Шахматы – польза, вред и влияние на детское развитие. "Что дает игра в шахматы ребёнку?"

С тех пор, как шахматы появились в Индии 1500 лет назад, они неразрывно были связаны с умом. Даже сегодня, венцом искусственного интеллекта является создание компьютера, который может победить гроссмейстера.

Но почему? Есть много теорий. Исторические деятели, такие как Наполеон, Достоевский, и Паскаль знали, что игра в шахматы развивает критические области мозга, оказавшим помощь в реализации многих поступков, которые обеспечили им место в истории.

Итак, чем же помогаю шахматы?

Шахматы развивают способности решать поставленные задачи

Шахматы — это бесконечные упражнения для ума, который развивают умственные способности, используемые на протяжении всей жизни, такие как: концентрация, критическое мышление, абстрактное мышление, решение проблем, распознавания образов, стратегическое планирование, творчество, анализ, синтез и оценка.

Что такое шахматы? Множество решений одной проблемы? И вы, и ваш противник имеет ту же цель, и те же ресурсы, чтобы сделать это.

Шахматы улучшают детское познание

Были проведены бесчисленные исследования эффекта, который игра в шахматы оказывает на развитие детей. Результаты? Относительно исследований с участием группы 10-летних детей, получивших подробную инструкцию по шахматам, ученые заключили, что дети стали играть лучше.

Шахматы улучшают вербальные навыки

Да, именно вербальные навыки. Доктор Альберт Франк изучал детей, которые занимались в шахматы в течение двух часов в неделю. В результате чего он заключил, что игра, которая в значительной степени не зависит от языка, может улучшать вербальные навыки, поскольку задействует участки мозга, связанные с языком, в том числе, ответственные за логику.

Шахматы развивают навыки критического мышления

Это, кажется почти очевидным, но результаты исследования доктора Роберта Фергюсона показали, что ученики 7-го — 9-го классов, которые начали играть в шахматы, имеют более лучшие показатели, связанные со здравым смыслом и критическим мышлением на 17%, по сравнению со сверстникам не играющими в шахматы.

Шахматы сохраняют умственные способности

Так, что? Все преимущества шахмат предназначены для детей с развивающимся мозгом? Не за что! Было доказано, что шахматы сохраняют умственные способности пожилых игроков и помогают предотвратить развитие симптомов заболеваний, таких как деменция и болезнь Альцгеймера.

Шахматы улучшают эмоциональное состояние

Многие думают, что шахматы, это игра холодного расчета, но важно понимать, что игра по своей сути именно для двух игроков, что в свою очередь улучшает эмоциональное состояние, а также развивает психосоциальное взаимодействие, по словам доктора Роуз Мари Стуттс из Свободной шахматной академии.

Шахматы улучшают математические способности

Математика часто воспринимается как наука, способная решать только абстрактные задачи, и ничего более. Но это не так. Математика связана с распознаванием образов, логикой, а также с возможностью играть с переменной в вашей голове, все это, как известно, улучшают шахматы.

Шахматы обучают логике и эффективности

Шахматы учат логике, потому что вы ограничены доской и фигурами, а действовать нужно эффективно, поскольку вы играете с противником, преследующим такую же цель. Это способствует поиску решений текущих проблем и использованию методов, для решения комплексных проблем.

Шахматные задачи подгоняю отстающих, и учат постановке цели

Отстающие часто теряют мотивацию из-за отсутствия вызова, и шахматы это игра бесконечных задач и поощрений. В конце концов, даже величайший из шахматных гроссмейстеров всегда будет иметь противников, которые могут бросить им вызов, и даже если он лучше всех людей, всегда есть суперкомпьютер Ватсон.

Шахматы учат важности планирования

Каждое движение в шахматах должно приводить вас цели, но не всегда, ваша цель будет достигнута, если не планировать ее заранее и не обращать внимания на последствия каждого действия.

В 1798 году Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Этой увлекательной игрой с древнейшей историей, которая сегодня считается вид спорта, увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты. Мы решили напомнить родителям о том, как обучение этой игре влияет на интеллект и характер детей.

Способ отвлечься от компьютера (телевизора)

В последнее время и врачи, и учителя, и родители бьют тревогу. Дети перестают играть во дворе - не играют в догонялки или «казаки-разбойники», девочки не прыгают через скакалку или ещё недавно популярные резинки. Почему позабыто так много игр и развлечений, из-за которых раньше детей нельзя было зазвать домой, даже чтобы поужинать? Сегодня всё свободное время у них отнимают компьютерные игры или «общение» в социальных сетях.

Умные родители, стремясь воспитать из ребёнка самостоятельного и успешного человека, стараются ограничивать время, проводимое чадом за компьютером. А для этого стараются заполнить свободное время занятиями в спортивных секциях, возят в музыкальную или художественную школу. Ещё один отличный способ избежать интернет-зависимости - это научить ребёнка играть в шахматы. Эта игра доставляет детям много радости, в то же время оказывает огромное влияние на их умственное и психическое развитие.

Развитие логики и пространственного воображения

Прежде всего шахматы - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.

Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Обратите внимание: в школах уроков логики нет, а занятие шахматами с первых же дней знакомства с ними учат детей логически мыслить и рассуждать.

Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.

Тренировка памяти и концентрации внимания

Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии), а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы).

Приучение к самостоятельности и ответственности

Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

Увы, многие из нас зачастую лишь запоздало вспоминают поговорку «семь раз отмерь, один – отрежь». А вот шахматы научат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого государственного масштаба.

Творческое самовыражение

Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

Формирование характера

Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития - как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость.

Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

День добрый, дорогой друг!

Полагаю, сомнения в том, развивают ли шахматы мозги и мышление, — вряд ли возникают у большинства людей. Вопрос скорее в другом: каким образом это происходит и какие аспекты мышления развиваются. Об этом и поговорим сегодня.

Немецкий философ Георг Клаус писал:

«Логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели по учебникам. Человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при других способах обучения»

Учебники и обучение тоже нужны. Однако интерес и эмоциональная активность ускоряют развитие.

Отдавая должное мудрости философа, отмечу, что развитие логики далеко не единственный аспект мышления, который развивается при занятиях шахматами. Я не философ, но позволю себе дополнить Клауса.

Навык обобщения

Уже на первых порах приобщения к шахматам, новичек быстро осознает, что одного желания недостаточно. Выясняется, что выигрывающие комбинации возникают не на пустом месте, а после тщательной подготовки .

Выбор решения требует самостоятельности в использовании уже имеющихся знаний.

Занятия с детьми 5-7 лет показывают, что уже через 4 месяца они находили типичные комбинации в позициях с различным расположением фигур.


То есть, не осознавая того, дети используют сравнительный и логический анализ. Появляется способность к обобщению и выделению главного, ключевого аспекта ситуации.

А это уже серьезный навык, более чем востребованный в предстоящей жизни.

Смысловая память

Бытует неправильное мнение, что шахматист оперирует точным запоминанием позиций и вариантов. Это не так. У шахматистов превалирует логическое, смысловое запоминание.

Часто спрашивают: как шахматист, играющий вслепую на нескольких досках, может держать в уме ход борьбы в нескольких партиях, да еще не глядя на доску? Это проявление сверхспособностей?

Никакого волшебства здесь нет. Просто шахматист запоминает по особому, избирательно: не столько точную позицию, сколько логическую картину партии.

Если у сеансера «украть» пешку или фигуру, он заметит это не потому, что помнит «фото» позиции. А потому, что существенно меняется его оценка позиции до и после пропажи. Он обнаруживает трудности в реализации ранее намеченного плана и тогда начинается «разборка».


Шахматы развивают и механическую память, однако в большей степени логическую, смысловую.

Внимание, концентрация

Последовательной игрой можно привести партию к выигрышному положению, но стоит ослабить внимание, как с трудом добытое преимущество может моментально сойти на нет. Шахматы формируют способность к длительной концентрации внимания.

А также важную для жизни способность распределять внимание, вовремя переключать его на более важные участки и объекты .

Известный педагог Н.Греков показывал, как резкое уменьшение рассеянности у детей совпадает с началом серьезных занятий шахматами.

Дисциплина мышления

Шахматы наглядно демонстрируют последствия нерационального использование времени.

Длительные сомнения и откладывание «на потом» противопоказаны. Так же как и торопливость.

Шахматист должен управлять своим временем, — распределять и отмеривать соответственно ходу борьбы и ситуации.

Здесь и сейчас

В жизни мы нередко оглядываемся назад тогда, когда в этом нет особого смысла. Мысли типа «Надо было…» возникают автоматически.


Человек уже в новой ситуации переживает решения прошлого.

Шахматы быстро излечивают от подобных бесперспективных сетований . Шахматист за игрой прекрасно понимает, что ход уже сделан, прошлого не вернешь и сожаления бесполезны. Да и времени на это нет.

Прогнозирование

Во время партии происходит постоянное сопоставление своих расчетов в возможными действиями противника. То есть процесс прогнозирования динамический, – связанный с имитацией мыслей действий соперника и анализом собственных рассуждений.

По сути партия, – тренажер навыков сценарного планирования и прогнозирования.

Интуиция

Многие позиции, возникающие в игре не имеют точного, единственно верного решения.

Поэтому шахматист часто делает выбор интуитивно, опираясь не на математическую, а на вероятностную оценку.

Это важное качество в жизни. Часто люди проявляют нерешительность из-за того, что трудно просчитать последствия, а доверять интуиции они не привыкли. И упускают благоприятные возможности.


Интуицию иногда называют внезапным постижением истины. Однако эти озарения в шахматах (и в жизни тоже) возникают не на пустом месте. В основе интуиции всегда ранее накопленный опыт и знания.

Ключевая способность, характеризующая творческое мышление, — способность к самостоятельному переносу знаний и умений в новую ситуацию.

Все эти качества формируются в процессе занятий шахматами и как показывают исследования, заметно выражены у шахматистов.

Тренажер ценных навыков

В шахматах, в отличие от многих видов реальной деятельности, — более высокая концентрация проблемных ситуаций. Практический каждый ход – решение такой ситуации.

Шахматы – своеобразный тренажер интеллектуальных творческих способностей.

Ну и как любой процесс тренировки лучше проводить под руководством компетентного специалиста и не абы как, а по определенной стройной системе.


Для этого все уже есть и далеко ходить не надо. Школа «Шахматы с Жориком» в одном клике от вас. И это моя рекомендация, о которой уже не раз.

Обучайтесь шахматам сами, обучайте своего ребенка. Сопутствующие результаты в плане интеллектуального развития, — вас приятно удивят.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Для чего нужны шахматы?
Александр Гутенев, мастер ФИДЕ по шахматам, многократный призер российских и международных соревнований. Один из десяти сильнейших шахматистов Челябинской области.

На протяжении вот уже нескольких веков шахматы привлекают к себе внимание миллионов людей. Ими увлекаются известные политики, бизнесмены и ученые. В шахматы хорошо играли многие великие писатели, художники и музыканты своего времени. Сегодня эта древняя игра переживает новую волну популярности. В Европе и некоторых российских городах шахматы начинают вводить в обязательный школьный курс обучения. Количество организуемых международных турниров растет с каждым годом.

Чем же так хороша эта игра и чему она учит?
Главная польза шахмат - в гармоничном развитии обоих полушарий мозга. Регулярные занятия прекрасно развивают мышление, память и воображение человека. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в занятия шахматами, лучше успевают в школе. Шахматный материал оказывается полезным при изучении как точных наук, так и естественных и гуманитарных.

Приобретаемые благодаря этой мудрой игре качества характера едва поддаются счету. «Шахматы обогащают. Они учат жить, приучают к ответственности, просто делают более серьезным человеком», - говорит 14-й чемпион мира по шахматам Владимир Крамник.

Регулярно сталкиваясь с критическими ситуациями за шахматной доской, человек привыкает принимать обдуманные решения и нести полную ответственность за них. Я убежден, что если ребенок еще в детстве научится играть в шахматы, в будущем он сможет справиться с решением любых жизненных задач.

Шахматы учат быть более вдумчивым, самокритичным, собранным и внимательным. Чтобы решить шахматную задачу или выиграть партию у сильного соперника, нужно научиться изобретательно изыскивать лучшие ходы и предвидеть дальнейшие события. Поражения, неизбежные для любого игрока, даже чемпиона мира, учат стойко переживать неудачи и извлекать из них ценный опыт.

Естественно, шахматные успехи не приходят спонтанно: для покорения вершин нужен не один год регулярных и упорных тренировок. Поэтому постижение секретов шахматного искусства прекрасно воспитывает силу воли.

Когда лучше начинать заниматься шахматами?

Шахматам, как и любви, все возрасты покорны. Многие дети уже в 4 года или 5 лет усваивают правила шахматной игры и обыгрывают взрослых. Кто-то начинает играть в 10-14 лет и за год тренировок достигает уровня кандидата в мастера спорта. А у кого-то интерес к шахматам появляется на третьем или четвертом десятке жизни. Все зависит от индивидуальных особенностей шахматиста.

Чтобы максимально развить способности ребенка с помощью шахмат, рекомендую начать обучение этой мудрой игре как можно раньше. Ребята, которых шахматы увлекают, со временем начинают играть в турнирах, в том числе международных, выполнять спортивные разряды и стремительно двигаться к званию «гроссмейстер».

На шахматных занятиях я обучаю учеников всем тонкостям игры, пользуясь уникальной коллекцией книг и компьютерных программ. На уроках мы разбираем партии шахматных классиков, решаем задачи на развитие комбинационного зрения, занимаемся теорией дебюта и эндшпиля, устраиваем шахматные турниры.

На сегодняшний день в шахматы играют 605 миллионов человек в мире. Пока я не знаю ни одного из них, кто пожалел бы о том, что научился хорошо играть в шахматы.

Шахматы сыграли значительную роль в развитии многих известных теперь ученых, политиков, философов, художников и музыкантов. Их свойство синхронизировать полушария мозга, способствуя его гармоничному развитию, фактически бесценно. Во время игры используется и абстрактное, и логическое мышление. За логическую составляющая отвечает левое полушарие, за «проигрывание» вариантов и моделирование глобальной ситуации на доске отвечает правое полушарие. Мнемоническая составляющая тоже очень важна, так как игроки используют и кратковременную, и долговременную память, оперируя цифровой, визуальной и цветовой информацией.

Важное умение прогнозировать события, просчитывать варианты и исходы, совершать значимые ходы и принимать быстрые решения – все эти навыки получает шахматист. Чем раньше человек начинает играть в , тем большее влияние они оказывают на его развитие как в личностном, так и в интеллектуальном плане. Шахматы развивают мышление ребенка, улучшают концентрацию и память. К тому же они формируют эмоциональную устойчивость, жесткую волю, стремление к победам. Неизбежные поражения учат людей достойно проигрывать, относится к себе с адекватной критикой, анализировать действия, извлекая даже из поражения важный опыт.

Самой короткой возможной шахматной партией является так называемый «дурацкий мат», который состоит всего из двух ходов.

Вред шахмат

К сожалению, как практически любая вещь в этом мире, шахматы обладают рядом недостатков. При серьезном увлечении этой игрой человек ведет малоподвижный образ жизни. Зачастую люди с расшатанной нервной системой плохо переживают проигрыши, особенно, если сразу попадают на слишком сильного противника. Тогда они могут впасть в меланхолию или уныние. Слишком долгая череда без единой победы может привести к развитию депрессии.

Дети, увлеченные шахматами, зачастую забывают про необходимость физического развития и укрепления опорно-двигательного аппарата. Стереотип о том, что – худые люди , которые ни в какой ситуации не могут за себя постоять, не на пустом месте.

В попытке объединить физическое и интеллектуальное развитие был создан шахбокс. Соревнования по шахбоксу чередуют раунды на ринге и раунды на шахматной доске.

Так что, если рассматривать шахматы не в качестве профессионального спортивного поприща, а в качестве интеллектуального тренажера, не стоит забывать о других сторонах жизни.