Четыре свободы.

Четыре свободы (Европейский союз)

Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами - участиками ЕС и третьими странами.

Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию ), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.

Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью , свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70% ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Четыре свободы (Европейский союз)" в других словарях:

    Не следует путать с Европейским судом по правам человека судом Совета Европы. Европейский суд англ. European Court of Justice Вид международный суд Инстанция суд высшей инстанции … Википедия

    Запрос «EU» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «ЕС» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Европейский союз на официальных языках … Википедия

    - (The European Union) Европейский союз региональная интеграция европейских государств История создания, страны участники союза, права, цели, задачи и политика Европейского союза Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    На официальных языках … Википедия Википедия

    В этой статье речь идет о встрече глав государств и правительств стран членов Европейского союза. О совете министров правительств стран членов ЕС см. Совет Европейского союза. О международной организации, состоящей из 47… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Партия свободы. Freiheitliche Partei Österreichs (FPÖ) Лидер: Хайнц Кристиан Штрахе Дата основания: 25 марта 1949 (VdU) 7 апреля 1956 (FPÖ) Штаб квартира: Вена … Википедия

Для начала стоит сказать что "свобода", как и всё остальное - понятие относительное. Нет ничего идеального и абсолютного, соответсвенно каждый в праве оценивать свободу по-своему.

Но когда мы разделим понятие свободы на несколько категорий, то выясняется, что в разных странах уровень свободы економической, политической и т.д. сильно разнится. Приоритет той или иной свободы определяется принципиальным отношением общества к этим двум категориям. Условно это разделяется на комунитаризм и индивидуализм.

В Европе довольно прочно укрепился комунитаристский принцип. Это обуславливается прежде всего влиянием христианского учения на европейское общество. В данном случае мы имеем довольно высокий уровень политической свободы и не очень высокий уровень экономической свободы. Здесь наблюдается доминирование интересов общества над индивидуальными. Система власти здесь наиболее демократичная в международном трактовании. Вместо единоличного президента ведущую роль выполняет парламент, представляющий интересы всех слоёв общества. Избирательная система во многих странах также пропорционально представляет население. Очень хорошо практикуются референдумы, народные собрания, минимизирована элитарность депутатов, широкие возможности для контроля власти.

Однако экономическая свобода здесь зачастую ущемляется. Несмотря на некоторый сдвиг "вправо" и широкую экономическую либерализацию в 1990-х, в большинстве европейских стран влиятельно вмешательство власти в экономическую политику в пользу бедного население. Такие вещи как прогрессивное налогообложение, налог на роскошь, регулирование рынка в пользу малого и среднего бизнеса покажутся очень привлекательными простым людям, но не тем, кто решил заняться бизнесом. Вдобавок ограничение коммерциализации отраслей хозяйства и бюрократия становятся большими барьерами.

В США дела обстоят абсолютно иначе. С самых начал население США составляли т.н. "свободные люди", которые перебирались из тогда ещё полуфеодальной Европы для лучшей жизни. С тех времён в сознании американцев свобода укоренилась в умах в плане полной независимости от общества и власти и возможности всё сделать полагаясь на свои силы. Это во многом предопределяет устройство общества. Не особо активное участие граждан в политике и власти привело к монополизации политики бизнесом. Его прямое и косвенное влияние на политику воспринимаються населением как здоровое явление. По сему политическая свобода здесь очень мала. Очень слаб реформизм и политическая система очень не демократична. Вспомнить стоит, что даже президентские выборы являются непрямыми, хотя он же - главная фигура государства. В парламенте представлены всего 2 доминирующие партии.

В то же время для предпринимателей США - вполне идеальная страна. Предпринимательская инициатива и свободный рынок поощряются всеми способами, в результате чего почти все отрасли хозяйства комерциализованы, например транспорт, медицина, образование и даже военная сфера.

Конечно же этот анализ очень условный, но это кратко описывает общую ситуацию.

Предпринимательская инициатива отнюдь не всегда связана с идеальными предпринимательскими условиями. Да и условия эти очень условны, если доступность дешевых кредитов рассматривать как плюс, то колоссальную конкуренцию как огромный минус. И это не тот случай когда конкуренция двигатель экономики, многие сферы (и это не только проблема США) загибаются от перенасыщения кадрами. Тема эта обширная, но условия точно не идеальные...

Ответить

"Очень слаб реформизм и политическая система очень не демократична. Вспомнить стоит, что даже президентские выборы являются непрямыми, хотя он же - главная фигура государства. В парламенте представлены всего 2 доминирующие партии".

Две ОСНОВНЫЕ политические партии - это не законодательное ограничение, так сложилось исторически, причем в большинстве развитых демократических странах, а не только в США - лейбористы, консерваторы и либералы в той же Великобритании, равно как и в большом количестве других европейских стран.

То, что президентские выборы являются непрямыми, тоже не говорит об отсутствии демократии в США. Суть косвенных выборов в США заключается в том, что вы, ваш сосед, друзья и кто-то еще выбираете из своего состава одного выборщика, которому вы доверяете выбрать президента страны. И если вы против Трампа, а ваш друг за - то вы вряд ли выберете его в качестве выборщика, верно?

Что касается реформизма, то здесь вы тоже не совсем правы. Если взять хотя бы вопросы налогообложения и экономического регулирования, то за последние 100 лет в США такие кульбиты проделывали - и с прогрессивным налогом, и с налогом на роскошь, и с подоходным налогом и налогом на прибыль организаций, и с огромным дефицитом бюджета у одного президента и уже таким же огромным профицитом у следующего.

Ответить

Прокомментировать

Свободное движение капитала – одно из обязательных условий формирования и развития единого рынка, а принцип «свободы капитала» – основополагающий. Это связано с тем, что именно свободное перемещение капитала в границах всего регионального экономического образования ускоряет адаптацию национальных хозяйств к общеевропейским требованиям (интересам), способствуя активному включению их в общеевропейское разделение труда, интенсифицируя воспроизводство, формируя новый технологический базис.

Что же включает в себя свободное передвижение капитала? Прежде всего это инвестирование капитала из одной страны-члена сообщества в другую без каких-либо ограничений. Другая составляющая этого принципа – свобода кредитования и денежных переводов; третья – создание единого ранка капитала, что предполагает единую валютную систему с единой денежной валютой. Названные составляющие - это как бы каркас принципа, векторы работы в каждом из направлений, предусматривающие конкретные шаги по гармонизации всех его составляющих (налог на сбережения, кредитные ставки, стабильность обменных курсов и многое другое), что будет рассмотрено позже.

Европейское сообщество уделяло этому вопросу очень большое внимание в Римском договоре, не ставившем задачу создания валютно-финансового союза. Стабильность обменных курсов была признана одним из важнейших вопросов, а ее обеспечение – одной из важнейших задач Сообщества. Более того, уже в 1962 г. КЕС обсуждала планы введения единой европейской валюты.

Однако практическая реализация этого принципа оказалась задачей весьма сложной и даже драматичной. Это объясняется многими причинами как внутреннего, так и внешнего характера. Прежде всего надо отметить, что движение капитала даже внутри одной страны в большой степени зависит от мировой валютно-финансовой конъюнктуры. Эта зависимость еще более усиливается для региональной экономической группировки, где каждая из стран-членов старается обеспечить стабильность курсов своих валют в условиях ограниченной (сообществом) координации экономической и валютной политики. Кроме того, капитал как фактор производства отличается наибольшей мобильностью, что проявляется в постоянной миграции (или готовности к миграции) и самого капитала и клиентской массы и неизбежно ведет к обострению конкуренции между странами внутри сообщества не только на рынке капитала, но и на всех других рынках.

И все-таки уже в начале 60-х гг. ЕЭС предприняло попытки либерализовать движение капитала, в частности, скоординировать курсовую политику стран-членов и таким образом обеспечить валютную стабильность. Эта попытка оказалась неудачной как вследствие экономических и финансовых потрясений в мировом хозяйстве, так и из-за сопротивления отдельных стран-членов, которые при этом опирались на ст.108 и ст.109 Римского договора. Эти статьи позволяли национальным правительствам самостоятельно контролировать движение иностранного и национального капитала в определенных ситуациях. Именно этими статьями воспользовались в 1968 г. Франция и другие страны, заставившие ЕЭС в 1970 г. полностью отказаться от либерализации движения капитала внутри Сообщества. Но до этого в 1969 г. (после ревальвации немецкой марки относительно французского франка) на Гаагской встрече Совета Европы было принято решение о постепенной трансформации ЕЭС в экономический и валютный союз (ЭВС), которая должна была закончиться к 1980 г. (план Вернера).

70-е гг. ХХ столетия ознаменовались крахом Бреттон-Вудской валютной системы, что способствовало возврату стран-членов ЕЭС к идее либерализации движения капитала. Финансовые потрясения, вызванные крахом Бреттон-Вудской системы, поставили под угрозу курсовые паритеты большинства западных валют. В 1972 г. они приняли решение о совместном регулировании курсов своих валют и создали первую совместную валютную систему, получившую название «валютная змея». Однако она оказалась неудачной, и в 1977 г. сообщество отказалось от нее, тем самым отказавшись и от плана Вернера.

Дальнейшая реализация принципа «свобода капитала» связана с созданием ЕВС на основе единой расчетной валюты – ЭКЮ. Решение о ее введении было принято на Брюссельской встрече глав правительств стран-членов (декабрь 1978 г.), а функционировать она начала с марта 1979 г.
Эта система позволила достичь стабильности в валютно-финансовой сфере и экономического роста ее членам (12 из 15 стран, входивших в ЕЭС). Это удалось обеспечить посредством создания системы фиксированных, но нерегулируемых валютных курсов. ЭКЮ при этом выполняла функции платежного средства по обязательствам и задолженностям, резервного инструмента (эмиссию осуществлял созданный Европейский Валютный институт - ЕВИ) и единицы расчета.

В результате ЕЭС вышел на качественно новый уровень финансово-валютной интеграции. Благодаря ЕВС приоритетной для сообщества стала ориентация не на доллар, а на стабильность национальных валют сконцентрированных в ЭКЮ. Это создало дополнительные гарантии финансовой стабильности стран и ЕЭС в целом. Но при этом значительная часть национального суверенитета в области валютной политики была передана наднациональным органам, что также способствовало усилению организационной, процессуальной интегрированности сообщества и отдельных рынков.
Однако либерализация движения капитала оказалась недостаточной, а рынок капитала недостаточно интегрированным для решения задач, стоящих перед ЕЭС. В 90-х гг. оно вновь вернулось к идее создания полноценной единой валюты и европейского экономического и валютного союза – ЕЭВС (пакет Делора). С 1 января 1999 г. такая валюта – ЕВРО – была введена.

Переоценить значение этого шага в реализации принципа свободы капитала нельзя. Введение ЕВРО означало действительное создание Европейского экономического и валютного союза, а это обеспечивало достижение сразу нескольких экономических, социальных и политических целей, а главное, подводило реальную базу под достижение всех свобод, имманентно присущих подлинно единому внутреннему рынку.

В либерализации движения капитала, благодаря созданию ЕЭВС, можно выделить ряд ключевых моментов: формирование единого рынка капитала; устранение валютных рисков и расходов по обменным курсам как для юридических, так и физических лиц; создание единой базы сравнения для производственных издержек и цен; упрощение коммерческих сделок и стимулирование роста экономической активности и внутриблоковой торговли; укрепление валютной стабильности в национальных и региональных экономиках; достижение стабильности цен.

Само продвижение ЕВРО прошло ряд этапов, каждый их которых увеличивал степень свободы движения капитала в ЕС.

I этап – подготовительный (с 1 июля 1990 г. по 1 января 1993 г.) – характеризовался практически полной либерализацией перемещения капиталов внутри ЕС, усилением сотрудничества между национальными Центральными банками (ЦБ), свободой безналичных расчетов, разработкой мер по сближению основных макроэкономических параметров стран-членов и либерализации финансовых услуг. Эти задачи были выполнены в установленный срок.
II этап – организационный (с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1998 г.) – задумывался как переходный для обеспечения независимости национальных ЦБ от своих правительств и прекращения финансирования ими (ЦБ) государственных бюджетов. На данном этапе создана единая система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с Европейским центральным банком (ЕЦБ). Переходный этап должен был обеспечить более тесную конвергенцию экономической политики государств-членов и достичь необходимого уровня их сближения в соответствии с установленными Маастрихтским соглашением критериями конвергенции. Эта задача тоже была выполнена. Из 15 стран-членов ЕЭС 11 стали членами ЕЭВС.

На втором этапе была создана организационная структура ЕЭВС. В нее вошли ЕСЦБ, а так же другие различные европейские институты и фонды, например, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования (ФЕОГА), Европейский социальный фонд и т.п., обеспечивающие инвестирование и финансирование различных сфер хозяйствования ЕС в пределах своей компетенции.

Общие функции по регулированию ЕЭВС выполняет Валютный комитет, который позднее был преобразован в Экономический и финансовый комитет (ЭКОФИН). Он обеспечивает Европейский Совет и Европейскую комиссию информацией о текущей ситуации в валютной и финансовой сферах всех стран-членов и ЕС в целом и консультирует их по валютно-финансовым вопросам.

III этап – заключительный (с 1 января 1999 г. по июль 2002 г.) – обеспечил твердо фиксированные паритеты валют стран-участниц ЕЭВС и их обменные курсы по отношению к ЕВРО, который стал законным платежным средством. ЭКЮ прекратил свое существование, а ЕВРО стал использоваться для проведения кредитно-денежной и валютной политики, а также для эмиссии государственных ценных бумаг. С 1 января 2002 г. ЕВРО вступает в свободное обращение на всей территории ЕС как наличная валюта. До 1 июля 2002 г. наряду с ним будут иметь хождение и другие национальные валюты, а затем ЕВРО станет единственным законным платежным средством в рамках ЕЭВС. При этом сохранится уровень цен, проценты по вкладам, банковская тайна. Все расходы по пересчету в ЕВРО несут банки.

Интегрирующая значимость ЕЭВС и его основного инструмента – ЕВРО – далеко выходит за рамки создания единого рынка капитала. Дело в том, что, начиная с III этапа, каждая страна-участница ЕЭВС должна рассматривать свою экономическую политику как предмет общего интереса. Особая роль в гармонизации этих интересов отведена Европейскому Совету. Он определяет основные направления экономической политики стран и осуществляет наблюдение за их реализацией, делая акцент на сбалансированность бюджетов. В необходимых случаях он координирует экономические курсы стран и дает рекомендации по устранению отклонений в ограниченный период времени. Если рекомендации не выполнены, а меры предпринятые правительством не принесли результатов, то Совет вправе наложить на страну санкции. Эти положения были зафиксированы в Пакте стабильности и роста, принятом на Амстердамской сессии Совета ЕС (июнь1997 г.). Там же изложена процедура наложения санкций и их размер.

Платежные отношения стран-членов ЕЭВС с остальными странами ЕС регулируются механизмом стабилизации обменных курсов («ЕРМ-2»). В основе механизма – принцип «оси и спиц в колесе». Ось – это ЕВРО, спицы – национальные валюты и их обменные курсы, которые устанавливаются совместными решениями ЕЦБ, национальных ЦБ и Европейским Советом.

Либерализация движения капитала осуществлялась параллельно с либерализацией сферы услуг, прежде всего финансовых, и гармонизацией и унификацией налогов. На это была нацелена вторая и третья группы мероприятий, записанных в «Белой Книге».

В части создания единого рынка услуг стояла задача обеспечить взаимное признание национальных правил, регламентирующих деятельность конкретных сфер рынка услуг, прежде всего, банковских, страховых, транспортных. Только в этом случае можно было создать соответствующие единые европейские рынки.

Либерализация услуг – процесс, отличающийся особой сложностью и деликатностью. Этот сектор имеет особый вес в обеспечении занятости и формировании добавленной стоимости в европейской экономике. На начало 90-х гг. услуги составляли 58% ВВП и занятости в ЕС. Но это была и наименее либерализованная сфера европейского общего рынка, что блокировало конкуренцию между производителями и потребителями. В результате, доля услуг была почти в 2 раза меньше, чем доля товаров в их товарообороте (33% и 58% соответственно).

Особую значимость в формировании единого рынка капитала имеет либерализация рынка финансовых услуг. Поскольку они проникают во всю «ткань» экономики, постольку их либерализация, делая общеевропейскими все банки, «европеизирует» поведение всех клиентов банков, т.е. по существу весь банковский сектор.

Либерализация рынка финансовых услуг означает, во-первых, увязку предохранительных правил и стандартов надзора. Для этого была осуществлена программа гармонизации национальных правил по наблюдению за финансовыми организациями и по защите и информированию инвесторов. В результате утвердилась система взаимного признания всеми государствами правил и норм, установленных учреждением, штаб-квартира которого находится в одной из стран ЕС. Таким образом, создавалась законность деятельности во всем Сообществе. Это касается всех сфер услуг и коллективных инвестиций в ценные бумаги;
во-вторых, отмена ограничений на свободу учреждения банков стран-членов ЕС во всех странах ЕС. Эти ограничения были отменены в 70-х - 80-х гг. посредством создания единой лицензии сообщества. С 1993 г. банки-резиденты получили право на выполнение всех банковских услуг в любой стране ЕС. В ЕЭВС они получили также право на продажу долей уставного капитала гражданам и компаниям стран-членов ЕС. Одновременно был либерализован рынок страховых услуг в банковском деле, введены общие принципы доступа к профессии и наблюдения за учреждениями;
в-третьих, определение собственных средств банков и коэффициентов платежеспособности. Эти меры были осуществлены специальными директивами Совета по рекомендациям Комитета Кука. Они же определили несколько правил в области минимального капитала, «прозрачности», ограничения нефинансовых участий и др. В последующие годы названные «свободы» были дополнены свободами по ипотечным кредитам, нормам ликвидности кредитных учреждений, бухгалтерской информации по заграничным учреждениям и т.д.

К 1989 г. в ЕС был либерализован рынок коллективных вложений в ценные бумаги (OPCVM). Даже при наличии определенных проблем на этом рынке созданный общий рынок позволял каждой OPCVM циркулировать на рынках во всей Европе.

С целью унифицировать европейские рынки ценных бумаг были предприняты меры их гармонизации, установлены кодекс поведения для операций с ценными бумагами, правила допуска на фондовую биржу, содержание информации для котирующихся компаний и т.п.

Меры по либерализации рынка финансовых услуг дополнялись шагами в унификации и гармонизации налогов. С этой целью пересматривались налоговые законодательства и регламентации. Их главной целью было гармонизировать налогообложение сбережений, ослабить риски налоговых искажений, уклонения или мошенничества. Это было необходимо из-за разнообразия национальных режимов налогообложения сбережений и методов контроля за их применением. Большое внимание уделялось установлению единой ставки НДС, позволявшей снять фискальные границы, которые пока остаются. Сохраняются пока и юридические границы, касавшиеся частного коммерческого права, интеллектуальной собственности (законы о патентах, товарных знаках и т.п.).

Введение евро, создание ЕЭВС активизировало процесс концентрации капитала, увеличило долю европейских ПИИ внутри ЕС. По данным Евростата на долю накопленных ПИИ, осуществляемых резидентами ЕС, внутри ЕС на них приходится 52%, а за его пределами – 48%.

Благодаря созданию единого рынка капитала, либерализации его движения иностранные инвесторы предпочитают рынки ЕС, что подтверждается данными таблицы 4.

Таблица 4.
Распределение притока ПИИ по регионам мира в 1995-1998 гг.
(доля в общем движении ПИИ, %)

Регион/страна

Развитые страны

Европейский Союз

Другие развитые страны

Начавшаяся Вторая мировая война (1939-1945) на первых порах не затронула в сколько-нибудь существенной степени интересы Соединенных Штатов, но вызвала заметную реакцию широкой американской общественности. Страна иммигрантов, в значительной мере сохранивших эмоциональную связь со своей родиной или родиной своих предков, не могла оставаться безучастной к судьбе бывших соотечественников. Вместе с тем в США оставались сильными позиции изоляционистов, продолжавших настаивать на необходимости соблюдения завета отцов-основателей американского государства - держаться в стороне от европейских конфликтов.
В создавшихся условиях Президент США Франклин Делано Рузвельт, двумя месяцами ранее избранный на третий срок, решил посвятить свое очередное послание Конгрессу США "О положении в стране" анализу внешнеполитической ситуации в мире и задачам, вставшим перед Соединенными Штатами в связи с этой ситуацией. 6 января 1941 г. он выступил перед членами конгресса с речью, вошедшей в американскую историю как речь о "четырех свободах".

Франклин Делано Рузвельт (1882-1945)

Господин спикер, члены 77-го конгресса!

Я обращаюсь к вам, члены этого нового конгресса, в момент, беспрецедентный в истории нашего Союза. Я пользуюсь словом «беспрецедентный», потому что никогда прежде американской безопасности не угрожали извне столь серьезно, как сегодня.
С того времени как в 1789 году мы окончательно сформировали в соответствии с Конституцией наше правительство, большинство кризисных периодов в нашей истории было связано с нашими внутренними делами. И, к счастью, лишь один из них - четырехлетняя война между штатами - впервые представил угрозу нашему национальному единству. Сегодня, слава Богу, 130 миллионов американцев в 48 штатах забыли, куда указывали стрелки компаса нашего национального единства. Правда, до 1914 года Соединенные Штаты часто беспокоили события на других континентах. Мы даже участвовали в двух войнах с европейскими державами и в нескольких необъявленных войнах в Вест-Индии, Средиземноморье и на Тихом океане, зашитая американские права и принципы мирной торговли. Но ни в одном случае не возникало серьезной угрозы для нашей национальной безопасности или сохранения нашей независимости.
Я хочу довести до вашего сознания историческую правду, заключающуюся в том, что Соединенные Штаты как государство во все времена выступали - четко и определенно - против любой попытки запереть нас за древней Китайской стеной, в то время как процесс цивилизации шел минуя нас. Сегодня, думая о наших детях и об их детях, мы выступаем против изоляции, навязываемой нам в любой другой части американского континента.
Эту нашу решимость, которую мы демонстрировали на протяжении всех этих лет, мы доказали, к примеру, в начале 25-летнсго периода войн, последовавших за Французской революцией. Ясно, что ни тогда, когда наполеоновские войны действительно угрожали интересам Соединенных Штатов, учитывая французский оплот в Вест-Индии и в Луизиане, ни тогда, когда мы участвовали в войне 1812 года в целях зашиты нашего права на мирную торговлю, ни Франция, ни Великобритания, ни какое-либо другое государство не стремились к господству над всем миром.
Аналогичным образом с 1815 по 1914 год - на протяжении 99 лет - ни одна война в Европе или Азии не представляла реальной угрозы нашему будущему или будущему любого другого американского государства.
За исключением краткосрочного эпизода с Максимилианом в Мексике, ни одна иностранная держава не стремилась утвердиться в нашем полушарии. А мощь британского флота в Атлантическом океане была дружественной силой и остается таковой поныне. Даже когда разразилась Вторая мировая война в 1941 г., в ней заключаюсь лишь малая доля опасности нашему собственному американскому будущему. Но, как мы помним, с течением времени американский народ стал осознавать, что может означать для нашей демократии падение демократических государств.
Нам не следует преувеличивать недостатки Версальского мира. Нам не следует бесконечно твердить, что демократии оказались не способны справиться с проблемами переустройства мира. Нам надо помнить, что мир, заключенный в 1919 году, был гораздо менее несправедливым, чем та форма умиротворения, которая началась даже до Мюнхена и которая продолжает применяться в условиях тирании нового порядка, стремящегося сегодня распространиться по всем континентам. Американский народ вступил в непоколебимую конфронтацию с этой тиранией.
Я полагаю, что каждый реалист знает, что в данный момент демократический образ жизни во всех частях мира подвергается нападению - нападению с помощью оружия или секретного распространения ядовитой пропаганды со стороны тех, кто стремится разрушить единство и посеять раздор между государствами, еще находящимися в состоянии мира.
За долгие шестнадцать месяцев эти нападения разрушили модель демократической жизни в огромном количестве независимых государств, больших и малых. И нападающая сторона по-прежнему на марше, угрожая другим государствам, большим и малым.
Поэтому в качестве вашего президента, выполняющего свои конституционные обязанности представлять конгрессу отчет о состоянии Союза, я вынужден, к сожалению, сообщить вам, что будущее и безопасность нашей страны и нашей демократии чрезвычайно зависят от событий, происходящих далеко за пределами наших границ.
Вооруженная зашита демократических условий жизни отважно ведется сейчас на четырех континентах. Если эта оборона потерпит поражение, все население и все ресурсы Европы и Азии, Африки и Австралии подпадут под господство завоевателей. И давайте вспомним, что общая численность населения на этих четырех континентах и объем их ресурсов значительно превосходят общую численность населения и объем ресурсов всего Западною полушария - да, во много раз.
Во времена, подобные нынешнему, представляется неразумным, и к тому же неверным, хвастливое утверждение некоторых, что неподготовленная Америка в одиночку, с одной рукой, привязанной зa спиной, может сдерживать весь мир.
Ни один реалистически мыслящий американец не может ожидать благородства в международных отношениях, возврата подлинной независимости, всеобщего разоружения, сохранения свободы слова, религиозной свободы или даже благопристойных условий делового предпринимательства от мира, навязанного диктатором. Подобный мир не принес бы безопасности ни нам, ни нашим соседям. Те, кто готов пожертвовать основополагающей свободой ради приобретения ограниченной временной безопасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности.
Как государство мы можем гордиться тем фактом, что мы добродушны, но мы не можем себе позволить быть дураками. Мы всегда должны опасаться тех, кто дует в трубы и бьет в литавры, проповедуя теорию умиротворения. Мы должны особенно опасаться той небольшой группы эгоистично настроенных людей, которые готовы обрезать крылья американскому орлу, чтобы выложить его пухом свои собственные гнезда.
Я недавно указывал, как быстро в условиях современного военного искусства наша повседневная жизнь может подвергнуться физическому нападению, которого в конечном счете нам следует ожидать, если государство-диктатор одержит победу в этой войне.
Сейчас ведется много пустых разговоров относительно нашего иммунитета от скорой и прямой интервенции из-за океана. Очевидно, что до тех пор, пока британский военно-морской флот сохраняет свою мощь, такой опасности не существует. Даже если бы британского военно-морского флота не существовало, вряд ли враг оказался бы настолько глупым, чтобы напасть на нас, высадив свои доставленные за тысячи океанских миль войска в Соединенных Штатах до того, как они создадут стратегические базы, с которых им предстоит действовать.
Но мы учимся многому на уроках событий прошлых лет в Европе, особенно на уроках, преподанных Норвегией, чьи жизненно важные порты были захвачены в результате предательства, а также из-за внезапности нападения, подготавливавшегося на протяжении ряда лет.
Первая фаза вторжения в наше полушарие не будет представлять собой высадку регулярных войск. Важные стратегические объекты будут оккупированы секретными агентами и их пособниками, большое число которых уже находится здесь и в Латинской Америке. Поскольку государства-агрессоры продолжают наступать, именно они выберут время, место и форму своего нападения. И именно поэтому будущее всех американских республик находится сегодня в огромной опасности. Именно поэтому это ежегодное послание конгрессу уникально в нашей истории. Именно поэтому перед каждым членом исполнительной ветви государства и каждым членом конгресса стоит огромная ответственная задача - соблюдение подотчетности.
Требование настоящего момента заключается в том, чтобы наши действия и наша политика были подчинены прежде всего - практически исключительно - борьбе с угрозой из-за рубежа. Все наши внутренние проблемы представляют собой сейчас лишь часть этой огромной чрезвычайной ситуации. Точно так же, как наша национальная политика во внутренних делах основывалась на должном уважении прав и достоинства всех наших соотечественников, наша национальная политика во внешних делах основывалась на должном уважении прав и достоинства всех государств, больших и малых. И право, основанное на высокой нравственности, должно победить и в конечном счете победит.
Наша национальная политика заключается в следующем.
Первое. Следуя убедительному выражению общественной воли и не обрашая внимания на партийные интересы, мы взяли на себя обязательство обеспечить всеобъемлющую национальную оборону.
Второе. Следуя убедительному выражению общественной воли и не обращая внимания на партийные интересы, мы взяли на себя обязательство поддерживать повсюду всех решительных людей, которые противостоят агрессии и таким образом не позволяют войне перекинуться на наш континент. Этой поддержкой мы выражаем нашу уверенность в том, что дело демократии победит, и крепим оборону и безопасность нашего собственного государства.
Третье. Следуя убедительному выражению общественной воли и не обращая внимания на партийные интересы, мы взяли на себя обязательство в отношении того, что принципы высокой морали и соображения нашей собственной безопасности никогда не позволят нам согласиться с условиями мира, продиктованными агрессорами и поддержанными теми, кто пытается проводить политику умиротворения. Мы знаем, что прочный мир не может быть достигнут за счет свободы других народов.
В ходе недавних общенациональных выборов не отмечалось существенных разногласий между двумя основными партиями по вопросам национадьной политики. Ни один вопрос не вызывал серьезных столкновений в среде американского электората. И сегодня абсолютно очевидно, что американские граждане повсеместно требуют немедленных и всеобъемлющих действий, признавая наличие явной опасности.
Вследствие этого насущной необходимостью является скорейший и обязательный рост нашего военного производства. Лидеры промышленности и профсоюзов ответили на наш призыв. Были определены конечные пели увеличения темпов роста. В ряде случаев эти цели достигаются ранее намеченных сроков. В ряде случаев они достигаются в назначенные сроки. Иногда отмечаются некоторые несерьезные задержки. А в ряде случаен - и мне неприятно об этом говорить, - в ряде очень серьезных случаев нас всех очень волнует медленный темп выполнения наших планов.
Однако в последние годы армия и военно-морской флот достигли существенного прогресса. С каждым днем накапливается практический опыт и совершенствуются наши способы производства. И сегодняшнее наилучшее становится недостаточно хорошим для завтрашнего дня.
Я не удовлетворен достигнутым на сегодняшний день прогрессом. Люди, руководящие программой, являются лучшими с точки зрения подготовки, способностей и патриотизма, и они не удовлетворены достигнутым на сегодняшний день прогрессом. Никто из нас не будет удовлетворен, пока не будет выполнена работа.
Независимо от того, очень ли завышены или занижены наши изначальные планы, нашей целью является достижение скорых и лучших pезультатов. Проиллюстрирую это двумя примерами.
Мы отстаем в выполнении программы выпуска самолетов. Мы работаем день и ночь, чтобы решить неисчислимые проблемы и войти в график.
Мы обгоняем график строительства боевых кораблей, но мы работаем над тем, чтобы и впредь обгонять этот график. Перестройка всей страны с производства орудий мирного труда в условиях мира на производство средств ведения войны в условиях военного времени является нелегкой задачей. Самые серьезные трудности возникают в начале осуществления военной программы, когда первым делом необходимо создать новые инструменты, новые заводские сооружения, новые сборочные конвейеры, новые стапеля. Только после этого на созданной заново базе будет налажено непрерывное и быстрое производство готовых изделий.
Конечно, конгресс должен всегда располагать информацией о ходе реализации программы. Однако существуют определенные сведения, которые, как сам конгресс, без сомнения, признает, должны обязательно сохраняться в тайне в интересах как нашей собственной безопасности, так и безопасности государств, которые мы поддерживаем.
Вновь возникающие обстоятельства постоянно выдвигают новые требования к обеспечению нашей безопасности. Я обращусь к конгрессу с просьбой о значительном увеличении ассигнований и расширении полномочий для осуществления того, что мы уже начали делать.
Я также буду просить нынешний конгресс утвердить полномочия и ассигнования, достаточные для производства дополнительного вооружения и боеприпасов различных видов для передачи тем государствам, которые находятся в состоянии настоящей войны с государствами-агрессорами. Сегодня наша наиболее полезная и важная роль состоит в том, чтобы служить как их, так и нашим собственным арсеналом. Они не нуждаются в живой силе, но им для обороны нужно оружие стоимостью в миллиарды долларов.
Настает время, когда они не смогут оплатить его полностью наличными. Мы не можем сказать им и не скажем, что им следует капитулировать по причине их неспособности заплатить за оружие, которое, как мы знаем, им необходимо.
Я не рекомендую выделять им заем в долларах, которыми они будут расплачиваться за оружие, заем, который надо будет возвращать в долларах. Я рекомендую, чтобы мы создали для этих государств возможность продолжать получать военное имущество в Соединенных Штатах, включив их заказы в наши собственные программы. И практически все их военное имущество может, если настанет такое время, оказаться полезным для нашей собственной обороны. Прислушиваясь к советам влиятельных военных и военно-морских экспертов, решая, что именно представляется наилучшим для нашей собственной безопасности, мы свободны решать, какая часть произведенного имущества должна быть оставлена здесь и какая часть - направлена нашим зарубежным друзьям, своим решительным и героическим сопротивлением предоставляющим нам время для подготовки нашей собственной обороны.
То, что мы посылаем за рубеж, должно будет оплачено, причем оплачено в разумные сроки после завершения военных действий, оплачено аналогичным имуществом или же, по нашему выбору, различными товарами, которые они могут произвести и в которых мы нуждаемся.
Давайте скажем этим демократическим странам: «Мы, американцы, жизненно заинтересованы в защите вашей свободы. Мы предлагаем вам нашу энергию, наши ресурсы и нашу организационную мощь для придания вам силы в восстановлении и сохранении свободного мира. Мы будем направлять вам во все возрастающем количестве корабли, самолеты, танки, пушки. В этом заключаются наша цель и наши обязательства".
В ходе достижения этой цели нас не запугают угрозы диктаторов, что они будут рассматривать нашу помощь демократическим государствам, осмеливающимся сопротивляться их агрессии, как нарушение международного права или как акт войны. Такая помощь не является актом войны, даже если диктатор в одностороннем порядке провозгласит ее таковой.
В том случае, если диктаторы будут готовы пойти на нас войной, им не придется ждать объявления войны нами.
Они не объявляли войну в случае с Норвегией, Бельгией или Нидерландами. Они заинтересованы лишь в новом одностороннем международном праве, лишенном взаимности в его соблюдении и становящемся, таким образом, инструментом угнетения. Счастье будущих поколений американцев может оказаться целиком зависящим от того, насколько эффективно и быстро мы сумеем сделать нашу помощь ощутимой. Никто не может предугадать в точности характер чрезвычайных ситуаций, с которыми мы, возможно, столкнемся. Руки государства не должны быть связны, когда жизнь государства находится в опасности.
Да, все мы должны быть готовы принести жертвы, требуемые чрезвычайной ситуацией, почти столь же серьезной, как сама война. Все, что препятствует скорой и эффективной обороне, постоянной оборонной готовности, должно уступить дорогу национальным потребностям.
Свободное государство вправе надеяться на полное сотрудничество со стороны всех групп населения. Свободное государство вправе ожидать от лидеров делового мира, профсоюзов и аграрного сектора, что они возглавят усилия энтузиастов внутри своих групп.
Для защиты страны необходима борьба с лодырями и смутьянами, которых немного, но они есть в нашей среде. Прежде всего следует пристыдить их патриотическим примером, а если это не принесет желаемых результатов, прибегнуть к власти правительства.
Подобно тому как не хлебом единым жив человек, сражается он не только оружием. Те, кто стоит на линии обороны, и те, кто стоит за ними и строит нашу оборону, должны обладать выдержкой и мужеством, источником чего является непоколебимая вера в тот образ жизни, который они защищают. Великое дело, к которому мы призываем, не может основываться на игнорировании всех тех вещей, за которые стоит бороться.
Нация черпает огромную силу в том, что было совершено во имя осознания каждым из его представителей личной заинтересованности в сохранении демократической жизни в Америке. Все это укрепило моральные устои нашего народа, возродило его веру и усилило его преданность институтам, которые мы готовимся защищать. Конечно, сейчас не время для кого-либо из нас забывать о социальных и экономических проблемах, которые служат основной причиной социальных революций, являющихся сегодня важнейшим фактором неспокойствия в мире. В том, что представляет собой основа здоровой и сильной демократии, нет ничего таинственного. Основное, что наш народ ожидает от своей политической и экономической системы, не представляется сложным. Это:
равенство возможностей для молодежи и других слоев населения;
работа для тех, кто может работать;
безопасность для тех, кто нуждается в ней;
ликвидация особых привилегий для избранных;
сохранение гражданских свобод для всех;
получение результатов научного прогресса в условиях более высокого и постоянно растущего уровня жизни.
Таковы основные вещи, которые в суматохе и неимоверной сложности нашего современного мира никогда не следует упускать из виду. Эффективность нашей экономической и политической системы зависит от того, в какой степени она отвечает этим ожиданиям.
Многие проблемы, связанные с нашей социальной экономикой, требуют немедленного решения. К примеру:
мы должны охватить большее число граждан пенсиями по возрасту и страхованием по безработице;
мы должны поднять медицинское обслуживание на надлежащий уровень;
мы должны создать более совершенную систему, с помощью которой лица, нуждающиеся в получении выгодной работы и заслуживающие ее, смогут ее получить.
Я призвал к личным жертвам, и я убежден в готовности почти всех американцев откликнуться на этот призыв. Частью этой жертвы является выплата более крупных сумм денег в виде налогов. В своем бюджетном послании я буду рекомендовать, чтобы более значительная, чем сегодня, часть нашей огромной оборонной программы оплачивалась из налоговых поступлений. Никто не должен пытаться и никому не будет разрешено наживаться на этой программе, и в выработке нашего законодательства мы всегда должны руководствоваться принципом уплаты налогов в соответствии с возможностью их платить.
Если конгресс поддержит эти принципы, избиратели, ставящие патриотизм выше интересов своего кошелька, наградят вас аплодисментами.
В будущем, которое мы стремимся сделать безопасным, мы надеемся создать мир, основанный на четырех основополагающих человеческих свободах.
Первая - это свобода слова и высказываний - повсюду в мире.
Вторая - это свобода каждого человека поклоняться Богу тем способом, который он сам избирает - повсюду в мире.
Третья - это свобода от нужды, что в переводе на понятный всем язык означает экономические договоренности, которые обеспечат населению всех государств здоровую мирную жизнь, - повсюду в мире.
Четвертая - это свобода от страха, что в переводе на понятный всем язык означает такое основательное сокращение вооружений во всем мире, чтобы ни одно государство не было способно совершить акт физической агрессии против кого-либо из своих соседей, - повсюду в мире.
Это не мечта на далекое тысячелетие. Это основа того мира, которого можно достичь в наше время и в течение жизни нашего поколения. Это мир, являющийся противоположностью тирании так называемого нового порядка, который стремятся ввести диктаторы бомбовым ударом.
Этому новому порядку мы противопоставляем более величественную концепцию морального порядка. Добропорядочное общество в состоянии смотреть без страха на попытки завоевать мировое господство или совершить революцию. С самого начала нашей американской истории мы развиваемся в ходе постоянно совершаемой мирной революции, такой, которая, приспосабливаясь к меняющимся условиям, осуществляется равномерно, тихо, без концентрационных лагерей или негашеной извести, залитой в ров. Мировой порядок, к которому мы стремимся, предусматривает взаимное сотрудничество свободных государств, трудящихся в дружелюбном, цивилизованном обществе.
Наша страна вручила свою судьбу рукам, умам и сердцам миллионов свободных мужчин и женщин и своей вере в свободу под покровительством Бога. Свобода означает господство прав человека повсюду. Haша поддержка предназначена тем, кто борется за завоевание этих прав и их сохранение. Наша сила заключается в единстве наших целей.
Осуществление этой великой концепции может продолжаться бесконечно, вплоть до достижения победы.

Объединение Европы

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена.

Хотя дважды на протяжении последних двух веков возникала "объединенная Европа": в начале XIX века - под властью Наполеона и второй раз - в конце 1930 - начале 1940-х годов ХХ века под властью Гитлеровской Германии. Оба раза история такого объединения Европы заканчивалась одинаково - в 1812 и в 1941 годах объединенная Европа нападала на Россию (СССР), что привело к распаду этих империй.

Идея Объединенной Европы получила новую жизнь после В торой мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы - организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия, вступившая туда в 1996 году). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах. Вступление России в Совет Европы в начале 1996 года превозносилось как величайшее достижение, однако в истории от этого события осталась лишь частушка:

Мы вошли в Совет Европы,

Будем европейцами,

Не пускают с Ельциным»0061.2006 .

При Совете Европы существует Парламентская ассамблея (ПАСЕ), куда входят делегации парламентов различных стран. Применительно к нашей стране ПАСЕ запомнилась регулярными антироссийскими, ультралиберальными и антикоммунистическими выходками, наиболее известной из которых стала резолюция ПАСЕ в начале 2006 года об "осуждении преступлений коммунизма".

Ход европейской интеграции . Реальная же интеграция европейских стран затронула более узкий их круг и началась в 1951 году, когда ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC - European Coal and Steel Community ). Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

Те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию - Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС - гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.

Первая попытка в 1961-1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду . Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973 года. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %). Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981. В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент. В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС. Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986.

До некоторых пор Евросоюз был достаточно формальным объединением. Однако в начале 1990-х годов началось реальное объединение стран Евросоюза. Когда после распада СССР США стали единственной сверхдержавой, у европейского капитала возникла необходимость создать противовес возросшей американской экономической мощи, объединив национальные экономики в единые надгосудартсвенные органы.

7 февраля 1992 в голландском городе Маастрихт все государства, входящие в Европейское Сообщество, подписали Договор о создании Европейского Союза. Договор вошёл в силу 1 ноября 1993 и завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран. Согласно этому договору предполагалось введение единой европейской валюты и установление трёх основ союза - экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

Ратификация договора вызвала трудности в ряде стран. Референдум во Франции поддержал договор на 51.05 %, а Дания отказалась от изначальной формулировки. В Великобритании договор был ратифицирован парламентом с минимальным перевесом правительственной группировки (выступавшей за ратификацию) над противниками договора.

В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против .

Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995.

Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.

9 октября 2002 Европейская Комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП - примерно 840 млрд долларов США, примерно равный ВВП Испании.

Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага декларировалась желанием подвести черту под разъединением Европы на два блока после В торой мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их возвращения к социализму. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении. В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами. 1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членами Евросоюза. 1 июля 2013 года членом Евросоюза стала Хорватия

После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т. д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза фактически неработающим оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. В нынешней ситуации, если в любой из 25-ти стран референдум или парламентское голосование по проекту Конституции ЕС провалится, то весь Евросоюз может остаться без основного закона.


1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евросоюза - вхождение в него Болгарии и Румынии. 17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.

Далеко не все страны Европы намерены участвовать в европейском интеграционном процессе. Дважды на национальных референдумах (1972 и 1994) отвергало предложение о вступлении в ЕС население Норвегии. Следующий референдум по вступлению в ЕС состоится в этой стране не ранее 2007. Не входит в состав ЕС Исландия. В соответствии со своей Конституцией является нейтральной и не входит ни в какие блоки Швейцария. Малые государства Европы - Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино также не являются членами ЕС. Не входят в состав ЕС имеющие автономный статус в составе Дании Гренландия (вышла после референдума 1985) и Фарерские острова, ограниченно и не в полном объёме участвуют в ЕС финская автономия Аландские острова и заморская территория Великобритании - Гибралтар, другие зависимые территории Великобритании - Мэн, Гернси и Джерси вовсе не входят в состав ЕС. В Дании народ проголосовал на референдуме о вхождении в Европейский Союз (о подписании Маастрихтского договора) лишь после обещаний правительства не переходить на единую валюту евро, поэтому в Дании до сих пор в обращении датские кроны.

Руководящие органы Евросоюза .

Исполнительный орган Европейского Союза - Европейская Комиссия, состоящая из 25 человек, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат). Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.

Европейский Парламент (не путать с Парламентской ассамблеей Совета Европы) является собранием из 732 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского Парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией. Депутаты изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Парламент обладает правом роспуска Европейской Комиссии (которым, впрочем, он никогда не пользовался). Одобрение Парламента требуется и при принятии в Сообщество новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия).

Европейский суд (официальное название - Суд Европейских Сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции. В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления. Суд состоит из 25 судей (по одному от каждого из государств-членов) и девяти генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Проект Европейской конституции . Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его бывший Президент Франции Валери Жискар д`Э стен . Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004. 29 октября 2004 главы всех 25-ти государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20-ти языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её а второв, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка.

Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу; но это не приведёт к распаду ЕС, поскольку в таком случае все предыдущие договоры, подписанные его членами, останутся в силе.

Разные страны приняли различные варианты ратификации - голосованием в парламенте или на всенародном референдуме. Стран, решивших принимать конституцию на референдуме, десять:

Португалия (декабрь 2005),

Великобритания (начало 2006),

Чехия (референдум отменён),

Ирландия,

Польша (в двух последних странах сроки референдума пока не определены).

В половине стран, руководство которых решилось на референдумы, имеется сильная оппозиция идее общеевропейского единства: к ним относятся Дания, Великобритания, Польша (она вступила в Евросоюз лишь в 2004, но с самого начала заявляла о своих особых претензиях на одно из лидирующих мест в ЕС), Франция и Нидерланды.

Единая европейская валюта .

Идея единой валюты как составной части европейского единства берет свое начало еще в середине сороковых годов. Самым первым шагом к единой валюте стала так называемая "валютная змея" - система согласованных валютных курсов между европейскими государствами, она был введена в 1972 году. В 1979 г. роль змеи заменила коллективная расчетная денежная единица экю(ECU - сокращение от European Currency Unit ). В декабре 1995 года в Мадриде Европейский Совет принял для единой европейской валюты название «евро».

1 июня 1998 года был создан Европейский Центральный Банк, в функции которого входит эмиссия евро. Банк находится во Франкфурте-на-Майне.

Евро были введены в оборот, пока только для безналичных расчетов, начиная с 1 января 1999 года, когда были установлены неизменные обменные курсы для валют стран-участниц зоны евро. Страны-члены евро начали осуществление общей валютной политики; евро был введен в качестве законной валюты в 11 странах ЕС и начал использоваться для безналичных расчетов. Первоначально в зону евро было допущено 11 европейских государств: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Великобритания и Швеция воздержались от вступления, Греция не соответствовала экономическим нормам, а у Дании возникли юридические проблемы. Греция приняла евро в 2000 году, когда смогла достичь требуемых показателей.

1 января 2002 года были введены в оборот наличные евро. Они имеют хождение в Бельгии, Германии, Греции, Испании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Австрии, Португалии и Финляндии. Члены ЕС Дания, Швеция и Великобритания пока сохраняют свои национальные валюты.

При создании евро не скрывалась одна из основных целей – создать конкуренцию доллару. Единая европейская валюта сделала то, что не смогли сделать национальные валюты отдельных стран. Если в момент начала их обращения 1 евро был примерно равен по курсу 1 доллару, то сегодня покупательная стоимость 1 евро стабильно значительно выше, чем у 1 доллара. США пытается воспрепятствовать этой тенденции – одной из основных целей агрессии США против Югославии в 1999 году и Ирака в 2003 году было ослабление позиций экономики объединенной Европы и евро в частности.

На рисунках внизу - внешний вид наличных евро и территория их хождения (для увеличения - щелкнуть мышью по картинке)

Шенгенское таможенное соглашение . Внутри Евросоюза есть еще более тесный блок - т.н. Шенгенское соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года.

Договор был подписан в Шенгене , маленьком городке в Люксембурге. Шенген расположен вблизи места схождения границ Люксембурга, Германии и Франции.

C тех пор к соглашению присоединились ещё несколько стран и по состоянию на 2006 год соглашение действует в пятнадцати странах: Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Италия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, и Швеция. Вместе эти страны образуют Шенгенскую зону.

Ещё десять стран Евросоюза (Кипр, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения) фактически являются членами Шенгенского соглашения, однако процедура их присоединения завершится не ранее 2007 г. Дата окончательного присоединения для каждой страны определяется независимо от других.

На прошедшем 5 июня 2005 референдуме граждане Швейцарии проголосовали за вступление в Шенгенскую зону, однако это решение начнет действовать не раньше 2007 года. Также о своём желании присоединиться к странам Шенгенского соглашения заявил Ватикан.

Все Шенгенские страны, за исключением Норвегии и Исландии, являются членами Евросоюза. Два члена Евросоюза (Ирландия и Великобритания) остаются вне Шенгенской зоны.

Внутренняя политика европейских государств . Во внутренней политике стран Западной Европы в 1990-е годы периодически чередовались у власти социал-демократические и консервативные партии.

Во Франции в 1995 году социалист Миттеран проиграл президентские выборы представителю правых Жаку Шираку. В 2002 году Ширак снова победил на президентских выборах и остался у власти еще на 7 лет. Тревогу общественности вызвало то, что во второй тур вместе с Шираком в 2002 году вышел кандидат от фашистов Жан-Мари Ле Пенн , спекулировавший на угрозе со стороны «понаехавших тут» арабских иммигрантов, которые, хотя и давно уже стали полноправными гражданами Франции, тем не менее испытывают чувство враждебности со стороны коренного населения. В ноябре 2005 года Францию сотрясли массовые бунты, поводом для которых послужило убийство полицейским двух подростков некоренной национальности. Очень скоро восстание охватило все пригороды Парижа. Бунты были хотя и национальные по форме, но социальные по своему содержанию и коренным причинам. Периодически сотрясают Францию и чисто социальные выступления, такие как всеобщая забастовка в 1995 году или массовые молодежные бунты 2006 года против антисоциального «Закона о первом трудовом найме». Президентские выборы 2007 года выиграл Николя Саркози, который при Шираке занимал пост министра внутренних дел и во время бунтов 2005 года призывал к жестким репрессиям в отношении "понаехавших тут". Однако не сумел оправдать ожидания избирателей и справиться с мировым экономическим кризисом, посэтому 6 мая 2012 года проиграл выборы социалисту Франсуа Олланду. Наиболее резонансным событием времён правления Олланда стало принятие закона о легализации однополых браков, сопровождавшееся массовыми демонстрациями протеста и столкновениями с полицией.

В Германии в 1998 году представитель правой ХДС/ХСС канцлер Гельмут Коль потерпел поражение на выборах. В 1998-2005 годах у власти в Германии была так называемая «красно-зеленая коалиция», образованная социал-демократами и экологами. Премьер-министром в этот период был представитель СДПГ Герхард Шредер. На выборах 2005 года СДПГ вместе с экологами не получили достаточного количества голосов для формирования правительства, и были вынуждены создать коалицию с ХДС/ХСС. Канцлером стала представительница ХДС/ХСС Ангела Меркель . При этом если Шредер проводил курс на тесную дружбу с путинской Россией, в первую очередь в энергетической сфере, то с приходом к власти правительства Меркель усилилась антироссийская риторика. Шредер же после ухода в отставку получил руководящий пост в создаваемом им на паях с Путиным проекте строительства газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря.

В Великобритании в 1997 году кандидат от консерваторов Джон Мэйджор проиграл лейбористам, представитель которых Тони Блэр стал премьер-министром. Если, напомним, в начале ХХ века лейбористы создавались как рабочая партия и впоследствии всегда позиционировались как левая партия, то с приходом Блэра к ее руководству из лейбористской партии были окончательно вытравлены все остатки левизны. Находясь у власти, лейбористы проводят не менее, а то и более антисоциальную и проамериканскую политику, чем консерваторы. Великобритания во главе с Блэром всегда была самым верным союзником США во всех агрессивных войнах. В мировой политике Блэра открыто называют «ручной пудель Буша». В 2007 году Тони Блэр добровольно ушел в отставку, передав пост премьер-министра своему соратнику по лейбористской партии Гордону Брауну. На парламенстких выборах 6 мая 2010 года лейбористы во главе с Брауном заняли только второе место. Новая правительственная коалиция была составлена из консерваторов (представитель которых Дэвид Камерон стан новым премьер-министром) и, казалось бы, давно забытой партией либералов. Эта смена власти ничего принципиально не изменила в политике Великобритании, т.к. партия лейбористов дано избавилась от "социалистической" риторики.

В Италии 1990-2000-е годы характеризовались тем, что у власти периодически чередовались правый олигарх Сильвио Берлускони и левые коалиции. Однако к существенным изменениям во внешней и внутренней политике страны эти смены власти не приводили.

В Испании в 1990-е годы также у власти чередовались социалисты и правые, однако и те, и другие проводили проамериканский курс. Напомним, именно представитель от испанских «социалистов» Хавьер Солана возглавлял НАТО во время агрессии против Югославии в 1999 году, а в 2003 году Испания стала третьей страной (вместе с США и Великобританией), которые взяли на себя ответственность за агрессию против Ирака. Такая политика вышла Испании боком: в марте 2004 года, за несколько дней до парламентских выборов, исламские террористы устроили в Испании взрыв в поезде, повлекший многочисленные жертвы. Не скрывалось, что причиной теракта стал протест против участия Испании в агрессии против Ирака. Испанские избиратели сделали правильные выводы и отдали свои голоса на выборах за Социалистическую партию, которая обещала вывести войска из Ирака, и, придя к власти, это обещание сдержала.

В Португалии, как и во многих странах, у власти чередуются две партии - социалистическая и социал-демократическая. Социал-демократическая партия когда-то, во времена своего основания, действительно была социал-демократической, но впоследствии переродилась и сейчас играет в политике ту же роль, которую в других странах играют партии консервативной направленности.

Европейская «демократия» . Как видим, несмотря на то, что у власти в европейских странах чередуются социалисты и консерваторы, существенных изменений в их политике не происходит.

В экономической жизни всех европейских стран, независимо от конкретной правящей партии, наблюдается схожая картина – с одной стороны, декларируют «социальное государство», пытаясь за счет неоколониальной эксплуатации иных стран (в первую очередь Восточной и Южной Европы) создать для своего населения высокий жизненный уровень – но при этом проводят ультралиберальную экономическую политику, усилившуюся после ликвидации социализма.

Во внутренней политике стран Евросоюза наблюдается более высокий уровень демократии, чем в США или странах реставрированного капитализма: в политике обычно имеется не двухпартийная, а многопартийная система, выборы носят реально состязательный характер, возможности для реализации свободы митингов и собраний неизмеримо выше, чем в тех же США или России, в большинстве европейских стран отменена смертная казнь, а также, опять же в отличие от США и России, существует гуманная тюремная система, не унижающая достоинство заключенных. Однако часто это преклонение перед демократическими свободами переходит в свою противоположность, когда во имя «демократии» насаждается разврат или традиции типа американской «политкорректности». Нарицательным примером стали Нидерланды, где легализованы проституция, однополые браки и «легкие» наркотики, впоследствии их примеру последовали и ряд других европейских стран. Официальная пропаганда в путинской России не упускает возможности использовать эти факты в своих интересах

Однако главное, что надо иметь в виду – что европейская демократия, какой бы развитой она ни была – она остается демократией буржуазной. Да, на выборах конкурируют много разных партий – но все они так или иначе выражают интересы буржуазии. Более того, в начале ХХ I века под предлогом «борьбы с терроризмом» демократические свободы в разных странах постоянно сворачиваются. Несмотря на это, европейские страны очень любят учить демократии другие, «недостаточно демократичные» по их мнению страны. С целью «защиты демократии» ханжи из Евросоюза постоянно критикуют не только путинскую Россию, где, действительно, дела с демократией обстоят не лучшим образом, но и осуществляют постоянные нападки на Белоруссию, участвовали в агрессии против Югославии. Причем, подчиняясь США в агрессии против Югославии в 1999 году, страны Евросоюза нанесли ущерб своим собственным интересам, поскольку основным результатом этой войны стал обвал курса только что тогда появившегося евро (однако ведущая страна Евросоюза – Германия – впоследствии компенсировала для себя этот ущерб, получив после свержения Милошевича возможность установить контроль над экономикой Югославии).

Конфликт «старой» и «новой» Европы . Несмотря на показное единство, внутри Евросоюза существует жесткий конфликт между двумя блоками. Один блок – это так называемая «старая Европа» - в первую очередь это союз Германии и Франции плюс примкнувших к ним сопредельных государств. Их цель – развивать Евросоюз как противовес США, а евро как противовес доллару. Понятно, что они выражают интерес в первую очередь ведущих капиталистов европейских стран ослабить конкуренцию со стороны США.

Второй блок – т.н. «новая Европа» - это Великобритания плюс государства недавнего реставрированного капитализма – Восточная Европа и Прибалтика. Правящие круги этих стран, пришедшие к власти на антикоммунистической волне, как правило, благоговеют перед США и «не понимают» антиамериканской позиции Германии и Франции. Эти страны используются руководством США как «троянский конь» внутри Евросоюза. При этом если страны «новой Европы» выступают с агрессивно антироссийскими позициями, то Германия, Франция и их союзники из прагматических соображений выступают за дружбу с Россией.

Наиболее ярко конфликт между этими двумя блоками проявился во время иракской войны 2003 года, когда Германия и Франция (и примкнувшая к ним Россия) выступали против агрессии в Ираке, а многие восточноевропейские страны (в первую очередь Польша) направили в Ирак оккупационные войска.

Еще Ленин в 1915 году в работе «О лозунге Соединенных Штатов Европы» отмечал, что реальное единство и дружба европейских народов будут возможны только на социалистической основе. Пока в Европе господствует капитализм – до тех пор капиталистическая конкуренция будет вызывать вражду между народами. А прогрессивным силам до тех пор останется использовать межимпериалистические противоречия в своих интересах. Например, возможен антиамериканский союз будущей Советской России с Евросоюзом и Китаем.