Литовцы в вермахте и сс. Прибалтийский коллаборационизм во второй мировой войне - антиеврейский аспект

Начиная с 1990-х годов в Эстонии стало властвовать такое черно-белое, примитивное мышление. Нас стали убеждать, что мы стали западным обществом, мы вступили в ЕС и НАТО, мы западные люди, мы повернулись спиной к России, Россия нам больше не нужна.

У меня возникает вопрос: если ты в ЕС – это что, должно мешать быть в добрососедских отношениях с Россией? Почему у других европейских стран получается, а у нас нет? И в наших учебниках истории пишут: столкновение западной и восточной культур проходит на реке Нарове. А ведь почти 100 тысяч эстонцев жили в Петербурге в начале прошлого века. Они что, вернулись оттуда скифами? Они получили там основы европейской культуры.

За время стояния спиной к России у эстонской молодежи почти исчез русский язык. При этом есть идеологи и журналисты, которые хвалят нашу молодежь за это. Мол, это предмет гордости. Эстонец, который в начале прошлого века прочно знал три языка, сегодня знает в лучшем случае два. Второй английский, и то зачастую кое-как. Но ведь мы отличались от скандинавов именно тем, что знали русскую культуру. То есть сейчас мы потеряли то, в чем мы были сильны.

Реформа русских школ – это попытка иезуитским способом, под предлогом изучения эстонского языка, лишить огромное количество молодежи русскости. То есть мы хотим создать государство, где нет ничего русского. Неужели не ясно, что это будет вызывать протест и это может реально привести к созданию пятой колонны. Народ, который сам пережил русификацию, не понимает, что сейчас творит то же самое. И не умеет предвидеть, как это аукнется. Разве умное государство будет раскалывать общество? Нет, оно будет создавать общество, где все чувствуют себя своими. Мы этого не добились. Наоборот.

У нас стараются сделать так, чтобы все думали одинаково, хотя в нормальном обществе ценится разнообразие мнений. В результате мы превращаемся в деревенскую общину, где все пляшут и поют одинаково, и думают одинаково. Мы пришли к верноподданнической Эстонии, где нет возможности думать альтернативно.

Эдуард Тинн

Рассуждая о том, как выйти из тупика российско-эстонских отношений, профессор Эдуард Тинн коснулся новейшей истории Эстонии. По его словам, Эстония, как постсоветское государство, не могла выбрать скандинавскую модель развития, потому что надо было быстро догонять другие страны. В результате идеологи 1990-х годов остановили свой выбор на либеральной рыночной экономике, которая предусматривает низкие налоги, равновесие бюджета и скромные социальные выплаты. Все это должно привлечь в нашу страну иностранных инвесторов. На этом пути, как мы знаем, Эстония добилась определенных успехов. Внезапно случился кризис, и вот как описывает профессор Тинн нынешнее положение вещей: «общественно-политические дискуссии – такие же, как и 10 лет назад. Но ситуация изменилась. Продолжать так уже нельзя. Я четко вижу, что наш бизнес стал чиновничье-бюрократическим. Есть огромная европейская кормушка, и все смотрят: как бы из этой кормушки что-нибудь получить. Прямо скажу: нам не хватает смекалки, нам не хватает амбиций, то есть нужны новые идеи, новые концепции и новые люди. Надо признаться, что и Ансип, и Лаар – это вчерашний день. Но они вновь пришли к власти, и с этим ничего не поделаешь», - рассуждает Тинн.

Перейдя к основной теме дискуссии, Тинн первым делом упомянул кризис в эстонско-российских отношениях, наступивший после апреля 2007 года.

По словам Тинна, Ансип придумал защитную концепцию, что бизнес с Россией не так уж и важен для Эстонии, и что без России, в принципе, можно и обойтись.

«Получилось как в басне Крылова «Лисица и виноград». Виноград, мол, оказался кислый. Но российский виноград не обязательно кислый», - считает Тинн.

Как пример нормальных отношений с Россией Тинн привел Финляндию. По его мнению, эстонцы, как и финны, могли бы быть также доброжелательны к России, что обернулось бы только во благо дальнейшему развитию страны. По его словам, финны инвестируют огромные деньги в экономику России, весьма либеральны в вопросе выдачи виз, за что заслужили глубокое уважение со стороны россиян.

Также Тинн привел в пример Латвию, и призвал эстонских политиков не комплексовать из-за того, что Латвия пошла на сближение с Россией вследствие своего катастрофического финансового положения.

«Ясно, что нужно лучше использовать свое географическое положение. Санкт-Петербург исторически был «эстонским городом». Когда-то там жило 100 тысяч эстонцев. Однако сейчас мы игнорируем фактор своего географического положения, в отличие от финнов и латышей», - говорит Тинн.
«Поэтому я хотел бы пожелать своим соплеменникам стать последователями великого Канта и проявить «добрую волю» к своим соседям. Когда ты не желаешь своему соседу добра, когда ты радуешься проблемам соседа, ну кто будет с тобой серьезно работать?», – задается вопросом Тинн.

"День За Днем"

Пара сюжетов о Прибалтике вышли на российских центральных СМИ. Первый про наци-шествие в Таллинне (с "заходом" в Литву и Латвию) по 1 каналу, второй про латгальский сепаратизм в исполнении Гапоненко по Россия24 (рассказ о спецслужбах детектед).

С идеей провести в центре Таллина факельное шествие выступило молодежное движение эстонских националистов. Мэрия дала свое разрешение. И вот в День независимости Эстонии националисты идут от площади Независимости через Старый город с лозунгами "Эстония - для эстонцев".
Видео: http://www.1tv.ru/news/world/278467


Новый скандал в Эстонии, где совсем недавно устроили юмористическую выставку н а тему Холокоста. А сегодня националисты с факелами маршируют по Таллину в честь государственного праздника. Не все в стране согласны с тем, что власти вообще позволили провести шествие под радикальными лозунгами. Политики и общественные деятели задают вопрос, почему такие марши, которые в Прибалтике стали чуть ли не традиционными, не вызывают никакой реакции в Евросоюзе.

С идеей провести в центре Таллина факельное шествие выступило молодежное движение эстонских националистов. Мэрия дала свое разрешение. И вот в День независимости Эстонии националисты идут от площади Независимости через Старый город с лозунгами "Эстония - для эстонцев".

Эстония получила государственность после революции и распада Российской империи, в 1918 году. Между тем организаторы сегодня не смогли внятно объяснить, почему шествие в честь независимости страны проходит под националистическими лозунгами. 25% жителей республики - этнические русские. А в регионах северо-востока страны эстонцы составляют абсолютное меньшинство. Об этом сегодня говорили те, кто наблюдал за шествием в Таллине.

В шествии принимали участие и представители националистической Консервативной народной партии Эстонии, которые, как известно, активно поддерживают ежегодные съезды ветеранов эстонского легиона "Ваффен-СС" и балтийские ультраправые организации.

Между тем санкционированный мэрией марш националистов в центре города возмутил некоторых местных политиков.

"Существует рамочное соглашение Совета Европы, которое направлено на то, чтобы координировать законодательство европейских стран по вопросам межнациональной розни и всей прочей дискриминации. Но, к сожалению, наше уголовное законодательство не приведено в согласие с этой конвенцией, и поэтому на самом деле их деятельность абсолютно легальна с точки зрения эстонского законодательства", - сообщил юрист, член правления Социал-Демократической партии Эстонии Станислав Черепанов.

Марши ультраправых для Прибалтики, похоже, с.тановятся обычным делом. 16 февраля литовские националисты устроили факельное шествие по улицам Каунаса, заявив, что оно посвящено восстановлению литовской государственности. Сопровождалось шествие лозунгами "Литва - только для литовцев". Среди собравшихся были люди с флагами Украинской Повстанческой армии. Вряд ли пособники нацистов способствовали укреплению литовской государственности, но присутствие флагов УПА на мероприятии почему-то никого не смутило. Никого, кроме председателя иерусалимского отделения фонда Визенталя Эфраима Зуроффа, который лично наблюдал за факельным шествием.

"Евросоюз должен был бы высказаться по этому поводу, ведь подобные марши вряд ли согласуются с европейскими ценностями. Вот почему мы так обеспокоены, вот почему я приехал сюда, чтобы своими глазами всё увидеть и составить об этом доклад. Посмотрим, предпримет ли что-нибудь Брюсселем, чтобы остановить подобные акции", - сказал Эфраим Зурофф.

Следующее громкое мероприятие националистов запланировано в Латвии. 16 марта в Риге по традиции будут чествовать ветеранов латвийского легиона "Ваффен-СС".

"Этот тот национализм, который начинает ущемлять интересы других национальностей, и по определению он уже граничит с нацизмом, и эти шествия являются одним из символов", - сказал сопредседатель Латвийского антифашистского комитета Иосиф Корен.

А в местной прессе обсуждают еще один возмутительный факт: некоторые высокопоставленные латвийские чиновники, месяц назад в Освенциме принимавшие участие в мероприятиях памяти жертв Холокоста, теперь собираются поддержать шествие в честь тех, кто уничтожал евреев.

Юлия Ольховская


В конце января Латвию встревожили появившиеся в социальных сетях карты так называемой "Латгальской народной республики" и ее символика. Русская община считает, что это была провокация латвийских властей. Об этом в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал правозащитник, президент Союза неграждан Латвии Александр Гапоненко.
http://www.vesti.ru/videos/show/vid/636268/#


На ютубе в описании:

"Интервью Александра Гапоненко телеканалу Вести.ру. Русское наслеление на Западе. Европейцев и россиян и русских готовят к войне? Вести и новости. Латгале. Latgola. Латгалия. Люди в Латгалии подавлены. В Латвии проверяют книжки на запрещённом латгальском языке. Кто запретил латгальский язык в демократической Европе?
Как к этому относятся Россия и Путин. Новороссия?

Александр Гапоненко пишет: "Выступил на российском телеканале и рассказал, что власти Латвии готовят народ к войне, что фэйк о Латгальской народной республики придумали спецслужбы для того, чтобы подавить самосознание латгальцев.. Порадовался, что меня больше не задерживают на границе. После этого задержали в аэропорту и обыскивали три часа. Искали инструкции из Кремля о том, как разрушить милую Латвию. Не нашли. Я политической охранке сказал, что обыскать надо все правительство - там точно можно найти такие инструкции. Обиделись и задержали еще на полчаса. Так смеялся над этим, что даже не стал поднимать шум в прессе. Интересно, до какого уровня доходит прикрытие воровства? Несут ли дань министру или все заканчивается на уровне начальников отдельных видов полиции? А где сбывают краденные вещи? По малинам или начальство себе домой забирает?" Рига и Латвия, Эстония и Таллин. Latvija un Rīga, Riga."

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

КРЫСИН Михаил Юрьевич - доцент кафедры иностранных языков Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, кандидат исторических наук

(г. Пенза. E-mail: [email protected])

Почему не был создан Литовский легион СС?

Провал мобилизации 1943 года в Литве

Весной 1943 года германские оккупационные власти развернули в Литве мобилизацию в Литовский легион СС, литовские полицейские батальоны, вспомогательные части вермахта для военной промышленности рейха. К тому времени литовские коллаборационисты проявили себя беспощадными карателями в Прибалтике и на других оккупированных фашистами территориях. Только в Минске 12-й литовский батальон с октября 1941 по март 1942 года уничтожил тысячи мирных жителей и более 9 тыс. военнопленных, для устрашения населения вешал на улицах Минска не только взрослых, но и подростков, подозревавшихся в связях с антигитлеровским подпольем1.

Литовцы уже знали, что означает гитлеровская мобилизация. Германский комиссар Каунаса бригадефюрер СА Х. Крамер сообщал: «Несколько недель спустя после прихода немецких войск по приказу военной администрации тысячи литовских сельскохозяйственных рабочих и работниц были завербованы на срок 6 месяцев для работы в больших имениях Восточной Пруссии… Этих лиц не освободили не только через 6, но и через 12 месяцев… Теперь же собираются переключить этих сельскохозяйственных рабочих, мобилизованных в 1941 г. на шестимесячный срок, против их воли на военную промышленность»2. К слову, срок службы в литовских, латышских и эстонских полицейских батальонах тоже составлял 6 месяцев, но обычно продлевался, невзирая на желание полицейских3.

Весной 1942 года в Литве прошла вторая мобилизация в так называемую вспомогательную транспортную службу (Литовский транспортный корпус) вермахта мужчин 1919-1922 гг. рождения. Призывникам было обещано, что их мобилизуют на тыловые работы на 3 месяца. За неявку на призывные пункты грозили военный суд и приговор вплоть до смертной казни. Всего призвали 7000 человек4. Они участвовали в оборонительных работах, подвозе продовольствия и боеприпасов на передовую5. «После имевших место при первых операциях провалов, - констатировал Крамер, - местное население с глубоким недоверием относится ко всем объявлениям и мероприятиям по дальнейшей мобилизации местных сил для рейха…»6.

Начатая в Прибалтике весной 1943 года всеобщая мобилизация отвечала секретному приказу А. Гитлера от 13 января 1943 года о ведении тотальной войны7, для которой, как заявил министр пропаганды Й. Геббельс в известной речи 18 февраля 1943 года, нацистское руководство требовало полностью использовать «богатый военный потенциал не только своей собственной страны, но и имеющихся в нашем распоряжении важных районов Европы», привлечь максимум «солдат для фронта, рабочих и работниц - для промышленности вооружений»8.

Прибалтийские коллаборационисты давно предлагали оккупационным властям создать «национальные армии» при условии предоставления Литве, Латвии и Эстонии ограниченной «независимости» или «автономии». Осенью 1942 года этими предложениями заинтересовались в министерстве оккупированных восточных территорий А. Розенберга и окружении рейхсфюрера СС Г. Гиммлера. Окончательное решение о формировании легионов СС в Прибалтике, по всей видимости, было принято на совещании высших чинов СС в ставке Гиммлера в Летцене (Восточная Пруссия) в конце 1942 года. Для этого туда был вызван обергруппенфюрер СС и генерал полиции Ф. Еккельн, руководивший СС и полицией в рейхскомиссариате «Остланд» (на оккупированных территориях Прибалтики и Белоруссии)9.

На этом совещании Гиммлер, который, как отмечал латвийский историк О. Ниедре, получил информацию о стремлении прибалтийских националистов создать «собственные» армии, ненавязчиво предложил им подать идею создания легионов СС, так, чтобы инициатива исходила от самих эстонцев, латышей, литовцев, и немцы смогли торговаться об условиях их создания с местными коллаборационистами10, а не наоборот.

Розенберг, обсудив на встрече с Гиммлером 25 января 1943 года вопросы мобилизации в Прибалтике, сделал запись в своём дневнике: «Гиммлер должен представлять государственную сферу, а я - укреплять движение в сфере идеологии»11.

1 февраля 1943 года бригадефюрер СС и генерал-майор полиции Л. Высоцкий, руководивший СС и полицией в Литве, предложил немецкому генеральному комиссару Литвы А.Т. фон Рентельну план создания Литовского легиона СС12.

12 февраля во исполнение распоряжения министра оккупированных восточных территорий о всеобщей трудовой повинности населения - мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет рейхскомиссар «Остланда» Х. Лозе подписал распоряжение о регистрации всех жителей Литвы в возрасте от 15 лет по месту жительства13 и 16 февраля - приказ о призыве лиц 1919-1924 гг. рождения14.

По словам представителей оккупационных властей, формирование Литовского легиона СС должно было стать своего рода «пропуском» для литовцев в «сообщество новой Европы» Гитлера. Генерал-инспектором легиона немцы предполагали назначить директора департамента государственной безопасности литовского самоуправления и начальника литовской полиции безопасности С. Ченкуса15, который до войны, находясь в эмиграции в Германии, поддерживал тесные связи с руководством СС и полиции рейха16. Затем в пропагандистских целях решили предложить этот пост известному в Литве генералу С. Раштикису17, но он отказался18. Кстати, не впервые. В 1941 году немцы планировали поставить Раштикиса во главе литовского самоуправления, но тот отказался, сославшись на то, что его дети и некоторые другие родственники проживают на не оккупированных немцами территориях Советского Союза, поэтому он опасается репрессий против них19. Возможно, истинной причиной была та, о которой сообщала разведка Литовского штаба партизанского движения (ШПД): «По данным агентуры на 19 октября 1943 года, в Литве нелегально организуются воинские части… по образцу старой литовской армии. Цель этих частей - выступить в благоприятный момент и создать независимую буржуазную Литву. По слухам, этими частями руководит генерал Раштикис»20.

Высоцкий в Литве точно выполнил указание Гиммлера о том, чтобы побудить коллаборационистов выступить с инициативой создания Литовского легиона СС, и вскоре получил такое предложение от главы литовского самоуправления генерала П. Кубилюнаса. «Когда в 1943 году война для Германии приняла более серьёзные формы, - дал показания на проходившем после войны в Риге судебном процессе Ф. Еккельн, - начали активизироваться литовские национальные круги. Кубилюнас обратился к генерал-майору (полиции. - Прим. авт. ) Высоцкому с предложением организовать по примеру Эстонии и Латвии литовский легион, в состав которого входило бы несколько дивизий. Однако своё предложение он связывал с политическими требованиями. Высоцкий доложил об этом мне, но я должен был отклонить это предложение согласно указаниям, полученным от вышестоящих инстанций»21.

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Новиков И.Г. Бессмертие Минска. Минск: Беларусь, 1977. С. 53.

2 Из письма комиссара гор. Каунаса о вербовке рабочей силы для Германии 18 февраля 1944 г. См.: Преступные цели - преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1944 гг.). 3-е изд. М.: Экономика, 1985. С. 214.

3 Tessin G. Die Stabe und Truppeneinheiten der Ordnungspolizei / H.-J. Neufeldt, J. Huck, G. Tessin. Zur Geschichte der Ordnungspolizei 1936-1945. (Schriften des Bundesarchives, 3. Als Manuskript gedruckt). Koblenz 1957. S. 56, 57; Littlejohn D. Foreign Legions of the Third Reich (in 4 volumes). San Jose, California: Bender Publishing, 1987. Vol. 4. P. 10-13.

4 Из письма комиссара гор. Каунаса… С. 214, 215.

5 Справка о политическом и экономическом положении в оккупированной Литовской ССР Литовского штаба партизанского движения (далее - Литовский ШПД) от 1 июля 1943 г. См.: Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 69. Оп. 1. Д. 1010. Л. 6 (далее - Справка Литовского ШПД 1 июля 1943 г.).

6 Из письма комиссара гор. Каунаса… С. 215.

7 Из секретного приказа Адольфа Гитлера от 13 января 1943 года о ведении тотальной войны. См.: Анатомия войны. Новые документы о роли германского монополистического капитала в подготовке и ведении 2-й мировой войны / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1971. С. 415-417.

8 Из речи Йозефа Геббельса 18 февраля 1943 года о тотальной войне после поражения нацистов под Сталинградом. См.: Анатомия войны… С. 419, 420.

9 Бобренев В., Петренко Г. После них была только смерть // Армия. 1992. № 3/4. C. 43.

10 Ниедре О. Историческая справка / Рассказ гренадёра // Родник. 1990. № 3 (39). C. 60; Myllyniemi S . Die Neuordnung der baltischen Lander 1941-1944. Zum Nationalsozialistischen Inhalt der deutschen Besatzungspolitik. Helsinki, 1973. S. 210.

11 Цит.по: Myllyniemi S. Op. cit. S. 130.

12 Ibid. S. 231.

13 Isberg A. Zu den Bedingungen des Befreiens: Kollaboration und freiheitsstreben in dem von Deutschland besetzten Estland 1941 bis 1944. Stockholm: Almquist & Wiksell intern., 1992. S. 89, 90; Myllyniemi S. Die Neuordnung der baltischen Lander 1941-1944. S. 232; Политико-экономическое положение во время оккупации Литвы. Справка № 663 Литовского ШПД от 9 июля 1943 г. См.: РГАСПИ. Ф. 69. Оп. 1. Д. 1010. Л. 20.

14 Из письма комиссара гор. Каунаса… С. 215; Myllyniemi S. Op. cit. S. 232, 233.

15 Подробнее см.: Станкерас П. Литовские полицейские батальоны. 1941-1945 гг. М.: Вече, 2009. С.71, 74, 75.

16 Там же. С. 223.

18 Rastikis S. Korose del Lietuvos: Kario atsiminimai. Vilnius: Litaunus, 1990. II Dalis. P. 321.

19 Myllyniemi S. Op. cit. S. 104, 105.

20 Разведсводка № 13 Литовского ШПД от 27 октября 1943 г. См.: РГАСПИ. Ф. 69. Оп. 1. Д. 1006. Л. 47.

21 Собственноручные показания Еккельна от 1 октября 1945 г. См.: Прибалтика. Под знаком свастики (1941-1945): Сборник документов / Сост. В.К. Былинин, М.Ю. Крысин, Г.Э. Кучков, В.П. Ямпольский. М.: Объединённая редакция МВД России; Военная книга; Кучково поле, 2009. С. 27.


24 февраля состоялись очередные торжества по поводу дня эстонской независимости. Впервые в новейшей истории страны традиционные шествия националистов не имели явной русофобской поступи. Скорее наоборот – всех жителей страны настойчиво приглашали на одну сторону политических баррикад, отринув былые обиды и обвинения.

Таков гибридный эффект миграционного кризиса в ЕС: десятки государств Евросоюза изо всех сил противостоят нашествию беженцев. Не смущаясь отсутствием смуглых переселенцев в пределах собственных границ. С активным надрывом работая на перспективу сбережения малых народов Европы от больших народов Азии и Африки.

В конце 2015 года на улицах финских городов появились гражданские патрули в черных куртках с надписями «Soldiers of Odin» . Название взято из скандинавской мифологии, причём дохристианской. О́дин – верховное божество и царь-жрец, смиренный волхв и бог победы, повелитель валькирий, покровитель бесстрашных воинов и властитель Валгаллы. Его имя внушает ужас неистовым боевым буйством, копье Одина никогда не промахивается, восьминогий конь втаптывает в прах любых супостатов…

Финские Солдаты Одина открыто заявили об антимигрантской направленности своего патрулирования. Понаехали тут басурмане, понимаешь, шагу не пройти. С удивительным проворством филиалы «Soldiers of Odin» появились в Норвегии, Швеции и в прибалтийских странах. На официальной основе, с регистрацией новых общественных объединений, уплатой членских взносов, медийными мероприятиями, уличными шествиями и т.д. С целью выдавливания неправильных иностранцев из Северной Европы – цивилизованным образом или как получится.

В Финляндию за 2015 год действительно прибыло 38.000 мигрантов. В Швецию – около 180.000, рекордный показатель концентрации беженцев относительно местного народонаселения. В Норвегию в 2015 году приехало около десяти тысяч человек из беднейших и разрушенных регионов планеты. Миграционный фактор стал доминирующим в демографии королевства – за последние 10 лет доля афроазиатского населения Норвегии возросла в 10 раз, с 1 до 10 %. Кстати, только норвежские патрули Солдат Одина моментально спровоцировали ответные действия. Мусульманская молодежь Осло организовалась в свои патрули. Столкновения между патрульными пока маловероятны по веским географическим причинам. «Одинцы» патрулируют небольшие норвежские городки, их визави – норвежскую столицу.

В Эстонию и Литву за весь 2015 год приехало десятка два мигрантов из новой европейской волны-миллионника. Латвия официально приняла шесть человек.

Появление «Soldiers of Odin» в Прибалтике – акт заблаговременного давления на сомнительных иностранцев. Аналог общеизвестного предупреждения на трансформаторной будке или ЛЭП. Гостеприимное «Не влезай – убьет!», оформленное для наглядности молнией. Или двумя, с рунической стилизацией и факельными маршами. Как получится. У эстонских одиносолдат, у их командиров в гражданской форме одежды получается весьма своеобразно.

В пылу борьбы с отсутствующими мигрантами они готовы примириться с присутствующими российскими «агентами»!

Радикальные, националистические и консервативные силы Эстонии (политические и околополитические) демонстрируют нелюбовь к новым иммигрантам вкупе с симпатией к русскоязычному населению. По крайней мере, на словах. Основные тезисы данного симбиоза таковы:

«Мы живем под одной крышей и должны дружить».

«Мы все европейцы и чужаки нам не нужны».

«Беженцы-мигранты не будут работать, они лентяи и проходимцы».

«Иностранцев будут содержать на пособия и пенсии за наш счет».

«Нам самим работы (жилья, школ, льгот, перспектив) мало».

«Не желаем ухудшения криминальной обстановки, существования чуждых Европе обычаев и традиций».

«Не позволим сделать из Таллинна аналог Могадишо».

«Среди новых пришельцев множество боевиков халифата, преступников, насильников и террористов».

«Давайте отправим всех чужаков назад, в пекло войны и нищеты. Будем активно их жалеть в комфортных европейских условиях».

Еще несколько лет назад националисты Эстонии, Латвии и Литвы незваными пришельцами именовали собственных соотечественников русского происхождения. Называли их потомками оккупантов, наследниками угнетателей местного населения, проводниками имперской политики. Радовались внедрению уникального статуса «неграждан», бредовым искам о финансовых компенсациях к РФ, очередному глумлению над памятниками советской эпохи.

Сегодня эстонские правые и ультраправые распространяют воззвания к своей целевой аудитории… на русском языке! В том числе весомые политические силы – консерваторы из Народной партии и активисты Партии народного единства: «Речь идет о сохранении эстонской государственности, эстонской культуры, эстонской идентичности.… Наша цель – сплотить людей всех национальностей, Эстонии необходим референдум об отказе от принудительной иммиграции…»

Страх перед квотированным распределением беженцев оказался сильнее выдуманных ужасов о русских «оккупантах».

Бронзовый советский солдат не полезет под юбку эстонской женщине – собственно, как и любой адекватный житель или гость этой страны вне зависимости от своей национальности, расы, вероисповедания.

Для прохождения в парламент, для желаемого итога антимигрантского референдума крайне важны голоса русскоязычных граждан Эстонии. Коих насчитывается 25 % всего электората – и это весьма активно голосующая часть.

Новый эстонский национализм ситуативен. Главная цель текущего момента – поставить законодательный барьер миграционной политике ЕС. Предотвратить революционный демографический сдвиг в маленькой Эстонии. Где численность этнических эстонцев неумолимо сокращается при нулевой иммиграции. За годы восстановленной независимости – с 963 до 895 тысяч человек. Для этой цели все средства хороши – и театрализованные парни в куртках с именем скандинавского бога, и ласковые реверансы в адрес русскоязычных соотечественников, и угрозы уроженцам неевропейских стран.

На планы размещения войск НАТО в Эстонии креативность местного национализма не распространяется. Как и удивительные высказывания президента страны о невозможности построить процветающую Эстонию по причине… физического соседства с Россией! Норвежцы с финнами явно не в курсе занимательной политической географии от Т. Х. Ильвеса. Накануне сложения президентских полномочий (в августе 2016) главе государства позволительны русофобские выпады. Амбициозным националистам приходиться думать о политическом будущем в поиске ситуативных союзников.

P.S. К практике тюремного заключения за злободневные политические шутки (!) всегда можно вернуться после выборов и референдумов. 25 февраля 2016 года суд Курземского района Риги приговорил жителя Латвии к шести месяцам тюрьмы за ироничную сетевую петицию о присоединении страны к РФ. Надо было шутить о вхождении Латвии в США, вместо камеры получил бы медаль с почетной грамотой, если не кресло в парламенте…

Как известно, нынешняя Эстония находится на переднем фронте борьбы западного мира с Россией. Впрочем, такое поведения эстонских начальников вполне логично. Оно стало следствием политической русофобии, которая была и остаётся краеугольным камнем политики Эстонии со времён обретения независимости. С просьбой рассказать о том, что творится в этой бывшей советской республике, мы попросили одну нашу читательницу.

Она проживает в Эстонии уже не один десяток лет. Звать её Анастасия Григорьева. Оговоримся сразу, это псевдоним. Женщина, согласившись на интервью, попросила не называть её настоящего имени, так как опасается преследования со стороны властей Эстонии, которые, по её словам, чрезвычайно мстительны и вполне могут «отыграться» как на самой героине, так и на её семье...

— Скажите, Анастасия, а как вообще судьба занесла вас в Эстонию?

— Это было очень давно, ещё в советские годы. Я вышла замуж за штурмана дальнего плавания, чей корабль был приписан к Таллинскому порту... Знаете, тогда меня, человека выросшего в средней полосе России, Эстония очень поразила. И эти черепичные остроконечные крыши, как из сказок Андерсена, и шпили куполов эстонских церквей, и узкие улочки и переулки, вымощенные булыжником. Да и над самим Таллином веяла какая-то благость тихого нешумного города — жило там тогда не больше 300 тысяч жителей.

Да, нам с мужем было поначалу трудно. Но отнюдь не по причине национального притеснения, а в силу понятных житейских обстоятельств, связанных с началом самостоятельной жизни. Я долгие годы работала в чисто эстонском трудовом коллективе, и ни разу, пока не наступила государственная независимость, не ощущала на себе дискриминацию.

— Неужели тогда всё было так идеально?

— Иногда в общественных местах нам шипели вслед: «Вы не дома! Убирайтесь к себе в свою Россию!» Однако этим шипением, кстати очень редким, всё и ограничивалось. Ведь все мы находились под защитой сильного государства, которое к тому же стремилось сделать из Эстонии одну из самых развитых республик Союза, своего рода эталон социалистического развития.

Республике создали мощный торговый и рыболовецкий флот, за счёт союзного центра развивали животноводство, молочное хозяйство, чья продукция пользовалась спросом во многих странах мира. Строились заводы, работавшие с новейшими технологиями, выстроили мощный Ново-таллинский грузовой порт, прокладывались шоссейные трассы, каких не было в других частях страны. В Таллине как грибы росли новые жилые районы — очередей на квартиры практически не существовало.

Всё это создавалось главным образом руками русских людей, которых власть привлекала в республику разными способами. Вербовали в бедных псковских и новгородских деревнях, направляли в Эстонию по комсомольским путёвкам, кто-то сам приезжал в поисках лучшей жизни. Все они внесли весомый вклад в развитие Эстонии, которая после 1991 года решила вытереть о них ноги.

— Интернациональный дух советской эпохи рухнул в один момент?

— В общем-то, да. Как только Эстония приобрела самостоятельность, стало складываться ощущение, что многие эстонцы решили выместить на нас всю свою неизвестно на чём основанную злобу. Резко обострились отношения в трудовых коллективах, словесные стычки на национальной почве проходили в общественном транспорте, на рынках, в больницах. Нас стали обзывать «оккупантами, мигрантами, Ваньками, не помнящими родства».

— Эти настроения были характерны для всех эстонцев без исключения?

— Нет, конечно. Есть немало эстонцев, кто нам сочувствовал и сочувствует поныне, понимая всю гнусность и лживость антироссийской пропаганды. Но, к сожалению, не эти люди сегодня определяют политику государства.

Понимаете, эстонский национализм был взращён не в народной среде, а в среде интеллигенции, поднявшей свой голос в перестроечные годы. Эти люди прорвались к власти и с тех пор сделали русофобию официальной идеологией. Ведь легче всего объяснить любые экономические и политические неурядицы происками неких внутренних врагов в лице русскоговорящих граждан.

Русских сильно урезали в правах — в один день лишили прописки и дали временный вид на жительство. Помню, что творилось у ворот службы миграции, когда толпы русских людей пытались получить этот вид! Очередь занимали с вечера, выстаивали ночи напролёт. А утром чиновники выбрасывали в толпу с десяток номеров, не больше. Многим приходилось выстаивать по неделе!

Но даже получив вид на жительство, мы столкнулись с другими проблемами. Надо было ещё и получить разрешение на ту же работу, где многие до того трудились годами, — эстонские начальники могли выбросить человека на улицу без всяких объяснений. Начались массовые увольнения русскоязычных граждан из государственных органов власти, из правоохранительных структур, из систем образования и медицины.

Самые большие сложности возникли у тех из нас, кто захотел получить эстонское гражданство. Правительство для русских определило в этом плане следующие приоритеты: лица, проживавшие в Эстонии «до оккупации» (то есть до 1940 года); лица, внесшие большой вклад в культурное развитие Эстонии (артисты, журналисты, спортсмены и так далее). Но квоты здесь очень ограничены — речь прежде всего шла о лицах, которые в перестроечные годы исправно голосовали за националистическую партию «Эстонский национальный конгресс»; при голосовании люди получали специальные карточки, которые после получения независимости стали своеобразным пропуском для получения гражданства.

Из-за этих приоритетов без гражданства осталось 99,9 процента русскоязычного населения. Правда, ещё можно было сдать государственный экзамен по языку. Но хитрость здесь состоит в том, что эстонский язык относится к финно-угорской группе — в нём 14 падежей, нет женского и среднего рода, есть и ещё множество подобных грамматических нюансов, просто непонятных нам, славянам. Поэтому взрослому русскому человеку овладеть эстонским языком практически не представляется возможным.

Однако даже если вы научились прекрасно говорить по-эстонски, вас всё равно завалят на экзамене. Поскольку вам станут задавать такие вопросы, на которые далеко не каждый коренной эстонец сможет ответить. К примеру, одну мою знакомую спрашивали: сколько полос на национальной юбке у эстонских женщин, какие птицы водятся на таком-то эстонском болоте? И так далее, в таком же духе.

Словом, эстонские власти делали и делают всё, чтобы как можно меньше русских получили гражданство. Хотя за взятку в этой стране можно всё — чиновники торгуют паспортами, ответами на экзаменационные вопросы. Где-то за 200 — 500 долларов гражданство можно получить без особых проблем. Чем сегодня и пользуются всякого рода проходимцы и жулики чуть ли не со всего СНГ.

— А вы сами получили гражданство?

— Нет, хотя очень хорошо владею языком и всегда глубоко интересовалась культурой и традициями Эстонии. Я — по духу и воспитанию русский человек, поэтому приняла гражданство России. Таким, как я, запрещено занимать ответственные должности на государственной и иной службе, работать в крупных фирмах, принимать участие в выборах. Даже для тяжёлых физических работ правительство издало негласное распоряжение — выше бригадира русского не поднимать. Сейчас мы занимаемся в основном мелким и средним бизнесом — торговля на рынках, автомойки, небольшие мастерские — тем и кормим себя и свои семьи.

— Ощущали ли вы все эти годы поддержку со стороны нашего Российского государства?

— Увы, я считаю, что в 90-е годы Россия нас бросила. Помню, когда подписывался межгосударственный договор между Россией и Эстонией, в республику приехал Ельцин. Мы подготовили петицию, где указывалось, что в договоре ничего не сказано о правах русскоязычного населения, о положении бывших советских военных. Наши представители ждали Ельцина на аэродроме, откуда он должен был улетать в Москву. Но напрасно: Ельцин с эстонцами напился на банкете, в невменяемом состоянии погрузился в автомобиль и отправился в Ригу, на встречу с латвийским президентом.

Господи, все эти так называемые российские либералы, кроме омерзения, у меня никаких иных чувств не вызывают! Как-то приехал в Эстонию известный журналист Юрий Щекочихин. Он побывал на пьесе в Русском драматическом театре. Там к нему обратились с просьбой поднять в российских СМИ тему положения русских людей в Прибалтике. Но в ответ Щекочихин талдычил о том, что всё здесь нормально, нам надо смириться, что «это демократия» и т.д. А затем поспешно куда-то ретировался со своими эстонскими друзьями...

С приходом Путина ситуация изменилась в лучшую сторону. В российском посольстве активизировали выдачу российских паспортов, военным пенсионерам регулярно выплачивают приличные, по нашим меркам, пенсии, организуют для нас праздники, вечера, решают с эстонскими властями возникшие проблемы. Посольство — это наш островок, отдушина, где можно ничего не бояться. Спасибо за это посольским работникам!

— Как вы думаете, почему эстонские власти снесли памятник освободителям Таллина — известного Бронзового солдата?

— Понимаете, этот памятник советским воинам стал для нас, русских, местом встреч, нашего единения. Каждый год 9-го мая толпы людей стекались к монументу — море цветов, горят свечи, слёзы на глазах всех присутствующих. Эстонские власти это очень нервировало. Они — ещё до варварского сноса — уже несколько раз «реконструировали» это место: убрали вечный огонь, сняли надгробную плиту с именами павших освободителей, перекопали сквер. Какие-то мерзавцы не единожды пачкали памятник краской, вандалов до сих пор «ищут»...

Была и ещё одна причина убрать монумент.

У республики всё чаще стали возникать проблемы с экономикой. Здесь нет больше никакой промышленности. Распродан весь когда-то мощный рыболовецкий флот. Заводы точного приборостроения, электротехники приватизированы и перестали существовать. Фактически угроблено сельское хозяйство. Страна, когда-то производившая отличнейшую мясо-молочную продукцию, теперь завозит продовольствие из-за границы!

В первые годы независимости Эстония ещё сохраняла какой-то лоск за счёт распродажи государственного имущества, перепродажи нефти, леса, цветных металлов, шедших главным образом из России, но теперь и этот финансовый ручей высыхает. Страна начинает жить исключительно за счёт дотаций Евросоюза и США, но и там начинают проявлять недовольство и всё чаще задают нашим правителям вопрос — а когда вы сами научитесь зарабатывать деньги?

Именно поэтому в головах политиков и начинают рождаться различные бредовые идеи. Например, о финансовых претензиях к России за якобы причинённый в годы «оккупации» ущерб. Под такие, отдающие настоящей шизофренией требования, начинают подводить и идеологическую платформу, вроде сноса памятников «оккупантам».

Впрочем, рядовым эстонцам дурить голову становится всё сложнее. Они видят, к чему привёл их суверенитет, и поддерживают своих правителей «ногами» — в массовом порядке эмигрируют в США, Канаду, в европейские страны. Эстонские газеты с тревогой начинают писать о вымывании эстонцев с родных земель.

Но разве из благополучной страны люди стремятся уехать?!

Подготовил Вадим Андрюхин, главный редактор

P.S . Как говорится, «свято место» пусто не бывает. Вместо советского интернационализма, вместо Бронзового солдата эстонская власть, подобно прочим балтийским республикам, в настоящая время культивирует местечковый национализм. И нередко этот национализм превращается в пропаганду самого настоящего нацизма! В качестве характерного примера хочу привести статью политолога Юрия Рубцова, опубликованную на сайте «Русский мир Запорожья» ещё в 2011 году:

В Эстонии год 70-летия начала Великой Отечественной войны Советского Союза стал знаменательным, прежде всего, для радикально-националистических и неонацистских сил: едва наступило 22 июня, как там взялись отмечать годовщины вступления гитлеровских войск в те или иные эстонские города…

Первым это сделали в южноэстонском городке Вильянди. Организаторы из Сакалаского общества военных Эстонии не устают повторять, что германское вторжение летом 1941 г. принесло «освобождение Эстонии от советского строя». По словам организатора торжеств Яаники Крессы, «после прихода немцев для эстонцев положение снова нормализовалось… Мы просто хотим поблагодарить всех оставшихся солдат и сказать, что они поступили правильно, борясь с большевизмом».

Эстафету подхватил славящийся своей культурой и старинным университетом Тарту. Здесь с участием министра обороны Марта Лаара торжественно отметили 70-летие захвата местными «патриотами» здания, где располагается штаб-квартира возрождённой после многих десятилетий военизированной националистической организации «Кайтселийт»: с момента захвата началась ликвидация в городе советской власти и подготовка к вступлению в город гитлеровских оккупантов. Министр и главный капеллан Сил обороны Эстонии с помпой открыли на здании мемориальную доску.

На этом поклонники «победоносного вермахта» не остановились: торжества по поводу начала немецко-фашистской оккупации скоро докатились до Таллина, продвигаясь в том же темпе, что и нашествие гитлеровцев 70 лет назад.

Эстонский исторический музей предлагал посетителям экспозицию, посвящённую уроженцу Таллина Альфреду Розенбергу – рейхсминистру восточных территорий фашистской Германии, признанному Нюрнбергским международным трибуналом одним из главных военных преступников. На критику со стороны еврейской общины Эстонии, которая посчитала экспозицию героизирующей преступления нацизма, дирекция ответила, что Розенберг удостоился экспозиции как «известный житель Таллина».

Ещё один факт: в местечке Синимяэ на северо-востоке страны состоялся ежегодный слет бывших военнослужащих эстонской 20-й дивизии СС. Что отмечали здесь недобитые пособники гитлеровских нацистов и их сторонники из «Союза борцов за освобождение Эстонии» и «Общества друзей Эстонского легиона», а также их единомышленники из латышского объединения легионеров и движения «Латышские националисты»? Вспоминали, как они в 1944 г. сдерживали под Синимяэ наступление войск Красной Армии. И попутно распространяли неонацистские взгляды...

Как такое может происходить в европейской стране, входящей в ООН, официально признающей международно-правовые нормы по осуждению всех форм нацизма и ксенофобии, по уголовному преследованию военных преступников?! Центральные власти Эстонии обычно отговариваются своей непричастностью к подобным событиям, списывают их на инициативу местных властей и различных неформальных структур. Премьер-министр Андрус Ансип посчитал традиционные международные слёты ветеранов эстонской 20-й дивизии СС в Синимяэ «всего лишь» «гражданскими акциями памяти погибших во Второй мировой войне, схожими с теми, которые проходят по всей Европе». И подчеркнул: «Представители правительства в них не участвуют».

Такие отговорки выглядят издевательством. Разве не министр обороны Эстонии и одновременно идеолог радикального национализма Март Лаар открывал в Тарту памятную доску в честь карателей, на руках которых кровь тысяч и тысяч людей в Эстонии и России? Разве не он на официальном уровне пообещал добиться признания ветеранов 20-й дивизии СС «борцами за свободу», о чём с удовлетворением говорил на сборище легионеров в Синимяэ депутат парламента от партии «Союз Отечества и Республика» Тривими Веллисте – однопартиец Лаара?

И тот же Март Лаар сделал граничащее с паранойей заявление о том, что со стороны Москвы не исключена… агрессия, в случае которой эстонские партизаны готовы отразить нападение российских танков (?!).

«Уши» официального Таллина торчат за выступлениями неонацистов и ещё в одном случае. По распоряжению министра внутренних дел был запрещён въезд на территорию Эстонии Йохану Бекману, главе Финского антифашистского комитета, члену президиума Международного правозащитного движения «Мир без нацизма», который направлялся на Общественное собрание в память о жертвах нацизма и павших за освобождение Эстонии красноармейцах (оно состоялось в Синимяэ неподалёку от места слёта эсэсовских ветеранов и одновременно с ним). Зато почитателям и единомышленникам легионеров, прибывшим из Латвии, граница была широко открыта!

Однако даже если допустить, что все эти сборища и торжества по случаю побед германского вермахта – инициатива местных властей и «общественников», оправдывает ли это невмешательство руководства страны, судебных властей? И если такое невмешательство налицо, то разве это не открытое пособничество неонацистам?

Директор Центра Симона Визенталя, занимающегося расследованием преступлений нацистов, Эфраим Зурофф говорит: «Я хочу подчеркнуть, что проблема Эстонии с нацистскими преступниками состоит в том, что там нет политической воли, для того чтобы отдать этих преступников под суд». Э.Зурофф считает, что Эстония – прибежище для самых ужасных пособников Гитлера.

В самой Эстонии голос протеста подали лишь общественные организации – Еврейская община Эстонии, движение «Эстония без нацизма» (к слову, официально признанное экстремистской организацией) и некоммерческое объединение «Cписок Кленского». Последняя из них – организация, известная защитой прав российских соотечественников, выступила с заявлением, в котором обратила внимание властей и общественности Эстонии, а также России и Евросоюза на реальные угрозы для всего населения Эстонской Республики: «Это – усиление ультранационалистических и неонацистских настроений в Эстонии, радикализация экстремистски настроенной политэлиты страны». Молчать сегодня, заявляют Д.Кленский и его товарищи, значит дать согласие на газовые камеры XXI века. Мы знаем, что в 30-е годы ХХ века на Западе предпочли закрыть глаза на рост реваншистских и нацистских устремлений в Германии. В итоге это привело к самой страшной в человеческой истории войне.

Сегодня возникает опасность повторения пройденного. Попустительство Запада, а то и явная заинтересованность определённых его кругов дают возможность поднимать голову неонацистам в странах, политические режимы которых кичатся приверженностью к демократии и либеральным ценностям. Молчит Евросоюз, не слышно голоса его Парламентской ассамблеи, которая любит задавать «стандарты демократии» для России. Отстранённую позицию занимают и государства бывшей антигитлеровской коалиции, прежде всего США, Великобритания и Франция, шесть с половиной десятилетий назад воевавшие с гитлеризмом и самим фактом участия в создании ООН выступившие гарантами борьбы с попытками возрождения нацизма.

Такое впечатление, что Департамент информации и печати МИД России, выступивший с заявлением в связи с очередными фактами героизации нацизма в Эстонии и рассчитывающий, что «преступное попустительство со стороны эстонских властей организации подобных мероприятий не должно остаться без внимания и принципиальных оценок со стороны партнеров Эстонии по Евросоюзу и НАТО, профильных международных организаций», стучится в закрытую дверь.

В НАТО и в Евросоюзе абсолютно не церемонятся с выбором средств давления на «недемократические» режимы вроде Ливии или Сирии, но напрочь не замечают возрождения нацизма в лагере «новых демократий» – в Эстонии и других странах. А стоило бы подумать, что ставка на неонацизм и русофобию непременно породит в этих странах своих доморощенных Андерсов Брейвиков – эстонских и прочих. А то и ещё что похлеще…