Андрей болконский в аустерлицком сражении. Аустерлицкое сражение в романе "война и мир"
Роман «Война и мир» наполнен разноплановыми героями, которые имеют индивидуальные характеры, которые наделены своими исключительно личными убеждениями. А все это благодаря таланту и мастерству автора, который был не только успешным писателем, а и замечательным психологом.
В тексте романа читатель встречается с образом князя Андрея, который по первой задумке должен был стать второстепенным образом. Однако в ходе написания романа Лев Николаевич определяет Болконскому главную роль, делает его действующей фигурой на протяжении всего произведения.
В самом начале романа изображен, как человек–протест. Он противится от всего, что его окружает. По мнению Андрея, светское общество, и все, что его окружает, просто остановилось в развитии. Герой желает уйти от этого, вырваться на волю, стать дальше и выше обыденности. По этой причине, Андрей определяет перед собой цель – совершить военный подвиг, прославится. Образцом для подражания для Болконского становится сам Наполеон.
День битвы под Аустерлицем является необычайно важным для главного героя. Честолюбивые планы Андрея не осуществляются. В его душе происходит настоящий перелом, который повлечет за собой изменение мировоззрения князя, его переосмысление жизни и поиск новой истины.
Вчитываясь в эпизод сражения, читатель переносится на местность Працежной горы. Там упал князь Андрей, его ранило. Теперь, голова его совершенно не занята мыслями о битве. Всматриваясь в небо, герой осознал, что ничего не знал об этой жизни ранее.
Находясь в таком состоянии, Болконский смог переосмыслить свое отношение к Наполеону. Возле князя пробегали воины. А вот и голос его кумира слышался издалека. Только теперь Наполеон казался маленьким, ничтожным человеком, тщеславным и жестоким лидером, который мог наслаждаться несчастьем других.
Душа Андрея была переполнена необъяснимыми ощущениями. Желание совершить военный подвиг было разрушено. Болконский находился в растерянности. Однако высоченное небо дарило успокоение. Болконский осознал, что счастье нужно искать в другом месте. Теперь герой задумался о Всевышнем, о своей семье, о жене и сыне. Мысль спокойного домашнего уюта завладела ним. Она приносила ему удовольствие.
Находясь на грани смерти, в герое происходит полное переосмысление жизни. Он отказывается от военной службы и больше интересуется семьей.
Эпизод боя под Аустерлицем открывает читателям совершенно другого Болконского, объясняет причину его внутреннего перелома. Конечно, мысли князя Андрея о жизни и смерти, о важнейших жизненных ценностях заставляют и нас задуматься над этими же вопросами.
Цели и задачи урока: выявить идейно-художественные особенности изображения Аустерлицкого сражения как композиционного центра всей войны 1805-1807 гг.; осознать роль в этом эпизоде Андрея Болконского; уметь отвечать на вопросы; выстраивать монологическую речь; способствовать воспитанию патриотического чувства.
Форма урока: групповая.
Особенности урока: дифференцированный подход.
Оборудование: текст 1 т. романа «Война и мир», карточки с вопросами, иллюстрации, компьютер, DVD.
Ход урока.
- Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам.
Каковы причины войны 1805-1807гг? Как относится Толстой к этой войне? Как проявили себя в Шенграбенском сражении рота Тимохина и батарея Тушина? Что такое трусость и героизм? С какими мыслями уходил Андрей Б. на войну? Какие чувства он испытал, участвуя в этой войне?
Учитель. Подводя итог всему сказанному, делаем вывод: Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой относится к войне отрицательно. Она жестока и бессмысленна. Ведь все люди - братья. Но даже здесь солдаты проявляли чудеса героизма. Рота Тимохина в условиях растерянности «одна в лесу удержалась и атаковала французов». На самом жарком участке, в центре сражения, билась батарея Тушина. Андрей Болконский уходит на войну, чтобы совершить воинский подвиг, завоевать славу. В начальном этапе войны он понимает, что герои - это не обязательно люди офицерского звания, а простые солдаты. Он увидел, что подвиг на войне - это обычное дело.
Да, Князь Андрей шел на войну за подвигом и славой. Давайте посмотрим, удалось ли ему это сделать?
Делимся на три группы. Каждой группе даются задания и вопросы на карточках.
Вопрос: В ходе разработки диспозиции (плана действий) Кутузов откровенно спит. Почему?
Учащиеся пытаются найти ответ. Потому что в любой, даже самый тщательно разработанный план могут вмешаться разные обстоятельства. А любой исход дела решают люди. Нельзя предсказать, как они поведут себя.
(Уч-ся из 1 гр. читают отрывок о начале сражения)
Вопрос: Что случилось? Какая случайность вторглась в диспозицию?
Туман не был предусмотрен.
Вопрос: Как повели себя солдаты, увидев французов перед собой? И началась паника.
Вопрос: Чем объяснить еще бегство солдат?
Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, чуждость ее целей для народа.
Вопрос: Как ведет себя Кутузов в решительные минуты боя?
Он находится в самой гуще толпы своих солдат. Не пытается вырваться из нее, мучительно пытается понять, что же происходит.
Вопрос: Как Толстой раскрыл душевное состояние Кутузова?
Кутузов испытывает полное бессилие перед бегством своих солдат, он испытывает муку от того, что видит. Он взывает о помощи к Андрею Болконскому. Ему стыдно и горько.
Что делает князь Андрей?
(Учащиеся 2-1 гр. зачитывают отрывок поведения князя Андрея в бою.)
Вопросы: Что испытывал Андрей Б., видя, как бегут солдаты с поля боя?
Что подтолкнуло князя Андрея схватить знамя и побежать вперед?
Что видит и слышит Андрей Б., когда со знаменем в руках бежит на врага?
Князь Андрей был одержим одной мыслью: надо остановить этот позор, прекратить бегство. До Аустерлица он думает только о своем подвиге. И вот все случилось так, как он представлял: ему довелось со знаменем в руках «идти впереди войск», и весь батальон побежал за ним. Он слышит только свист пуль и видит, как знамя волочится по земле. Красоты подвига князь Андрей не ощутил.
Вопрос: Почему этот подвиг не поэтизируется в романе?
Это славный подвиг, достойный чести русского офицера. Но для Толстого важна внутренняя сущность подвига. Ведь Наполеон тоже может пойти впереди своего войска. Эта внутренняя сущность подвига Андрея Болконского и является причиной того, что подвиг не поэтизируется.
(Учащиеся 3 гр. зачитывают заключительный отрывок главы).
Вопросы: Как относился Андрей Б. к Наполеону до войны?
Почему раненому князю Андрею сейчас Наполеон кажется маленьким и ничтожным?
Раньше князь Андрей считал Наполеона героем. А теперь он увидел его истинную сущность, узнал, как он добывал себе славу, идя по трупам своих солдат. Андрей Болконский разочаровался В Наполеоне. Наполеон представился ему «маленьким, ничтожным человечком», «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».
Что открыл для себя князь Андрей, глядя на высокое небо?
В чем значение образа «высокого неба» в этом эпизоде?
В этом образе неба есть величие, бесконечность стремления, холодность. Небо - абсолютное, справедливое, князь Андрей ищет в жизни справедливость, совершенство. Жизнь не должна быть запутана. Князь Андрей видит небо, глядя поверх человеческой жизни.
Вопрос: Чем стал Аустерлиц для князя Андрея и для России?
Аустерлиц принес князю Андрею открытие нового мира, нового смысла жизни. Он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он иначе понимал ее теперь». Мир открылся Андрею Болконскому в другом измерении, где честолюбивые мечты, слава, почести - все было ничтожным по сравнению с бесконечным небом.
Аустерлиц стал эпохой позора и срама для России. Страшная, как и всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели, затеянная ради честолюбивых интересов придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу. Поэтому она и закончилась Аустерлицем. А ведь русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей были бы понятны цели сражения.
Домашнее задание. На выбор:
- Написать сочинение-мини «В чем, по Толстому, заключается внутренняя сущность любого поступка человека, в том числе и героического?»;
- Составить план главы;
- Составить ОСК «Аустерлиц»;
- Проиллюстрировать главу.
На странице приведен фрагмент.
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» открыл читателю галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.
Одним из положительных героев романа является князь Андрей Болконский. Писатель наметил сначала эпизодическую фигуру офицера-аристократа, но затем она вылилась в фигуру главного героя, который в результате долгих поисков, ошибок и борьбы приходит к народу. Это, по мнению Толстого, и делает его положительным.
Позиция князя Андрея в самом начале романа – это конфликт со средой. Этот конфликт назревает из-за неудовлетворенности героя окружающей его действительностью. Болконского не устраивает общество, в котором он находится. Высший свет остановился в своем развитии, походит на болото, которое засасывает в трясину праздномыслия, бездействия, внешного блеска и внутренней бессодержательности. Князь Андрей же хочет вырваться из этой трясины и имеет для этого достаточно сил.
Путь разрешения конфликта со средой, который намечает для себя герой, – попытаться достичь власти через воинский подвиг. Это становится лейтмотивом сюжетной линии образа Андрея Болконского на протяжении всего первого тома.
Образцом героя, который владеет умами людей, долгое время является для князя Андрея Наполеон Бонапарт. Он стремится уподобиться этому кумиру, одержав победу в своем Тулоне, который пытается найти во время войны 1805 года. Аустерлицкое сражение завершает этот этап. В день битвы князь Андрей с нетерпением ждет осуществления своих честолюбивых планов, но после поражения идеальный Тулон развенчивается самим героем.
В девятнадцатой главе третьей части первого тома описывается тот сильнейший внутренний перелом в душе князя Андрея, который повлечет за собой перемену всех его взглядов и станет сильнейшим толчком к более глубокому самоанализу и самосовершенствованию.
Этот эпизод переносит нас на Працежную гору, где «упал с древком знамени в руках» раненый князь Андрей. Его голова теперь уже не занята мыслями о сражении, о поражении и о неудавшемся Тулоне. Он смотрел в «высокое небо Аустерлица», понимая, что «… ничего, ничего не знал до сих пор».
Там же он переосмыслил свое отношение к Наполеону. Услышав рядом с собой голоса, князь Андрей понял, что среди них был и голос его героя, произнесший в его адрес свое знаменитое: «Вот прекрасная смерть». Но для героя это уже были не слова великого императора, а всего лишь «жужжание мухи»: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками».
Князь Андрей полностью разочаровывается в Наполеоне с «безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».
Теперь, когда цель жизни Болконского – добиться славы – разрушена, героем овладевает беспокойство. Но небо обещает успокоение, а это значит, что есть надежда быть счастливым. Только искать счастье нужно где-то в другом месте. И князь Андрей это понимает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»
И мысли «о чем-то непонятном и важнейшем» постепенно завладевают им - князь Андрей думает о Боге, о жизни и смерти, о сестре, о жене и сыне: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием…»
Так меняется мировоззрение героя. Побывав на краю смерти, Андрей Болконский направляет все свои личные интересы в сторону семейной жизни, отказавшись от военной службы.
Эпизод на поле боя под Аустерлицем занимает очень важное место в романе. Во-первых, он раскрывает причины внутреннего перелома одного из лучших героев произведения. Этот перелом окажет впоследствии огромное влияние на дальнейшее развитие его личности. Во-вторых, перед нами предстает истинный образ Наполеона, увиденный глазами Андрея Болконского, образ жестокого, тщеславного, ничтожного человека, наслаждающегося несчастьем других людей.
Так, через восприятие одного из персонажей, писатель воссоздает правдивый облик реального исторического лица.
И, наконец, размышления Андрея Болконского о смысле жизни заставляют и нас задуматься о том, что на самом деле важно на Земле: слава и общественное признание или тихое семейное счастье.
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» изображены два сражения, имеющие основополагающее значение для раскрытия образов героев через «войну» - это Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Оба сражения начинаются подобными друг другу эпизодами. Шенграбенское сражение состоялось после ряда неудачных для русской армии событий и планировалось для того, чтобы задержать французские войска, отдаляя наступление на основные силы армии.
Аустерлицкое сражение произошло после демонстрации некоторой части русского войска австрийскому герцогу и Кутузову. Долгий переход слишком утомил воинов, и они не имеют сил отвечать натиску французов достойно. Более того, русские войска не имеют четкой цели, им неизвестно, за что они должны сражаться.
Все это говорит о том, что предвидятся огромные человеческие потери.
Андрей Болконский, участвующий в обоих сражениях, во многом переосмысливает все происходящее, меняет свое отношение к войне.
Роль двух сражений в романе заключается в том, чтобы заставить прозреть князя Андрея, уничтожить его мечты о славе.
Князь Андрей отличается честолюбием. Он мечтает о подвиге, который принес бы ему славу, заставил людей почитать его как героя. До некоторой степени сражение под Шенграбеном уже позволило князю Андрею проявить мужество. Он не боится пуль неприятеля, смело объезжая позиции, он один отправляется на батарею Тушина и остается там до тех пор, пока орудия работают.
Именно в Шенграбенской битве Болконский стал свидетелем мужества и героизма, проявленного артиллеристами капитана Тушина. Он и сам проявил здесь хладнокровие и бесстрашие, и один высказался на военном совете в защиту капитана.
Однако под Шенграбеном Болконский не стал героем, его Тулон, о котором он так мечтал, был еще далек.
Смерть, окружающая героя, сначала не останавливала его. Целью для него была слава. Однако в ходе сражения мечты Андрея Болконского развеиваются, а в конце – и вовсе разбиваются вдребезги.
По мнению князя Андрея славной победой завершится Аустерлицкое сражение. Именно здесь он сможет проявить себя. В самом деле, Болконский совершает подвиг. Он подхватил знамя павшего на поле боя подпрапорщика и с призывом: "Ребята, вперед!" - повел батальон за собой в атаку. Князь Андрей падает, получив ранение в голову, Кутузов отправляет его отцу письмо с известием, что сын "пал героем".
Но и теперь Тулон был далек от Болконского, но он был ему уже не нужен. Русская армия потерпела поражение, вместе с которым исчезла и мечта князя Андрея о славе великого героя.
Изображение пейзажа, огромного бездонного неба, которое видит Болконский, лежа на поле боя, символично. В душе героя происходит душевный перелом. Мы узнаем о том, что происходит в душе князя Андрея, из его внутреннего монолога: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... не так, как мы бежали, кричали и дрались... Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу". Война, в которую вступили люди, жестокая и не щадящая никого, противопоставляется природе, миролюбивой, спокойной и вечной.
Вместе с этим пониманием приходит разочарование в Наполеоне, которого он до этого почитал. Особенно остро Болконский чувствует неприязнь, когда проезжавший мимо французский император со своей свитой театрально восклицает: "Вот прекрасная смерть!"
Князь Андрей приходит к пониманию того, что его честолюбивые стремления неоправданны. И это понимание - важный этап в духовных исканиях Андрея Болконского.
Обновлено: 2012-04-15
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.