без наличия черных ящиков.

Вместо послесловия

В нашей статье мы постарались рассказать о таинственном «черном ящике». В современном мире бортовой самописец является неотъемлемой частью авиации. Уже сложно представить, что можно как-то обойтись без него. Дело в том, что он нужен не только для расследования трагедий, но и прежде всего для того, чтобы из каждой авиакатастрофы был вынесен урок, и в дальнейшем предпринимались все необходимые меры, направленные на предупреждение возможных крушений. Кстати, материалы расследований часто используют в тренажерных центрах, так сказать, в качестве моделирования реальных ситуаций для пилотов, ведь чем больше опыта поведения в чрезвычайных обстоятельствах у экипажа, тем больше шансов на то, что им это поможет в реальном полете. Безусловно, далеко не все зависит от людей, сбои техники им не подвластны, но лишний опыт, как говорится, никогда не помешает.

    Черный ящик или бортовой самописец это устройство предназначенное для записи основных параметров самолета, и как правило оно, устройство, используется в авиации. Обычно в самолете их два: один предназначен для записи переговоров, а второй для записи параметров Черный ящик собирается из двух полусфер, которые изготавливаются из толстого текстолита, армированного стекловолокном. Внутри этого устройства монтируется записывающее устройство, сохраняющее все данные на проволоке из феррромагнитного сплава.

    Черный ящик в самолете (на самом деле он по цвету оранжевый), упрощенно говоря это магнитофон, который регистрирует основные параметры систем самолета и переговоры экипажа. Раньше магнитным носителем служила тонкая проволока, которой хватало на длительное время записи. Черный ящик изготовлен из ударопожаростойких материалов и снабжен аварийным маячком, который посылает радиосигналы, для облегчения поиска.

    Черные ящики обычно изготавливают из титановых сплавов и других прочных материалов, благодаря чему черные ящики не разбиваются и не сгорают во время пожара или взрыва. Самолет сгорает за 90 секунд, а черные ящики остаются в неизменном состоянии. Обычно они круглые и никакие не черные, оранжевого цвета.

    Как правило из черного железа.

    Высокая прочность ящика не из-за того, что он сделан из сверх чего-то там, что не разрушается. Сам он может остаться, а вот внутренности его, превратятся в кашу. Материал, из которого делают черный ящик, конечно же прочный. Это может быть и титановый сплав, и легированая сталь. Но суть не в прочности материала, а в том, что располагают их в таких местах, где разрушения минимальны. На сегодня это хвостовое оперение самолета. Кроме того, ящик имеет специальную форму - шарообразная, что дает дополнительную прочность конструкции. Размеры тоже влияют. При ударе ускорение, полученное телом, а значит, и возникшие в нем напряжения, пропорциональны массе, а прочность пропорциональна только квадрату размеров. Ящики выдерживают 3400 g, и статику в 2 т на протяжении 5 минут, давление воды на глубинах до 6000 м. Такая прочность достаточна, поскольку ни один самолет не шарахнется так, что бы нагрузка на ящик превысила это.

    Черный ящик представляет из себя материал с информацией (колба с речевыми сообщениями и микросхема с общей информацией). Как правило этих ящиков 2. Оба эти ящики изготавливают из прочного материала, например титан, чтобы в случае авварии можно было сохранить информацию, которая позволит выяснить причины авварии.

    На самом деле, так называемый чрный ящик, МСРП - магнитный самозаписыватель режимов полтов, по сути является бортовым регистратором. Назначение - сохранение максимума информации о прохождении полта. Сделан он из высокопрочных, пожаробезопасных сплавов и имеет шарообразную форму.

    Черным ящиком называют в самолетостроении специальное устройство, которое служит для того, чтобы фиксировать все, что происходит с самолетом во время полета - все изменения параметров его, скорость, высоту, крен и тд. Это устройство устанавливается в прочный корпус из легированной стали или титана. Второй бортовой самописец фиксирует все переговоры экипажа с диспетчерами и между собой. Ставят их в местах, которые меньше всего подвержены разрушению при авиакатастрофах.

    Вновь убеждаюсь в том, что проект Большой вопрос дает возможность не только зарабатывать, но и узнавать больше обо всем том, что нас окружает. Много интересного о черном ящике уже написано, а сколько еще полезной и увлекательной информации можно найти в интернете.

    Черный ящик - это бортовое устройство, которое осуществляет регистрацию, фиксацию, запись и сохранение всей полетной информации. Кроме этого присутствует в черном ящике и магнитофон, который уже записывает речь, переговоры экипажа самолета.

    Черный ящик - это титановый бронекорпус. Здесь же и специальная термоизоляция, которая не дает повредить содержимое черного ящика при высоких температурах. Черный ящик самолета.

    Бортовой самописец в авиации это такое устройство, которое зписывает параметры полта, состояние внутренних систем самолета, переговоры экипажа с авиадиспетчерами и между собой. Это важно для выяснения причин авиапроисшествий и аварий.

    Никакой он не черный, а ярко-оранжевый, чтобы легче его было искать при аварии. Сделан из титана или особопрочной и жаропрочной легированной стали. Хотя бывают такие авиационные ааарии, что никакой прочности не хватит. Вот только что передали, что при аварии Боинга в Казани черный ящик оказался пустым. Его содержимое могло быть выброшено при вертикальном ударе о землю и его уже ищут среди обломков.

    Черный ящик в самолете - это такое народное название бортового регистратора.

    Главная - его задача сохранение информации при любых обстоятельствах. Поэтому бортовые регистраторы выполняют только из жаропрочных металлов.