Цербер мифология. Что такое Цербер в мифологии

И Геи), трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь (Теогония 310; Гигин. Мифы 151 ). Цербер охранял выход из царства мёртвых Аида , не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Однако это удивительное по силе существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов .

Цербер имел вид трёхглавого пса со змеиным хвостом, на спине головы змей, такой же жуткий, как и его мать. По другим описаниям, у него 50 голов , или 100 голов, а в другой мифологии он изображён с человеческим мощным телом и руками и одной головой безумной собаки. В одной из рук отрубленная голова быка, которая убивала своим дыханием, а в другой руке голова козла, которая своим взглядом поражала жертвы . В произведениях вазовой живописи иногда изображался двуглавым .

Перед спуском в царство мёртвых Геракл был посвящён в Элевсинские мистерии , затем Кора приняла его как брата . Геракл одолел Цербера с помощью Гермеса и Афины . Цербера стошнило от дневного света, и от пены из его пасти появилась трава аконит . Геракл, когда вывел Цербера, был увенчан листвой серебристого тополя . Геракл, выведя его из Аида, показал Еврисфею , но затем вернул обратно. Именно после этого подвига Еврисфей отпустил Геракла на волю .

Этимология

По одной из версий, древнегреческое Kerberos может соответствовать санскритскому सर्वरा sarvarā , эпитету одного из псов бога Ямы , от праиндоевропейского *ḱerberos «пятнистый» .

Другая этимология предложена Брюсом Линкольном . Он сближает имя Цербера с именем собаки-стража Гарма (др.-сканд. Garmr ), известного из скандинавской мифологии , возводя оба имени к праиндоевропейскому корню *ger- «рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b и -*r ). Братья и сёстры. Орф , брат-близнец, двуглавый и двухвостый пёс. Орф сторожил скот Гериона и был убит Гераклом во время его похищения. Гидра (Лернейская гидра) - чудовище, рождённое Тифоном и Ехидной, имеет сотню змеиных голов, побеждена Гераклом. И Химера, чудовище, имеющее три головы: львиную, козью и змеиную, рождённое Ехидной и Тифоном. Была убита Беллерофонтом.

В литературе, искусстве и науке

Напишите отзыв о статье "Цербер"

Примечания

  1. в русский язык в XVIII веке вошла форма Цербер в соответствии с позднелатинским произношением; однако начиная с 1920-х годов в переводах с древнегреческого и антиковедческих исследованиях доминирует форма Кербер
  2. Мифы народов мира. М ., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.640
  3. Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.480
  4. Гесиод. Теогония 769-774
  5. Гесиод. Теогония 312
  6. Гораций. Оды II 13, 33
  7. Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л. , 1972. С.154; Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб., 1998. С.351
  8. Ликофрон. Александра 1327
  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 1; 26, 1
  10. Еврипид. Геракл 613-615
  11. Гомер. Одиссея XI 623-626, у Гомера трёхглавость не упомянута, у Жуковского неточно
  12. Овидий. Метаморфозы VII 419; Первый Ватиканский мифограф I 57, 2
  13. Феокрит. Идиллии II 120; Примечания М. Е. Грабарь-Пассек в кн. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М ., 1998. С.253
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 12; Гигин. Мифы 30
  15. Павсаний. Описание Эллады II 31, 2; 35, 11
  16. Страбон. География VIII 5, 1 (стр.363)
  17. Павсаний. Описание Эллады IX 34, 5
  18. Ксенофонт. Анабасис VI 2, 2
  19. Вергилий. Энеида VI 417-423
  20. The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World. - Oxford University Press, 2006. - P. 411. - ISBN 0199287910 .
  21. Lincoln Bruce. Death, war, and sacrifice: studies in ideology and practice. - Chicago: University of Chicago Press, 1991. - P. 289. - ISBN 9780226481999 .
  22. Схолии к Гомеру. Одиссея XIX 518 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М ., 1996. С.126
  23. Феофраст, фр.113 = Страбон. География X 4, 12 (стр.478)
  24. Гекатей, фр.27 Якоби = Павсаний. Описание Эллады III 25, 5
  25. Палефат. О невероятном 39
  26. Гераклит-аллегорист. О невероятном 33
  27. См. Фульгенций. Мифологии I 6

Литература

  • Kretschmar, Freda. Hundestammvater und Kerberos, Bd 1-2. - Stuttgart: Strecker und Schröder, 1938. (нем.)

Отрывок, характеризующий Цербер

– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?

Цербер — это мифологический страж, охраняющий вход в царство мертвых. Бог Аид полностью властвует над ним. Его матерью была Ехидна, а сам он представляет собой трехголового пса. Его шею обвивают змеи, которые, клубясь, грозно шипят. Вместо хвоста у Цербера огромная змея — страшная и очень ядовитая. Этот трехголовый пес зорко следит за тем, чтобы никто не выбрался из Аида — царства мертвых.

Геракл был виной тому, что однажды Цербер оказался на поверхности земли. Для него это было настолько мучительно, что из пасти вырвалась кровавая пена, которая с шипением впиталась в почву. Из капель этой пены выросла ядовитая трава аконит. Колдовское зелье Медеи, убивающее все живое, включает в себя аконит. Люди знака Цербер имеют злой нрав. Они отличаются вспыльчивостью и кровожадностью. Человека-Цербера лучше не злить, иначе можно поплатиться головой. Даже если Церберы стараются сдержать свою ярость, для них это даром не проходит: они впадают в депрессию и стресс. Спастись цербер может только в том случае, если осознает свою сущность и проникнется истинной добротой к окружающим.

Миф o Цербере

В греческой мифологии чудовищный пес, стерегущий вход в мрачное, полное ужасов подземное царство Аида. Точнее, Цербер следил за тем, чтобы никто оттуда не вышел, ведь из царства мертвых нет возврата. Изображался Цербер с тремя головами, ядовитые змеи извивались у него на спине вместо шерсти, головой дракона с огромной пастью оканчивался хвост. Свирепого стража удалось усыпить с помощью пения сыну Аполлона, легендарному певцу Орфею, когда он пытался вернуть свою умершую жену Эвридику. Увы, Орфею не удалось вывести свою любимую из царства мертвых. Он обернулся посмотреть, идет ли она за ним, и тем самым нарушил условие. Эвридика навсегда осталась во владениях Аида.

Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших; чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник. У Данте Цербер терзает души умерших.

Вытащить Цербера на дневной свет — таков был один из последних подвигов Геракла. Долгое время на мысе Тенар, что на юге полуострова Пелопоннес, показывали пещеру, утверждая, что здесь Геракл по заданию царя Эврисфея спустился в царство Аида, чтобы вывести оттуда Цербера. Представ перед троном Аида, Геракл почтительно попросил подземного бога разрешить ему отвести пса в Микены. Как ни суров и мрачен был Плутон, но сыну великого Зевса он не смог отказать. Поставил только одно условие: Геракл должен укротить Цербера без оружия.

Долго искал Геракл трехглавого пса в подземном царстве, наконец нашел его на берегу реки Ахеронт. Схватил Геракл Цербера могучими руками и принялся душить его. Грозно завыл пес, силясь вырваться, голова дракона на хвосте кусала героя, змеи извивались и жалили, но Геракл только крепче сжимал руки. Наконец полузадушенный пес Аида упал к ногам героя. Геракл отвел Цербера к стенам Микен. В ужас пришел Эврисфей при одном взгляде на страшного пса и велел поскорее отправить его обратно в Аид.

Имя злобного пса в латинском произношении «цербер» стало нарицательным для обозначения излишне сурового, неподкупного сторожа.

Трехголовая собака Пушок

Изображение

  • Подобрал картинку:Смаилов Ерсаян
  • Разместил:Смаилов Ерсаян

Этимология

Трёхголовая собака (англ. Three-headed dog) - очень редкое волшебное существо огромного размера.Имеет три головы.Каждая голова трёхголового пса имеет свой характер.

Внешний вид

"Им в глаза смотрел гигантский пес, заполнивший собой весь коридор от пола до потолка. У него было три головы, три пары вращающихся безумных глаз, три носа, нервно дергающихся и принюхивающихся к незваным гостям, три открытых слюнявых рта с желтыми клыками, из которых веревками свисала слюна." (Джоан Роулинг "Гарри Поттер и Философский камень")

Происхождение

Родина Пушка- Греция, в Англию попал щенком. Вырастил его Рубеус Хагрид.

Место обитания

Замок Хогвартс, третий этаж, коридор. Впоследствии Пушок был отпущен в Запретный лес, а затем его оправили на родину в Грецию.

Родственники

Особенности характера и привычки

Пёс засыпает при любой музыке. Даже плохо сыгранной.Отличительной особенностью трёхголовой собаки является обилие слюноотделения.

Интересы

Охраняет люк к подземельям, в которых хранился Философский камень.

Друзья

Рубеус Хагрид- лесничий.Профессор Дамблдор.

Враги

Профессор Квиррелл и внедрившийся в его затылок Волан-де-Морт

Характерные фразы, цитаты

  • Цепи, удерживающие собаку за три ошейника, остановили её лишь в нескольких метрах от Гарри.
  • Внутри комнаты гигантская чёрная зверюга издала многоголосый вой. Из трёх зубастых пастей полетели капли белой слюны.
  • Её зачаровали не есть учеников, а просто выплёвывать их за дверь.
  • Раз оно похоже на Цербера из магловской легенды про Орфея и Эвридику, то нам нужно спеть, оно уснёт, и мы сможем пройти…
  • Трёхглавое чудовище рухнуло на пол.

Образ в искусстве

Произведения, в которых встречается существо

  • Джоан Роулинг "Гарри Поттер и Философский камень"
  • Джоан Роулинг "Гарри Поттер и Тайная комната"
  • Джоан Роулинг "Гарри Поттер и Кубок Огня"
  • Джоан Роулинг "Фантастические звери и места их обитания"
  • Джоан Роулинг "Гарри Поттер и Дары Смерти" (В черновиках)
  • Джоан Роулинг "Гарри Поттер. Рождение легенды"
  • Джоан Роулинг "Гарри Поттер. Мир волшебства. История легенды"
  • Джоан Роулинг "Волшебный мир Гарри Поттера"

Фильмография

Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях

  • Три огромные собаки,с огромными глазами (у первой-как чайные чашки, у второй-что мельничные колеса, у третьей- что башни).Они охраняют сокровища в сундуках, выполняют желания солдата.Один удар по огниву - исполняет желание первая, два удара-вторая собака, три удара- третья. Они похожи на Пушка огромными размерами, помогают людям Г.Х. Андерсен "Огниво" ,
  • Лежа в пещере своей, в три глотки лаял огромный

Цербер, и лай громовой оглашал молчаливое царство.

Видя, как шеи у пса ощетинились змеями грозно,

Сладкую тотчас ему лепешку с травою снотворной

Бросила жрица, и он, разинув голодные пасти,

Дар поймал на лету. На загривках змеи поникли,

Всю пещеру заняв, разлегся Цербер огромный.

Сторож уснул, и Эней поспешил по дороге свободной Вергилий "Энеида", книга шестая, стих 415

  • Эврисфей приказал Гераклу спуститься под землю и совершить похищение Цербера, трехголового пса - стража царства мертвых. Герою пришлось спуститься в Аид, откуда никто никогда не возвращается.Цербер был так могуч и страшен, что от одного его вида леденела кровь. Кро­ме трех отвратительных голов, пес имел хвост в виде огромной змеи с разверстой пастью. Вот такого пса на­до было не только одолеть, но и живым вывести из под­земного мира.Мифы о Геракле, 12 подвиг Геракла "Похищение Цербера"

Творческая работа

В этом разделе размещается творческая работа команды: цифровая история (I этап), инфографика (II этап), видео (III этап)

Имя: Цербер (Cerberus)

Страна: Греция

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: охранник выхода из царства мертвых Аида

Семейное положение: не женат

Цербер: история персонажа

Древнегреческие мифы удивляют оригинальностью персонажей. Однако с Цербером жители Эллады не стали особо мудрить, хоть и наделили животное устрашающими особенностями. Кто еще станет охранять подступы к самому ужасному месту на земле – царству мертвых? Конечно, собака, пусть и не совсем обычная.

Происхождение и образ

Цербер в древнегреческой мифологии – пожалуй, страшнейшее существо, способное привести в ужас даже самого отважного героя и воина. В латинском языке имя адского пса значится как «Кербер», что в переводе означает «души умерших» и «пожиратель». Безобразное чудовище – порождение Тифона и Ехидны.

Великан и исполинская полуженщина-полузмея родили на свет еще двоих детей, брата и сестру Цербера. Не менее чудовищный пес Орф о двух головах сторожил стадо, принадлежавшее исполину Гериону, а Лернейская гидра, змееподобное создание с ядовитым дыханием, охраняла подводный вход в царство мертвых.


Церберу, конечно, тоже досталась судьба сторожа, однако по сравнению с братом и сестрой он пользовался наибольшим уважением за свой скверный характер и излишнюю агрессивность.

Внешний вид мифологического персонажа делает жуткий образ законченным. Спину венчают три головы со злыми глазами, на задней части туловища красуется длинный змеиный хвост, на шее и животе кишат зловещие змеи. Впрочем, по другим источникам существо представлено с полусотней, а то и с сотней голов. А в римскую эпоху средняя голова была львиной. Иногда Цербер и вовсе выглядит как человек с собачьей головой.

Древние греки изображали пасти Цербера с острыми клыками. С языка пса стекала ядовитая смесь белого цвета. По легенде, когда Геракл вытащил чудовище из подземелья, Цербера от солнечного света стошнило на землю. В результате выросла трава аконит, из которой позже готовила смертоносные зелья Медея.


Делом жизни опасного пса стало служение верой и правдой богу . Обязанность Цербера – охрана выхода из мира мертвых, чтобы ни одна ушедшая «на тот свет» душа не сумела вернуться обратно к людям. А, как известно из мифов, попытки сбежать были не редкостью. При этом новых гостей (обязательно умерших) песик встречает радушно, мило виляя хвостом. К живым душам агрессивное существо не так гостеприимно, поэтому в легендах герои пытаются его всячески подкупить. Например, пришедший за погибшей возлюбленной , услаждал слух Цербера звуками лиры и в итоге усыпил зловещую собаку.

Цербер и Геракл

Трехголовый пес силен и страшен. Попытки одолеть охранника Аида предпринимались не раз, но удалось это сделать только отважному силачу . История с усмирением чудовища из преисподней стала 12-ым, заключительным подвигом героя. Злой царь Эврисфей, задавшийся вопросом погубить Геракла, попросил древнегреческого богатыря привести к трону легендарного пса.


Аид просто так отдавать верного охранника не захотел – на уступки пошел только после того, как герой попал в его плечо стрелой. Повелитель подземного царства разрешил забрать Цербера, но с одним условием – если Геракл одолеет того без оружия. Славный воин облачился в львиные шкуры и напал на лютое животное, пытаясь придушить. Цербер так и не сумел отбиться от незваного гостя драконьим хвостом и пал к его ногам.

При виде чудовища трусливого царя Эврисфея охватил ужас, и он освободил Геракла от тяжких трудов. А пса, кстати, велел вернуть на место в подземное царство.

В литературе и кино

Цербер нередко становится героем литературных произведений, а также появляется на киноэкранах.

В древнегреческой и древнеримской литературе персонаж встречается у , и . В «Божественной комедии» Цербер – охранник третьего круга ада, где страдают чревоугодники и гурманы, которым суждено сгнить под проливным дождем и безжалостными лучами солнца.


Образ трехголового пса писатели иногда используют в иносказательном смысле. Александр Радищев в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» уже в эпиграфе начал критиковать самодержавие словами: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Выражение смиксовано из двух фрагментов «Энеиды» Вергилия, где говорится о циклопе Полифеме и Цербере. Позже строчка превратилась в крылатую фразу, применяемую для описания любого негативного события, имеющего общественный резонанс.

Современная литература тоже использует образ этого адского чудовища. В романе «Гарри Поттер и философский камень» Цербер хоть и страшный, но вызывает умиление. Огромная собака с тремя головами выращена , который назвал его Пушком. Пес охраняет вход в подземелье, где хранится философский камень. Герой отличается одной особенностью – засыпает при любых звуках музыки. , и погрузили стража в сон с помощью флейты, как в мифе про Орфея.


Пушок из фильма "Гарри Поттер"

Интересное появление в кино лютого пса случилось в 2005 году. В фильме «Цербер» режиссера Джона Терлески герои охотятся за мечом, хранящимся в затерянной гробнице великого гунна Атиллы. Оружие дарит обладателю неуязвимость и власть над всем миром. Однако магическую реликвию ревностно охраняет чудовищный пес. В картине снялись Грег Эвиган, Гаррет Сато, Богдан Уритеску и другие актеры.

  • Естествоиспытатель и медик Карл Линней, живший в 18 веке, подарил имя древнегреческого чудовища удивительному растению, которое обычно встречается на землях Африки, Австралии и Индии. Ядовитое цветковое дерево содержит мощный токсин, способный убить человека. С легкой руки ботаника растение стали именовать Cerbera (Цербера).

Растение "Цербера"
  • В преддверии чемпионата мира по футболу, который запланирован на 2018 год, произошел скандал. В городском парке Сочи незаконно установили скульптуру Цербера, созданную художниками Владимиром и Викторией Кириленко. Памятник задумывался как символ оберега чемпионата: мифический пес в бронзе охраняет мяч. В центре города выросло изваяние высотой два метра и весом в тонну, но мэрия приказала демонтировать этот объект.

В греческой мифологии Цербер или, как его еще называли, Кербер – это ужасное существо, которое охраняло вход в потусторонний мир Аида. Цербер не выпускал из царства мертвых в мир живых и наоборот. Он пожирал тех, кто пытался сбежать из подземного мира.



Цербер представлял из себя трехглавого пса, у которого на конце змеиного хвоста была голова дракона. Шерсть на спине ему заменяли ядовитые змеи. Вместо слюней из его пасти тек яд.


По одной из легенд, чтобы задобрить грозного монстра в гробе покойника оставляли медовые пряники. В некоторых мифах у Цербера было 50 и даже 100 голов. А в других описаниях он имел человеческое тело с одной головой собаки на плечах и с двумя руками, в которых были головы козла и быка.

Голова быка поражала человека своим смертоносным дыханием, а голова козла убивала взглядом.

Цербер является самым кошмарным потомком Ехидны и Тифона, к их потомству также относиться Лернейская гидра и Немейский лев.




Цербер и Орфей


Первый, кому удалось усмирить ужасное чудище, был легендарный Орфей, сын Апполона. Ему нужно было пробраться в подземное царство, чтобы возвратить свою покойную жену Эвридику. Орфей смог заворожить Цербера своей прекрасной музыкой и тот пропустил его.


Но, к сожалению, Орфей не сумел ее вывести из потустороннего мира Аида, так как нарушил одно условие. Сын Апполона оглянулся назад, чтобы убедиться следует ли его любимая за ним. Поэтому Эвридика навечно заточена в царстве мертвых.




Цербер и Эней


Троянский принц Эней, сын Венеры, отправился в преисподнюю, чтобы встретиться с отцом Анхисом и посоветоваться с ним, о том где лучше построить новый город троянцев. Согласно греческой мифологии Эней хотел сразиться с Цербером, взяв меч он отправился во владении бога мертвых Аида.


Но прорицательница Сивилла остановила его, утверждая, что есть и другой способ пройти мимо грозного пса. Чтобы помочь Энею, она приготовила медовые лепешки, которые затем пропитала в вине из снотворной травы.


И когда они подошли к воротам преисподней Сивилла бросила Церберу эти лепешки. Он их съел и заснул. В потустороннем мире Эней повстречал тень отца Анхиса, который предсказал ему великое будущее.




Схватка Цербера и Геракла


Геракл спускался в царство мертвых дважды. Первый раз он должен был по приказу царя Эврисфея привести Цербера из потустороннего мира. Это был последний его двенадцатый подвиг.

Появившись перед богом мертвых Аидом Геракл уважительно обратился к нему с просьбой позволить ему доставить трехглавого пса в Микены, чтобы продемонстрировать его царю Эврисфею. Аид был жесток и угрюм, но все же не сумел отказать сыну величайшего бога грома и молний Зевса.

Однако Аид сказал ему, что отдаст Цербера только при одном условии: Гераклу нужно было усмирить злобное чудовище без оружия. Долгое время разыскивал Геракл Цербера в потустороннем мире, и обнаружил его на берегу реки Ахеронт.