Будда Медицины: мантра для исцеления болезней тела и ума! Будда медицины и его роль в тибетском буддизме.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня вы познакомитесь с интересным божеством, одним из аспектов Будды Шакьямуни. Будда медицины – так его называют.

Кто это такой

Это божество возглавляет семь других Будд медицины. В это число входит и , таким образом, всего их восемь.

Будда медицины

Главу медицинских Будд называют и по-другому, в зависимости от региона почитания или от того, какое качество Просветлённого хотят подчеркнуть:

  • на санскрите – Бхайшаджьягуру,
  • Гуру-целитель,
  • Духовный учитель-врач,
  • на тибетском языке – Манла,
  • монголы – Оточи,
  • японцы – Якуси,
  • Наставник-целитель,
  • Будда исцеления,
  • Вайдурьяпрабхараджа,
  • Бхайшаджьягурувайдурьяпрабхараджа,
  • Владыка сияния берилла,
  • Владыка сияния лазурита,
  • Hаставник Врачевания Лазуритового Сияния.

Минерал, помогающий в лечении

Последние пять его имён связаны с минералом лазуритом, который издревле считался камнем, помогающим излечению душевных и физических недугов.

Лазурит, получивший своё название от сходства с синим небом, восстанавливает зрение, если смотреть на него понемножку каждый день. Бусы из него снижают давление, избавляют от бессонницы и препятствуют кошмарным сновидениям. Беременным женщинам камень помогает сохранить ребёнка, снимает проявления токсикоза.


Раньше из него делали порошок и смешивали с лекарствами, смесь способствовала выведению ядов из тела больного. Сделанной из лазурита особой краской окрашивали одеяния верховных правителей. Что касается действия камня на тонком духовном уровне, то он:

  • помогает установлению связи с богами;
  • преподносимый в подарок, доносит посыл искренности и дружелюбия;
  • очищает накопленный негатив из биополя человека;
  • служит напоминанием о божественном начале всего сущего, тем самым способствуя духовному развитию владельца;
  • развивает милосердие и способность чувствовать чью-то боль и обиды;
  • взращивает мудрость;
  • привлекает благоденствие, счастье, любовь.

Как божество выглядит

Цвет лазурита варьируется от светло-синего до насыщенного, и тело обладателя его – Бхайшаджьягуру – изображается обычно тоже тёмно-синего цвета. Правда, по другой причине: такой цвет олицетворяет Дхармадхату, мудрость. Иногда изображение может быть жёлтым, золотистым или покрытым настоящим золотом (последнее традиционно в Непале).

Лечащий Будда восседает в падмасане (позе лотоса). Трон его или львиный, или представляет собой , в котором каждый лепесток является солнцем либо луной. Цветок взращён океаном сансары.

Будда Медицины предстает в монашеских одеждах. Пальцы одной руки сложены в дхьяна мудре, они удерживают патру, куда кладут подаяния. В ней ценнейшее лекарство,излечивающее все ментальные и телесные болезни – растение миробалан , которое на санскрите называется харитаки , на латыни – терминалия хебула.

Растение почитаемо на Востоке как лекарство от всех болезней и числится в золотом списке аюрведы. По легенде оно взошло из капелек амриты, напитка, дающего бессмертие. Эти капли упали на землю с неба, когда Индра восхищённо созерцал танец небесных аспар и так увлёкся, что напиток пролился. Взошедшая из капель терминалия хебуладарит занедужившим людям энергию бога и согревает его страстью.

По другой трактовке, в чаше находится смесь растений, помогающих Слизи, Ветру и Желчи справиться с их недугами и с тремя главными омрачениями: яростью, привязанностью и незнанием. Пальцы другой руки Лечащего Будды сложены в варада-мудре, которая является защищающим жестом. В них — стебель харитаки.


Миробалан хебула

Бхайшаджьягуру обладает всеми возможными главными и второстепенными признаками, присущими Буддам, их сто двенадцать, включая урну и ушнишу («третий глаз» и выпуклость в районе макушки, показывающие достижение просветлённости). Волосы Лечащего Будды недлинные и кудрявые, уши вытянутые, с проколотыми мочками.

Чаще всего Будда Медицины соседствуют с другими семью проявлениями, по бокам – его шестеро братьев, которые тоже Будды.

Вверху головы Бхайшаджьягуру, которая, как правило, окружена зелёным нимбом, восседает сам Учитель. У ног же Лечащего Будды часто изображается кто-то из дхармапал – защитников учения. Возможны разные варианты в иконографии, где с Бхайшаджьягуру соседствуют и другие Будды или бодхисаттвы. В он сам тоже иногда изображается бодхисаттвой.

Медицина в Тибете

Бхайшаджьягуру (Шакьямуни в медицинской ипостаси) передал людям свои знания в лечебном деле в виде тибетского Чжуд-ши, что значит «четыре тантры».Сам он пребывал во время изложения этих тантр в самадхи – состоянии медитации. А из его тела выделялись риши – мудрецы, один из которых задавал вопросы Лечащему Будде, а другие озвучили по очереди все четыре тантры.


Чжуд-ши

Помещение дворца, где происходило действо, было украшено различными лечебными драгоценными камнями, которыми, как говорят, можно было излечить свыше четырехсот болезней. А сам Будда излучал такое нестерпимое лазуритовое сияние, что все вокруг очищались от болезней, нечисти, грехов и прочей скверны.

Суть учения заключается в понимании того, что три упомянутых выше умственных омрачения – ярость, привязанность и незнание приводят к дисгармонии дош. Вследствие этого возникает болезнь. На доши, соответственно, влияют

  • окружающий мир,
  • жизненные устои
  • и эмоциональный настрой.

Под воздействием всего этого согласовываются или не согласовываются между собой различные части телесной оболочки.Напрашивается вывод, что все телесные болезни есть результат неправильных умственных установок. Чтобы вылечиться, нужно достичь гармонии между этими частями.

Воздействовать на гармонизацию можно изменением рациона, сменой привычек, тибетскими лекарствами, нетрадиционными медицинскими процедурами, воздействующими на особые точки тела. А важнее всего то, что практика Лечащего Будды позволит совершенствовать дух. Ведь тот, кто находится в гармонии с собой и окружающим миром, по определению, не подвластен болезням. Подробнее об основах тибетской медицины можно почитать .

Страница из Атласа тибетской медицины

Несмотря на то, что мы выделили три основных омрачения, в уме их существует, с буддийской точки зрения, восемьдесят четыре тысячи; столько же и болезней. Всего они подразделяются на тысячу с небольшим видов, в кратком виде представленные четыреста четырьмя.

И вот это, последнее, число даёт нам четыре основных класса болезней, возникшие:

  • из-за кармы предыдущих воплощений,
  • по причине кармы, накопленной уже в этом рождении,
  • вследствие влияния вредоносных духовных сущностей,
  • лёгкие болезни, от которых можно избавиться, скорректировав питание и привычки.

Практика Высшего Врача из Всех Врачей в традиции Алмазного пути ставит целью избавление от трёх главных причин появления всех недугов:

  • незнания;
  • стремления возвыситься, страсти ко всему собственному;
  • неприязненного отношения и равнодушия к прочему,

и, как следствие, обладание крепким здоровьем.

Бхайшаджьягуру в Бурятии

Буряты именуют данного Будду Отошо. В восхвалении ему они не уступают тибетцам. Не так давно в Агинском округе Бурятии состоялось открытие статуи Будды Медицины в заповедной зоне Алханай. Теперь все буддисты могут приезжать сюда с молитвами и просьбами.


Будда Отошо

Отметим, что некоторое время назад в Улан-Удэ, в художественном музее, строили мандалу Будды исцеления. Для этого прибыли шесть монахов из Тибета. После завершения мандала, по традиции, была разрушена, а песок, из которого она делалась, раздали верующим. Остаток опустили в реку, чтобы он принёс благо всем живущим на Земле.

В бурятской Маракте построена ступа Отошо, а недалеко от неё – медитационный центр, маленькое строение, где каждый может предаться затворничеству на какое-то время.

Как обращаться за помощью

Будда исцеления имеет свою мантру , которая обладает чудодейственными свойствами:

ТАЯТА OМ БЕКАНЗЕ БЕКАНЗЕ МАХА БЕКАНЗЕ РАДЗА САМУГДАТЕ СОХА

Утверждают, что если даже просто услышишь имя Лечащего Будды, то уже никогда не родишься животным, духом или в аду, настолько велико милосердие обладателя мантры. Конечно, следует не забывать о посвящении, которое необходимо получить перед началом практики.

Садхана мощно очищает и помогает исправить положение с невыполненными обязательствами или обетами. Чтобы исцелиться, мощнее благословения не придумать, считают в Тибете. Практика пробуждает внутреннюю мудрость, которая есть у каждого, и привлекает в жизнь устойчивый успех.

Заключение

Многие люди по ошибке считают, что Будда медицины нужен только, чтобы вылечиться. Однако, драгоценность практики Лечащего Будды в том, что любая проблема становится решаемой и всякая цель – выполнимой. Можно купить и статуэтку этого Будды, которая, несомненно, подарит долголетие и здоровье своему обладателю.


На этом, друзья, прощаемся с вами! Не забывайте пользоваться полученными знаниями в своей жизни. Поддержите блог — рекомендуйте статью для прочтения в социальных сетях, если она вам понравилась.

Введение

Тибетская медицина относится к древним традиционным медицинским системам, поэтому она имеет строго упорядоченную иерархическую структуру знания, в основном ориентированную на возможности человеческого мозга. Различные мыслительные способности индивидуумов требуют рассмотрения этой структуры знания на разных уровнях понимания. Базовым текстом тибетской медицины, где изложены основы и структуры медицинских знаний, является "Чжуд-ши". Таким образом, "Чжуд-ши" имеет четыре уровня или четыре тантры, ориентированных, условно говоря на четыре уровня мыслительных способностей. В соответствии с этим первая "Тантра Основ" - для мудрецов, вторая "Тантра Объяснений" для талантов, третья "Тантра наставлений" для посредственностей и четвертая "Дополнительная Тантра" для идиотов. Например, в конце первой тантры ясно говорится: "Эта Коренная Тантра, как сердце объединившая (все), является предметом изучения только обладающих интуицией и разумом. Для глупцов она непостижима".

Но сама Тантра Основ также имеет иерархическую структуру. Поэтому первая глава является матрицей знаний, и для гениев никаких других медицинских (и не только медицинских) источников больше не нужно. Здесь полностью описана медицина всех времен и народов, прошлых и будущих, все способы и методы лечения. Здесь описана структура абсолютного знания. Но лишь единицы из миллиардов людей способны ее понять из-за ограниченности интеллекта. Поэтому в тибетской медицине нет тайн. Существует только неспособность понять знание. Процитируем это знание описанное в первой главе "Чжуд-ши".

ИЗ СУЩНОСТИ НЕКТАРА БЕССМЕРТИЯ, ТАНТРЫ ВОСЬМИЧЛЕННОГО СОКРОВЕННОГО НАСТАВЛЕНИЯ. КОРЕННАЯ ТАНТРА.

(Глава 1. Основа изложения.)

На санскрите: Амрита хридая анга ашта гухья упадэша тантра нама.

На тибетском языке: Бдуд-рци сньинг-по йан-лаг бргьяд-па

гсанг-ба ман-нгаг-ги ргйуд чэс-бйа-ба.

На русском языке: Сущность нектара бессмертия, тантра восьмичленного сокровенного наставления.

Поклоняюсь Победоносному Так-прошествовавшему Покорившему

врагов Всесовершенному Будде Бхайшаджья-гуру, Царю Света Берилла!

Поклоняюсь (своим) милосердием исполняющему стремления живых существ, Единое слышание о качествах Которого избавляет от страданий дурной участи, Устраняющему болезни трех ядов Будде Бхайшаджья-гуру, Свету Берилла!

Некогда я произнес такую проповедь:

Есть в обители риши в граде лекарств, называемом Сударшана, созданный из пяти видов драгоценностей безмерный дворец. Дворец этот украшен различными драгоценностями, являющимися лекарственными ценностями. Этими величайшими ценностями устраняются болезни ветра, болезни желчи, болезни слизи, сочетанные болезни, болезни соединения - (всего) 404 производных от них болезни.

Достигается (также) охлаждение болезней жара, согревание болезней холода, усмирение 80-ти тысяч напастей, исполнение всех потребностей и желаний, приличествующих уму.

С южной стороны этого города на горах Виндхья, обладающих силами Солнца,(расположены) заросли граната, перца черного, перца длинного, перца красного и других устраняющих холод лекарственных (растений) со вкусом острым, кислым и соленым и силами согревающими и обостряющими. Лекарственные (растения) с корнями, стволами, ветвями, листьями, цветами и плодами благовонны, прекрасны на вид, приятны уму , и там, куда проникает их целебный запах, не возникают болезни холода.

С северной стороны этого города на Снежной горе (Кайласа), обладающей силами луны, (расположены) заросли сандала, камфары, орлиного дерева, азадирахты индийской и других лекарственных растений, устраняющих жар, со вкусом горьким, сладким и вяжущим и силами охлаждающими и притупляющими. Лекарственные (растения) с корнями, стволами, ветвями, листьями, цветами и плодами пахучи, прекрасны на вид, приятны уму, и там, куда проникает их целебный запах, не возникают болезни жара.

С восточной стороны этого города на горе Гандхамадана (расположены) заросли миробалана хебула. Корнями его устраняются болезни костей, стволами устраняются болезни мяса, ветвями устраняются болезни каналов и жил, корой устраняются болезни кожи, листьями устраняются болезни полых органов, цветами устраняются болезни органов чувств, плодами устраняются болезни основных плотных органов. На вершине созревают пять видов миробалана, обладающих шестью вкусами, восьмью силами, тремя (вкусами) после переваривания. Семнадцатью достоинствами они совершенны и устраняют все виды болезней. Они пахучи, прекрасны на вид, приятны уму, и там, куда проникает их целебный запах, не возникают 404 болезни.

С западной стороны этого города на Гималаях произрастают лекарственные (растения) "шесть благих", имеются усмиряющие все болезни шпат полевой пяти видов, горячие источники пяти видов.

Со всех сторон есть благоухающие горные долины с шафраном, на всех скалах полно целебных камней и разного рода солей. На вершинах лекарственных зарослей раздаются благозвучные голоса павлинов, журавлей, попугаев и других птиц. У корней в изобилии обитают слоны, медведи, кабарги и другие живые существа, являющиеся хорошими лекарствами.

(Место это) пророщено, исполнено и украшено всем, что бы ни являлось лекарством.

В центре этого безмерного дворца на драгоценном берилловом троне восседает победительный наставник, целитель, Учитель Врачевания (Бхайшаджья-гуру), нареченный Царем Света Берилла.

Вокруг наставника четырьмя кругами расположились боги, риши, внешние и внутренние (слушатели).

Кто же они? - Круг богов таков: быстрый божественный врач Праджапати, божественные врачи Ашвины, владыка богов Шатакрату, нектарная Дэви и другие - так совместно расположился многочисленный круг богов.

Круг риши таков: великий риши Атрея, Агнивеша, Немидхара, "Гро-ба-скйонг-ги-бу, Гшол-"гро-скйэс, Дка"-гньис-сбйод, Дханвантари, Рнамс-со-скйэ и другие - так совместно расположился многочисленный круг риши.

Круг внешних таков: старейшина небуддистов Брахма, великий бог Длинноволосый (Шива), Вишну, шестиликий принц (Картика) и другие - так совместно расположился круг небуддистов.

Круг внутренних таков: благородный Манчжушри, Авалокитешвара, Ваджрапани, Ананда, Кумараджива и другие - так совместно расположился многочисленный круг внутренних.

Тогда, во время проповеди наставника, каждое высказывание его каждый из четырех кругов понял в соответствии с методом каждый своего наставника. Это и есть метод риши-мудрецов, (который позволяет,) беспорочно и искусно направив собственные тело, речь и мысль, привести в равновесие неуравновешенные пороки других.

Из "Сущности нектара бессмертия, тантры восьмичленного сокровенного наставления" Глава первая - Основа изложения.

* * *

Очевидно, что неподготовленному уму сложно понять в чем вообще идет речь в таком описании.

История медицины

История тибетской медицины складывается как накопление и осмысление медицинских знаний, реализованных и описанных в различных трактатах. Можно указать две ветви истории медицины: научную, которая прослеживается по медицинским источникам различных времен и народов, и легендарную, описанную в "Чжуд-ши" и других трактатах. Причем часто, при детальном исследовании, информация изложенная в виде легенд подтверждается.

Основой теории тибетской медицины является Аюрведическая медицина. Исторически было принято, что мыслитель излагал знание не от своего имени, а как откровение или свое понимание древних источников. И структура медицинского знания в Аюрведе и тибетских источниках, как видно из первой главы Тантры Основ, приписывается божественному происхождению. В аюрведических сочинениях сообщается, что творцом медицины является Брахма, который передал секреты врачевания богу Праджапати, затем поочередно, Ашвинам, Индре, и, наконец, к мудрецу Бхаратвадже, который, в свою очередь, распространил знание среди индийских мудрецов.

В тибетских сочинениях, с целью передать приоритет буддизму источник знания описан в виде медицинской ипостаси будды Шакьямуни - Бхайшаджья-гуру (см. выше) или другими буддами.

Например, в трактате "Вайдурья-онбо" приводится миф, что раньше люди питались не материальной пищей самадхи. Но один человек съел выступившее из земли вещество похожее на мед, и у него случилось несварение. Брахма услышав его стенания, посоветовал выпить кипяченой воды. Поэтому первой болезнью считается несварение, первым лекарем - Брахма, а первым лекарством - кипяченая вода. Но по мнению буддистов, Брахма не сам придумал, а вспомнил текст, изложенный ему буддой Шакья Тхубчен.

Аналогично, в другом мифе, раненый в сражении с асурой Раху Брахма вылечил себя, вспомнив медицинский текст изложенный буддой Кашьяпа.

Конкретные методы лечения описанные в "Чжуд-ши", согласно тексту трактата в основном были изложены соответственно: в Индии - лекарственные составы, в Китае - прижигание и лекарственные составы, в стране Дол - кровопускание, в Тибете - исследование пульса и мочи.

Исследование текста "Чжуд-ши" являющегося каноническим, то есть, не подлежащему изменению, показывает, что основными компонентами его являются трактат на санскрите "Аштанга-хридая-самхита" и трактат по исследованию пульса "Сомараджа", считающийся переводом с китайского на санскрит и затем на тибетский язык. Так думает автор "Вайдурья-онбо" - трактата, являющимся комментарием на "Чжуд-ши" и соответствует истории развития тибетской медицины.

Есть также версия, что "Чжуд-ши" был написан на санскрите врачом Дживака Кумара, современником будды Шакьямуни, и затем переведен на тибетский язык.

Однако, кроме этих двух основных источников в тексте "Чжуд-ши" обнаруживаются вставки и параллели из других медицин. В первую очередь это образ жизни и питания из народной тибетской медицины формализованной в структуру знаний "Чжуд-ши". Очевидно, что образ жизни и питания ориентированный на жаркий и влажный климат Индии и Китая не соответствует образу жизни и питания для сухого и холодного климата высокогорья Тибета и Гималаев. И в этом смысле рекомендации тибетской медицины для климата Сибири и России более правильны, чем йоговские и китайские. Например, часто рекомендуется невеждами "по системе йогов" перед сном выпивать большое количество воды. Для Индии с жарким климатом такая рекомендация может быть и полезна. Для сибирского и российского климата в целом вредна. Однако и в этом случае надо учитывать - какой больной, болезнь и время приема воды или лекарства.

Также находятся параллели с арабской медициной. Э.Г. Базарон указывает, что изображение одного из врачей в "Атласе тибетской медицины" похоже на портрет Авиценны. Надо сказать, что структура "Канона врачебной науки" Авиценны совпадает со структурой "Чжуд-ши". Здесь две версии. Либо был обмен медицинскими знаниями, либо в "Каноне врачебной науки" отражена часть знаний индоариев передвигавшихся во времена великого переселения народов из Европы в Азию 2.5 - 3 тысячи лет назад. В Индии эти знания известны как "Веды" - Аюрведа, Ригведа, Атхарваведа и др.

Другой след в тибетской культуре и медицине оставила религия бон. Это добуддийская религия Тибета близкая по методам к шаманизму. И, хотя в угоду буддизму в "Чжуд-ши" ругают бон и его учителя Шенраба, существенная часть ритуалов позаимствована из ритуалов бон.

Как указывает историк Намхай Норбу, исследование текста "Чжуд-ши" показывает наличие в нем фрагментов языка Шан-шун, который считается исчезнувшим языком Шамбалы. Исторически он связывает с существовавшим ранее на территории современного Афганистана государства Шамбала. С другой стороны, по легендам религии бон, Шамбалой называется некоторая закрытая область на границе Тибета, Непала и Китая . Вход в эту область охраняется богом огня (Мэ-лха). Согласно легенде, там находятся дворцы, сады, колонны с надписями на языке Шан-шун и главная башня, где содержится главная тайна нашей планеты. Считается, что это камень Чинтамани, три миллиона лет назад привезенный с Ориона. Кусочки этого камня путешествуют по планете, оказываясь в местах кардинального изменения человеческой истории.

Таким образом, корни "Чжуд-ши" теряются в тысячелетиях, исторически выявляемые только с приносом знаний в Азию индоариями около 3 тысяч лет назад. Эти знания (в том числе медицинские) в европейской части сохранялись народными лекарями, по русски - ведунами. Даже приписываемая Китаю иглотерапию нельзя считать достижением Китая. У древних славян существовал подобный метод лечения путем черчения и царапания на коже человека различных фигур золотыми, серебряными, медными и железными прутьями. Однако, с приходом веры, называвшей себя христианством, носители знаний - ведуны были уничтожены. Часть знаний все же перешла в систему христианства, так как психологические методы излечения в виде молитв не всегда были достаточно эффективны. Но остатки знаний были уничтожены при борьбе со староверами.

Развитие алхимии, химии, физики и особенно открытие молекулярной структуры вещества привело к абсолютизации взгляда, что структура полностью описывает свойства объекта, в частности человеческого тела. Поэтому, европейская медицина сделала уклон на изучение структур тела, лекарств и хирургии. И полностью потеряла тысячелетние традиции лечения. Традиция современной медицины насчитывает не более 200 лет со времени применения военно-полевой хирургии и наркоза Пироговым. И около 40-50 лет применения антибиотиков и подобных им бактерицидных препаратов. Ссылки на Гиппократа, Галена, Авиценну и других врачей древности являются некорректными, т.к. они использовали древние традиции (желтая желчь, черная желчь, воздух, вода, огонь и т.д.), непонятные врачам современной медицины. Разумеется, многие опытные современные врачи понимают ограниченность современной медицины и начинают изменять ее. Медицина становится уже структурно-функциональной. Еще несколько шагов развития и современная медицина приблизится к очередному изобретению тех знаний, которые известны уже тысячелетия. Но какой смысл изобретать давно известное, когда можно просто взять и применить известное тысячелетия?

Трактаты тибетской медицины

Одним из первых известных медицинских сочинений древней Индии является трактат "Чарака-самхита" (IX-X в. до н.э.). Этот трактат уже содержит 8 крупных разделов в основном обнаруживаемых в "Чжуд-ши". Разделы следующие: 1. лечение ран. 2. лечение болезней головы. 3. лечение болезней всего организма. 4. лечение психических заболеваний. 5. лечение детских болезней. 6. противоядия. 7. эликсиры против старческого одряхления. 8. средства, повышающие половую активность.

Эти восемь разделов включены в Аюрведу (Наука о жизни) и как дополнение к четвертой из Вед (Знания) - Атхарваведе.

Затем два индийских ученых Нагарджуна (I-II в н.э.) и Вагбхата написали толкования к трактату "Чарака-самхита". Эти комментарии впоследствии были переведены на тибетский язык и включены в буддийскую энциклопедию "Данчжур". Нагарджуне приписываются три медицинских сочинения: "Йога-шатака", "Дживасутра" и "Ава-бхешачжа-кальпа".

Из преемников Нагарджуны наиболее известен Вагбхата-младший, написавший обширный трактат "Аштанга-хридая-самхиту", куда включил дополнительные главы по болезням глаз, уха, носа. При сопоставлении "Аштанга-хридая-самхиты" и "Чжуд-ши" обнаруживается тождественность в большинстве примеров и классификации сырья.

На следующем этапе развития тибетской медицины она поднимается на более высокую ступень. Этот этап приходится на время правления царя Тисрондецена (790-845 г.). В Тибет приглашаются врачи различных стран, которые переводят свои сочинения на тибетский язык. Существует версия, что в это время с санскрита был переведен и трактат "Чжуд-ши".

По другой версии, авторство "Чжуд-ши" приписывается известному тибетскому врачу Ютогба-гомбо-младшему. Известно, что Ютогба- гомбо-младший написал несколько сочинений и дополнений к "Чжуд-ши" и, возможно, переработал сам трактат "Чжуд-ши". Наиболее известные сочинения и дополнения к "Чжуд-ши" Ютогбы-гомбо-младшего - "Сэр- шан", "Сонг-шан", "Ча-лаг-чжо-бжад".

После жизни буддийского реформатора Цзонкхапы (1357-1419 г.) в Тибете существовало две медицинских школы - Джангба и Сурхарба. Их основатели также являются авторами крупных сочинений написанных в русле комментариев на трактат "Чжуд-ши". Иерархи буддизма, желая избежать раскола религии старались унифицировать идеологию. Реформированию подверглась и тибетская медицина. За реформы взялся регент V Далай-ламы Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо, известный как врач и политический деятель. Он создал обширный комментарий на "Чжуд-ши", где, как он говорит, устранены двусмысленности и ошибки предыдущих лекарей и трактатов. Этот комментарий называется "Вайдурья-онбо".

После унифицирования медицинских знаний, предыдущие трактаты были опечатаны и фактически были запрещены для использования. Однако, "Вайдурья-онбо" представляет собой обширный трактат с множеством теоретических выкладок, что было не совсем удобно для практических врачей невысокого уровня. Поэтому, кроме "Вайдурья-онбо" был создан трактат для практических врачей "Лхантаб" содержащий вопросы общей и частной патологии. Основное внимание в нем уделено вопросам лечения болезней. Еще при жизни Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо поручил двум своим ученикам проиллюстрировать "Вайдурья-онбо". Таким образом, появился "Атлас тибетской медицины" содержащий 76 листов с более чем десятью тысячами рисунков. Он был закончен после смерти Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо.

Современником Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо был другой известный фармаколог и фармакогност Данзин Пунцог. Его труд "Шэлпрэнг" приравнивается по значимости к "Вайдурья-онбо". В "Шэлпрэнг" описывается 2294 вида лекарственного сырья

растительного, животного и минерального происхождения со всеми подробностями (разъяснения, сбор, сушка, проверка и т.д.). Вторым его произведением является более краткий трактат по фармакологии "Шэлгонг". Кроме того, им написан трактат по технологии обработки лекарственного сырья "Кунсал-нанзод", трактат по кровопусканию "Дархи-Дамба" и руководство по прижиганию "Мэзан-дамба".

С XVIII в. тибетская медицина распространяется в Монголии. Переводятся на монгольский язык различные трактаты. Создается тибетско-монгольский терминологический словарь "Источник мудрецов" (1742 г.) с главой по медицинской терминологии. Появляется много трактатов на старомонгольском языке написанных монгольскими врачами. Основное направление работ монгольских врачей было направлено на поиск заменителей тибетского и китайского оригинального сырья. Надо сказать, иногда находились заменители более эффективные, чем оригинал.

Среди трактатов наиболее известны "Шэлгар-мэлон" врача Сумба-Хамбо-Ешей-Бальчжор и трактат "Дзэйцхар-мигчжан" врача Жамбал-Дорджэ.

В начале века в России существовали сильные медицинские школы. Они были при Ацагатском и Агинском дацанах. Их деятельность состояла в обучении врачей и печати книг. В то время появляется переведенный сейчас на русский язык трактат "Онцар-гадон-дэр-дзод".

В России пропаганду тибетской медицины вел врач Петр Бадмаев написавший перевод с комментариями трактата "Чжуд-ши" под названием "О врачебной науке Тибета Жуд-ши". После революции 1917 года, его брат Владимир Бадмаев создает тибетский медицинский центр в Швейцарии. Аналогичный перевод "Чжуд-ши" делает А. Позднеев под названием "Учебник тибетской медицины". Широкие исследования начались в институте востоковедения при Императорской Академии наук.

Очередной толчок распространения тибетской медицины приходится на период после войны и оккупации Тибета Китаем в 1959 году. Много тибетских врачей уезжают на запад и создаются различные медицинские центры.

Наиболее крупным в настоящее время является Тибетский медицинский центр в Дармасале под эгидой Далай-ламы. Там проводится двухлетнее обучение врачей современной медицины из различных стран и выпускается журнал "Тибетская Медицина".

В России наиболее организованно изучение тибетской медицины научными методами, и публикация книг по тибетской медицине, проводилось научным центром Академии наук в г. Улан-Удэ.

Часто заболевания в современном обществе относят к неизлечимым вирусам. Многие теряют надежду и отчаиваются.

На первый взгляд непонятные слова, а большинству, покажется бессмысленный набор букв, таят в себе немыслимую силу способную превратить унынье в радость, боль в счастье. Мантры Будды Медицины излечат вирусы, скрытые для современной медицины. Лечат не только тело, но и дух. Обращение к излечению недуга нетрадиционным методом. Метод, лечащий множество болезней основан на чтении текста молитв. Неоднократно доказано – метод безотказный!

Чтение монахами текстов издавна сопровождается очищением организма, обретением нового очищенного перерождения души. Время жизни человеческой души зависит от чистоты и частоты очищения. Мантра медицины – древними монахами считалась добротным заклинанием изгоняющим недугу, хвори и страдания. Слушать, читать поучение мудрецов – важная обязанность людей желающих вести здоровый образ жизни.

Принесшего человечеству Четыре Тантры Исцеления называют – Исцеляющий Учитель Лазуритового Сияния (Бхайшаджьягуру Вайдурьяпрабхараджа).

Олицетворение человека сидящего в позе лотоса с чашей для подаяний в руке, наполненной до краёв нектаром долголетия. Издавна считается исцеляющим искренние прикосновение к образу Будды. Существует семь Будд Медицины, стоящих друг над другом:

  • Прославленное Сияние Превосходных Знаков
  • Царь Мелодичных Звуков, Блестящее Сияние Способностей
  • Царь Безупречного Совершенного Золота, Сияющее Сокровище, Исполняющий Все Свои Обеты
  • Царь Высшей Славы, Освобождающий от всех Страданий
  • Мелодичный Океан Провозглашенной Дхармы
  • Царь Ясного Света, Полностью Наслаждающийся Высшей Мудростью Океана Дхармы
  • Учитель Медицины - Царь Бериллового Сияния

Тантры гласят – недуги, болезни тела помрачение души заключены в трех первопричинах. Гнев, неведение и привязанность становятся источником разбалансировки двадцати пяти элементов содержащихся в равновесии. Находящиеся в равновесии частицы отвечают за благосостояние души и тела человека. Болен человек – значит один из элементов не в равновесии. Основная задача тантры заключается в приведения их к правильному расположению. Монахи утверждают, что писание способно излечить до четырехсот болезней.

Использование мантры

При исцелении визуализируются Будды медицины по иерархии. В процессе чтения имен необходимо учитывать факт – с каждым последующим чтением с больного уходят отрицательная карма, грязь. Тело, как и душа, наполняются чистейшими потоками света нисходящими ручьями с патры семи Будд.

Перед чтением мантры постоянно читается молитва-обращение:

«ЧОМ ДЕН ДЕ ДИЩИН ШЕПА ДЖА ЧОМПА/ЯН-ДАГБАР ЗОГ БЕ САНГЬЕ МЕНЬГЕЛА БЕНДУРЬЯ ЁГИ ГЬЯЛБОЛА ЧАГЦЕЛО ЧОДДО КЬЯБСУЧО».

И лишь теперь приступаем к непосредственному чтению и прослушиванию мантры Будды Медицины.

Существуют мантры медицины длинные и короткие и каждый вправе читать и слушать текст молитв, которые больше понравились.

Пример длинной мантры:

«ОМ НАМО БХАГАВАТЕ БЕКАНДЗЕЯ/ ГУРУБЕНДУКЬЯ ПРАБХА РАНДЗАЯ/ ТАТХАГАТАЯ/ АРХАТЕ САМЬЯКСАМ БУДДАЯ/ ТАДЬЯ ТХА/ ОМ БЕКАНДЗЕЯ БЕКАНДЗЕ/ ЯМАХА БЕКАНДЗЕЯ РАНДЗА/ САМУДГА-ТЭ СОХА».

Пример короткой мантры:

«ТЭДЬЯ ТА/ ОМ БЕКАНДЗЕ БЕКАНДЗЕ/ МАХА БЕКАНДЗЕ РАДЗА/ САМУДГАТЭ СОХА».

Мантра Будды Шакьямуни:

«ОМ МУНИ МУНИ МАХАМУНИЕ СОХА».

Прежде чем приступать к практическим действиям, которые поведут вас по пути целителя нужно немного побыть в роли слушателя. Посещение молитв, правильная медитация, обучение чтению – обязательные составляющие настоящего целителя. Обязательная составляющая молитвы заключается не в том, что бы прочесть текст, а в том, чтобы придерживаться интонации ударению, тембру.

Мантра медицины – писание на языке духов. Духи – дети природы и её составляющие. Важно слиться с природой, почувствовать ритм, слушать ее звуки с чистых источников. Пройдет немало времени прежде чем природа примет тебя как её составляющую и откроет свои секреты. Человек сможет пользоваться мантрами Будды медицины как инструментом против вируса, когда он стает частью самой природы. Делаем вывод: слушать природу – иметь мощное оружие против болезней.

Пользу и действительное исцеление придет лишь тому, кто искренне поверит в очищение, и будет:

  • Читать мантры Будды Медицины каждый день
  • Слушать наставников
  • Молится, избавившись от гнева
  • Искренние сочувствие больному
  • Точно соблюдать правила чтения
  • Знать текст на память

обусловлены кармой и теми действиями, которые они совершали в прошлом.

Некоторым людям такой взгляд может показаться излишне упрощенным, и они могут воспринять его как религиозную ловушку, создаваемую чувством вины. Все же стоит сделать паузу и рассмотреть эту точку зрения более внимательно. В повседневной жизни, проявление закона причины и следствия, вызывающее человеческое страдание, вполне очевидно. Человек ограбил банк, затем он был осужден, ему вынесли приговор и посадили в тюрьму. Спортсмен безжалостно эксплуатировал свое тело в молодости, и страдает от последствий этого в зрелом возрасте. Человек с более-менее значительным материальным достатком потребляет большое количество обильной пищи, курит сигары и подвергает себя стрессу, стремясь накопить еще большую сумму денег, - и умирает от сердечного приступа в 50 лет. Ребенок не хочет чистить зубы, и в 20 лет у него появляется кариес, и тому подобное.

Более того, мы живем не одну жизнь, а многие жизни, идущие друг за другом, словно бусинки на нити. Неправильное поведение в одной жизни не прекращается со смертью, а переносится с непрерывным потоком сознания в последующие жизни, пока не созревает страдание.

Будда учил, что страдание является результатом наших собственных действий, и конец страданий - в очищении нашего ума и прекращении кармы, вызывающей это страдание. Согласно Махаяне, учению Шакьямуни Будды, Дхарме, медицина исцеляет страдание и ведет к бесконечному счастью.

Поскольку Будда мог работать только во благо существ, мы стремимся к прекращению страдания путем обучения определенным методам и призывая для помощи сверхъестественные силы. Источником всех медицинских знаний - аллопатических, натуропатических, духовных или других, является безграничный сострадательный ум Будды Медицины, который свободно одаривает помощью все живые существа, когда их карма позволяет это и ситуация требует этого.

Это - подлинное значение универсального сострадания. Если мы способны применить знание или энергию, она становится нам доступна. Если мы еще не способны использовать эти знания, то Будды и Бодхисаттвы помогут нам подготовить себя для помощи путем нашего обучения.

Итак, давайте возвратимся к карме и причине болезни. Иногда нам трудно понять, как мы могли сделать что-то сто тысяч или десять тысяч лет назад, и вдруг этот поступок может влиять на нас сейчас? И почему бог накажет нас за то, что сделано так давно? Ответ прост: бог (Бог) не наказывает нас, мы сами наказываем себя. Как это может быть? Очень просто. Ответ основан на учении Будды о взаимообусловленности и взаимозависимости всего происходящего.

Концепция взаимозависимости происходящего

В течение последних 2500 лет ученые и философы написали тома о концепции «взаимозависимости происходящего». Нагарджуна, Актиша и Тарантатха дали детальные объяснения с подробными иллюстрациями этого принципа.

Доктрина взаимообусловленности происходящего - это 3-й закон механики Ньютона в применении к человеческим существам. На каждое действие есть равное ему противодействие. Взаимообусловленность происходящего показывает, что болезнь не возникает, если нет предшествующей ей причины. То есть, если перед вами встала проблема, значит, для нее есть существенные причины.

Как современный Буддист, я не верю в то, что существуют «Владыки Кармы» в сияющих белых одеждах, которые записывают в книжку все мои действия, или что секретарь Ямы, «Владыки Смерти», ведет запись моих плохих и хороших поступков. Но я знаю, что если они этого не делают, то это делаю я. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Когда я был ребенком, то, как и другие дети, мои родители и мое окружение научили меня некоторым вещам. Например, мои родители научили меня, что нельзя опорожнять свой мочевой пузырь и свой кишечник везде и в любое время, когда мне захочется. Я могу испачкать свою одежду и белье, а так же смутить таким поведением общество. Я до сих пор следую тому, чему меня научили, и время от времени ищу небольшую комнату с соответствующими удобствами, чтобы сделать то, что мне нужно.

Но некоторых детей так же учат и предрассудкам. Например, их учат тому, что все черные люди злые и преступные, а женщины глупые и слабые, что евреи лживые и жадные, что восточные люди хитрые, что немцы жестокие, что французы развратники, что итальянцы и греки грязнули, что шведы, норвежцы и датчане (моя семья шведского происхождения), молчуны и тугодумы. Интересно, что я разговаривал со многими высокообразованными людьми, современными и либеральными, которые до сих пор несут в себе признаки остатки этой программы. Хотя мы знаем, что все это неправда, мы все еще верим в эти предрассудки, хотя бы на подсознательном уровне.

Работая психологом, я встречал многих людей, которые считают, что нет ничего предосудительного в том, чтобы что-нибудь украсть у соседей, оболгать их или хотя бы насплетничать про них, или что можно приставать к женщинам с грубыми сексуальными намерениями, причем они убеждены, что «женщины действительно этого хотят». Я встречался с убеждением, что если «голубой» встретит «настоящего мужчину», то он тут же поменяет свою ориентацию. Но, справедливости ради, могу прибавить, что некоторые женщины считают, что если «голубой» в постели испытает на себе их чары, то его никогда больше сексуально не будут привлекать другие мужчины.

Я использовал эти экстремальные примеры для того, чтобы на этом поставить точку. Я думаю, что все мы понимаем эти навязанные нам мифы, за которые все еще цепляются многие члены общества. Исследуйте себя и найдите те из них, за которые все еще держитесь вы. То, что происходило с нами в прошлом, влияет на всех нас, и мы стремимся в своем поведении более или менее придерживаться социальных норм. Нам всем знакомо высказывание, что человека создают его привычки, и хорошо знаем фразу «сила привычки». Наши взгляды, которые потом ведут к нашим действиям, во многом уже обусловлены, и их очень трудно изменить. Наши понятия и предыдущий жизненный опыт имеют большое влияние на наши нынешние взгляды, и особенно на наши реакции в определенных ситуациях. Сейчас я собираюсь рассказать вам для примера очень печальную историю, основанную на опыте одного из моих родителей.

Ночь ужасов Мери

Я поехал навестить моего друга, известного психиатра в Калифорнию, в Мерин Каунти. Мы наслаждались обедом в чудесном французском ресторанчике, когда его пейджер высветил сообщение, что одна из его пациенток (назовем ее Мери), попала в отделение скорой помощи и срочно требуется его присутствие. Мы быстро закончили обед, и я пошел за ним в приемный покой.

Я хочу сделать небольшое отступление для тех, кто ничего не знает об этом месте. Мерин - это округ в Калифорнии, расположенный севернее Сан-Франциско, около Голден Гейт Брижд. Этот округ уникален в том смысле, что по уровню своих доходов здесь живут наиболее обеспеченные люди Америки, и уровень образованности жителей так же очень высок. К тому же, это один из наиболее либеральных округов, и может быть, даже по всем Соединенным Штатам. Там живут наиболее терпимые и духовно развитые люди страны.

Мери по профессии бухгалтер, и так же она имеет степень бакалавра по управлению бизнесом. Она работает администратором главного медицинского центра у залива Сан-Франциско. Мери - Дзен Буддистка, и у нее муж - доктор. Она всегда принимала активное участие в различных общественных событиях - была почетным членом Сьерра Клуба и общества Гринпис. Ее жизнь была наполнена внутренним смыслом. Но однажды произошло такое стечение обстоятельств, что ей после этого пришлось провести четыре дня в больнице.

Когда она возвращалась домой в Мил Вэли из Синстон Бич со встречи в Женском Клубе, ее мерседес вдруг заглох на безлюдном отрезке дороги Хайвей 1. Она никак не могла завести машину. Несколько минут спустя возле нее притормозил ВМВ, и из него вышли люди, чтобы предложить ей помощь.

Они были чернокожими! У Мери началась паника, которая переросла в истерию. Она выбралась из своей машины и, не разбирая дороги, побежала, сама не зная куда. Черные люди последовали за ней. Мэри в панике побежала в кусты, которые росли на обочине дороги, и там упала в овраг трехметровой глубины. Она сломала себе лодыжку и стала кричать.

Двое чернокожих мужчин спустились за ней в овраг, а Мэри, в полной истерике, швырнула в одного из них камень. К счастью для Мери и ее жертвы, в БМВ был телефон, и третий человек сразу вызвал полицию и скорую помощь.

Люди, которые, как казалось Мери, хотели напасть на нее, оказались местным доктором, его ассистентом и членом Городского Совета маленького городка в Марин Каунти.

После беседы с моим другом и со мной, уже в больнице, Мери поняла, что эти люди совсем не хотели нападать на нее, а на самом деле были добрыми самаритянами. У одного из них, ассистента доктора, определили сотрясение головного мозга, и от ее удара у него на лбу на всю жизнь остался шрам. Мэри была потрясена своими собственными действиями. Она сказала, что когда увидела трех чернокожих мужчин, приближающихся к ее машине, то полностью потеряла контроль над собой. Умом она понимала мотивацию своих действий, но все же не могла контролировать в этой ситуации свои эмоции.

Интересно отметить, что у Мэри не было никакого негативного опыта, связанного с каким-нибудь афроамериканцем, мужчиной или женщиной. Она никогда она не подвергалась с их стороны угрозе сексуального или иного насилия. Мэри отметила, что каждый день на работе общалась с афроамериканцами, и у нее самой было много друзей - афроамериканцев. Но ее программа была программой ребенка, рожденного в Чикаго. Беспрестанные предупреждения родителей и мифы окружающего ее общества привели к истерической реакции. Она признала, что предрассудки, которые были похоронены в глубине подсознания, неожиданно всплыли на поверхность и толкнули ее на действия в ту ночь на пустынной дороге.

К счастью, эти трое мужчин понимали, что такое может происходить. Они жалели Мери и сочувствовали ей. Мужчина - жертва ее удара - отказался подавать на нее в суд, и не побежал сразу же к телефону вызывать своего адвоката. В конце концов, они были терпимыми, либеральными людьми, гуманистами из Мерин Каунти.

Конечно, это довольно экстримальный пример. Но эта правдивая история в точности иллюстрирует, как обусловленные остатки впечатлений в потоке нашего ума, или потоке сознания, могут привести к экстремальной форме поведения, или, если назвать это по-другому, к насилию, которое даже могло привести к смерти Мери, если бы она упала с крутого откоса, которых так много на этом участке дороги.

Прошлая карма и настоящие результаты

Опыт наших прошлых жизней до сих пор имеется в потоке нашего сознания и формирует наши действия и их последствия в нашей жизни. Это делает нас уязвимыми для несчастных случаев и болезней, нерациональных действий, укорачивают срок нашей жизни и причиняют страдания и горе. Будда учил, что не может быть следствия без причины, и если мы не видим очевидной причины в этой жизни, то она должна быть в предыдущей жизни. Многие западные религиозные течения учат, что дети-калеки и тяжело больные дети рождены в таком состоянии из-за «первородного греха Адама и Евы». Это примитивное толкование истории Адама и Евы способствует появлению мышления с позиции вины и не имеет смысла. Тогда как учение Будды, которое говорит, что мы несем результаты своих собственных действий в нашем потоке сознания через многие жизни, является логическим объяснением происходящего. Это становится очевидным, если вы исследуете свою настоящую жизнь.

Вы можете сказать мне: «Лама Йеше, вы подрываете мое доверие. Как я могу поверить, что простуда или насморк, которые есть у меня сейчас, имеют кармическую причину?» Хорошо, тогда я приведу вам шутливый пример:

Тридцать жизней назад, когда вы были крестьянином в Богемии, вы знали, что должны практиковать щедрость и гостеприимство, но этого не делали. В вашу дверь постучал путешественник и попросил укрыть его от непогоды, а вы его выгнали. Он ужасно простудился, и болел две недели, а вы в последующих жизнях накапливали карму подобного рода, что и привело к «кармическому совпадению» в этой жизни.

Вы сидите дома в холодный и дождливый вечер у огня. Или, может, вы удобно устроились в своей постели, читая роман, а может быть, еще удачнее - книгу по Дхарме. И тут звонит ваш телефон. Это ваша сестра, которая говорит, что ее муж напился в таверне Джо «Счастливое Времячко», и один из посетителей - должник Джо - готов вызвать полицию. Сестра говорит, что она в отчаянии, что ей нужен кто-нибудь для присмотра за ее одиннадцатью детьми, что ей надо взять такси и вызволить своего муженька, а заодно и семейный автомобиль, который припаркован в неположенном месте и, скорее всего, будет конфискован полицией.

Стоит отметить, что вы, как вы помните, в течение некоторого времени в прошлом накапливали позитивную карму, которая позволяет вам наслаждаться теплом и уютом, и, возможно, даже читать книгу о Дхарме. Но наряду с этим, ваша негативная карма наградила вас этой идиоткой-сестрой, которая была так глупа, что вышла замуж за этого неудачника - мужа (вашего шурина). Теперь мы имеем взаимовлияние причин. Следствие вот-вот произойдет.

Ваше благородство, подогреваемое любовью к сестре, ваше социальное чувство ответственности, и сознание того, что, вероятнее всего, вам еще придется дать сестре денег взаймы, чтобы выручить вашего шурина из тюрьмы, для того, чтобы он и далее мог совершенствоваться в избранной им профессии старьевщика, а так же вам придется выкупить машину сестры, - вы выбегаете из дома прямо под дождь, без плаща, и немедленно промокаете насквозь.

Потом, конечно, когда вы приходите к сестре, и она убегает, вас шокирует старшая племянница. Она рассказывает вам, что беременна, но точно не знает, от кого из своих друзей. Ваш старший племянник заявляет, что он голубой, и что у его друга СПИД. Следующая за ними по возрасту, троица племянников устроила драку за то, кто будет первый играть в «Игру для мальчиков», а остальные дети визжат, и вы обнаруживаете, что у семимесячного младенца понос, а в доме нет ни одного памперса. Одновременно с этим открытием шестилетний племянник сообщает вам, что малыш только что проглотил деталь от его конструктора, и что он хочет получить ее обратно. Как только возвращается ваша сестра со своим муженьком, то сразу же начинаются серьезные семейные разбирательства.

Вы немедленно устраняетесь из ситуации, и несетесь домой под проливным дождем. Через пару дней вам становится «не совсем хорошо», и вы теперь уверены, что следовало бы приютить того несчастного путешественника тринадцать жизней назад.

Болезни имеют определенные кармические причины. Причины эти очень разнообразны. Некоторые из них вызывают эмоциональные проблемы, а другие - различные степени физических заболеваний. Тот факт, что обычная простуда вызвана вирусом, а насморк - бактерией, не означает, что их появление случайно.

Неотделимо от всего этого должна присутствовать причина, вызывающая нападение на дискретное поле индивидуума бактерии или вируса, или вызывающая мутацию клетки при заболевании раком. Эта причина позволяет развиваться болезни и идти ей своим ходом. Мы так же должны знать, что и позитивные кармические причины в прошлом накапливаются и так же присутствуют в нас. Так, человек получает бактериальную инфекцию, вызванную негативной кармой. У человека так же может быть и позитивная карма - стабильное финансовое положение, медицинская страховка и возможность обратиться к хорошему врачу, получить специфическое лекарство от этой болезни. Можно сказать: «Если у меня хорошая карма, то почему же я заболеваю?» Ответ, конечно, таков: «У вас имеется и плохая карма». Помните, что плохая и хорошая карма не взаимоуничтожают друг друга в потоке сознания. Вместо этого они обе прекращаются в кабинете врача. Вы тогда можете спросить: «Как же мы можем уничтожить свою плохую карму?»

Функции Будды Медицины

Первый шаг - быть осознанным, вести себя как Бодхисаттва и, таким образом, не создавать больше плохой кармы. Второе - практиковать доброе отношение, щедрость и другие совершенные качества, чтобы, прежде всего не возникала плохая карма. И третье - призывать Будду или Бодхисаттву и просить у них помощи и поддержки. В случае болезни или травмы, конечно, наиболее подходящим будет обращаться к Будде Медицины и связанным с ним 13-ти Буддам и Бодхисаттвам. Поскольку только просветленный Будда может работать для блага всех живых существ и никогда не может причинить вред и страдание, логично, что он захочет помочь человечеству в устранении болезней и человеческих страданий. Если медицинские практики являются одним из путей устранения страдания, то мы должны призывать Будду Медицины, просветленного и совершенного врача.

Сидя на своем троне в царстве под названием «Сияние Лазуритового Света», он готов подарить помощь каждому, кто обращается к нему и призывает его. Из его сочувственного ума и просветленного намерения проистекают мудрость и знание, как земные, так и божественные.

Однако наше призывание Будды Медицины не означает, что поток духовного исцеления немедленно растворит все наши печали. Это может произойти и происходит, но наряду с этим должен присутствовать и хороший врач - натуропат, аллопат или хиропрактик, применяющий специальное лечение для специфической проблемы, от которой вы страдаете. Если мы верим, что все целительские знания и методы имеют свое происхождение из ума Просветленного Врача, Будды Медицины, тогда и знания, которыми владеет врач - натуропат, аллопат или хиропрактик, тоже имеют происхождение из ума Будды Медицины.

Сегодня многие люди, отвергая западных врачей, и не одобряя выпуск и производство различными компаниями причиняющих вред здоровью сильных химических лекарств, полностью переходят на лечение натуропатическими и гомеопатическими целителями.

Действительно, существуют многие материалистически настроенные и жадные аллопаты - врачи, и большинство выпускающих лекарства компаний находятся под подозрением в манипулировании и политических махинациях. Но мы должны не забывать о том, что их знания о лечении и методы так же исходят из ума Будды Медицины. Определенная группа людей хотела бы изобразить врачей-аллопатов и компании, выпускающие лекарственные препараты, в самых черных красках, забывая о том, что в сфере альтернативных целителей также существуют жадные шарлатаны, которые обещают чудесное исцеление и приводят своих пациентов к смерти.

Как в официальной, так и в альтернативной медицине, существует хорошее и плохое, доброта и жадность, и глупо было бы отвергать целую систему из-за нескольких ее аморальных представителей. Тысячи людей умерли от гриппа в 1917 году из-за отсутствия антибиотиков. До открытия пенициллина любая царапина на коже, порез, лопнувшая мозоль, или обычная простуда с осложнениями могли привести к смерти. В наши дни простое применение антибиотиков может спасти жизни и прекратить некоторые виды страдания.

Согласно Буддистской традиции, все медицинские знания берут свое начало в сострадательном уме Будды Медицины. Это - не дискуссия по поводу достоинств и недостатков той или иной системы, это просто исторический взгляд Буддизма на источник целительских знаний.

В каждой стране, на которую имеет влияние Махаяна, через концепцию Будды Медицины сформировался свой взгляд и свое понимание причин человеческих болезней. Однако, нигде в Буддистском каноне не сказано, что Буддисты должны полагаться только на духовные методы целительства. Доказательством этого могут служить фармакопея, советы здорового образа жизни и правильного питания, предназначенные для начинающих монахов и монахинь. Если бы во времена Будды и немного позже ценились только духовные средства исцеления, то тогда не давались бы такие «земные» советы - как питаться и как вести здоровый образ жизни.

Буддизм учит нас не исключать физическую вселенную, а скорее относиться к физическому и духовному, как к единому целому, а не как к двум, даже и взаимозависимым, частям вселенной. В этом смысле доза медицинского лекарства или таблетка пенициллина имеют такую же так называемую духовность, как и часть целительной мандалы, и во всех аспектах, они расцениваются как физическая эманация Будды Медицины. Мы можем в этом смысле сделать еще один шаг, признав, что эти лекарства являются частью той же физическо-духовной вселенной, частью которой являются так же и все учения Будды Медицины.

С точки зрения холистического целительства, духовное исцеление и физическое исцеление - одно и тоже, потому что физические и духовные целители являются не-дуальным единством, и мы являемся частью того же единства. Хотя воспринимаемая нами реальность иллюзорна и существует очевидное разделение, это разделение тоже иллюзорно, оно является просто результатом нашего неправильного видения абсолютной реальности.

Как утверждалось во многих буддистских текстах, подношение, подносящий и сам объект подношения не являются отдельно существующими, - и так же целитель, исцеляемый и исцеляющее лекарство. Это, конечно, является видением с уровня высшей реальности. Но если мы рассматриваем целительство таким образом, то мы видим, что не столь важно, кто целитель, если его воздействие исцеляет и приносит благо. И здесь не имеют значения его личностные предпочтения или предубеждения.

Согласно чисто прагматическому подходу, происходит ли исцеление сверхъестественными волнами духовного благословения, исходящего от Будды Медицины, или при помощи инъекции пенициллина, прописанной врачом - аллопатом, и выполняемой при помощи остроконечного инструмента улыбающейся медицинской сестрой, которая говорит: «Это совсем не больно», или настоем из трав, преподносимым «джентельменом, украшенным перьями», который при этом бьет в свой барабан. Если лечение эффективно и страдание устранено, исцеление исходит из одного источника - сострадательного ума Будды Медицины, другими словами, источником исцеления является всепроникающая энергия, которая является основой всего целительства.

Я знаю, что трудно принять концепцию о том, что не существует разницы между так называемым чудесным исцелением и инъекцией пенициллина, но это реальность. Давайте посмотрим на это с другой точки зрения. Я был воспитан, как западный европеец, и хорошо знаком с лекарством под названием пенициллин. Я знаю, что он может сделать.

Когда впервые появился пенициллин, родители и бабушки и дедушки называли его «чудесным лекарством», или «волшебной пилюлей». Чтобы по-настоящему оценить волшебную силу антибиотика, надо быть ровесником поколения наших родителей, а так же наших бабушек и дедушек. Только тогда мы смогли бы оценить огромные перемены, которые антибиотики привнесли в жизнь многих других людей вокруг них.

Или, может, мы научимся ценить их в приближающийся «период после антибиотиков». Согласно недавним сообщениям всемирного здравоохранения, этот период уже не за горами, потому что в течение десятилетий, этими серьезными препаратами серьезно злоупотребляли, и они прописывались даже при обычной простуде. Такие злоупотребления привели к появлению многих патогенных микроорганизмов, которые стали устойчивы к воздействию антибиотиков. В результате мы имеем, например, новые формы туберкулеза, неизлечимые при помощи антибиотиков.

Пенициллин был открыт уже при моей жизни, но все же я могу сказать, что у меня есть опыт, когда он начал применяться впервые, и я испытал на себе силу его воздействия. Во время моей службы в армии (1969-1974), мне довелось служить в Северном Таиланде. Со мной был взвод морских пехотинцев, один из которых был военным медицинским братом. Люди, среди которых мы жили и работали, не имели понятия о современной медицине, и результаты, которых он добивался, применяя обычный пенициллин и тетрациклин, были настоящим чудом. Дети, которые были обречены на гибель или полную слепоту, выздоравливали за несколько часов. Взрослые, которые умирали от сепсиса (заражения крови), и чьи дети могли навсегда остаться сиротами, выздоравливали за короткое время и снова принимались за работу.

После моего увольнения из армии я путешествовал по Непалу и всегда брал с собой пенициллин и тетрациклин. С теми небольшими медицинскими знаниями, которые я получил от моего сослуживца, и с опытом проживания в течение пяти лет без доктора, я верю, что мудро использовал эти медикаменты.

Фактически, как раз перед моим ритритом в Мустанге, мои знания по оказанию первой медицинской помощи спасли жизнь и ногу Его Высочества Короля Мустанга. В моем понимании, этот результат применения моих смутных познаний в медицине и последующее излечение, были настоящим чудом. Местные жители, наблюдавшие за тем, что происходило, пришли поклониться мне, как святому. Это выглядело немного пугающе, но в то же время утвердило меня в мысли, что «чудеса» иногда не заключаются в молитвах и заклинаниях, а маленькая таблетка иногда становится более магической, чем молитвы святого.

Теперь некоторые люди станут думать, что это может привести кого-нибудь к отрицанию концепции духовности, и они могут начать поклоняться храму медицинской науки. Это не так. Волшебное действие маленькой белой таблетки имеет то же происхождение, что и чудесные исцеления, производимые Ламами (А я видел их множество!). Все - и таблетка, и пуджа - происходит из одного источника - сострадательного ума Будды Медицины.

Все что я сказал, не принимайте, пожалуйста, как хвалебный гимн пенициллину, западной медицине или медикаментам. Я отметил антибиотики просто как пример. Существует множество новых и старых видов медицины, аллопатических, натуропатических, а так же настоев из трав, которые творят чудеса и прекращают болезнь и страдание.

Что мне хочется донести до своих читателей - это то, что все они происходят из одного источника и только абсолютный глупец может отвергать одну систему ради другой. Все эти дисциплины, вместе взятые - лечение травами, натуропатические, гомеопатические, аллопатические методы, хиропрактика (если у вас когда-либо были серьезные проблемы с позвоночником - вы знаете, что хиропрактик - костоправ - божественный целитель!), а так же духовное целительство в реальности одна система - система, устраняющая страдания и болезни.

Ваш психолог, - самый хитрый психолог в инстаграм!...

С точки зрения буддизма, разум – творец как здоровья, так и болезни. В действительности, он же – источник всех наших проблем. Разум не имеет физической природы. Он, с точки зрения буддистов, бесформен, бесцветен, беспол. Его природа чиста, безгранична, всеобъемлюща, словно солнце, сияющее в ясном небе. Проблемы или болезни сравниваются с облаками, закрывающими солнце. Подобно тому, как облака временно загораживают солнце, не имея свойственной ему природы, наши болезни носят временный характер, а их причины могут быть устранены.

Пожалуй, едва ли можно найти человека, незнакомого с концепцией кармы (что буквально означает действие). Все наши поступки отпечатываются в потоке сознания и имеют потенциал к тому, чтобы «дать росток» в будущем. Эти действия\поступки могут быть как положительными, так и отрицательными. Считается, что «кармические семена» никогда не проходят мимо. Негативные вызревают в виде неудач и болезней, позитивные же приносят счастье, здоровье и успех.

Чтобы избавиться от уже существующей болезни, мы должны совершать положительные действия в настоящем времени. Буддисты верят: всё то, что происходит с нами сейчас, является результатом наших предыдущих действий не только в этой жизни, но и в прошлых.

Для стойкого исцеления нам необходимо не только лечить внешние симптомы заболевания при помощи медикаментов или натуральных трав, но и воздействовать на причину, которая берёт своё начало в разуме. Если мы не очищаем свой разум, то болезнь возвращается к нам снова и снова.

Главным корнем наших проблем и болезней является эгоизм, наш внутренний враг. Эгоизм порождает негативные действия и чувства, такие как ревность, зависть, злость, жадность. Эгоистичные мысли увеличивают нашу гордость, вызывая чувство зависти по отношению к тем, кто имеет больше нас, чувство превосходства перед теми, у кого есть меньше, чем у нас, а так же чувство конкуренции с теми, кто наравне. И наоборот, мысли и действия, направленные на благополучие других, приносят счастье и умиротворение.

Тибетская медицина является достаточно популярной и эффективной. Она основана на лечении травами, но её уникальность заключается в том, что во время приготовления лекарств произносятся молитвы и мантры, наполняющие их энергией. Благословленные лекарства и вода оказывают тем более мощный эффект, чем более духовно развит человек, выполняющий духовные практики во время приготовления. Имеют место случаи, когда просветлённый тибетский лама дует на поражённый участок тела, после чего наступает излечение или уменьшение боли. Сострадание – это сила, которая лечит.

Визуализация так же может быть мощным инструментом исцеления. Один из буддистских методов: визуализация светящегося белым светом шара над головой, который распространяет свет во всех направлениях. Представляйте, как свет распространяется через ваше тело, полностью растворяя болезни и проблемы. Такая визуализация ещё более эффективна в сочетании с воспеванием мантр. Важно отметить, что религиозные верования здесь не имеют значения.

В буддизме много говорится о вопросе восприятия. Если кто-то злится на нас, мы имеем выбор: сердится в ответ, либо быть благодарным за предоставленную возможность практиковать терпение и очистить карму. На это может уйти много времени.