1 7 месяцев ребенку отказывается спать днем. Почему ребенок не хочет спать? Причины отказа от дневного сна

Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.

— Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!

А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.

Но прежде анализируете ситуацию: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жестко? Может, жарко? Может, мысли мешают?».

Засыпание: как помочь ребенку

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного , конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа... Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор...»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“... О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал...»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания . У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки . Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок...»

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям...

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Ученые-сомнологи и консультанты по детскому сну не готовы дать единый ответ на вопрос о целесообразности дневного сна. В большинстве западных стран малышей трех-четырех лет не будут принуждать ко сну в светлое время суток, если ребенок активен и не проявляет признаков переутомления.


В нашей стране также отмечается тенденция к отказу от дневного сна. Между тем, нервная система ребенка 1,5-3 лет испытывает значительные перегрузки от обилия впечатлений, полученных в период бодрствования. Чтобы «перезагрузиться», ей требуется от 12 до 13 часов сна в сутки. При отказе от дневного сна, родителям необходимо укладывать ребенка на ночь очень рано - в 6-8 часов вечера. Для многих российских семей раннее укладывание неприемлемо: отцы не готовы жертвовать чуть ли не единственной возможностью пообщаться с собственным чадом в будний день.

Чем чревато позднее укладывание спать при отсутствии дневного сна?

Результат прогнозируем: недосыпы сделают ребенка раздражительным и капризным, у него будут чаще случаться истерики , снизится способность к концентрации. Некоторые родители спишут данные симптомы на «трудность» характера и будут принимать меры по перевоспитанию малыша, не догадываясь о том, что его нервной системе просто нужен отдых. Напротив: дети, отдыхающие в полном объеме, растут и развиваются быстрее. Поэтому не стоит отвергать традиционную практику «тихого часа».

Сколько часов в сутки должен спать ребенок?

Спать дети должны много, гораздо больше, чем взрослые. Потребность во сне у годовалого малыша составляет не менее 14 часов в день - это время складывается из 11-часового ночного сна и двух дневных «сиест». В полуторагодовалом возрасте режим меняется: остается один дневной сон продолжительностью в 2,5-3-часа. В идеале, «тихий час» должен сохраняться вплоть до школы, однако так происходит не всегда - в силу возрастных и индивидуальных особенностей дети могут отказаться от послеобеденного отдыха гораздо раньше.

В каком возрасте дети начинают протестовать против дневного сна?

Как правило, впервые ребенок пробует устроить «забастовку» уже с 1-1,5 лет. Связано это как с кризисом первого года жизни , так и с родительскими установками на несоблюдение режима дня. Проходя важный этап взросления, малыш проверяет границы дозволенного, учится принимать первые волевые решения и отстаивать свои желания. Это совершенно нормально.


Детки в возрасте 3 лет могут не спать днем по разным причинам:

    Неудачно составленное расписание «развивашек», совпадающее со временем дневного сна.

    Кризис трех лет , выраженный негативизмом, упрямством и другими симптомами кардинальной перестройки личности. Этот период нужно просто пережить, помня о том, что за каждым возрастным кризисом скрывается позитивное содержание.

    Раннее укладывание на ночной сон, когда ребенок спит полные 12 часов, положенные ему по возрасту.

    Поводом для отказа от дневного сна могут стать изменения в укладе жизни: изменение статуса семьи (развод родителей), пополнение семьи (рождение второго ребенка ), и т.д.

    Нежелание родителей прикладывать усилия для организации дневного сна ребенка.

Что делать, если ребенок в 1,5-2 года отказывается спать днем?

Прежде всего, родителям следует понимать - в этом возрасте отказ от послеобеденного отдыха является ложным. Иными словами, малыш протестует не потому, что перестал испытывать потребность в дневном сне, а потому, что переживает возрастной кризис. Стоит набраться терпения и продолжать устраивать тихий час несмотря на активный протест. Не заставляйте засыпать против воли, достаточно просто полежать в кроватке в привычное время. Непростой период бунта, как правило, длится не дольше четырех недель - если проявить спокойную настойчивость, со временем малыш снова начнет спать днем.


В три года можно прекратить укладывать ребенка спать днем только в случае, если:

  • Выполняется суточная норма сна в течение ночи (12 часов);
  • Ребенок бодрствует днем, не проявляя симптомов нервного переутомления (агрессия, истерики);
  • Сохраняется преимущественно позитивное, ровное настроение.
При соблюдении перечисленных условий и по достижении ребенком трехлетнего возраста, родители могут прервать практику дневного сна. По необходимости и при повышенных эмоциональных или физических нагрузках «тихий час» можно возобновить даже для школьника. Дневной сон должен занять достойную нишу в режиме дня ребенка: особенно он необходим городским детишкам - в условиях переизбытка внешних раздражителей нервная система перегружается быстрее и восстанавливаются дольше, а значит, на сон требуется больше времени.

Примерно около 2-х лет ребенка происходит естественный скачок в развитии малыша и он начинает отказываться от дневного сна.

У меня есть несколько знакомых, которые решили, что раз ребенок не спит днем, значит ему это не нужно.

Прошло пару дней и накопившийся недосып стал влиять на малыша: нервный, плачущий, раздражительный. Вот тогда сразу вспомнили обо мне и начали спрашивать, что же делать, чтобы вернуть сон.

Поэтому, сегодня разберем дневной сон в 2 года и как справиться с отказом от него?

Почему важно сохранить дневной сон?

  • Дневной сон полезен тем, что даёт возможность компенсировать недосып после ночи (если такое случилось);
  • Нервная система малыша ещё незрелая, а впечатлений за время бодрствования он получает очень много. Во время сна днём происходит переработка и структурирование информации, а значит, и освобождение в памяти «места» для новых знаний и впечатлений;
  • Большинство детей в 1,5-2 года становятся ещё подвижнее. А чересчур длительное бодрствование нежелательно для маленького организма. Это приводит к быстрой усталости и нарушению координации движений. Важно сделать перерыв и поспать;
  • Отказ от дневного сна в 2 года приводит к переутомлению. Вследствие этого ребёнок может засыпать хуже и ночью. А в переутомлённом состоянии невозможно полностью расслабиться и отдохнуть;
  • Сон днём благоприятно сказывается и на укреплении иммунитета. Повышаются защитные силы организма малыша.

Какой должна быть продолжительность отдыха у детей днём и ночью? Суммарный сон для ребёнка в возрасте от 1,5 до 2 лет должен составлять 12-14 часов (в среднем 13 часов). А вот распределяться он может у малышей по-разному. Например, если ребёнок поспал ночью 11 часов, то днём его сон будет примерно 2 часа.

До 4 лет спать днём нужно обязательно. Дневной сон ни в коем случае не является препятствием для ночного, а, наоборот, только улучшает его качество. После 4 лет можно плавно уходить от традиции спать днём. Хотя в моменты переутомления такой отдых всегда будет полезен.

Причины отказа от дневного сна

Так почему же ребёнок перестаёт спать днём, так нуждаясь в отдыхе?

  1. Причиной чаще всего выступает новый скачок в росте и развитии нервной системы. Малышу ещё довольно сложно справляться с перевозбуждением и вовремя успокаиваться;
  2. Банальная причина – ребёнок «выспал» всю свою норму ночью;
  3. Ребёнок ещё не успел устать. Возможно, вы пытаетесь уложить его слишком рано или он встал утром поздно и ещё не наигрался. Можно попробовать сместить время дневного отдыха;
  4. Малыш становится всё более самостоятельным и начинает это осознавать. Часто, с помощью подобных отказов дети проверяют своих родителей на прочность;
  5. Прекращение грудного вскармливания и отсутствие у ребенка навыка самостоятельного засыпания.

Это одна из частых проблем, с которой ко мне обращаются мамы за индивидуальной консультацией. Им хочется скорее отлучить, чтобы начать высыпаться, но чуда не происходит.

Ребенок может чуть лучше спать ночью, но вот днем с укладыванием начинается настоящий ад.

Если вы еще кормите грудью и планируете завершение кормления, то обязательно вначале научите ребенка засыпать без груди, а затем уже отлучайте полностью.

Технологии обучения самостоятельному засыпанию ждут вас в интернет-курсе Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний >>>

Как помочь малышу засыпать днём?

  • Конечно, в первую очередь нужно позаботиться о соблюдении режима дня. Важно укладывать спать, кормить ребёнка в одно и то же время (плюс-минус полчаса). Если малыш ходит в садик, то и в выходные старайтесь придерживаться такого же графика, как и в будни;
  • В комнате, где спит ребёнок, должно быть свежо. Её необходимо регулярно проветривать и следить за температурой и влажностью в помещении. Воздух не должен быть очень сухим;
  • Перед сном старайтесь не играть с малышом в подвижные игры. Займитесь с ним чем-то более спокойным: почитайте книжку, расскажите сказку, сделайте расслабляющий массаж, спойте мелодичную песню;
  • Больше гуляйте с ребёнком. Свежий воздух улучшает качество сна. Наиболее благоприятный вариант – погулять подольше с малышом перед обедом и дневным отдыхом;
  • Чем тише и темнее в комнате, тем легче детям уснуть;
  • Если ребёнок в 2 года отказывается от дневного сна, объяснения слабо помогут. Стоит конечно проговорить, что отдых для него очень важен, что во сне он растёт, становится крепче и умнее, набирается сил для новых игр.

Если вы уже прекратили кормить грудью, то можете посмотреть семинар, где я даю практические приемы и хитрости, как преодолеть отказ от засыпания: Как быстро уложить ребенка спать ?>>>.

  • Не ругайте малыша, если у него не получается заснуть. Контролируйте свои эмоции и старайтесь оставаться спокойной (актуальная статья: Ребенок долго засыпает, что делать ?>>>);
  • Дайте ребёнку возможность что-то выбирать перед сном, например, какую книжку почитать, какую песенку спеть или в какой одежде он бы хотел спать. Дети любят проявлять инициативу, радуются, что могут выражать свои предпочтения, как взрослые и, таким образом, положительнее реагируют на ваши просьбы и указания;
  • Вам в помощь будет создание ритуала на сон (доброжелательная фраза, сказка, массаж, переодевание, укладывание игрушек спать, задёргивание штор, колыбельная песня и т. д.) Главные правила ритуала: постоянство, расслабляющий эффект, поддержание тесного контакта мамы с малышом.

Практически для каждой вехи в развитии ребёнка есть свои кризисные моменты. Для дневного сна кризисный период наступает как раз примерно в 2 года. Но всё зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша.

Главное со стороны родителей – придерживаться позиции, что возникшие трудности носят временный характер, отказываться от дневного сна в этом возрасте нельзя, а нужно, наоборот, сделать всё возможное, чтобы его сохранить.

Зачастую многим мамам помогает усиление своего авторитета. Это благоприятно сказывается и на поведении ребенка, на его послушании, в том числе, и на укладывании на дневной сон.

Как и что нужно сделать, чтобы повысить свой авторитет смотрите в курсе Мама-главная !>>>

Двухгодовалый малыш не спит днем - это повод для беспокойства или физиологическая особенность ребенка? Что делать родителям? Разобраться в причинах бессонного состояния крохи и решить проблему с дневным сном малыша поможет наша статья, основанная на рекомендациях российских педиатров.

Нормы сна у детей 2-3 лет

Следует помнить, что все детки разные. Время, которое для одного малыша оптимально, другому окажется недостаточно или чересчур много. Поэтому, слушая рассказы других мам о том, что их дети спят по 2-3 часа днем и рано засыпают вечером, не стоит думать, что если ваш малыш спит меньше, то это неправильно.

Отклонение в один или полтора часа от приведенных норм вполне допустимо. Основным критерием полноценного сна является хорошее самочувствие крохи, его жизнерадостность и желание играть.

Если же малыш капризничает и вяло реагирует на ваши предложения поиграть, то, скорее всего, он недостаточно спит. В первые несколько дней и даже недель нехватка сна может никак себя не проявлять, но потом она становится все заметнее.

Почему ребенок 2-3 лет не может уснуть днем?

Нежелание спать днем - явление довольно распространенное у детишек, которые еще не ходят в детский сад. Да и в не все дети днем спят.

Это зависит от ряда причин:

  • Поздний подъем по утрам . Есть малыши, которые могут спать до тех пор, пока их не разбудят. В результате: встав в десять часов утра, к двум часам ребенок просто не успевает устать.
  • Малыш недостаточно бывает на свежем воздухе . Прогулки и подвижные игры на улице требуют больших энергозатрат, поэтому после них детки, как правило, спят значительно лучше.
  • Ребенок сильно возбужден . В этом случае кроха никак не может успокоиться, не хочет ложиться в кроватку. Такое бывает при смене обстановки, когда приезжают гости.
  • Малышу некомфортно в комнате . Очень жарко или холодно, пыльно, мешает спать яркий дневной свет. Кроме того, малыша могут отвлекать неубранные игрушки и посторонние звуки (если ваши соседи, например, затеяли ремонт).
  • Неудобная кроватка . Возможно, малышу в ней тесно, одеяло слишком теплое или неподходящая подушка.
  • Гиперактивный ребенок . Часто встречающийся термин. Такие детки мало и беспокойно спят, а во время бодрствования находятся в постоянном движении.


Комментарий врача Плешановой Анны Юрьевны, детского невролога:

Очень желательно, чтобы ребёнок все-таки спал днем.

Помочь здесь может подстраивание режима под световой день, как наиболее физиологичный вариант — рано ложиться и рано вставать. Это не всегда удобно родителям, но важно для ребёнка.

Оптимальный вариант — спальное место ребёнка в отдельной комнате, возможность организовать там на время сна полную темноту.

Большинство детей, даже нуждающихся в дневном сне, укладываться спать обычно не любят — ведь есть столько интересных занятий и игр. Поэтому предлагать в качестве альтернативы сну просмотр мультфильма — неверно, ребёнок тогда точно откажется спать днем, даже если очень хочет. Лучше предложить малышу выбрать сказку, которую ему прочитает мама перед сном, с условием, что после этого — обязательно спать.

Ну, а если с дневным сном совсем никак не получается, при этом малыш хорошо себя ведёт во время бодрствования — не капризничает, не выглядит сонливым, усталым — или, наоборот, возбужденным и раздражительным, родителям стоит принять такую особенность ребёнка и не превращать отсутствие дневного сна в причину стресса для всей семьи.

Что делать, если ребенок 2-3 лет не спит днем?

Как и во многих других затруднительных ситуациях, пересмотрите свое поведение.

По мнению детских психологов, трудности - мамина проблема, и малыш ни в чем не виноват.

То есть: нельзя ругать ребенка за то, что получается не намеренно. А невозможность уснуть днем как раз такой случай.

Многие мамы раздражаются, если малыш вдруг перестает спать и лишает их возможности сделать дела по дому или же немного отдохнуть. Но ведь кроха этого не понимает и воспринимает мамин строгий тон как наказание.

Что же следует предпринять, чтобы и малыш и мама получили возможность полноценного отдыха без лишних скандалов и обид:

  1. Увеличьте продолжительность и интенсивность прогулок до обеда . Постарайтесь как можно больше предлагать ребенку подвижных занятий. Можно поиграть в мяч, полазать в лабиринтах, научить чадо подтягиваться на турнике или самостоятельно качаться на качелях. Очень хорошо подойдет катание на самокате, беговеле или велосипеде. Сейчас во многих дворах стали размещать небольшие детские скаладромы.
  2. Также можно предложить ребенку попрыгать на батуте . Если таковой имеется во дворе — это здорово. Если же нет, можно съездить с малышом в детский лабиринт или батутный центр. Полезны будут не только занятия на улице, но и бассейн, ритмика в фитнес-центрах.
  3. Пересмотрите режим дня . Возможно, получится сдвинуть ночной сон и поднимать малыша утром пораньше. Если ребенок просыпается в 7 утра, то к часу дня он уже достаточно наиграется, чтобы пообедать и лечь спать без капризов.
  4. Также очень важна обстановка . Дома должно быть прохладно. Оптимальная температура для сна около 20 градусов. Помещение перед сном следует проветрить. Регулярно проводить влажную уборку. Постельное белье также должно быть приятным на ощупь. Шторы достаточно плотные, чтобы приглушать свет. Все это будет успокаивать малыша и настраивать на здоровый сон.
  5. Чтобы снять излишнюю возбудимость можно перед сном почитать книжку , рассмотреть игрушки, выбрать тех, с которыми ребенок будет спать. Одна маленькая девочка, перед тем как уснуть, долго с мамой перечисляет всех, кто тоже ложится спать (волк из мультика, плюшевый лисенок, папа, бабушка с дедушкой). Такие ритуалы тоже помогают малышу успокоиться и уснуть.
  6. Не стоит угрожать и шантажировать малыша . Также психологи не рекомендуют насильно заставлять ребенка лежать в кровати. Такие действия приводят к еще большей нервозности и малыша и мамы. В некоторых случаях дело принимает совсем плохой оборот и у ребенка развивается страх перед кроваткой и ритуалами с ней связанными.
  7. Если уложить кроху все же не получается, постарайтесь успокоиться и предложить почитать, порисовать или посмотреть мультфильм . Также можно включить негромкую приятную музыку, это вернет положительный настрой маме. А малыш, видя, что мама успокоилась, также сможет успокоиться и самостоятельно поиграть, пока мама сделает необходимые дела или немножко полежит.
  8. Не стоит также забывать, что есть детки, которые к 2,5 годам полностью отказываются от дневного сна . Одна мама рассказывала: «Уложу сына спать, вроде дышит спокойно, глазки закрыты, ухожу на кухню готовить ужин. Через 10 минут приходит со словами: «Спал уже». В таком случае и педиатры и психологи сходятся во мнении, что стоит заменить дневной сон спокойными играми. А вечером малыш пойдет спать раньше. Часам к 9-10 ребенок уже сам попросится спать. Полноценный продолжительный ночной сон компенсирует отсутствие дневного сна.

Тревожный звоночек. Когда необходимо обратиться к врачу?

К сожалению, не все проблемы со сном решаются длительной прогулкой и чтением книг. - явление, при котором активность и возбудимость превышают норму. Такой диагноз вашему ребенку сможет поставить только детский невропатолог.

Если вас беспокоит продолжительность и качество сна малыша, следует обратиться к врачу. Рассказать, как проходили беременность и роды, как ребенок развивался, какие болезни перенес.

После комплексного обследования, сдачи необходимых анализов врач назначит необходимую терапию.

Это может быть расслабляющий массаж, занятия ЛФК, бассейн, мягкие успокоительные средства. Но заниматься самолечением в этом случае недопустимо. Можно только навредить.

Детский организм - очень сложный механизм. Детская нервная система подвижна, небольшие изменения в окружающей обстановке способны вызвать большие изменения в поведении. Старайтесь демонстрировать малышу свой положительный настрой, создавайте ему комфортную среду для жизни. Ведь дети - отражение нас самих, они, как зеркало, показывают то, что видят. А сон указывает: насколько хорошо функционируют все органы.

Малышу важно чувствовать любовь и заботу, тогда он будет расти здоровеньким и уверенным в себе.

Как и многие поведенческие нарушения , у детей первоначально выявляются на основании жалоб родителей, а не объективных критериев. Многие из поведенческих расстройств сна представляют собой результат взаимодействия между нормальными изменениями сна по мере роста ребенка (как указано выше) и реакцией на них родителей. Например, одним из наиболее распространенных нарушений сна у грудных детей и детей раннего возраста является расстройство, связанное с засыпанием.

В этих случаях ребенок привыкает засыпать только при определенных обстоятельствах, например когда его укачивают или кормят, и у него не вырабатывается способность засыпать самостоятельно. Ночью во время кратковременных пробуждений (которые в норме возникают в конце цикла сна - каждые 90-120 мин) или проснувшись по другой причине, ребенок не способен вновь заснуть, если не создать привычные для этого условия.

Младенец подает сигналы родителям с помощью плача или приходит к родителям в спальню (если ребенок уже не спит в детской кроватке) и не может уснуть до тех пор, пока не будут созданы определенные условия. Таким образом, возникает проблема, связанная с длительными ночными пробуждениями у ребенка, которые приводят к недостаточному количеству сна (как у ребенка, так и у родителей!).

Лечение расстройства , связанного с засыпанием, в типичных случаях включает программу, нацеленную на исключение участия родителей в процессе засыпания ребенка, в том числе и ночью (систематическое игнорирование). У детей старше года возможно установление новых ассоциаций, связанных с засыпанием, которые помогут ребенку заснуть самостоятельно в случае ночного пробуждения (например, использование предметов, которые всегда будут под рукой у ребенка ночью, таких как одеяло или игрушка), в дополнение к положительному подкреплению (небольшое поощрение за то, что ребенок заснул самостоятельно, например наклейки). Цель в том, чтобы помочь ребенку развить навыки самостоятельного засыпания в случае ночного пробуждения, а также вечером при укладывании в постель.

«Постепенное угасание » - это более медленный процесс отвыкания ребенка от его зависимости от присутствия родителей в период засыпания, он включает периодические «проверки» родителями через постепенно удлиняющиеся интервалы времени. Если ребенок привык просыпаться для ночного кормления («привычный голод»), то такие ночные кормления должны прекратиться постепенно. Родители должны быть последовательны в осуществлении терапевтической программы и не провоцировать невольно ночные пробуждения ребенка. Родителей также необходимо предупредить, что в начале лечения ребенок может чаще плакать по ночам («вспышка после угасания»).

Напротив, расстройство в виде отказа ложиться спать чаще встречается у детей дошкольного и более старшего возраста и характеризуется затруднением засыпания и нежеланием ложиться спать («крик задернутых занавесок»), а не ночными пробуждениями. Отсроченный дебют сна приводит к неадекватной продолжительности сна.

Наиболее часто это расстройство развивается в результате невозможности (или нежелания) родителей установить постоянные правила, связанные с укладыванием ребенка спать, и настаивать на том, чтобы ребенок ложился спать в одно и то же время, что часто усугубляется оппозиционным поведением ребенка. В некоторых случаях, однако, отказ ребенка ложиться спать вызван какой-либо проблемой (например, такие заболевания, как бронхиальная астма, прием некоторых медикаментозных препаратов, такие расстройства сна, как «синдром беспокойных ног» или тревога) или несоответствием между внутренним циркадным ритмом ребенка (ночная сова) и требованиями родителей.

Курс терапевтических мероприятий, позволяющих, как правило, добиться хороших результатов, обычно включает уменьшение внимания родителей по отношению к поведению ребенка (направленного на отдаление времени засыпания), создание в спальне ребенка условий, настраивающих на сон, и положительное подкрепление (например, наклейки) за правильное поведение ребенка перед сном. У детей более старшего возраста может быть эффективным обучение техникам релаксации, которые помогают им заснуть легче и быстрее.